с чем и почему сравнивает себя мцыри
Мцыри – любимый идеал Лермонтова
Создавая произведение, автор обязательно отражает в нем самого себя. Он может воплотить свои идеалы и мысли, либо же выписать героя, в чем-то на себя похожего, но, так или иначе, авторское начало обязательно будет присутствовать в тексте. Неудивительно в таком случае, что у автора будут появляться любимые герои. М. Лермонтов — писатель, чье творчество нельзя рассматривать отдельно от художественного стиля романтизма, господствующего в первой половине 19 века. Романтизм приходит на смену классицизму и сменяет поэтическое представление об идеальном обществе на представление об идеальном герое. Романтический герой обладает всеми наилучшими качествами. Он красив, горд, духовно богат, не может смириться с окружающей его несправедливостью и оттого часто оказывается непонят окружающими. М. Лермонтов создает целый ряд романтических героев: Печорин, Демон, Арбенин, Мцыри. И именно последний из них, борец Мцыри — любимый идеал Лермонтова.
Еще критик Белинский писал о Мцыри так: «… отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью. Это произведение субъективное». Здесь необходимо уточнение: под «субъективными» произведениями Белинский понимает такие произведения, в которых можно было отчетливо увидеть личность создававшего их автора.
Поэма «Мцыри» была любимой у самого Лермонтова, его современники отмечали, что ее поэт знал ее наизусть, часто и с удовольствием читал вслух. Вот как пишет об этом Н. Муравьев: «В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?
Отчего же Мцыри любимый герой Лермонтова? Изучая произведения Лермонтова, Белинский видел его черты и в других героях, но только в Мцыри они проявляются со всей полнотой. Печорин, главное действующее лицо «Героя нашего времени», крайне самолюбив. Он не только страдает сам — он причиняет страдание окружающим, что для Лермонтова было неприемлемо. Арбенин («Маскарад»), и вовсе опускается от трагедии непонятого героя до банального преступления — убивает любящую его женщину. Демон же, которого часто называли вторым «я» Лермонтова, до крайности холоден и горд. Любовь лишь на время пробуждает в нем что-то человеческое, но этому человеческому суждено быстро угаснуть. Все они, хоть и заслуживают симпатии и сочувствия, трагически раздвоены, не удовлетворены духовно. Из-за этой неудовлетворенности каждый из них причиняет боль и другим людям, и отражая эту их черту, Лермонтов одновременно ее осуждает. Один Мцыри, переживая страдания, до последнего остается человечным. Он сохраняет живую душу, и оттого наиболее близок Лермонтову, также сумевшему до последних дней жизни сберечь веру в людей. Семена «глубокой веры, веры гордой в людей и жизнь иную», вот что находил Белинский в самом Лермонтове, вот как он отзывался о поэте под впечатлением общения с ним. Неудивительно, что после таких слов он считает возможным сравнивать Лермонтова и Мцыри.
Сходство Лермонтова и Мцыри заметно с первого взгляда: их обоих отличает страстная, непримиримая натура и неукротимое стремление к свободе. Лермонтов, как и его герой, рос оторванным от родных. Мцыри еще ребенком увезли с родины, от его семьи. Все, что осталось у него от отца — смутные воспоминания о сильном человеке с «гордым непреклонным взглядом»: «и помнил я / Кольчуги звон, и блеск ружья». А Лермонтову с его родным отцом не давала видеться воспитывавшая его бабушка. Мальчик сильно страдал от вынужденной разлуки и, по его воспоминаниям, писал отцу длинные проникновенные письма: «Ужасная судьба отца и сына / жить розно и в разлуке умереть…». Известно множество стихотворений Лермонтова, посвященных его отцу: “Ужасная судьба отца и сына”, “Эпитафия” (“Прости! Увидимся ль мы снова?”), “Я видел тень блаженства; но вполне …”, ” Пусть я кого-нибудь люблю…”. Так что боль от разлуки с родными людьми Лермонтов понимал в полной мере.
Сходна и среда, в которой воспитываются Лермонтов и его герой. «Монастырем» Лермонтова, подавляющем любые порывы свободомыслия, становится эпоха реакции в России, на время которой приходится его молодость. Смиренно и в чем-то даже равнодушно выслушивает страстную исповедь Мцыри монах. Точно так же смиренно и равнодушно относятся к происходящему в стране современники Лермонтова. У него, как и у Мцыри, нет единомышленника.
Кавказ! — вот то вольное место, куда стремятся оба, надеясь обрести там долгожданную свободу. То, как Лермонтов относится к Мцыри, можно понять уже по среде, в которую он помещает своего героя. Известно, что именно Кавказ поэт считал своей второй, духовной родиной. Там протекала его молодость, там он узнал свою первую любовь. Во время ссылки перед Лермонтовым открывается дух свободного Кавказа, который невозможно ни победить, ни укротить. Кавказ — это, по словам самого поэта, «стена», за которую не проникает даже взгляд соглядатая, от которого в России невозможно было укрыться. На Кавказе Лермонтов долгое время живет, там же он, повторяя судьбу своего героя, и погибает…
Узнать, прекрасна ли земля,
Узнать, для воли иль тюрьмы
На этот свет родимся мы.
Мцыри сравнивает себя с цветком. С чем и почему сравнивает себя мцыри. Что понял он в последние часы на воле
Но не суждено герою соединиться с родиной, увидеть родных и близких, но не сдержал он своей клятвы:
Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной.
Последней волей Мцыри становится просьба перенести его в сад.
Оттуда виден и Кавказ.
Михаил Юрьевич Лермонтов
Что означает слов «мцыри»? Есть ли имя у героя поэмы? Почему?
Какие исторические факты упоминаются в 1-ой главе поэмы?
Как мальчик-горец попал в монастырь? Сколько лет ему было? Почему ему пришлось остаться в монастыре?
Можно ли по рассказу Мцыри утверждать, что к нему плохо относились в монастыре? Почему он считает свою жизнь здесь пленом? На что готов променять такую жизнь? О чем это говорит читателю?
О какой «пламенной страсти» говорит Мцыри? С чем он ее сравнивает и почему?
О ком тосковал Мцыри в стенах монастыря? Какую клятву он себе дал?
Почему Мцыри спрашивает старого монаха о юности?
Как Мцыри описывает то, что он видел на воле? Как можно объяснить, что, вспоминая картины кавказской природы, он отмечает: «И было сердцу моему / Легко, не знаю почему»?
Сколько дней провел Мцыри на воле? Как он объясняет свое стремление попасть за пределы монастыря? Случаен ли выбор момента, когда он совершает побег?
В чем причина того, что Мцыри не боится грозы и опасностей пути среди гор? С кем он себя сравнивает и почему?
Как описывается битва Мцыри с барсом? Почему Мцыри называет зверя «бойцом»?
Что обнаружил Мцыри, когда он вышел из леса? Почему он говорит: «Но тщетно спорил я с судьбой»?
Почему Мцыри сравнивает себя с «цветком тепличным»?
Что видит Мцыри в предсмертном бреду?
Почему в предсмертной исповеди Мцыри говорит, что готов «рай и вечность» променять на несколько минут в родном краю?
Куда просит Мцыри отнести его перед смертью? О чем его последние мысли?
Задание 2. В тексте поэмы вам встретились слова и выражения, которые требуют комментария. Дайте объяснение этим словам, при затруднении обратитесь к сноскам в учебнике, словарям или ресурсам Интернета.
Монашеский обет ________________________________________________
Терновый венец __________________________________________________
Задание 5. Подготовьте рассказ о Мцыри по плану:
Место, занимаемое персонажем в произведении.
Возраст, положение в обществе.
Образование и воспитание
Основные интересы, идеалы, жизненные цели.
Внешность, манера держаться.
Поступки, особенности поведения.
Взаимоотношения с другими персонажами.
Значение в раскрытии идеи произведения.
Задание 6. Обратите внимание на особенности композиции поэмы. Какую сцену можно считать кульминацией поэмы и почему? Сколько главок занимает рассказ о Мцыри и сколько его исповедь? Почему автор так неравномерно распределяет художественный материал? Как в этом выражается идея произведения?
Эпиграф к поэме _________________________________________________
Задание 8. Какова роль пейзажа в поэме? Выделите описания природы и расскажите, как они помогают выразить состояние героя? Можно ли сказать, что природа – родная стихия Мцыри?
Вдали я видел сквозь туман,
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой, незыблемый Кавказ;
И было сердцу моему
Легко, не знаю почему.
Задание11. Прочитайте фрагмент из поэмы «Мцыри».
Мир темен был и молчалив;
Лишь серебристой бахромой
Вершины цепи снеговой
Вдали сверкали предо мной,
Да в берега плескал поток.
В знакомой сакле огонек
То трепетал, то снова гас:
На небесах в полночный час
Так гаснет яркая звезда!
Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных поэтом в этом фрагменте.
Впишите соответствующие номера в таблицу
Задание 12. Докажите, что Мцыри – романтический герой, поэма Лермонтова – романтическое произведение. В качестве аргументов используйте основные положения статьи учебника о романтизме и примеры из текста поэмы.
Задание 13. Напишите сочинение на одну из следующих тем:
«Одна – но пламенная страсть…»
Три «блаженных дня» Мцыри.
Природа в поэме «Мцыри».
Тема: Наш разговор о Мцыри продолжается
Цели: Продолжить работу по наблюдению за худ. средствами, понять, как пейзажи родного Кавказа тесно связаны с переживаниями юноши.
2.Какую роль играют эти «опасности»?
3.Что испытывает герой, наблюдая за девушкой-грузинкой?
(До встречи с неустрашимым «лесным царём» Мцыри встретился с грузинкой. Автор решил хоть частично восстановить справедливость перед своим героем, ведь в жизни каждого человека должна присутствовать Любовь. Грузинка стала первой, последней и единственной любовью юноши. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы. Лермонтов не разделяет этих понятий. В одну страсть сливается у него любовь к отчизне и жажда воли. Герой, побеждая непроизвольный порыв молодого сердца, отказывается от личного счастья во имя идеала свободы. Патриотическая идея сочетается в поэме с темой свободы, как и в творчестве поэтов декабристов. Лермонтов не разделяет этих понятий: в одну, но «пламенную страсть» сливается любовь к отчизне и жажда воли)
4.Какая метафора усиливает страшную картину в 15 главе?
5.Что значит для Мцыри барс? (17-18 гл.)
Зажглося жаждою борьбы
И крови…да, рука судьбы
Меня вела иным путем…
Но нынче я уверен в том,
Что быть бы мог в краю отцов
Не из последних удальцов».
Юноша побеждает барса, но израненного и обессиленного его возвращают в монастырь.
«…Но тщетно спорил я с судьбой;
Она смеялась надо мной!»
Винить здесь некого. Мцыри признается: «Да, заслужил я жребий мой»,- ставя себе в пример могучего коня, который и без седока находит «прямой и краткий путь» на родину. Юноша сравнивает себя с темничным цветком: «…вырос, одинок и бледен он меж плит сырых». «На мне печать свою тюрьма оставила»,- говорит Мцыри.
Побежденный, он духовно не сломлен и остается положительным образом нашей литературы, а его мужество и героизм, сила духа и целостность явились укором раздробленным сердцам боязливых и бездеятельных современников.)
6.Что понял он в последние часы на воле?
7.Как природа реагирует на это?
(Природа преподносила горцу разного рода неприятные сюрпризы: встреча со смертью
(встреча с барсом, возможность падения с «крутых высот», страдания голодом). Всё это
8.Почему Мцыри сравнивает себя с бедным цветком, выросшим в тюрьме и сожженным палящими лучами солнца?
9.Слово «исповедь» для Мцыри в каком значении прозвучала: покаяние в грехах, откровенное признание или сообщение своих мыслей?
10.Почему же гибнет Мцыри? Только ли он истощен от ран?
(Выросший взаперти Мцыри, оказался неприспособленным к жизни на воле. Он погибает, как «в тюрьме воспитанный цветок». Перед смертью Мцыри вспоминает счастье «трех блаженных дней» на воле.
«Ты хочешь знать, что делал я
В своей исповеди он говорит, что променял бы две жизни в плену
Между крутых и темных скал,
Где я в ребячестве играл,
Я б рай и вечность променял. ».
Но не суждено герою соединиться с родиной, увидеть родных и близких, но не сдержал он своей клятвы:
«Хотя на миг когда-нибудь
Мою пылающую грудь
Прижать с тоской к груди другой,
Хоть незнакомой, но родной».
Последней волей Мцыри становится просьба перенести его в сад.
«Оттуда виден и Кавказ».
М. Ю. Лермонтов вошел в русскую литературу как продолжатель традиций А. С. Пушкина и поэтов-декабристов, но в то же время его поэзия стала новым звеном в цепи развития национальной культуры. Романтическая поэма «Мцыри» является одной из вершин художественного наследия поэта.
В основу поэмы положен реальный факт. мог стать одной из жертв кавказской войны, но автор изобразил этот факт как поэт-романтик, создав особенного героя.
Мцыри не принимает общественных отношений, угнетающих его внутреннее чувство. Герой живет, руководствуясь естественными побуждениями: любовью к родине, родным, свободе, жаждой деятельности. Его душа наполнена чувством любви к окружающей природе, а сердце начинает сильнее биться «при виде солнца и полей», причудливых горных хребтов, деревьев, «шумящих свежею толпой».
Кавказский пейзаж Лермонтов вводит в свою поэму не случайно. Он также является средством раскрытия образа героя. Презирающий свое окружение и жизнь в заточении, Мцыри чувствует родство лишь с природой. Заключенный в монастырь, он сравнивает себя с бледным темничным цветком, выросшим меж сырых плит и ждущим живительных лучей. Но печальная доля ожидает этот цветок за пределами темницы. Выросший в тюрьме, он не сможет существовать в саду и погибнет, обожженный огнем безжалостного дня.
Подобно сонным цветам, тянущимся навстречу солнцу, распрямляется и поднимает голову Мцыри, вырвавшись из монастыря. Он радуется свободе, радуется буре, короткой, но живой дружбе «меж бурным сердцем и грозой», которую он ни за что не променял бы на долгую и скучную жизнь в стенах монастыря. Он восхищен радужным нарядом растений, хранящих «следы небесных слез», бегом облаков, подобных белому каравану «залетных птиц из дальних стран». Дитя природы, он припадает к земле и узнает тайну птичьих песен, загадки их вещего щебетания. Его слух улавливает все голоса природы, ведущие речь «о тайнах неба и земли». Ему понятен спор потока с камнями, думы мечтающих о встрече скал, навсегда разъединенных этим потоком. Он замечает и блеск змеиной чешуи, и отливы серебра на шерсти барса. И ему кажется, что его «прилежный взор» мог бы следить через прозрачную синеву неба полет ангелов. А первая встреченная им девушка связывается в его сознании с песнью рыбки, пробуждая наивное полудетское чувство любви.
И в предсмертном бреду он чувствует себя лежащим на дне речки. Он видит пестрые стада рыбок, которые весело играют в лучах солнца, сияющих «сквозь хрусталь волны». Умирая, Мцыри просит положить его в саду меж двух акаций, в густой траве, чтобы он смог в последний раз насладиться прозрачным золотом листьев, душистой свежестью воздуха и заснуть с мыслью о милой стране.
М. Ю. Лермонтов за свою творческую жизнь внес неоценимый вклад в развитие русской романтической поэмы, создал величайшие лирические шедевры, одним из которых, несомненно, и является его поэма «Мцыри».
Действие поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» разворачивается на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести. Мальчик томился в неволе, не ел, избегал общения, «смотрел, вздыхая, на восток. ». Монахи выходили иноверца, который остался в монастыре, но все так же тосковал «по стороне своей родной». Однажды «во цвете лет» он исчез под покровом осенней ночи. Его нашли через три дня в степи, «Он страшно бледен был и худ /И слаб. » Собрав остатки сил, Мцыри начинает свою предсмертную исповедь:
«Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б мог».
Всю жизнь он был томим тоской по свободе. Существование в монастырских «сумрачных стенах» стесняло грудь и в конце концов стало невыносимым. «Дитя неведомой страны» вырывается на свободу из тихой обители. И открывшийся огромный мир обрушился на юношу всею мощью, природа захлестнула его, он «сам, как зверь, был чужд людей. /И полз и прятался, как змей». В окружающей природе он видит единение, гармонию, все, чего был лишен в человеческом обществе. Страна отцов, красоты и изобилия роскошной природы влекут пылкую душу Мцыри дальше, в дорогу.
Имел в душе и превозмог
Страданье голода, как мог.
Я пламенел, визжал, как он;
Как будто сам я был рожден
В семействе барсов и волков.
…Казалось, что слова людей
В этой схватке с наибольшей силой раскрывается героическая суть характера Мцыри. Он победил и нашел в себе силы продолжить путь.
Но тщетно спорил я с судьбой:
Она смеялась надо мной!
Едва он «блаженство вольности познал», судьба приводит его к «тюрьме», спасшей когда-то ему жизнь. И все же Мцыри умер не только от ран, полученных в схватке с барсом, а еще от того, что:
Меня печалит лишь одно:
Мой труп холодный и немой
Не будет тлеть в земле родной.
Он остался непокоренным, не сломленным никакими невзгодами и страданиями:
В святом заоблачном краю
Мой дух найдет себе приют.
Поэма «Мцыри» М. Ю. Лермонтова: анализ, содержание и проблематика
Мцыри – романтическое произведение М. Ю. Лермонтова, навеянное легендами и пейзажами Кавказских гор и впервые опубликованное в 1840 году. Лермонтов долго вынашивал замысел поэмы.
Главный герой поэмы, юноша, плененный в горном (возможно, черкесском) ауле, и увезенный русским генералом. Из-за тяжелой болезни ребенок был оставлен в монастыре, где вырос среди монахов. Авторское отношение к Мцыри легко понять, если прочитать поэму. В ней показан идеал свободного духа. Юноша не желает покоряться судьбе, мечтает вернуться на родину, обнять близких, и потому бежит из монастыря.
История создания
История написания поэмы «Мцыри» представляет собой интересные факты, которые помогут читателю лучше понять замысел автора:
Создание «Мцыри», точнее, его планирование заняло почти 10 лет. Лермонтов думал о сюжете уже в 17 лет, что мы узнаем из его дневника:
«Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы».
Жанр, направление и размер
Художественное направление произведения «Мцыри» можно определить, как романтизм. Чтобы убедиться в этом, достаточно рассмотреть черты романтизма в книге:
Жанр творения Лермонтова «Мцыри» можно определить, как поэму. Это объёмное произведение, имеющее стихотворную форму. Характер поэмы — лиро-эпический, ведь в основе лежит сюжетная линия, а не просто описание. Текст обогащён яркими выразительными средствами.
Размер «Мцыри» — четырехстопный ямб.
Художественные средства
Литературоведы замечают, что это произведение изобилует множеством средств художественной выразительности. Заметней всего эпитеты, легко определяющиеся в словосочетаниях; «сумрачные стены», «сладостные имена» и «разгульная юность».
В тексте много сравнений. Наиболее запоминающиеся среди них: «люди вольны, как орлы», «обнявшись, будто две сестры», «я сам, как зверь, был чужд людей». Есть в нём и метафоры, и сравнения. Все они служат тому, чтобы убедительно передать поэтическую картину окружающего мира, а заодно и подчеркнуть тяжесть переживаний главного героя.
Организация поэмы использует четырехстопный ямб, из-за чего она звучит резко и мужественно. В ней встречаются риторические вопросы и восклицания. В устах хорошего чтеца «Мцыри» приобретает особенную страстность и живость.
Композиция и конфликт
Поэма «Мцыри» разделена на две неравные части.
Конфликт, лежащий в основе сюжета поэмы, заключается в противостоянии героя и общества. О выборе, который он делает между жизнью невольным рабом и смертью свободным человеком.
Смысл названия
В качестве названия для своей поэмы Лермонтов использовал грузинское слово «мцыри», которое переводится, как послушник, таким образом писатель сразу же обозначает главного героя произведения, за которым и должен следить читатель. Главный герой даже не имеет имени, его так и зовут по статусу, который он имеет в монастыре. Это говорит об универсальности образа: все мы находимся в плену цивилизации, навязанном нам с рождения.
Однако слово «мцыри» имеет несколько значений, и одно из них – чужеземец. Таким образом, поэт в очередной раз подчёркивает свою основную идею, обозначая отчуждённость и потерянность своего героя в чужом для него мире.
Краткое содержание «Мцыри» для читательского дневника
ФИО автора: Лермонтов Михаил Юрьевич
Название: Мцыри
Число страниц: 38. Лермонтов Михаил Юрьевич. «Мцыри». Издательство «Т8», 2020 год
Жанр: Поэма
Год написания: 1839 год
Суть: о чём поэма?
Поэма начинается с того, что недалеко от горного монастыря русский генерал вёз захваченного им мальчика-горца. Мальчик заболел, и генерал вынужден был оставить его на попечении монахов.
Монахи выходили героя и оставили его в обители. Сначала мальчик не мог ужиться в незнакомой ему обстановке, но со временем выучил русский язык и даже проникся православием. Ребенок превратился в прекрасного юношу и, казалось бы, был уже готов посвятить свою жизнь служению Богу, но однажды он бесследно исчез.
Героя находят через три дня в лесу, израненного и больного. Уже фактически на смертном одре юноша рассказывает о тех трёх днях, которые он провёл в горах, и в итоге приходит к выводу, что те три дня свободы были для него гораздо ценнее жизни в неволе. После этого главный герой умирает.
Подробнее о содержании поэмы Вы можете узнать в кратком содержании. Там же Вы найдете отзыв для читательского дневника,
Главные герои и их характеристика
Характеристика героев и система образом отражена Многомудрым Литреконом в таблице:
Герой | Характеристика |
Мцыри | Юный послушник– горец, пленённый в детстве русским генералом и воспитанный православными монахами. Прекрасен и душой, и телом. Горд, свободолюбив и принципиален. Готов умереть за свои идеалы, но никогда не примет чужие. Любит родину и тоскует по семье. Тяготится своим одиночеством. Жаждет упокоиться в родной земле. На протяжении всей жизни терзался сомнениями, где ему будет лучше — в монастыре или на родине. В итоге юноша решает для себя этот вопрос и умирает счастливым, хоть и жалеет о том, что не добрался до родных мест, чтобы найти покой среди своих гробниц. |
Монах | Перед смертью юношу исповедует спокойный, терпеливый и молчаливый старик. Он составляет контраст с пылким и страстным юношей. Характер монаха передает атмосферу монастыря — родную для старца, но чуждую для юного сердца. Там спокойно и мирно, но не того нужно юноше от жизни. |
Генерал | Мы не знакомы с генералом и не знаем, зачем ему понадобился мальчик. Однако очевидно, что герой довольно легкомысленно и эгоистично вырвал птенца из его гнезда и отправился в рискованный путь, в ходе которого ребенок еще и заболел. Словом, дальновидным и отзывчивым генерала точно не назвать. |
Грузинка | Прекрасная, тонкая и веселая девушка в бедном наряде, которую повстречал Мцыри в своем странствии. |
Вместо послесловия
Сочинение «Образ Мцыри» по Лермонтову писать интересно, да и чтение его доставляет удовольствие. Герой может показаться сломленным, но нет! В его финальных словах чувствуется сожаление только о том, что его затея не увенчалась успехом. Мцыри тяготится тем, что ему суждено умереть рабом и сиротой среди чужеземцев, с которыми он жил. Он готов променять своих две жизни на одну, но настоящую, полную тревог и дорог. Но увы, это невозможно.
Напоследок Мцыри просит монаха, которому исповедуется, похоронить его в дальнем углу монастырского сада, откуда видны его родные края. Он не сломлен, он не отказывается от своей цели и надеется на то, что после смерти бренного тела его душа все же сможет достичь заветной дали.
Эта романтическая поэма, написанная мелодичным языком и наполненная философскими раздумьями, не сможет оставить равнодушным читателя!
Тематика поэмы «Мцыри» может быть описана подробнее. Если в этом есть необходимость, напишите об этом Многомудрому Литрекону в комментариях.
Образ героя
Мцыри – герой романтический, а сама поэма написана в стиле «Шильонского узника» Байрона. Но если герой британского поэта противостоит всему человечеству как таковому, персонаж Лермонтова стремится к людям. У него есть цель – возвратиться к своим, а не жить среди тех, кто не понимает порывы его души.
Образ Мцыри в поэме – это портрет человека, которого оторвали от корней, поэтому он обречен на гибель. Но почему герой так и не смог возвратиться домой, несмотря на такое сильное желание? Трудно ответить. Возможно, юноша не был готов морально, а быть может, он боялся, что и там его будут принимать за чужака. Ведь столько лет прошло! А может, его судьба была предначертана высшими силами, и ему они не позволили вернуться в родные и милые сердцу места.
Проблемы
Проблематика поэмы «Мцыри» не менее интересна. Ее также можно дополнить, попросив у Многомудрого Литрекона продолжения в комментариях.
Анализ и отзывы
В поэме «Мцыри» действие разворачивается на Кавказе, который вошёл в литературное наследие Михаила Юрьевича как территория бесконечной свободы и дикой вольности, где человек противостоит заведомо превосходящим его силам стихии, пространством бесконечной авантюры, боя с природой и боя с самим собой.
В «Мцыри» отражены обычные лермонтовские мотивы, связанные с бегством романтического героя из родимых мест, где он не понят, не признан, в далёкие неведомые края. Но ситуация развивается в обратном порядке: герой бежит не с родины, а на родину, загадочную и неизвестную для него, так как он был вывезен оттуда слишком юным, и его память почти не сохранила воспоминаний о ней.
«Мцыри» как романтическая поэма о герое-бунтаре имела своих предшественников в литературе. В «Мцыри» угадывается влияние поэмы «Чернец» (1825) И. И. Козлова, написанной в форме лирической исповеди молодого монаха. Несмотря на внешнее сходство сюжетов, у произведений разное идейное содержание. Просматривается связь с декабристской литературой и поэзией И. В. Гёте. Кроме того, в «Мцыри» повторены многие мысли и отдельные стихи из более ранних поэм самого Лермонтова, в частности, «Исповеди» и «Боярина Орши»[1].
Исповедь Мцыри. Илл. Л. О. Пастернака. Чёрная акварель. 1891 год.
Особое место в поэме отведено природе. Она здесь не просто живописный фон, но и действенная сила, заключающая в себе грозную опасность. И в то же время приносит радость наслаждения своей неповторимой красотой, дикой вольностью, позволяет герою в полной мере проявить себя. В ней — величие и красота, отсутствующие в человеческом обществе.
Образ монастыря в поэме — это символ действительности, враждебной природной естественности и простоте, которой противодействует Мцыри. Позиция Лермонтова определяется утверждением, что в природе человека — залог возможной гармонии, между тем как в обществе, напротив, — источник дисгармонии. Проблематика поэмы предвосхищает типично толстовскую литературную ситуацию: представление о простой патриархальной жизни как общественной норме и трагическая невозможность героя реализовать своё стремление к ней[2].
«Мцыри» написана четырёхстопным ямбом с исключительно мужской рифмой.
Произведение получило самые хвалебные отзывы современников поэта и литературных критиков. Сохранились воспоминания о чтении «Мцыри» самим автором.
Вот как это описывает А. Н. Муравьев в своей книге «Знакомство с русскими поэтами» (Киев, 1871 г., с.27): «Мне случилось однажды, — пишет А. Н. Муравьев, — в Царском Селе уловить лучшую минуту его вдохновения. В летний вечер я к нему зашел и застал его [Лермонтова] за письменным столом, с пылающим лицом и с огненными глазами, которые были у него особенно выразительны. „Что с тобою?“ спросил я. „Сядьте и слушайте“, — сказал он, и в ту же минуту, в порыве восторга, прочел мне, от начала до конца, всю великолепную поэму Мцыри… которая только что вылилась из-под его вдохновенного пера… Никогда никакая повесть не производила на меня столь сильного впечатления»[2].
Известно также, что Лермонтов, в день именин Гоголя, 9 мая 1840 года в Москве «читал наизусть Гоголю и другим, кто тут случились, отрывок из новой своей поэмы „Мцыри“, и читал, говорят, прекрасно»[6].
Белинский пишет о поэме: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью»[7].
Основная идея
Лермонтов противопоставил безопасную, но порочную цивилизацию, превращающую людей в рабов, дикой, но прекрасной природе, которая освобождает человека от лжи и иллюзий. Поэт провозглашает идею свободы, которая стоит любых жертв. В этом и заключается смысл поэмы «Мцыри». Мы не должны смириться с тем, что кто-то выбирает судьбу за нас.
СПАДИЛО.РУ
История создания
В 1837 г. М. Ю. Лермонтов, направляясь в ссылку на Кавказ, встретился в Мцхете с одиноким монахом. Тот рассказал поэту удивительную историю своей жизни. Будучи ребенком, монах был взят в плен русскими войсками и помещен в монастырь. Мальчик долго не мог смириться со своим положением, несколько раз пытался бежать. После последней попытки он опасно заболел и лишь чудом остался жив. Это побудило его покориться своей участи и навсегда остаться в монастыре.
Рассказ монаха очень понравился Лермонтову. В «Исповеди» и «Боярине Орше» он уже разрабатывал лирический монолог романтического героя. Взяв из этих произведений некоторые фрагменты, он написал поэму «Мцыри». По свидетельству А. П. Муравьева, произведение было закончено в Царском Селе. На авторской рукописи имеется дата окончания работы — 5 августа 1839 г.
Смысл названия
В переводе с грузинского языка «мцыри» — послушник при монастыре.
Главная тема произведения
Главная тема произведения — стремление к свободе.
Страдающему от одиночества и непонимания Лермонтову очень импонировала тяга кавказских народов к свободе. История одинокого монаха лишний раз подтверждала его высокое мнение о врожденной независимости горцев.
Мцыри был взят в плен в очень раннем возрасте. Несмотря на это, ребенок чувствовал лишь одну «пламенную страсть» — вырваться из тесных монастырских стен в «чудный мир тревог и битв». В его крови бушевала любовь к воле и простору.
Взрослея, Мцыри все больше осознавал свою ущербность. Его насильно оторвали не только от родных и близких, но даже от могил своих предков. В «земле чужой» юный горец чувствовал себя «рабом и сиротой».
Окружающие Мцыри смиренные монахи добровольно отреклись от живого мира. Его упреки собеседнику вполне справедливы. Старик прожил много лет, он познал ненависть и любовь, много видел и ощутил. Сполна пресытившись жизнью, он может спокойно жить в монастыре, подавив все желания. Мцыри даже не успел насладиться красотой мира.
Убежав из заточения, Мцыри был ошеломлен и буквально опьянен свободой. Открывшаяся ему картина необъятной природы пробудила в душе воспоминания о родном ауле. Вместо однообразных «келий душных и молитв» в сознании юного монаха возникли позабытые краски и звуки.
Три дня, проведенных Мцыри на воле, стали самым счастливым временем в его жизни. Он наконец-то смог оценить свою силу и молодость, которые больше ничто не сдерживало. Его случайная встреча с молодой грузинкой пробудила смутные надежды на любовь.
Трагедия Мцыри заключалась в том, что весь этот прекрасный мир был ему совершенно незнаком. Пытаясь найти дорогу к родным местам, он заблудился. Очень ярко описано отчаяние беглеца: «грыз сырую грудь земли».
Мцыри не чувствует благодарности к старику, который нашел и спас его. Спасение и возвращение в монастырь никогда не заменят ему полученного глотка свободы. Мцыри уже смирился со смертью, но еще больше ожесточился против пожизненного заключения. Пленник мечтает об одном — встретить последние мгновения в саду, куда может долететь «прохладный ветерок» с Кавказа.
Проблематика
Центральная проблема произведения — нелегкий выбор между жизнью в рабстве и смертью на свободе.
Свободолюбивый Мцыри решает эту проблему однозначно. Превыше всего он ценит вольную жизнь, о которой судит лишь на основании смутных воспоминаний. Мцыри смело идет навстречу любой опасности. Для него поимка и возвращение в монастырь выглядят намного страшнее, чем схватка с диким зверем.
Еще одна проблема, которая была актуальна на протяжении всего XIX века и вновь обострилась в конце XX века, — сопротивление народов Кавказа российскому владычеству. Образ Мцыри — яркий символ врожденного стремления горцев к независимости.
Композиция
Поэма представляет собой монолог главного героя, который предваряет небольшое авторское вступление.
Чему учит автор
Во время первой ссылки Лермонтову не довелось принять участие в боевых действиях. Не чувствуя личной неприязни, он очень уважительно относился к народам Кавказа. Изучая местный фольклор, поэт по достоинству оценил свободолюбивые традиции горцев. Образ несчастного пленника Мцыри вызывает жалость и сострадание.
Чему учит?
Поэма «Мцыри» учит нас никогда не сдаваться, не впадать в отчаяние и постоянно бороться за свои идеалы. Даже если свобода требует жертв, нужно идти за нею, что бы это ни означало, иначе человек теряет всего себя. Мораль истории заключается в том, что жизнь в рабстве не имеет смысла.
Автор превозносит такие идеалы, как стремление к свободе и любовь к родине, даже если они в итоге могут привести человека к гибели. Нравственные уроки «Мцыри» говорят о святости патриотизма и о важности исторических корней в жизни каждого из нас.