сапиенс это что в кино
Саспенс: что это такое в кино и литературе?
ДЛЯ НАЧИНАЮЩЕГО СЦЕНАРИСТА
Сегодня в век перенасыщения информацией публика очень быстро может потерять интерес к вашему контенту и переключить внимание на что-то другое. Рассеянность, синдром дефицита внимания и судя по всему дальше ситуация станет только хуже.
Именно поэтому, современным авторам как никогда нужно по максимум использовать приемы управления интересом зрителей. И один из самых мощных инструментов для этого в арсенале у драматургов — это вызванный у публики саспенс.
Саспенс – что это?
Саспенс – это ощущение тревожности и напряжения, возникающие у зрителя в определенные моменты просмотра кино. Ощущение, что сейчас может случиться что-то страшное, в буквальном смысле приковывает внимание зрителя к происходящему на экране.
Саспенс – это специализированный термин из сторителлинга – науки правильного рассказывания историй. Поэтому применяется он только там, где есть какой-то сюжет: в кино, литературе и компьютерных играх.
Очень важно понимать, что саспенс – это именно состояние именно зрителя, а не персонажа. Персонаж, может не испытывать напряжения, а зритель в это время будет забывать дышать и ерзать в кресле.
И для того чтобы это получилось, главное предоставить зрителю всю нужную информацию: то есть рассказать все об опасности поджидающей героев.
Например, представим классическую ситуацию, когда муж не вовремя вернулся с работы. И любовнику пришлось голым прятаться где-то в доме или выбираться из квартиры по карнизу. В этой сцене муж может вообще не догадываться об измене жены и потому вести себя как обычно – расслаблено.
Но зритель, зная что в этот момент горе-любовник из последних сил пальцами цепляется за перила балкона испытает настоящий саспенс.
Чаще всего на саспенс рассчитывает остросюжетное кино. Триллеры, детективы, мистика. Но в локальные моменты напряжение идет на пользу и легким жанрам, комедиям, роуд муви, бадимуви.
Свой пример, Альфред Хичкок всегда заканчивал фразой: «И герои обязательно должны спастись. Иначе зритель этого не простит». Но на самом деле это не совсем так. Правильнее было бы сказать: «И ситуация должна разрешиться именно так, как этого жаждет зритель». Например, если напряженная сцена строится вокруг второстепенного персонажа хоррора, то публика не ждет, что этот герой выживет. И потому, в его случае «бомба» может сработать, и людям это понравится.
Саспенс можно вызвать, даже если ваши персонажи осведомлены о надвигающейся угрозе. Но в этом случае, чтобы добиться нужного напряжения, у персонажа не должно быть выхода позволяющего избежать надвигающейся угрозы.
Например, в фильмах-катастрофах («Титаник», «Послезавтра», отечественный «Экипаж) часто герои узнают о беде одновременно со зрителем. Но если им некуда бежать, саспенс все равно появляется.
Ситуации, когда герой знает о предстоящей опасности столько же сколько и зритель называют «открытым саспенсом». Потому что персонаж в этот момент испытывает не меньше напряжения и неопределенности чем публика. И по аналогии, сюжеты, где герой не подозревает о том что на самом деле происходит за его спиной называют «закрытый саспенс».
Правила саспенса. Как удержать внимание зрителя?
Чтобы вызвать у зрителей саспенс, в первую очередь нужно создать ситуацию, учитывая следующие критерии:
Все эти пункты можно найти в любой напряженной сцене.
Например, давайте рассмотрим уже культовую драку из фильма «Олдбой». В ней есть конфликт – герой хочет пройти через коридор, а толпа бандитов ему мешает. Эта сцена стоит далеко от начала фильма, когда зритель уже подключился к истории и переживает за персонажей. Сцена достаточно длинная, чтобы зритель сумел прочувствовать напряжение и то, как оно нарастает.
Герой не контролирует эту ситуацию, он не может просто обойти бандитов. Очень долгое время, этот конфликт находится в шатком равновесии, ведь непонятно кто победит. Бандитов много, но они боятся Олдбоя. А он один, но ему нечего терять.
Конфликт достаточно прост, чтобы зритель четко увидел два возможных выхода из него: либо Олдбой пройдет, либо его убьют.
Все это и создает напряжение в этой сцене.
И все эти пункты можно найти в любой сцене вызвавшей у вас чувство саспенса. Битва Бастардов из Игры Престолов. Эпизод смерти Муфасы из «Короля Льва». Момент стыковки шатла с поврежденной станцией в «Интерстелларе». Эпизоды с русской рулеткой из «Охотника на оленей»…
Подробнее все этапы создания напряжения мы разбираем в отдельном тексте.
Что такое саспенс в кино
Такой вопрос часто задают начинающие сценаристы. Но сама его постановка неверна. В кино саспенса нет. Ведь это эмоция зрителя.
Так что правильно будет спросить по какой схеме, работают фильмы и сериалы, вызывающие у публики ощущение саспенса.
Если смотреть с этой стороны, то саспенс как правило вызывает какая-то одна сцена, к которой зрителя долго и тщательно ведут.
Мы уже выяснили, что для саспенса, зрителя нужно эмоционально вовлечь в проблемы героя и попутно дать ему всю нужную информацию. Именно поэтому подготовительная работа к созданию напряженной сцены, подчас, гораздо важнее, чем сама сцена.
Мы говорим «сцена напряжения» потому что само ощущение саспенса – это как задержка дыхания – его нельзя держать у зрителя слишком долго. Поэтому достаточно чтобы это ощущение появилось в одной сцене.
Давайте рассмотрим одну из самых масштабных саспенс-сцен последних лет – Битву Бастардов из сериала «Игра перстолов».
Кто-то может сказать, что все сорок минут этого эпизода – нескончаемое напряжение. Но на самом деле это не так. С сюжетной точки зрения, главной точкой для выхода саспенса является кульминация – когда войско Джона Сноу оказывается в окружении превосходящих сил противника. Это самый пик напряжения.
Но до этого в серии есть несколько более мелких, локальных всплесков напряжения (к ним, кстати, публику тоже готовили заранее). Например, попытка спасти младшего брата – Рикона. Или несколько раз меняющийся рисунок битвы.
То есть можно легко проследить, что весь эпизод построен по Хичкоковскому принципу: вдох-выдох.
Вдох – это сапаспенс. Выдох – облегчение.
Ну и чтобы эта цепочка работала на долгой дистанции, в дело вступают основные законы драматургии: чем ближе финал, тем мощнее повествование. Именно поэтому каждый новый момент вызывающий саспенс хоть на чуть-чуть, но повышает ставки.
Так что, если подвести итог, наш тезис остается верным: в кино саспенс вызывают только отдельные сцены, перед которыми должна быть проделана более масштабная и тщательная подготовительная работа.
Примеры фильмов вызывающих спаспенс
Саспенс в литературе
Вызвать чувство саспенса в литературе можно теми же самыми способами, что и в кино. Полная информированность читателя об опасности, время на его эмоциональное вовлечение и затем глава, отвечающая 6 пунктам создания напряжения.
Трудности могут возникнуть, лишь в произведениях, написанных от первого лица. В этом случае очень сложно информировать читателя, минуя героя.
По сути, есть только два варианта выхода из этой ситуации:
Испытать ощущение саспенса можно читая книги Стивена Кинга, Эдагра По, Говрада Лафкрафта, Франца Кафки… Но литература зависит от вкуса потребителя даже сильнее чем кино. Так что только вы сами можете сказать, какие произведения вызывают это чувство конкретно у вас.
САСПЕНС В КИНО
Полезное
Смотреть что такое «САСПЕНС В КИНО» в других словарях:
Саспенс — (англ. suspense неопределённость, беспокойство, тревога ожидания, приостановка; от лат. suspendere подвешивать) состояние тревожного ожидания, беспокойства. В английском языке этот термин широко употребляется при… … Википедия
Кино и экспрессионизм — Термин “экспрессионизм” по отношению к кино употребляется в значительной мере условно и в двух значениях: для характеристики ряда заметных явлений в немецком немом кино 1920 х (так называемого “стилизованного фильма”), и в отношении некоторой… … Энциклопедический словарь экспрессионизма
Нуар (кино) — Запрос «Нуар» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Нуар (фр. film noir «чёрный фильм») жанр американского кинематографа 1940 х 1950 х годов, запечатлевший атмосферу пессимизма, недоверия, разочарования и… … Википедия
ПОСТМОДЕРНИЗМ В КИНО — (postmodernism, от лат. post после и франц. modern современный), термин «постмодернизм» обозначает не какое то узко ограниченное художественное направление или стиль, но определенную культурную доминанту современного общества, поэтому можно… … Энциклопедия кино
Хичкоковская блондинка — «Хичкоковская блондинка» (англ. Hitchcock blonde или Hitchcockian blonde) высокая, красивая, утончённая, «холодная» и элегантная блондинка; характерный для фильмов Альфреда Хичкока женский типаж, окончательно сформировавшийся в 1950 х… … Википедия
Хэллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия
Хэллоуин (фильм) — У этого термина существуют и другие значения, см. Хэллоуин (значения). О ремейке 2007 года см. Хэллоуин 2007. Хэллоуин Halloween … Википедия
Хеллоуин (фильм) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия
Хеллоуин (фильм, 1978) — Запрос «Хэллоуин (фильм)» перенаправляется сюда. О снятом в 2007 году ремейке см. Хеллоуин 2007 (фильм). Хэллоуин Halloween Жанр ужасы / триллер Режиссёр … Википедия
Что же такое саспенс?
Саспенс – что это?
Саспенс – это ощущение тревожности и напряжения, возникающие у зрителя в определенные моменты просмотра кино. Ощущение, что сейчас может случиться что-то страшное, в буквальном смысле приковывает внимание зрителя к происходящему на экране.
Саспенс – это специализированный термин из сторителлинга – науки правильного рассказывания историй. Поэтому применяется он только там, где есть какой-то сюжет: в кино, литературе и компьютерных играх.
Очень важно понимать, что саспенс – это именно состояние именно зрителя, а не персонажа. Персонаж, может не испытывать напряжения, а зритель в это время будет забывать дышать и ерзать в кресле.
И для того чтобы это получилось, главное предоставить зрителю всю нужную информацию: то есть рассказать все об опасности поджидающей героев.
Например, представим классическую ситуацию, когда муж не вовремя вернулся с работы. И любовнику пришлось голым прятаться где-то в доме или выбираться из квартиры по карнизу. В этой сцене муж может вообще не догадываться об измене жены и потому вести себя как обычно – расслаблено.
Но зритель, зная что в этот момент горе-любовник из последних сил пальцами цепляется за перила балкона испытает настоящий саспенс.
Чаще всего на саспенс рассчитывает остросюжетное кино. Триллеры, детективы, мистика. Но в локальные моменты напряжение идет на пользу и легким жанрам, комедиям, роуд муви, бадимуви.
Свой пример, Альфред Хичкок всегда заканчивал фразой: «И герои обязательно должны спастись. Иначе зритель этого не простит». Но на самом деле это не совсем так. Правильнее было бы сказать: «И ситуация должна разрешиться именно так, как этого жаждет зритель». Например, если напряженная сцена строится вокруг второстепенного персонажа хоррора, то публика не ждет, что этот герой выживет. И потому, в его случае «бомба» может сработать, и людям это понравится.
Саспенс можно вызвать, даже если ваши персонажи осведомлены о надвигающейся угрозе. Но в этом случае, чтобы добиться нужного напряжения, у персонажа не должно быть выхода позволяющего избежать надвигающейся угрозы.
Например, в фильмах-катастрофах («Титаник», «Послезавтра», отечественный «Экипаж) часто герои узнают о беде одновременно со зрителем. Но если им некуда бежать, саспенс все равно появляется.
Ситуации, когда герой знает о предстоящей опасности столько же сколько и зритель называют «открытым саспенсом». Потому что персонаж в этот момент испытывает не меньше напряжения и неопределенности чем публика. И по аналогии, сюжеты, где герой не подозревает о том что на самом деле происходит за его спиной называют «закрытый саспенс».
Видео
Саспенс – что это за жанр?
Мы упоминали, что в родном языке по большому счету понятие саспенс – жанр, это определенный набор ощущений и эмоций, которые испытывает зритель/читатель. Такой прием применяют в остросюжетных произведениях: детективах, триллерах, криминальных боевиках и драмах, ужасах, мистике. Саспенс – жанр, с использованием художественных эффектов, вызывающих нарастание тревоги в ожидании развязки.
Что такое саспенс в кино?
Если бы пришлось объяснять ребенку, что такое саспенс в кино, то можно было бы охарактеризовать это состояние на примерах. Это когда при просмотре момента из кинофильма зритель не может усидеть на месте, вскакивает и в сильном волнении за героя момента эмоционально шепчет: «Ну, давай, давай, быстрее, беги!» или «Стой, не иди туда стоооой!» То есть, в кино это полное сопереживание герою так, словно то, что зритель видит на экране происходит с ним самим.
Жанр саспенс в литературе
Если в кино такого эффекта можно добиться при помощи визуальных и звуковых эффектов, то в литературе нужно быть настоящим мастером пера. Чтобы вызвать эффект саспенс, литератору важно создать определенную атмосферу в произведении, когда главный герой симпатичен читателю, а сюжет должен быть в меру наполнен драматизмом. Еще один способ ввести в состояние саспенса – неожиданность, когда ни читатель, ни герой произведения не подозревают о приближающейся опасности. Такой прием шокирует и вызывает напряжение в ожидании развязки.
Саспенс: виды
Саспенс в литературе
Вызвать чувство саспенса в литературе можно теми же самыми способами, что и в кино. Полная информированность читателя об опасности, время на его эмоциональное вовлечение и затем глава, отвечающая 6 пунктам создания напряжения.
Трудности могут возникнуть, лишь в произведениях, написанных от первого лица. В этом случае очень сложно информировать читателя, минуя героя.
По сути, есть только два варианта выхода из этой ситуации:
Испытать ощущение саспенса можно читая книги Стивена Кинга, Эдагра По, Говрада Лафкрафта, Франца Кафки… Но литература зависит от вкуса потребителя даже сильнее чем кино. Так что только вы сами можете сказать, какие произведения вызывают это чувство конкретно у вас.
Сапиенс
Царство: | Животные |
Тип: | Хордовые |
Подтип: | Позвоночные |
Класс: | Млекопитающие |
Подкласс: | Плацентарные |
Отряд: | Приматы |
Подотряд: | Сухоносые |
Инфраотряд: | Узконосые |
Надсемейство: | Человекообразные |
Семейство: | Гоминиды |
Подсемейство: | Гоминины |
Триба: | Гоминини |
Подтриба: | Гоминина |
Род: | Люди |
Вид: | Человек разумный |
Подвид: | Человек разумный разумный |
Челове́к разу́мный (лат. Homo sapiens ) — единственный ныне живущий вид рода Homo семейства гоминид отряда приматов. От современных человекообразных, помимо ряда анатомических особенностей, отличается значительной степенью развития материальной культуры (включая изготовление и использование орудий), способностью к членораздельной речи и абстрактному мышлению. Совокупность человеческих индивидов называют человечеством. Человек как биологический вид — предмет исследования физической антропологии. Разнообразие культур, форм общественной жизни и социальной организации — предмет социальных и гуманитарных наук (социальной и культурной антропологии, социологии, экономики, истории и др.). СодержаниеСистематическое положение и классификацияВместе с рядом вымерших видов человек разумный образует род человек (Homo). От ближайшего вида — неандертальцев — человек разумный отличается рядом особенностей строения скелета (высокий лоб, редукция надбровных дуг, наличие сосцевидного отростка височной кости, отсутствие затылочного выступа — «костного шиньона», вогнутое основание черепа, наличие подбородочного выступа на нижнечелюстной кости, «кинодонтные» коренные зубы, уплощенная грудная клетка, как правило, относительно более длинные конечности) и пропорциями отделов головного мозга («клювовидные» лобные доли у неандертальцев, широко округленные у человека разумного). В настоящее время идет работа по расшифровке генома неандертальцев, которая позволяет углубить представления о характере отличий этих двух видов. Во второй половине XX века ряд исследователей предложили считать неандертальцев подвидом H. sapiens — H. sapiens neanderthalensis. Основанием для этого послужили исследования физического облика, образа жизни, интеллектуальных способностей и культуры неандертальцев. Кроме того, неандертальцев часто рассматривали как непосредственных предков современного человека. Однако сравнение митохондриальной ДНК людей и неандертальцев позволяет предположить, что расхождение их эволюционных линий произошло около 500 000 лет. назад. [1] Эта датировка несовместима с гипотезой о происхождении современных людей от неандертальцев, поскольку эволюционная линия современных людей обособилась позднее 200 000 лет назад. В настоящее время большинство палеантропологов склонны считать неандертальцев отдельным видом в составе роде Homo — H. neanderthalensis. Следует отметить, что, с точки зрения многих религий и школ философии, человек и животные относятся к различным категориям существ, несмотря на внешнее и генетическое сходство человека с приматами, поскольку животным не свойственны (либо имеются в зачаточном состоянии) разум, совесть, сознание, эстетические чувства, религиозность (вера в сверхъестественное, высший или абсолютный разум) и т. д. ЭволюцияПроисхождениеСравнение полиморфизмов митохондриальной ДНК и датирование окаменелостей позволяют заключить, что Homo sapiens по женской линии (от одной женщины, «Евы») появились ок. 200 000 лет назад, «Адам» жил несколько позже. [8] Существуют две доминирующие теориипроисхождения современной популяции человека. Теория «из Африки» предполагает, что предки современных людей мигрировали из Африки и расселились в разных частях мира. Согласно мультирегиональной теории, современные люди являются, по крайней мере частично, потомками различных популяций гоминид. Теория «из Африки» в противовес мультирегиональной подтверждается сравнением последовательностей ДНК современных людей и в настоящий момент принимается большинством палеоантропологов. Ок.74 000 лет назад небольшая популяция (ок. 2 000 человек), пережившая последствия очень мощного вулканического извержения ( 20-30 лет зимы), стала предком современных людей в Африке. Можно предположить, что 60 000—40 000 лет назад люди мигрировали в Азию, и оттуда в Европу (40 000 лет), Австралию и Америку (35 000—15 000 лет). [8] Вместе с тем, эволюцию специфически человеческих способностей, таких как развитое сознание, интеллектуальные способности и язык, проблематично исследовать, поскольку их изменения невозможно прямо отследить по останкам гоминидов и следам их жизнедеятельности, для изучения эволюции данных способностей ученые интегрируют данные различных наук, в том числе физической и культурной антропологии, зоопсихологии, этологии, нейрофизиологии, генетики. Вопросы о том, как именно эволюционировали упомянутые способности (речь, религия, искусство), и в чем состояла их роль в появлении сложной социальной организации и культуры Homo sapiens, остаются по сей день предметом научных дискуссий. Помимо главенствующих теорий антропогенеза, существует и немало менее известных, непроверенных гипотез происхождения человека (вплоть до откровенно фантастических). Например, гипотеза о южноамериканском происхождении нашего вида, или теории, рассматривающие человека, как потомка китообразных или рукокрылых млекопитающих, или даже инопланетных существ. Выдвигаются и предположения об «обратной эволюции» — согласно этим гипотезам, обезьяны являются продуктом деградации человека. Большинство альтернативных гипотез являются достоянием паранауки, и официальная наука их отрицает. ПраворукостьМифология, религия и философия о происхождении человекаС точки зрения многих религий, ставить вопрос о естественном (эволюционном) происхождении всех аспектов человеческой сущности некорректно. Некоторые религиозные группы идут дальше и отрицают эволюционную связь даже телесной природы человека с животным миром — см. креационизм, но такие взгляды порождаются, скорее, буквальным подходом к религиозным текстам, нежели чем взвешенной оценкой метафор. В большинстве мифологий весь человеческий род идёт от пары прародителей — перволюдей, которые стали отцом и матерью остальных людей: В некоторых мифологиях боги создают сразу целый народ. В индуизме, а также в греческой мифологии род человеческий возникал несколько раз. В философии и культуре идея человека проходит долгий путь от фрагмента природы до личности. АнатомияАнатомические строение человека аналогично анатомии других приматов. Наиболее явными внешними различиями являются соотношения размеров костей скелета, обьем головного мозга и оволосение кожных покровов. ФизиологияБиологияОнтогенезЭкстракорпоральная эволюцияСогласно Питеру и Джин Медавар, основное развитие человека в настоящий момент сводится к т. н. «экстракорпоральной эволюции»: человек развивает создаваемые им самим технические средства, вырабатывает в себе навыки обращения с ними (то есть приспосабливает свой мозг к управлению этими средствами, находящимися вне его организма, но соединенными с ним в течение весьма длительных промежутков времени, определяемыми назначением технического средства, подобно тому, как будучи ребенком «осваивал» собственные руки и ноги), и такая «эволюция» в силу своей быстроты значительно превалирует над чисто биологической, оттесняя ее на второй план. Внешний видГолова большая. На верхних конечностях по пять длинных гибких пальцев, один из которых несколько отстоит от остальных, а на нижних — пять коротких пальцев, помогающих балансировать при ходьбе. Помимо ходьбы, люди также способны к бегу, но, в отличие от большинства приматов, не способны к брахиации. ПараметрыМедицинскиеНормаСредний вес мужчины составляет 70—80 кг, женщины — 50—70 кг, хотя встречаются и более крупные экземпляры (некоторые до 500—600 кг). [10] Средний рост мужчины на планете 175 см, а женщины — 158 см. Средний рост человека менялся с течением времени. Так, в средние века люди были ниже ростом, что заметно по размеру рыцарских доспехов того времени. Максимальный достоверно зафиксированный рост человека — 272 см (Роберт Уодлоу). ПатологияФизические способностиПределыСистемыКровеноснаяСостоит из 4-х камерного сердца, и кровеносных сосудов, основной задачей которых является доставка крови к органам и тканям. Репродуктивная (Половая)РазмножениеВ сравнении с животными, репродуктивная функция человека и половая жизнь обладают рядом особенностей. Половая зрелость наступает в 13—16 лет. В отличие от большинства млекопитающих, репродуктивная способность которых ограничена периодами течки, женщинам присущ менструальный цикл, продолжающийся около 28 суток, благодаря чему они способны к беременности в течение всего года. Беременность может наступить в определённый период месячного цикла (овуляция), однако никаких внешних признаков готовности женщины к ней нет. Кроме того, в отличие от всех других млекопитающих, женщины даже в период беременности могут вести половую жизнь. Однако репродуктивная функция ограничена возрастом: женщины теряют способность к размножению в среднем в 40—50 лет (с наступлением климакса). Беременность длится девять месяцев. Из-за больших размеров плода роды могут приводить к травмам и кровопотере у матери. Травмами считаются разрывы промежности у матери в период изгнания плода при неправильном поведении роженицы в родах; для предотвращения разрывов промежности акушеркой проводится эпизиотомия — разрезание промежности роженицы для облегчения появления головки ребенка и предотвращения разрывов промежности у матери, затем, после рождения ребенка, на месте сделанного разреза накладываются швы. Если ребенок очень крупный (по данным исследований — УЗИ, акушерским замерам), а таз матери узкий (по данным акушерских замеров), проводится оперативное родоразрешение — кесарево сечение, при котором под наркозом вскрывается передняя брюшная стенка роженицы, и ребенок вынимается из полости матки через сделанный разрез. Женщина, как правило, единовременно рожает только одного ребёнка (двое и более детей — близнецы — встречаются примерно один раз на 100 рождений). Новорожденный ребёнок весит 3-4 кг, зрение его не сфокусировано, и он не способен самостоятельно передвигаться. В заботе о потомстве в первые годы ребёнка участвуют, как правило, оба родителя: детёнышам ни одного животного не требуется столько внимания и ухода, сколько требуется человеческому ребёнку. Половой диморфизмПоловой диморфизм выражается рудиментарным развитием молочных желёз у мужчин по сравнению с женщинами и более широким тазом у женщин. Скелетная (костная, опорная)ПрямохождениеЛюди — единственные современные млекопитающие, ходящие на двух конечностях. Некоторые обезьяны также способны к прямохождению, однако лишь в течение короткого времени. Правда некоторые лемуры (сифаки) на двух конечностях прыгают. Эндокринная системаНервная системаЗрительнаяИммуннаяМышечнаяДыхательнаяВыделительнаяЛимфатическаяОбонятельнаяОсязательная (тактильная, покровная)Волосяной покровТело человека обычно мало покрыто волосами, за исключением областей головы, а у половозрелых особей — паха, подмышек и, особенно у мужчин, рук и ног. Рост волос на шее, лице (борода и усы), груди и иногда на спине характерен для мужчин. (Отсутствие волос встречается также у некоторых других млекопитающих, в частности у слонов.) Как и у других гоминидов, волосяной покров не имеет подшёрстка, то есть не является мехом. К старости волосы человека седеют. Пигментация кожиКожа человека способна изменять пигментацию: под действием солнечного света она темнеет, появляется загар. Эта особенность наиболее заметна у европеоидной и монголоидной рас. Кроме того, в коже у человека под воздействием солнечного света происходит синтез витамина D. ПищеварительнаяПитаниеЛюди всеядны — питаются плодами и корнеплодами, мясом позвоночных и многих морских животных, яйцами птиц и рептилий, молочными продуктами. Разнообразие пищи животного происхождения ограничивается главным образом специфической культурой. Значительная часть пищи (а животная пища — почти всегда) подвергается термической обработке. Большим разнообразием отличаются и напитки. Человек — единственное живое существо, способное употреблять спиртные напитки в большом количестве. Большинство животных испытывает отвращение к этиловому спирту и напиткам, его содержащим (хотя существуют и исключения, в частности, некоторые собаки могут лакать пиво, лабораторные крысы нередко с удовольствием пьют спирт). Новорожденные дети, как и детёныши других млекопитающих, питаются материнским молоком. Отличия от других животныхЧеловек обладает самым развитым мозгом среди животных. Отношение массы мозга к массе тела больше, чем у любого другого животного (за исключением коаты паукообразной обезьяны), а абсолютная масса мозга больше лишь у слонов и китообразных. У человека хорошо развиты области мозга, отвечающие за равновесие и координацию движений, что позволяет ходить на двух ногах. Обонятельные области, напротив, развиты слабо, что соответствует чрезвычайно слабому обонянию. С другой стороны, человек, как и все приматы, обладает стереоскопическим зрением. ГеномВ 2006 году было обнаружено, что в геноме человека присутствует 212 копий гена MGC8902 — значительно больше, чем в геномах шимпанзе — 37 копий, мыши и крысы — по одной копии. Ген MGC8902 кодирует белок нейронах головного мозга. Исследователи выдвигают предположение, согласно которому многократное дублирование MGC8902, по крайней мере, частично обусловило эволюцию человеческого мозга. Поскольку функция белка DUF1220 не известна, значение данного отличия человека остается неизученным. Продолжительность жизниПродолжительность жизни человека зависит от ряда факторов и в развитых странах составляет в среднем 79 лет. По данным Министерства здравоохранения РФ, на март 2008 г. средняя продолжительность жизни в России составляла 61 год для мужчин и 73 года для женщин. Максимальная официально зарегистрированная продолжительность жизни составляет 122 года 164 дня. [16] Внутривидовой полиморфизмВ пределах вида Homo sapiens выделяют несколько рас — внутривидовых групп популяций, имеющих сходный набор наследуемых морфологических и физиологических признаков, варьирующих в определённых пределах и обусловленных долговременными адаптационными процессами популяций людей, обитавших в различных ареалах. У вида наблюдается непрерывное распределение типов телосложения (мускульного, костного, жирового), пигментации кожи и других признаков; таким образом, раса или этнорасовая группа в терминах популяционной генетики определяется как группа со специфическим распределением частот генов, отвечающих за эти признаки. Комплексы признаков, характерных для этнорасовых групп, отражают не только адаптационную реакцию на условия обитания, но и миграционную историю популяций и историю генетического взаимодействия с другими популяциями. СтарениеПоведениеЧеловек является сложноорганизованным социальным существом. Его поведение зависит как от биологических факторов (физиологические потребности, инстинкты), так и от множества небиологических — культура общества (традиции, культурные ценности), законы государства, личные моральные убеждения, мировоззрение и религиозные взгляды, но степень влияния этих факторов различна для отдельных индивидов и отдельных популяций. Поведение человека изучает психология. Отличительной особенностью человеческого общества является уровень развития образования, достаточный для сохранения накопленного опыта путём последовательной передачи информации от поколения к поколению. Известно, что некоторые животные также могут обмениваться умениями, но цепи передачи нового опыта слишком коротки и опыт зачастую оказывается утерян ещё в рамках того поколения, в котором он был обретен. Например, имеются данные, что имевшие взамодействие с капканами волки при повторном столкновении с ними учат спутников распознавать и избегать ловушки, однако ни разу не наблюдалась передача подобного опыта волчатам. Предполагается, что эффективное образование и накопление знаний стало возможным благодаря развитию двух отделов нервной системы: зоны Брока, давшей возможность быстро и сравнительно точно описывать семантику опыта упорядоченными наборами слов, и зоны Вернике, позволяющей столь же быстро понимать передаваемую речью семантику, — результатом чего явилось ускорение речевого обмена информацией и упрощение усвоения новых понятий. Это, в свою очередь, позволило легко формализовывать опыт в достаточно полное и легко интерпретируемое описание, избегая более ресурсоемких методов обучения. Стоит отметить, что родственные предкам человека и сравнимые с ними по развитию неандертальцы также обладали речью, но заметно более медленной и, предположительно, менее гибкой. В контексте эволюции человека среди других животных выделяет качественно новый характер взаимодействия с окружающей средой — помимо пассивного приспособления к изменяющимся внешним факторам человек активно влияет на них, повышая комфортность среды в соответствии со своими потребностями. Превосходство (как в гибкости, так и в безопасности экспериментов для популяции) негенетического образования над генетической передачей и обработкой данных вкупе с имманентно присущим человеку стремлением к познанию окружающего мира привело к фактически экспоненциальному нарастанию объема доступных знаний и позволило говорить об условном переходе человека на качественно новый этап развития, в рамках которого результаты ментальной деятельности значительно более критичны, нежели результаты игравших ранее первичную роль генетических процессов. Человеку присуща способность действовать независимо от инстинктов, заранее предвидеть результаты своих действий и составлять планы, моделировать собственную деятельность и анализировать себя «со стороны». Некоторые приматы также обладают способностью предвидеть последствия своих поступков, однако она развита слабее, чем у человека. Для человека характерно активное формирование сложных приобретенных потребностей, практически не наблюдавшихся у других животных. Способность к формированию приобретенных потребностей позволяет повышать стабильность общества путём прививания всем индивидам некой «общепринятой» морали. В определённых условиях человеческий разум может пересилить инстинкты, даже инстинкт самосохранения. Примером этому являются самоубийства. Другим примером являются люди давшие обет безбрачия, например, монахи. Они способны долгое время сдерживать инстинкт размножения. Интересные фактыЧеловечествоИстория человеческой цивилизацииНеотъемлемые составляющие человеческой цивилизации возникли в различные эпохи. Часть из них появилась задолго до возникновения Homo sapiens. Каменные инструменты. Наиболее древними на сегодняшний день являются инструменты, найденные в ущелье Олдовай (Танзания). Их возраст оценивается в 2,6 млн лет. Использование огня. Ряд археологических находок демонстрирует, что гоминиды использовали огонь по крайней мере 1,6—1,5 и 1 млн лет назад. [18] [19] Искусство. К наиболее ранним образцам искусства относится рубило с украшением из окаменевших останков морского ежа. Его возраст оценивается в 200 000 лет. Некоторые исследователи считают древнейшим образцом искусства обработанную гальку, найденную в Израиле. Этот камень, возможно, представляет собой изображение женщины. Возраст артефакта составляет 330 000—230 000 лет. Язык и речь. Время появления языка и речи у человека или его предков может быть выведено лишь приблизительно только на основании косвенных археологических или анатомических данных. Развитие областей мозга человека, связанных с регуляцией речи (зона Брока и зона Вернике) прослеживается в черепе Homo habilis, возраст которого составляет 2 млн лет. В развитии материальной культуры выделяют несколько археологических культур, которые отличаются друг от друга типом артефактов (прежде всего инструментов) и технологиями их создания. Первые люди были охотниками и собирателями, что подразумевало в основном кочевой образ жизни. Приблизительно в 10 тысячелетии до н. э. (даты различаются в зависимости от географического региона) в образе жизни людей произошел ряд крупных изменений, связанных с освоением сельского хозяйства и получивших название «Неолитической (сельскохозяйственной) революции». Сельское хозяйство способствовало оседлости и созданию первых поселений, а также породило торговлю, которая в свою очередь способствовала расслоению общества. С развитием технологий сельского хозяйства и ростом численности населения связано становление первых цивилизаций Древнего мира. Всемирную историю принято разделять на следующие периоды: См. такжеНауки о человекеБиблиографияПримечанияСсылкиAustralopithecus: A. anamensis • A. afarensis • A. bahrelghazali • A. africanus • A. garhi Человекообразные обезьяны (Гоминоиды) | |||
---|---|---|---|
Царство: Животные · Тип: Хордовые · Класс: Млекопитающие · Инфракласс: Плацентарные · Отряд: Приматы · Подотряд: Сухоносые обезьяны · Инфраотряд: Узконосые обезьяны | |||
Гиббоновые (малые гоминиды) |
|