с чем позволяют справиться социальные установки с наименьшим напряжением
Социальная установка личности
Каждое общество имеет целый ряд определенных ценностей, которые формируются на протяжении многих лет. Например, к ним можно отнести свободу, честность, благородство, доброту или порядочность. Эти постулаты будут характеризовать определенного человека только в том случае, если индивид будет придерживаться этих правил поведения. В психологии этот феномен известен под термином «социальная установка».
Социальные установки в психологии
В 1918 году Ф. Знанецкий и У. Томас, изучая адаптацию индивида, смогли установить зависимость, без которой было невозможно описать этот процесс: взаимосвязь социальной организации с личностью.
Ученые предложили охарактеризовать эту связь при помощи 2-х кратких понятий:
После этого в зарубежной психологии твердо укоренился термин «аттитюд», который отражал состояние личности относительно той или иной социальной ценности.
Ф. Знанецкий и У. Томас
Понятие и основные виды
Современная социология и психология включают в себя различные определения социальных установок. Чаще всего для пояснения этого термина используется трактовка Гордона Олпорта. По американскому психологу, социальная установка – это такое психологическое состояние индивида, при котором личность готова вести себя определенным образом, согласно прошлому опыту «столкновения» с объектом.
В социально-психологической литературе можно встретить 5 основных вида социальных установок:
В зависимости от модальности, аттитюды бывают:
Основные функции социальных установок
Для аттитюдов характерны 4 ключевые функции:
Структура и компоненты социальной установки
Ученым М. Смитом в 1942 году была определена трехкомпонентная структура социальной установки. В нее входят:
Компоненты аттитюдов могут как пересекаться, так и существовать по отдельности.
Важно! Если все составляющие структуры не находятся в противоречии друг с другом, значит, установки можно считать согласованными.
Например, наличие благоприятного фона, позитивных знаний и положительных действий говорит о присутствии гармоничных аттитюдов. При несогласованных социальных установках будет наблюдаться хаос из негативной информации, положительного отношения и нейтральных действий.
Чтобы совершать последовательные шаги, человеку требуются согласованные аттитюды. В противном случае индивида будут мучить амбивалентные чувства, а в его поведении начнут преобладать противоречивые действия.
Формирование социальных установок у человека
Процесс развития социальных установок, согласно исследованиям Ж. Годфруа, происходит в 4 этапа:
Благодаря знаниям об этапах формирования аттитюдов, в педагогике и обществознании выстраиваются целые программы, помогающие направить молодых людей по комфортному и общественно правильному жизненному пути.
Какие подходы используются
На формирование социальных установок могут оказать влияние следующие подходы:
При когнитивном подходе установки формируются в результате желания индивида разрешить возникшие внутренние конфликты, которые появляются из-за когниций и аттитюдов.
Генетическое направление предполагает, что развитие всех установок неразрывно связано с врожденными особенностями личности:
Подобные «врожденные» аттитюды считаются наиболее прочными, в отличие от «приобретенных».
Врожденные и приобретенные формы поведения
При бихевиористском подходе установки понимаются как промежуточные переменные между внешним миром и объективными стимулами. Поэтому в формировании аттитюдов субъект практически не принимает участия. Развитие осуществляется при помощи:
В рамках структурного подхода развитие аттитюдов осуществляется посредством сравнения с установками окружающих людей. Индивид начинает «корректировать» собственные мировоззренческие и ценностные взгляды, чтобы соответствовать той или иной общественной категории лиц.
Для мотивационного подхода основой в развитии социальных установок выступает ряд взвешенных аргументов «за» и «против» того или иного аттитюда.
Изменение социальных установок
В течение жизни человека происходит не только формирование социальных установок, но и их изменение.
Дополнительная информация. Именно эта черта отличает аттитюды от других психологических особенностей личности.
Пример, формирование и изменение характера, способностей, темперамента осуществляются медленно и незначительно в течение всей жизни, а трансформация социальных установок может происходить стремительно и неоднократно. Поэтому, чтобы предсказать поведение индивида, необходимо, в первую очередь, обращать внимание на его аттитюды, а не другие свойства личности.
Главными целями изменения установок считаются:
Лучше всего изменение аттитюдов осуществляется за счет внушения. Реализовываться оно может посредством:
Для изменения установок большое значение имеет близость в психологическом или социальном плане того или иного источника информации.
Изменение социального мировоззрения
Важно! Если у личности нет доверия к субъекту, пытающемуся cкорректировать его аттитюды, положительного результата не будет.
Также на скорость и качество изменения убеждений влияют порядок и содержание поступающей информации. Первые сведения оказывают наиболее сильное влияние на аттитюды, чем последующие. В том случае, если человек предупрежден о том, что нельзя с доверием относиться к изначальным материалам, впоследствии эта первичная информация не будет восприниматься индивидом всерьез.
Дополнительная информация. Если личность сначала получила сведения, а затем узнала об их недостоверности, то в большинстве случаев эта информация не сможет повлиять на изменение установок.
Простота излагаемого материала – важный ключ к коррекции аттитюдов. В сложных и искаженных сведениях индивиду разбираться не захочется.
Психологические установки – неотъемлемая часть каждого индивида. Чтобы научиться использовать их во благо, необходимо не только осознавать их наличие, но и заниматься саморефлексией. Глубинная работа с собственными эмоциями, чувствами и убеждениями поможет избавиться от внутренних барьеров и улучшить жизнь и взаимоотношение с социумом.
Видео
Социальная установка
В 1918 году исследователи У. Томас и Ф. Знанецки изучали письма эмигрантов из Польши (в США). Они выяснили, что если человек оценивал свое пребывание в Америке как временное с целью заработка, то адаптация проходила очень болезненно, а речь и культура усваивались крайне медленно. Но если он думал, что переехал в новую страну навсегда, то адаптировался значительно быстрее и эффективнее. В результате ученые пришли к выводу, что каждый человек формирует некое внутреннее отношение к своему пребыванию в стране, которое кардинальным образом влияет на его существование и мотивацию. Они назвали этот феномен аттитюдом.
Социальная установка (в статье также будем использовать термин «аттитюд» от англ. «attitude» – «отношение») – склонность человека к совершению определенного социального поведения. Предполагается, что она имеет сложную структуру и включает в себя ряд компонентов: способности воспринимать, осознавать, оценивать и, как следствие, действовать относительно социального объекта (или явления) каким-то образом.
Социальная установка выполняет четыре основные функции:
Ну и самое главное: при помощи аттитюда происходит социализация.
Стоит отметить, что социальная установка формируется постепенно, порой даже незаметно. То, что обобщается нами сегодня, через три недели становится устойчивым убеждением.
Внутри мышления человека действует определенный алгоритм (программа), который формируется на основе обобщений и оценок. Он облегчает работу мозга: тому не приходится каждый раз тратить энергию, чтобы оценить и проанализировать явление, у него уже есть определенная схема (вердикт, установка), которая позволяет действовать быстро – без затрат времени и ресурсов.
В связи с этим стоит понимать, что подобные социальные установки могут как помогать, так и мешать. Мы быстрее принимаем решения, фокусируемся на главном. С другой стороны, шаблоны поведения могут привести человека и на ложный путь.
Важная особенность социальных установок – это их многогранность. Они могут одновременно представлять знания и мнения, эмоции и чувства, поведенческие реакции и намерения действовать определенным образом.
Формирование социальных установок
Разумеется, такое сложное понятие как «социальная установка» нельзя рассматривать с одной точки зрения. Поэтому вполне логично, что свое определение и понимание есть в разных течениях психологической науки.
Бихевиористский подход
Здесь социальная установка понимается как промежуточная переменная между неким объективным стимулом и внешней средой. Ее формирование осуществляется практически без участия человека и может происходить за счет:
Когнитивный подход
Этот подход сформировался под влиянием ряда теорий (теории когнитивного диссонанса Л. Фестингера, теории конгруэнтности Ч. Осгуда и П. Танненбаума, теории коммуникативных актов Т. Ньюкома), общим постулатом которых является стремление человека к внутренней согласованности.
Другими словами, формирование социальных установок происходит в результате стремления человека разрешить возникшие у него внутренние противоречия из-за несогласованности социальных установок между собой.
Мотивационный подход
Сторонники этого подхода отрицают бихевиористский, считая, что человек – не пассивный, а активный участник процесса. Он способен сам создавать, менять и модифицировать свои социальные установки. А делает он это при помощи взвешивания всех «за» и «против».
Есть две теории, описывающие формирование социальных установок:
Генетический подход
Сторонники данного подхода считают, что формирование социальной установки обусловлено генетическими особенностями:
При этом сторонники метода полагают, что помимо врожденных есть еще и приобретенные социальные установки. Однако первые значительно прочнее.
Структурный подход
В основе этого подхода лежит представление о том, что социальная установка – это функция структуры межличностных отношений. Человек сравнивает свои установки с установками других людей, пытаясь понять, как можно изменить собственные, чтобы лучше социализироваться.
Структура социальной установки
В 1942 году М. Смит предложил свою структуру социальной установки:
Данные компоненты пересекаются между собой, поэтому изменение одного влечет за собой изменение двух других.
В 1934 году психолог Ричард Лапьер провел исследование, вследствие чего появилось понятие «Парадокс Лапьера». Это феномен, который возникает, когда человек ведет себя не в соответствии со своими социальными установками. Прочитать об этом детальнее можно в статье на Википедии.
Однако через несколько лет Дж. Бем оспорил данный феномен, высказав мнение, что не социальная установка влияет на поведение, а как раз наоборот – сначала человек себя ведет определенным образом и только затем меняется установка. Возможно, мы имеем дело с классическим когнитивным диссонансом. Чтобы не возникло внутренних противоречий, человек пытается объяснить свое новое поведение тем, что «я именно такой».
Можно ли изменить социальные установки?
На этот вопрос нельзя ответить однозначно, потому что до сих пор непонятно, как именно формируются социальные установки. Как мы писали выше, существует несколько теорий на этот счет: кто-то считает, что они формируются генетически, кто-то – что они являются приобретенными.
Если исходить из того, что научиться можно всему, то, пожалуй, ответ – да, социальные установки можно изменить. Но чтобы поменять себя полностью, нужно сфокусироваться на глубинном уровне – уровне ценностей, моральных и религиозных убеждений.
Вид торта напоминает кому-то о неудачном дне рождения в детстве, а кто-то вспоминает, как отлично провел время в кругу семьи. Через какое-то время мнения этих двух людей могут измениться под влиянием будущего опыта. Человек также любит подражать поведению других людей, пусть не всегда признается в этом. Поэтому социальные установки рождаются и умирают постоянно.
Необходима полная осознанность и саморефлексия для того, чтобы изменить разрушительные установки и заменить их на продуктивные. Это процесс достаточно длительный, поэтому вам понадобится терпение.
И последнее. Как можно чаще задавайте себе три вопроса:
Ответы на эти вопросы, размышления и саморефлексия помогут выявить корни многих глубинных установок и изменить их в случае необходимости.
Социальные установки: что это в психологии, функции, виды, структура, примеры из жизни
Как известно, в любом обществе существуют свои ценности. Они формируются исторически и являются общепринятыми. К ним относятся, например, свобода, порядочность, доброта, благородство, честность. Но индивидуальными эти постулаты можно назвать только тогда, когда человек их принимает и следует таким правилам поведения. В психологии это называется социальными установками, об определении и примерах из жизни которых я расскажу в этой статье.
История
Понятие возникло после того, как в 1918 году вышло исследование У. Томаса и Ф. Знанецки. Ученые анализировали письма людей, эмигрировавших из Польши в США. Выяснилось, что когда эмигранты ехали в чужое государство, определив для себя, что это временная необходимость для получения заработка, то период их адаптации проходил медленно и, можно сказать, даже болезненно. Им тяжело давалось изучение языка и культуры и они долго не могли ужиться на новом месте.
Но были и те, кто переезжал с мыслью остаться в стране навсегда и начать жизнь заново. И такие личности адаптировались к непривычным условиям гораздо быстрее и продуктивнее.
В результате этих наблюдений исследователи сделали вывод, что каждый индивид осознанно или подсознательно формирует внутреннее отношение к собственному нахождению в США. И именно от него зависит существование и мотивация. Такой феномен получил название «аттитюд».
Но это стало только началом изучения данного вопроса. В 1929 Льюисом Терстоуном были созданы первые способы измерить установки. Он стал утверждать о наличии в ее структуре эмоционального фактора.
Были и противоположные мнения. Например, ученый В. Парк считал, что состояние не подвергается непосредственному наблюдению. Оно имеет латентный характер и складывается посредством получения жизненного опыта.
Помимо этого, было еще множество теорий. Но работа У. Томаса и Ф. Знанецки дала толчок их возникновению и развитию и сделало феномен центральным в психологии.
Понятие социальной установки
Дать определение этому термину – не самая простая задача. Рассуждая в «Капитале» о таком явлении, как «товар», Карл Маркс шутил, что непонятно, с какой стороны за него взяться. Также дела обстоят и с аттитюдом. Пойду от истоков.
С самого начала понятие представляло собой психофизиологическую готовность человеческого организма к реакции на те или иные стремления и стимулы. Такие исследователи, как Л. Ланге, а позже Т. Шуман и Г. Мюллер заметили, что когда индивид делает одно и то же, то у него формируется предрасположенность к реагированию на определенное внешнее событие.
Приблизительно в начале 20-го столетия термин стал использоваться в различных разделах психологии, в частности, глубинной. К. Юнг считал этот феномен основополагающим для того, что раскрыть душевное и психическое состояние, влияющее на конкретные разновидности его поведения.
Но самое простое и понятное определение дали все те же Томас и Знанецкий. По их мнению, социальная установка личности – это такое усвоение определенной общественной ценности, которая, по сути, является ее субъективным осознанием. Другими словами, это общепринятая норма в виде индивидуального существования.
Возьму, к примеру, свободу. Каждый индивид воспринимает и следует ей по-своему. Поэтому и установочное состояние человека по отношению к этому явлению будет персональное.
Поэтому можно сказать о том, что это своеобразная форма взаимосвязи между индивидуумом и социумом. Одновременно она представляет собой и деталь психической структуры отдельного его участника и элемент системы общепринятых ценностей.
Виды установок в психологии
Сюда, в первую очередь, относится стереотип. Это давно устоявшееся и застывшее восприятие происходящих ситуаций. Впервые данный термин ввел У. Липпман. По его мнению, это исторически принятый образец понимания, фильтрации и объяснения полученной информации во время освоения окружающей действительности. Он основывается на предшествующем социальном опыте.
Полезен он в отношении простых событий, контактировать с которыми можно, используя привычные и подтвержденные представления. Но когда от человека требуется творческий подход, или объект изменился со временем, а понимание о нем осталось таким же, то стереотип тормозит процедуру взаимодействия индивида и реальности.
Социальные установки, предрассудки и стереотипы личности
В основе социальных стереотипов и социальных установок лежит желание разложить все по полочкам, систематизировать, обобщить и схематизировать чужой и свой опыт, представления. В стереотипе важен и его социальный аспект-оценочный элемент. Установка-это более легкая форма стереотипа. Социальные стереотипы, установки и предрассудки нам выдает чаще всего наше окружение. Им обучают с самого детства, поэтому нам трудно от них избавиться. Влияние окружающих на нас игнорировать невозможно.
На этапе раннего развития социальные установки полезны, они упрощают мышление, нам надо меньше времени и энергии для размышления над чем-то. Но потом часто они становятся вредными. Делают ваше мышление стандартным, стереотипным, лишенным креативности, гибкости. А наш мозг любит экономить ресурсы, поэтому с удовольствием подчиняется социальным установкам. Но вы вряд ли много добьетесь в жизни, если будете думать и/или делать так-же как все. Большинство-то успеха не добивается.
Определение
Социальная установка — ориентация индивида на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность действовать определенным образом в отношении этого объекта. Социальная установка превращается в активную деятельность под влиянием мотива.
Социальная установка включает три аспекта:
— когнитивный — осознание объекта;
— аффективный — эмоциональная оценка объекта;
— поведенческий — последовательное поведение по отношению к объекту.
Особенности социальных установок
Если вы думаете, что родители вам заложили какую-то идею и она прошла с вами всю жизнь, это несколько не так. Мы живем в постоянно изменяющемся мире. Поэтому социальные установки изменчивы и хорошо приспосабливаются к окружающим условиям. Общество меняется-меняются и установки. Меняется информация-установки тоже меняются. Они не исчезают, а трансформируются в немного другие, чтобы соответствовать изменениям. Все элементы структуры социальной установки находятся в тесной взаимосвязи между собой, и изменение одной из них влечёт за собой изменение других. Социальные установки иногда защищают людей от внутриличностных конфликтов, неприятной или неприемлемой информации. Они являются одним из формирующих нашу личность факторов, как окружение, воспитание, мифологическое мышление. Означают нашу причастность к определенной группе людей, в которой мы жили, воспитывались.
Виды социальных установок
Социальные установки могут быть личные, групповые общественные. Личные-которые принадлежат только личности и выработаны в результате ее опыта. Групповые установки принадлежат группе людей и передаются ее членам, окружающим и детям. Общественные-принадлежащие большей части общества, минимум нескольким странам.
Интересная черта социальных установок: социальные установки общества становятся личными, а личные переходят в групповые и общественные. Общаясь, вы усваиваете установки от ваших родителей, друзей, а они также набираются от вас. Только в тесном общении усваиваются установки.
С психологической точки зрения мыслить социальными установками и стреотипами проще. Социальная установка- состояние психологической готовности личности думать и вести себя определенным образом. Она является осознанной, основанной на прошлом социальном опыте и регулирующая социальное поведение индивида. Социальные установки позволяют определить, что думают по этому же поводу другие члены общества. Установки организуют наши внутренние ценности, наши знания о мире, о самих себе, они способствуют решению внутренних конфликтов, как правило, в пользу установки.
С их помощью мы фильтруем информацию поступающую из внешнего мира. Из них формируется фильтр восприятия действительности. Т.е. человек, не принимает то, что противоречит его социальным установкам. Психологи и социологи говорят, что социальные установки не исчезают и не появляются мгновенно, они сходят на нет постепенно и/или замещаются другими. И в то же время они сильно влияют на психические процессы личности.
К примеру, действие личной установки(возможно у кого-о стереотипа), «негры хуже, глупее белых». Такая установка была у отдельных индивидов в США, потом она стала всеобщей. Но однажды приняли закон о том, что все равны, и через 35 лет стало возможным получение Оскара Холли Берри, а через 40 и чернокожий президент. Установки общества поменялись, даже если отдельные индивиды так не думают, общественные установки превалируют. И постепенно их принимает все общество, хотя возможно за некоторым исключением. Впрочем, так же как и принимали первоначальную установку в отношении чернокожих.
Надо сказать, что социальные установки и стереотипы мышления понимаются практически как одно и тоже.
Понятие установки ввели для описания избирательности и направленности человеческого восприятия. Это неосознанное состояние, предваряющее и определяющее развертывание любых форм психической деятельности, некую готовность человека совершить что-либо. И не просто готовность как предрасположенность к действию( поскольку она может быть вполне пассивной), но ее легко разбудить. Наличие определенной установки говорит о заинтересованности индивида, в этом самом, в том, чтобы сделать что-то важное для него. Но не всегда плохое.
В английском языке социальной установке соответствует термин аттитюд «…состояние сознания, регулирующее отношение и поведение человека в связи с определенным объектом в определенных условиях, и психологическое переживание им социальной ценности, смысла объекта.
Стреотип-более сильная социальная установка, больше связанная с негативом
Функции социальных установок
Социальные установки появляются не просто так, их суть проявляется в их функциях.
Адаптивная функция позволяет привыкнуть к условиям, к изменениям, выбрать объекты для достижения целей. Быстрее принимать решения при встраивании в новое общество. Социальные установки защищают психику индивида, снижают нагрузку на мозг. Познавательная функция социальных установок помогает познавать мир и способствует выбору определенного поведения. Защитная функция социальных установок помогает в решении личностных и межличностных конфликтов. В качестве организационной функции выступает способность организовывать жизнь и знания. Установки могут помогать и в самореализации человека, воплощению в жизнь скрытых, глубинных мотивов.
Социальные стереотипы
Социальный стереотип-упрощенный образ чего-то. Социальной группы, страты, какого-то типа поведения, действия, событий, общественных ролей. Если установка-это готовность думать или поступать определенным образом, то стереотип уже более отчетливо сформированная модель мышления и поведения.
Важно и чтобы в рамках стереотипа было некое пространство, поле, в котором человек мог думать и поступать, иначе она может выродиться в штамп.
Стереотипы более связаны с негативом. Стереотипное негативное мышление и поведение в отношении других людей часто проявляется в тех случаях, когда люди остро ощущают свое социальное или национальное единство или принадлежность к своей социальной группе и ее отличие от других социальных групп, наций стран и т.д. Именно исключительная приверженность людей к собственной религии, культуре, нации, стране, т.е. тому, что можно назвать ложно (неадекватно) понимаемым патриотизмом, часто предрасполагает человека недооценивать людей, живущих в иной стране, относящихся к другой национальности, придерживающихся иной веры. У них возникает стереотип, что все, находящиеся в его нации, стране, нации, исповедывающие его религию исключительно хорошие люди. А все остальные плохие. И они начинают навешивать ярлыки.
Но дело не в возрасте стереотипов, а в том, сколько раз их повторять. Повторение закрепляет стереотип. Если повторяете стереотип при других, то закрепляет такое мышление не у только у вас.
Существуют и стереотипы в отношении богатых людей, денег, общества, профессий, молодежи. И кого, и чего угодно. Более полная статья про стереотипы мышления и о том, как они мешают нам.
Предрассудки
Хотя конкретные определения предубеждений, даваемые социологами, часто различаются, большинство согласны с тем, что они связаны именно с предубеждениями, носители их обычно негативно относятся к членам определенной группы, нации, религии.
И это правильно, многие тесты, анализирующие мышление, включают разбитие слов на категории. Возможность быстро классифицировать информацию позволяет нам взаимодействовать и быстро реагировать, но это также приводит к ошибкам. Предрассудки и стереотипы – это лишь два примера умственных ошибок, которые возникают в результате нашей склонности быстро классифицировать информацию в окружающем мире.
В большинстве случаях предрассудки основаны на стереотипах, предрассудки-это информация, усвоенная непосредственно из недостоверных источников и воспринимаемая самим субъектом как безусловная истина, не требующая подтверждений. Другой механизм формирования предрассудков-сохранение в социуме табу(или частей табу), имевший ранее практический смысл, к примеру, табу на гомосексуализм. Когда-то нужно было очень много детей, чтобы какая-то группа выжила. Ведь смертность была огромной. Предрассудки, стереотипы, часто формировались и распространялись благодаря особенностям мифологического мышления. Особенностью мифологического мышления является то, что его трудно отвергнуть, оно основывалось на авторитете предков, героев, общества. Оно передавалось в виде правдивых историй. А других передатчиков заний не было, поэтому миф был практически единственным источником, откуда можно было черпать знание о мире, о человеке, обществе, природе. А отвергнуть знание общества,-это откатиться на ступеньку назад в развитии. Но такое мышление влияет на нас и сегодня и помогает стереотипам и предрассудкам. Подробнее эффектах мифологического сознания.
Исследователи обнаружили, что когда дело доходит до категоризации информации о людях, мы склонны минимизировать различия между людьми в других группах, преувеличивать различия между группами, но в тоже время видеть огромную разницу между людьми в своей группе. Т.е. мифологическое «мы и они» и бездумное принятие опыта группы прекрасно работает до сих пор.
В качестве объяснения формирования предрассудков обычно приводят эксперимент с обезьянами. На потолке в клетке подвесили бананы. Но чтобы добраться до них, надо было наступить на педаль, которая подавала ток во всю клетку. И в итоге желающих схватить банан и всех остальных било током. Тех, кто хотел добраться до бананов начали бить. Потом ток отключили, а всех обезьян постепенно заменили. Но все равно тех, кто пытался добраться до бананов, били.
Как избавляться: Надо понять, что они у вас есть и пытаться найти опровергающие их факты: в книгах, в фильмах, в жизни; менять мышление, прерывать свои негативные мысли. Поскольку у нас всех существует предвзятость подтверждения. Мы видим то, что хотим увидеть, что ожили увидеть, и подсознательно ищем подтверждение этому. Мы склонны больше общаться с людьми, которые имеют ту же точку зрения. Читать книги, газеты и сайты, которые дублируют нашу точку зрения.
Один из важных факторов, которые мешает нам менять мышление на позитивное, является именно наличие устойчивых стереотипов, установок и предрассудков. И окружение, которое их опять подтверждает нам и транслирует их снова и снова. Подробнее об том почему нам трудно менять мышление. А поменять ваши стереотипы поможет осознанность, т.е. понимание проблемы и осознанное решение с ней бороться. Подробнее про осознанное развитие. Т.к. такое мышление является негибким, стандартизированным, его само по себе трудно менять, поэтому нужно развивать и когнитивную гибкость.
Посмотрите недорогие курсы от психолога, коуча, системного аналитика и совладельца нескольких бизнесов школы Креативного мышления. Их цена более чем доступна. А на этой платформе можно пройти бесплатные курсы по улучшению самооценки, изменению мышления, аналитическому мышлению, созданию бизнеса, креативности, ораторскому мастерству и т.д.