интерпретация картины это что

Интерпретация в изобразительном искусстве

Данная статья посвящена одному из актуальнейших вопросов, возникающих при формировании программы курса копирования на факультете искусств, – процессу обучения рисунку. Копирование – один из методов обучения рисунку во всех высших учебных художественных заведениях, его применяют в подготовке художников, архитекторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Немаловажное значение для специалиста-искусствоведа имеет знакомство с практикой копирования.

Слово «копия» в переводе с латинского (copia) буквально означает «множество» – предмет, создаваемый с целью повторения, подражания или замены другого предмета, выступающего по отношению к копии подлинником (оригиналом). Большая советская энциклопедия определяет этот термин как «точный список, точное воспроизведение, повторение чего-либо» [3, c. 628].

Копии как воспроизведение выдающихся произведений искусства могут считаться памятниками истории и культуры и включаются в качестве экспонатов в основной фонд музея.

Копия картины, по определению современных искусствоведов, – это самостоятельный и особый жанр живописи. Он в некотором смысле объединяет классические жанры: тематическую картину, портрет, обнаженную модель, пейзаж, натюрморт, оставаясь при этом вполне самостоятельным. И особенность этого жанра в том, что любой коллекционер или любитель искусства может приобщиться к творениям великих мастеров живописи [1]. Подлинники картин этих художников уже давно принадлежат музеям или частным коллекциям. Мировой арт-рынок определил высочайший уровень цен на шедевры живописи. Картины Рафаэля, Тициана, Рубенса, Веласкеса, Рембрандта, Вермеера, Пуссена, Энгра, Коро, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Климта, Пикассо и многих других стоят десятки миллионов долларов, что делает их доступными лишь очень узкому кругу лиц. Не сильно уступают им в цене и картины мастеров Салона, произведения которых менее известны, тем не менее часто крайне редки. Однако эстетическая красота и высокое мастерство исполнения всегда делали их объектом большого интереса.

Величайший пример демократичности и популярности – шотландский художник Джек Веттриано, копии картин которого по объёму продаж конкурируют с копиями работ самых известных мировых художников прошлого. Объемы продаж, например, репродукций «Поющего дворецкого» обгоняют в Англии даже «Подсолнухи» Ван Гога. Почти во всех книжных магазинах и магазинах изопродукции Европы и Америки успешно продаются разнообразные постеры, плакаты, открытки, календари, блокноты, кружки и другие товары с репродукциями картин Дж. Веттриано.

Поэтому создание современных копий шедевров прошлого нужно для того, чтобы сделать их доступными для максимально возможного количества коллекционеров и любителей живописи.

По мнению И. Жаркова, С. Бушкова, М. Шиленкова, все копии картин можно разделить на три группы: аутентичные, вольные и компилятивные [4].

Аутентичными считаются копии, выполненные непосредственно с подлинника. Их цель – максимально точное приближение к оригиналу. Такие копии ни в коем случае не являются подделками, поскольку делаются с коррекцией размеров оригинала в сторону как уменьшения, так и увеличения. Стоимость этих копий очень высока. Примером аутентичных копий может служить копия Марка Шиленкова с подлинника Б. Э. Мурильо «Мальчик с собакой» (1650-е гг.), выполнена в зале Государственного Эрмитажа, Санкт-Петербург; с подлинника А. Г. Варнека «Портрет гравера Н. И. Уткина» (1803 г.), выполнена в музее НИИ Академии художеств, Санкт-Петербург [4].

Вольные копии – основной и доступный вид современных копий. Выполняются с репродукций, качество которых всегда значительно уступает подлиннику. Поэтому художник, выполняющий такую копию, создает творческую интерпретацию оригинала сродни литературному переводу, создает, по существу, самостоятельное произведение. Копиист видит главную задачу вольной копии в передаче духа подлинника, выраженного в стиле великого мастера. Стиль складывается из присущих только этому мастеру цветовых и тональных отношений, фактуры живописи и холста, индивидуальной трактовки формы и пластики, характера касаний, темперамента живописной манеры. Копирующий художник должен «вжиться» в стиль мастера, «прочитать» его.

Художник, пишущий копию, в известном смысле актер, играющий характерную роль и заставляющий зрителя поверить, что он, к примеру, Юлий Цезарь или Иван Грозный, Гамлет или Дон-Кихот. Точно так же зритель живописной копии должен поверить, что перед ним картина Рубенса, а не Рафаэля, картина Рембрандта, а не Энгра. Непонимание этой задачи заказчиком приводит к неадекватному результату: заказчик получает не живопись, скажем, Рубенса, а плохую имитацию либо вообще картинку, в которой с трудом можно узнать великое произведение. Отсюда заниженная финансовая оценка такой копии и небольшой ресурс времени на выполнение, который заказчик готов предоставить художнику.

Так, М. Шиленков выполнил около 50 вольных копий произведений мастеров различных эпох от миниатюрного до монументального формата. Среди них – Рубенс, Тьеполо, Лоррен, Буше, Давид, Менцель, Ренуар, Альма-Тадема, Бугро, Серов и многие другие [4].

Компилятивные копии – это разновидность вольных копий, представляющая собой самостоятельное художественное произведение уже в полном смысле слова. Компиляция выполняется на основе определенной картины, которая дополняется элементами или фрагментами других произведений этого же мастера либо мастеров того же стиля. Творческие изменения может внести и сам художник, выполняющий компиляцию. В итоге складывается самостоятельная живописная композиция.

Копия – это не постер или высококачественная печать на холсте, это живопись, т. е. эксклюзивная ручная работа. Работа над копией похожа скорее на создание ювелирного произведения, чем на высококачественную печать современного принтера. Поэтому настоящая копия стоит дорого, выполняется эксклюзивно и не может быть сделана быстро, поскольку учитывает, помимо передачи художественной ценности, еще и технологию создания подлинника.

Большой вклад в достижение главных целей при изучении изобразительного искусства в художественных учебных заведениях и на художественных факультетах вносит копийная практика.

Актуальность этого вопроса определяется стремлением студентов художественных специальностей получить профессиональное образование в высших художественных учебных заведениях, где копирование является одной из важных составляющих образовательной программы. Курс копирования позволяет студентам художественных специальностей приобщиться к традициям русской академической школы, зарубежного искусства, что имеет немаловажное значение для освоения художественных специальностей.

Изучение искусствоведения происходит на основе теории искусств, их истории и художественной критики. В сферу искусствоведческого образования входит и эстетическое воспитание, которое по сути своей невозможно без художественного образования. Любой человек на различных уровнях получения своего образования наряду с естественно-научными и математическими знаниями в какой-то степени знакомится с основными положениями искусства. Научиться любить и наслаждаться искусством, не прикасаясь к этим основам, невозможно.

Искусствовед – художественно образованный специалист. Основным объектом применения знаний искусствоведа является музей – место хранения произведений станковой темперной и масляной живописи, художественных произведений. Несмотря на то, что искусствознание как бы является теоретическим курсом, будущему специалисту-искусствоведу необходимо ознакомиться и с практическими навыками различных техник живописи. Это необходимо прежде всего для более полного понимания исследуемого произведения искусства, облегчает анализ художественного произведения и процесса создания картины, придает специалисту уверенность в своих знаниях. Художественная коммуникация начинается с постижения смыслов творческого акта, расшифровки той информации, которая закодирована в произведении искусства, поэтому курс «Основы копирования произведений искусства» включает в себя такое направление творчества, как интерпретация. Подобного самостоятельного направления, насколько известно, никогда не возникало в изобразительном искусстве. Копии делались, в том числе и великими мастерами, а вот попыток «интерпретировать» не было. Тем не менее, предпринята попытка в определенной форме рекомендовать отдельным студентам своего рода «переложения». Такая практика известна: «Менины» П. Пикассо.

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Пабло Пикассо. Менины. По Веласкесу. 1957. Холст, масло. Музей Пикассо, Барселона

Это первый опыт внедрения в учебный процесс интерпретации художественных произведений известных мастеров и создания на ее основе собственного произведения. Основными задачами в работе над интерпретацией являются формирование у студентов потребности в общении с искусством; активизация процесса эмоционально-образного восприятия произведений искусства.

Понятие «интерпретация» (от лат. interpretatio – разъяснение, истолкование, перевод) применяется во многих сферах человеческой деятельности, таких как философия, юриспруденция, математика, программирование, музыка, живопись, литературоведение и пр. В каждой из них оно имеет определенные особенности, связанные со спецификой той или иной деятельности. Самым общим и универсальным можно считать понимание интерпретации как истолкования, объяснения, приписывания смыслов и значений.

В литературоведении интерпретацию понимают как истолкование литературного произведения, постижение его смысла, идеи, концепции.

В музыке интерпретация – процесс звуковой реализации нотного текста. Она предполагает индивидуальный подход к исполняемой музыке, активное к ней отношение, наличие у исполнителя собственной творческой концепции воплощения авторского замысла. Форма интерпретации зависит от эстетических принципов школы или направления, к которым принадлежит исполнитель, от его особенностей и идейно-художественного замысла.

В изобразительном искусстве, по определению Н. А. Митяевой, под интерпретацией понимают момент художественно-критического процесса, при котором произведение искусства описывают и анализируют, чтобы выявить его средства выразительности, значение, настроение или идею, которая сообщается зрителю, что важно для искусствоведа.

В каждом из видов искусств интерпретация является важной составляющей жизни произведения. Она осуществляет коммуникацию между автором, соавтором (исполнителем, искусствоведом, критиком) и реципиентом. Идеи автора, дух его эпохи через интерпретацию сообщаются аудитории, находящейся в иной исторической и эстетической реальности. Благодаря интерпретации расширяется круг возможных реципиентов, доносятся заложенные в произведении смыслы, обнаруживается актуальность в настоящем времени.

Существующие разновидности интерпретации – аутентичная, субъективирующая и актуализирующая – обеспечивают многообразие явлений в искусстве, не дают остановиться на единственно «правильном» варианте, стимулируют творческий поиск и расширение границ восприятия. Но в каждой интерпретации независимо от ее направленности, корректности осуществляется общение автора, интерпретатора и аудитории, где каждое из звеньев этой триады имеет право на творческую активность и индивидуальное восприятие [2].

Что же касается интерпретации в живописи, примером может служить творчество знаменитого французского художника, классика современного искусства Пьера Сулажа. Его выставка в Третьяковской галерее в октябре 2010 года была знаковым событием для художественного мира Москвы.

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Пьер Сулаж. Композиция. 1954. Галерея Паскаля Лансберга

Художник добивается предельной выразительности беспредметных композиций, максимально ограничивая палитру: его «главный герой», проводник на пути к достижению живописной метафизики, к выявлению нематериального света, – черный цвет. Пьер Сулаж использует самые разнообразные оттенки черного, заставляя его светиться на фоне белого холста или прозрачного стекла, применяет различные технологии нанесения краски. Сулаж покрывает толстым слоем черной краски всю поверхность холста, по-разному отражающую свет в зависимости от фактуры мазка, так что при движении вдоль полотна зритель видит бесконечно меняющуюся картину отражений. Сулаж называет этот цвет «ультрачерным»: «Ультрачерный – то есть за пределами черного свет отраженный, преображенный черным. Ультрачерный – это черный, который, переставая им быть, начинает светиться, излучать тайный свет». Он считает зрителя полноправным участником «живописного акта», перенося смысловой центр произведения не внутрь картины, а в пространство между изображением и тем, кто на него смотрит: «Я ничего не требую от зрителя, – говорит художник, – я предлагаю ему живопись: он остается свободным и безусловным ее толкователем». Особая драматургия света в полотнах мэтра оставляет зрителю простор для его собственного переживания цвето-световых коллизий, ведь живопись Сулажа – это «живопись свободного человека для свободного человека».

С самого начала своей творческой карьеры и до сегодняшнего дня Пьер Сулаж остается бескомпромиссным сторонником идей живописной абстракции. Отказываясь от фигуративного, «болтливого» искусства, художник делает центральной темой своих полотен саму живопись, ее формальные составляющие: цвет, свет, композиционный ритм, фактуру и плотность основы и материала [6].

Включение в дисциплину «Основы копирования произведений искусства» такого направления творчества, как интерпретация в живописи, позволит студентам предпринять попытку творческого раскрытия образа, основанного на собственном ощущении. Конечно, система музыкальных выразительных средств явно наиболее богата: интерпретации музыкальные так распространены; кроме того, музыка предоставляет право интерпретировать не только исполнителю, но и слушателю. Интерпретация в живописи позволяет открывать новые горизонты в освоении, осмыслении произведений искусства, раскрывать внутреннюю структуру художественного творения, что необходимо в работе специалиста-искусствоведа. Вот на основе этого момента художественно-критического процесса, при котором произведение искусства описывают и анализируют, чтобы выявить его средства выразительности, значение, настроение или идею, которая сообщается зрителю, и происходит творческий процесс создания своего собственного произведения, своего внутреннего отношения, видения того или иного художественного произведения. Это сложный, интересный и занимательный процесс, но он имеет право на существование.

Список литературы

1. Интерпретация художественного произведения: факультативный курс для старшеклассников и студентов / под общей ред. В. Г. Маранцмана; сост. Е. Р. Ядровская. СПб.: Сага, 2007. – 138 с.

2. Сафонов С. М. От репрографии к электронному копированию / С. М. Сафонов. – М.: Изд-во «КОПИРУС», 2010.

3. Советский энциклопедический словарь / гл. ред. А. М. Прохоров; редкол.: А. А. Гусев и др. – М.: Сов. энциклопедия, 1987. – 1600 с., ил.

4. Шиленков М. В. Арт-директор арт-группы Luxury style. Санкт-Петербург.

Интернет-ресурсы

5. Интерпретация в живописи // Гордон. URL: http://gordon0030.narod.ru/archive/1981/index.html.

6. Интерпретация как искусство постижения художественных смыслов. URL: http://msu-research06.ru/index.php/art/89-isskustv/73-interpretation.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это чтоart_psychology

Блог детского арт-терапевта

Один и тот же сюжет или пейзаж каждый нарисует по-своему. Любой автор выберет краски, формы и линии, созвучные его представлению, ощущению, настроению. Любое изображение сначала возникает в голове в виде образа, а затем отражает на бумаге мысли и чувства автора. Так действует психический механизм сублимации в арт-терапии.

Особенно ярко это видно в детских рисунках. Конечно, нельзя делать вывод на основании одного рисунка: «Раз нарисовал всё черным фломастером, значит, у него депрессия». Для того, чтобы получить объективную картину состояния юного художника, нужно сравнить несколько рисунков, сделанных в течение месяца или двух.

Интерпретация рисунков: сюжет.

Наиболее частые сюжеты детских рисунков – животные и люди, солнце и небо, дома и деревья, трава и цветы, города и машины. Постоянное отсутствие людей на рисунках указывает на трудности в общении.

Большое количество зубастых, рогатых, злых и опасных животных указывает на напряженное состояние ребенка, он как будто находится в опасности и ожидает нападения.

Если девочка 6-8 лет часто рисует принцесс, невест, бантики и розочки – это также нормально и говорит о том, что она готовится к роли девушки, женщины, самой обаятельной и привлекательной.

Интерпретация цвета в рисунке.

Цвет в рисунке передает эмоции и чувства. При интерпретации цвета в рисунке нужно обращать внимание прежде всего на те цвета, присутствие которых преувеличенно или неоправданно. Например, когда весь рисунок выполнен черными контурами, и малыш отказывается его раскрашивать. Или красным нарисованы предметы, которые на самом деле «уж точно не красные». Важное значение играет цвет фона, которым закрашено всё свободное пространство рисунка. Например, в рисунке семьи он может обозначать общую психологическую атмосферу дома.

Зеленый – передает ощущение надежности, принятия. Но если его слишком много, то это уже тоска.
Рисунок молодой мамы на тему «Бессилие» практически состоит из зеленого цвета:

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Красный – эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт. К примеру, красным может быть нарисован кто-то из членов семьи.

Желтый – активность, хорошее настроение, позитивный настрой.

Розовый – ощущение нежности, чувствительность.

Рисунок семьи девочки 8 лет: фон розового цвета указывает на ее нежное отношение к членам своей семьи:

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Серый – состояние смутной тревоги.

Черный – указывает на подавленность и тяжелые переживания, если его слишком много в рисунках.

Рисунок мальчика 5 лет: красный и черный цвет выражают злость и обиду на человека, над которым нарисован знак минус:

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Независимо от цвета, полное заштриховывание, закрашивание, замазывание фигуры сигнализирует о сильных негативных переживаниях. То, что закрашено, вызывает у вашего малыша большую тревогу или страх. Это может быть как фигура тяжело заболевшей бабушки, так и врач с уколом или злая собака.

Значение размера рисунка.

Важен как размер самого рисунка относительно листа бумаги, так и размер отдельных деталей. Маленький рисунок и мелкие фигуры указывают на неуверенность, робость, тревогу юного художника. Расположение рисунка выше средней линии листа говорит о завышенной самооценке и недовольстве своей ролью в коллективе, группе. Преувеличенный размер рисунка, который пытается выйти за границы листа, говорит о низком самоконтроле, склонности к необдуманным поступкам.

То, что для ребенка важно, он рисует большим. А то, что не очень значимо ‐ маленьким. Рисуя своих друзей, он нарисует самым большим не самого высокого, а того, кто оказывает на него наибольшее влияние. А незначимые детали может вообще опустить. Обратите внимание, если пропущены или недорисованы руки – это указывает на трудности во взаимодействии с окружающим миром, в частности, в общении. Сильно увеличенный размер головы на рисунке говорит о том, что у автора разум превалирует над чувствами, и он ценит в других людях ум и эрудицию. Увеличенный размер ушей указывает на значимость мнения окружающих – он как бы «прислушивается» к их словам. Плотные, устойчивые, хорошо прорисованные ноги и ступни (обувь) говорят о твёрдой жизненной позиции («твёрдо стоит на ногах»).

Нажим и расположение элементов рисунка.

Левая часть рисунка обозхначает прошлое. Голова, повернутая налево, или машина, едущая налево, указывают на ориентацию на прошлое: сожаления, желание вернуть его, что-то изменить, жизнь в воспоминаниях.

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Иллюстрации являются собственность автора.

Источник

Как научиться понимать произведения искусства

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

На считывание изображения нам достаточно 13 миллисекунд – такова природная скорость обработки визуальной информации человеческим мозгом. По данным исследования, на рассматривание картины люди тратят в среднем 17 секунд. Однако понимание значения картины и замысла автора занимает гораздо больше времени, предполагая активную сознательную деятельность. Эта деятельность состоит из нескольких этапов, в процессе которых зритель не только оценивает композицию произведения, уровень мастерства и замысел художника, но глубже проникает в суть произведения и получает эстетическое удовольствие.

Техника «Искусство видеть искусство» (The Art of Seeing Art), разработанная в Музее искусств Толедо, направлена на развитие умения понимать и объяснять произведения искусства. К произведениям изобразительного искусства традиционно относят плоскостные (фотографию, живопись, графику) и пространственные (скульптуру и рельеф).

Техника состоит из шести шагов:

Сначала придется фиксировать свое внимание на каждом отдельном этапе, но по мере освоения техники восприятие и понимание произведений будет становиться естественным.

Смотреть

Вы когда–нибудь наблюдали, как туристы пробегают от одной достопримечательности к другой, делая селфи и ставя галочки, – «это я уже видел», «здесь был», «это сфотографирую на память». Такое изучение архитектуры, памятников и других произведений искусства свойственно современным людям и соответствует сверхбыстрому течению времени.

Но настоящее понимание искусства начинается с умения «остановить мгновение», зафиксировать взгляд на предмете или объекте. Для этого, по словам специалистов – культурологов, искусствоведов, экскурсоводов, – необходимо:

Несмотря на кажущуюся простоту, первый шаг очень важен: он помогает включить механизм прекогнитивной обработки визуальной информации, когда мозг фиксирует и обрабатывает информацию до того, как мы ее начинаем осознавать и анализировать.

Наблюдать

На втором этапе нужно удержать внимание и рассмотреть объект в деталях. Наблюдайте за ним некоторое время, мысленно разбирая на составные «части» – визуальные элементы. В живописи отмечайте движение линий, сочетания цветов, изображение фигур; в скульптуре – линии, формы, утонченность деталей; в архитектуре – перспективу, пространство, гармонию стиля.

Наблюдение за конкретным объектом предполагает наличие знаний о нем. Отправляясь в галерею или музей, почитайте о том, что собираетесь там смотреть, узнайте, на какие элементы следует обратить особое внимание.

Предстоит знакомство с импрессионистами? – Наблюдайте за тем, как мазки краски, заметные вблизи, превращаются в объемные и живые предметы издали. Собираетесь смотреть пейзажи? – Обращайте внимание на игру света и тени, осязаемость изображаемого, соответствие реальности.

Если вы не успели подготовиться к восприятию картины, наблюдайте за теми деталями, которые привлекут ваше внимание больше всего. Настоящий шедевр понятен и профессионалу, и неподготовленному человеку – каждый находит в нем нечто особенное, значимое для себя.

Многие уверены, что наблюдательность – это способность, данная человеку от природы. На самом деле умение осознанно и активно наблюдать, как и умение остановить взгляд, можно и нужно развивать. Способов развития наблюдательности множество.

Увидеть

«Смотреть – значит собирать, видеть – значит отбирать и выявлять закономерности» (Дэн Роэм, «Визуальное мышление»). На первых двух этапах происходит сбор информации, на третьем мы должны обнаружить идею, на следующих – проведем мысленную систематизацию собранных элементов, разовьем идею и расшифруем смысл произведения.

В процессе наблюдения постарайтесь отыскать, выделить важное. Необходимым условием для того, чтобы увидеть значимые художественные детали, является их узнавание и знание того, как они называются. Это умение известный дизайнер Робин Уильямс объясняет на примере случая из своей жизни.

Однажды ей подарили иллюстрированную энциклопедию растений, ее внимание привлекло дерево юкка коротколистная, она рассмотрела его изображение и прочитала о нем. С этого момента она стала замечать это дерево везде в своем городе, там, где раньше его не замечала. «…Когда я узнала о существовании этого дерева, то стала замечать его всюду. Это и есть моя главная мысль: мы осознаём, что нечто существует, если знаем, как оно называется. У нас появляется власть над этим нечто. Оно наше и подчиняется нам».

Задачей третьего этапа является узнавание, распознавание художественных элементов и принципов, реализованных в произведении.

Базовыми составляющими визуальных произведений – художественными элементами являются точка, линия, фигура, пространство, цвет.

Художественные элементы могут передавать смысл произведения самостоятельно (например, черный квадрат) или быть частью композиции. Элементы сочетаются на картине, фотографии или в скульптуре не случайным образом, а на основе принципов композиции.

Вглядевшись в детали, отойдите на несколько шагов назад, чтобы охватить взглядом целостный образ. Прищурьтесь, чтобы увидеть, в какие крупные фигуры сливаются предметы и какие цвета преобладают в изображении. Проведите линии, объединяющие изображенные объекты: так вы сможете увидеть композицию произведения. Ищите в художественном произведении принципы композиции:

Естественно, принципов в изобразительном искусстве, скульптуре, архитектуре гораздо больше, но перечисленных выше будет вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги к более глубокому, осознанному пониманию большинства произведений.

Описать

Найдя элементы, переходите к их мысленному перечислению и систематизации. Описывайте составные части произведения так, будто создаете их подробный каталог: какие фигуры, предметы, объекты вы узнаёте, какие принципы лежат в основе образов, как построена композиция в целом. Это помогает систематизировать мысли о том, что вы видите, узнать и связать зрительную информацию с существующими у вас знаниями и опытом, не упустить ничего важного.

По определенным элементам и принципам композиции вы можете отнести произведение к соответствующему жанру и стилю. И наоборот. Увидев картину или скульптуру знакомого вам стиля, вы сможете судить о его типичных особенностях, деталях и понимать, какой смысл обычно вкладывают в такие произведения авторы. В широком понимании, жанр – это тема, объект (картины, фотографии), а стиль – способ изображения (жанр – что изображено, стиль – как это изображено).

Самые популярные жанры живописи: портрет, пейзаж (включая крупный поджанр морского пейзажа), натюрморт, жанровая живопись (бытовой жанр), исторический (включая мифологический, религиозный, батальный поджанры) и другие. Стилей также огромное множество: ренессанс, барокко и рококо, классицизм и романтизм, примитивизм, реализм, кубизм, абстракционизм и модернизм, импрессионизм и экспрессионизм.

В разных стилях и жанрах на первый план выходят разные выразительные средства; описание, анализ и интерпретация картин разных стилей также будут различаться. Постарайтесь увидеть и описать все художественные элементы и принципы, проявляющиеся наиболее отчетливо и имеющие значение для наблюдаемого произведения искусства.

Проанализировать

Составив мысленный «каталог» характерных признаков жанра и стиля, попытайтесь понять их значение и вероятные причины выбора их автором. Для разностороннего анализа предмета искусства представьте, что смотрите на него через стекла разных цветов. Найдите ответы на вопросы, последовательно анализируя объект с четырех ракурсов: композиция, символ, идея, значение.

Начните с анализа композиции – расстановки элементов произведения на листе, в пространстве. Какую историю отражают элементы, объединенные по принципам в единый образ? Куда движется ваш взгляд или почему он не движется, а прикован к одной точке? Почему именно эти принципы использовал автор?

Далее переходите к анализу того, что символизируют изображенные предметы, люди, явления, с чем они ассоциируются. Символы редко напрямую связаны с обозначаемым объектом, чаще всего знание о том, что символизирует образ, можно найти в литературе, мифах, языке, культуре в целом. Самые известные в мире произведения искусства вызывают интерес именно потому, что содержат в себе бесконечное количество скрытых символов: их можно расшифровывать, каждый раз находя новое и неожиданное. Расшифровка символов, скрытых в произведении искусства, очень увлекательна и даже схожа с работой детектива.

Затем подумайте над идеей автора – что он хотел сказать зрителям своим произведением. Узнайте время и место создания картины. Идея соотносится с контекстом, социальным окружением художника, культурными и историческими особенностями времени, в котором он жил и творил. В чем видели красоту люди того времени? Как это отражается в картине, скульптуре? Как все это соотносится с современным восприятием красоты?

Значение произведения заключается в поиске ответа на вопрос: «Зачем автор его создал?» Попробуйте понять намерения, замысел автора – что его побудило к созданию произведения? Прочитайте название картины, узнайте подробнее о жизни художника и о том, как создавалось произведение. Иногда не автор, а само произведение связано с необычной историей (например, Мона Лиза стала знаменитой только после ее похищения из музея в 1911 году), что также влияет на значение произведения, расширяет заложенный автором смысл.

Интерпретировать

Финальный шаг самый важный и непредсказуемый – объедините всю собранную информацию и найдите в произведении собственный смысл. Переместите внимание с произведения на свое восприятие этого произведения, прислушайтесь к своим мыслям и эмоциям. Какие чувства вы испытываете и почему чувствуете именно это? С чем ассоциируется наблюдаемый объект? Согласны ли вы с автором в его изображении явления (человека)?

По словам автора мирового бестселлера «Визуальное мышление» Дэна Роэма: «То, что мы видим и как понимаем картину, зависит от проблемы, которую мы стараемся решить в этот момент». Дело в том, что возможно бесконечное множество интерпретаций художественного образа как одним человеком в разные периоды его жизни, так и разными людьми. Каждый будет «примерять» увиденное на себя, использовать свой опыт, особенности своего восприятия.

Произведение искусства, особенно такие шедевры, как например, «Дама с горностаем», можно образно сравнить с айсбергом. Зрители видят портрет девушки, написанный маслом, но это лишь малая часть произведения, а его важные детали, символы, смысл словно скрыты под водой. И только дополнительные знания, факты, умение анализировать картину помогут увидеть и приблизить истинную красоту образа.

Итак, для понимания произведения искусства необходимо:

Пройдя 6 шагов, вы посмотрите на картину другими глазами, сделаете множество открытий и сможете восхититься шедевром.

Пример использования техники

Разберем шаги в процессе анализа картины на примере портрета «Дама с горностаем» Леонардо Да Винчи:

Первое. Представим, что заняли удобную позу, избавились от внешних раздражителей и посторонних мыслей.

Второе. В процессе наблюдения «разобрали» картину на элементы.

Третье. Увидели линии, цвета и контрасты, композицию.

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Четвертое. Опишем найденные элементы и принципы. Освещенная фигура образует сильный контраст с фоном. Взгляд скользит по плавным линиям лица вниз до прямого угла выреза платья, затем к линиям руки, голове и лапкам горностая. Второе плечо девушки тоже образует плавную линию. Крупные точки – бусины – привлекают внимание, заставляя взгляд остановиться в центре картины. Мазков кисти мы не увидим. Это особенность техники Леонардо. Вместо крупных мазков кисти он накладывал множество тончайших (в 1–2 микрона) слоев краски.

Отойдя назад и прищурившись, мы увидим, как линии сливаются в крупные цветовые пятна и фигуры. Композиция состоит из кругов и овалов, фигура расположена по центру, композиция статична и основана на принципе равновесия.

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

Реалистичное изображение девушки, статичная уравновешенная композиция, приглушенные цвета природных оттенков, тонкие переходы от одного оттенка цвета к другому, поза модели (сдержанная, но одновременно живая) – эти детали говорят о том, что перед нами портрет в стиле Ренессанс.

Пятое. Возрождение считается одним из самых плодотворных периодов развития портретного жанра. Наиболее яркие особенности композиции портрета в стиле Ренессанс:

интерпретация картины это что. Смотреть фото интерпретация картины это что. Смотреть картинку интерпретация картины это что. Картинка про интерпретация картины это что. Фото интерпретация картины это что

В картине множество символов. Для их расшифровки обратимся к истории и контексту, в котором создавалась картина. Леонардо изобразил Чечилию Галлерани – любовницу герцога Миланского Лодовико Сфорца.

Ожерелье из черного жемчуга указывает на покровителя девушки – Лодовико по прозвищу «Il Moro» – «черный». Ожерелье окаймляет шею, символизируя власть герцога над жизнью девушки. Горностай был личной эмблемой Лодовико, поэтому на картине он также символизирует герцога, но на сей раз находящегося во власти юной красавицы (она держит руку у его шеи).

Кроме того, греческое обозначение горностая – «гале» – созвучно с фамилией Галлерани и может быть связано именно с этой дамой. Белый мех зверька считался символом чистоты и целомудрия. На одном из рисунков Да Винчи изобразил белого горностая, который предпочитает быть пойманным (несвободным), нежели испачкать свою белоснежную шерстку.

В портрете нашли отражение идеи эпохи Возрождения: антропоцентризм пришел на смену теоцентризму средневековья. Человек становится объектом изучения, в том числе в искусстве. Внутренний мир человека, его индивидуальность признаются главными ценностями. Доминантной философской идеей становится гуманизм.

В образе девушки Леонардо Да Винчи отразил свойственное его эпохе сочетание живых противоречий. Юность, наивность и покорность (поза, цвета) сочетается с властностью и осознанием своих возможностей (рука у шеи горностая); нежность и чистота – с порочностью (присутствуют символы эротики).

В образе Чечилии воплощены черты идеального человека того времени. Спокойствие, мудрость, созерцательность, достоинство удивительно сочетаются с живым характером, угадываются человеческие противоречия, – что еще больше притягивает взгляд зрителя.

Что побудило Леонардо Да Винчи к созданию портрета? Какое значение он придавал этой работе? Мы знаем о гениальности Да Винчи, знаем, что, кроме желаний запечатлеть представления о красоте своего времени и зашифровать историю отношений герцога и его возлюбленной, художник стремился достичь идеала в технике живописи.

В портрете «Дама с горностаем» Да Винчи демонстрирует, какого мастерства он добился к 37 годам. Он знал анатомию намного лучше большинства своих современников. Об этом говорят идеальные анатомические пропорции модели (голова, черты лица, фигура, кисть) и горностая. Картина – пример гениальной живописной техники. Тонкость слоев краски заставляет кожу модели как будто светиться изнутри, пульсировать, наполняться жизнью. Цвета, оттенки красок, состояние полотна спустя 530 лет с момента его создания утверждают величайшее мастерство исполнения, вписывая имя художника в вечность.

Шестое. Интерпретация картины «Дама с горностаем» может зависеть от того взгляда, который более всего свойствен зрителю. Художники уже более полувека анализируют технику гения, исследователи ищут все новые и новые символы, историки раскрывают особенности исторического периода, философы – возрождение и развитие идей гуманизма и торжество человека. А обыкновенные зрители, благодаря картине, узнают факты истории в лицах и получают возможность восхищаться уникальным произведением искусства.

Послесловие

Многие знают картины «Звездная ночь» Ван Гога, «Герника» Пабло Пикассо, «Сотворение Адама» Микеланджело, видели Эйфелеву башню в Париже, Танцующий дом в Праге или Храм Василия Блаженного в Москве. Но все ли останавливаются не для того, чтобы сделать фото, а желая по-настоящему понять эти произведения искусства? Конечно, можно подолгу рассматривать эти фотографии и накапливать впечатления. Но только умение видеть искусство в искусстве позволяет сохранить шедевры в памяти, открыть их заново, разглядеть детали. И только такое «путешествие» становится увлекательным и бесконечным!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *