с чего начать изучать иудаизм
Я начал изучать иудаизм, какие книги порекомендуете?
Уважаемый Рав, я чувствую большой интерес к Торе и всему, что с ней связано. Но только вот я учусь отрывочно, учу, что попало, и толком не знаю, что именно из всего количества литературы мне надо учить. В этом мой вопрос к Вам: с каких конкретных книг начинать? Что, вообще, религиозные евреи учат?
Отвечает рав Ашер Кушнир
В связи с Вашим вопросом вспомнился случай: один образованный человек, только приехавший из бывшего Союза, посетил дом религиозного еврея. Взгляд гостя сразу же охватил огромный, плотно заставленный непонятными книгами книжный шкаф. Он долго их рассматривал и в конце произнес: «Я всегда считал себя интеллигентным человеком, хорошо знакомым с литературным наследием мира и если не читал, то хотя бы слышал о большинстве достойных книг, а тут не несколько, а сотни книг, и я не знаком даже с одной из них. ».
Да, в начале, действительно, тяжело сориентироваться в океане еврейских книг. С чего начать? Что главное? Что необходимо знать?
Если говорить о знаниях, то в идеале каждому еврею надо освоить весь колоссальный объем еврейских знаний, то есть, все то, что получил пророк Моше из «уст» Б-га на горе Синай и что сохранилось от этого до наших дней. Единицы действительно достигают вершин в познании Торы, но большинству евреев освоить удается лишь часть этих огромных знаний.
С чего начать?
Нам же, евреям, которые были лишены всего еврейского и только в зрелом возрасте сделали свои первые шаги в иудаизме, следует настроиться на постепенную и долгосрочную учебу в надежде приобрести устойчивые знания в обязательной для познания части Торы. То есть, следует начать с изучения «программы-минимум»:
С этого надо начать и постепенно добавлять и расширять основные предметы еврейской учебы (См. стр. 29 в книге Алей Шур рава Шломо Вольбэ).
Продолжение
Вначале добавить изучение Мишны. Это источник знаний об Устной Торе. Желательно каждый день учить одну или две мишны.
Для начинающих также важно внимательно ознакомиться с содержанием книг Пророков и Писаний. Хотя бы прочесть в переводе несколько раз.
Параллельно сделать акцент на глубокое изучение основ еврейского мировоззрения и этики. Для этого необходимо начать учить (желательно с учителем):
Следующий этап
Галаха. На следующем этапе желательно расширить изучение еврейского Закона. Без знания того, как конкретно исполнить ту или иную заповедь, как вести себя в той или иной жизненной ситуации, — нет еврейской жизни. Это начало и основа всему. Поэтому необходимо проштудировать доступные Вам книги по еврейскому Закону.
Тора. На следующем этапе желательно добавить к изучению РАШИ комментарий РАМБАНА. Это два основных комментария, и в спорах между ними раскрывается первый уровень понимания Торы. Впоследствии можно каждый год добавлять изучение какого-то другого классического комментатора.
Талмуд. На этом этапе или даже с самого начала (все зависит от многих обстоятельств) следует добавить изучение Талмуда. Все еврейское спрятано в Устной Торе, точнее, в том, что принято называть Талмуд. Поэтому необходимо начать изучение Талмуда на Вашем уровне. И эта учеба будет продолжаться всю жизнь…
Не отчаяться…
Когда же эти источники будут на том или ином уровне усвоены, то можно добавить, расширить и углубить эти знания во всех направлениях и на всех уровнях океана еврейской мудрости. При этом следует помнить, что учеба продолжается всю жизнь. И поэтому не стоит отчаиваться при виде книжного шкафа в еврейском доме…
Изучение Торы
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Важность Святой Торы невозможно переоценить. Пятикнижие начинается со слов: «Берешит бара Эло-ким эт а-Шамаим ве эт-а-арец». («В начале сотворил Б-г Небо и землю»). И Раши комментирует, что слово «берешит» требует толкования, которое дали наши мудрецы: ради Торы, которая называется «решит» (началом) пути Его (Мишлей 8:22). Т.е. можно понять этот стих так, что все сотворено Вс-вышним ради начала и это — Тора, и весь мир держится на Торе.
«Если ты много занимался Торой, не считай
это своей заслугой, ибо для этого ты и создан».
Трактат Авот об изучении Торы
Рав Саадия Гаон говорил о том, что именно Тора делает наш народ народом. И весь мир существует напротяжении столь долгого времени лишь ради Торы и в заслугу ее изучения. Лишь поэтому небесные тела, способные уничтожить жизнь на нашей планете, не падают на нее. Без Торы мир не мог бы существовать. Сказали наши мудрецы: «Вс-вышний любит врата Си-она больше, чем синагоги и дома учения» (Брахот 8а). Мы считаем, что под «вратами Сиона» подразумевается изучение алахи. Маарша спрашивает: как понять данное высказывание мудрецов? И действительно, непонятно: да, синагога — это место где молятся, но дом учения («бейт мидраш») — место, где изучают Тору, и в том числе алаху?! И ответ таков: существуют и такие дома учения, где читают Теилим и книгу «Зоар», учат «Даф Йоми», но не уделяют внимания практической алахе. А этого не достаточно.
Как-то раз я попал в одну синагогу в Хайфе, где между молитвами Минха и Аравит был получасовой урок по «Даф Йоми»: они учили трактат «Санэдрин», пытаясь пройти лист всего за 30 минут. Потом я заговорил с ними, начал задавать простые вопросы, связанные с Шабатом. Можно ли класть тонко нарезанный хлеб на плату, чтобы сделать сухари? Чтобы приготовить в Шабат кофе, нужно сперва налить в стакан кипяток, а потом сыпать растворимый кофе, или наоборот? Можно ли разогревать на плате рыбу с соусом? Это вопросы элементарные, но никто из присутствовавших не мог мне четко на них ответить.
Мальчики до 13 лет изучают Тору в хедере — еврейской школе
— Вы тратите на Тору полчаса. Добавьте хотя бы полчаса на практическую алаху, — сказал я им.
— Но эти полчаса, когда мы учим «Даф Йоми» — единственное время для изучения Торы, которым мы располагаем!
— Если у вас нет другого получаса — предпочтительнее учить только алаху.
Написано: «Невежда не хасид» («Авот» гл. 2 мишна 6). Существует множество важных практических вопросов, о которых человек не задумывается. Но ведь это неправильно!
Сефардские евреи, выходцы из Персии, евреи Кавказа в отношении практики должны следовать «Шулхан Аруху». Ашкеназы «йоциим бе-яд рама» 2 — следуют за мнением Рама. Каждая община следует за своими раввинами. Раби Йосеф Каро, составитель «Шулхан Аруха», был раввином города Цфат, он «мара де-ара» 3 Земли Израиля, а Рама жил в Польше, и это обязывает общины в Европе.
Изучение Торы в ешиве Торат Хаим в наши дни
Написано: «Тору заповедал нам Моше — наследие общине Яакова» (Дварим 33:5) Мудрецы толкуют этот стих: читай не «община» («кеила»), а «обрученная» («кала»). Многие евреи сегодня не знают Тору, но не бывает жениха и невесты, которые бы не встречались до свадьбы! Жених должен познакомиться с невестой, узнать ее получше. Поэтому Тора обязательно должна стать постоянным занятием еврея. Сказано («Авот» гл. 6 мишна 4): «Таков путь Торы — хлеб с солью ешь, воду помалу пей, на земле спи, в печалях живи, но занимайся Торой. И если поступишь так — “счастлив ты, и хорошо тебе” (Теилим 128). “Счастлив ты” — в этом мире, “и хорошо тебе” — в Мире Грядущем». Мы понимаем, что изучавший Тору удостаивается награды в Будущем Мире. Но ведь как на устроено в этом мире? Человек, занимаясь Торой, тратит время, упускает выгоду! Но верно и другое: человек, который занимается Торой, испытывает наслаждение от нее, забывает на время о проблемах. Стресс, депрессия — все проходит. Царь Давид написал, что Тора «успокаивает душу» (Теилим 19:8). И это на самом деле так.
Тяжелые вопросы, ответы, полемика — изучение Гемары возвращает человеку радость жизни.
Еврей обязан установить постоянное время для изучения Торы. Раби Акива говорил, что еврей без Торы — как рыба без воды, и об этом писал пророк: «Жаждущие! Идите все к водам» (Йешаяу 55:1). У рава Овадьи Йосефа, благословенна память о праведнике, дома было более 40000 книг. Не в синагоге — дома! Да, наша Тора очень велика, но важно помнить, что не осталось у нас ничего кроме Торы! Она связывает нас со Вс-вышним, направляет и защищает нас. Укрепимся же в изучении Торы и соблюдении ее заповедей, чтобы мы удостоились прихода праведного царя Машиаха, скорейшего восстановления Храма и Йерушалаима, и Избавления вскорости, в наши дни!
Примечания
1. Ашкеназский талмудист, каббалист и алахический авторитет (1690-1764), возглавлявший раввинский суд в Праге, а позднее ставший раввином «Трех общин»: Алтоны, Гамбурга и Вандсбека.
2. Игра слов. Есть стих (Бемидбар 33:3): «И отправились в путь из Рамсеса в первом месяце, в пятнадцатый день первого месяца; на следующий день после [принесения жертвы] Песах выступили сыны Израиля с рукой вознесенной на глазах у всего Мицраима». Слова «выступили… с рукой вознесенной» («бе-яд рама») можно объяснить как «выходят [в заповеди] с помощью Рама». Рав имеет в виду, что ашкеназские евреи в отношении алахи следуют за Рама (Рамо). Это раби Моше бар Исраэль Исерлис (1530-1572гг.) — один из величайших законоучителей; автор книги «Мапа», дополняющей кодекс «Шулхан Арух» там, где решения составителя не соответствуют ашкеназским обычаям и раввинским решениям.
3. «Господин земли» — так называют высшего авторитета в области алахи на определенной территории.
Иудаизм для начинающих. Первые шаги в Иудаизме
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Тому, кто решил сделать первые шаги в еврейской жизни, необходимо знать, в какой последовательности продвигаться.
Итак, с чего начинать?
Оглавление
Первый шаг [↑]
Прежде всего, необходимо познакомиться с мировоззрением иудаизма в общем. Для этого следует обратиться к многочисленным материалам, размещённым в разделах «ЖИЗНЬ», в частности — подраздел Всё о евреях. Так смотрите материалы «Что такое иудаизм?» и «Кто такие евреи?»
Важен цикл занятий на тему: Суббота и Праздники. В них не только приводятся описания каждого праздника, но и излагаются многие духовные основы еврейского мировоззрения.
Тем, кто живёт в Израиле, и ему мешают постоянные претензии к религиозному миру, стоит прочесть книгу «Знай, что ответить…» (можно также посмотреть здесь оглавление книги и вступление к ней).
Когда придёт насыщение общей информацией об иудаизме, пора приступить к знакомству с первоисточниками.
Второй шаг [↑]
На этом этапе надо разделить учёбу на три части.
Занятие можно построить таким образом: читать самому текст, стараться понять, что написано. А затем, для истинного понимания, следует обратиться к общим, современным комментариям, находящимся на сайте.
Более углублённо о субботе и кашруте — книги рава М. Пантелята (см. «Путеводитель по кашруту», цикл по книге «Царица-суббота»). Добавлять к этому видео — и аудиоматериалы, статьи, опубликованные на сайте.
Прояснение истины по основным вопросам бытия — условие для дальнейшего продвижения в иудаизме. Для этого необходимо обратиться к 13 принципам иудаизма. Вначале усвоить их простое понимание, а затем и более глубокое, например, видео/аудио уроки рава Э. Ксидо.
Общую картину мировоззрения Торы можно найти в книге РАМХАЛя «Путь Творца». Это книгу можно изучать по видео/аудио урокам рава А. Кушнира.
Для получения ясной картины доказательств существования Творца, а также чтобы снять все сомнения, посеянные атеизмом, важно проучить книгу «Реальность и Иллюзия».
Третий шаг [↑]
На третьем этапе можно расширить познания еврейской традиции в следующих направлениях:
К этому можно добавить изучение Пророков и Писаний. Начать с прочтения текста, чтобы понять фабулу происходящих событий, и затем добавить материалы с сайта.
Четвёртый шаг [↑]
Последующие шаги [↑]
Отсюда и дальше каждый волен изучать то, что свойственно корню его души.
Надо только знать, что учёба — это полное обязательство, и нет возможности жить еврейской жизнью и не учиться!
Набор из 2 книг «Первые шаги в еврейской жизни», «Знай, что ответить. ».
Набор из 2 книг «Первые шаги в еврейской жизни», «Знай, что ответить. ».
С чего начать изучение законов иудаизма? С Торы или с Талмуда?
Добрый день! С чего начать изучение закона иудаизма? С Торы или Талмуда? Из каких частей они состоят? Н.
Отвечает рав Мендель Агранович
Разделим ответ на Ваш вопрос на две части — теоретическую и практическую.
В трактате Авот («Поучения отцов», гл. 5, мишна 21) описан следующий порядок духовного продвижения человека. Изложим его в соответствии с комментарием рава Овадии ми-Бартанура (из Бертиноро; автора классического комментария к Мишне, Италия, 14 век).
Первый человек, как известно, сравнивается с деревом в поле. Как первые три года жизни дерева его плоды запрещены в пищу (орла), так и ребенок до трех лет не обязан выполнять какие бы то ни было заповеди. Это не означает, что родители могут кормить ребенка некошерной пищей. Речь идет о предписывающих заповедях и о том, что родители не обязаны ограждать его от нарушения запретов. Слово орла означает «закрытый», «закупоренный». То есть — сознание ребенка пока закрыто, не способно воспринимать что-либо так, как сознание взрослого человека.
На четвертый год все плоды дерева — «святые». Рав Овадия ми-Бартанура говорит, что на четвертый год жизни ребенка отец учит его буквам и огласовкам. Виленский Гаон добавляет: учитель, который научил ребенка алфавиту, однозначно нигде не ошибся и научил его истинной Торе. Поэтому это и есть «святые плоды».
Далее цитируем мишну по тексту. Итак: «раби Йегуда бен Тайма говорил: в пять лет начинают учить Писание, в 10 — Мишну, в 13 — бар-мицва (мальчик становится обязанным соблюдать заповеди как взрослый человек). В 15 начинают изучать Талмуд. В 18 — Хупа. В 20 начинают искать заработок. Или иначе: в 20 лет человек становится полностью ответственным за свои поступки и в случае нарушения может получить наказание Свыше. 30 лет — время силы. 40 — время понимания. 50 — время, когда уже можно давать советы другим. 60 — мудрость. 70 — старость, седина. 80 — время победы сил души над всеми страстями тела, 90 — согбенность или беседа, то есть: остаются силы только на слова, 100 — как будто бы ушел из мира (если заслужил — душа присоединяется к Высшему)».
Эта мишна описывает развитие мудрости человека. Мудрости жизни и мудрости Торы. Как Вы видите, здесь изучение Торы начинается с Письменной Торы, а дальше, с возрастом, человек переходит к Торе Устной — Мишне и Талмуду (Гмаре). Примерно так мы продвигаемся в познании Торы и сегодня. Временные рамки несколько изменились. Дети начинают изучать Писание и Пророков в 6 лет, Мишну — в 7-8, Гмару — в 9-10. Эта методика сложилась в течение веков и была принята многими великими раввинам, которые если и не ввели ее, то, по крайней мере, признали. Так ребенок выстраивает фундамент своего духовного знания. Далее в 13 лет мальчики начинают изучать Талмуд глубже в учебных заведениях, которые называется ешивой для юных (аналог старших классов средней школы). Мальчики изучают в основном Талмуд, и их учебный день выглядит так: в первой половине — углубленное изучение, во второй — стараются как можно больше расширить кругозор и эрудицию в Торе.
В 16-17 лет юноши поступают в ешива гдола. Это аналог высшего учебного заведения. Каждая ешива имеет свой характер и направление. Как правило, во главе стоит один или несколько очень харизматичных раввинов, у каждого из которых — свой особый путь познания и постижения Торы. Их цель — привить юношам любовь к глубокому исследованию Талмуда, сделать это их духовным воздухом на всю жизнь, чем бы они далее ни занимались. Выпускник ешива гдола — это «совсем другой человек». Станет он аврехом, то есть продолжит изучать Тору после свадьбы, или нет, он уже самостоятельный еврей, умеющий без посторонней помощи разобраться в большинстве законов Торы. Как правило, ешиву заканчивают в 21-23 года со свадьбой и переходом в колель — учебное заведение для женатых молодых людей.
Не будем делать обзор колелей, скажем только, что их великое множество. И каждый подбирает себе место соответственно своим интересам и складу души. Некоторые посвящают себя изучению Закона и получают диплом раввина (смиха). Это позволяет принимать законодательные решения. Другие «учатся на религиозного судью». Существуют и те, кто продолжает углубленное исследование Талмуда во всех его разделах, как в ешива гдола.
В двух словах: зачем нужно учиться в ешива гдола? Ведь не все же становятся раввинами! — Ешива прививает любовь к Торе и дает человеку тот необходимый уровень самостоятельности в ее изучении, который является как бы «дипломом еврея» на всю жизнь. Кем бы ни был человек по профессии — врачом, адвокатом, бизнесменом, программистом, слесарем — если он учился в ешиве, он старается часть дня посвящать изучению Торы, любит это, видит в этом смысл жизни и высочайшую точку служения Всевышнему наряду с молитвой, созданием крепкой еврейской семьи и воспитанием детей.
Как правило, он умеет быть раввином для собственной семьи или в сложных ситуациях задать правильный вопрос, знает, где и как искать ответ, к кому за ним обратиться.
Теперь понятно, как сложно нам, вернувшимся к соблюдению Торы в зрелом возрасте, восполнить эти этапы эволюции, которые еврей проходит с трех лет до зрелого возраста. Но чудес не бывает. Точнее, они бывают, но методика остается той же. Нужно начать изучать Тору и Танах (Пророки и Писание), но обязательно параллельно учить Мишну и Гмару. Это, кстати, постановление Шульхан Аруха. Все время, пока человек хотя бы один раз не прошел всю Тору, он должен треть времени изучать Тору Письменную, треть — Мишну и треть — Талмуд.
В наше время это делается так: изучается Письменная Тора и Мишна вместе с Гмарой как в йешиве — углубленно.
1. Вам нужно каждую неделю прочитывать главу Торы с классическим комментарием Раши, желательно на иврите, причем прочесть часть на иврите важнее, чем всю главу на русском. Через «простой» иврит Письменной Торы мы изучаем язык, то есть узнаем значение каждого слова и его грамматическую форму.
2. Вам необходимо восполнить отсутствие знаний в практическом законе — Галахе. Принято начинать учебу с книг Кицур Шульхан Арух (рава Шломо Ганцфрида) и Хаей Адам (рава Авраама Данцига). Нужно прийти к самостоятельному изучению книги Мишна Брура (Хофец Хаим). Начните с законов субботы и пробуждения утром.
3. Начните изучение Мишны с комментариями рава Овадии ми-Бартанура, трактата Брахот. Затем — трактат Авот. Переводите для себя каждое слово в Мишне так, чтобы смысл предложения был ясен Вам, как на родном языке.
4. Изучение Талмуда начните со второй главы трактата Бава Меция. Глава Эйлу Мециот о законах потерь и находок — самая классическая и «наглядная» глава Талмуда. С нее дети в хедере начинают свой путь. Самое главное — чтобы каждое слово, смысл фраз был понятен Вам как на родном языке. На первом этапе качество понимания намного важнее количества пройденного материала.
Это долгий путь, но игра однозначно стоит свеч. Каждое выученное слово Торы — выполнение отдельной заповеди, дающее Вам живую связь со Всевышним, постижение Его мудрости.
Вопросы раввину
Как обычному земному человеку противостоять злому началу?
25 июля, отвечает Рав Меир Мучник
Здравствуйте. Меня зовут N. Дело в том, что я художник, очень творческий человек. Я человек верующий, но нерелигиозный. Т. е. самое начало религиозности есть. Я стараюсь читать молитву Шма Исраэль утром и вечером. И хожу на уроки Торы для женщин.
Я хочу спросить: на уроках нам рассказывали про злое начало в человеке. И буквально недавно я почувствовала, какое это зло, как оно разрушительно для человека! Скажите, пожалуйста, как противостоять злому началу и как его не бояться, если я обычный земной человек, не религиозный по-настоящему.
Недавно узнал, что я еврей. Теперь я должен носить звезду Давида — магендовид?
24 мая, отвечает Рав Яков Шуб
Совсем недавно узнал, что еврейство передается по матери. Таким образом, я являюсь евреем, поскольку моя мама Раиса Абрамовна — точно еврейка. Значит, теперь я должен носить звезду Давида (магендовид)? Есть ли на этот счет какие-то правила?
Не могу жить без соцсетей. И не все законы готов соблюдать. Это страшно?
25 августа 2019 года, отвечает Рав Меир Мучник
Добрый день, вечная проблема с субботой:
1. Я совершенно не могу жить без социальных сетей, мне надо либо учить что-то, либо просто сидеть там, я могу их ограничить, но не могу их исключить. Что делать?? То же самое и с телевизором. Много раз пытался, но безуспешно.
2. Можно ли включать свет, если идёшь в туалет? Что об этом говорит Тора?
3. Я далеко не все законы готов соблюдать и понимать, это сильно страшно? Арсений
Почему вы пренебрегаете общечеловеческой культурой?
8 июля 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Не пойму, почему ортодоксальные круги не приобщаются к общечеловеческой культуре? Неужели общественные мероприятия, телевизор, театр и кино вам не интересны? Почему такое пренебрежение?
Кошерная еда и добросердечные родственники
27 мая 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Уважаемый Рав, я стал соблюдать кашрут. Но теперь не знаю, как быть, как себя вести у родственников. Они добросердечны, и я всегда у них ел. Скоро я должен их навестить и предчувствую, что они меня чем-то накормят. Что делать?
Как ответить, почему я религиозна?
7 мая 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Встречая меня в последнее время, мои бывшие друзья и одноклассники спрашивают, как я пришла в религию. Как мне наиболее грамотно им ответить?
Что должны учить женщины?
29 апреля 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Меня очень увлекают занятия по Торе, но я не знаю, что мне конкретно учить. Я слышала, что учеба мужчин и женщин сильно различается, но не знаю, в чем. Не могли бы вы разъяснить эти вопросы?
Я начал изучать иудаизм, какие книги порекомендуете?
15 апреля 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Уважаемый Рав, я чувствую большой интерес к Торе и всему, что с ней связано. Но только вот я учусь отрывочно, учу, что попало, и толком не знаю, что именно из всего количества литературы мне надо учить. В этом мой вопрос к Вам: с каких конкретных книг начинать? Что, вообще, религиозные евреи учат?
К какой общине принадлежать, литовской или хасидской?
18 марта 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я живу в России и уже год как начал соблюдать еврейские законы. Вот только не могу для себя решить, кем быть, литваком или хасидом? К какой общине примкнуть, мне и там, и там хорошо? Посоветуйте. Заодно подскажите, а как вообще надо относиться к различиям между течениями?
Субботний стол и дети
18 февраля 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Уважаемый Рав. Хотела бы Вас спросить, а как проводить субботний стол? Мы с мужем сделали тшуву три года назад. У нас трое детей. Я слышала, что в субботу надо уделять внимание детям. Как это правильно делать? Если можно, подробнее о её духовной стороне.
Хочу поговорить с раввинами по душам…
4 февраля 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я много раз пыталась поговорить с раввинами по душам, рассказать о своей жизни, хотела, чтобы они меня выслушали. Но впечатление такое, что не с кем говорить!
Почему навязываете детям религиозное воспитание?
28 января 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мои дети уже семь лет ведут строго религиозный образ жизни. У них в свое время была возможность выбора, а вот своих детей они лишили этого: заставляют молиться, бесконечно бормотать благословения, другими словами, делают из них религиозных роботов. Я молчу, но меня это возмущает. Неужели не правильней и не честнее было бы дать детям до 18 лет вырасти, как есть, а уж потом выбирать: быть религиозными или нет?
Почему не идёте за светским большинством?
21 января 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Кто-то мне сказал, что в Торе написано, что надо идти за большинством. Если вы не заметили, то сейчас большинство евреев — светские. Так почему вы нарушаете ваши же законы и не идёте за большинством?
Как относиться к старым друзьям?
14 января 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Уважаемый Рав! Мы с женой сделали тшуву и теперь столкнулись со многими проблемами. Как относиться к старым друзьям? Они приглашают на дни рождения, в ресторан, зачастую в субботу. Мясо там, сами знаете, какое. Как быть? Не идти, не есть? Означает ли это, что мы их неизбежно теряем?
Родственники-мужчины лезут целоваться. Как быть?
8 января 2018 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Посоветуйте, что делать. Я учусь в Израиле в религиозной школе. Там нас учили, что мужчины не должны к нам прикасаться. А я скоро должна ехать домой, а там отчим, да и дядя и двоюродные братья будут мне руки жать, обниматься и даже полезут целоваться. Как быть?
Откуда пошло слово «ЖИД»?
28 декабря 2017 года, отвечает Рав Реувен Пятигорский
Откуда взялась обидная кличка «жид», которой обзывали нас в России и некоторых других славянских странах?
Мама решила устроить юбилей в ресторане в субботу.
3 декабря 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Подскажите, как нам поступить. У моей мамы юбилей, и, естественно, отмечают эту дату в ресторане в субботу. Родители и родственники давят на меня и мужа, что нужно приехать и их не позорить. А я не знаю, как совместить уважение к родителям с днем рождения в субботу?
Почему вы закрылись от всего мира?
26 ноября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мой внук вместо института пошёл в йешиву. Я говорю на хорошем иврите, но с ним и тремя словами не могу переброситься. Он какой-то однобокий, с ограниченным кругозором. Хочу спросить вас, почему надо отгораживаться от всего мира, ведь есть так много полезной информации вокруг? Почему запрещают у вас современные средства коммуникации и ограничивают свободу знаний?
В нашем районе нет уроков по Торе. Что делать?
5 ноября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я хочу начать учиться Торе, но в нашем районе нет никаких уроков по-русски. Ближайшая синагога — сефардская, я туда пошел, послушал, но ничего не понял. Спросил у тех, у этих, но все заняты своим делом и никто мне толком ничего не объяснил. Что делать?
Почему я не могу трактовать Тору как мне хочется?
29 октября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Недавно я пытался одному религиозному объяснить что-то в Торе, но он не захотел слушать и сказал, что нельзя самому Тору трактовать. Но это же смехотворно. А как же с многочисленными комментариями, которые противоречат друг другу? Не сказано ли, что есть 70 ликов Торы?
Как укрепиться в желании соблюдать мицвот?
17 сентября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Уважаемый рав! Мне 28, но к иудаизму я, к сожалению, приблизился только год назад. Торой занимаюсь раз в неделю. Я пока не все соблюдаю и живу, в основном, по-старому. Мне что-то мешает продвигаться в еврейской жизни, не знаю, что. Как мне укрепиться в желании соблюдать мицвот, хотя бы в той малости, которую я пытаюсь взять на себя? Где взять силы и энергию?
Я решил жить по-еврейски! С чего начать?
10 сентября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мне 28 лет. Я прочел много статей по Интернету, много думал об этом и недавно пришел к окончательному решению начать жить по-еврейски. Какие сайты посоветуете? Могли бы подсказать, с чего начинать? На что важно обратить внимание?
Моя жена не хочет исполнять заповеди более тщательно
3 сентября 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мы с женой сделали тшуву три года назад, но у нас зачастую возникают ссоры. Каждая моя попытка внести в дом больше религиозной жизни встречается в штыки. Жена все время кричит, что я все устрожаю. А что в этом плохого?
Я и муж соблюдаем все, как положено. Недавно я обратила внимание, что у соседки многое, что у нас в семье принято соблюдать — не соблюдается. Когда я ее спросила об этом, то она мне ответила, что это — хумрот баалей-тшува. Мне не совсем понятен такой ответ. Может быть, мы с мужем что-то не то делаем?
Нужно ли полностью оставить прошлую жизнь?
27 августа 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мы с друзьями приближаемся к еврейской вере, и у нас недавно произошел спор. Нужно ли полностью выкидывать прошлую жизнь? Все ли так было плохо?
А можно ли ездить в отпуск и учить детей плавать?
13 августа 2017 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Муж недавно пришел с урока и заявил, что мы в отпуск не поедем, так как это не по Торе, мол, нельзя еврею отдыхать в этом мире. Заодно запретил детям ходить на плавание под тем же предлогом. Правильно ли это?
Б-г выступает в роли воспитателя? Награда за «хорошее поведение», наказание за «плохое»…
22 марта 2017 года, отвечает Рав Меир Мучник
Здравствуйте! В последние дни пытаюсь разобраться на базовом уровне в иудаизме. У меня создалось впечатление, что Б-г выступает в роли воспитателя. Награда за «хорошее поведение», наказание за плохое… Мария
Идти на дискотеку после субботней трапезы — это лицемерие?
16 января 2017 года, отвечает Рав Яков Шуб
Я живу в Москве, совсем недавно стала пробовать соблюдать Шаббат, хожу в синагогу, бываю в гостях у религиозных друзей. После каждого Шаббата чувствую, что духовно заряжаюсь. Но сейчас я столкнулась с одной проблемой: на следующий Шаббат на вечернюю трапезу меня пригласили в семью моих хороших знакомых, а поздно вечером подруга из университета пригласила меня и всю нашу группу отпраздновать ее день рождения на дискотеке. Я знаю, что в Шаббат не ходят на дискотеку, да и ехать туда придется на метро, но я также понимаю, что не могу отказать ей. С другой стороны, мне очень хочется попасть на Шаббатнюю трапезу, но я чувствую, что я буду лицемеркой, если сначала пойду в гости на Шаббат, а потом поеду на дискотеку. Может, лучше вообще не идти на Шаббат? Очень жду вашего совета. А.
19 сентября 2016 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мама спрашивает, до каких пор учатся в йешиве?
23 июня 2016 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я учусь в йешиве, и меня мама все время спрашивает, что я там делаю, когда закончу учиться и какой диплом получу. Я не знаю, что ей ответить. И, вообще, родители меня считают чокнутым.
Подскажите, как раскрыть глаза «заблудшим»?
24 июля 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Как раскрыть глаза заблудшим евреям? Сколько я ни пытаюсь им рассказать и объяснить, что такое Тора, что надо учиться, — ничего не помогает. Как вернуть их в лоно родной веры? Подскажите, что им надо сказать, чтобы они меня услышали. Ведь на мне мицва их убедить — «тохеха», не так ли?
Мой брат нерелигиозный. У него родился сын, и он пригласил большую компанию друзей и родственников на брит-милу. Они уселись кушать и пить. Я их пригласил участвовать в брите, на что они ответили, что «и без них отрежут». Тогда я решил их немного просветить и приблизить к заповедям. Остановил музыку и рассказал всем о Б-ге и о важности соблюдения мицвот, но брат почему-то обиделся, рассердился, так, что даже чуть до драки не дошло. Правильно ли я поступил?
Я живу в нерелигиозной семье, мой старший брат нарушает большую часть 613 заповедей. Я ему про это сказал прямо и честно, после этого он меня возненавидел. Правильно ли я все это сделал?
Почему есть разделение на течения в иудаизме?
10 июля 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я должен признаться, что никак не могу понять, почему есть такое неприглядное разделение на ашкеназим и сфарадим и типа этого. Почему должны быть разные течения в иудаизме? Разве мы не единый народ? Неужели вы полагаете, что разделение на течения принесёт мир между евреями и прекратит ссоры?
Почему предпочитают учить Талмуд, а не Пророков?
22 мая 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Не пойму, почему в йешивах учат все время Гмару, а книги Пророков не учат? Мне больше по душе изучение ТАНАХА, должен ли я учить Гмару?
Родственники нервно реагируют на мой религиозный вид
20 февраля 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я один в стране и время от времени посещаю своих родственников. В последний раз, зная, что они предложат поесть, принёс свою еду. Это их очень разозлило. И, вообще, они нервно реагируют на мой религиозный вид. Не пойму, какая им разница? Что я такого им сделал?
Как вернуться домой к нерелигиозным родителям?
2 января 2015 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Уважаемый Рав! Хочу услышать Ваш совет. Я приехал в Израиль один, родители остались в Москве. У меня хорошие еврейские родители. Здесь я приблизился к религии и начал соблюдать еврейские заповеди. Суббота, кашрут. Скоро я должен вернуться домой на месяц и не знаю, как себя вести, как я скажу маме, что ее еда некашерна, где я буду есть, как соблюдать субботу? Проблема в том, что они уже чувствуют, что я изменился, и я, говоря с ними по телефону, чувствую, что они нервничают и заранее настроены против всего еврейского. Кто-то из Израиля им уже рассказал, что нужно думать о религиозных. Как мне быть?
Жена не хочет покрывать голову, что делать?
19 декабря 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Здравствуйте. Жена не хочет покрывать голову, что делать?
Не движемся с женой в одном темпе
12 декабря 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Мы с женой сделали тшуву два года назад, но у меня с ней постоянные споры на религиозной почве. Каждое продвижение в соблюдении мицвот встречается в штыки. Как только я снова начинаю свою «пропаганду» — скандалы и истерики разгораются с новой силой. Ощущение, что я теряю с ней всякую связь. Что делать, когда темпы продвижения разные?
Не понимаю, как учат Талмуд?
5 декабря 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я начал учебу в йешиве. Ощущение, что я плыву по океану в неясном направлении, точнее, без направления, и берега не видно… Мне даже дали авреха в помощь, но я его не совсем понимаю. Должен ли я учиться как он? У меня нет ясной цели в учебе. Так это и должно быть?
Жена не хочет ничего соблюдать! Как на нее повлиять?
28 ноября 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Я уже год пытаюсь соблюдать мицвот и учу Тору. Это изменило мой образ жизни, но, к сожалению, рикошетом отражается на семье. Жена не только не разделяет мое увлечение, но и категорически «эти религиозные заморочки» отвергает. Часто скандалим. В связи с этим несколько вопросов. Чем заполнить для нее субботу? Как оторвать от телевизора? И, вообще, как повлиять на нее, чтобы она стала соблюдать?
Кого и как выбирать раввином? Где его искать?
7 ноября 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
«Сделай себе рава»… Как? Кого? Вот уже примерно 6 лет, как наша семья вернулась к религии. Когда это только начиналось, мы ходили на лекции, ездили на семинары, слушали лекции в интернете. Я не знаю, является ли наш путь типичным для баалей-тшува, но у нас не было кого-то, ведущего нас по этому пути. По рассказам других баалей-тшува я знаю, что у них идет очень тесное общение со «своим равом» — с ним советуются по всем жизненным вопросам и он помогает процессу духовного роста своих подопечных. В нашей жизни такого, к сожалению нет. Сказано — сделай себе рава. Мой вопрос: как? Ведь не придешь же к уважаемому раввину и не скажешь: радуйся, мол, теперь я буду мучить тебя своими проблемами?
Я все время слышу, что у религиозного еврея должен быть рав. Извините за такой вопрос, но можете ли вы объяснить, кого выбирают раввином? Где и как его искать? Можно ли его менять? Как он станет моим равом?
Почему солдат-нееврей не считается евреем?
31 октября 2014 года, отвечает Рав Ашер Кушнир
Никак не могу понять вашу позицию по поводу наших ребят, которых вы считаете неевреями. Неужели службы в израильской армии недостаточно, чтобы считать наших солдат евреями? Подвергать свою жизнь опасности — это хорошо, а считать их равноправными гражданами нельзя?