исбоюл что это такое расшифровка
Исбоюл что это такое расшифровка
НК РФ Статья 25.14. Уведомление об участии в иностранных организациях и уведомление о контролируемых иностранных компаниях. Порядок признания налогоплательщиков контролирующими лицами
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(введена Федеральным законом от 24.11.2014 N 376-ФЗ)
Перспективы и риски арбитражных споров. Ситуации, связанные со ст. 25.14 НК РФ
1. Налогоплательщики, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации, в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, уведомляют налоговый орган:
1) о своем участии в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица);
2) о контролируемых иностранных компаниях, контролирующими лицами которых они являются.
П. 2 ст. 25.14 (в ред. ФЗ от 09.11.2020 N 368-ФЗ (ред. от 29.12.2020)) применяется в отношении уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и подтверждающих документов, представляемых за налоговые периоды начиная с 2020 г.
2. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, уведомление о контролируемых иностранных компаниях представляется:
налогоплательщиками-организациями в срок не позднее 20 марта года, следующего за налоговым периодом, в котором контролирующим лицом признается доход в виде прибыли контролируемой иностранной компании в соответствии с главой 25 настоящего Кодекса либо который следует за годом, по итогам которого определен убыток контролируемой иностранной компании;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Федерального закона от 19.02.2018 N 34-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Если физическое лицо, не являвшееся налоговым резидентом Российской Федерации в момент возникновения оснований для представления уведомления об участии в иностранных организациях, указанных в абзаце первом настоящего пункта, признается налоговым резидентом Российской Федерации по итогам этого календарного года, то уведомление об участии в иностранных организациях представляется таким физическим лицом в срок не позднее 1 марта года, следующего за указанным календарным годом. Указанное уведомление представляется физическим лицом при наличии у него на 31 декабря календарного года, по итогам которого такое физическое лицо признается налоговым резидентом Российской Федерации, доли участия в иностранной организации, размер которой превышает размер, установленный подпунктом 1 пункта 3.1 статьи 23 настоящего Кодекса, либо при наличии учрежденной (зарегистрированной) таким физическим лицом на указанную дату иностранной структуры без образования юридического лица. Сведения и информация, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, указываются в уведомлении об участии в иностранных организациях по состоянию на 31 декабря соответствующего календарного года.
Для целей представления уведомления об участии в иностранных организациях в связи с изменением доли участия в иностранной организации применяется значение изменения доли участия в такой иностранной организации с точностью до двух знаков после запятой, при этом округление второго знака после запятой производится по правилам математического округления.
(абзац введен Федеральным законом от 17.02.2021 N 6-ФЗ)
В случае, если после представления уведомления об участии в иностранных организациях основания для представления такого уведомления не изменились, повторные уведомления не представляются.
В случае прекращения участия в иностранных организациях (прекращения (ликвидации) иностранных структур без образования юридического лица) налогоплательщик информирует об этом налоговый орган в срок не позднее трех месяцев с даты прекращения участия (с указанием даты окончания участия в иностранной организации (даты прекращения (ликвидации) иностранной структуры без образования юридического лица).
Положения настоящего пункта не распространяются на налогоплательщиков, участие которых в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями. Освобождение от применения положений настоящего пункта, установленное настоящим абзацем, не применяется при представлении уведомления об участии в иностранных организациях за периоды до 1 января 2029 года в случае, если участие налогоплательщиков в иностранных организациях реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, признаваемых международными холдинговыми компаниями в соответствии со статьей 24.2 настоящего Кодекса.
(в ред. Федерального закона от 03.08.2018 N 294-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Международная компания в течение одного месяца со дня ее регистрации представляет уведомление об участии в иностранных организациях в отношении долей участия в иностранных организациях (учреждения иностранных структур без образования юридического лица) по состоянию на дату государственной регистрации такой международной компании.
(абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 294-ФЗ)
(п. 3 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3.1. Уведомление о контролируемых иностранных компаниях и (или) уведомление об участии в иностранных организациях не считаются представленными с нарушением срока, установленного пунктом 2 или 3 настоящей статьи, в случае, если такие уведомления были представлены вместе со специальной декларацией, представленной в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2015 года N 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», и информация о таких иностранных организациях и (или) контролируемых иностранных компаниях содержится в этой специальной декларации.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 19.02.2018 N 34-ФЗ)
4. Налогоплательщики представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего нахождения (месту жительства).
Налогоплательщики, отнесенные в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса к категории крупнейших налогоплательщиков, представляют уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях в налоговый орган по месту своего учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях представляются в налоговый орган налогоплательщиками по установленным формам (форматам) в электронной форме.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Формы (форматы) уведомления об участии в иностранных организациях и уведомления о контролируемых иностранных компаниях, а также порядок заполнения форм и порядок представления уведомления об участии в иностранных организациях и о контролируемых иностранных компаниях в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
5. В уведомлении об участии в иностранных организациях указываются следующие сведения и информация:
1) дата возникновения основания для представления уведомления;
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
5) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
(п. 5 в ред. Федерального закона от 15.02.2016 N 32-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
П. 6 ст. 25.14 (в ред. ФЗ от 09.11.2020 N 368-ФЗ (ред. от 29.12.2020)) применяется в отношении уведомлений о контролируемых иностранных компаниях и подтверждающих документов, представляемых за налоговые периоды начиная с 2020 г.
6. В уведомлении о контролируемых иностранных компаниях указываются следующие сведения и информация:
1) период, за который представляется уведомление;
1.1) дата представления в налоговый орган уведомления о переходе на уплату налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли (при наличии);
(пп. 1.1 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
1.2) дата представления в налоговый орган уведомления об отказе от уплаты налога на доходы физических лиц с фиксированной прибыли (при наличии);
(пп. 1.2 введен Федеральным законом от 09.11.2020 N 368-ФЗ)
2) наименование иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица), уведомление об участии в которой (об учреждении которой) представлено налогоплательщиком;
3) регистрационный номер (номера), присвоенный иностранной организации в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации), код (коды) иностранной организации в качестве налогоплательщика в государстве (на территории) ее регистрации (инкорпорации) (или их аналоги), адрес в государстве (на территории) регистрации (инкорпорации) иностранной организации при их наличии;
4) организационная форма иностранной структуры без образования юридического лица, наименование и реквизиты документа об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица, дата учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица, регистрационный номер (иной идентификатор) в государстве учреждения (регистрации) иностранной структуры без образования юридического лица при их наличии (или их аналоги);
5) дата, являющаяся последним днем периода, за который составляется финансовая отчетность организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
6) дата составления финансовой отчетности организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год в соответствии с ее личным законом;
7) дата составления аудиторского заключения по финансовой отчетности иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) за финансовый год (если в соответствии с личным законом или учредительными (корпоративными) документами этой иностранной организации (иностранной структуры без образования юридического лица) установлено обязательное проведение аудита такой финансовой отчетности или такой аудит осуществляется иностранной организацией (иностранной структурой без образования юридического лица) добровольно);
8) доля участия налогоплательщика в иностранной организации, раскрытие порядка участия налогоплательщика в иностранной организации при наличии косвенного участия, в том числе через российскую организацию и (или) с использованием иностранной структуры без образования юридического лица, в случае, если налогоплательщик признается контролирующим лицом такой иностранной структуры без образования юридического лица, с указанием следующих сведений:
доля участия в каждой последующей организации, через которую реализовано косвенное участие в иностранной организации;
9) описание оснований для признания налогоплательщика контролирующим лицом иностранной компании;
10) описание оснований для освобождения прибыли контролируемой иностранной компании от налогообложения в соответствии с настоящим Кодексом.
(пп. 10 в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ)
Иностранная структура без образования юридического лица
В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:
это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;
это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).
Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.
Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.
Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией
Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица
Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:
а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:
физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;
б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:
такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.
Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
Уведомление в ИФНС
об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;
о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.
Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).
Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:
являются контролирующими лицами КИК;
обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).
Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.
При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:
за непредставление уведомления;
представление с опозданием;
указание неверных сведений в уведомлении.
Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК
Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:
Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.
При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.
Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество
Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.
Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.
В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.
При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Контролируемая иностранная компания (КИК)
Контролируемая иностранная компания — иностранная компания, определённая часть акций которой принадлежит налоговым резидентам данной страны.
В Российской Федерации для целей налогообложения прибыли контролируемой считается иностранная организация, которая не признается налоговым резидентом РФ и контролирующим лицом которой являются юридическое и (или) физическое лица, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Осуществлением контроля над организацией считается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые этой организацией в отношении распределения полученной организацией прибыли (дохода) после налогообложения в силу прямого или косвенного участия в такой организации, участия в договоре (соглашении), предметом которого является управление этой организацией, или иных особенностей отношений между лицом и этой организацией и (или) иными лицами
Контролируемой иностранной компанией также считается иностранная структура без образования юридического лица (фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма коллективных инвестиций или доверительного управления), контролирующим лицом которой является организация или физическое лицо, признаваемые налоговыми резидентами РФ.
Контроль над иностранной структурой без образования юридического лица означает оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
При этом личным законом юридического лица считается право страны, где учреждено юридическое лицо.
Контролирующее лицо иностранной компании
Критерии, при которых лицо признается контролирующим лицом иностранной компании:
Условия, при которых лицо признается контролирующим
Условия, при которых лицо не признается контролирующим
над иностранной организацией
Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации составляет более 25%.
Доля участия физического или юридического лица в иностранной организации превышает 10%, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами РФ, составляет более 50%.
Лицо осуществляет контроль над иностранной организацией в своих интересах или в интересах своего супруга и несовершеннолетних детей
Участие лица в иностранной организации реализовано исключительно через прямое и (или) косвенное участие в одной или нескольких публичных компаниях, являющихся российскими организациями
над иностранной структурой без образования юридического лица
Лицо выступает учредителем (основателем).
Лицо, не являющееся учредителем (основателем), осуществляет контроль над структурой, и при этом в отношении его выполняется хотя бы одно из условий:
Лицо выступает учредителем (основателем), и при этом в отношении его одновременно выполняются следующие условия:
Уведомление о КИК
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган о КИК.
Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:
являются контролирующими лицами КИК;
обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).
Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.
При этом налогоплательщика могут оштрафовать на 100 тыс. руб. (в отношении каждой КИК):
за непредставление уведомления;
представление с опозданием;
указание неверных сведений в уведомлении.
Когда нужно платить налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК
Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:
Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности с особенностями, специально установленными НК РФ.
При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.
Для контролирующего лица действуют следующие штрафы:
Но это не значит, что можно не платить налог. От штрафа освободят только при условии полного возмещения ущерба бюджету. То есть недоимку и пени все равно взыщут.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Лицо, контролирующее иностранную компанию
Содержание:
В определенных случаях участники иностранных компаний должны уведомлять налоговую о своих долях в таких организациях (если доля больше 10%). А иногда не просто уведомлять, но и ежегодно отчитываться о прибыли компании и платить с нее налоги.
Последняя обязанность возложена на лиц, которые признаются контролирующими иностранную фирму (далее также КЛ). Давайте разберемся, кто в рамках налогового законодательства считается КЛ зарубежной организации.
Иностранная компания и ИСБОЮЛ
По смыслу НК РФ контролируемой иностранной организацией (далее также КИК) может быть признано не только зарубежное юридическое лицо, но и иная организационная структура, которая по личному закону страны регистрации:
Примерами таких структур могут быть трасты, фонды, партнерства, товарищества и т.п. Такие организационные структуры в НК РФ обозначены как ИСБОЮЛ.
Разграничение зарубежных юрлиц и ИСБОЮЛ важно для определения статуса их участников и вытекающих из этого налоговых обязательств таких участников перед бюджетной системой РФ.
Лица, контролирующие иностранное юрлицо
Рассмотрим, как складывается ситуация с организацией, признаваемой юридическим лицом по иностранному закону. Присвоение ее участнику статуса «контролирующего лица» происходит на основании следующих критериев (хотя бы одного из двух):
В ст. 25.13 НК РФ прямо указано — резидент РФ (физлицо или юрлицо) признается КЛ по отношению к зарубежной компании, если:
Важно! Для физлиц при определении размера участия в КИК учитываются доли всех членов семьи — мужа, жены и детей, в том числе не достигших совершеннолетия.
Что касается критериев контроля, то под ним понимается возможность лица участвовать в управлении КИК и влиять на принятие решений по поводу распределения прибыли в своих интересах или в интересах своей семьи.
Кто не должен быть признан КЛ иностранной компании?
При определении доли конкретного лица в КИК учитывается как прямое участие (через акции непосредственно КИК), так и косвенное — через доли другой компании, которая владеет акциями КИК. Однако есть виды участия, которые не влекут признание лица контролирующим зарубежную фирму:
Лица, контролирующие ИСБОЮЛ
Для ИСБОЮЛ НК РФ предусматривает следующие критерии признания российских организаций и граждан контролирующими лицами:
Применение данных критериев означает, что российский резидент должен:
Контроль над ИСБОЮЛ реализуется через влияние на принятие решений по поводу распоряжения активами и прибылью организации. Контроль проявляется также в возможности получить имущество структуры после ее ликвидации, прекращения деятельности и т. п.
Кто не может быть признан КЛ ИСБОЮЛ?
Учредитель ИСБОЮЛ не признается его КЛ, когда одновременно присутствуют следующие условия:
Важно! Если вы затрудняетесь однозначно ответить на вопрос, применим ли к вам статус контролирующего лица, обращайтесь за консультацией в компанию «Консалт-групп». Наши специалисты: