институционные единицы что это
Что собой представляет институциональная единица?
Институциональную единицу можно определить как хозяйствующий субъект, способный самостоятельно владеть активами, принимать на себя обязательства, участвовать в хозяйственной деятельности и сделках с другими лицами.
Таким образом, институциональная единица – это структура, имеющая определенные экономические интересы и поведение. Внутри такой структуры может быть любое количество инстанций, каждая из которых занимается различными видами деятельности, но руководствуется принципом достижения единой цели.
В экономически правовом измерении институциональная единица – это юридическая организация (лицо) или домашнее хозяйство.
Основные признаки институциональной единицы
Характерными признаками любой институциональной единицы следует считать то, что она:
Типы институциональных единиц
Каждая институциональная единица должна либо вести учет хозяйственной деятельности, включая балансовые отчеты по активам и обязательствам, либо иметь возможность вести их по мере необходимости.
Существует два типа институциональных единиц: физические лица или группы лиц, занятые в домашних хозяйствах; а также юридические лица, представляющие корпорации и предприятия, финансовые организации, некоммерческие организации (НКО) и государственные учреждения.
Домашнее хозяйство (физические лица)
Домашнее хозяйство является институциональной единицей, где осуществляется производственно-потребительская кооперация между членами семьи.
В существующих рыночных условиях использование понятия «домохозяйство» в государственной статистике национальных счетов связывается с таким типом экономического взаимодействия, при котором состав семьи расширяется за счет наемных работников – людей, не имеющих отношения к данной семье. Это практикуется, в основном, в семьях формирующегося малого бизнес-класса, таких как юридические организации – личные подсобные хозяйства (ЛПХ). На основании комплекта документов домашнее хозяйство может быть квалифицировано как «квазикорпорация», в отличие от тех хозяйств, которые имеет только личные персональные счета.
Предприятия, организации и т.д. (юридические лица)
Юридические лица создают организации для производства товаров и услуг с целью получение прибыли. Они реализуют результаты своего труда по экономически значимым ценам, обладают определенной самостоятельностью в отношении управления процессом производства и использования средств, и действуют отдельно от своих владельцев, имеющих ограниченную ответственность по их обязательствам.
Вне зависимости от типа каждой институциональной единице, в рамках своей экономической деятельности в системе национальных счетов, присваивается статус резидента или нерезидента.
Резидентом является любое юридическое или физическое лицо, имеющее постоянную правовую регистрацию экономического и налогового статуса на территории данной страны. С другой стороны, нерезидентами признаются субъекты, имеющие постоянное место жительства или головной центр за рубежом, но ведущие свою торгово-экономическую деятельность в пределах данной страны.
Институциональные секторы
В зависимости от экономической системы институциональные единицы формируются в институциональные секторы. В общей сложности выделяют шесть секторов: сектор нефинансовых (производственных) корпораций, сектор финансовых организаций (посредников), сектор домашних хозяйств, сектор некоммерческих организаций (НКО), сектор государственных учреждений и сектор «остальной мир» (внешнеэкономические связи).
Сектор нефинансовых предприятий (организаций)
К нефинансовому сектору относятся организации, созданные с целью получения прибыли или иной денежной выгоды от операций по производству товаров или оказанию любых услуг на платной основе, кроме финансовых посреднической функции. Основным видом деятельности нефинансовых организаций является производство товаров или оказание услуг исключительно на возмездной основе.
Сектор домашних хозяйств
Этот сектор представляет собой отдельных лиц и их группы как потребителей, а также предпринимательскую деятельность резидентов страны по производству товаров и услуг. Особенностью такой деятельности является тот факт, что она не может быть отделена от домашнего хозяйства его владельца ни с юридической, ни с экономической точки зрения.
Сектор финансовых организаций
Данный сектор состоит из институциональных единиц, осуществляющих финансовые операции на коммерческой основе (коммерческие кредитные организации), и производит страховые операции (страховые организации) независимо от их формы собственности.
Сектор некоммерческих организаций
В этом секторе некоммерческие организации (НКО) действуют как институциональные единицы, образованные для генерации продукции или услуг. Созданная продукция или услуга не позволяет им быть источником прибыли, дохода или иной финансовой выгоды для учредителей, которые их создают, контролируют или финансируют. Любые финансовых операции могут быть направлены исключительно на нужды развития данной институциональной единицы.
Сектор государственных учреждений
Как следует из названия, государство является главным учредителем или собственником этих институциональных единиц, вне зависимости от их юридической формы.
В самом общем смысле основной функцией государственных учреждений является выполнение бюджетной политики, направленной на поддержание темпов роста, соответствующих экономическому уровню. В рамках своей деятельности учреждения действуют в интересах населения. Они, используя доходы из других секторов, предоставляют услуги, как правило, нерыночного характера. Происходит этот процесс через перераспределение прибыли и собственности.
Сектор «остальной мир»
Этот сектор состоит из всех внешнеэкономических субъектов – нерезидентов, находящихся в пределах границ той или иной страны. При этом они участвуют в денежно-валютных операциях или имеют другие отношения хозяйственно-экономического характера с субъектами – резидентами страны присутствия.
Включение институциональных единиц в единый институциональный сектор – многоступенчатый процесс. Идентификация организаций, входящих в один институциональный сектор, производится по показателю сходства производимых услуг, товаров и/или функций.
Институциональная единица
Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.
Институциональная единица — экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.
То есть институциональная единица — это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.
Основные признаки институциональной единицы:
Институциональные единицы — хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Существуют два типа институциональных единиц:
Домашнее хозяйство — это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяй- ственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.
Юридическое лицо — это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.
При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент — это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты — граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
Понятие и виды институционных единиц
Для наблюдения за деятельностью субъектов хозяйствования, обладающих правом самостоятельно распоряжаться доходами и осуществлять операции с другими субъектами в системе национальных счетов, вводится специальная единица классификации – «институционная единица». Признаки институционной единицы представлены на рис.13.2.
|
обладают правом владеть товарами или активами |
способны нести ответственность по своим обязательствам |
полномочны принимать решения и совершать определенные действия |
должны иметь полный комплект бухгалтерских счетов (кроме домашних хозяйств) |
Рис. 13.2. Классификация хозяйственных единиц.
Характерные особенности институционных единиц в более подробном виде следующие: институционная единица обладает правом владеть товарами или активами, что даёт возможность осуществлять обмен собственностью на товары или активы в операциях с другими институционными единицами; институционная единица способна нести ответственность по обязательствам, принятым от своего имени, может принимать другие обязательства, закон предоставляет ей право заключать договоры, она может быть участником судебного процесса от собственного имени; институционная единица полномочна принимать решения и совершать действия, за которые несет прямую ответственность и подотчетна закону; каждая институционная единица должна иметь полный комплект бухгалтерских счетов, составлять бухгалтерские балансы активов и пассивов (кроме домашних хозяйств).
Существует два типа институционных единиц (рис.13.3).
.
Рис. 13.3.Классификация видов институционных единиц
К юридическим лицам относятся корпорации, некоммерческие учреждения, органы государственного управления.
Корпорация (КР) представляет собой корпоративное предприятие, т. е. предприятие с коллективной формой собственности держателей акций. Корпоративная форма собственности держателей акций наиболее всего соответствует современному уровню организации управления экономикой развитых стран.
Корпоративное предприятие характеризуется рядом отличительных признаков. Корпорация создается в соответствии с законом как предприятие или организация, не зависимая от других институционных единиц – домашних хозяйств, государственных органов управления и юридических лиц, включая иные предприятия корпоративного типа. Эти другие институционные единицы могут являться держателями акций данной корпорации, но сама корпорация является самостоятельным юридическим лицом, которое регистрируется в Едином государственном регистре (ЕГР) предприятий и организаций. Зарегистрированная в ЕГР корпорация является её резидентом.
Корпорация находится в коллективной собственности держателей акций. В силу этого прибыль или доход, полученные в результате хозяйственной деятельности, принадлежат акционерам и распределяются пропорционально стоимости принадлежащих им бумаг. При ликвидации корпорации акционеры имеют право на свою долю имущества, остающегося после погашения долгов и обязательств. Эта ответственность возлагается на руководство корпорации.
Акционеры корпорации образуют собственные институционные единицы – резиденты или нерезиденты страны.
Руководство корпорацией осуществляет совет директоров, избираемый коллективным голосованием и подотчетный в своей деятельности акционерам.
Совет директоров разрабатывает политику, назначает на работу и освобождает от нее старший персонал менеджеров корпорации. Корпоративное предприятие несет ответственность перед законом по своим договорам и обязательствам, включая уплату налогов, связанных с его деятельностью и материальными активами.
Обязательные требования системы национальных счетов сводится к тому, чтобы корпоративное предприятие как институционная единица несло ответственность и отчитывалось за принимаемые решения, совершаемые операции и действия.
Наряду с корпоративной формой организации производства товаров и услуг, могут существовать некорпоративные предприятия (мелкие, малые), которые создаются органами государственного управления и домашними хозяйствами. В силу своей специфики они не могут быть отделены от своих учредителей. По этой причине корпорации и некорпоративные предприятия принадлежат к различным секторам экономики.
В системе национальных счетов в комплексе с корпорациями рассматриваются квазикорпоративные предприятия как субъекты хозяйствования.
Квазикорпорация определяется как некорпоративное предприятие, управление которым строится по образу и подобию корпоративных предприятий. К числу квазикорпораций относятся:
– некорпоративные предприятия, принадлежащие институционным единицам – нерезидентам (филиалы, представительства зарубежных компаний, действующие в национальной экономике);
– некорпоративные предприятия, подчиненные органам государственного управления, но занятые производством и сбытом рыночной продукции с целью извлечения доходов;
– некорпоративные предприятия домашних хозяйств, которые обладают признаками корпораций: ведение полного набора счетов, составление бухгалтерского баланса и др.
Квазикорпорации приравниваются к корпоративным предприятиям и рассматриваются в составе корпоративного сектора экономики.
Корпорации и квазикорпорации подразделяются на финансовые и нефинансовые предприятия. Эта классификация даёт возможность их распределения по соответствующим секторам экономики.
К некоммерческим учреждениям(НКУ) относятся субъекты экономической деятельности, которые создаются для производства товаров и услуг без цели извлечения доходов. Некоммерческие учреждения могут быть созданы корпоративными предприятиями, органами государственного управления или домашними хозяйствами.
Некоммерческие учреждения могут создаваться: для коллективного обслуживания корпоративных предприятий, органов государственного управления, домашних хозяйств, частных лиц; в благотворительных целях, для социальной защиты определённых слоёв населения. Они преследуют определенные коммерческие цели.
Некоммерческие учреждения могут создаваться институционными единицами различных секторов экономики. В силу этого они в состоянии заниматься как рыночным, так и нерыночным производством.
Некоммерческие организации с рыночным характером производства реализует производимые товары и услуги по ценам, полностью или частично возмещающим затраты на их производство, и могут иметь прибыль от своей деятельности. В международной практике такие учреждения создаются в сфере науки, образования и здравоохранения. Так, в качестве рыночных производителей могут выступать университеты, колледжи, больницы и подобные учреждения, взимающие плату за предоставляемые услуги. Качество предоставляемых ими услуг может оцениваться на самом высоком уровне. Пользуясь престижностью, они вправе устанавливать довольно высокие и оправданные с точки зрения покупателя цены и вследствие этого иметь прибыль. Полученная прибыль остается в их распоряжении. В соответствии со статусом «некоммерческих учреждений» они изыскивают дополнительные средства за счет взносов и пожертвований и вместе с прибылью вкладывают их в активы, которые приносят солидные доходы от собственности. Это позволяет им устанавливать более низкие цены на предоставленные ими услуги. Весь механизм НКУ с рыночным характером производства работает на повышение качества производимых услуг и снижение платы за предоставляемые услуги.
В составе НКУ, занятых рыночным производством, выделяется разновидность некоммерческих учреждений, обслуживающих деловые предприятия. Они создаются для содействия успешной деятельности деловых предприятий и организаций. К учреждениям такого типа относятся: торговые палаты, ассоциации предпринимателей и арендаторов, рекламные бюро, научно-исследовательские учреждения с характером деятельности в интересах деловых предприятий – учредителей этих учреждений.
Некоммерческие учреждения, обслуживающие деловые предприятия, содержатся за счет взносов своих учредителей. Их взносы рассматриваются как плата за предоставляемые услуги. В силу этого такие некоммерческие организации классифицируются как производители рыночных услуг.
Большая часть некоммерческих учреждений относится к нерыночным производителям. Они ориентируются в своей деятельности не столько на возмещение собственных затрат, сколько на другие источники финансирования: взносы организаций-учредителей, пожертвования со стороны, а также бюджетное финансирование органами государственного управления.
Некоммерческие учреждения, занятые нерыночным производством, по признаку обслуживания потребителей подразделяются на нерыночные, обслуживающие домашние хозяйства, и производители, контролируемые и финансируемые правительством.
Первые включают учреждения, которые обслуживают собственных членов, и организации, занимающиеся благотворительной деятельностью.
Нерыночные учреждения, обслуживающие собственных членов, формируются ассоциациями граждан для обеспечения товарами и услугами. К числу таких учреждений относятся союзы, политические партии, ассоциации потребителей, общества рационализаторов и изобретателей, научные общества, религиозные общества, разного рода клубы по интересам и т.д. Эти учреждения содержатся за счет членских взносов. Их услуги предоставляются бесплатно всем членам этих организаций или отдельным группам.
Нерыночные НКУ, занимающиеся благотворительной деятельностью, создаются для обеспечения товарами и услугами нуждающихся граждан, не состоящих членами этих организаций. Ресурсы этих учреждений формируются за счет взносов членов организаций, благотворительных пожертвований сторонних организаций и граждан, а также правительственных дотаций.
К некоммерческим учреждениям, финансируемым и контролируемым правительством, относятся учреждения, занимающиеся разработкой стандартов в области охраны окружающей среды, бухгалтерского учета и статистики, здравоохранения, образования и т.д. Их услуги предназначены для потребления всеми категориями домашних хозяйств. Другие некоммерческие учреждения этого типа производят нерыночные услуги в интересах отдельных категорий потребителей, например, фермерских хозяйств. В системе национальных счетов нерыночные НКУ, финансируемые правительством, классифицируются как независимые от правительства единицы. Но, будучи подконтрольными со стороны правительства, они относятся к сектору государственного управления.
Органы государственного управления (ОГУ) представлены центральным правительством (центральными органами управления), органами управления областей и местными органами управления.
Будучи юридическим лицом, правительство на всех уровнях управления удовлетворяет требованиям институционной единицы. Оно обладает правом формировать доходы за счет всех контролируемых ими источников (налоги, пошлины, взносы и другие платежи), привлекать заёмные средства, а также распоряжаться располагаемыми фондами в интересах достижения поставленных задач и политической целесообразности.
Правительство как институционная единица осуществляет три категории своих расходов.
1. Правительственные расходы на предоставление обществу услуг коллективного пользования: организация обороны страны, поддержание правопорядка, здравоохранение, фундаментальная наука, образование, услуги администрации органов государственного управления и др.
2. Правительственные расходы, предназначенные для обеспечения товарами и услугами домашних хозяйств и некоторых других институционных единиц бесплатно или по сниженным ценам (в условиях Республики Беларусь к такого рода товарам и услугам относятся некоторые виды продуктов питания: простые сорта хлеба, молочные продукты, услуги жилищно-коммунального хозяйства и др.).
3. Трансферты (субсидии, оказание помощи и предоставление льгот) отдельным категориям граждан и институционным единицам (доплаты к пенсиям неработающих пенсионеров, предоставление прав бесплатного проезда на городском транспорте ветеранам войны и труда, выплаты субсидий фермерским хозяйствам, оказание помощи пострадавшими от чернобыльской аварии др.).
Предоставление услуг другим институционным единицам не означает, что правительство обязательно должно выступать в роли непосредственного производителя. К его компетенции относятся организация обороны страны и государственной безопасности и некоторые другие услуги.
Государственные производители бесплатных «общественных благ» или коллективных услуг, предоставляемых по номинальным ценам, являются нерыночными производителями. В части других услуг (образование, здравоохранение, уборка улиц и т.д.) правительство может привлекать рыночных производителей, включая частные фирмы и организации и оплачивая их услуги по рыночным ценам.
В составе правительственных органов разного уровня учитываются находящиеся в ведении этих органов производители товаров и услуг для промежуточного потребления или капиталообразования. Это некорпоративные предприятия, такие, как государственные типографии, вычислительные центры, обслуживающие органы управления, правительственная связь и др.
Производители нерыночных услуг (коллективного пользования, а также индивидуальных услуг общедоступного бесплатного образования, медицинского обслуживания, социальной защиты и т.п.) неотделимы от самих органов управления и не рассматриваются как самостоятельные институционные единицы.
Институциональная единица
Институциональная единица
Все участники экономического процесса (предприятия, организации, государственные учреждения, домашние хозяйства, фермеры, некоммерческие организации, банки, страховые компании и др.) объединены в системе национальных счетов с понятием институциональные единицы, являющиеся центром принятия независимых экономических решений, касающихся производства, распределения и использования доходов, инвестирования, кредитования и заимствования.
Институциональная единица — экономический субъект (лицо), способный самостоятельно владеть, распоряжаться и пользоваться недвижимостью и активами, принимать обязательства и участвовать в экономической деятельности, операциях с другими лицами.
То есть институциональная единица — это как бы цельное образование, структура, единица, обладающая определенными экономическими интересами и поведением, ведет учет и составляет полный набор счетов, включая баланс активов и пассивов, внутри которой может быть сколько угодно заведений, каждое из которых занимается разными видами деятельности.
Институциональные единицы — хозяйствующие субъекты, которые могут от своего имени владеть активами, принимать обязательства, осуществлять экономическую деятельность и операции с другими единицами. Ими могут быть юридические и физические лица (или группы физических лиц в виде домашних хозяйств).
Существуют два типа институциональных единиц:
Домашнее хозяйство — это группа лиц, проживающих под одной крышей и ведущих общий бюджет. ДХ хотя и не составляют счета и балансы, тем не менее, обладают свободой в принятии экономических решений. Родственные связи при этом не играют определяющей роли. Важна экономическая целостность. Одна семья может разделиться на два или несколько домашних хозяйств, поделить кастрюли и хозяйствовать по отдельности. Конечно, домашние хозяйства не все ведут похозяй- ственный учет, но это можно сделать, если они хотят эффективно функционировать.
Юридическое лицо — это организация, обладающая четырьмя характерными признаками: имущественная обособленность, самостоятельная имущественная ответственность, самостоятельное выступление в гражданском обороте от своего имени, организационное единство. В их состав входят коммерческие и некоммерческие организации, а также обособленные подразделения.
При характеристике результатов экономической деятельности важное значение имеют различия в учете деятельности резидентов и нерезидентов. Резидент — это институциональная единица (юридическое или физическое лицо), имеющая центр экономического интереса на экономической территории данной страны. Нерезиденты — граждане, имеющие постоянное место жительства за границей, даже если они временно находятся на территории данной страны, а также находящиеся в ней иностранные дипломатические, торговые и прочие официальные представительства с дипломатическими привилегиями.
Институциональные сектора
Институциональные единицы группируются в институциональные сектора (ИС), в которые сводятся группы институциональных единиц, однородные с точки зрения выполнения ими основных целей деятельности и функций в экономическом процессе, экономического поведения и методов финансирования издержек.
Сектор нефинансовых предприятий включает единицы, при создании которых преследовалась цель получения прибыли.
Сектор финансовых организаций состоит из корпораций преимущественно занятых финансовым посредничеством или вспомогательной финансовой деятельностью.
Под сектором домашних хозяйств понимаю небольшую группу людей, живущих в одном жилище и ведущих общий бюджет, объединяя свои доходы и имущество для удовлетворения своих потребностей.
В СНС предусмотрены следующие подсекторы домашних хозяйств:
В сектор некоммерческих организаций включаются следующие институциональные единицы:
Сектор государственных учреждений включает институциональные единицы, основными функциями которых являются оказание нерыночных услуг обществу и принятие ответственности за распределение доходов и богатства посредством трансфертов.
Сектор «остальной мир» состоит из всех нерезидентных институциональных единиц, вступающих в операции или имеющих иные экономические связи с резидентными единицами.