итак что ты медлишь

Толкование на Деяния 22:1

Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.

Толкование на Деяния 22:1 / Деян 22:1

Иоанн Златоуст (

Ст. 1−16 Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще более утихли. Он сказал: я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. Я даже до смерти гнал последователей сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса

Посмотри на его оправдание: в нем нет страха, но более назидания и поучения. Если бы слушатели не уподоблялись камням, то вняли бы словам его. Сказанному доселе они сами были свидетелями, а последующему — нет. «От которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь» (ст. 5−8). И это должно быть достоверно после предшествовавшего; иначе он не переменился бы. Но, скажут, не хвалится ли он? Отнюдь нет. И для чего, скажи мне, он вдруг оставил такую ревность? Не для чести ли? Но он потерпел противное. Не для покоя ли? Не было и этого. Не для другого ли чего-нибудь? Но ничего и придумать невозможно. Предоставив им делать свои заключения, он повествует о событиях: «когда же я был в пути», говорит, «и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю». Заметь, какое было обилие света. А что я не хвалюсь, свидетелями тому присутствовавшие со мною, ведшие меня за руку, видевшие этот свет. «Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали» (ст. 9). Не изумляйся, что здесь (писатель) говорит так, а в другом месте иначе, именно: «люди же, шедшие с ним, стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя» (Деян. 9:7). Здесь нет противоречия. Два было голоса: Пав­лов и Господень; там он говорит о голосе Павловом, а здесь присовокупляет: «но голоса Говорившего мне не слыхали». Та­ким образом, слова: «а никого не видя» означают не то, чтобы они не видели, но что они не слышали (голоса Господня); он не сказал, что они не видели света, но: «стояли в оцепенении, слыша голос, а никого не видя», т.е. говорящего. И это случилось не без причины; ему (одному) надлежало удостоиться этого голоса; если бы слышали и они, то чудо не было бы так велико. Так как люди гру­бые убеждаются более видением, то они видели только свет, которого впрочем, достаточно было для их убеждения; потому они и «пришли в страх». Притом этот свет подействовал на них не так, как на него; его он ослепил, побуждая случившимся с ним и их прозреть, если бы они захотели. По смотрению (Божию), кажется мне, произошло то, что они не уверовали, — для того, чтобы они были достоверными свидете­лями. «Он сказал мне», говорит, «Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь». Прекрасно присовокупляет и название города, чтобы они узнали. Так и апостолы говорили: «Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» (Ин. 1:45). Смотри, и сам (Господь) свидетельствует, что Он был гоним (Павлом). «Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его» (ст. 10−13). «Иди», говорит, в город, «и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать». Вот и еще свидетель. И смотри, как достоверным представляет его: «Некто Анания», говорит, «муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри». Так ничего не сказано напрасно. «И я тотчас увидел его». Затем (следует) свиде­тельство от дел. Смотри, как приводятся во свидетельство и лица и дела, лица близкие и посторонние. Лица эти — священ­ники, старейшины, спутники; дела, — что он совершил, что по­терпел; и дела свидетельствуют о делах, не только лица. Кроме того, Анания, человек посторонний; затем событие — про­зрение; потом великое пророчество. «Он же», говорит, «сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника» (ст. 14). Хорошо сказал: «отцов»; этим выразил, что они не иудеи, но чужды закону, и действуют по зависти, а не по ревности. «Чтобы ты познал», говорит, «волю Его, увидел Праведника». Следовательно такова была воля Его. Смотри, как в са­мом повествовании заключается назидание. «И услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал» (ст. 15). «Увидел», говорит, «Праведника»; как бы так говорит: если Он праведник, то они виновны. «И услышал глас из уст Его». Смотри, как высоким представ­ляет это событие: «что ты будешь», говорит, «Ему свидетелем». Потому не изменяй своему зрению и слуху, тому, «что ты видел и слышал». Уверяет его обоими чувствами. «Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса» (ст. 16).

Здесь он выразил нечто великое. Не сказал: крестись во имя Его, но: «призвав имя Господа Иисуса». Этим показал, что Христос есть Бог, так как призывать никого другого не следует, кроме Бога. Не был принуждаем к тому (Павел), как он сам говорит в следующих словах: «Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет всё, что назначено тебе делать». Не оставляет ничего не засвидетельствованным; но приводит во свидетели целый город, который видел, как вели его за руку. Смотри, как исполнилось про­рочество, которое он слышал, что он будет свидетелем Господним. Подлинно он явился свидетелем и свидетелем таким, каким должно, и на делах и на словах.

Источник: Гомилии на Деяния Апостолов.

Феофилакт Болгарский (

Ст. 1−2 Мужие братие и отцы, услышите мой к вам ныне ответ. Слышавше же, яко еврейским языком возгласи к ним, паче приложиша безмолвие: и рече

Стоя на степенех. Много способствовало ему самое место, именно то, что он говорил, стоя высоко и будучи связан. Видеть связанного двумя узами Павла говорящим к народу — что может быть равное этому зрелищу? Как не устрашился он, глядя на такое множество возбужденного народа! Выражение: отцы, — знак уважения; а выражение: братие, — указание на родство. Посмотри, его слово и чуждо лести и исполнено кротости. Не сказал: «господа», но: «братья»; что особенно было приятно народу. Я не чужой вам, говорит, и не против вас. Слышавше же, яко еврейским языком возгласи. Видишь, как подействовало на них то, что он говорил одним с ними языком; они имели некоторого рода уважение к этому языку.

Источник: Толкование на Деяния святых Апостолов.

Лопухин А.П. (1852−1904)

Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами

Мужи, братья и отцы. Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. Деян. 7:2).

Мое оправдание — против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями (Деян. 10:27−28).

Источник

Глава 22

Речь Павла к народу (1–21). Новое возбуждение народа, допрос Павла тысяченачальником, собрание Синедриона (22–30)

«Мужи, братья и отцы!» Почтительное обращение ко всем присутствующим (ср. Деян.7:2 ).

«Мое оправдание» – против обвинений, взведенных малоазийскими иудеями ( Деян.20:27–28 ).

Довольно подробное изображение Павлом своего происхождения, воспитания и первоначального направления имеет целью показать, что, вопреки взведенным обвинениям, он по самому рождению принадлежит к народу иудейскому, по воспитанию своему связан тесными духовными узами с Иерусалимом и отличался направлением самым строгим, фарисейским, преданным закону и враждебным христианству. «Иудеянин, родившийся в Тарсе» (ср. Деян.9:11 и паралл.), – хотя и родился не в Иерусалиме и не в Палестине, а в городе языческом, однако же – от иудеев: этим опровергается обвинение, что он учил всюду «против народа сего» ( Деян.21:28 ).

«Воспитанный в сем городе» – т. е. Иерусалиме, центре иудейской народности; этим подчеркивается, что если бы даже по своему рождению вдали от Иерусалима Павел мог быть недостаточно привязан к родному народу, то воспитание в Иерусалиме с детства ( ανατεθραμμένος ) во всяком случае должно было завязать в нем узы неразрушимой связи с общеиудейской столицей и родным народом.

«При ногах Гамалиила» – этого знаменитейшего фарисейского учителя ( Деян.5:34 и дал.). Это еще более сильное ручательство за иудейство Павла – не только по происхождению, но и по настроению. Выражение означает также почтительное отношение ученика к уважаемому учителю, «постоянство, рачение, усердие к слушанию и великое уважение к этому мужу» со стороны Павла (Златоуст, ср. Феофил.).

«Даже до смерти» – выражение для обозначения особенной страстности чувства или действия, в данном случае – гонения.

Очевидно, лица, на которых ссылается апостол, были еще живы, хотя первосвященник был уже смещен с должности (см. к Деян.9:2 ).

Святой Златоуст (ср. Феофил.) находит и другое примирение этих кажущихся разногласий дееписателя и Апостола Павла. Он полагает, что выражение дееписателя – «слыша голос» – относится к голосу самого Павла, отвечавшего Тому, Кого они не видели. Выражение же самого апостола – «голоса, говорившего мне, не слыхали» – относится к голосу Самого Господа.

Дальнейший рассказ Апостола о встрече с Ананиею, в общем совершенно согласный с рассказом дееписателя ( Деян.9:10–18 ), отличается от него, между прочим, тем, что более подробно приводит слова Анании, известное и уважаемое имя которого в глазах народа придавало этим словам особую важность и значение. Вообще, в обоих рассказах различие имеет характер не разногласия и противоречия, а лишь взаимного восполнения и уяснения, и достаточно оправдывается особыми обстоятельствами, применительно к коим апостол хотел сделать более убедительною свою речь.

«Прозри» – краткое выражение самой сущности сказанного Павлу Ананиею при прозрении (ср. Деян.9:17 ). Зато далее подробно передаются слова Анании, сказанные после прозрения, опущенные дееписателем.

«Метали одежды и бросали пыль на воздух» – усиленное выражение дикой ненависти к человеку, находившемуся вне их власти.

По-видимому, тысяченачальник не понимал еврейской речи Павла и, не поняв причины нового столь неистового возбуждения против него, хотел бичеванием выведать суть этого загадочного для него дела.

Апостол указывает двоякое нарушение закона: 1) бичевание римского гражданина (см. прим. к Деян.16:37–39 ) и 2) бичевание без всякого суда и доказанного проступка. Первое, кажется, более возымело свое действие (слова сотника, 26 ст.).

Тысяченачальник испугался не только того, что хотел «пытать» Павла, но и того, что «связал» его (прим. к Деян.16:38 ), что также не позволялось производить над римскими гражданами без предварительного дознания вины. Если после Павел был заключен в узы ( Деян.23:18, 26:29 ), то уже после дознания вины его пред Синедрионом (Деян.23и д.). Правда, здесь вина его осталась невыясненной, но она все же подозревалась более основательно, – и это придавало некоторую законность содержанию его в узах, несмотря на римское гражданство.

«Повелел собраться. синедриону» – Так принижена была власть этого высшего иудейского судилища, что не только прокуратор-правитель области, но даже и простой полковой начальник «повеле вает» ему собраться.

Вам может быть интересно:

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Источник

Библия, изложенная для семейного чтения.
Обращение Савла

итак что ты медлишь. Смотреть фото итак что ты медлишь. Смотреть картинку итак что ты медлишь. Картинка про итак что ты медлишь. Фото итак что ты медлишь
Св. апостол Павел. Икона прп. Андрея Рублева

Но Богу угодно было даровать Церкви еще иную, великую победу. Не восхотел Он, чтобы Церковь Его ограничилась тесным кружком одних иудеев, и вот наступил час, когда перед нею должны были расступиться пределы, за которыми существовали и прочие народы земные. Орудием же исполнения этого Божия определения должен был сделаться Савл, бывший яростный гонитель ее.

Савл — из рода Израилева, колена Вениаминова, родился в городе Тарсе, в Киликии; был по учению фарисей, получив образование в школе ученого Гамалиила — главы основанной его дедом Гилелом ригористической школы иудейского понимания Писания, называвшегося в народе «славою закона».

«Ревнитель по Боге», тщательно наставленный в отеческом законе, — так сам говорит о себе впоследствии призванный в апостольское служение апостол Павел. Он гнал «даже до смерти» последователей учения Христова (см. Деян. 22, 3–4), будучи твердо убежден, что преследованием христиан он угождает Богу. Ему казалось, что новое учение, которое проповедовали ученики Христа, разрушало основы еврейского богопочитания, восставало против Иеговы Ветхого Завета и против фарисейства (впервые в лице Стефана).

Строгий и последовательный Савл не мог уступить тому, что в данный момент шло вразрез с его пониманием ситуации. Пламенная душа его не могла мириться с тем, что ему казалось оскорблением возлюбленного им Моисеева закона. В своем неповинном неведении он считал, что должен выступить яростным борцом против непонятной еще пока, но уже действующей силы нового учения. И, пойдя твердо и неуклонно этим путем, он мог быть остановлен только Божественной силой. Такая сила проявилась в сверхъестественном явлении, возбудившем его внезапное обращение. Это было свидетельством того, что если в человеке сердце, горячее к добру, если разум, искренно стремящийся к истине, то Бог не вменит ему его заблуждений, но дивным, свойственным Ему способом откроет путь к свету…

Все это и подтвердилось в чудном явлении Христа Савлу, когда он, «еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа», направлялся в Дамаск. Он не остыл еще от пыла, с которым участвовал в убиении первомученика Стефана. Хотя сам Савл и не метал камнями, но охранял одежды метающих в него камни и услуживал толпе палачей. Теперь же он испросил письмо у первосвященника «к синагогам, чтобы, кого найдет последующих сему учению, и мужчин и женщин, связав, приводить в Иерусалим». (Деян. 9, 1, 2)

«Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, — рассказывал сам о себе апостол Павел, — то около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл! Савл! что ты гонишь Меня? Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь.

Бывшие же со мною свет видели и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе будет все, что назначено тебе делать. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск». «И три дня после того он (Савл) не видел, и не ел, и не пил». (Деян. 22, 6–11; 9, 9)

В это же время «в Дамаске был один ученик, именем Анания; и Господь в видении сказал ему: Анания! Он сказал: я, Господи. Господь же сказал ему: встань и пойди на улицу, так называемую Прямую, и спроси в Иудином доме Тарсянина, по имени Савла; он теперь молится, и видел в видении мужа, именем Ананию, пришедшего к нему и возложившего на него руку, чтобы он прозрел».

«Анания отвечал: Господи! я слышал от многих о сем человеке, сколько зла сделал он святым Твоим в Иерусалиме; и здесь имеет от первосвященников власть вязать всех, призывающих имя Твое. Но Господь сказал ему: иди, ибо он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми. И Я покажу ему, сколько он должен пострадать за имя Мое.

Анания пошел и вошел в дом (где находился Савл) и, возложив на него руки, сказал: брат Савл! Господь Иисус, явившийся тебе на пути, которым ты шел, послал меня, чтобы ты прозрел и исполнился Святаго Духа».

«Бог отцов наших предызбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса».

«И тотчас как бы чешуя отпала от глаз Савла, и вдруг он прозрел; и, встав, крестился, и, приняв пищи, укрепился. И был несколько дней с учениками в Дамаске». (Деян. 9, 10–17; 22, 14–16; 9, 18–19)

С тех пор, как говорит апостол Павел (Савл) позднее в своем Послании к Филиппийцам, все, «что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа и найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере; чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых. Говорю так не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли я, как достиг меня Христос Иисус. Я не почитаю себя достигшим; а только, забывая заднее и простираясь вперед, стремлюсь к цели, к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе». (Флп. 3, 7–14)

Пятнадцать дней тогда прожил Савл у Петра; в это время, вступая в рассуждения с эллинистами, успел сильно раздражить их против себя и сознал необходимость уклониться от опасностей гонения. К удалению из Иерусалима побудило Савла и следующее обстоятельство, о котором он сообщает: «Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что здесь не примут твоего свидетельства о Мне. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобрял убиение его и стерег одежды побивавших его. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам». (Деян. 22, 17–21)

После этого Савл отправился в Кесарию, а оттуда в Сирию и на свою родину в город Тарс.

Источник

Деяния 22 глава

Глава 22

1. Мужи братия и отцы! выслушайте теперь мое оправдание перед вами. 2. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще больше утихли. Он сказал: 3. я Иудеянин, родившийся в Тарсе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. 4. Я даже до смерти гнал [последователей] сего учения, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, 5. как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.

(1. Мужи братия и отцы! Выслушайте теперь мое оправдание перед вами. 2. Услышав же, что он заговорил с ними на еврейском языке, они еще больше утихли. Он говорит: 3. я Иудеянин, родившийся в Тарсе, городе Киликийском, воспитанный в сем городе при ногах Гамалиила, тщательно наставленный в отеческом законе, ревнитель по Боге, как и все вы ныне. 4. Который даже до смерти гнал сей путь, связывая и предавая в темницу и мужчин и женщин, 5. как засвидетельствует о мне первосвященник и все старейшины, от которых и письма взяв к братиям, живущим в Дамаске, я шел, чтобы тамошних привести в оковах в Иерусалим на истязание.)

1) Хотя из первых слов и можно заключить, куда именно клонил Павел, поскольку речь его оказалась оборванной, неизвестно точно, что именно он собирался сказать. Итог приведенной здесь первой части таков: Павел, будучи правильно и верно наставленным в учении закона, являл собой всему миру пример благочестивого и набожного почитателя Бога. Затем, оскорбившись евангелием Христовым, он стал известен священникам, считавшим его одним из главных защитников закона. В-третьих, Павел не по дерзости перешел в новую секту. Он присоединился ко Христу, будучи сломлен и побежден небесным откровением. В-четвертых, Павел не ввязался в неизвестное ему дело. Напротив, Бог дал ему добросовестного наставника, от которого он разузнал все. Наконец, вернувшись в Иерусалим, и желая принести пользу соплеменникам, он не получил дозволения от Бога. Значит, не по дерзости, не из-за ненависти к своему народу, но по заповеди Божией Павел возвещает спасительное учение внешним.

Мужи братия и отцы! Удивительно, как Павел воздает такую честь отчаянным врагам Евангелия. Ведь они уже разорвали все братские узы, и, подавляя славу Божию, лишили себя всякого достоинства. Но поскольку Павел говорит как один из представителей этого народа, он, без притворства его любя, столь почтительно и приветствует его вождей. Действительно, отречение их еще не было явным, и хотя сами они лишились всякого достоинства, достойной оставалась благодать божественного усыновления, с почтением признаваемая в них Павлом. Итак, называя их отцами и братьями, Павел смотрит на столько на их заслуги, сколько на данное им от Бога возвышенное положение. И вся речь его построена так, чтобы ласково, но без лести, суметь принести им должное удовлетворение. Значит, научимся и мы так воздавать честь людям, чтобы при этом оставались незыблемыми права Бога. Тем более презренна гордыня папы, который, сделав себя первосвященником без всякого повеления Божия и голосования Церкви, не только присвоил себе всевозможные титулы, но и тираническую власть повелевать Самим Христом. Как будто Бог, возвышая людей, отдает им Свои права и Сам опускается до их уровня.

2) Что он заговорил с ними на еврейском языке. Вполне понятно, что в том месте, где царит разнообразие языков, мы охотнее слушаем людей, говорящих на нашем наречии. Но у иудеев была еще одна особая причина. Они считали Павла враждебным своему племени, ненавидящим даже его язык, или же неучем, не выучившим язык того народа, на происхождение от которого ссылается. Теперь же, услышав отеческую речь, они начинают думать о нем немного лучше. Далее, не ясно, говорил ли Павел на еврейском или на сирийском языке. Ведь мы знаем: язык иудеев после изгнания испортился и выродился, восприняв много слов из халдейского и сирийского. Я предполагаю, что Павел, обращая речь и к народу, и к старейшинам, воспользовался повсеместно принятым тогда наречием.

3) Я Иудеянин. Поскольку у иудеев царила в то время полная сумятица, многие мошенники и пришлые люди, прикрывая свои злодеяния, ложно выдавали себя за иудеев. Поэтому Павел, очищая себя от подобных подозрений, начинает с обстоятельств собственного рождения. Затем, он говорит, что достаточно известен и в Иерусалиме, обучаясь здесь с младенческих лет. Хотя последняя фраза сказана не только с целью удостоверения факта. Ведь было весьма важно, чтобы иудеи знали, сколь тщательно обучался Павел установлениям закона. Неученые люди больше других склонны поднимать смуту. Но тогда бы уничтожился церковный порядок. Так что религия не только распалась бы на разные секты, но и пришла бы в полное расстройство. Павел же указывает на то, кто именно был его учителем, чтобы никто не подумал, будто он, будучи неучем, по этой причине и отошел от культа отцов. Ведь многие люди, чей разум не просвещен учением, забывают о своем происхождении и становятся отбросами общества. Однако Павел особо указывает на то, что правильно наставлен в учении закона, давая иудеям понять: в отличие от других он возбуждает споры не по незнанию и не измышляет ничего абсурдного. Неизвестно, имел ли он в виду того самого Гамалиила, о котором упоминалось раньше. Об учениках же говорят, что они сидят у ног учителя, поскольку, не обладая еще твердым знанием, должны проявлять обучаемость и скромность, подчиняя разум наставникам и завися от их указаний. Так о Марии говорится, что они сидела у ног Иисуса, внимая Его поучениям. Если же подобное уважение надо выказывать земным учителям, сколь больше подобает нам сидеть у ног Христовых, выказывая покорность Тому, Кто вещает с небесного престола. Эта фраза говорит нам об обязанности юношей и подростков, чтобы те проявляли покорность, не возносились над учителями в глупом самоуповании, но, напротив, позволяли себя учить в тихом и скромном расположении духа.

Наставленный в отеческом законе Древний переводчик перевел дословно: наставленный по истине отеческого закона. Хотя άκρίβεια — скорее точность, нежели истина. Но спрашивается: зачем делать это тонкое дополнение, когда для всех имелся одинаковый по смыслу закон. Мне кажется, что Павел отличает здесь впитанное им более чистое знание закона от народного его понимания, сильно отличавшегося от подлинного смысла установлений. Хотя закон Господень, даже в среде лучших учителей, был осквернен многочисленными дополнениями, поскольку тогда у многих религия была еще более испорчена, Павел заслуженно хвалится тем, что правильно и тщательно наставлен в отеческом законе. Или же, что то же самое: наставлен точно. Чтобы кто не подумал, что он лишь отчасти вкусил закон, подобно любому простолюдину. Но поскольку многие правильно наученные все же исполнены эпикурейского презрения к Богу, Павел свидетельствует, что был истинным ревнителем закона. Он как бы говорит: с учением у него соединялось искренне усердие к благочестию. Так что он ни в коем случае не играл со священными предметами подобно мирским людям, намеренно смешивающим все подряд. Кроме того, поскольку ревность его в то время была необдуманной, он уподобляет себя в этом прочим иудеям. Но сказанное можно понять и в положительном смысле: ранее апостол не меньше их искренне почитал Бога.

4,5) Гнал последователей сего учения. Другими словами: в высшей степени был враждебен учению Христову и яростнее прочих стремился к его уничтожению, доколе меня не обуздала божественная десница. В свидетели сказанного Павел приводит первосвященника и старейшин. Поэтому не могло быть никакого подозрения по поводу его внезапной перемены. Говоря же, что получил письма к братьям, Павел имеет в виду иудеев. По смыслу он зовет их соплеменниками, но, желая смягчить, употребляет более почетный титул. Таким образом, апостол больше всего старается уверить в подлинном и законном происхождении своем от этого народа, а также в усердном с ним единении.

6. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. 7. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! что ты гонишь Меня? 8. Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. 9. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. 10. Тогда я сказал: Господи! что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать. 11. А как я от славы света того лишился зрения, то бывшие со мною за руку привели меня в Дамаск.

(6. Когда же я был в пути и приближался к Дамаску, около полудня вдруг осиял меня великий свет с неба. 7. Я упал на землю и услышал голос, говоривший мне: Савл, Савл! Что ты гонишь Меня? 8 Я отвечал: кто Ты, Господи? Он сказал мне: Я Иисус Назорей, Которого ты гонишь. 9. Бывшие же со мною свет видели, и пришли в страх; но голоса Говорившего мне не слыхали. 10. Тогда я сказал: Господи! Что мне делать? Господь же сказал мне: встань и иди в Дамаск, и там тебе сказано будет все, что назначено тебе делать. 11. А как я от славы света того не мог видеть, то пришел в Дамаск, приведенный за руку бывшими со мною.)

6,7) Когда же. Поскольку эта история полнее изложена в 9-й главе, здесь я довольствуюсь лишь кратким повторением сказанного. У нашего отрывка есть особенность и отличие, состоящие в том, что Павел упоминает здесь обстоятельства, доказывающие божественность его обращения. И это — третья часть его речи. Иначе поступок его можно было обвинить в непостоянстве, дерзости или в чем-нибудь столь же позорном. Ибо отходить от начатого поприща благочестия — самый нетерпимый на свете грех. Не говоря уже о неисполнении своего поручения. Итак, Павел, чтобы обращение его не казалось кому-то подозрительным, упомянув о множестве чудес, учит, что автором перемены был Сам Бог. Ночью часто блистают молнии, рождаясь от теплых земных испарений. Однако весьма необычно, что свет не только воссиял в полуденное время, но и объял Павла подобно молнии, заставив его от страха пасть с лошади и приникнуть к земле. Другое чудо состояло в том, что с неба раздался голос. Еще одно — в том, что спутники не слышали сказанных ему слов. Затем говорится о прочих чудесах: после прихода в Дамаск сбылось предсказание о том, что именно Анания выйдет ему навстречу. Кроме того, зрение Павла восстановилось как бы в один миг.

Упал на землю. Поскольку Павлом обуревала фарисейская гордыня, ему, чтобы услышать глас Христов, надлежало смириться и как бы изничтожиться. Он не презрел бы Бога открыто и не посмел бы отвергнуть небесное откровение. Однако душа Павла никогда бы не послушалась зова веры, если бы он остался в прежнем состоянии. Значит, яростный порыв бросает его на землю именно для того, чтобы научить добровольному смирению. Далее, в словах Христовых присутствует только короткий упрек, но даже он сумел обуздать свирепость Савла. Так что мы можем почерпнуть из происшедшего особое утешение. Христос, выступая от лица всех благочестивых, говорит, что Сам испытывает все выпадающие им скорби. Ведь нельзя придумать что-либо более сладкое для смягчения тяжести гонений, чем слова о том, что Сын Божий не только пребывает с нами, но и страдает в нас. И, наоборот, кровавые враги Евангелия, ныне глупо радующиеся злополучиям Церкви, будут знать, кого именно они преследуют.

9) Бывшие же со мною. Расхождение, кажется, присутствующее в словах Луки, как показано в другом месте, лишь мнимое. Ранее Лука говорил, что пораженные спутники Павла слышали голос, но никого не видели. Здесь же он отрицает, что они слышали глас Говорившего с Павлом, хотя и видели воссиявший свет. Но вовсе не глупо предположить, что спутники слышали какой-то неясный голос. И все же не различали слов, как их различал Павел. Ведь именно его Христос хотел усмирить и укротить. Итак, они слышали голос, поскольку звук вибрировал в их ушах, и понимали, что тот доносится с неба. Но не слышали Говорившего с Павлом, поскольку не разумели, что именно говорил Христос. Они также видели сияние, окружавшее Павла, но не видели Того, Кто обращался к нему с неба.

10) Что мне делать? Вот — слова смирившегося человека. Вот — истинное обращение к Богу, когда, отложив ярость, мы охотно подставляем выю под Его ярмо и готовы исполнить любые Его приказы. К тому же, начало правильного поведения в том, чтобы вопросить уста Господни. Ибо напрасно стараются те, кто думает покаяться без Его Слова. Далее, Христос, поставив Ананию учителем Павла, сделал это не ради презрения, как бы отказываясь учить его Сам, но желал, таким образом, прославить внешнее церковное служение. И на примере одного человека всем нам преподал научение, чтобы мы не тяготились слушать Его, говорящего людскими устами. Сюда же относится и следующая фраза: глаза Павла были застланы, доколе он, выказав себя учеником, не доказал собственное смирение. Конечно же, Бог не ослепляет всех, кого хочет научить. Но здесь предписывается общее для всех правило: желающие быть мудрыми для Бога, пусть поглупеют в самих себе.

12. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми Иудеями, живущими в Дамаске, 13. пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! прозри. И я тотчас увидел его. 14. Он же сказал мне: Бог отцов наших предъизбрал тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, 15. потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. 16. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.

(12. Некто Анания, муж благочестивый по закону, одобряемый всеми живущими там Иудеями, 13. пришел ко мне и, подойдя, сказал мне: брат Савл! Прозри. И я тотчас увидел его. 14. Он же сказал мне: Бог отцов наших приготовил тебя, чтобы ты познал волю Его, увидел Праведника и услышал глас из уст Его, 15. потому что ты будешь Ему свидетелем пред всеми людьми о том, что ты видел и слышал. 16. Итак, что ты медлишь? Встань, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса.)

12) Некто Анания. Павел переходит к четвертой части своей речи. А именно: он присоединился ко Христу не только пораженный чудесами, но и будучи твердо наставленным в евангельском учении. Я уже говорил, что Анания вышел навстречу Павлу не случайно, но под водительством Христовым. Павел же, хваля его за законническое благочестие и говоря о добром свидетельстве со стороны всего народа, упреждает тем самым превратное понимание своих слов. Ранее сторонясь язычников, он никогда бы не был принят ими как учитель. Кроме того, отступник от закона сам заслуживал бы полного отвержения. Итак, Павел свидетельствует: Анания почитал Бога по закону, его благочестие было известно и восхваляемо всеми иудеями. Поэтому он не должен казаться подозрительным. Выражение «по закону» некоторые несведущие люди относят к следующим словам: то есть, Анания одобрялся всеми по закону. Но скорее это слово отделяет религию Анании от языческих суеверий. Хотя следует отметить: закон упоминается не для того, чтобы утвердить заслуги дел, противоположные благодати Божией, но для того, что снять все подозрения касательно благочестия Анании со стороны иудеев. Из того же, что он восстановил зрение Павлу одним словом, явствует: Анания, как говорилось выше, послан от Самого Бога.

14) Бог отцов наших. Поскольку больше всего побуждает нас окрыленно стремиться к Богу признание незаслуженной благости, которой Он предваряет нас, призывая от погибели в жизнь, Анания начинает именно с этого учения. Бог, — говорит он, — предназначил тебя познать Свою волю. Павлу сообщается о том, что Господь призрел его еще блуждающим и далеким от собственного спасения. Таким образом, предопределение Божие упраздняет все приготовления, о которых бредят софисты, словно человек по свободной воле предваряет благодать Божию. Называя же Бога — Богом отцов, Анания имеет в виду обетования Божии, чтобы иудеи знали: последние включают и новое для них призвание Павла. Значит, люди, переходящие ко Христу, никак не отходят от закона.

Итак, этими словами Павел подтверждает то, что ранее доказал на собственном примере: он — не перебежчик от Бога Авраама, уже давно почитавшегося иудеями, но остается в отеческом и древнем культе, которому научился от закона. Поэтому там, где речь заходит о религии, пусть пример Павла научит нас не воображать какого-то нового Бога (как то сделали паписты, магометане, и обычно делают все еретики), но сохранять Того, Кто некогда явил Себя и в законе, и в разных пророчествах. Такова та древность, в которой нам постоянно следует пребывать. А не та, которой напрасно гордятся паписты, вообразившее себе нового бога, которому научились от святых отцов. То же самое надо сказать и об иудеях, религия которых, будучи чуждой закона и пророков, с необходимостью воображает вымышленного и ничтожного бога. Ибо Тот, Кто некогда восхотел называться Богом Авраама и отцов, явился нам в лице Сына и ныне в собственном смысле именуется Отцом Христа. Поэтому всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца, не способного отделится от Единородного.

Анания также говорит о том, что истина Евангелия воссияла ныне Павлу по незаслуженному избранию Божию. Отсюда следует, что достигнуто это не его усердием, о чем также свидетельствуют обстоятельства дела. Ибо Павел был непослушнее всех, доколе его не покорил Христос. Если же спросить о причине происшедшего, то Анания отсылает нас к запечатленному завету Божию. Действительно, познание воли Божией настолько ценно, что люди не могут достичь его собственными усилиями. То же, что Анания говорит о Павле, не следует относить ко всем. Сокровище веры не предложено всем без разбора. Оно особо предлагается избранным Божиим. Далее, в чем именно заключается эта воля Божия, ясно видно из следующего предложения. Ибо Бог, многообразно и разнообразно говоривший через пророков, в последние дни явил Себя и Свою волю в Собственном Сыне.

Увидел Праведника. Поскольку почти все греческие кодексы приводят мужской род, удивительно, как Эразму захотелось перевести в среднем роде: праведное. Читатели видят, сколь натянут и холоден этот смысл. Поэтому не сомневаюсь: слово «праведник» означает здесь Самого Иисуса Христа. Таким образом, контекст вполне согласуется. Ведь сразу же после следует: услышишь голос из уст Его. Но очевидно, что самое большое желание святых — наслаждаться лицезрением Христовым. Отсюда происходит исповедание Соломона: ныне отпускаешь, Господи, в мире раба Твоего. Ибо видели очи мои спасение Твое (Лк 2:29). Итак, данное лицезрение, о котором вожделели по словам Самого Христа (Лк 10:24) цари и пророки, обоснованно превозносится как особый дар Божий. Кроме того, поскольку мало полезно только глазами видеть Человека, находящегося, как мы знаем, на краю погибели, сюда же добавляется и слышание слова. Анания говорит и о цели, с которой Бог удостоивает Павла такой чести: чтобы тот стал публичным свидетелем Его Сына. Он готовит Павла так, чтобы тот не только обучился частным образом, но и отличался большим усердием, собираясь стать учителем всей Церкви.

Призвав имя. Нет сомнения, что здесь имеется в виду Христос. Не потому, что во время крещения призывается имя одного Христа, но потому, что Отец велит нам просить у Него все означаемое крещением. И воздействие Духа направлено лишь на то, чтобы сделать нас причастниками Его смерти и воскресения. Итак, Христос делается главным автором крещения, но постольку, поскольку Его дал нам Отец, и поскольку Он изливает в нас Его благодать через Святого Духа. Таким образом, призывание имени Христова содержит в себе упоминание Отца и Сына. Так что Анания не имеет в виду, будто надо произносить только имя Христа, но говорит о молитве, которой верующие свидетельствуют: действенность внешнего символа находится лишь во власти Христовой. Ибо таинства сами по себе не содержат никакой силы спасения и ничего не значат. Поэтому эта часть словно уточняет предыдущую фразу: Анания четко отсылает Павла ко Христу, отваживая его от упования на внешний элемент. Известно, сколь сильно отходят от данного правила паписты, приписывая причину благодати своим экзорцизмам. Они не только не стремятся направить ко Христу свой несчастный народ, но и заменяют Христа крещением, оскверняя экзорцизмами Его священное имя.

17. Когда же я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, 18. и увидел Его, и Он сказал мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что [здесь] не примут твоего свидетельства о Мне. 19. Я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и бил в синагогах, 20. и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобряя убиение его и стерег одежды побивавших его. 21. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. 22. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! ибо ему не должно жить.

(17. Случилось же, когда я возвратился в Иерусалим и молился в храме, пришел я в исступление, 18. и увидел Его, говорящего мне: поспеши и выйди скорее из Иерусалима, потому что не примут твоего свидетельства о Мне. 19. Тогда я сказал: Господи! им известно, что я верующих в Тебя заключал в темницы и убивал в синагогах, 20. и когда проливалась кровь Стефана, свидетеля Твоего, я там стоял, одобряя убиение его и стерег одежды побивавших его. 21. И Он сказал мне: иди; Я пошлю тебя далеко к язычникам. 22. До этого слова слушали его; а за сим подняли крик, говоря: истреби от земли такого! Ибо ему не должно жить.)

17) Когда же. Эта часть не была бы заключительной, если бы речь Павла не прервали безумные крики. Однако из приведенного выше контекста замысел апостола вполне очевиден. Он начал говорить о своем служении, показывая, что ушел от иудеев не добровольно, и не по злобе лишил их собственной заботы. Эта заповедь Божия против всех чаяний и намерений отослала его к язычникам. Ибо он пришел в Иерусалим, чтобы рассказать своему народу о вверенной себе благодати. Однако Господь прогнал его из этого места, лишив всякой надежды на успех. Здесь Павел хотел исправить два присущих иудеям порока: они думали, будто завет Божий профанируется, если язычников без разбора допускают с ними в Церковь; кроме того, горделивый народ хуже всего относился к тому, что другие предпочитаются ему и уравниваются с ним в правах. Итак, защита Павла состояла в том, что он по мере своих сил готов был посвятить себя иудеям. Но затем был вынужден по заповеди Божией отправиться к язычникам, поскольку Господь не велел ему оставаться напрасно в Иерусалиме. Эразм перевел: так что я вышел из себя. По-гречески же дословно будет: так что я пришел в исступление. Этой фразой Павел хотел внушить доверие к собственному видению. То же самое подтверждают обстоятельства времени и места: Господь явился ему молящемуся в храме. И подобная молитва была лучшей подготовкой к выслушиванию Слова Божия. О способе же видения, смотри сказанное нами в конце 7-й главы.

18) Твоего свидетельства. Для повиновения нам должно быть достаточно одного лишь приказания Божия. Но чтобы Павел с большей охотой следовал сказанному, Христос приводит причину, по которой желает его ухода из Иерусалима. А именно: здесь он не сделает ничего стоящего. Однако Павел был избран не для того, чтобы оставаться праздным; не для того, чтобы, поучая, ничего не достичь. Хотя сказанное представляло собой великое искушение, и можно представить, сколь сильно ранило оно сердце святого мужа. Ранее Павлу было поручено проповедовать Евангелие, чтобы голос его звучал по всему миру. Теперь же ему запрещают говорить чуть ли не с самого порога. Больше того, кажется, что труд его обрекается на особый позор. Ведь свидетельство Павла отвергается как бы по личной ненависти. Но этому святому мужу Божию надлежало смириться так, чтобы пример его научил всех евангельских учителей полностью посвятить себя Христу, и после изгнания с одного места быть готовыми идти в другое. Пусть не отчаиваются они из-за людского презрения и не перестают трудиться.

19) Господи! им известно. Этими словами Павел свидетельствует: его разум не помутился и не запутался. Он твердо верит в истинность откровения Божия. Он без сомнения признавал в Говорившем Христа, Которого величает именем Господа. Но, — думает он, — едва ли лицезрение происходящего не взволнует иудеев, видящих столь внезапную его перемену. Отсюда он выводит, что не останется бесплодным. Так думал он сам, но Христос отвечает, что направил его на иную стезю и лишает напрасной надежды в отношении иудеев. Спрашивается: подобало ли Павлу спорить со Христом, выдвигая такие доводы? Дело обстоит так, словно Павел считает вероятным будущее, возможность которого отрицает Сам Христос. Отвечаю: Бог позволяет святым по-семейному доверять Ему свои чувства, особенно, если они просят лишь подтверждения веры. Если же кто мудрствует по-своему или надменно отказывается исполнять заповеданное Богом, то превозношение его заслуженно осуждается. Однако Бог удостаивает верующих особой привилегии скромно указывать на обстоятельства, способные удержать их или помешать им в исполнении долга. Чтобы затем они, охотнее и лучше настроившись, полностью отдались Его воле. Подобно тому, как Павел, узнав, что именно угодно Господу, не спорит и не медлит более, но, отбросив единственное возражение, готовится к предприятию, от которого ранее, казалось, хотел уклониться. Между тем, то, что иудеев не затронули столькие чудеса, ясно показывает их неукротимость. Упрек же в этом, без сомнения, вызвал у них великую ярость.

22) Истреби от земли такого. Лука говорит о том, сколь бурно прервали речь Павла. Слушатели не только заглушают его криками, но и требуют смерти апостола. И в этом ясно проявляется безумство их гордыни. Иудеи льстили себе настолько, что не только презирали по сравнению с собой весь мир. Свое достоинство они защищали даже яростнее учения закона. Словно вся религия зависела от того, что род Авраама превосходит всех остальных смертных. Так что теперь они обрушиваются на Павла, назвавшего себя апостолом язычников. Как будто щедрость Бога обязывает Его выносить презрение преступников и неблагодарных, которых ранее Он больше других наделял дарами благодати. Не удивительно, если тогда иудеи выказали такую ярость. Ведь и сегодня они, сокрушенные многими способами и привыкнув к крайним оскорблениям, не перестают надмеваться в своей рабской гордыне.

23. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, 24. тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него. 25. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римского гражданина, да и без суда? 26. Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? этот человек — Римский гражданин? 27. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римский гражданин? Он сказал: да. 28. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. 29. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римский гражданин, испугался, что связал его. 30. На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними.

(23. Между тем как они кричали, метали одежды и бросали пыль на воздух, 24. тысяченачальник повелел ввести его в крепость, приказав бичевать его, чтобы узнать, по какой причине так кричали против него. 25. Но когда растянули его ремнями, Павел сказал стоявшему сотнику: разве вам позволено бичевать Римлянина, причем неосужденного? 26. Услышав это, сотник подошел и донес тысяченачальнику, говоря: смотри, что ты хочешь делать? Этот человек — Римлянин? 27. Тогда тысяченачальник, подойдя к нему, сказал: скажи мне, ты Римлянин? Он сказал: да. 28. Тысяченачальник отвечал: я за большие деньги приобрел это гражданство. Павел же сказал: а я и родился в нем. 29. Тогда тотчас отступили от него хотевшие пытать его. А тысяченачальник, узнав, что он Римлянин, испугался, что связал его. 30. На другой день, желая достоверно узнать, в чем обвиняют его Иудеи, освободил его от оков и повелел собраться первосвященникам и всему синедриону и, выведя Павла, поставил его перед ними.)

24) Тысяченачальник повелел. Трибун поступил правильно и благоразумно, приказав увести Павла с глаз народа. Ведь его присутствие еще больше бередило уже и так достаточно взволнованные души. Таким образом, он заботится о жизни святого мужа и частично успокаивает народную смуту. Но, приказывая бичевать того, в ком не видит никакого преступления, трибун, кажется, поступает несправедливо. Однако же его поступок не лишен определенного оправдания. Ведь народ, вероятно, не без причины настроился против одного человека. Итак, повод к столь жестокой проверке дало сильное предубеждение. Но следует отметить, что у политиков имеется обычай: судить справедливо, доколе им это выгодно. Если же польза диктует другое, они тут же готовы отклониться от правды. Между тем, им вполне достаточно прикрывать этот порок предлогом благоразумия. Ведь они придерживаются принципа: нельзя управлять миром без видимой справедливости. Однако же в отдельных их делах преобладает выше названная хитрость. Так что они скорее думают о полезном, нежели о справедливом и добром.

25) Разве вам позволено. Павел, во-первых, указывает на права гражданства, а затем защищает себя с помощью общего права. Хотя во втором его доводе больше веса (ибо недопустимо бичевать человека без исследования дела), он не достиг бы цели, если бы сотника не испугало достоинство римского гражданина. Ибо тогда более всего преступным было нарушать свободу римского народа. Законы Валерия, Порция, Семпрония и других запрещали прикасаться к телу римского гражданина без повеления народа. Привилегия эта была столь священной, что бичевать римлянина считалось заслуживающим смерти и неизгладимым преступлением. Таким образом, Павел спасся скорее благодаря этой привилегии, чем в силу справедливости. Однако он не усомнился, имея добрую совесть, отразить щитом гражданства готовившееся против него беззаконие. Кроме того, Павел так утверждает права гражданства, что внушает трибуну доверие к себе. Ведь он не поверил бы словам апостола без должного доказательства. Далее, известному человеку нетрудным было представить нужных свидетелей. Почему же бичевание, которое ныне предотвращает, Павел молчаливо попустил в Филиппах? Причину мы указывали в 16-й главе. Во время народной смуты его просто никто бы не услышал. Теперь же, имея дело с римскими солдатами, ведшими себе солиднее и скромнее, Павел использует представившуюся возможность.

26) Этот человек — Римский гражданин. Кто-то может удивиться тому, что начальствующий над пыткой оказался столь доверчивым, передав эту новость как несомненную истину. Ведь если словам Павла надо тут же доверять, любой злодей мог бы таким же способом избежать заслуженного наказания. Однако дело обстояло так: утверждающий, что он римский гражданин, подвергался наказанию, если не представлял свидетеля или другого законного доказательства. Ибо лживо претендовать на права гражданства было караемым смертью преступлением. Поэтому сотник сообщает трибуну это дело как нечто сомнительное. Он же, как было сказано, сразу же начинает его расследовать. Хотя Лука не говорит ясно, какими именно свидетельствами Павел доказал римское гражданство, нет сомнения: трибун прежде, чем освободить апостола, твердо удостоверился в истинности его слов.

28) Я за большие деньги. Трибун приводит этот довод в качестве возражения. Он как бы говорит: право гражданства не столь уж обычное и повсеместное дело. Как же возможно, чтобы ты, человек из темного народа киликийцев, достиг чести, стоившей мне огромной суммы? Павел же отвечает, что родился в этом гражданстве. Хотя он никогда не видел Рима, и отец его, возможно, никогда не посещал этого города, ответ апостола вполне правдоподобен. Ибо опытные в римской истории знают: в провинциях империи римского гражданства удостаивали отдельных людей, получавших подобную награду от проконсулов за заслуги перед государством на войне или в других важных делах. Поэтому вполне возможно родиться римским гражданином тому, кто, происходя из дальней провинции, никогда не ступал на землю Италии. Но спрашивается: как же трибун, боясь держать в оковах римского гражданина, мог отпустить его только на следующий день? Возможно он поступил таким образом, чтобы не показать своего страха. Но думаю: трибун опасался того, что он приказал связать Павла для бичевания. Ведь это означало посягательство на тело римского гражданина и его свободу. Сторожить же гражданина в темнице было допустимым.

комментарии Жана Кальвина на Деяния апостолов, 22 глава

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *