самооценка в юношеском возрасте складывается на основе чего
Особенности самооценки в раннем юношеском возрасте
Юношеский возраст – это период жизни человека между подростковым возрастом и взрослостью. В схеме возрастной периодизации онтогенеза. Принятой специалистами по проблемам возрастной морфологии, физиологии и биохимии, юношеский возраст определяется как 17–21 год – для юношей и 16–20 лет – для девушек. В отечественной психологии юность определяется в границах 14-18 лет и рассматривается как самостоятельный период развития человека, его личности и индивидуальности.
В физическом отношении это период спокойного развития. Рост тела в длину замедляется, увеличивается вес. Интенсивно развивается мускулатура, нет диспропорций отдельных частей тела, исчезает неуклюжесть и несоразмерность движений. Нарастает мышечная сила. Увеличивается относительный объем груди, головы, удлиняется и увеличивается лицо.
Происходят изменения в развитии нервной системы и мозга в частности (не за счет увеличения его массы, а благодаря усложнению строения мозга). Строение клеток коры больших полушарий приобретает особенности, характерные структуре клеток мозга взрослого человека. Увеличивается количество ассоциативных волокон, соединяющих участки коры между собой.
Таким образом, создаются предпосылки для усложнения аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий в процессе учения и труда.
Юноши стоят на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Этим и объясняется социальная ситуация развития личности в данном возрастном периоде.
Выстраивание жизненной перспективы может проходить относительно благополучно при оптимальном сочетании прошлого, настоящего и будущего “Я”.
Далее более подробно остановимся на понятии “самооценка”.
Значительный вклад в исследование этой проблемы внесли работы А.В. Захаровой, В.П. Зинченко, А.И. Липкиной, Е.Т. Соколовой, В.В. Столина и др.
Самооценка личности представляет собой обобщенное представление о самом себе, систему установок относительно собственной личности.
Важно заметить, что самооценка является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Она относится к центральным образованиям личности, ее ядру.
Самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию личности, является регулятором поведения и деятельности. Однако нужно заметить, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.
Т. Шибутани полагает, что если личность – это организация ценностей, то ядром такого функционального единства является самооценка.
Б.Г. Ананьев считает, что самооценка является наиболее сложным и многогранным компонентом самосознания (сложный процесс опосредованного познания себя, развёрнутый во времени, связанный с движением от единичных, ситуативных образов через интеграцию подобных ситуативных образов в целостное образование – понятие собственного Я, являющимся прямым выражением оценки других лиц, участвующих в развитии личности.
Самооценку рассматривают и как элемент самоотношения, наряду с самоуважением, самосимпатией, самопринятием и т.п.
Так И.С. Кон говорит о самоуважении, определяя его как итоговое измерение “Я”, выражающее меру приятия или неприятия индивидом самого себя.
А.Н.Леонтьев предлагает изучать самооценку через категорию чувств, рассматривая ее как устойчивое эмоциональное отношение, имеющее выраженный предметный характер, являющийся результатом специфического обобщения эмоций.
М.И. Ковель определяет самооценку как основу внутренней мотивации, которая тесно связана с процессом познания.
Структура самооценки представлена двумя компонентами – когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй – его отношение к себе как меру удовлетворённости собой.
В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.
Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин.
Представления о себе, как о менее способном, некрасивом, невезучем, несчастном, больном присущи, в основном, людям с тревожным, застревающим и педантичным типами акцентуации характера, создают пониженный фон настроения, закрепляют “комплекс неполноценности”. Стойкая излишне низкая самооценка влечет за собой чрезмерную зависимость от других, несамостоятельность и даже заискивание, проявляется робость, замкнутость, даже искаженное восприятие окружающих.
Низкая самооценка может быть обусловлена многими причинами: её можно перенять в детстве у своих родителей, не разобравшихся со своими личными проблемами; она может развиться у ребёнка из-за плохой успеваемости в школе; из-за насмешек сверстников или чрезмерного критицизма со стороны взрослых; личностные проблемы, неумение вести себя в определённых ситуациях также формируют у человека нелестное мнение о себе.
Адекватная самооценка ведет, как правило, к самокритичности и требовательности к себе, формирует уверенность в своих силах, определяет уровень притязаний личности. Неадекватная же самооценка может привести к общей конфликтности субъекта с окружающей действительностью.
У. Джемс полагает, что самооценка прямо пропорциональна успеху и обратно пропорциональна притязаниям. Таким образом, это можно представить в виде формулы:
Самооценка = притязания / возможности.
Основы умения адекватно оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование происходит на протяжении всей жизни индивида.
По мнению Р. Бернса, структура личности и основы самооценки формируются в первые пять лет жизни человека.
Наиболее заметные изменения в содержании самоописаний, в образе Я, обнаруживаются в 15-16 лет. Эти изменения идут по линии большей субъективности, психологичности описаний. Известно, что и в восприятии другого человека психологизация описания после 15 лет резко увеличивается. Усиление субъективности самоописаний обнаруживается в том, что с возрастом увеличивается количество испытуемых, указывающих на изменчивость, ситуативность своего характера, на то, что они ощущают свой рост, взросление.
Подводя итоги, можно заключить, что самооценка представляет собой компонент самосознания, имеет рефлексивную природу, включает в себя такие элементы как: образ “Я – реального”, “Я – идеального”, результат сопоставления этих образов и самоотношение к результату сопоставления. Самооценка является рефлексивным компонентом самосознания, выполняющим регулирующую функцию; она есть отношение личности к результатам сопоставления своих образов реального и идеального “Я”.
В раннем юношеском возрасте самооценка как компонент самосознания приобретает особую ценность, так как по мере накопления опыта реальной деятельности и общения складывается более реалистичная оценка собственной личности, возрастает независимость от мнения родителей и учителей.
Особенности самооценки в юношеском возрасте
Общее понятие, виды и параметры самооценки. Особенности развития самооценки в онтогенезе. Исследование уровня самооценки у юношей с помощью методики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан и методики самооценки личности Будасси.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.06.2014 |
Размер файла | 524,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Формирование самооценки как целостности связано с тем местом ребёнка, которое он начинает занимать в системе общественных отношений (учёба, общественно полезная работа, производительный труд), когда ребёнок к самооценке в той или иной степени подходит с точки зрения общественной необходимости; даже осознание и адекватная оценка своих возможностей, способностей, намерений, по учебной деятельности не могут быть целостными, если ребёнок не осознаёт общественную необходимость учёбы, если такая самооценка не связывается с будущей профессией. Всё это обуславливает необходимость хотя бы краткого рассмотрения особенностей и условий формирования целостной самооценки.[19]
1.4 Особенности проявления самооценки в юношеском возрасте.
Юношеский возраст определяется в психологии как период в развитии человека, соответствующий переходу от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни. Это этап формирования собственного мировоззрения, этап принятия ответственных решений, этап человеческой близости, когда ценности дружбы, любви, интимной близости могут быть первостепенными.
Самооценка младших детей воспроизводит, как правило, ту оценку, которую они получают от родителей и других авторитетных взрослых. Но чем старше становится ребенок, тем в большей мере его поведение переориентируется с оценки на самооценку. Однако осознание своих качеств, особенно сложных морально-психологических черт, таких как слабость, мужество или принципиальность, уже включает в себя момент эмоциональной оценки и социального сравнения (свой ум или красоту можно оценить, только сравнив себя с кем-то другим).
Динамика оценочных суждений от подросткового возраста к юношескому состоит в том, что оценочные суждения подростков, определяемые ожидаемой оценкой со стороны сверстников, качеством и количеством выполненной работы, направлены в первую очередь на нахождение ответов на вопросы, каков он среди других, насколько он похож на них, на что он способен.
У юношей оценочные суждения, определяемые собственным идеалом, выявляют, каков он в глазах окружающих, насколько он отличается от них и насколько он близок к своему идеалу.
Позже самооценочные суждения молодых людей определяются уже синтезом различных видов оценок окружающих, результатами деятельности и направлены на поиск своей значимости для других и для самого себя. [26]
Однако исследования, проведенные методом семантического дифференциала, таких тенденций не подтверждают. Сравнительно-возрастной анализ самоописаний большой группы (1035 мальчиков и 1027 девочек) американских школьников с 6-го по 12-й класс, т. е. с 12 до 17,5 лет (Р. Мондж, 1973), выявил лишь незначительные возрастные вариации. Тщательный трехлетний лонгитюд, в ходе которого 174 мальчика и 156 девочек в возрасте от 11 до 18 лет ежегодно описывали «свое характерное Я» по семибалльной шкале из 21 пары аффективных характеристик, сведенных в 4 фактора (социальная приспособленность, достижения и лидерство, общительность и маскулинность / фемининность), также не выявил существенных возрастных сдвигов, приведя исследователей к выводу, что «человек выходит из переходного возраста в основном таким же, каким он в него вступает» (Д. Дьюзек и Д. Флаерти, 1981).
Чем объясняется расхождение данных разных исследований? Судя по лонгитюдным данным, постоянство и преемственность на всех этапах развития личности перевешивают фактор ее изменчивости.
Переоценка степени устойчивости образа «Я» может быть результатом методического просчета. В большинстве психологических исследований подросткам и юношам предлагали описывать только свое наличное «Я», между тем важнейшие сдвиги в этой сфере затрагивают не столько его, сколько будущее «Я», оценку своих потенциальных возможностей и перспектив. Английские психологи Д. Коулмэн, Д. Херцберг и М. Моррис (1977) показали, что важно учитывать появление у подростков новых вопросов (представление о будущем «Я»), а не только ответов на старые вопросы (наличное «Я»).
Любые самооценки и самоописания предполагают какой-то отбор качеств, критерии которого с возрастом меняются.
А. А. Бодалев (1965) предлагал ученикам 1, 5, 8 и 10 классов охарактеризовать знакомых сверстников, выделив главные особенности их личности. Оказалось, что пятиклассники в два раза реже первоклассников упоминали факты, характеризующие отношение к учителю; значительно реже упоминали учебную работу. Количество упоминаний об учебе продолжает снижаться и у восьмиклассников; они реже фиксируют отношение товарищей к учителям и родителям. Эта тенденция продолжается и в 10 классе. Место ситуативных качеств в характеристиках старшеклассников постепенно занимают обобщенные личностные свойства. Восьмиклассники в четыре раза чаще пятиклассников отмечают кругозор сверстника, значительно чаще упоминают его способности, интеллект, эмоциональные и волевые качества, отношение к труду. Втрое чаще, чем у пятиклассников, упоминаются жизненные планы и мечты.
В 10 классе заметно увеличивается количество указаний на убеждения и кругозор, умственные способности, эмоции и волю; заметно растет удельный вес свойств, связанных с отношением к труду и к другим людям, но уже не отдельно к учителям и родителям, а как более обобщенное личностное качество. Аналогичные тенденции наблюдаются и в развитии самохарактеристик, которые становятся более обобщенными, дифференцированными и соотносятся с большим числом «значимых лиц».
Возрастные сдвиги в восприятии человека включают, таким образом, увеличение количества используемых описательных категорий, рост гибкости и определенности в их использовании; повышение уровня избирательности, последовательности, сложности и системности этой информации; использование более тонких оценок и связей; рост способности анализировать и объяснять поведение человека; появляется забота о точном изложении материала, желание сделать его убедительным. Те же тенденции характерны для самоописаний, которые у подростков и юношей имеют гораздо более личностный и психологический характер и одновременно сильнее подчеркивают отличия от остальных людей.
Д. Эллис, У. Гемэн и У. Катценмайер (1980), изучив возрастную динамику различных аспектов Я-концепции у 6 тысяч учащихся от 13 до 18 лет, нашли, что если вначале самовосприятие равняется на внешние стандарты, то затем его основой становятся стандарты внутренние. В 13-15 лет самооценка определяется исходя из внешних показателей достижения (учебные отметки и т. п.). Около 16 лет появляются собственные критерии значимости. 17-18-летние оценивают себя прежде всего с точки зрения своей внутренней шкалы ценностей, представлений о своем счастье и благополучии.
Соответственно меняются и «предметные» компоненты Я-концепции, в частности соотношение «телесных» и морально-психологических компонентов «Я». Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, сопоставляя свое развитие с развитием товарищей.
Но тенденция эта не является однозначной. Оценивая свои математические способности, старшеклассник может равняться на усредненную школьную оценку или сравнивать себя с товарищами по классу, более слабыми или более сильными, или с каким-либо великим ученым. Не зная подразумеваемого эталона и ситуации, в которой производится самооценка, невозможно судить о ее адекватности или ошибочности.
Кроме того, разные качества имеют для личности неодинаковое значение. Старшеклассник может, например, считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его общего самочувствия, так как он не придает этому качеству большого значения. И наоборот, юноша считает себя талантливым физиком, а его самоуважение тем не менее крайне низко, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникативных свойствах.
По данным советских психологов В. Ф. Сафина (1982), В. А. Алексеева (1984) и А. М. Прихожан (1983, 1984), при переходе от подросткового возраста к юношескому самоописания становятся более субъективными, психологическими. Уровень притязаний в старших классах стабилизируется, а самооценки приобретают автономию от внешних, в частности учебных, оценок.
В сфере самосознания существуют половые различия (Ф. Розенберг и Р. Симмонс, 1975). Если судить по самоописаниям, то девушки гораздо больше юношей озабочены тем, что о них думают другие, значительно более ранимы, чувствительны к критике, насмешкам и т. д.
Юношеские самоописания более динамичны, акцент в них делается на появлении новых интересов, видов деятельности и т. п. Девичьи самоописания более субъективны и говорят в основном об испытываемых чувствах, чаще отрицательных.
Самосознание и самооценки юношей и девушек сильно зависят от стереотипных представлений о том, какими должны быть мужчины и женщины, а эти стереотипы, в свою очередь, производны от исторически сложившейся в том или ином обществе дифференциации половых ролей.
2 Эмпирическое исследование самооценки в юношеском возрасте
2.1 Организация исследования
Нами было проведено эмпирическое исследование по изучению уровня самооценки у юношей.
Объект исследования: уровень самооценки.
Предмет исследования: уровень самооценки в юношеском возрасте.
Цель исследования: выявление особенностей самооценки в юношеском возрасте.
Для достижения нашей цели мы решили ряд следующих задач:
1. подобрать психодиагностический инструментарий;
2. провести эмпирическое исследование;
3. интерпретация и анализ полученных данных.
Исследование проводилось на базе БрГУ им. А. С. Пушкина среди студентов 1-2 курсов. В нём приняли участие 10 юношей и 10 девушек в возрасте от 17 до 19 лет.
В исследовании были использованы следующие методики:
· Методика самооценки личности Будасси. Данная методика содержит список отдельных качеств личности, из которых испытуемому необходимо выбрать 20 качеств «идеального» человека. Далее эти качества ранжируются по степени значимости для идеала, а после по уровню представленности в личности самого испытуемого. [29] (Приложение А)
· Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Данная методика основана на непосредственном оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств, таких как здоровье, способности, характер и т. д. Обследуемым предлагается на вертикальных линиях отметить определенными знаками уровень развития у них этих качеств (показатель самооценки) и уровень притязаний, т. е. уровень развития этих же качеств, который бы удовлетворял их. Каждому испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию и задание. Методика содержит 6 рабочих шкал и 1 контрольную. [29] (Приложение Б)
Каждому испытуемому был предъявлен индивидуальный бланк с методиками. На выполнение каждой методики испытуемым отводилось 15-20 минут.
2.2 Анализ полученных результатов
При помощи методики исследования самооценки личности Будасси были получены следующие результаты:
При помощи методики исследования самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан мы получили следующие данные:
Сравнение результатов, полученных при помощи проведенных методик представлены в таблице 1.
Особенности самооценки в юношеском возрасте
Общее понятие, виды и параметры самооценки. Особенности развития самооценки в онтогенезе. Исследование уровня самооценки у юношей с помощью методики самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А.М. Прихожан и методики самооценки личности Будасси.
Рубрика | Психология |
Вид | курсовая работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 02.06.2014 |
Размер файла | 524,5 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
«БРЕСТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
«ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ»
Выполнила: студентка 2 курса 25 группы
Юхнюк Наталия Олеговна
Тарасов Валентин Валерьевич
1 САМООЦЕНКА КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН
1.1 Понятие самооценки. Виды и параметры самооценки
1.2 Отечественные и зарубежные подходы к изучению самооценки
1.3 Развитие самооценки в онтогенезе
1.4 Особенности самооценки в юношеском возрасте
2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ САМООЦЕНКИ У ЮНОШЕЙ
2.1 Организация исследования
2.2 Анализ полученных данных результатов
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Самооценка связана с одной из центральных потребностей в самоутверждении, со стремлением человека найти свое место в жизни, утвердить себя как члена общества в глазах окружающих и в своем собственном мнении.
Под влиянием оценки окружающих у личности постепенно складывается собственное отношение к себе и самооценка своей личности, а так же отдельных форм своей активности: общения, поведения, деятельности, переживания.
Как же личность осуществляет самооценку? Человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения. Все, что сложилось и осталось в личности, возникло благодаря совместной с другими людьми деятельности и в общении с ними, а для этого предназначено. Человек включает в деятельность и общение. Существенно важные ориентиры для своего поведения, все время сверяет то, что он делает, с тем, что ожидают от него окружающие, справляется с их мнениями, чувствами и требованиями. В конечном счете, если оставить в стороне удовлетворения естественных потребностей, все, что делает человек для себя (учится ли он, способствует чему-либо или препятствует), он делает это вместе с тем и для других, и может быть, в большей степени для других, чем для себя, даже если ему кажется, что все обстоит как раз наоборот.
Несмотря на то, что исследования самооценки проводились неоднократно, в современном мире её изучение является актуальным. Особенно важной эта проблема является для юношеского возраста, так как именно в этот период происходит самоопределение личности, становление её ценностей, приоритетов и целей в жизни и способов их достижения. Мы считаем, что исследование самооценки в этом возрасте позволяет определить перспективы дальнейшего развития личности, профессиональной и социальной реализации.
Объект исследования: самооценка как компонент самосознания.
Предмет исследования: особенности самооценки в юношеском возрасте.
Цель исследования: изучить особенности самооценки в юношеском возрасте.
1) изучить литературу по данной проблеме
2) раскрыть особенности самооценки в период юношества
3) провести исследование уровня самооценки у юношей
1) Анализ литературы;
2) Методика самооценки личности Будасси;
3) Методика исследования самооценки Дембо-Рубинштейна в модификации А. М. Прихожан.
1. Самооценка как психологический феномен
1.1 Понятие самооценки
юноша самооценка личность
В процессе формирования самосознания, как отмечает Б. И. Додонов, особой интенсивности и глубины достигает эмоционально-ценностное отношение человека к себе. Многообразные чувства, эмоциональные состояния, пережитые в разное время в разных ситуациях жизни, образуют эмоциональный «фонд» самосознания. Это составляет основу самооценки, процесс становления которой не имеет предела во времени. Самооценка определяет и направляет весь процесс саморегулирования. Результат этого процесса прямо соотнесен с адекватностью, устойчивостью и глубиной самооценки, динамикой ее развития.
Самосознание принадлежит целостному субъекту и служит ему для организации его собственной деятельности, его взаимоотношений с окружающими и его общения с ними.
Образование отношений формирующегося человека к самому себе является наиболее поздним по сравнению с другими свойствами. Во всех видах деятельности и поведения эти отношения следуют за отношением к ситуации, предмету и средствам деятельности, к другим людям. Лишь пройдя через многие объекты отношений, сознание становится само объектом самосознания. Требуется накопление опыта множества подобных осознаний себя субъектом поведения для того, чтобы отношения к себе превратились в свойство, называемое рефлексивностью. Однако именно эти свойства завершают структуру личности и обеспечивают ее целостность. Они наиболее тесно связаны с целями жизни и деятельности, ценностными ориентациями, установками; выполняя функцию самопознания, самоконтроля, саморегуляции и самоорганизации личности.
Самораскрытие. Самосознание, в свою очередь, основывается на самораскрытии. Вы можете правильно понимать самих себя только в такой степени, в какой способны раскрыться или поделиться о себе с еще, по крайней мере, одним человеком. Соответствующее самораскрытие означает, что вы можете рассказать кому-то еще, кому вы полностью доверяете, то, что вы думаете и чувствуете, не опасаясь неодобрения или неприятия.
1. Ценности, параметры оценок и самооценок, нормы;
2. Образ самого себя;
3. Отношение к себе и оценку себя родителями;
4. Чужую самооценку (например, родительскую);
5. Способы регуляции поведения;
6. Уровень ожиданий и притязаний.
Рассматривая самопознание как один из аспектов самосознания, Чеснокова пишет: «Познавая особенности других людей, свои внешние проявления в деятельности и поведении, отношение к себе других, человек начинает соотносить эти отдельные аспекты познания объективного и в результате сопоставительно-оценочной работы составляет оценку самого себя. Самооценка выступает как своеобразный итог самопознания и отражает его уровень».
С самопознанием тесно связана способность к рефлексии. То есть способность осознавать не только «что я мыслю, ощущаю, вспоминаю», но и «что это именно я мыслю, ощущаю и вспоминаю», Я условно разделяется на Я-действующее и Я-рефлексирующее.
Итоговый продукт самопознания «Я-образ» или «Я-концепция».
«Образ Я» и самооценка различные образования самосознания, но имеющие определенные соотношения друг с другом: знание о себе служит необходимым материалом для самооценки, а оценка себя позволяет соотнести отдельные стороны «образа Я» с определенной системой ценностей. Кроме того, самооценка служит источником пополнения знаний человека о себе, знаний особых, прошедших оценку, поэтому имеющих более высокий порядок.[7]
— «Я-реальное» и «Я-идеальное» (Роджерс, Фрейд, К.Левин);
-«Я-материальное» и «Я-социальное»; образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценка;
Степень рассогласованности отдельных компонентов обуславливает психическое здоровье, устойчивость, мотивацию, связано с процессами саморегуляции. [9]
Представления человека о самом себе, как правило, кажутся ему убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными. Качества, которые мы приписываем собственной личности, далеко не всегда объективны, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. Даже такие на первый взгляд объективные показатели, как рост или возраст, могут для разных людей иметь разное значение, обусловленное общей структурой их «Я-концепции».
Самооценка является «стержнем» саморегуляции на всех этапах ее осуществления, включается в структуру мотивации, определяет направленность саморегулирования, выбор средств и влияет на интерпретацию достигнутого эффекта поведения.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности, с желаемым уровнем ее самооценки. Уровнем притязаний называют уровень образа «Я», проявляющийся в степени трудности цели, которую человек ставит перед собой. Психолог Джемс вывел формулу (1), которая показывает зависимость самооценки человека от его притязаний.
Поведение тех людей, которые стремятся к успеху, и тех, кто старается избегать неудач, существенно различается. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой определенные положительные цели, достижение которых однозначно расценивается как успех. Они изо всех сил стараются добиться успеха. Человек активно включается в деятельность, выбирает соответствующие средства и способы, с тем, чтобы кратчайшим путем достигнуть цели.
Противоположную позицию занимают люди, мотивированные на избежание неудач. Цель их деятельности не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их действия в первую очередь направлены именно на реализацию этой цели. Для таких людей характерны неуверенность в себе, неверие в возможность достичь успеха, боязнь критики.
Очень много для достижения успеха значит и представление человека о своих способностях, необходимых для решения задачи. Установлено, что люди, имеющие высокое мнение о наличии у них таких способностей, в случае неудачи переживают меньше, чем те, кто считает, что соответствующие способности у них развиты слабо.
Параметры и виды самооценки. Традиционно выделяют три основных параметра самооценки: адекватность, высота, устойчивость. [13] Также самооценка может различаться по степени самостоятельности и критичности.
На основе завышенной самооценки у человека возникает идеализированное представление о своей личности, своей ценности для окружающих, Он не желает признавать собственных ошибок, лени, недостатка знаний, неправильного поведения, часто становится жестким, агрессивным, неуживчивым.
Причины подобной самооценки могут скрываться в чрезмерно властном, заботливом или потакающем родительском воспитании, что будет с ранних лет запрограммировано в подсознании человека, рождать чувство неполноценности, а оно, в свою очередь, формирует основу для низкой самооценки.
.Адекватная же самооценка личностью своих способностей и возможностей обычно обеспечивает соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такой человек более энергичен, активен и оптимистичен. Отсюда вывод: нужно стремиться развивать у себя адекватную самооценку на основе самопознания.
Самооценка может быть адекватной и неадекватной. Адекватная самооценка позволяет человеку относиться к себе критически, предполагает равное признание своих достоинств и недостатков. В основе такой самооценки лежит необходимый опыт и знания. Неадекватная самооценка свидетельствует о необъективной оценке человеком самого себя, его мнение о себе в таком случае, расходится с мнением о нем окружающих. Различают неадекватную завышенную и заниженную самооценку.[14]
Захарова пишет, что завышенная оценка себя выполняет функцию защиты через образование эмоциональных барьеров, блокирующих восприятие внешних воздействий или ведущих к искажению и игнорированию опыта. [15]
Установлено, что субъекты с промежуточными показателями оценки себя характеризуются более оптимальными, устойчивыми психическими состояниями, чем лица с высокими и низкими ее значениями.
Из изложенного следует, что выделенные виды самооценки относительно самостоятельны, но взаимосвязаны, взаимообусловлены, по отношению друг к другу могут выступать то как причина, то как следствие. В процессе самоопределения в практической деятельности, тем более в самоопределении в жизнедеятельности, они «предстают» в самосознании то одной, то другой стороной. Кроме того, в самосознании более четко «представляется» та самооценка из трех, которая более значима в данный момент деятельности. Тесная взаимосвязь между этими тремя образованиями обусловливает то, что они кажутся «представленными» друг в друге. Например, наличное «я», включающее осознание и самооценку субъектом своих устойчивых физических, психофизиологических, характерологических качеств, может выступать как мотив, вместо образования «хочу», которое включает намерения, цели, умыслы, стремления. [19]
1.2 Отечественные и зарубежные подходы к изучению самооценки
Понятие «самооценка» в психологии сформировалось не сразу. Ученые постепенно углубляли и расширяли это понятие. Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы «Я» в психологии и основателем разработки проблемы самооценки, был Уильям Джеймс (1890). В понимании Джеймса самооценка является эмоциональным образованием, он видит в самооценке неудовлетворенность или удовлетворенность субъекта собой. У. Джеймс под самооценкой понимал самоотношение. [20]
Карл Роджерс, известный своей разработкой «терапии, центрированной на клиенте», утверждал, что основной проблемой в жизни каждого человека является понимание и принятие самого себя.
Оценки окружающих выступают в качестве существенных факторов, влияющих на самооценку человека, но не предопределяют её.
Изучением проблемы самооценки занималась и школа К. Левина. В данном направлении исследовались мотивы, потребности, уровень притязаний и их динамические соотношения. Данные, полученные в школе Левина, стали началом большого количества клинических и диагностических исследований, направленных на изучение личности: ее самооценки, уровня притязаний. В данном направлении признается связь оценки себя и уровня притязаний, а также рассматривается расхождение высоты самооценки и уровня притязаний как один из источников эмоционального напряжения, своего рода внутриличностный конфликт.[23]
Развитию современного понятия самооценки посвящены работы Липкиной (1968), Сафина (1975), Чесноковой (1977), Столина (1983), Захаровой (1989), Бороздиной (1999), Молчановой (2006) и др.
Липкина и Рыбак (1968) рассматривают самооценку в учебной деятельности; Сафин (1975) исследует устойчивость самооценки и механизм ее сохранения. Разумеется, в каждом из этих экспериментальных исследований ставятся и решаются также вопросы теории самооценки. [5]
Необходимо обратить внимание на отсутствие единого определения самооценки как в зарубежной, так и в отечественной психологии, зачастую авторы используют различные термины для обозначения одного и того же феномена: self-respect (самоуважение), self-regard (самоотношение), self-acceptance (самопринятие), self-esteem (самоуважение, обобщенная самооценка), self-attitude (самоотношение, установка на себя), self-evaluation (декларируемая, публичная самооценка) и др. Очень часто подразумеваются под одним термином различные психологические образования, но, не предлагаются при этом развернутые определения.[13]
Известно, что человек становится личностью в результате совместной деятельности и общения с другими людьми. Именно деятельность и общение дают ему некоторые важные ориентиры для поведения. Проведенные исследования показали, что именно в семье маленький человек учится оценивать себя, но пока своим, доступным ребенку способом.
Бороздина и Молчанова провели многочисленные исследования, которые уточняют, что принятие оценок зависит от ряда факторов, таких например, как высокая компетентность и статус значимых других, привлекательность группы, степень соответствия между желаемой и реальной самооценками, степень доверия к «источнику» оценки и т. д.[16]
Влияние других, на формирование самооценки, приобретает еще большее значение, если саму природу коммуникативной потребности человека мы будем рассматривать, как «стремление познать себя с помощью партнера». Такое видение имеет поддержку и сегодня. Исследователями изучается не только природа самооценки, но и ее проявления. В частности, Морис Розенберг, наблюдая за юношами школьного возраста, показал, что те из них, кто страдает заниженной самооценкой, особенно ранимы и чувствительны ко всему, что как-то затрагивает их самооценку. Молодых людей с заниженной самооценкой беспокоит мнение окружающих, в общении они чувствуют себя неловко, они заранее уверены, что все о них плохого мнения.[22]
Лонгитюдные исследования С. Куперсмит, в которых в течение 8 лет прослеживались последствия высокой, средней и низкой самооценок у группы мальчиков, начиная от подросткового возраста до вступления во взрослый период жизни продемонстрировали: мальчики с высокой самооценкой характеризовались как активные, экспрессивные, в целом успешные в учении и в социальных отношениях, лидеры в дискуссиях, не отягощенные чувством тревоги и т.д. Они не были поглощены внутренними проблемами и гораздо реже страдали психосоматическими расстройствами. Куперсмит обнаружила, что взаимоотношения с родителями и стиль воспитания у мальчиков с высокой самооценкой сильно отличались от отношений в семье и воспитания у мальчиков с низкой самооценкой. [23]
Была сделана попытка разработать структурно-динамическую модель самооценки. Самооценка, по ее мнению, функционирует в двух основных формах как общая и как частная (парциальная, или конкретная). Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархизированную систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой.[14]
Известно, что самооценка выступает как важнейшее средство саморегуляции. Формируясь в процессе деятельности, самооценка адресуется к разным ее этапам. Самооценка, отражающая этап ориентировки в своих возможностях в предстоящей деятельности, направлена на будущее и называется «прогностической». Самооценка, проявляющаяся по ходу деятельности и направленная на ее коррекцию, называется «процессуальной». Самооценка на завершающем этапе деятельности, содержание которой составляет оценка результатов деятельности, называется «ретроспективной». Все три вида самооценки тесно связаны между собой, постоянно наблюдаются их взаимопереходы и взаимопроникновения, трансформации одной в другую.
Наиболее впечатляющим следствием активности освоения темы самооценки в западной культуре стало ее устойчивое восприятия как важнейшего психологического ресурса человека или даже как его достояния, что неизбежно привело западное общество к формированию массовой потребности в достижении высокого уровня самооценки к движению за самоуважение. Н. Эмлер (2001) пишет, что люди стали стремиться к достижению высокой самооценки, подобно тому, как они стремятся к благополучию, хорошему физическому здоровью или свободе мысли. В результате, в 1986 году в США, в штате Калифорния, была предусмотрена специальная бюджетная статья, предусматривающая финансирование мер по подъему уровня самооценки.
Существование одновременно нескольких теорий, описывающих самооценку, является движущей силой в понимании самого предмета. Это главное условие усовершенствования теоретических построений, попыток создания целостной теории.[25]
1.3 Развитие самооценки в онтогенезе
У младших школьников в связи с тем, что организационная учёба становится ведущей формой деятельности, как установлено, самооценка характеризуется расширением объёма оцениваемых качеств, необходимых для учебной деятельности и взаимоотношений в группе. Установлено, что расширение знаний и усвоение моральных понятий делают самооценку более точной, обращённой к субъекту в целом. Более детально исследована самооценка деловых качеств, что непосредственно касается субъекта в целом, и своих знаний по отдельным предметам. В самооценках интеллектуальных качеств младшие школьники не отличают их от учебных успехов, старательности. Проявляя адекватность в самооценке своих физических качеств, по сравнению со старшими дошкольниками, они более осторожны в самооценке своих моральных качеств. Это обусловлено возросшей самокритичностью испытуемых этого возраста по сравнению с дошкольниками.
Самооценка у подростков начинает определяться их потребностями организации своего поведения и общественно полезной деятельности соответственно требованиям сверстников референтной группы. В этом возрасте начинают осознавать необходимость подчинения своего поведения не только требованиям учителей, сверстников, родителей, но и общества. Но тем не менее самооценка основывается на анализе своих действий, поступком по сравнению себя с другими. Велика роль самооценки сверстников и их оценки конкретного подростка. Эталоном самооценки нередко служат нормы, принятые в группе, идеалы, сформированные в процессе учебной, общественно-трудовой и повседневно-практической деятельности. Но эти эталоны весьма изменчивы, поэтому об устойчивости самооценки весьма трудно судить. Эксперименты, поставленные в целях изучения динамики самооценки в зависимости от эталона, показали, что испытуемые свои парциальные качества с помощью эталона оценивают адекватно и устойчиво; заметны сдвиги в сторону объективности в самооценках подростками своих интеллектуальных качеств; в оценках сверстников и взрослых они ориентированы на свои самооценки как на эталоны; в целях сохранения устойчивости самооценки прибегают к известным в психологии компенсирующим механизмам. Их самооценка, сопротивляясь заниженной оценке, одновременно изменяется в сторону повышения под влиянием завышенной оценки окружающих. Эти особенности самооценки были экспериментально выявлены также множеством авторов (Е.А. Серебрякова, Т.В. Рубцова, И.М. Краснобаев, Л.Г. Подоляк, И.И. Купцов, С.М. Юлдашева, Л.С. Сапожникова, Т.В. Говорун, М.Г. Козак)