седален что это такое

Дышу Православием

О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии

ПОПУЛЯРНОЕ

Наши друзья

Седален — что такое седален?

седален что это такое. Смотреть фото седален что это такое. Смотреть картинку седален что это такое. Картинка про седален что это такое. Фото седален что это такоеСедален — что такое седален?

Седален — это богослужебное песнопение, во время которого допускается сидеть. В древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели. Из таких размышлений возникли песнопения, именуемые «седальнами».

Впоследствии стали сидеть и во время чтения псалмов, а название «кафизма» (то есть «седален», «седальный») перенесли и на псалмы. В славянском Уставе слово «кафизма» оставлено для разделов Псалтири, а богослужебные песнопения названы славянским словом «седальны».
«Седален, как показывает само наименование, есть песнопение, приуроченное для сидения верующих во время его исполнения. И действительно, в монастырях, при уставном исполнении богослужения, когда оно затягивается на несколько часов, отдых после долгого стояния необходим. Поэтому седальны и являются такими моментами отдыха братии и молящихся. Исключением, правда, являются особые седальны, на которых «не седим, за еже кадити священнику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, которые поются на утрени Великого Пятка между чтениями 12 страстных Евангелий.

Как общее правило, седален предваряет собою какое-либо назидательное чтение: из толкований Священного Писания, житий святых, Пролога, Лавсаика и т. д. Часто седален исполняется после чтения какой-либо «кафисмы» Псалтири. Почему и объяснятся это имя «седален» – κάφισμα – таким образом, и отдел Псалтири, во время чтения которого сидят, называется «кафизма», а песнопение, после такого чтения псалмов и перед чтением из святых отцов, называется «кафизмой», седальном.

В настоящее время седальны поются:
1. после чтения кафисм Псалтири на утрени,
2. после полиелея, причем на воскресной утрени таковой седален заменяется исполнением соответствующего ипакои,
3. после третьей песни канона на утрени и
4. после шестой песни канона Богородице на вседневном малом повечерии.

После седальнов, поемых после кафисм Псалтири (1-й и 2-й) и после полиелея, а также после третьей песни утреннего канона в неделю, следует чтение из святых отцов или из житий.
По содержанию своему и по напеву седальны приближаются к тропарям. В сущности, они и являются тропарями и по своему способу стихосложения, почему в древних уставах и богослужебных книгах они часто называются «тропарями». Содержание их на недельной утрени после кафисм, например, говорит о том же, что и тропарь, то есть о воскресении, но с несколько иным настроением, с некоторым оттенком грусти, а потому и с большей ревностью.

Происхождение их и история древни. Описание Синайской утрени VII века знает седальны по кафисмах, названные «успокоительными седальнами». Они вошли и в Иерусалимский и Евергетидский уставы, но мало были употребительны в Студийском монастыре. Седальны по 3-ей песни канона также известны древним рукописным типикам иерусалимской редакции. Они положены, как и седальны после кафисм, перед назидательным чтением из святоотеческой литературы, в частности в недельные дни перед Маргаритом Златоуста».

Источник

Седален

Седа́лен (др.-греч. κάθισμα; от др.-греч. κᾰθίζω — сажать, уса­жи­вать, садиться, сидеть) — тип пес­но­пе­ния в бого­слу­же­нии Пра­во­слав­ной Церкви.

Исто­рия поня­тия

Поня­тие «седа­лен» тесно свя­зано с поня­тием «кафизма» (тем более, что на гре­че­ском языке это одно и то же слово), а также с испол­не­нием Псал­тири за бого­слу­же­нием. Изна­чально псалмы в Древ­ней Церкви пелись. С тече­нием вре­мени коли­че­ство псал­мов в бого­слу­же­нии уве­ли­чи­ва­лось и уже св. Иоанн Кас­сиан Рим­ля­нин в V в. упо­ми­нает о том, что в мона­ше­ских общи­нах пред­при­ни­ма­лись попытки вычи­тать всю Псал­тирь в тече­ние суток. Этот же святой сви­де­тель­ствует и о появ­ле­нии тра­ди­ции сиде­ния во время испол­не­ния псал­мов. На рубеже VI–VIII вв. воз­ни­кает и окон­ча­тельно фор­ми­ру­ется особый чин испол­не­ния кафизм, в част­но­сти, изна­чально про­пи­ва­е­мые, они посте­пенно начи­нают вычи­ты­ваться1. В гре­че­ских церк­вях с IX века кафизма начи­нает озна­чать не только и не столько раздел бого­слу­жеб­ной Псал­тири, сколько кон­крет­ное пес­но­пе­ние перед свя­то­оте­че­скими чте­ни­ями после испол­не­ния кафизм. Именно эти пес­но­пе­ния и ста­но­вятся извест­ными нам седаль­нами.

Цель испол­не­ния седаль­нов – отдых после про­дол­жи­тель­ного пред­ше­ству­ю­щего им бого­слу­же­ния. Об этом, в част­но­сти, пишет пра­во­слав­ный литур­гист архим. Киприан (Керн): «И дей­стви­тельно, в мона­сты­рях, при устав­ном испол­не­нии бого­слу­же­ния, когда оно затя­ги­ва­ется на несколько часов, отдых после дол­гого сто­я­ния необ­хо­дим. Поэтому седальны и явля­ются такими момен­тами отдыха братии и моля­щихся. Исклю­че­нием, правда, явля­ются особые седальны, на кото­рых «не седим, за еже кадити свя­щен­нику св. алтарь, но стояще поем я»2. Так, напри­мер, в тексте cинай­ской утрени VII века содер­жится поня­тие «кафизм вос­крес­ных», что явля­ется неудач­ным пере­во­дом слов: «καθίσματα άναπαύσιμα», что дословно озна­чает «седа­лен успо­ко­и­тель­ный», то есть пес­но­пе­ние для покоя, для отдыха. С другой сто­роны, цель седальна – рас­кры­тие сути сле­ду­ю­щего за ним свя­то­оте­че­ского текста. Так как на данный момент свя­то­оте­че­ские тексты после кафизм (тол­ко­ва­ния Свя­щен­ного Писа­ния, жития святых, Пролог, Лав­саик и пр.) испол­ня­ются крайне редко, изна­чаль­ная суть седальна теря­ется. В Ипо­ти­по­сисе седа­лен назван тро­па­рем, коим он в жан­ро­вом смысле слова и явля­ется: «В сущ­но­сти, они и явля­ются тро­па­рями и по своему спо­собу сти­хо­сло­же­ния, почему в древ­них уста­вах и бого­слу­жеб­ных книгах они часто назы­ва­ются «тро­па­рями». Содер­жа­ние их на недель­ной утрени после кафизм, напри­мер, гово­рит о том же, что и тро­парь, то есть о вос­кре­се­нии, но с несколько иным настро­е­нием, с неко­то­рым оттен­ком грусти, а потому и с боль­шей рев­но­стью»3.

По сви­де­тель­ству архим. Кипри­ана (Керна), первые упо­ми­на­ния о седаль­нах как особых бого­слу­жеб­ных пес­но­пе­ний отно­сятся к VII веку, к тексту cинай­ской утрени. Седальны обильно встре­ча­ются в текстах Иеру­са­лим­ского и Евер­ге­ти­дского уста­вов (откуда они и попали в совре­мен­ное бого­слу­же­ние). Однако, они прак­ти­че­ски отсут­ствуют в спис­ках устава Сту­дий­ского мона­стыря, что сви­де­тель­ствует о том, что в Сред­ние века на Руси седальны в бого­слу­же­нии прак­ти­че­ски не испол­ня­лись4.

Седа­лен в бого­слу­же­нии Пра­во­слав­ной церкви

Во время пения седальна доз­во­ля­лось сидеть, с чем и свя­зано его назва­ние. Про­ти­во­по­лож­ным по смыслу испол­не­ния жанром пра­во­слав­ного пес­но­пе­ния и молит­во­сло­вия явля­ется ака­фист (от др.-греч. Ἀ‑κάθιστος — несе­да­лен), при кото­ром тра­ди­ци­онно сидеть не доз­во­ля­лось.

Седальны – довольно попу­ляр­ный тип пес­но­пе­ния в пра­во­слав­ном бого­слу­же­нии и встре­ча­ются в чино­по­сле­до­ва­ниях утрени, пове­че­рия, отпе­ва­ния, пани­хиды, молебна, собо­ро­ва­ния и пр. Именно поэтому седальны можно встре­тить во многих бого­слу­жеб­ных книгах (сбор­ни­ках): Окто­ихе, Пост­ной и Цвет­ной Триоди, месяч­ных, празд­нич­ной и общей Минеях, Треб­нике и даже в обыч­ных молит­во­сло­вах (напри­мер, в составе кано­нов или После­до­ва­ния ко св. При­ча­ще­нию).

Седальны поло­жены после кафизм на утрени, после поли­е­лея, после 3‑й и (или) 6‑й песен канона на утрени, молебне, пове­че­рии и пр. Седальны также испол­ня­ются между чте­ни­ями 12 страст­ных Еван­ге­лий в Вели­кую Пят­ницу.

При­ме­ча­ния:

«Седа­лен, как пока­зы­вает само наиме­но­ва­ние, есть пес­но­пе­ние, при­уро­чен­ное для сиде­ния веру­ю­щих во время его испол­не­ния. И дей­стви­тельно, в мона­сты­рях, при устав­ном испол­не­нии бого­слу­же­ния, когда оно затя­ги­ва­ется на несколько часов, отдых после дол­гого сто­я­ния необ­хо­дим. Поэтому седальны и явля­ются такими момен­тами отдыха братии и моля­щихся. Исклю­че­нием, правда, явля­ются особые седальны, на кото­рых «не седим, за еже кадити свя­щен­нику святой алтарь, но стояще поем я». Это те седальны, кото­рые поются на утрени Вели­кого Пятка между чте­ни­ями 12 страст­ных Еван­ге­лий.

Как общее пра­вило, седа­лен пред­ва­ряет собою какое-либо нази­да­тель­ное чтение: из тол­ко­ва­ний Свя­щен­ного Писа­ния, житий святых, Про­лога, Лав­са­ика и т. д. Часто седа­лен испол­ня­ется после чтения какой-либо «кафисмы» Псал­тири. Почему и объ­яс­нятся это имя «седа­лен» – κάφισμα – таким обра­зом, и отдел Псал­тири, во время чтения кото­рого сидят, назы­ва­ется «кафизма», а пес­но­пе­ние, после такого чтения псал­мов и перед чте­нием из святых отцов, назы­ва­ется «кафиз­мой», седаль­ном.

В насто­я­щее время седальны поются:

После седаль­нов, поемых после кафисм Псал­тири (1‑й и 2‑й) и после поли­е­лея, а также после тре­тьей песни утрен­него канона в неделю, сле­дует чтение из святых отцов или из житий.

По содер­жа­нию своему и по напеву седальны при­бли­жа­ются к тро­па­рям. В сущ­но­сти, они и явля­ются тро­па­рями и по своему спо­собу сти­хо­сло­же­ния, почему в древ­них уста­вах и бого­слу­жеб­ных книгах они часто назы­ва­ются «тро­па­рями». Содер­жа­ние их на недель­ной утрени после кафисм, напри­мер, гово­рит о том же, что и тро­парь, то есть о вос­кре­се­нии, но с несколько иным настро­е­нием, с неко­то­рым оттен­ком грусти, а потому и с боль­шей рев­но­стью.

Про­ис­хож­де­ние их и исто­рия древни. Опи­са­ние Синай­ской утрени VII века знает седальны по кафисмах, назван­ные «успо­ко­и­тель­ными седаль­нами». Они вошли и в Иеру­са­лим­ский и Евер­ге­ти­дский уставы, но мало были упо­тре­би­тельны в Сту­дий­ском мона­стыре. Седальны по 3‑ей песни канона также известны древним руко­пис­ным типи­кам иеру­са­лим­ской редак­ции. Они поло­жены, как и седальны после кафисм, перед нази­да­тель­ным чте­нием из свя­то­оте­че­ской лите­ра­туры, в част­но­сти в недель­ные дни перед Мар­га­ри­том Зла­то­уста».

Источник

Седален

Седален

Наименование, противоположное первому (ипакои) и обозначает собою песнопение, во время которого дозволялось сидеть до слушания бывшего на седальнах чтения, состоявшего в толковании Апостола, Евангелия, или в описании жизни святого, праздника и т. п. Седальны полагаются на утрени после кафизм, полиелея и на 3?й песни канона, за которыми назначается «чтение». Однако с названием седален не соединяется непременно дозволение сидеть, и есть седальны, которые должны быть выслушиваемы стоя.

Читайте также

Посем седален, гл. 5

Посем седален, гл. 5 Покой, Спасе наш с праведными рабы Твоя, и сия всели во дворы Твоя, якоже есть писано, презирая яко Благ, прегрешения их вольная и невольная, и вся яже в ведении и не в ведении, Человеколюбче.Слава, и ныне: От Девы возсиявый миру, Христе Боже, сыны света Тою

Седален, глас 5

Седален, глас 5 Яко странница во граде святаго Петра явилася еси, благоволением Божиим укрепляема, мати премудрая. Божественных даров и чудес удостоившаяся. Темже, имущи дерзновение ко Христу Богу, мир испроси душам нашим и велию милость.Слава, И ныне, БогородиченМати

Седален, глас 2

Седален, глас 2 Моление теплое и стена необоримая, милости источниче, мирови прибежище, прилежно вопием Ти: Богородице Владычице, предвари, и от бед избави нас, едина вскоре

СЕДАЛЕН ПО 3-й ПЕСНИ КАНОНА НА ПАНИХИДЕ

СЕДАЛЕН ПО 3-й ПЕСНИ КАНОНА НА ПАНИХИДЕ Седален по 3-й песни канона опускается. Между тем, он такая же неотделимая часть канона, как и кондак с икосом по 6-й песни. Седальны на панихиде назначаются с богородичным, чем панихида сближается с утреней. Когда служба святого

Седален и чтение по 3 песни

Седален и чтение по 3 песни Так как канон, основу которого составляют ветхозаветные песни, рассматривается как нечто аналогичное кафизмам, то на междопесниях его за малой ектенией следует по 3-й песни седален и чтение, а по 6-й песни кондак с икосом, и также чтение. От этого

Источник

Седален

Смотреть что такое «Седален» в других словарях:

СЕДАЛЕН — (греч. kathisma, от kathizo сижу), тропарь (см. ТРОПАРЬ), исполняющийся на Утрене (см. УТРЕНЯ) после чтения кафизмы (см. КАФИЗМА) или после 3 й песни канона (см. КАНОН (вид церковного гимна)). Название связано с тем, что в древности седален… … Энциклопедический словарь

седален — сущ., кол во синонимов: 3 • песнопение (11) • песнопения (42) • тропарь (3) … Словарь синонимов

Седален — тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть. Седален берется из Октоиха или Триодей Постной и Цветной, а в предпразднства и попразднства – и из Минеи … Православие. Словарь-справочник

Седален — (κάυισμα) наименование, противоположное акафисту (см.); обозначает песнопение, во время которого верующим позволялось садиться и слушать сидя то или другое чтение. С. положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3 й песни канона пред… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Седален — тропарь, который можно петь сидя … Краткий церковнославянский словарь

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия

ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК — [греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG … Православная энциклопедия

ВЕЛИКАЯ СУББОТА — [Церковнослав. ; греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия

Источник

СЕДАЛЕН

Смотреть что такое «СЕДАЛЕН» в других словарях:

седален — сущ., кол во синонимов: 3 • песнопение (11) • песнопения (42) • тропарь (3) … Словарь синонимов

Седален — тропарь, который поется во время чтения кафизм, т.е. псалмов, и во время которого разрешается сидеть. Седален берется из Октоиха или Триодей Постной и Цветной, а в предпразднства и попразднства – и из Минеи … Православие. Словарь-справочник

Седален — (κάυισμα) наименование, противоположное акафисту (см.); обозначает песнопение, во время которого верующим позволялось садиться и слушать сидя то или другое чтение. С. положены после кафизм на утрени, после полиелея, после 3 й песни канона пред… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Седален — тропарь, который можно петь сидя … Краткий церковнославянский словарь

Седален — краткое молитвословие, тропарь, во время пения или чтения которого разрешается сидеть … Православная энциклопедия

ВЕЛИКАЯ ПЯТНИЦА — [Церковнослав. ; греч. ῾Η ἁγία καὶ μεγάλη Παρασκευὴ; лат. Feria VI in Parasceve], пятница Страстной седмицы, один из главных дней церковного календаря, посвященный воспоминанию дня искупительных страданий и Крестной смерти Господа Иисуса Христа.… … Православная энциклопедия

ВХОД ГОСПОДЕНЬ В ИЕРУСАЛИМ — Описанное 4 евангелистами (Мф 21. 1 11; Мк 11. 1 11; Лк 19. 28 40; Ин 12. 12 19) одно из главных событий последних дней земной жизни Господа Иисуса Христа Его торжественное прибытие в Иерусалим накануне праздника Пасхи, к рое хронологически и… … Православная энциклопедия

ЕВТРОПИЙ, КЛЕОНИК И ВАСИЛИСК — [греч. Εὐτρόπιος, Κλεόνικος, Βασιλίσκος] († нач. IV в.), мученики Амасийские (пам. 3 марта, 22 мая), пострадавшие в правление имп. Максимиана. Сведения о святых сохранились в 2 группах греч. агиографических сочинений: в Мученичестве Е. и К. (BHG … Православная энциклопедия

ВЕЛИКАЯ СУББОТА — [Церковнослав. ; греч. Τὸ ̀λδβλθυοτεΑγιον καὶ Μέγα Σάββατον; лат. Sabbatum Sanctum], суббота накануне Пасхи, когда Церковь вспоминает телесное погребение и сошествие Христа во ад, начиная праздновать Его тридневное Воскресение. События В. с. Вера … Православная энциклопедия

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *