седален что это такое
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Седален — что такое седален?
Седален — что такое седален?
Седален — это богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть. В древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами».
Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны».
«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.
Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо «кафисмы» Псалтири. Почему и объяснятся это имя «седален» – κάφισμα – таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется «кафизма», а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется «кафизмой», седальном.
В настоящее время седальны поются:
1. после чтения кафисм Псалтири на утрени,
2. после полиелея, причем на воскресной утрени таковой седален заменяется исполнением соответствующего ипакои,
3. после третьей песни канона на утрени и
4. после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.
После седальнов, поемых после кафисм Псалтири (1-й и 2-й) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего канона в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.
По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафисм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью.
Происхождение их и история древни. Описание Синайской утрени VII века знает седальны по кафисмах, названные «успокоительными седальнами». Они вошли и в Иерусалимский и Евергетидский уставы, но мало были употребительны в Студийском монастыре. Седальны по 3-ей песни канона также известны древним рукописным типикам иерусалимской редакции. Они положены, как и седальны после кафисм, перед назидательным чтением из святоотеческой литературы, в частности в недельные дни перед Маргаритом Златоуста».
Седален
Седа́лен (др.-греч. κάθισμα; от др.-греч. κᾰθίζω — сажать, усаживать, садиться, сидеть) — тип песнопения в богослужении Православной Церкви.
История понятия
Понятие «седален» тесно связано с понятием «кафизма» (тем более, что на греческом языке это одно и то же слово), а также с исполнением Псалтири за богослужением. Изначально псалмы в Древней Церкви пелись. С течением времени количество псалмов в богослужении увеличивалось и уже св. Иоанн Кассиан Римлянин в V в. упоминает о том, что в монашеских общинах предпринимались попытки вычитать всю Псалтирь в течение суток. Этот же святой свидетельствует и о появлении традиции сидения во время исполнения псалмов. На рубеже VI–VIII вв. возникает и окончательно формируется особый чин исполнения кафизм, в частности, изначально пропиваемые, они постепенно начинают вычитываться1. В греческих церквях с IX века кафизма начинает означать не только и не столько раздел богослужебной Псалтири, сколько конкретное песнопение перед святоотеческими чтениями после исполнения кафизм. Именно эти песнопения и становятся известными нам седальнами.
Цель исполнения седальнов – отдых после продолжительного предшествующего им богослужения. Об этом, в частности, пишет православный литургист архим. Киприан (Керн): «И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику св. алтарь, но стояще поем я»2. Так, например, в тексте cинайской утрени VII века содержится понятие «кафизм воскресных», что является неудачным переводом слов: «καθίσματα άναπαύσιμα», что дословно означает «седален успокоительный», то есть песнопение для покоя, для отдыха. С другой стороны, цель седальна – раскрытие сути следующего за ним святоотеческого текста. Так как на данный момент святоотеческие тексты после кафизм (толкования Священного Писания, жития святых, Пролог, Лавсаик и пр.) исполняются крайне редко, изначальная суть седальна теряется. В Ипотипосисе седален назван тропарем, коим он в жанровом смысле слова и является: «В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафизм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью»3.
По свидетельству архим. Киприана (Керна), первые упоминания о седальнах как особых богослужебных песнопений относятся к VII веку, к тексту cинайской утрени. Седальны обильно встречаются в текстах Иерусалимского и Евергетидского уставов (откуда они и попали в современное богослужение). Однако, они практически отсутствуют в списках устава Студийского монастыря, что свидетельствует о том, что в Средние века на Руси седальны в богослужении практически не исполнялись4.
Седален в богослужении Православной церкви
Во время пения седальна дозволялось сидеть, с чем и связано его название. Противоположным по смыслу исполнения жанром православного песнопения и молитвословия является акафист (от др.-греч. Ἀ‑κάθιστος — неседален), при котором традиционно сидеть не дозволялось.
Седальны – довольно популярный тип песнопения в православном богослужении и встречаются в чинопоследованиях утрени, повечерия, отпевания, панихиды, молебна, соборования и пр. Именно поэтому седальны можно встретить во многих богослужебных книгах (сборниках): Октоихе, Постной и Цветной Триоди, месячных, праздничной и общей Минеях, Требнике и даже в обычных молитвословах (например, в составе канонов или Последования ко св. Причащению).
Седальны положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3‑й и (или) 6‑й песен канона на утрени, молебне, повечерии и пр. Седальны также исполняются между чтениями 12 страстных Евангелий в Великую Пятницу.
Примечания:
«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.
Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо «кафисмы» Псалтири. Почему и объяснятся это имя «седален» – κάφισμα – таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется «кафизма», а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется «кафизмой», седальном.
В настоящее время седальны поются:
После седальнов, поемых после кафисм Псалтири (1‑й и 2‑й) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего канона в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.
По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафисм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью.
Происхождение их и история древни. Описание Синайской утрени VII века знает седальны по кафисмах, названные «успокоительными седальнами». Они вошли и в Иерусалимский и Евергетидский уставы, но мало были употребительны в Студийском монастыре. Седальны по 3‑ей песни канона также известны древним рукописным типикам иерусалимской редакции. Они положены, как и седальны после кафисм, перед назидательным чтением из святоотеческой литературы, в частности в недельные дни перед Маргаритом Златоуста».
Седален
Седален
Наименование, противоположное первому (ипакои) и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3?й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.
Читайте также
Посем седален, гл. 5
Посем седален, гл. 5 Покой, Спасе наш с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.Слава, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою
Седален, глас 5
Седален, глас 5 Яко странница во граде святаго Петра явилася еси, благоволением Божиим укрепляема, мати премудрая. Божественных даров и чудес удостоившаяся. Темже, имущи дерзновение ко Христу Богу, мир испроси душам нашим и велию милость.Слава, И ныне, БогородиченМати
Седален, глас 2
Седален, глас 2 Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре
СЕДАЛЕН ПО 3-й ПЕСНИ КАНОНА НА ПАНИХИДЕ
СЕДАЛЕН ПО 3-й ПЕСНИ КАНОНА НА ПАНИХИДЕ Седален по 3-й песни канона опускается. Между тем, он такая же неотделимая часть канона, как и кондак с икосом по 6-й песни. Седальны на панихиде назначаются с богородичным, чем панихида сближается с утреней. Когда служба святого
Седален и чтение по 3 песни
Седален и чтение по 3 песни Так как канон, основу которого составляют ветхозаветные песни, рассматривается как нечто аналогичное кафизмам, то на междопесниях его за малой ектенией следует по 3-й песни седален и чтение, а по 6-й песни кондак с икосом, и также чтение. От этого
Седален
Смотреть что такое «Седален» в других словарях:
СЕДАЛЕН — (греч. kathisma, от kathizo сижу), тропарь (см. ТРОПАРЬ), исполняющийся на Утрене (см. УТРЕНЯ) после чтения кафизмы (см. КАФИЗМА) или после 3 й песни канона (см. КАНОН (вид церковного гимна)). Название связано с тем, что в древности седален… … Энциклопедический словарь
седален — сущ., кол во синонимов: 3 • песнопение (11) • песнопения (42) • тропарь (3) … Словарь синонимов
Седален — тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть. Седален берется из Октоиха или Триодей Постной и Цветной, а в предпразднства и попразднства – и из Минеи … Православие. Словарь-справочник
Седален — (κάυισμα) наименование, противоположное акафисту (см.); обозначает песнопение, во время которого верующим позволялось садиться и слушать сидя то или другое чтение. С. положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3 й песни канона пред… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Седален — тропарь, который можно петь сидя … Краткий церковнославянский словарь
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия
ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК — [греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG … Православная энциклопедия
ВЕЛИКАЯ СУББОТА — [Церковнослав. ; греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия
СЕДАЛЕН
Смотреть что такое «СЕДАЛЕН» в других словарях:
седален — сущ., кол во синонимов: 3 • песнопение (11) • песнопения (42) • тропарь (3) … Словарь синонимов
Седален — тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть. Седален берется из Октоиха или Триодей Постной и Цветной, а в предпразднства и попразднства – и из Минеи … Православие. Словарь-справочник
Седален — (κάυισμα) наименование, противоположное акафисту (см.); обозначает песнопение, во время которого верующим позволялось садиться и слушать сидя то или другое чтение. С. положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3 й песни канона пред… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Седален — тропарь, который можно петь сидя … Краткий церковнославянский словарь
Седален — краткое молитвословие, тропарь, во время пения или чтения которого разрешается сидеть … Православная энциклопедия
ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия
ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия
ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК — [греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG … Православная энциклопедия
ВЕЛИКАЯ СУББОТА — [Церковнослав. ; греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия