с чего начинается любое исследование
Этапы проведения исследовательской работы
Что собой представляет исследовательская работа? Речь идет о комплексе теории, практических исследований, экспериментах, которые проводятся для того, чтобы получить обоснованные исходные данные, найти принципы и пути создания или же проведения модернизации определенной продукции.
Очень важную роль здесь играют этапы выполнения исследовательской работы, потому что без них, выйдет только запутаться в содержании, не добившись нужных итогов.
Требования к исполнению подобных исследовательских работ, а также этапы исследовательской работы, устанавливает ГОСТ, в том числе и правила, которые сопровождают раскрытие темы. Для того, чтобы лучше во всем этом разобраться, необходимо рассмотреть все должным образом. Краткий перечень основных требований, очень важен для исследователя, которые собирается писать подобную работу.
Этапы исследовательской работы: с чего начать
Содержание исследовательской работы подразумевает следующие основные этапы:
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Стоит ли напоминать, что исследовательская работа этапы исследования, очень важны для учебной деятельности. И стоит заботиться не только о содержании работы, но и о ее оформлении, разных деталях, которые способны отыграть ключевые роли в процессе выполнения теории и проведения практики.
Важность приемки этапов исследовательской работы
Приемка этапов исследовательской работы тесно связана с решением и оценке результатов. Для этого авторы обязана выполнить все условия, полноценно раскрыть тему работы, отвечая требованиям контракта, пользуясь нужными источниками, приведя работу в должный вид, какой она и должна быть. Иными словами, сделать, что только требуется в ТЗ, выполняя не только основные требования, но и дополнительные детали для раскрытия темы.
Этапы исследовательской работы принимаются решением комиссии. Насколько необходимо выполнение, содержание, сроки работы, все это говорится в учебном ТЗ, которое авторы обязаны учитывать, придавая теме завершенный вид.
Авторы для приемки исследовательской работы обязаны предоставить следующее:
Процесс приема обязан заключаться в том, чтобы рассмотреть и проверить результаты уже проверенной работы. То насколько она помогает раскрываться теме, и отвечает условиям ТЗ.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Каким образом следует написать отчет об исследовательской работе
Этапы проведение исследовательской работы подразумевают также и написание отчета. Только таким образом можно будет полноценно раскрыть тему, с использованными источниками, составить списки всего того, что использовалось для раскрытия темы. Стоит это изучить для того, чтобы потом не ошибиться и оформить работу так как это необходимо.
Составление отчета подразумевает собой наличие научно-технического документа, где содержатся систематизированные данные о проведение исследовательской работы. Там же описывают процесс, полученный результат проведенного исследования, или же состояния той проблемы, что рассматривается. Данный отчет, обязательно должен изучить нормоконтроль в организации, что является исполнителем.
Если говорить о структурных элементах отчета работы, то они заключаются в следующем:
Те структурные элементы, которые являются обязательными, должны выделяться с помощью полужирного шрифта. Все остальные элементы структуры, обязаны включаться в отчет исследований так, как скажет исполнитель. Опять-таки, здесь все стоит досконально изучить, чтобы выделить должную информацию.
Любая исследовательская работа имеет определенную значимость. Следовательно, деятельность автора должна быть направлена на то, чтобы сделать все должным образом. Очень важно соблюдать выполнение основных этапов исследовательской работы, выполняя их по должной структуре. Сделав все должным образом, уже скоро получится создать достойную исследовательскую работу.
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛИЕНТОЦЕНТРИЧНОГО ПОДХОДА
ОСНОВНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ КЛИЕНТОЦЕН-ТРИЧНОГО ПОДХОДА
5.2 ЭТАП ИССЛЕДОВАНИЯ
Таблица 3
Преимущества и ограничения кабинетных исследований
Для использования инструмента не нужны специальные условия и респонденты.
Инструмент можно использовать в одиночку, нет необходимости в командной работе.
Инструмент позволяет детально изучить предмет исследования.
Инструмент позволяет оценить использованные ранее методы и инструменты, отказаться от неудачных и сосредоточиться на необходимых.
Инструмент помогает найти экспертов в конкретной области, которые могут дать интервью, принять участие в творческих семинарах или стать рецензентами;Неизбежны временные затраты.
Необходимые актуальные данные не всегда доступны.
Используемые данные не всегда релевантны данной задаче
Таблица 4
Преимущества и ограничения анализа трендов
Для использования инструмента не нужны респонденты и специальные условия.
Инструмент позволяет погрузиться в контекст проблемы.
Инструмент позволяет создать общую базу знаний для командной работы.
При командной работе инструмент обеспечивает экономию времени на поиск информации.
Инструмент позволяет посмотреть на проблему задачи с разных сторон, оценить мировой опыт.
С помощью инструмента удается принимать более обоснованные решения в разработке продукта.
Инструмент облегчает прогнозирование и выявление скрытых возможностей;Инструмент неприменим на серединных и конечных стадиях разработки сервисов или процессов.
Инструмент не подходит для верификации гипотез.
Инструмент не позволяет в полной мере судить о востребованности конкретного продукта и его пользе для реального клиента
Таблица 5
Пример матрицы тренда при проектировании государственной услуги
Рисунок 8
Карта трендов
Примеры вопросов для дискуссии:
Что нового вы узнали?
Что можно назвать ключевыми проблемами?
Как бы вы могли использовать идеи, которые у вас возникли при анализе карты трендов?
При разработке чат-бота для службы занятости карта трендов использовалась в урезанном формате: команда своими силами оценила востребованность инструмента и его соответствие целевой аудитории (рисунок 9).
Чат-боты все реже используются на сайтах, зато в мессенджерах они достаточно популярны. Было решено ограничиться чат-ботом в Telegram и в дальнейшем, возможно, использовать его в других каналах.
Поиск в Google показал, что в России службы занятости редко используют чат-боты. Для создания чат-ботов есть готовые инструменты, шаблоны. Со временем как инструмент они переходят в категорию привычного («все так делают»). Значит, можно рассчитывать на одобрение аудитории небольшого города.
Михаил и Екатерина провели небольшое исследование на основе открытых данных о рождаемости в регионе за последние 10 лет. Выяснили, что рождаемость растет на 3–5% ежегодно, при этом безработица тоже увеличивается, в возрасте 18-64 лет 54% жителей составляют женщины, из них 40% в возрасте 18-35 лет.
Основные этапы научного исследования
Дата публикации: 16.03.2016 2016-03-16
Статья просмотрена: 174478 раз
Библиографическое описание:
Волохова, Е. С. Основные этапы научного исследования / Е. С. Волохова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6 (110). — С. 755-757. — URL: https://moluch.ru/archive/110/26991/ (дата обращения: 26.11.2021).
С проблемой выбора темы научного исследования и работы над ним сталкивается каждый студент. Но зачастую он не знает, с чего начать, как грамотно выстроить весь процесс так, чтобы не упустить главное и рассказать обо всем по порядку. В голове крутятся много разных вариантов, и хочется написать обо всем и сразу, но, как правило, спонтанно провести научное исследования без составления плана работ практически невозможно. Поэтому даже профессионалы в своем деле, не раз публиковавшие свои научные исследования, тщательно подходят к анализу и подготовительной работе. Именно поэтому в этой публикации мною был составлен список порядка этапов работы над научным исследованием.
Ключевые слова: научное исследование, этапы научного исследования, актуальность, гипотеза, план исследования, методы исследования.
Научное исследование— это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теорий.
Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:
это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытие неизвестного, на выдвижение оригинальных идей, на новое освещение рассматриваемых вопросов;
оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены в систему и сам процесс исследования и его результаты;
Этапы научного исследования.
Любое конкретное исследование может быть представлено в виде ряда этапов.
Каждый этап имеет свои задачи, которые решаются часто последовательно, а иногда и одновременно.
. (один из самых важных исложных этапов, так как перед выбором актуальной темы нужно проанализировать большое количество научной литературы)
От удачно выбранной темы зависит возможность успеха работы в целом.
Если тема выбрана неудачно, то длительная работа студента обречена на неуспех. Это связано с тем, что существуют темы, по которым можно получить в обозримом будущем новый познавательный результат, а есть и такие, где в ближайшее время это сделать трудно (например, из-за отсутствия методик для ее изучения). Иначе говоря, в науке не все, что кажется интересным, можно продуктивно изучать (по крайней мере в рамках нашей диссертационной работы и ограниченности времени.)
Количество тем, требующих разработки, и теоретически, и практически неисчерпаемо. Однако знание некоторых общих положений и рекомендаций могут облегчить выбор соответствующей темы. К данным положениям, по нашему мнению, следует отнести:
Объект исследования –это то, что будет взято для изучения и исследования. Объектом исследования может быть процесс или явление действительности.
Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос: что рассматривается?
Предмет— это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе.
Предмет исследования более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе.
Обычно предмет исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?
Из сказанного следует, что объектом выступает то, что исследуется, а предметом — то, что в этом объекте получает научное объяснение. Именно предмет исследования определяет тему исследования.
Исходя из объекта и предмета можно приступить к определению цели и задач исследования.
Цель формулируется кратко и предельно точно, в смысловом отношении выражая, то основное, что намеревается сделать исследователь, к какому конечному результату он стремится.
Цель конкретизируется иразвивается взадачах исследования.
Задач ставится несколько, и каждая из них четкой формулировкой раскрывает ту сторону темы, которая подвергается изучению. Определяя задачи, необходимо учитывать их взаимную связь. Иногда невозможно решить одну задачу, не решив предварительно другую. Каждая поставленная задача должна иметь решение, отраженное в одном или нескольких выводах.
Первая задача, как правило, связана с выявлением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, структуры изучаемого объекта.
Вторая связана с анализом реального состояния предмета исследования.
Третья задача связана с преобразованиями предмета исследования, т. е. выявлением путей и средств повышения эффективности совершенствования исследуемого явления или процесса.
Четвертая — с опытно-экспериментальной проверкой эффективности предлагаемых преобразований.
. Задачи следует формулировать четко илаконично. Как правило, каждая задача формулируется ввиде поручения: «Изучить.». «Разработать.». «Выявить.». «Установить.». «Обосновать.». «Определить.». «Проверить…», «Доказать…» ит.п.
Определив тему и конкретные задачи, уточнив объект и предмет исследования, можно дать первый вариант формулировки названия работы.
Название работы рекомендуется формулировать по возможности кратко, точно в соответствии с ее содержанием. Необходимо помнить, что в названии должен быть отражен предмет исследования.
*Не следует допускать в названии работы неопределенных формулировок, например: «Анализ некоторых вопросов.». а также штампованных формулировок типа: «К вопросу о.». «К изучению.». «Материалы к.».
Сразу найти полную и краткую формулировку — дело не простое. Даже в ходе исследования могут возникнуть новые, более удачные названия.
Гипотеза — познавательная конструкция, включающая как предположение, так и способы его фальсификации; обобщающая, прогнозирующая получение определенных новых фактов и систематизирующая их. По определению Р.Солсо, гипотеза— обобщенное выражение стратегии исследования.
!Любая гипотеза рассматривается как первоначальная канва и отправная точка для исследований, которая может подтвердиться или не подтвердиться.
План исследования представляет собой намеченную программу действий, которая включает все этапы работы с определением календарных сроков их выполнения.
План необходим для того, чтобы правильно организовать работу и придать ей более целеустремленный характер. Кроме того, он дисциплинирует, заставляет работать в определенном ритме.
**В процессе работы первоначальный план можно детализировать, пополнять и изменять.
Место данного этапа работы определено условно, поскольку реально работа с литературой начинается в процессе выбора темы и продолжается до конца исследования. Эффективность работы с литературными источниками зависит от знания определенных правил их поиска, соответствующей методики изучения и конспектирования.
Под «литературным источником» понимается документ, содержащий какую-либо информацию (монография, статья, тезисы, книга, диссертации и т. п.).
Метод исследования — это способ получения сбора, обработки или анализа данных. Основным ориентиром для выбора методов исследования могут служить его задачи. Именно задачи, поставленные перед работой, определяют способы их разрешения, а стало быть, и выбор соответствующих методов исследования. При этом важно подбирать такие методы, которые были бы адекватны своеобразию изучаемых явлений.
Пример методов сбора информации.
наблюдение и сбор фактов;
метод научных абстракций;
Пример методов обработки данных.
Методы могут применятся всовокупности, дополняя друг друга.
Организация исследования связана с планированием его проведения, которое определяет последовательность всех этапов работы, а также с подготовкой всех условий, обеспечивающих полноценное исследование. Сюда входят подготовка соответствующей обстановки, приборов, средств, инструктаж помощников, планирование наблюдения и т. д.
На этом этапе работы с помощью выбранных методов исследования собирают необходимые эмпирические данные для проверки выдвинутой гипотезы.
Результаты каждого исследования важно обрабатывать по возможности тотчас же по его окончании, пока память экспериментатора может подсказать те детали, — которые почему-либо не зафиксированы, но представляют интерес для понимания существа дела. При обработке собранных данных может оказаться, что их или недостаточно, или они противоречивы и поэтому не дают оснований для окончательных выводов. В таком случае исследование необходимо продолжить, внеся в него требуемые дополнения.
В большинстве случаев обработку целесообразно начать с составления таблиц (сводных таблиц) полученных данных.
*** Как написано выше существует 2 метода обработки данных: качественные иколичественные методы.
Применять эти методы можно всовокупности!
Выводы — это утверждения, выражающие в краткой форме содержательные итоги исследования, они в тезисной форме отражают то новое, что получено самим автором.
. Частой ошибкой является то, что автор включает в выводы общепринятые в науке положения — уже не нуждающиеся в доказательствах.
Решение каждой из перечисленных во введении задач должно быть определенным образом отражено в выводах.
Основанная задача данного этапа работы представить полученные результаты в общедоступной и понятной форме, позволяющей сравнивать их с результатами других исследователей и использовать в практической деятельности. Поэтому оформление работы должно соответствовать требованиям, предъявляемым к работам.
Этапы научного исследования 5100
Однажды я потратил всего час времени, чтобы вдумчиво прочитать и законспектировать статью знакомого профессора. Статья была великолепна, она не только дышала научной новизной и глубиной, но и читалась легко, на одном дыхании. Сочетание этих качеств – легкости и глубины, основательности – меня поразило. Было ощущение, что даже сложные научные открытия давались профессору легко и просто.
А потом я узнал, что на написание этой статьи профессор потратил три года. Конечно, столько времени ушло не на набор текста на компьютере. А на что тогда?
У любого научного исследования есть свои этапы. Их много, они имеют свою специфику. Написание статьи (или даже диссертации) – это только вершина айсберга. Там, «под водой», скрывается колоссальный труд, который можно «распределить» по нескольким этапам. Именно о них и пойдет речь в нашей статье.
Подготовка
Выбор темы
Вообще-то все пункты, объединенные нами под заголовком «Подготовка», можно назвать самим научным исследованием, а не подготовкой к нему. Относится это даже к самому первому пункту – выбору темы.
В самом деле, никакой исследователь не выбирает тему наугад. В процессе обучения и научной деятельности он как бы «обрастает» кругом тем, интересных ему – и выбирает именно из них. В каком-то смысле это похоже на то, что самые крепкие браки получаются между давно знакомыми людьми, коллегами по работе. Подобно этому, исследователь обычно тоже давно «обручен» с какой-то темой, просто в один прекрасный момент его вдруг «осеняет»: так вот же она, моя заветная тема! Именно так и получается «крепкий брак», который зовется научным исследованием.
Определение объекта и предмета исследования
Итак, тема выбрана, однако она сложна, многомерна, противоречива. И эту ее сложность нужно как-то «усмирить», выделить в ней главное.
Нет, конечно, бывают и простые темы, однако для ученого это скорее проклятие, чем благословение: ведь все простые темы уже изучены вдоль и поперек, и сказать тут новое слово крайне трудно.
Так вот, в выбранной теме нам нужно выделить главное, а именно – найти тот объект, который мы изучаем. И это тоже один из краеугольных камней научного исследования.
Представьте себе историка, решившего изучать Великую Отечественную войну. Что можно написать о войне? Статью? Монографию? Диссертацию? А может быть, о войне вообще можно написать целую библиотеку? Можно. Зависит от объекта исследования. А эти самые объекты в такой огромной теме могут быть какими угодно по масштабу и качеству: от планов командования и международной обстановки до причин появления определенного приказа или судьбы отдельного здания (например, дома Павлова в Сталинграде).
«Большой» или «маленький», но объект должен быть, чтобы не утонуть в теме.
Итак, на огромном научном поле мы нашли небольшой участок – тему. Потом «сузили» этот участок, выделив объект. Но объект еще нуждается в конкретизации – нам нужна какая-то специфическая черта, какая-то «часть», чтобы сосредоточиться на ней. «Часть» не обязательно пространственная или материальная. Так, например, в литературоведении темой исследования может быть творчество какого-нибудь писателя, объектом – прологи и эпилоги в его произведениях, а предметом – те композиционные и смысловые функции, которые эти прологи и эпилоги выполняют.
Определение целей и задач работы
Итак, с базовыми вещами разобрались. Теперь давайте подумаем вот над чем: любое научное исследование затевается ради какой-то цели (помимо тщеславия, профессиональной необходимости или учебных обязанностей). А что такое – цель научного исследования?
Оттолкнемся вот от какой мысли: научное исследование возникает тогда, когда что-то неизвестно или непонятно. Иными словами, научное исследование возникает тогда, когда существует научная проблема. Решить эту проблему – это, собственно, и есть цель научного исследования.
Ну, например, едва ли можно провести научное исследование на тему «Почему дважды два равняется четырем». Здесь нет научной проблемы, все известно и понятно (хотя, может быть, математики меня и поправят). Зато вполне можно провести исследование на тему «Почему дважды два равняется стеариновой свечке». Про то, что «дважды два – стеариновая свечка», говорил Пигасов, персонаж романа И.С. Тургенева «Рудин», иллюстрируя женскую логику. Но откуда возник этот запоминающийся образ? Сам Тургенев его придумал? Подсмотрел у кого-то? Вычитал у иностранных писателей? Где истоки этого образа?
Видите! Неизвестно и непонятно, а значит, есть научная проблема, а значит, может быть определена и цель научного исследования, например: «Изучение предполагаемых источников образа «стеариновой свечки» как иллюстрации женской логики».
Это, конечно, шуточный пример, однако в общем и целом суть верна: есть научная проблема – из нее можно вывести цель научного исследования.
Задачи исследования – это уже более мелкие, частные цели, их обычно от трех до пяти. Мы разбиваем проблему на фрагменты и рассматриваем эти фрагменты отдельно. Как в школе разбиваем задачу на действия и решаем их по порядку.
Формулировка названия работы
Вот, наконец, картина будущего исследования у нас в голове, мы уже любуемся на нее. Самое время подумать над названием работы. При этом не будем забывать, что «как вы яхту назовете, так она и поплывет» (нет, нет, не бойтесь, название всегда можно исправить, но чем оно четче будет изначально, тем проще будет вам).
Лучше всего, если в названии вашей работы найдут себе место тема, объект и предмет. Например, «Имена персонажей в пьесе А.Н. Островского «Не так живи, как хочется» в контексте народной культуры». Тема этой статье – пьеса А.Н. Островского, объект – имена персонажей, а на предмет указывает словосочетание «в контексте народной культуры» (то есть имена рассматриваются не во всем объеме своей семантики, а только под определенным углом – через призму народной культуры).
Но совмещение темы, объекта и предмета в названии все же не является обязательным.
Осуществление
Разработка гипотезы
Подготовка к проведению исследования закончена, начинается непосредственная работа над вашим проектом. Переходным моментом является разработка гипотезы. Гипотеза – это своеобразное «забегание вперед». Вы как будто заранее предполагаете, как осуществите исследование и что получите на выходе. Вполне возможно, и ход, и результаты вашей работы в итоге будут отличаться от того, что вы сначала предположили. Но для того, что «запустить» научный поиск, гипотеза нужна.
Томас Кун в своей книге «Структура научных революций» пишет о том, что наука качественно двигается вперед не тогда, когда накапливает множество необъяснимых фактов, но тогда, когда появляется новый взгляд на мир, новая картина мира. Он называет ее парадигмой. Примерно то же самое происходит и «внутри» научного исследования. Именно гипотеза движет его вперед.
Определение плана
План – лучший помощник в любом деле (кроме разве что любви). Вспомните, какое огромное количество книг посвящено планированию, тайм-менеджменту! И то это книги, как правило, о планировании обычных, повседневных дел. А насколько сложнее рутины такая творческая область, как наука! Поэтому лучше всего составить план своей научной работы: как самих действий, которые вы будете предпринимать, так и того итогового труда, который должен выйти из-под вашего пера. Да, план будет видоизменяться, и, может быть, в итоге станет совершенно другим, не таким, каким был вначале. Но в вашей деятельности он вам однозначно поможет.
Работа с литературой
Определение методологии
Методология – вот чему в первую очередь учится любой исследователь у своих предшественников, пока сам не достигнет научной зрелости.
Методы в каждой науке свои, однако в общем смысле можно сказать, что:
Организация условий проведения исследования
Речь в данном случае идет о тех ресурсах, которыми вы располагаете:
Проведение исследования
Вот, наконец, все необходимые приготовления сделаны. Наступило самое время для главной работы. Но о ней-то мы как раз и не будет ничего говорить, ведь даже внутри одной науки исследования могут настолько отличаться, что едва ли их можно подвести под общий знаменатель.
Пусть же само исследование останется тем интимным моментом, куда не следует заглядывать постороннему глазу.
Обработка результатов и формулировка выводов
Самое сложное – позади. Теперь нужно сделать так, чтобы ваше исследование не пропало втуне. Для этого прежде всего следует обработать результаты и сформулировать выводы. Причем формулировки должны быть как можно более четкими – вы ведь занимаетесь наукой!
Необходимо сказать и об одном возможном грустном моменте. Бывает, что в результате исследования ученый получает совсем не те результаты, на которые рассчитывал вначале, и его гипотеза рушится. Что поделать, отрицательный результат – тоже результат. Вы, по крайней мере, отсекли еще один «лишний» для науки путь, что тоже неплохо.
Хотя, с другой стороны, стоит присмотреться, такой ли «лишний» этот путь – антибиотики, например, были открыты из-за неаккуратности (считай – ошибки) Александра Флеминга, а кардиостимулятор изобретен случайно – его творец решал на самом деле иную задачу.
Оформление
Написание научной работы
После подготовки и проведения исследования наступает третий этап – ознакомление научного сообщества с вашей работой. Вы пишете научный текст. Жанров таких текстов много – от доклада и рецензии до учебника или монографии. И рекомендации по отношению к каждому жанру будут свои особенные.
Впрочем, вы ведь не проводите свое исследование в одиночестве. Попросите помощи у вашего научного руководителя. Если у вас еще нет научного руководителя, постарайтесь найти его: в школе это может быть учитель-предметник, в вузе – тот преподаватель, в чьи научные интересы входит ваша тема. Если же у вас УЖЕ нет научного руководителя, то едва ли наши рекомендации будут вам интересны.
Да, и еще по поводу статей! Для аспирантов публикация научных статей обязательна. Для преподавателей вузов тоже. Так что этот момент никак нельзя упускать из виду.
Обнародование результатов
Не зарывайте свои таланты, старайтесь участвовать в конференциях, семинарах. Подготовьте доклад по материалам вашего исследования и выступите с ним. Наука движется вперед именно тогда, когда ученые делятся друг с другом результатами своих трудов!
Защита результатов исследования
И в этом случае научное сообщество примет вас в свои ряды и даже выдаст соответствующий документ, удостоверяющий это.
Также рекомендуем прочитать
Мотивационное письмо – как написать быстро и эффективно
Знаете ли Вы, что на многие магистерские программы вузов только одно мотивационное эссе «весит» 20-30 баллов из 100? И на большинство магистерских программ оно является одним из ключевых документов.
Магистратура на бюджетной основе – реально!
Для выпускников бакалавриата и специалитета есть прекрасная возможность бесплатного обучения в магистратуре во всех ведущих вузах страны. Причём направление можно выбрать не связанное напрямую с предыдущим образованием. Например, инженеры могут поступить в магистратуру психолого-педагогического направления, имея опыт преподавательской и научной работы. Именно так я и сделала летом прошлого 2017 года.
Оценка качества интернет-ресурсов
Качество и точность информации в интернете, в отличие от информации в книгах и журналах, никак не контролируется. Интернет-пользователям приходится самостоятельно оценивать качество информации и ее источники. Пользуясь интернет-ресурсами, следует всегда помнить, что абсолютно любой человек может разместить в интернете все, что пожелает. Как же оценить качестве интернет-ресурса?