с чего начать читать станиславского

Урок 1. Система Станиславского

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславскогоСистема одного из самых известных деятелей российского и советского театра Константина Сергеевича Станиславского является самой популярной театральной системой во всем мире: о ней много пишут, говорят – о ней хотят знать всюду. С ней спорят. Хотя никто ещё не придумал ничего лучше и популярнее.

В этом уроке вы найдёте ёмкую, краткую и максимально полезную информацию о системе Станиславского. В следующих же уроках вы познакомитесь с важными принципами данной системы и элементами актёрского мастерства, сможете найти полезные материалы, которые помогут приобрести навыки борьбы с недостатками речи, научитесь убеждать, владеть своим голосом, телом и многое другое. Вероятно, открыв удивительный мир театрального искусства, вы уже никогда не будете прежними – ваша жизнь заиграет новыми яркими красками и наполнится театральным волшебством.

Содержание:

Идя по страницам нашего актёрского тренинга, вы шаг за шагом будете перенимать мастерство актёра в терминах Станиславского, то есть открывать для себя много удивительных и в тоже время очень простых секретов.

Коротко о системе и Станиславском

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Константин Сергеевич Станиславский (его настоящая фамилия Алексеев) – великий реформатор театра, создатель известнейшей во всем мире актёрской системы, педагог, актёр, театральный режиссёр. По рождению (родился 5 (17) января 1863 год в городе Москва) и воспитанию принадлежит к высшему кругу русских промышленников.

Талант Константин Сергеевич унаследовал от своей бабушки, француженки по происхождению, известной парижской актрисы. Сценический опыт начал нарабатывать с 1877 года в Алексеевском кружке (г. Москва). Константин Сергеевич всегда предпочитал роли ярко характерных героев, так одна из его излюбленных ролей: студент Мегрио из водевиля «Тайна женщины». В начале XX века он погрузился в разработку принципиально новой системы актёрского мастерства, его известные литературные произведения: «Работа актёра над собой» и «Моя жизнь в искусстве».

Незадолго до своей смерти Станиславский выработал метод физических действий: наполнять физическое действие психологическим содержанием: фантазией, чувствами, внутренними действиями. Тем самым он перечеркнул все старое, чему следовали ученики Станиславского прошлых лет (его система в отличие от ранее существовавших театральных систем строится уже не на изучении конечных результатов творчества, а на выяснении причин, вызывающих определённые последствия).

Суть метода Станиславского

Станиславский вкладывал в искусство актёрской игры три составляющие:

Искусство представления. Длительные репетиции – вызывают подлинные переживания, которые в дальнейшем фиксируют необходимую форму проявления этих переживаний. Суть в том, чтобы на самом спектакле актёр умело и правдоподобно передавал заданный образ, исполнял умело свою роль, даже если внутренне он не испытывает все эти переживания действий спектакля. Искусство переживания. Переживания помогают актёру выполнить важную роль сценического искусства – создать жизнь человеческого духа и передать ее на сцене в художественной форме. Константин Сергеевич пояснял на этот счёт «…все, что не пережито актёром, остаётся мёртвым и портит работу артиста».

Более подробно каждый элемент актёрской игры по системе Станиславского мы раскроем в наших последующих уроках. Так что, оставайтесь с нами, дальше будет много интересного.

Тренинг по системе Станиславского

Процесс обучения актёров глазами Константина Сергеевича Станиславского можно условно поделить на два раздела:

Можно выделить четыре важных этапа в работе актера, как над собой, так и ролью:

Основные принципы системы

Открытия Константина Сергеевича Станиславского навсегда отодвинули в прошлое работу театральных педагогов так сказать по методам: в слепую, на ощупь, воспитывавших ранее своих учеников – придерживаясь принципа «случайных советов». Величайший труд Станиславского, его система, содержит законы и принципы актёрского искусства, среди которых выделяются:

AПравда переживаний. Эмоции актёра должны быть подлинными. Он не должен механически изображать свою роль, здесь первоочередное – верить в «правду» того, что он делает, внутренне проживать судьбу персонажа. Только максимально поверив в роль – можно сыграть ее максимально достоверно.
BСверхзадача. Высшая, главная, всеобъемлющая цель, которую необходимо достичь в сценическом действии. «Нам нужна эмоциональная сверхзадача, возбуждающая всю нашу природу. Нужна как воздух и солнце». Сверхзадача актёра – донести до зрителя в образе своего персонажа главную мысль всего произведения, пьесы, постановки. Сверхзадача требует полной отдачи от актёра, страстного стремления, всеисчерпывающего действия.
CПродумывание предлагаемых обстоятельств. Побудители действий персонажа, жизненная ситуация персонажа, в которую в своём воображении помещает себя актёр. Здесь можно выделить обстоятельства малого круга: ситуация с героем в текущий момент времени – где он, с кем он находится. Средний круг обстоятельств касается общей жизненной ситуации: пол, возраст, статус героя. И, наконец, большой круг – ситуация окружения персонажа исторический период, страна, город, где разворачиваются события спектакля.
DРождение текста и действий «здесь и сейчас». Важная особенность игры актёра – переживания «здесь» и «сейчас». Эмоция, действия – должны рождаться на сцене, не быть штампами, а значит, каждый раз выполняться по-новому.
EРабота актёра над своими собственными качествами. Для того чтобы роль вышла максимально интересной и «живой» нужно задействовать: фантазию, наблюдательность (фиксировать в своей жизни яркие события и людей), эмоциональную память (уметь вспомнить пережитое, нужное чувство), уметь управлять своим вниманием (концентрироваться на партнёрах, игре, сцене).
FВзаимодействие с партнёрами. Творчество в театре носит коллективный характер, поэтому для любого актёра очень важно учиться взаимодействовать с коллегами по роли. Партнёры по сцене также должны помогать, поддерживать друг друга и обязательно чувствовать игру каждого из участников спектакля.

Также нам крайне необходимо рассмотреть еще две важных составляющих актерского ремесла, способствующих его полноценному освоению.

Психотехника Станиславского и биомеханика Мейерхольда

Нельзя не отметить и тот факт, что свою достаточно весомую роль в судьбе становления театра сыграл – кинематограф. А для Мейерхольда и Станиславского он послужил ещё одним поводом задуматься о построении принципов своих систем: выразительности, тела актёра и границ сцены. Мейерхольд всячески пытался понять и овладеть кинематографической техникой актёрской игры. В отличие от него, влияние кино на Станиславского было более опосредованным, но при всем этом в его системе также читаются параллели с кино (крупный план, приёмы монтажа). Что самое удивительное, «консервативная» система Станиславского оказалась для века кино куда более актуальной, нежели «новаторство» Мейерхольда. И парадокс в том, что Станиславский, в отличие от Мейерхольда, не мыслил категориями будущего.

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Мейерхольд также искал всевозможные пути вовлечения зрителя в процесс постановки, тем самым он стремился вывести «гостей театра» из разряда пассивного зрителя. Вёл работу по созданию условий для зрителя, с целью, чтобы зритель мог отождествлять себя не только с героем пьесы (как в психологическом театре Станиславского), а именно с коллективной общественностью в целом. Методы биомеханики, которые разработал Всеволод Эмильевич Мейерхольд – призваны помочь актёрам естественно и точно управлять механизмами движения тела и внутренней энергией: он предлагает не пускать выплески энергии на самотёк, а подчинять энергию себе.

Всеволод Мейерхольд внёс также ощутимый вклад в оперную режиссуру за счёт контрапункта музыки и пластики, ритмической свободы актёра внутри музыкальной фразы. Всеволод Эмильевич оставил обширное актёрское наследие: лекции, статьи, заметки и письма.

В основу нашего тренинга, всех последующих его уроков по актёрскому мастерству легла известнейшая система – система, оставшаяся на века: именно система выработанная Константином Сергеевичем Станиславским. Что касается других систем театрального и сценического мастерства, в том числе и методов Всеволода Мейерхольда, то они также будут отражены в уроках на нашем сайте, но как дополнение к урокам по системе Станиславского.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются:

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

Следующим шагом будет знакомство с качествами актера.

Источник

10 лучших книг Константина Станиславского

Константин Сергеевич Станиславский – имя известное во всем мире. Этот великий русский театральный режиссёр, актёр и педагог разработал известную на весь мир систему актерского мастерства, которая и в наши дни не теряет популярности как у нас в стране, так и далеко за ее пределами.

Ему довелось работать с выдающимися театральными деятелями и талантливейшими драматургами, которым суждено было стать классиками отечественного искусства. Его уникальный опыт и непревзойденное чувство эстетики, позволило ему упорядочить свои мысли и наблюдения в систему, которая воспитала не одно поколение гениальных актеров.

После себя этот великий человек оставил огромное наследие в виде многочисленных литературных трудов, которые и сейчас помогают начинающим актерам и режиссёрам постичь все тонкости сценического искусства. Здесь и его автобиографические заметки, и воспоминания о великих современниках, и, конечно, учебники по актерскому мастерству.

Представляем топ-10 лучших книг К.С. Станиславского.

10. Записные книжки

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Величайший реформатор театрального искусства на протяжении многих лет вел записные книжки, куда заносил и интересные истории из биографии, и некоторые театральные зарисовки, и эскизы своих творческих замыслов, и философские размышления. Также в своих записных книжках он разрабатывал важные для него вопросы теории и практики актерского мастерства.

Этот труд представляет собой не только выдающееся наследие для всех последователей лучших традиций русского театра, но и большую литературную ценность.

9. Не верю! Воспоминания

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Здесь читатель может увидеть современников Станиславского глазами непревзойденного мастера. Константину Сергеевичу посчастливилось общаться и работать с великими деятелями искусства того времени, благодаря которым русские театральные традиции впоследствии стали образцом для лучших мировых актерских школ.

В своем труде Станиславский делится с читателем воспоминаниями о таких легендарных личностях как Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, Л.Н. Андреев и др.

8. Работа актера над ролью

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

На что должен обратить внимание актер при работе над ролью? Какие основные задачи ставятся перед режиссёром? Как актеру достичь абсолютного перевоплощения, при этом не «заиграть» роль?

Книга «Работа актера над ролью» К.С. Станиславского даст подробный ответ на каждый из этих вопросов. Здесь непревзойденный гений сценического искусства раскрывает основные закономерности построения творческого процесса и обрисовывает главные приемы, которые по сей день востребованы во всем мире.

7. Чехов в воспоминаниях современников

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Воспоминания о жизни одного из самых выдающихся русских литераторов и драматургов Антоне Павловиче Чехове занимают одно из ведущих мест в отечественной мемуарной литературе. На протяжении почти двадцати лет Чехов находился в центре развития русского театрального искусства. Он видел и тесно сотрудничал с величайшими писателями, режиссерами и актерами своего времени.

6. Этика

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

В настоящем издании публикуются две незаконченные рукописи Константина Сергеевича, посвященные актерской этике и детальному анализу организации театрального дела. Этот труд изложен в виде дневника студента театральной школы.

Над систематизацией основных принципов сценической этики и дисциплины Станиславский работал долгие годы. Начинал он еще до революции, именно поэтому какие-то примеры и некоторые выражения в них взяты из прошлого, и больше имеют отношение к быту еще царского театра. Однако подавляющая часть наблюдений и рекомендаций Станиславского относится к современному театру.

5. Работа актера над собой. О технике актера (сборник)

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Система основана на теории сценического искусства. Не имеющий на тот момент аналогов, метод совершенствования актерской техники, созданный К.С. Станиславским, был призван помочь артисту достигнуть психологической достоверности на сцене.

Подробная система была изложена в его знаменитой «Работе актера над собой». А этот труд – что-то вроде азбуки актера, без которой нельзя приступать к более углубленному изучению знаменитой техники.

4. Работа актера над собой в творческом процессе воплощения

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Эту книгу Станиславский посвящает таким вопросам, как ритмика, пластика, дикция и др. Этот труд будет полезен не только тем, кто хочет посвятить свою профессиональную судьбу актерской карьере, но и тем, чья деятельность будет связана с публичными выступлениями (политикам, телеведущим, эстрадным артистам и др.).

3. Работа актера над собой в творческом процессе переживания

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Этот труд великого мастера посвящен углубленному изучению сценического самочувствия актера. Здесь Станиславский, опираясь на свой колоссальный опыт, пытается детализировать психологическую сторону рабочего процесса актера, обличает дилетантизм в профессии и дает вполне конкретные указания для достижения артистом наивысшей степени мастерства.

2. Искусство представления

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Этот учебник, составленный из этюдов и лекций Станиславского, является своего рода «выжимкой» из всей его знаменитой системы. Любому профессиональному актеру и режиссеру будет весьма полезно прочитать эту книгу.

Из невероятного творческого наследия мастера было собрано самое актуальное и полезное для каждого, кто хочет связать свою жизнь с театральным искусством. Здесь собраны разнообразные обучающие методики, среди них и упражнения на развитие запоминания, концентрации внимания и фантазии.

1. Моя жизнь в искусстве

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Автобиография Константина Сергеевича Станиславского считается одной из самых увлекательных книг, написанных о театре. Здесь вы найдете бессчетное множество интересных и невероятных историй из жизни, описание творческого процесса, портреты выдающихся театральных деятелей того времени, размышления о миссии театра, а еще много занимательного.

Этот труд поможет понять гениального человека, который был бесконечно предан своему делу до такой степени, что заставил полюбить театр множество людей по всему миру.

Источник

Система Станиславского

Даже если вы совсем не симпатизируете театру, вы скорее всего слышали, как в каком- нибудь фильме ( или даже мультфильме) герой важно произносит «Я работаю по Станиславскому «, после которой все начинают смотреть на героя с уважением и трепетом.

Что же это за метод такой, и почему он так популярен?

В 1897 актер, режиссер и потомственный фабрикант Константин Сергеевич Станиславский (носивший тогда еще свою реальную фамилию Алексеев) с театральным педагогом Владимиром Ивановичем Немировичем-Данченко решили организовать свой собственный театр, выбрав радикально иной подход к организации и постановке спектаклей.
В их Московском Художественном Театре актеры репетировали в комфортных условиях и получали приличные деньги. Для создания реалистичных постановок предпринимались целые этнографические экспедиции с поисками и скупкой ценностей и бытовых предметов старины. Если актерам нужно было играть ночлежку, они отправлялись в ночлежку реальную, где старались запомнить повадки и специфические жесты ее обитателей.

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

«На дне» в постановке МХТ, Станиславский в роли Сатина (в центре)

Последние годы он посвящает написанию масштабного труда, описывающего его виденье собственной «Системы» стилизованное под дневник ученика собственной студии, но успевает закончить только первый том «Работа актера над собой в творческом процессе переживания».
Книга вышла в 1938, уже после смерти автора.
К счастью, к тому моменту «по системе» было воспитано уже несколько поколений актеров и режиссеров, которые в полной мере на практике освоили ее принципы, и продолжили бережно передавать и накопленные знания.

с чего начать читать станиславского. Смотреть фото с чего начать читать станиславского. Смотреть картинку с чего начать читать станиславского. Картинка про с чего начать читать станиславского. Фото с чего начать читать станиславского

Тогдав поисках контроля над непослушными эмоциями Станиславский и обнаружил, что качество его игры напрямую зависит от того, насколько конкретно он представляет предлагаемые автором обстоятельства и на сколько понимает логику действий своего персонажа. Если удавалось сыграть все логично и правдоподобно, то необходимые переживания рождались сами собой. Так из попыток понять играемого персонажа и его жизнь и родилась «система»

Оправдание и Виденье

Сквозное действие и Цель

Тренинг актерских качеств.

Так же, будучи остро внимательным к партнеру по сцене и происходящим на ней событиям я с одной стороны, начинаю больше верить в реальность играемой ситуации, а с другой стороны, на меня перестает давить и пугать внимание зрительного зала.
Помимо этого актеру необходимо отдельно работать над развитием голосовой и пластической свободы и выразительности.

Источник

Система Станиславского для чайников

Отличников и троечников, домохозяек и дворников, учителей и милиционеров спрашивал я: «Что такое система Станиславского?» Все слышали, что был такой режиссёр, но что за система такая — все пожимали плечами. Один ботаник сказал: «Это чтоб актёры играли спектакль реалистично».

Как мы представляем себе атом? Несколько слеплённых шариков, вокруг которых летают шарики поменьше. Физики на это смеются, а нам нравиться, потому что понятно.

Как мы представляем себе систему Станиславского? Никак, потому что никто нам не объяснил, какие шарики в ней летают. Вот я и подумал: а не попробовать ли создать картонную модель этой таинственной штуки.

Итак, жили-были в конце XIX века два завзятых театрала: Станиславский и Немирович-Данченко. Многое, очень многое не нравилось им в театре того времени: грубо покрашенная марля вместо декораций; яркие тряпки вместо костюмов; вечно пьяные актёры, которые душились в крохотных гримёрках, получали гроши и держали их за скотину. Спектакли никогда не начинались вовремя, потому что публика долго не собиралась, ибо знала, что вовремя всё равно не начнут. Весь спектакль в зал подходили опоздавшие купцы, пробирались на свои, топча ноги дамам и громко отвечая на приветствия… смотрите фильм «О бедном гусаре». Но больше всего возмущала игра актёров, которые, стоя у рампы, завывали текст, воздевали руки и всё время вострили ухо к будке суфлёра… Никакой жизненной правды.

«Э-э-э» — сказали Константин Сергеевич с Владимиром Ивановичем и сели в ресторан пообедать. Этот исторический обед продолжался 18 часов. Объелись, конечно, сильно, но зато придумали театр нового типа, записывая каждую мысль, чтоб потом никто не рвал на груди рубаху: «Не говорил я этого. » Как в воду глядели. Чувствовали две неординарные личности, что непременно скоро поцапаются, и каждый станет намекать, что именно он и есть отец-основатель передового театрального явления.

Но поначалу всё шло блестяще. С деньгами помог фабрикант Савва Морозов, и вскорости новый театр, названный «Художественным» начал представлять свои первые спектакли. Публика была потрясена многими, совершенно невиданными вещами. Самый настоящий шок вызвало то, что спектакли начинались секунду в секунду, а после третьего звонка в зал никого не пускали. И уже через несколько дней можно было видеть, как неслись по лужам к театру зрители, боясь опоздать, как немцы какие-нибудь. Занавес не поднимался, а раздёргивался… Актёры почувствовали к себе настоящее, человеческое отношение: светлые гримёрки, достойная зарплата, обращение на «вы»…

Но и требования к ним предъявлялись суровые, если не сказать жестокие. Представляете — в Художественном театре нельзя было опаздывать на репетиции и не знать текста… Но это ещё что — актёры сначала не поверили своим ушам, когда Станиславский потребовал, чтобы те на репетициях и на спектаклях были… трезвые. Каково? Я же говорю, настоящая театральная революция. Да, кабы только это. Основатели Художественного попытались искоренить глобальное — актёрские сплетни. Ну, тут у них, ясное дело, ничего не вышло, ибо замахнулись они на святое…

Но главным новаторством был подход к постановке спектаклей и работе актеров над ролями. Со сцены Художественного тетра на зрителей дохнула Жизнь, декорации и костюмы были подробными и практически настоящими. Над озером стояла луна, на лугу трещали цикады, а в камине горел настоящий огонь…

А вот чтобы и в актёрской игре дохнула Жизнь — вот тут Станиславский и Немирович-Данченко быстро во взглядах разошлись. Немирович-Данченко считал, что для того, чтобы актёр хорошо передал чувства героя, то он непременно должен в себе это чувство вызвать, а уж потом действовать — чувство заставит действовать правильно. Вот и сидела актриса, которой по ходу пьесы надлежало плакать, и растравляла себя воспоминаниями о тяжёлых минутах жизни. И оживал у неё в памяти эпизод, как однажды самый красивый мальчик во дворе при всех сказал, что у неё нос сливой… слёзы тут же появлялись, а Немерович с Данченко очень хвалили такую игру.

Но Станиславский на это ворчал: «На все чувства воспоминаний не напасёшься…» и предложил другой способ: сначала — действие, а чувство придёт само, если действуешь правильно.

Текст пьесы поначалу никто не учил, просто читали её и составляли по ней цепь событий, практически милицейский протокол. Милицейские протоколы, как известно, лишены эмоциональных оценок, а строго фиксируют произошедшее. Ну, например: «Утром 2 мая гражданин Козлов, находясь в лесу, распил с собакой спиртной напиток. И по предварительному сговору с ней совершил бандитское нападение на зайца с помощью тупого предмета (ружья). Найти труп зайца с целью надругаться за обедом, ему не удалось, поэтому гражданин, Козлов, надругавшись матом над собакой, скрылся с места преступления, а истекающего зайца нашли скауты, занимавшиеся в лесу юным натурализмом…» Я думаю, что режиссёры, желающие ставить спектакли по системе Станиславского должны носить пьесы постовым милиционерам для протоколирования.

Составив цепь событий, Станиславский говорил: «А теперь, господа актёры, давайте эти события проиграем. Никого не нужно изображать, будьте самими собой, говорите своими привычными словами, но помните, чего каждый из вас добивается (сквозное действие), вот и добивайтесь. Начали…»

Репетирующие располагаются на сцене, кому как удобно, и актёр Сидоров начинает своими словами, своей привычной интонацией: «Так, мужики. Вот я для чего вас собрал. Дружок у меня есть в столице, так он мне сейчас письмо прислал, что едет к нам проверяющий…» «Ни хрена себе!» — восклицает актёр Петров. «Да уж! Без бутылки не разберёшься, — чешет дрожащими руками актёр Иванов. — Делать-то что будем. » «А ничего особенного, — спокойно держится Петров. — Сунем как всегда и поляну накроем…»

И тут Станиславский восклицает: «Стоп! НЕ ВЕРЮ! Начинаете, наигрывать, изображать. Давайте ещё раз обсудим, в каких условиях живут и действуют герои, т.е. каковы предлагаемые обстоятельства… Городок ваш маленький, паршивый, вы его весь разворовали, так? Так. Поверяющих из области боитесь? Нет, потому что они воруют больше вашего. А столичных ревизоров боитесь? Конечно, потому что вдруг попадётся который уже наворовался и теперь строит из себя честного… Обсудили это. Теперь снова обсуждаем: чего каждый из вас хочет и чего добивается… Играем снова…»

Так вот много раз актёры в данных предлагаемых обстоятельствах проигрывали события, добиваясь главной цели — сквозного действия — сплавить благополучно столичного ревизора. Ещё нужно было держать в уме своё главное жизненное хотение — сверхзадачу. Чего я хочу от жизни? Вкусно есть, сладко спать и безнаказанно воровать, воровать, воровать… — это и есть сверхзадача.

Когда Станиславский прекращал кричать: «НЕ ВЕРЮ!» — актёры, играя события, начинали ощущать самый настоящий страх, липкий всепоглощающий страх разоблачения и тюрьмы. Этот страх ослеплял, и тогда становилось понятным, объяснимым — почему все герои пьесы с такой лёгкостью сосульку, тряпку приняли за важного человека.

И вот, наконец, актёры получали на руки настоящий текст. Актёр Сидоров, который в процессе разыгрывания этюдов много раз испытал самые подлинные эмоции уже знал — как он произнесёт бессмертные слова: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор». И ведь произносил так естественно и органично, что зрители тут же забывали, что они в театре…

Конечно, со времён Станиславского театральная мысль ушла далеко вперёд, но безусловно, наш великий театральный реформатор дал ей самый сильный толчок, и это признаёт весь мир.

И вот что интересно, многие зрители сейчас, насмотревшись классических пьес, которые играются в современных костюмах и декорациях под клубную музыку, вдруг почувствовали непреодолимую тоску по боярским шубам, сюртукам, салопам и сверчку за печкой. В консервативнейший Малый театр не достать билетов, а в созданном Станиславским и Немировичем-Данченко МХАТе опять идёт «Горе от ума», поставленная самым классическим образом, строго по системе, о которой мы тут наговорили добрую тысячу слов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *