с ребенком нет времени ни на что
7 способов найти время на ребёнка, даже если кажется, что его нет
Наши авторы часто пишут, как хорошо обучать ребёнка дома, играть с ним в настольные игры, бесконечно разговаривать, гулять и прочее. Но будем честны, у половины родителей все эти статьи могут вызвать стыд и чувство вины, потому что нет сил и ресурса. Ксения Букша — о том, как найти время и почему его не так много и надо.
Большая часть россиян приходит домой в семь-девять вечера. На скорую руку делают с ребёнком домашку, кормят ужином, а потом падают на диван и хотят только одного: отдохнуть, поесть и поспать. Какая там ещё занимательная математика, тетрадки со стихами и сочинения?
С другой стороны, я точно знаю, что даже в самые тяжёлые времена были родители, которым удавалось растить детей в заботе и многое им давать. Как в книжке «Сахарный ребёнок» Ольги Громовой или в «Счастливой девочке» Нины Шнирман. Да и автора этой статьи растили в девяностые, домой приходили тоже не рано, я постоянно гуляла одна — но при этом была очень близка с мамой, да и с отцом.
Как найти в этом баланс? Это не так сложно и затратно, как кажется, потому что есть необходимый минимум, который формирует те самые позитивные отношения детей и родителей.
1. Используйте направленное внимание
Доказано, что количество времени, проведённое с ребёнком, не так важно, как его качество. Конечно, до известных пределов: если видеть ребёнка реже пяти раз в неделю и меньше одного-двух часов каждый раз, можно стать кем-то вроде гостевого родителя. Иногда очень неплохо и это, но мы сейчас о тех родителях, которые с детьми живут. Многодетные мамы, у которых больше пяти-шести детей, знают: подростку, чтобы оставаться в контакте с родителем, может хватить даже десяти минут дружелюбного, любовного направленного внимания в день. Только чтобы не про уроки. Просто «иди сюда, поваляемся вместе на диване», «давай я тебе сделаю причёску», «пойдём чайку попьём». Дошкольнику, конечно, нужно больше.
2. Разговаривайте (на это есть время)
Стоит найти в себе силы, чтобы в дороге общаться. Полчаса, а то и час общения или хотя бы активного слушания — пусть не каждый день, а когда есть настроение — нужны и ребёнку, и вам. Можно комментировать то, что происходит за окном, обсуждать что-нибудь отвлечённое. У меня с каждым из троих детей был период, когда приходилось куда-то регулярно ездить только вдвоём. Отличный шанс дать внимание каждому, а не всем одновременно.
3. Читайте (дошкольнику и младшему школьнику)
Если есть время только на один вид совместного досуга, лучше выбрать этот. Многие дети читают мало, но и преданные читатели иногда перестают читать к 12–13 годам, когда начинается «завал по учёбе». Однако память о годах, проведённых за книжкой с родителем, не проходит даром — и после 18–20 юность снова открывает книжку. Кроме того, совместное чтение даёт возможность подмигивать друг другу, обмениваясь цитатами. Это создаёт ощущение общности. Особенно здорово читать длинные эпопеи: это покой, стабильность, ритуал, и дети к такому привыкают.
4. Будьте родителем, а не гувернёром
Если у нас мало времени, не надо его тратить на ссоры и попытки воспитывать ребёнка по мелочам. Иначе оно всё уйдёт именно на это! Знаете такой приём — разделить все дела на срочные и не срочные, а также нужные и не нужные? Так вот. «Почему-ты-опять-раскидал-носки» — это дело не срочное и не нужное. Шпынять ребёнка вообще не надо. Понять это важно, но трудно: психологически именно те родители, у которых времени на ребёнка мало, испытывают вину и пытаются хоть как-то дать ему внимание, цепляясь за первый попавшийся повод к коммуникации. Я не забил на ребёнка, я прививаю ему навыки самообслуживания! Да что ж он такой нечёсаный, господи. А зубы чистил. Тут надо постараться выдохнуть, смягчить сердце и использовать оставшиеся до сна 20 минут как-то иначе. Если в школе не очень, этой темы на ежедневной основе тоже лучше избегать. Если на это нужно найти время, выделим его особо.
5. Воспитывайте в главном, а не в мелочах
Вот да. По мелочам воспитывать не надо, а по-крупному — можно и нужно. Поверьте, мы ненавидим только те нравоучения, которые нам читают, когда мы уже нагрешили. А хорошую проповедь на отвлечённую тему все и всегда слушают с раскрытыми ртами! Сейте разумное, доброе, вечное на здоровье. Если транслировать идеалы спокойно, то отвращения к ним не возникнет даже у подростка. Всё, что есть у вас, всё, что помогает вам в жизни, — на практических прикладных примерах, а также в притчах, произведениях мировой литературы и где угодно ещё.
6. Иногда берите детей с собой по делам
А что? Пусть видят маму или папу в их естественной среде обитания, не только дома. Пусть все подвинутся: работодатели, коллеги, партнёры. Потому что у вас есть ребёнок и его не с кем оставить. Или вы сегодня просто не хотите с ним расставаться. Ваша покорная слуга сидела с годовалой дочкой в жюри премии «Национальный бестселлер», а с пятимесячной выходила на сцену в финале «Большой книги». И грудь прямо на сцене давала, в прямом эфире всех телеканалов. Ничего, никто не умер от этого, а, наоборот, некоторые были сыты и довольны.
7. Не грузите чувством вины ни себя, ни ребёнка
Да, вам надо работать, вам надо жить своей жизнью. Может быть, у вас и на этот минимум нет сил. Или желания. Может быть, ваш ребёнок вообще живёт с другим родителем, а вас видит эпизодически. Каких только ситуаций не бывает в жизни. Постарайтесь не грызть себя и не злиться на ребёнка, когда он съедает ваш последний ресурс. Жизнь длинная, у вас будет ещё много шансов побыть вдвоём, наладить отношения, узнать друг друга. Пусть даже после того, как он повзрослеет. Сейчас же будем просто делать то, что хотим и можем.
Иллюстрации: Shutterstock (GoodStudio)
Как и где найти время на общение и занятия с детьми.
Домашние дела, которые можно сократить, чтобы посвятить время своему ребенку.
Лена Данилова методист, автор более 60 книг по раннему развитию, мама пятерых детей
Что вообще не надо делать.
Выяснение отношений. Интересно подсчитать, сколько времени мы тратим на ссоры с домашними, на «принципиальные» разногласия с бабушками, на «борьбу за равноправие» с мужем, на «воспитание» старших детей. «Обмен любезностями» нарастает как снежный ком, перерастает в бурные сцены, и вот уже мы, заплаканные, опустошенные, неспособны ни на какую продуктивную деятельность. Даже при наличии самых своеобразных родственников чаще всего полезнее ( для вас же, а тем более для вашего малыша) не раздувать скандалов, а стараться промолчать или спустить разговор на тормозах, как бы это ни было трудно. А там, глядишь, ровные спокойные отношения станут стилем жизни вашей семьи.
Телефон. Наши малыши должны быть главными сторонниками скорейшего введения повременной оплаты за телефон. Тогда их мамы обязательно найдут время для занятий с ними. Если же вынужденное затворничество все же для вас невыносимо, ведите задушевные разговоры с подругами, когда малыш спит, а чтобы не терять времени даром, почистите пока картошки на ужин или порежьте бумагу для карточек.
Макияж. Если вы собираетесь идти не на званый ужин, а на прогулку с малышом, абсолютно не обязательно тратить время на «боевую раскраску» и маникюр, на детской площадке их вряд ли оценят по достоинству, а вы сэкономите еще полчаса, а то и больше.
Дамские журналы. Не стоят ни времени, ни денег, затраченных на них. Если хотите переключиться, почитайте лучше хорошую книгу. (Книги, кстати стоят даже дешевле иллюстрированных журналов).
Конечно, вам необходимо отдыхать, необходимо иметь возможность развеяться и заняться собой, сходить без малыша в гости или театр, просто пройтись по улице, наконец. Если вы будете грамотно строить свой день, у вас обязательно останется время и для себя.
Теперь о тех делах, которые можно предельно упростить.
Глажка. Детские пеленки и ползунки вообще незачем гладить. Раньше считалось, что это необходимо, чтобы продезинфицировать белье, но уже давным-давно доказано, что ребенка не только не полезно, но и вредно держать в излишней стерильности, потому что у него не вырабатывается иммунитет к нормальным бактериям окружающей среды. Остальным членам семьи старайтесь покупать вещи, не нуждающиеся в глажке, не отжимайте элегантные вещи в стиральной машине, сушите их, аккуратно повесив на плечики; время на глажку значительно сократится. А то, что осталось, можно погладить во время любимой телепередачи.
Готовка. Не готовьте слишком сложных блюд, не пережаривайте продукты, прежде, чем приготовить суп или рагу, сократите время термообработки продуктов, вы не только быстрее управитесь с готовкой, но и сделаете ваши блюда вкуснее и полезнее. Если есть возможность, постарайтесь купить бытовую технику, которая облегчит ваш кухонный труд (посчитайте, сколько денег вы сэкономите потом на курсах и репетиторах для своего ребенка, и вы поймете, что расход оправдан)
Возможно, вам необходимо учиться или заниматься надомной работой. Не беда. Малыш и здесь с удовольствием «поможет» вам. Ворох лоскутков или нанизанные на тесьму пуговицы рядом с вашей швейной машиной помогут развитию мелкой моторики, молоточек и гвозди в столярной мастерской укрепят координацию движений, а сидя за письменным столом, посадите ребенка рядом и дайте ему бумагу и карандаш, и он с упоением будет «работать» вместе с вами. У одной моей подруги первая дочка родилась, когда она училась на классическом отделении филологического факультета, и большую часть дня проводила, занимаясь латынью и греческим, а девочка брала библиографические карточки и «училась» вместе с мамой. Сейчас девочка в седьмом классе гимназии, и любимый предмет у нее … латынь, которую она схватывает так легко и быстро, как будто когда-то уже учила ее и теперь вспоминает.
Можно было бы еще долго перечислять, как сделать жизнь с ребенком интереснее и плодотворнее, но я верю, что каждая мама найдет массу своих способов сэкономить время, как уделить своему малышу максимум внимания. Главное понять: если нам дается отпуск по уходу за ребенком, мы должны тратить его на ребенка, а не на все остальное, ведь он совсем недолго будет маленьким, и нам так много нужно успеть сделать.
Советы мамам, как выкроить время для себя и не погрязнуть в детях и быте. Часть 1
Я думаю, мои откровения и наблюдения, а также советы из статьи помогут всем, и будущим мамам, и мамам с одним ребенком, ну и конечно тем, у кого детей более двух
Недавно, переписываясь с моим хорошим университетским другом, пожаловалась ему на то, что совершенно не хватает времени на себя. Все время занимают дети и домашние заботы. Я заметила, что даже когда у меня выдается свободная минута, я думаю о том, что надо купить или сделать для дома, чем занять детей.
Это начало меня ужасно тяготить, вгонять в депрессию. Вместо того, чтобы планировать время, мобилизировать свои силы, я раздергивала себя. Вместо того, чтобы что-то сделать именно для себя любимой, я жалела себя и просто лежала на диване. А свои негативные эмоции по этому поводу начала выплескивать на детей и мужа, к своему стыду.
Мой друг нашел хорошую англоязычную статью в интернете, и прислал мне. Я прочитала статью, и решила взять себя в руки, попробовать ломать свой жизненный уклад.
1. Проснитесь на 15-30 минут раньше, чем обычно. Пусть эти 15-30 минут будут ВАШИМ временем. В действительности, это нужно сделать до того, как проснутся дети. Совершите короткую прогулку на свежем воздухе и начните день со звуков, запахов и картин раннего утра. Или займитесь йогой. Если вы любите писать, может быть, это время, чтобы написать несколько слов, прежде чем начнется день. Или просто насладитесь кофе и утренней газетой прежде чем начнется весь этот утренний хаос.
Но я стала заставлять себя вставать раньше всех в выходные. Что это дало мне? Я просыпаюсь, лежу, просто прихожу в себя. Очень медленно привожу мозги и мысли в порядок, а не так, как обычно: встала, побежала, всех покормила и так далее. Придя в себя до конца, я встаю и иду принимать душ, абсолютно спокойно, в одиночестве без лишних волнений и забот (отдельно про душ смотрите ниже). В проекте, когда стает снег, есть идея бегать по утрам. Но пока еще одеваться в теплую одежду и бежать по грязи или льду, смелости и духу не хватает, к сожалению. Пока ограничиваю «СВОЁ» утро душем и кофе в одиночестве. Газеты не читаю, но заставляю прочесть себя хотя бы несколько страниц книг, не относящихся к детской или бытовой тематике. Фантастика, религия, психология, философия – все, что заставляет задумываться и заставляет мозг работать, думать и напрягаться. Думать именно о себе, как отдельном человеке, думать о человечестве, истории, культуре. В данный момент читаю Тору и книгу Сергея Лукьяненко «Близится Утро» по очереди .
2. Душ – это важная вещь. Без сомнений – примите душ, не важно, что в этот момент делают дети. Если у вас очень маленькие дети и вам не с кем их оставить, возьмите их с собой в ванную комнату, дайте им игрушки, чтобы занять их, а в это время примите душ. Важная вещь – быть свежим и готовым в начале дня. Нет ничего более деморализующего, чем душ в обед или в 18:00.
Этот пункт про меня. Мои водные процедуры и завтрак начинались где-то в два часа дня. Но теперь я иду в душ, как только встаю с кровати. Детей старше 3 лет, можно посадить смотреть мультфильмы или дать задание что-то нарисовать, пока мама умывается, договорившись, что он не будет лезть туда, куда не надо. Ребенка от года до 3, можно взять с собой, посадить на коврик в ванной и дать ему игрушки. Пусть сидит и играет. Ничего с ним не случится: не простынет и не промокнет. Единственное, что ребенок может начать играть с вами. Но я думаю, это не очень помешает. А если все-таки одежда малыша промокнет в процессе игры и маминого душа, то это поправимо, всегда можно переодеть в сухое. Детей до года можно оставить в кроватке, если даже ребенок будет плакать без вас 10 мин, ничего страшного с ним не случится. Ведь он в кроватке, а вы совсем рядом. Ребенка, который уже начал сидеть, можно пристегнуть в стульчик и принести с собой в ванну. Совсем маленьким включите мобиль, если есть, или повесьте какую-нибудь яркую игрушку, на которую он реагирует, обращает внимание. Пусть малыш учится с пеленок быть немного самостоятельным и понимать, что у мамы должно быть своё время.
Когда примите душ сами, сразу предложите сделать это своим детям, пусть это будет и их полезной привычкой.
3. Накройте утренний стол заранее вечером. Если дети достаточно взрослые, чтобы самим накрыть настол – предоставьте это им. Также попросите их сложить грязную посуду в раковину. Время, которое вы выкроите тут, вы можете использовать, чтобы привести себя в порядок, поговорить по телефону или для чего-нибудь другого.
Мы договорились со старшими детьми (3 и 5 лет), что они убирают посуду со стола и выбрасывают мусор сами. Также пылесосить предоставляем тоже им. Правда, пока это не дает мне свободного времени, почему-то, т.к. все равно что-то вместе с ними делаю в кухне. Зато я стала с вечера наливать им сок или чай и выкладывать сушки или печенье на кухонном столе. Если они вдруг просыпаются раньше меня, я прошу старших детей не будить меня до 10:00 (заодно научила их определять и следить за временем), дети идут на кухню и могут сами перекусить немного до того, как я встану и приведу себя в порядок.
4. Попросите детей готовить себе еду самостоятельно, как только они будут на это способны. Дети любопытны по природе. Используйте это, чтобы научить их готовить. Даже 4х летний ребенок может положить кусок сыра на кусок хлеба. Не попадайте в ловушку, делая за детей те вещи, которые они уже могут научиться делать самостоятельно. Хорошая идея – начать готовить обед вместе с детьми. Варьируйте задания для детей в зависимости от их возраста, при этом убедитесь, чтобы каждый участвовал в приготовлении. Это ускорит процесс приготовления и сформирует у детей чувство личной ответственности за то, что они едят.
5. Возьмите тайм аут. Мы часто предоставляем детям возможность отдохнуть. Мы также должны предоставлять возможность отдохнуть себе. И чем раньше вы научите своих детей, что 20 минут сна или чтения книги – это мамино неприкосновенное время, тем лучше. Маленькие дети могут в начале не понять этого, но потом они поймут, что у мамы есть границы, как у большинства людей.
Здесь мы научились договариваться. Я говорю, когда мама читает, разговаривает по телефону, сидит за компьютером – это взрослые мамины важные дела. Когда я закончу, я обязательно поиграю с вами, почитаю и т.д. Детей в это время лучше занять: рисование, лепка, мультфильм. Младшего я сажу в кроватку или манеж, чтобы с ним ничего не случилось, и он тоже не мешал мне заняться своими делами без отвлечений. Ребенок играет в свои игрушки и не кричит, хотя первое время возмущался. Кто-то может сказать, что это не гуманно, но если не делать этого, у вас не будет своего времени, так как все оно превратится в слежку за малышом, а ребенок будет думать, что мама – это его личная игрушка и всегда к его услугам. А это не так и не должно быть так.
6. Организуйте возможность собственных прогулок без детей. Не каждый выход в вашей жизни должен сопровождаться детьми, не важно, насколько они маленькие. По меньшей мере раз в месяц вам нужно договориться с вашим соседом или другом, которому вы доверяете, чтобы выкроить 3 часа времени для прогулки. Используйте это время мудро. Не тратьте его на оплату счетов или похода в продуктовый магазин. Сходите в СПА, к парикмахеру, в музей или художественную галерею или просто полежите под солнцем в ближайшем парке, читая книгу. Смысл в том, чтобы сделать что-то, что доставит вам удовольствие и сделать это без чувства вины.
Сначала я испытывала чувство вины, но теперь я обожаю эти мои, личные прогулки. Я могу просто выйти с плеером на улицу и побродить по улицам, съездить куда-нибудь. Хожу в гости к знакомым, друзьям, ненадолго, но все-таки очень приятно пообщаться со взрослыми, интересными людьми. Езжу одна к своим родителям, тоже просто поболтать. Стала ходить на каток. Раз-два в неделю можно побыть наедине с собой. А в это время папа может поиграть с детьми и дать свое мужское воспитание
.
7. Будьте строгими относительно времени, когда детям нужно ложиться спать. Нужно быть строгим, т.к. чем больше времени они не ложатся, тем больше вашего личного времени они забирают. В качестве компромисса позвольте им не соблюдать режим сна в некоторые дни, например в пятницу или субботу, когда с утра нет никаких важных дел.
Старших детей уложить вовремя спать, в принципе, проблем не составляет, этот механизм у нас отлажен: кушаем, вечерние водные процедуры, сказка, пожелания сна, поцелуи. После, тихонько включаем диск певицы «Максим» или «Димы Билана», или диск со сказками, по желанью детей .
А вот с младшим товарищем у нас пока серьезные проблемы насчет ночного сна. Иногда может бродить и до 2 часов ночи. Пока пытаемся изменить и переломить этот жуткий режим, но увы, не всегда это получается.
8. Попробуйте что-нибудь новое. Если вы чувствуете, что жизнь превращается в рутину, это значит, что вы готовы войти в новую фазу жизни. Чтобы сделать это вам нужно будет исследовать новые возможности для хобби или, может быть, обучения. Начните с малого – посетите какую-нибудь лекцию или выставку по предмету, с которым вы абсолютно не были знакомы до этого.
9. Вовлеките детей в те дела, которые доставляют вам удовольствие. Чем раньше дети начнут получать удовольствие от хобби и других активностей вместе с вами, тем скорее вы начнете чувствовать, что это время для вас.
Так получилось, что хобби у меня нет, какого-то такого, чтобы на всю жизнь и серьезно. Поэтому сейчас я в поиске серьезного хобби для себя и детей. А так, вместе читаем, играем, поем, рисуем, танцуем и поем как умеем. Просто живем, общаемся и любим друг друга.
Я поделилась с вами своим жизненным опытом, опытом мамы, у которой не один ребенок. Но я думаю, и помню (у меня сначала тоже был один ребенок) что с одним ребенком еще тяжелее взять себя в руки и найти время и занятия для себя. Поэтому я думаю, мои откровения и наблюдения, а также советы из статьи помогут всем, и будущим мамам, и мамам с одним ребенком, ну и конечно тем, у кого детей от двух и более.
Сил нам, терпения, МАМОЧКИ, и возможности не потерять себя среди детей и быта.
7 способов не стать чужим ребенку : советы психологов о детях и времени
Приблизительное время чтения: 16 мин.
Сколько времени в идеале нужно проводить с детьми? Как быть, если из-за занятости родителям этого времени катастрофически не хватает? Чем интересно и полезно заниматься с ребенком в разных его возрастах? А есть ли ситуации, когда участие родителя в жизни чада как раз нежелательно? Своими рекомендациями с нами поделились психологи Катерина Дёмина и Евгения Пайсон.
Не думайте о времени
Дело не в том, сколько времени вы проводите с детьми, а как именно вы его проводите. В английском языке есть даже специальное понятие quality time — качественное время, то есть время, которое человек с пользой и удовольствием проводит в компании любимых людей. Даже если вы общаетесь с ребенком не два часа в день, а только пятнадцать минут — это могут быть прекрасные пятнадцать минут, куда более ценные и осмысленные, чем два часа пустой перебранки, нотации, совместной скуки.
Времени ни у кого нет, совершенно верно. А работа недоделана, окна грязные, в квартире беспорядок, в Интернете опять кто-то неправ. Но помытые окна опять запачкаются, в Интернете кто-то будет неправ всегда, беспорядок в квартире вернется. А дети вырастут и больше никогда не будут маленькими. И уже не нам с ними, а им с нами будет скучно.
Американский врач Харли Ротбарт в журнале для родителей «Parental Magazine» советует представить себе в самые занятые и сумасшедшие дни с детьми, что дети уже выросли и уехали из дома; что их захламленные комнаты стоят чистыми и пустыми, что на заднем сиденье машины нет никаких крошек, на полках шкафов пылятся аккуратно расставленные игрушки, вся стирка под контролем… чисто и пусто… а потом вернуться в сегодняшний день — и помнить, что эти минуты суеты мимолетны и быстротечны.
Так сколько же времени уделять детям? А сколько есть. Главное, чтобы это время доставалось только детям, не тратилось ни на что другое. «Есть тридцать минут перед сном — хорошо. Есть сорок — прекрасно! Есть час — замечательно! — говорит Евгения Пайсон. — Но это должно быть время только для ребенка. Ни компьютера, ни телевизора, ни телефона, ни разговоров с другими людьми в это время не должно быть. К ребенку надо повернуться лицом. Некоторые мамы предпочитают разговаривать с детьми, когда готовят ужин, повернувшись к детям спиной. Когда вы с кем-то разговариваете — надо на него смотреть. Если вы смотрите на картошку — вы разговариваете с картошкой».
«Не стоит поднимать важные вопросы, если у вас свободных только пять минут — найдите время, чтобы серьезно поговорить с ребенком, если это нужно. И никаких выволочек и ссор за полчаса перед сном! Это время радостного и спокойного общения. В это время можно читать, беседовать о будущем, играть, обсуждать, почему одни динозавры были высокорослые, а другие длинношеие, но ругаться нельзя».
Не перекармливайте заботой
Другая родительская крайность — стремление каждую минуту, проведенную с ребенком, наполнить развивающими занятиями. Вложить в ребенка как можно больше «полезной информации», интенсивно развивать его во что бы то ни стало. Сама видела, как в зоопарке папа говорит дочери по-английски (с ужасным акцентом и ошибками): «Look, this is a tiger! Look how big is he!» В зоопарке жарко, толпы народа. Дочь устало отвечает по-русски: «Я есть хочу». Или вот еще: на пляже мама занимается с сыном математикой. Мальчик маленький, математика сложная, мама настойчивая. Мальчик вздыхает и решает… решает и вздыхает…
Родители очень хотят, чтобы ребенок был культурно и интеллектуально развитым. А значит — музеи и научно-популярные фильмы, компьютерные обучалки и экскурсии, хорошие книжки и мировая классика кино… А ребенок сопротивляется. Почему? Да потому что воспринимает такой просветительский зуд как давление, как агрессию.
«Как только возникает мысль про “вложить” — начинается агрессивное взаимодействие, — говорит Катерина Дёмина. — Неагрессивное взаимодействие с ребенком — это когда вы или находите форму для заполнения его чувств, или ведете его за собой. А “вложение” — это путь в никуда, это реализация собственных родительских амбиций. Ребенок не должен становиться смыслом вашей жизни. А получается, что свободы и выбора у него нет — мама все время его к чему-то тащит».
А еще бывает так, что родители становятся для своих детей этакими «аниматорами», массовиками-затейниками.
Добросовестные и усердные мамы старательно придумывают для своих детушек интересные занятия на каждый день — и в конце концов замечают, что дети — вместо того, чтобы с восторгом подхватывать каждое творческое занятие, вместо того, чтобы расти изобретательными и креативными, — вообще не хотят заниматься ни домашними опытами, ни рукодельем, да и сами занять себя не очень умеют. Они сидят, как птенцы с раскрытыми клювиками, и ждут, когда мама принесет чего-нибудь интересненького, да еще капризничают, что она предлагает скучное.
Как же так вышло? А все просто: эти занятия были нужнее маме, чем ребенку. Это ей важно чувствовать себя хорошей мамой, она пытается накормить ребенка самым вкусным и занять самым интересным еще до того, как он захочет есть и чем-то заниматься. Мама, которая всю себя посвящает ребенку, обычно компенсирует свою внутреннюю пустоту. Может быть, она одинока. Может быть, ей больше нечем заняться: после института не работала, а сейчас трудно подтверждать квалификацию, да и работу трудно искать после тридцати и без стажа… И всю свою бешеную энергию она выплескивает на ребенка — и думает, что для его же пользы.
Но дети рано или поздно вырастут — и чем будет жить мама? Люди, которые живут насыщенной собственной жизнью, в состоянии включить в нее и своих детей. Когда человек любит свое дело — это заразительно и дети подхватывают увлеченность от родителей.
Наконец, у ребенка должна быть и своя жизнь — и родители не могут ему заменить ровесников. «Водораздел — там, где кончается младшая школа, — поясняет Катерина Дёмина. — Теперь ребенок должен развернуться в сторону сверстников, а с родителями ему должно стать скучно. У детей и взрослых время течет по-разному: мы никак не наедимся детством своего ребенка, нам еще хочется с ним смотреть детское кино и играть — а ребенок уже вырос. Его уже надо отпустить и заниматься своими делами. Когда взрослые вспоминают, что они делали с мамой — они вспоминают не каждый день.
“Однажды мы с мамой были на море…”, “однажды мы сходили в кино…” Это было редко и оттого празднично. Дети, которым позволялось заниматься своими делами, в состоянии организовать себе насыщенную жизнь».
Не замещайте бабушек и друзей
Лучшие воспоминания детства — это как мы с друзьями делали секретики, пускали кораблики, рыли пещеры в снегу и прыгали на кучах осенних листьев.
Но сейчас, когда детская дворовая культура почти умерла, нашим детям никто не может передать сакральных знаний о том, как делать пищалки из стручков акации и пускать кораблики из коры или обгоревших спичек по весенним ручьям. А дети приходят в гости к друзьям и не хотят идти на улицу, а хотят сидеть за компьютером? Значит, надо, чтобы родители познакомили детей с человеческим опытом. И родители делятся найденными в интернете списками — сто прекрасных дел, которыми надо заняться вместе с ребенком… Но почему вам так важно поделиться с ребенком своим детством? Не получается ли, что это нам нужнее, чем ребенку, что занятия с ним — просто хороший повод предаться ностальгии?
Конечно, это умилительная картинка — когда дитя вопрошает маму — «расскажи, мол, как ты была маленькой» — но вопрошать об этом, по-хорошему, надо бабушек и дедушек. «Бабушки и дедушки, — поясняет Катерина Дёмина, — передают знания о жизни, о роде, о способе жить; родители — устанавливают правила и границы. Если уж хочется, чтобы ребенок понимал и чувствовал природу, умел в ней жить — надо вывезти его в настоящую деревню, оторвать от планшета, отнять у цивилизации — тогда дети там быстро всему учатся. И присутствие родителей вовсе не обязательно».
Если ваш ребенок не может перенимать этот опыт у других, старших детей — научите его сами, но вместе с другими детьми. «Если ребенка никто не научил пускать кораблики, пойдите на шаг вперед, — советует Евгения Пайсон. — Возьмите ребенка и парочку его друзей, научите их пускать кораблики и оставьте их в покое. Отведите их в парк, в лес, покажите им, как делать что-то прекрасное — и пусть они это делают, но сами. Пусть общение с родителями станет импульсом для того, чтобы детям было интереснее с друзьями. Вы можете стать тем самым старшим поколением, которое передает сакральные знания младшим. Нынешние дети не умеют играть? Научите их — и пусть играют».
Нет, это не значит, что с детьми не надо заниматься тем, что доставляло удовольствие в детстве. Просто стоит помнить, что мама не может стать товарищем по играм. Увлеченной маме не стоит бегать с десятилетним сыном по гаражам и стройкам: это и неуместно, и небезопасно.
«В нашем детстве не было мест, где можно безопасно полазить, — говорит Евгения Пайсон. — Сейчас есть скалодромы и веревочные парки — где можно и лазить, и бегать безопасно; есть ролики, самокаты и велосипеды, — и совместное участие в таких делах много говорит ребенку о родителях, а родителям о ребенке. Но прятаться под одеялом с фонариком или делать дом из стульев лучше с друзьями. Родители не могут заменить ребенку друзей — им надо позаботиться о том, чтобы у ребенка была компания — и чтобы они могли себя занять».
Не начинайте ничего без детей
Для каждого возраста — свои подходящие занятия: с маленьким особо не поговоришь, с подростком, кажется, уже и не поиграешь, и не порисуешь… Родительская фантазия вообще быстро истощается: ну хорошо, есть свободный выходной, и чем его занять? Зависит от возраста.
Как общаться с самыми маленькими? Далеко не все родители в восторге от необходимости предаваться бесконечным ладушкам или катанию машинок со своими малютками. «Ну да, теперь у мамы есть альтернатива — она бы посидела в соцсетях, — иронизирует Катерина Дёмина. — Не хотите машинки? Возьмите слинг, коляску, езжайте туда, где вам нравится. Ребенку тоже полезны новые впечатления».
Маленький ребенок, познающий мир вокруг себя — это домашние игры. Младший дошкольный возраст — это возня с крупами и кастрюлями, бумагой и клеем, морковками и яблоками, пластилином и красками, с кубиками и машинками. Это представления о форме, цвете, весе, фактуре. О поведении вещей. О положении тела в пространстве. Это игры, требующие управления своим телом и классификации предметов.
Старший дошкольный возраст — ребенок осваивает мир людей — мир вокруг него — значит, мы играем с ним в ролевые игры, помогаем понять разные модели человеческого поведения, решать сложные проблемы взаимоотношений. Мы водим его по этому миру, помогаем ему осваивать его, вступать в контакты с ним — делать покупки, брать книги в библиотеке, ездить в транспорте. Сейчас очень полезно ходить на почту и следить, как путешествуют письма, глядеть, как в магазин привозят товар, как в порту выгружают контейнеры, как рыбаки тянут сеть, как сапожник чинит сапоги. Смотреть, как готовят еду и шьют одежду, как водят машины и поезда, помощь в готовке и ремонте — это уже сейчас, потом уже будет неинтересно.
«Если вам нужно вкрутить лампочку или починить кран — не начинайте ничего ремонтировать без детей», — советует Харли Ротбарт.
Уже начинаются мастер-классы и экскурсии на различные производства. Длинные вечерние прогулки без особой цели — тоже прекрасное время для бесед и открытий.
А вот со среднего школьного возраста им уже становится не очень интересно с нами. Им уже хочется общаться с ровесниками. И тут игры постепенно вытесняются чтением и разговорами о том, что их волнует. Впрочем, играть все равно надо — хотя родители не представляют, во что. Между тем существует множество прекрасных настольных, напольных и командных игр, которые интересны и взрослым, не только средним школьникам; от ассоциативного «Диксита» до «Каркассона», от смешного подвижного «Твистера» до коллективной «Шляпы» или «Крокодила» — где надо объяснять загаданные слова описаниями, определениями, жестами, рисунками… Игры бесконечно полезны — и развивают моторику, мышление, социальное поведение, эрудицию, творческие способности ничуть не хуже, чем школьные занятия, а то и лучше. Специалисты советуют играть с детьми и в их любимые компьютерные игры: совместная партия, скажем, в «Конкистадора» онлайн — превосходное времяпрепровождение.
Не увлекайтесь «детскими» делами
Вовсе не обязательно заниматься с ребенком только специфически «детскими» делами. Тут действует общий принцип: занимайтесь тем, что вам самим нравится. «Это как в психотерапии — лечит не метод, а контакт, — говорит Катерина Дёмина. — Вовлечете ребенка в свое дело — получите партнера по увлечению».
Взять его на интересный родителям концерт, не прогонять из комнаты, когда пришел интересный гость — пусть дитя молчит и слушает, иногда это память на всю жизнь; взять с собой на работу — пусть увидит, чем родители занимаются, пусть посмотрит на них необычных, других, в непривычной роли далеких и важных профессионалов; посадить его помогать с переводом, попросить его проэкзаменовать маму по билетам ПДД — все это тоже очень полезно.
Очень полезно смотреть с ними их любимые сериалы и обсуждать, что персонажи делают, зачем, почему, правы ли они, как надо было поступить, в чем ошибка, переживать за них… Мы с ребенком так однажды смотрели «Ранеток»; фильм — это повод для разговора с ребенком о важном. Не станешь же с ним без повода вести профилактические беседы о том, почему надо дослушивать человека до конца, или просить прощения, или соблюдать осторожность в каких-то ситуациях… Подростковые сериалы, какими бы глупыми они ни казались родителям, — это учебник жизни для младших, только вступающих в опасный возраст.
Подросткам от родителей уже меньше нужны пикники и совместная готовка, хотя некоторые и не прочь по старой памяти испечь пирожок или сесть поиграть в «морской бой» — просто для маленького детского удовольствия. Здесь важно сохранить контакт и способность разговаривать; здесь дети уже могут здорово помогать родителям в сложных делах; уже возможна совместная работа, совместный ремонт, совместное планирование. Многие любят совместные выходы в ресторан или большой торговый центр — только если уж вы пошли с ребенком куда-то вместе, не отвлекайтесь каждые пять минут на телефон, не читайте нотаций, не прерывайте ребенка, если он что-то говорит, и не ввязывайтесь в ожесточенные споры. Рассказывать про свой день, своих друзей, свои наблюдения — можно. Объяснять ему, как он неправ — нельзя. Валять дурака — нужно!
Можно учить подростков водить машину. Ходить с ними в кино по их выбору. Можно вместе с ними переустроить их комнату или ванную — пусть переклеят обои, покрасят стены, выберут стиль интерьера. Можно готовить с ними, особенно если они собираются кормить друзей. Ходить с ними на игры, если они интересуются спортом, и концерты, если музыкой. Брать их с собой на работу — пусть втягиваются! Устраивать «дни баловства» — когда мама и папа безудержно балуют свою малюточку — и вечера игр. В конце концов оказывается, что подростки не такие противные, как хотят казаться.
Не открывайте филиал школы
Нет, все это в теории прекрасно, а на практике мама приходит вечером домой, садится с малюткой за алгебру — и весь вечер псу под хвост. И все общение — это уроки и вокруг уроков, потому что они вечно не сделаны, а в школе вечно проблемы. Тут, извините, не до морского боя и не до баловства.
Удержаться от постоянного вопрошания ребенка о сделанных или несделанных уроках, причинах двоек и жалобах учителей — невероятно трудно, особенно если учится он не слишком хорошо. Сейчас, когда в школах появились электронные дневники, родители начали тревожно следить за успехами чад в режиме онлайн, встречать их из школы вопросами о тройке по алгебре и подолгу сидеть с детьми за выполнением домашних заданий.
Но время, проведенное за приготовлением уроков, — это не время общения с ребенком. Тут вообще нужно заранее выстроить для себя систему приоритетов: что в общении с ребенком для вас более важно, что менее, от чего приходить в ужас, а что спускать на тормозах.
«Как учеба вашего ребенка влияет на вас? — спрашивает Катерина Дёмина. — Чья это проблема? Почему вас так беспокоит, считают ли вас хорошей матерью или плохой? Вы считаете, это правильно, что вас оценивают в зависимости от учебы ребенка? Почему вы слушаете от учителей гадости? Зачем вам брать на себя ответственность за учебу ребенка? С ним не надо бесконечно сидеть над уроками — это его зона ответственности. Это у него, а не у вас, должны быть неприятности, если он плохо учится. И если маму каждый тыкает носом в лужу за то, что у нее ребенок плохо учится — значит, мама в этой семье не взрослый, а ребенок».
Нормально организованная помощь с домашней работой — это когда ребенок работает сам, потому что это нужно ему, а не маме, а мама приходит на помощь, когда ему трудно. Мама-помощник — да. Мама-надзиратель — нет. Если мама полностью берет на себя ответственность за учебу ребенка — ребенок быстро перепоручает эту ответственность ей. И учится теперь не потому, что ему это важно, нужно, интересно — а потому, что это нужно маме.
Дом — это дом, а не филиал школы. Стояние над душой за уроками — это не «качественное время».
«Бывает, разведенные мамы жалуются: вот, теперь у ребенка отец-праздник, который с ним проводит выходные, и мама-монстр, которая все время его тиранит, — говорит Катерина Дёмина. — Ну так оставьте себе праздник».
Не забывайте вместе строить планы
Прекрасная и полезная часть детства — походы и путешествия. Правда, в нашем детстве все было сложнее и героичнее. «Туда автобусом, потом электричкой, потом пешком, — говорит Катерина Дёмина. — А сейчас посадили ребенка на заднее сиденье, дали планшет — и три часа потеряны для жизни»… А ведь их можно было потратить с пользой и смыслом.
Как именно? Привлекать ребенка к планированию — выходных ли, путешествий ли. «Придумайте вместе с ребенком, чем вы будете заниматься в каждые выходные в течение месяца, — советует Евгения Пайсон. — Запишите его идеи и свои идеи на бумажках, перемешайте их и к выходным вытягивайте по бумажке, так получите разнообразную культурную программу, и все будут довольны. Помните, когда планируете, что ребенок может воспринимать образовательные развлечения как работу, а не как отдых, и учитывайте это. И постарайтесь, продумывая дела на выходных, распланировать их так, чтобы у ребенка было несколько часов времени с каждым из родителей».
Кстати, гендерные роли давно перемешались: есть мамы, которые любят рыбачить, и папы, которые прекрасно готовят. Главное правило — прежнее: занимайтесь с ребенком тем, что доставляет вам удовольствие.
«Папам обычно больше нравится всякая возня и физические упражнения, мамы лучше помогают с уроками и больше любят мелкую работу вроде бисероплетения», — замечает Катерина Дёмина. Если папа любит возиться в гараже, а мама — печь тортики, или папа — фотографировать, а мама — изучать поведение птиц — прекрасно; привлекайте к этому детей. «А вот тупить вдвоем с папой на диване в телевизор — это не годится», — говорит Евгения Пайсон.
В общем, выключаем телефон, отклеиваемся от компьютера, придумываем план — и радуемся жизни и своему ребенку.