инициативное бюджетирование с чего начать

Как гражданам поучаствовать в бюджетном процессе

Вы не пошли на выборы мэра или губернатора, депутатов регионального заксобрания или местного совета? Или пошли, но проголосовали за проигравших кандидатов? А может, вас не устраивает, как ведет себя поддержанный вами на выборах депутат или городской глава, которым вы, похоже, зря отдали свой голос? Все это печально, но совсем не означает, что до следующих выборов вам только и остается, что платить налоги, а решать, как их тратить, будут без вас чиновники и депутаты.

Представьте, что десятая часть средств бюджета вашего муниципалитета распределяется в процессе так называемого партиципаторного бюджетирования, т. е. прямого, без посредников в виде депутатов и чиновников всех уровней, участия граждан (они же налогоплательщики, работники и потребители – то есть изначальный источник всех «государственных» денег) в определении направлений расходования части средств местных и региональных бюджетов на конкретные предложенные ими проекты.

Вот как это выглядит: сначала объявляется открытый для всех (совершеннолетних, а возможно, и подростков) жителей муниципального образования сбор заявок на участие в конкурсной комиссии по партиципаторному бюджетированию. Если заявок больше, чем мест (15–20 человек), места распределяются слепым жребием. Члены комиссии проходят базовое обучение основам бюджетного процесса, проектирования, госзакупок (1–2 месяца). Затем запускается процесс выдвижения жителями инициатив, претендующих на финансирование по определенному перечню направлений (благоустройство, транспорт и организация движения, зоны отдыха, спортивные площадки, социальные, образовательные проекты, досуг, экология). Сбор идет как через электронную платформу (специализированные городские краудсорсинговые платформы или просто тематические страницы в соцсетях), дополненную офлайн-альтернативой (возможностью подачи в муниципалитет, МФЦ и проч. – но с обязательной публикацией). Далее жители муниципалитета голосованием отбирают инициативы (тоже через специализированную электронную площадку, но с обязательной офлайновой альтернативой для исключения дискриминации не имеющих цифрового доступа или навыков граждан), с приоритизацией в рамках выделенного бюджета – то есть каждый голосующий может поддержать любое количество инициатив, но не более чем на сумму выделенного бюджета. После этого отобранные предложения-финалисты дорабатываются муниципальной комиссией (совместно с инициаторами проектов) и, наконец, с участием членов комиссии и инициаторов проектов на всех этапах реализации проекта, включая отбор подрядчиков, контроль за реализацией, приемку, реализуются.

Все это не плод фантазии, а рабочий процесс, детально отработанный на практике за 20 лет своего существования, как в мире, так и в большинстве (более 50 из 85) российских регионов. За редкими, но весьма заметными исключениями – например, Москвы.

Партиципаторное бюджетирование (от англ. to participate – участвовать; оно же инициативное, народное, оно же бюджет участия) появилось не в России и не вчера. Зародившись в 1999 г., оно быстро распространилось как по третьему миру (прежде всего Латинской Америке), так и по крупнейшим мегаполисам Западной Европы (например, в Берлине, Париже, Барселоне) и Северной Америке (включая Нью-Йорк и Лос-Анжелес), по ходу развиваясь и видоизменяясь как под влиянием национальной специфики, так и в адаптации к быстро меняющимся технологическим реалиям – в первую очередь, к возможностям прямого волеизъявления с помощью инструментов электронного взаимодействия граждан между собой и с властью (краудсорсинговых площадок, платформ электронного голосования, референдумов и опросов, онлайн-каналов обратной связи, социальных сетей и мессенджеров и проч.).

В России партиципаторное бюджетирование используется более чем в 50 регионах страны. Среди лидеров движения – принимавшая тематический форум БРИКС в 2017 г. Башкирия (все 100% муниципалитетов), Череповец, город Сосновый Бор Ленинградской области, Ставропольский край, Кировская область. С 2016 г. инициативное бюджетирование (это второй по популярности вариант названия) используется в центральных районах Санкт-Петербурга – в проект вовлечены уже шесть городских районов, с общим годовым бюджетом программы «Твой бюджет» в 100 млн руб.

Например, в Петербурге в рамках процессов партиципаторного бюджетирования были обустроены вело-роллерная площадка и уличный скейт-парк, крытые перехватывающие велосипедные парковки, а также размещена городская система навигации. В Череповце – парк имени 200-летия города и детская площадка. В Сосновом Бору – метеостанция и островок спорта в детском саду, был проведен чемпионат по бальным танцам.

Участвовать по-разному

Несмотря на все многообразие практик партиципаторного бюджетирования в мире и в России, можно условно выделить два основных варианта.

Наиболее распространенный в России сельский вариант инициативного бюджетирования предполагает очное принятие решений (на сельском сходе) и софинансирование (или трудовое участие) со стороны как граждан, так и муниципального и регионального бюджетов. Он характерен для бюджетно дефицитных муниципалитетов и отвечает на специфические недостатки российской налоговой и бюджетной систем (сверхцентрализация и несбалансированность налоговых полномочий и расходных обязательств), решая зачастую базовые инфраструктурные вопросы через условно добровольное самообложение в дополнение к стандартному налоговому бремени.

Местного самоуправления в России станет меньше

Городской вариант партиципаторного бюджетирования не предусматривает софинансирования со стороны граждан и, как я писал выше, реализуется через комиссии (из состава граждан, с отбором на основе жребия) в сочетании с онлайновыми форматами учета мнения граждан при обсуждении и отборе проектов. Он характерен для бюджетно обеспеченных муниципалитетов, прежде всего крупных городов, отдельных районных центров и сельских районов. По сути это вариант мировой нормы, направленной на расширение базы граждан (избирателей, налогоплательщиков), вовлеченных в разные форматы диалога с властью по поводу принятия решений.

Это не чисто российская проблема. В самом деле: при общемировой тенденции формирования местной, городской власти меньшинством избирателей (24% в Нью-Йорке, 35% в Лондоне на последних выборах мэров – на этом фоне российские результаты, например явка в Москве в 15% на местных выборах в 2017 г., 21% на выборах в Мосгордуму в 2014 г. и 31% на выборах мэра в 2018 г. отнюдь не выглядит исключением), партиципаторное бюджетирование – это прежде всего дополнительный вариант вовлечения в активный диалог с властью тех социально-демографических групп, которые на выборы не ходят и не пойдут. А в отдельных случаях – приглашения к разговору даже тех, кто не допущен к выборам – например, не достигших совершеннолетия подростков 14–17 лет, мнение которых о вариантах городского благоустройства может оказаться ничуть не менее важным, чем мнение их родителей.

Побочные эффекты

Помимо очевидных результатов (повышение эффективности бюджетного процесса, удовлетворенности граждан и более бережное отношение к созданному с их участием), у партиципаторного бюджетирования (и прежде всего – его городского варианта) есть и ничуть не менее важные побочные эффекты.

Во-первых, участники партиципаторного бюджетирования в среднем гораздо моложе участников электоральных процессов (70% членов комиссии и инициаторов проектов в Сосновом Бору – младше 40 лет; в Санкт-Петербурге – преимущественно в возрасте 25–35 лет), среди них преобладают представители неполитизированных неформальных сообществ (экологи, спортсмены-экстремалы, велосипедисты), выше доля работающего населения. Во-вторых, инициативное бюджетирование – это альтернативная шахта социального лифта, канал интеграции инициативных граждан в органы государственной власти и местного самоуправления (10% совета депутатов Соснового Бора – выходцы из комиссии по инициативному бюджетированию, инициаторы проектов переходят на работу в местные администрации Башкирии, городские учреждения Петербурга). В-третьих, процесс партиципаторного бюджетирования вызывает куда больший интерес, чем традиционные формы общественного контроля за бюджетным процессом (на слушания по инициативному бюджетированию в Сосновом Бору приходит в 3 раза больше людей, чем на публичные слушания по проекту местного бюджета). В-четвертых, вовлечение невостребованных через традиционные электоральные формы активистов в процесс партиципаторного бюджетирования позволяет развернуть обе стороны, и власть и оппозицию, лицом друг к другу и обеспечить эффективную коммуникацию вместо безрезультатной конфронтации. Наконец, как показал опыт, например, Соснового Бора, сочетание онлайн- (даже через примитивные неспециализированные интернет-площадки типа форумов, страниц в ВК, как в Череповце) и офлайн- (обсуждение в комиссии) форматов работы механизма инициативного бюджетирования позволяет вовлечь на разных этапах и в разных формах (выдвижение инициативы, обсуждение, слушания, голосование, участие в реализации) в процесс до 20% граждан, существенная часть которых не участвует в традиционном электоральном процессе.

Источник

Используйте инициативное бюджетирование, чтобы привлечь средства на развитие

Чем поможет муниципалитету инициативное бюджетирование

Инициативное бюджетирование подразумевает решение вопросов местного значения при непосредственном участии граждан. Они выбирают объекты, на которые будет выделено финансирование, а затем следят за реализацией проектов, в том числе осуществляют контроль за расходованием бюджетных средств. Программы инициативного бюджетирования принимают региональные органы государственной власти, а реализуют органы МСУ. В случае победы проекта в конкурсном отборе регион выделяет на его реализацию средства, часто при условии софинансирования из местного бюджета, за счет организаций и граждан. Объект, построенный или отремонтированный в результате реализации проекта, поступает на баланс муниципалитета.

На заметку: Граждане участвуют в общественном контроле на всех этапах реализации проекта: от составления сметы до приемки работ от подрядчика

Строительство и ремонт объектов инфраструктуры в рамках проекта инициативного бюджетирования выгодны для муниципалитета. Благодаря общественному контролю орган МСУ расходует бюджетные средства более эффективно и с минимальными коррупционными рисками. Местные жители заинтересованы и в том, чтобы подрядчик выполнил работы качественно.

ПРИМЕР 1. В поселке Владимировка Туркменского района Ставропольского края граждане в рамках контроля работы подрядчиков самостоятельно измеряли ширину уложенного асфальта и глубину вырытых траншей. Если эти параметры не соответствовали условиям муниципального контракта, жители требовали, чтобы подрядчик устранил нарушения. Они взвешивали каждую машину с асфальтом на зерновых весах и выявили общий недовес в 800 кг.

Инициативное бюджетирование помогает продлить срок эксплуатации объектов. После окончания реализации проекта жители бережно относятся к созданному объекту, принимают меры, чтобы уберечь его от вандалов. Так, в городе Сосновый Бор Ленинградской области граждане сами создали общественный патруль для надзора за одной из детских площадок, построенных в рамках проекта инициативного бюджетирования.

Благодаря инициативному бюджетированию орган МСУ решает проблемы, наиболее актуальные для местного сообщества. Они не всегда очевидны для чиновников.

ПРИМЕР 2. Для местных чиновников Башкортостана стало неожиданностью то, что жители некоторых сельских поселений выбрали проекты благоустройства кладбищ, строительства оград вокруг мест захоронений. Эти проблемы ускользали от внимания чиновников, но для селян оказались самыми острыми.

Инициативное бюджетирование помогает повысить доверие населения к власти. Граждан удается убедить в том, что муниципалитет готов вести с ними диалог и тратить бюджетные средства на их нужды. Поскольку люди видят результат своих действий, они начинают верить в возможность самостоятельно изменить свою жизнь к лучшему. Появляются ТОСы — территориальные сообщества граждан, которые живут рядом и готовы совместно решать общие проблемы.

Кто выделяет средства на реализацию проектов

Финансирование из регионального бюджета составляет в среднем до 70 процентов стоимости проектов. Объем субсидии зависит от программы инициативного бюджетирования, принятой в субъекте РФ. Большинство регионов устанавливают максимальный объем государственного финансирования в денежном выражении. Для городов он обычно составляет 2 млн руб., для сел — до 1 млн руб.

Как правило, средства на реализацию проектов выделяет не только регион, но и муниципалитеты, а также граждане и бизнес. Объем софинансирования из этих источников не ограничивается. В среднем по России его доля достигает трети от расходов на реализацию проектов. Но во многих регионах из средств граждан финансируют не более 5 процентов от общей стоимости проектов.

На заметку: Самые известные примеры инициативного бюджетирования в России

1. С 2007 года Всемирный банк реализует в России программу поддержки местных инициатив (ППМИ). Ее отличительные черты: участие местных жителей в отборе проектов и контроле их реализации, софинансирование из средств граждан. В рамках программы реализовано около 4 тыс. проектов в 10 регионах: Ставропольском крае, Кировской, Тверской и Нижегородской областях, Республике Башкортостан, Хабаровском крае, Республике Северная Осетия — Алания, Еврейской автономной области, Сахалинской области и Республике Саха (Якутия).

2. Европейский университет при поддержке Комитета гражданских инициатив внедрил практику инициативного бюджетирования в нескольких муниципалитетах Ленинградской, Вологодской, Кировской и Новгородской областей. В отличие от программы поддержки местных инициатив, эта практика не предполагает софинансирования проектов гражданами. Какие именно идеи нуждаются в первоочередной реализации, решают бюджетные комиссии. Их участников отбирают путем жеребьевки из числа заинтересованных граждан.

3. «Народный бюджет» и «Народная инициатива» — программы партии «Единая Россия» и ОНФ. В рамках этих двух практик распределено уже более 80 млрд руб.

Какие функции выполняет орган МСУ

На заметку: Если в вашем регионе еще нет программы инициативного бюджетирования, муниципалитет может выступить с законодательной инициативой о ее разработке и принятии

Глава муниципального образования и сотрудники муниципалитета становятся основными организаторами процесса инициативного бюджетирования. Орган местной власти:

Чтобы сотрудники муниципалитетов лучше справлялись с этими задачами, некоторые регионы организуют для них обучение.

ПРИМЕР 3. В Тверской области обучение проходит в форме ежегодной «Школы ППМИ». В ходе занятий представителей органов МСУ знакомят с нововведениями программы инициативного бюджетирования и информационной системой, учат заполнять конкурсные заявки, готовить проектно-сметную документацию, организовывать работу с населением.

Каков алгоритм реализации проектов

Сроки реализации проекта инициативного бюджетирования составляют в среднем от года до полутора лет. Весь процесс можно разделить на 10 основных этапов.

1. Орган власти региона определяет размер региональной субсидии, максимально возможную стоимость проектов для разных типов муниципальных образований, перечень возможных объектов, календарный цикл программы. На этом этапе региональные власти издают необходимые распоряжения, положения и постановления, при необходимости вносят изменения в региональное законодательство.

Важно: На публичных слушаниях и собраниях участники при помощи консультанта отсеивают идеи, которые не соответствуют критериям конкурса. Например, стоимость проекта превысит максимально возможную

2. Органы региональной власти и органы МСУ включают средства на реализацию программы в расходные части бюджетов, разрабатывают необходимую нормативно-правовую документацию. Регионы проводят обучение представителей органов МСУ основам проектного менеджмента.

3. Органы МСУ проводят информационную кампанию.

4. Органы МСУ проводят публичные слушания и собрания жителей. На этих мероприятиях граждане формулируют и обсуждают идеи, направленные на решение насущных проблем. Далее проходит голосование. Граждане выбирают идеи, которые понравились им больше всего.

1,5 года — обычный срок реализации проекта инициативного бюджетирования

5. Инициативные группы при поддержке консультантов и представителей органов МСУ прорабатывают идеи, за которые граждане отдали больше всего голосов, и готовят проектную конкурсную документацию по ним.

6. На уровне региона проходит конкурсный отбор проектов. Побеждают те, которые набрали наибольшее количество баллов по установленным критериям.

7. Регион выделяет субсидии местным бюджетам. Муниципалитеты также предоставляют деньги из местного бюджета, ведут сбор средств граждан и представителей бизнеса.

8. Орган МСУ отбирает подрядчиков по правилам, установленным Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ.

9. Реализация проектов в соответствии с календарным планом работ под контролем граждан.

10. Торжественное открытие новых объектов.

Какие механизмы участия граждан предусмотреть

Участие граждан в реализации проекта инициативного бюджетирования можно организовать тремя способами.

Первый способ — пригласить к участию всех граждан. При таком механизме любой житель муниципального образования может выдвинуть идею и проголосовать за понравившиеся ему проекты на очном сходе, собрании граждан, публичном слушании или общественном обсуждении. Этот способ широко используют муниципалитеты России и зарубежных стран.

ПРИМЕР 4. В Санкт-Петербурге гражданам дали возможность оставлять свои предложения по проектам в МФЦ, отделениях «Почты России» и Сбербанка.

В Бостоне (США) местные власти занимались сбором идей для реализации в рамках молодежного проекта в школах, парках, супермаркетах, на транспортных пересадочных узлах. В польском городе Сопоте горожанам предложили проголосовать за проекты на избирательных участках. В бразильском городе Белу-Оризонти работали мобильные пункты голосования: автобус перемещался по тем районам города, где возможности участия граждан другими способами были ограниченны.

На заметку: Второй и третий способы предпочтительны в крупных муниципальных образованиях, где сложно вовлечь в инициативное бюджетирование всех местных жителей

Второй способ — путем жеребьевки создать бюджетную комиссию, которая выберет приоритетные проекты и определит объем финансирования. Чтобы сформировать этот орган:

Третий способ — сформировать комиссию из делегатов от каждого внутригородского района городского либо муниципального округа или от каждого поселения муниципального района.

Как работать с населением

Шанс победить в региональном конкурсе есть у проекта, получившего максимальную поддержку представителей целевой группы, проблему которой он решает. Муниципалитет должен документально подтвердить, что люди активно участвовали в обсуждении предложенных идей и голосовали за них. Дадим три рекомендации по работе с населением.

1. Информируйте людей всеми возможными способами. Чтобы донести до граждан информацию о мероприятиях по отбору проектов, недостаточно разместить материалы об инициативном бюджетировании в местных СМИ и на стендах в общественных местах. Используйте возможности интернета. Создайте тематические страницы на официальном сайте муниципалитета и в соцсетях. Информировать о предстоящих офлайн-обсуждениях проектов также можно через официальный сайт и соцсети. Предложите подписчикам пригласить друзей к голосованию за проекты. Можно информировать людей об очных собраниях путем рассылки электронных писем, размещать объявления в популярных блогах и на сайтах районов города.

2. Ведите диалог с людьми на понятном им языке. Выслушайте предложения граждан по поводу приоритетов расходования бюджетных средств. Если по каким-то причинам некоторые из предложенных идей не могут быть реализованы в рамках инициативного бюджетирования, объясните это жителям в доступной форме.

Рекомендация: Чтобы избежать фальсификации решения собрания и приписок, ведите протокол и снимайте мероприятие на видео

3. Учитывайте численность населения. В сельском поселении лучше провести очный сход — собрание граждан. Чем больше людей будет в нем участвовать, тем больше баллов получит заявка поселения в конкурсе. На собрании рассмотрите разные идеи, общим решением выберите одну и выработайте способ ее реализации. Установите объем софинансирования и выберите инициативную группу граждан, которая будет сопровождать проект и работать с органами МСУ над его реализацией.

ВЛАДИМИР ВАГИН, руководитель Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России, проекта КГИ «Инициативное бюджетирование»

Источник

Приняли поправки об инициативном бюджетировании. Что изменить в постановлении местной администрации

С 1 января 2021 года вступит в силу новый порядок работы органов МСУ с проектами инициативного бюджетирования. Чтобы его соблюсти, уже сейчас приведите постановление местной администрации об инициативном бюджетировании в соответствие с требованиями новых федеральных законов.

Какую проблему решают поправки

В последние годы инициативное бюджетирование получило распространение в практике российских регионов и муниципальных образований. В 2019 году число реализованных проектов превысило 21 тыс., а сумма вложений в них составила 24 млрд руб. Доля средств региональных бюджетов в финансировании в 2019 году превысила 13 млрд руб. Муниципалитеты потратили из местных бюджетов 3,9 млрд руб. По сравнению с 2015 годом количество проектов инициативного бюджетирования в России возросло в восемь раз, в том числе за последние два года — вдвое. Больше всего практик инициативного бюджетирования муниципального уровня зафиксировано на территориях ХМАО-Югры, ЯНАО, Ульяновской, Оренбургской и Самарской областей.

Хотя инициативное бюджетирование становится все более востребованным, его законодательного регулирования на федеральном уровне до сих пор не существовало. Вопросы организации инициативного бюджетирования и финансового взаимодействия органов власти с жителями регулировались только региональными и муниципальными актами. Регионы принимали законы, выпускали инструкции и методические материалы, которые существенно различались в различных субъектах. На муниципальном уровне администрации муниципальных образований утверждали положения об инициативном бюджетировании своими постановлениями. Проблему решат поправки к Федеральному закону от 06.10.2003 № 131-ФЗ и Бюджетному кодексу. Новые положения:

Документ Федеральный закон от 20.07.2020 № 236-ФЗ вносит изменения в Закон № 131-ФЗ, а Федеральный закон от 20.07.2020 № 216-ФЗ — в Бюджетный кодекс

Какими правовыми актами руководствоваться

В Законе № 131 появилась статья 26.1 «Инициативные проекты». В ней описана процедура, которую должен пройти проект начиная с момента его подготовки до реализации.

Инициативный проект может предполагать участие всех жителей муниципального образования или затрагивать интересы лишь тех граждан, которые проживают в определенной его части.

По новым правилам возможны два подхода к финансовому участию в реализации проектов инициативного бюджетирования на местах.

1. Финансовое участие в реализации проекта жителей и местных властей с софинансированием из регионального бюджета.

2. Финансовое участие в реализации проекта жителей, бизнеса и местных властей без софинансирования из регионального бюджета.

В первом случае требования к информации, которая должна содержаться в проектах, вправе установить только регион. Он же определяет порядок рассмотрения проектов, возможные причины отказа от их реализации, методики их отбора. В этом случае нормы федерального закона не применяют. В работе с проектом нужно соблюдать положения региональных документов.

Во втором случае содержание всех стадий, которые будет проходить инициативный проект от разработки до реализации, регламентируют правовые акты, принятые представительным органом муниципального образования. Эти акты должны соответствовать новым требованиям Закона № 131-ФЗ.

Кто вправе инициировать проект

Как и прежде, основной инициатор проектов — группа граждан. Однако теперь к ней предъявляются единые требования. Она должна состоять из 10 или более жителей муниципального образования старше 16 лет. Меньшая численность группы допустима, если это установлено нормативным правовым актом муниципального уровня. Данная ситуация возможна в малонаселенных сельских поселениях.

В качестве инициатора проекта могут выступить органы ТОС, а в сельском поселении — староста сельского населенного пункта. Органы МСУ не могут сами инициировать проект. Допустима ситуация, когда инициатор проекта — юридическое лицо, функционирующее на территории муниципального образования. Но это должно быть установлено муниципальным правовым актом об инициативном бюджетировании, принятым представительным органом. Требования к инициаторам проекта не зависят от того, планируется софинансирование из регионального бюджета или нет.

Что должно быть в проекте инициативного бюджетирования

Что разработчики должны включить в проект, если они не претендуют на средства из регионального бюджета, посмотрите в списке ниже.

Что включить в проект, если его реализуют без регионального софинансирования

Власти субъекта РФ вправе утвердить свой список обязательных разделов инициативных проектов, которые предполагается реализовать на условиях регионального софинансирования.

До 2021 года внесите изменения в муниципальные акты, регулирующие подготовку проектов, — например, в положение об инициативном бюджетировании.

Как организовать рассмотрение инициативного проекта жителями

3 способа выявить мнение граждан о проекте предусмотрены в статье 26.1 Закона № 131-ФЗ

Прежде чем инициативный проект будет передан в местную администрацию, он должен быть рассмотрен и одобрен жителями. Выявить мнение граждан о проекте можно тремя способами.

1. Провести сход, собрание или конференцию граждан. На каждом таком мероприятии можно рассмотреть несколько проектов. Когда проект будет передан в администрацию, вместе с ним должен быть передан и протокол схода, собрания или конференции граждан.

2. Провести опрос населения.

3. Организовать сбор подписей.

Если инициаторы опросили население, они должны приложить к проекту результаты опроса. Если провели сбор подписей — подписные листы.

Проведение опроса и сбора подписей должно быть предусмотрено в муниципальном правовом акте. Без этого данные способы использовать нельзя — нужно провести сход, собрание или конференцию граждан.

Как органу МСУ опубликовать проект

После внесения проекта в администрацию муниципального образования орган МСУ должен его опубликовать. Выполните эту обязанность независимо от того, планируют ли инициаторы привлечь софинансирование из регионального бюджета.

В течение трех рабочих дней со дня внесения проекта разместите его на официальном сайте муниципального образования. Исключение законодатели сделали для администраций сельских поселений, у которых нет технической возможности это сделать. Поселение может передать информацию властям муниципального района для публикации на его сайте. Жителей сельского населенного пункта информировать о проекте может также местный староста.

Есть пять оснований для отказа от реализации проекта на средства из местного бюджета

Укажите в публикации информацию о разработчиках проекта. Обозначьте срок, в течение которого граждане могут направлять свои замечания и предложения. Этот срок должен составлять не менее пяти рабочих дней.

В какой срок орган МСУ должен рассмотреть проект

Если проект планируется реализовать без регионального софинансирования, то местная администрация должна рассмотреть его в течение 30 дней. Отсчет срока начинается не от завершения периода, когда граждане могут вносить свои предложения, а с момента внесения проекта в администрацию. Поэтому рекомендуем отводить на представление предложений не более 10 рабочих дней. Тогда за оставшиеся две недели администрация успеет рассмотреть проект уже с учетом пожеланий и критики местных жителей.

Рассмотрение проектов, софинансируемых за счет региональных средств, регламентируется законами субъектов РФ. Примите решение по проекту в срок, который установили власти вашего региона.

По итогам рассмотрения местная администрация может поддержать или отклонить проект. В первом случае реализуйте его за счет средств жителей и бюджетных ассигнований в соответствии с решением о местном бюджете.

Когда орган МСУ вправе отказать в поддержке проекта

В статье 26.1 Закона № 131-ФЗ перечислены пять оснований для отказа от реализации проекта, инициаторы которого рассчитывают получить муниципальные средства. Этот перечень закрытый, местные власти не вправе его расширять.

Инициаторы нарушили установленный порядок. Можно отказать, если они нарушили процедуру внесения проекта либо если сам проект противоречит законам или иным нормативным документам.

У муниципалитета нет полномочий по реализации проекта. Например, проект не соответствует вопросам, решаемым местными властями, поэтому он не может быть реализован с использованием средств местного бюджета.

В местном бюджете отсутствует необходимый объем средств. Чтобы такие ситуации возникали реже, активнее информируйте граждан о состоянии местного бюджета. Включите в «Бюджет для граждан» сведения об уже реализованных проектах инициативного бюджетирования.

Недостаточный уровень эффективности проекта. В данной ситуации местная администрация обязана провести доработку проекта совместно с инициаторами и сделать его более эффективным.

На заметку: При софинансировании проекта из регионального бюджета порядок конкурсного отбора может быть иным — установленным законом субъекта. Например, регион может сохранить практику голосования за проекты

Проект не прошел конкурсный отбор. Отбор организуйте в случае, если на рассмотрение в орган МСУ представлено несколько проектов. Сформируйте комиссию. Половину ее членов должен предложить представительный орган муниципального образования. Допустите граждан, предложивших проект, к участию в его рассмотрении.

При отказе по любому из оснований администрация муниципального образования может предложить авторам проекта доработать его. Но можно отклонить проект и без предложений о доработке. Исключение — случай, когда проект отклонили из-за возможности решения проблемы более эффективным способом.

Как организовать контроль за реализацией проекта

Статья 26.1 Закона № 131-ФЗ предусматривает общественный контроль за реализацией инициативных проектов. Это требование нужно соблюдать вне зависимости от того, претендуют ли инициаторы на региональное софинансирование. Но каким должен быть общественный контроль, в новых нормах не сказано. Поэтому рекомендуем органам МСУ самостоятельно разработать методики общественного контроля за реализацией проектов. При их разработке опирайтесь на нормы Федерального закона от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации».

Как информировать местных жителей о проекте

30 дней после завершения проекта — срок, в который местная администрация должна опубликовать отчет о его реализации

Соблюдайте принцип бюджетной открытости. Разместите информацию о рассмотрении проекта и его реализации на сайте муниципального образования. Публикуйте отчеты местной администрации об итогах реализации проектов. Срок — 30 календарных дней после завершения реализации проекта. Если в сельском поселении нет возможности информировать граждан через свой сайт, направьте сведения для публикации на сайте муниципального района.

Что изменилось в Бюджетном кодексе

В Бюджетный кодекс также внесли поправки об инициативном бюджетировании. Каждому проекту нужно присвоить код классификации расходов местного бюджета.

Инициативные платежи теперь относятся к неналоговым доходам местного бюджета. Для них предусмотрен исключительно целевой характер. Это означает, что, если средства граждан не были израсходованы на реализацию проекта, их придется вернуть. Ранее средства инициативного бюджетирования отражались в местных бюджетах как безвозмездные поступления, что недостаточно точно характеризовало их целевой характер.

ВЕРА ЛЕВИНА, профессор кафедры «Финансы и менеджмент» Тульского государственного университета, член Европейского клуба экспертов местного самоуправления, д. э. н.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *