сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Система электронного контроля устойчивости ESP: назначение и принцип работы

С развитием электронных систем помощи водителя в ходе управлении автомобилем, появилась возможность для вмешательства электроники в некоторых сложных ситуациях, когда навыков новичка уже не хватает. Автоматика действует быстрее, а главное правильнее, поскольку её программы написаны на основании знаний квалифицированных специалистов, как по практическому вождению, так и по теории поведения автомобиля.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Зачем нужна электронная система стабилизации автомобиля

Одна из подобных программ, в совокупности с датчиками, микрокомпьютерами и исполнительными механизмами, получила название Electronic Stability Program (ESP), что означает систему контроля над стабильностью автомобиля при потере колёсами сцепления с дорогой или на грани такой потери.

Не обязательно употребление именно такого термина, разные автомобильные фирмы могут использовать другие обозначения, в том числе и на других языках.

ESP призвана обеспечить курсовую стабилизацию автомобиля, то есть способность двигаться прогнозируемо для водителя и не терять управляемость, насколько это вообще возможно.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Естественно, когда сцепление потеряно окончательно и никакие действия уже не помогут, в пассажира превратится не только водитель, но и все его автоматические помощники, чуда не произойдёт.

Но если ещё существует возможность вернуть машину на траекторию и успокоить её колебания, просто водитель в силу разных причин с этим не справится, то электроника обязательно поможет.

В определённой степени ESP можно сравнить с идеальным человеком, обладающим мгновенной реакцией и самыми лучшими навыками, к тому же располагает такими органами управления, которых у водителя нет вообще.

Даже автогонщики, долго и упорно тренировавшиеся, могут повлиять на ситуацию только косвенно, поскольку они при всём желании неспособны, в частности, управлять торможением отдельных колёс. В лучшем случае они перераспределят тормозной баланс по осям и то, далеко не на каждом автомобиле такое возможно.

Устройство ESP

В состав системы входят устройства, которые до её появления применялись в антиблокировочных системах тормозов, а также ряд новых, работающих только на стабилизацию:

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Таким образом, инженеры получают в свои руки мощное оборудование, способное серьёзно повлиять на перераспределение векторов тяги и тормозного усилия в любом направлении и под любым углом.

Осталось только разработать алгоритмы управления всей системой и тщательно отработать их миллионами тестовых километров, как и всё, имеющее отношение к безопасности.

Принцип работы Electronic Stability Program

Из теории автомобиля известно, что существуют два нежелательных явления при движении – избыточная и недостаточная поворачиваемость.

В идеале, когда наступает предел сцепления колёс с дорогой, автомобиль должен скользить наружу поворота всеми четырьмя колёсами с одинаковой интенсивностью, точно так же прекращая скольжение одновременно передней и задней осью.

Реально это случается редко, поэтому одна ось неминуемо обгоняет другую, что приводит к появлению ненулевого угла между продольной осью автомобиля и касательной к его траектории.

Причём угол увеличивается, реакция водителя может быть неправильной или запоздалой, машина начинает совершать курсовые колебания, что и означает потерю стабилизации и переход в неуправляемое вращение.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Избыточная управляемость означает опережение в уводе или срыве задней оси. Машина поворачивает нос внутрь поворота, развитие явления принято называть заносом. В определённой мере это условно, но терминология сложившаяся.

Обратная ситуация считается недостаточной управляемостью. Первой срывается передняя ось, автомобиль «плужит», уходя наружу поворота, при этом почти не слушается руля, поскольку наименьшее сцепление именно у управляемых колёс.

Занос

Попасть в занос может любой автомобиль, хотя у заднеприводных, тем более заднемоторных компоновок такая вероятность больше, поскольку именно на заднюю ось приходится избыток тяги в первом случае и основная масса во втором.

Ещё в автошколах водителей учат, что для компенсации заноса надо поворачивать руль в сторону заноса и сбрасывать газ.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Советы настолько же правильные, насколько, как это ни парадоксально, бесполезные, и даже вредные:

Система ESP отреагирует куда адекватней, просто притормозив наружное колесо, а также обеспечив правильное управление тягой, в зависимости от типа привода.

Сам тип начавшейся потери управляемости компьютер заметит по датчику вращения кузова и воздействию водителя на рулевое колесо. Причём влияние будет строго дозированным, без возникновения колебательного процесса.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Предотвращается самое страшное и типичное развитие ситуации, когда машину начинает «разматывать» с нарастанием амплитуды и выбрасывает с дороги на втором или третьем лихорадочном вращении руля запаниковавшим водителем.

Таким образом, вмешательство системы проявится двояко:

Пока машина сохраняет хоть какое-то сцепление с дорогой, ESP способна надёжно погасить занос в самом его начале, водитель не успеет даже испугаться, а скорее всего ничего и не заметит.

Единственное, что ему доступно в штатной ситуации – высвечивание лампочки на передней панели, говорящей, что система сработала и надо быть осторожней, машина на пределе устойчивости.

При опережающей потери зацепа на передней оси автомобиля, да ещё и переднем приводе, ситуация становится совсем неприятной для рядового водителя:

ESP точно так же, как и в предыдущем случае, спокойно отреагирует подтормаживанием нужных колёс, возьмёт на себя управление тягой, а изменением степени усиления рулевого управления прозрачно намекнёт водителю на неправильные действия рулём.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

С работающими на пределе передними колёсами система ничего делать не станет, им и так тяжело, а аккуратно притормозит заднее внутреннее колесо. Обычно этого достаточно для стабильного восстановления траектории.

Неисправности

Поскольку ESP базируется на всех основных узлах антиблокировочной системы тормозов, то и её неисправности связаны с ними. Нарушения в работе самой программы маловероятны.

При отказе система самодиагностики высветит соответствующую лампу на приборной панели. Ездить без ESP очень нежелательно, поведение машины станет непривычным, а с самыми мощными двигателями водитель может просто не справиться с управлением.

Плюсы и минусы

Все достоинства системы понятны из описания её действий в критических ситуациях. Она спасёт автомобиль, когда уже ничто другое ему не поможет.

Более того, при быстрой езде иногда неопытные водители в независимых тестах опережали автоспортсменов, у которых такой системы не было. Не стоит на это надеяться, но ESP умножает способности водителя, если конечно они не нулевые.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Но случаются и неприятные ситуации.

Для борьбы с недостатками существует одно средство – кнопка отключения ESP, имеющаяся на многих автомобилях. Пользоваться ею надо только когда точно известны последствия.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Хотя полностью система не отключается и в этом случае, просто существенно снижается порог её вмешательства.

Можно ли установить систему ESP на автомобиль с ABS

Теоретически возможно изменение конструкции автомобиля с добавлением в него функций ESP.

Для этого заменяется штатный контроллер ABS на такой же, но с новыми функциями, главный тормозной цилиндр, проводка, крепёжные детали, устанавливаются подходящие для данной модели дополнительные датчики и перепрошиваются программы управления. Работа достаточно сложная и дорогая.

Но необходимости в этом практически нет. Во-первых, система давно стала штатной и обязательной для всех новых автомобилей, а во-вторых вмешательство в конструкцию тормозной системы запрещено законодательно.

Ошибки в работе здесь могут непоправимо повлиять на безопасность, что даст эффект, противоположный желаемому. Это занятие лишь для неисправимых энтузиастов тюнинга автомобилей, которых единицы.

Всем остальным проще поменять автомобиль, если уж он настолько стар, что в нём отсутствует такая полезная система.

Источник

Как работает ESP и как ей пользоваться. Это должен знать каждый водитель

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Содержание:

Что такое ESP?

ESP (Electronic Stability Program) — это, если переводить дословно, «электронная программа стабилизации», однако более корректно — электронная система стабилизации. ESP также еще называют «противозаносной системой» или «системой курсовой устойчивости».

Главная задача ESP — контролировать поперечную динамику автомобиля и помогать водителю в критических ситуациях. Проще говоря, система стабилизации должна предотвращать занос и боковое скольжение автомобиля в случае его возникновения, а также помогать сохранять курсовую устойчивость, траекторию движения и стабилизировать положение автомобиля во время выполнения маневров на высокой скорости или скользком покрытии под колесами.

Первой систему стабилизации начала применять на своих моделях компания Mercedes-Benz, которая запатентовала ее в 1994-м. А год спустя, в 1995-м, ESP начали устанавливать на Mercedes-Benz S-Class Coupe. Позже она появилась на седане S-Class и на спорткаре SL. Затем ESP начала появляться и на других моделях марки, а позднее — и в активе остальных крупных автопроизводителей. Причем, многие из них патентовали для системы собственное товарное название. И, как правило, тоже в виде аббревиатуры. Так что система стабилизации у некоторых других производителей может называться ESC, VDC, VSC, DSC, DSTC, однако ее суть и принцип действия от этого не меняется.

С ноября 2011 года ESP наряду с системой ABS стала одной из систем активной безопасности, которой в обязательном порядке должны быть оснащены все новые модели легковых и грузовых автомобилей, регистрируемые в Европейском Союзе. С ноября 2014 года этот закон без исключения распространяется на все новые автомобили. В России наличие ESP на грузовых автомобилях стало обязательным с 1 января 2016 года, а на легковых моделях — с 1 февраля 2017-го.

Как работает ESP?

Работа ESP взаимосвязана с тормозными механизмами автомобиля, ABS, а также с антипробуксовочной системой и электронным блоком управления двигателем. В своей работе ESP активно использует все эти компоненты, комплексно объединяя их действия и обеспечивая несколько контраварийных мер во время возникновения поперечной динамики или, проще говоря, неуправляемого скольжения задней оси автомобиля.

Фактически ESP состоит из микропроцессора (также называют электронным блоком управления), который постоянно обрабатывает сигналы, поступающие с датчиков скорости вращения колес, интегрированных в систему ABS, положения рулевого колеса и давления в тормозной системе.

Кроме того, на процессор поступает информация с двух других датчиков, которые измеряют угловую скорость относительно вертикальной оси и поперечные ускорения автомобиля. Они фиксируют внезапное боковое ускорение, которое является главным маркером скольжения, и, определив его величину, дают дальнейшие распоряжения системе. К этим данным также добавляется значение скорости, с которой движется автомобиль в этот момент, величина угла поворота руля, а также обороты коленчатого вала двигателя. Анализируя эти данные, ESP «понимает», что возник занос и далее дает команду на выборочное подтормаживание одного или нескольких колес автомобиля, исходя из направления заноса и бокового ускорения.

Сами команды на тормозные механизмы отправляются через модулятор АБС, создающий давление в тормозной системе автомобиля. Вместе с этим, ESP отправляет на блок управления двигателем команду на сокращение подачи топлива и уменьшение тяги на колесах.

Система работает всегда и в любых режимах движения: при разгоне, торможении, движении накатом. А алгоритм срабатывания зависит от каждой конкретной ситуации и типа привода автомобиля. Например, в повороте датчик углового ускорения фиксирует начало заноса задней оси. В этом случае на блок управления двигателем поступает команда на уменьшение подачи топлива. Если этого оказалось недостаточно, посредством АБС притормаживается внешнее переднее колесо.

Впрочем, важно понимать, что возможности ESP по корректировке заноса и стабилизации автомобиля в критической ситуации не бесконечны. Законы физики не может отменить ни одна электронная система. И если скорость, на которой возникает занос, слишком высока или коэффициент сцепления скользкой поверхности под колесами слишком низкий, то даже умная электроника может оказаться беспомощной. Всегда важно помнить, что система стабилизации значительно снижает риски возникновения заноса и аварийной ситуации на дороге, но не исключает их.

ESP Off — что это за кнопка и за что отвечает?

Среди опытных водителей есть устойчивое мнение, что система стабилизации не всегда корректно выполняет свою функцию и порой неправильно распознает процессы, происходящие с машиной, и вмешивается в работу тормозных механизмов и двигателя в неподходящий момент.

Отчасти это правда, но только в тех случаях, когда за рулем автомобиля находится человек с большим стажем. Такие водители часто любят ездить на пределе возможностей автомобиля и при помощи приемов контраварийного вождения могут контролировать занос и водить машину в управляемом скольжении.

Кроме того, система стабилизации может излишне «глушить» мотор на бездорожье, когда небольшое скольжение автомобиля в раскисшей колее или на песчаном покрытии просто необходимо для преодоления препятствий. Именно для таких случаев многие современные автомобили, оборудованные ESP, имеют возможность принудительного отключения системы отдельной кнопкой ESP Off.

Как правило, такая кнопка встречается на спортивных машинах или автомобилях со спортивным характером, а также на внедорожниках и кроссоверах, которые по своему основному назначению часто могут оказаться на бездорожье.

Впрочем, функция полного отключения системы стабилизации не всегда доступна. На некоторых моделях кнопка ESP Off отключает ее не до конца, а лишь допускает небольшие заносы и скольжения, вмешиваясь уже в тот момент, когда ситуация становится действительно критической. Кроме того, нередко на полноприводных кроссоверах и внедорожниках функция полного отключения системы стабилизации действует лишь на небольших скоростях — до 50 или 60 км/ч, когда это может быть действительно необходимо на бездорожье.

Что делать, если горит лампочка ESP?

Датчик системы стабилизации на приборной панели, представляющий собой пиктограмму с подсветкой, горит в двух случаях. Первый — если ESP срабатывает. Второй — если система неисправна. Впрочем, в первом случае она, как правило, мигает и затем вновь отключается после предотвращения скольжения, а во втором загорается и не гаснет, пока неисправность не устраняется.

Глобально проблемы с системой могут возникнуть по нескольким основным причинам. Достаточно распространенный случай — это когда есть неисправность датчиков скорости вращения колеса, которые подключены к тяговому устройству и блоку управления двигателем. Каждое колесо имеет отдельный датчик, и если даже один из них выходит из строя, то система больше не уведомляется и об изменениях скорости, и вследствие такой ошибки на приборной панели загорается сигнал о неисправности ESP.

Другой распространенной причиной ошибки ESP на приборной панели может быть неисправный датчик угла поворота рулевого колеса. В случае его выхода из строя система также перестает получать сигналы об угле поворота руля и, соответственно, не может корректно работать.

Кроме того, часто неисправности ESP могут быть связаны с программным обсечением. В таком случае вся тяговая система может потребовать полного перепрограммирования просто из-за проблем с текущим программным обеспечением.

Впрочем, это лишь самые распространенные неисправности. Однако нужно помнить, что система стабилизации состоит из множество сложных компонентов, и поломка любой из них может стать причиной загоревшейся лампочки на приборной панели. Так что при появлении соответствующего сигнала все же лучше обратиться в сервисный центр и устранить неисправность.

Источник

Сбой в электронной системе стабилизации что это

Для предотвращения потери управляемости автомобиля при экстренном торможении на современных автомобилях применяется электронная система стабилизации ESP (Electronic Stability Program – электронная программа стабилизации).

Статистика показывает, что электронная система стабилизации существенным образом влияет на безопасность движения. Например, по данным «Даймлер-Крайслер» количество аварий из-за потери водителем контроля над автомобилем снизилось с момента внедрения ESP в серию на 42%. Американская национальная служба безопасности движения NHTSA дает близкий показатель – 35%. Количество смертей в таких ДТП снизилось в США на 30%.

В систему стабилизации управления автомобилем входят:

Конструктивные узлы ESP включает основные конструктивные узлы ABS. Дополнительными являются датчики угловых и поперечных ускорений и сенсор угла поворота рулевого колеса.

Принципиальное отличие ESP от ABS в том, что она непрерывно следит за соответствием ускорений автомобиля по желанию водителя, выраженному в повороте рулевого колеса, в то время как ABS включается только при торможении. Если ESP понимает, что ускорения машины достигли критических (начинается занос), система приступает к подтормаживанию колес, сбросу или прибавлению скорости вращения колес.

Общая компоновка ESP показана на рисунке:

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Рис. Электронная система стабилизации управления автомобилем:
1 – электрогидравлический блок с контроллером; 2 – датчики частоты вращения колес; 3 ­– датчик угла поворота рулевого колеса; 4 – датчик линейных и угловых ускорений; 5 – электронный блок управления двигателем

ESP выбирает тормозные усилия для каждого колеса отдельно таким образом, чтобы результирующая тормозных сил противодействовала моменту, стремящемуся развернуть автомобиль вокруг вертикальной оси, и удерживала его на оптимальной траектории.

Если автомобиль плохо входит в поворот и скользит передними колесами наружу (недостаточная поворачиваемость), ESP притормаживает внутреннее заднее колесо.

В случае, когда автомобиль в результате заноса задней части пытается повернуть круче, чем необходимо (избыточная поворачиваемость), ESP исправляет ошибку притормаживанием наружного переднего колеса.

Чтобы предотвратить занос заднеприводного автомобиля, ESP уменьшает частоту вращения коленчатого вала двигателя. Благодаря этому возникает стабилизирующий момент сил, возвращающий автомобиль на безопасную траекторию движения.

При угрозе опрокидывания автомобиль стабилизируется за счет уменьшения поперечного ускорения, которое достигается достаточно сильным притормаживанием передних колес и одновременным снижением крутящего момента двигателя. Активный усилитель тормозов быстро нагнетает давление на входном трубопроводе насоса обратной подачи, благодаря этому давление в тормозном приводе моментально возрастает.

Функция стабилизации автопоезда используется на автомобилях с тягово-сцепным устройством. Слабое рыскание прицепа при определенных условиях может усилиться до опасных значений. Это происходит, как правило, в скоростном диапазоне от 75 до 120 км/ч. Если прицеп начал рыскать при некоторой критической скорости, то амплитуда рыскания постоянно увеличивается (явление резонанса). Рыскание передается буксиру, который тоже начинает совершать колебательные движения влево и вправо вокруг вертикальной оси. Такие колебательные движения регистрируются датчиком угла рысканья и анализируются блоком управления. При необходимости сначала оказывается регулирующее воздействие то на одно, то на другое переднее колесо. Если этого недостаточно, блок управления посылает сигнал блоку управления двигателя на уменьшение частоты вращения коленчатого вала, чтобы сбросить скорость, при этом одновременно притормаживаются все четыре колеса.

Наличие прицепа, подключенного к электросети автомобиля, распознается блоком управления автоматически. Функция стабилизации автопоезда отключается, потому что поведение автомобиля в условиях бездорожья может быть ошибочно принято за рыскание прицепа.

Современные системы ESP могут притормаживать одновременно до трех колес, причем каждое с разным усилием.

Кроме притормаживания колес ESP может автоматически вмешиваться в рулевое управление, выбирая наиболее оптимальный в данной ситуации угол поворота рулевого колеса, а также изменять характеристики амортизаторов подвески и трансмиссии. Если система ESP выявит склонность водителя к гоночному стилю, порог чувствительности системы снижается, чтобы приспособиться к данному стилю вождения. Система ESP может принудительно отключаться по желанию водителя, но после выключения зажигания ESP вновь активируется.

Электронная блокировка дифференциала EDS применяется для устранения пробуксовки колес при сохранении приемлимых ходовых качеств автомобиля, без вмешательства водителя. Устройство управления блокировкой дифференциала контролирует при помощи датчиков АБС частоту вращения колес.

Если дорожное покрытие под одной стороной автомобиля скользкое, вследствие чего при скорости до 80 км/ч возникает различие в частоте вращения ведущих колес примерно в 100 об/мин, тогда путем притормаживания пробуксовывающего колеса частота вращения колес выравнивается, а на другое колесо посредством действия дифференциала передается повышенное тяговое усилие.

Для того чтобы тормозной механизм приторможенного колеса слишком сильно не нагревался, блокировка дифференциа­ла при больших нагрузках ав­томатически отключается. Как только тормозной механизм охладится, противобуксовочная система колеса автоматически включается вновь.

При необходимости ESP вмешивается в работу системы управления двигателем и изменяет крутящий момент в со­ответствии с ситуацией.

Доступно о системе динамической стабилизации автомобиля, ее достоинствах и недостатках

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

В производстве современных автомобилей все больше внимания уделяется системам активной безопасности движения. Антиблокировочная система тормозов, разнообразные системы парковки, круиз–контроль, камеры ночного виденья и т. д. Но вот эту систему можно по праву назвать функцией, позволяющей избегать ДТП. Речь идет о системе курсовой устойчивости автомобиля

В кругах экспертов эти системы называют по разному ESC (Электронная система стабилизации) или DSC (динамическая система стабилизации), но именно ее считают самым важным изобретением в сфере автомобильной безопасности после ремней безопасности. Она обеспечивает водителю наилучший контроль за поведением автомобиля.

Электронная система стабилизации срабатывает в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем.

Определение потери управляемости происходит путем сравнения блоком управления действий водителя и реальных параметров движения автомобиля. В случае, когда желаемые параметры существенно отличаются от фактических, система динамической стабилизации распознает ситуацию как неконтролируемую и тут же включается в работу. Время ее срабатывания не превышает 20 миллисекунд. Работает ESP на любых скоростях и при любых режимах движения (разгон, торможение, движение по прямой, прохождение поворотов, а также при свободном качении).

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Стабилизация движения транспортного средства может достигаться следующими способами:

притормаживание определенных колес;

снижение оборотов двигателя;

закрытие дроссельной заслонки;

пропуск впрыска топливо- воздушной смеси;

изменение угла опережение зажигания;

отмена переключения передачи в АКПП;

перераспределение крутящего момента между осями на полноприводных автомобилях.

изменение угла поворота передних ведущих колес (при наличии системы активного рулевого управления);

изменение жесткости амортизаторов (при наличии адаптивной подвески).

Если описать работу системы простым языком, то получится примерно так: система анализирует положение всех колес автомобиля и в зависимости от ситуации, может управлять каждым из них независимо друг от друга, по необходимости притормаживая то или иное, чтобы стабилизировать положение. Система работает, основываясь на сотни и тысячи алгоритмов, заложенных в нее техническим прогрессом.

В зависимости от производителя система курсовой устойчивости может иметь различные торговые наименования:

ESP (Electronic Stability Program) на Audi, Citroen, Fiat, Mercedes-Benz, Opel, Peugeot, Renault, Volkswagen и другие;

ESC (Electronic Stability Control) на Kia, Hyundai;

DSC (Dynamic Stability Control) на BMW, Land Rover, Mazda, Mini;

DTSC (Dynamic Stability Traction Control) на Volvo;

VSA (Vehicle Stability Assist) на Acura, Honda;

VSC (Vehicle Stability Control) на Lexus, Toyota;

VDC (Vehicle Dynamic Control) на Infiniti, Nissan, Subaru.

Система курсовой устойчивости во многом объединяется с антиблокировочной системой и имеет следующее устройство:

датчик угла поворота руля;

датчик давления в тормозной системе;

датчик угловой скорости колес;

датчики продольного и поперечного ускорения;

датчик скорости поворота.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Следует помнить, что ESP не отменяет законов физики и не дает стопроцентную гарантию безопасности движения. Если дорога очень скользкая, то эффективность системы резко падает. Поэтому даже при небольших превышениях скорости на автодороге с маленьким коэффициентом сцепления возможность вылета с трассы увеличивается в разы. Помимо этого, если автомобиль сорвался в глубокий занос, стабилизировать его с работающей ESP намного сложнее, чем с выключенной.

Когда же стоит применять систему динамической стабилизации? Каждый сам для себя решает как удобнее и безопаснее ездить. Можно только посоветовать отключать эту систему в следующих ситуациях:

При езде с небольшой скоростью по сыпучему грунту или размытой дождем грунтовке.
При установленных на колеса цепях.

Если машина застряла в снегу или грязи.

При движении по 15-20 см снега, для предотвращения раннего срабатывания антипробуксовочной системы.

Отключение системы помогает проходить сложные, труднопроходимые и скользкие участки. При обычном режиме движения всегда включайте ESP.

сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Смотреть картинку сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Картинка про сбой в электронной системе стабилизации что это значит. Фото сбой в электронной системе стабилизации что это значит

Многие водители утверждают, что система курсовой устойчивости не нужна. Но проведенные исследования показывают, что одну треть аварий со смертельным исходом можно было бы избежать, если бы все автомобили были оснащены ESP. Эта система на сегодняшний день является самой эффективной системой безопасности, поэтому она нужна не только начинающим автолюбителям, но и профессионалам.

Но, несмотря на все плюсы ESP, в редких случаях она может привести к непредвиденным последствиям и даже авариям. Например, на неровной грунтовке в случае отрыва колеса от дороги, или при движении по льду, когда машину уже начало нести. В таких ситуациях стабилизировать движение гораздо тяжелее, поэтому необходимо заранее отключать систему.

Можно привести случай из жизни:

Водителю нужно было развернуться. По встречной полосе шел интенсивный поток. Заметив небольшой интервал между встречными машинами, автолюбитель нажал газ. Зад слегка повело. И тут вмешалась ESP и «придушила» двигатель. Хорошо, что водители на встречной полосе успели притормозить и тем самым избежать аварии.

Весьма опасно полагаться на электронные системы при агрессивном вождении. Причем самое печальное, что не только для «гонщика», но и для окружающих занос автомобиля на скользкой дороге опасен сам по себе, а когда он происходит при превышении оптимальной скорости, он становится смертельно опасным. А системы курсовой устойчивости, пытаясь исправить ситуацию, лишь ухудшают положение.

Нужна ли вам такая система безопасности или нет, решать вам. Но очень многих аварий удалось избежать благодаря этому полезному автомобильному гаджету.

Содержание

Сущность системы [ править | править код ]

Систему ЭКУ можно рассматривать как расширенный вариант антиблокировочной системы тормозов (АБС). Многие узлы объединены с системой АБС, но вдобавок ЭКУ требует наличия таких компонентов, как датчик положения руля и акселерометр, следящие за реальным поворотом автомобиля. При несоответствии показаний акселерометра показаниям датчика поворота руля, система применяет торможение одного (или нескольких) из колёс машины для того, чтобы предотвратить начинающийся занос.

Срабатывает ESC в опасных ситуациях, когда возможна или уже произошла потеря управляемости автомобилем. Путём притормаживания отдельных колес система стабилизирует движение. Она вступает в работу, когда на большой скорости при прохождении поворота передние колеса сносит с заданной траектории в направлении действия сил инерции, то есть по радиусу большему, чем радиус поворота. ESC в этом случае притормаживает заднее колесо, идущее по внутреннему радиусу поворота, придавая автомобилю большую поворачиваемость и направляя его в поворот. Одновременно с притормаживанием колес ESC снижает обороты двигателя.

Если при прохождении поворота происходит занос задней части автомобиля, ESC активизирует тормоз переднего колеса, идущего по наружному радиусу поворота. Таким образом, появляется момент противовращения, исключающий боковой занос. Когда скользят все четыре колеса, ESC самостоятельно решает, тормозные механизмы каких колес должны вступить в работу. Время реакции ESC — 20 миллисекунд. Работает система на любых скоростях и в любых режимах движения.

Данная система пока является наиболее эффективной системой безопасности. Она способна компенсировать ошибки водителя, нейтрализуя и исключая занос, когда контроль над автомобилем уже потерян, однако её возможности ограничены: если радиус поворота слишком мал или скорость в повороте превышает допустимые границы, никакая программа стабилизации не поможет.

История [ править | править код ]

Впервые системы электронного контроля устойчивости, схожие по принципу действия с современными автомобильными, появились в 1960-х годах в авиации, где обеспечивали устойчивость самолета при пробеге по взлетно-посадочной полосе при посадке или прерванном взлете. Одним из первых такую систему получил англо-французский сверхзвуковой лайнер Concorde по причине высокой посадочной скорости и высокого положения центра масс.

В 1987 году Mercedes-Benz и BMW представили первые системы контроля тяги (противобуксовочные системы).

В 1990 году Mitsubishi выпустила в Японии автомобиль марки Diamante (Sigma), оснащенный новой активной электронной системой контроля тяги и курсовой устойчивости, где впервые эти две системы были интегрированы в одну (названная TCL).

BMW совместно с Robert Bosch GmbH и Continental Automotive Systems разработали систему, уменьшающую крутящий момент, передаваемый двигателем колесу, для предотвращения заноса и применили её в модельном ряду BMW 1992 года. С 1987 по 1992 года, Mercedes-Benz and Robert Bosch GmbH совместно разрабатывали систему электронного контроля устойчивости автомобиля и назвали её « Elektronisches Stabilitätsprogramm » (ESP).

История Mercedes-Benz А-класса [ править | править код ]

Система ESC была создана в 1995 году, но заявить о себе ей удалось только через два года, когда дебютировал первый компактный Mercedes-Benz А-класса. При его проектировании были допущены серьёзные ошибки, которые привели к тому, что новая модель имела склонность к опрокидыванию даже на не очень высокой скорости при выполнении маневров типа «переставка» («лосиный» тест, объезд препятствия).

В Европе разразился скандал; продажи автомобилей Mercedes-Benz А-класса были приостановлены, уже проданные машины — отозваны для устранения недостатков. Перед инженерами компании встала задача: как, не перепроектируя заново автомобиль и сохранив его потребительские качества, решить проблему повышения устойчивости. Эта задача была решена в значительной степени за счет установки с февраля 1998 года соответствующим образом настроенной системы ESC.

Главный контроллер ESC — это два микропроцессора, каждый из которых имеет по 56 КБ памяти. Система позволяет считывать и обрабатывать значения, выдаваемые датчиками скорости вращения колес с 20-миллисекундным интервалом. Помимо А-класса, система ESP является стандартным оборудованием для Mercedes S-класса, E-класса и других. На автомобилях фирмы Daimler-Chrysler применяются системы ESC от лидера в данной области — фирмы Bosch. Системы ESC производства Bosch используют также фирмы Alfa-Romeo, BMW, Volkswagen, Audi, Porsche и другие.

Фактически именно случай с Mercedes-Benz A-класса проторил дорогу повсеместному внедрению электронного контроля устойчивости на европейских автомобилях.

Распространение [ править | править код ]

Пока Швеция проводит кампании по информированию общественности и продвижению использования систем ЭКУ, другие страны законодательно утверждают необходимость их использования.

Обязательное оснащение автомобилей электронной системой устойчивости вводится, с:

Последствия применения [ править | править код ]

Производители [ править | править код ]

Системы электронного контроля устойчивости производятся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *