инициативное бюджетирование что это такое
Как россиян приблизят к расходам бюджета
С 1 января 2021 года вступил в силу закон, создающий правовые основы применения института инициативного бюджетирования.
Что такое инициативное бюджетирование, какие блага получают от него граждане и что необходимо сделать чтобы это явление стало массовым, рассказал в интервью «Российской газете» на Московском финансовом форуме Владимир Назаров, директор Научно-исследовательского финансового института Минфина России, в котором находится Центр инициативного бюджетирования.
Что такое инициативное бюджетирование?
Деньги относительно небольшие, но для большинства муниципалитетов и их выделение подчас не вписывается в приоритеты скромных бюджетов. Поэтому главы муниципальных образований вместе с инициативными группами граждан дорабатывают проекты, выносят их на региональные конкурсы и получают финансирование из бюджета субъекта.
Много это или мало? Смотрите, можно три года писать петиции, что в подъезде грязные и разрисованные стены, и их, конечно, когда-нибудь покрасят, но цвет и оперативность все равно будут зависеть от остатков на складе и плана по текущему ремонту дома. А можно сами инициировать и покраску стен, и ремонт дома по собственному дизайн-проекту. Выбор каждый делает сам.
С чего началось инициативное бюджетирование?
Владимир Назаров: Инициативное бюджетирование является российской версией партисипаторного бюджетирования.
В 1989 году в бразильском городе Порту-Алегри появилась первая практика партисипаторного бюджетирования. Через десять лет эту практику использовали уже свыше 140 бразильских муниципалитетов.
В России первые опыты поддержки местных инициатив и вовлечения сообществ в бюджетные решения относятся к 2007 году. В тот момент Всемирный Банк начал реализовывать практики поддержки местных инициатив в пяти муниципальных районах Ставропольского края. Начиная с 2012 года, к процессу вовлечения граждан в бюджетные решения присоединился Европейский университет в Санкт-Петербурге.
Это позволило объединить разнообразные практики: «Народный бюджет», «Решаем вместе», «Проект поддержки местных инициатив», «Народные инициативы», запустить всероссийский мониторинг и централизованный статистический учет.
Отмечу, что с этого года российская методология инициативного бюджетирования начала использоваться в качестве модельной за рубежом, как когда-то произошло с практиками Всемирного Банка в России.
Как это работает?
Владимир Назаров: Первые проекты в 2007 году реализовывала администрация Ставропольского края. Методика, положенная в основу «Программы поддержки местных инициатив», сейчас используется большинством субъектов Федерации, которые развивают инициативное бюджетирование. Ее суть: граждане сами выдвигают проекты, которые они хотят реализовать, обсуждают их на общих собраниях, подтверждают готовность софинансировать выдвинутые ими проекты в том или ином объеме. После этого инициативная группа вместе с муниципальным образованием доводят заявку до ума, и уже муниципалитет направляет ее для участия в конкурсе. Региональная конкурсная комиссия по утвержденным критериям выбирает из всех поданных заявок проекты, которые получают региональное финансирование вместе с софинансированием со стороны граждан, юридических лиц и муниципалитетов.
Почему выбран именно региональный уровень?
Владимир Назаров: Основные деньги в инициативном бюджетировании сегодня (от 60 до 70%) поступают из бюджетов субъектов Федерации. Очевидно, что регионы вправе самостоятельно определять порядок отбора и реализации проектов. Руководствуясь общей методологии инициативного бюджетирования.
Кто входит в состав комиссии?
Владимир Назаров: Чаще всего представители профильных региональных ведомств: министерства финансов, строительства, ЖКХ, сельского хозяйства. В последнее время растет представительство членов общественных советов при органах власти, экспертов.
Есть ли здесь возможности для злоупотреблений?
Владимир Назаров: Они сведены к минимуму. Критерии формализованы и члены конкурсной комиссии не могут пририсовать дополнительные балы. По большому счету, это мандатная комиссия, которая лишена возможности оценок на основе собственных симпатий и предпочтений.
Как распределяется региональное финансирование между проектами?
Владимир Назаров: При помощи специальной программы подсчитываются баллы по каждой заявке. Далее все проекты ранжируются в перечень. Потом происходит последовательное распределение средств: от лучшего проекта к худшему. По мере освоения средств какой-то из проектов становится точкой отсечения. Иными словами, если в региональном бюджете заложено 100 рублей на все проекты этого года, а в конкурсе участвовало 10 заявок на общую сумму в 200 рублей, то примерно пять проектов смогут получить финансирование.
Какие это могут быть проекты?
Какие проекты можно считать самыми востребованными?
Владимир Назаров: По данным НИФИ Минфина, в 2020 году наиболее востребованными оказались проекты дорожной инфраструктуры (12,4%), комплексного благоустройства общественных территорий, в том числе дворы (11%), места массового отдыха (13,7%), детские игровые площадки (9,2%), объекты массового спорта (7,5%), проекты в сфере образования (8,7%), водоснабжения (5,2%), уличного освещения (5%), в сфере культуры (6,8%).
С чего началась статистика инициативного бюджетирования?
Владимир Назаров: Официальная статистика началась только шесть лет назад, с 2015 года, когда по инициативе НИФИ Минфина России, появился сам термин «инициативное бюджетирование» и произошла унификация разрозненных практик, в рамках которых статистика просто не велась.
Системы сбора данных не было, как и понимания необходимости в ней. Как только явление стало федеральным, оно стало видимым для наблюдения. Соответственно официальная статистика сводится институтом по всем регионам в ежегодном мониторинге.
В чем интерес государства развивать инициативное бюджетирование?
Владимир Назаров: Сегодня нет другой технологии государственного и муниципального управления, которая давала бы столько положительных эффектов.
Безусловно, это повышение эффективности расходования бюджетных средств, как муниципальных, так и государственных. Это более дешевые и более качественные проекты: люди очень тщательно контролируют работу, которую они оплатили, и сами участвуют в реализации. Никто не даст класть асфальт в снег и утрамбовывать его лопатой. Это возможность сделать выбор в пользу долговечных решений и исключить полную переделку там, где применимы точечные решения. Большая экономия и на эксплуатации: в отношении собственных проектов совершенно иное, бережливое использование и контроль. Особенно в сочетании с качественной реализацией.
Не менее важны и социальные эффекты. Инициативное бюджетирование позволяет определять наиболее важные социальные проблемы и находить пути их решения, снимать или предупреждать социальные конфликты, в том числе за счет ликвидации информационного разрыва между властью и обществом. Участие в инициативном бюджетировании способствует повышению финансовой и бюджетной грамотности граждан, росту гражданской активности, а также уменьшению иждивенческих настроений: у людей появляется работающий инструмент для самостоятельного решения проблем. Фактически, у жителей есть возможность получить на каждый вложенный в собственные проекты рубль в среднем около 30 рублей софинансирования из региональных и местных бюджетов.
С точки зрения регионального развития обеспечивается сохранение целостности сельских территорий и отдаленных поселений. Для них проекты инициативного бюджетирования позволяют не только удержать отток молодежи, но и привлечь инвестиции. Опыт показывает, что первый реализованный опыт инициативного бюджетирования никогда не остается единственным. Люди очень быстро входят во вкус и видят разницу.
Как сейчас финансируется развитие и поддержание практик инициативного бюджетирования?
Владимир Назаров: На федеральном уровне финансирование практик инициативного бюджетирования предусмотрено в части мониторинга и изучения инициативного бюджетирования, которое обеспечивает НИФИ Минфина.
Кроме того, некоторые регионы научились распределять средства, выделяемые на федеральные проекты, используя методологию инициативного бюджетирования. Просто потому, что это заметно улучшает качество выбора. Они фиксируются в статистике как федеральные, но при этом они не предусмотрены ни одним национальным проектом или госпрограммой.
На региональном уровне административные затраты на инфраструктуру поддержки инициативного бюджетирования также минимальны. Сегодня в регионах есть 24 (33 в 2019 году) проектных центра, которые сопровождают инициативное бюджетирование, половину из них формирует действующие сотрудники региональных финансовых органов. Там, где такие центры зарегистрированы в качестве юридических лиц, работает в среднем по три-четыре человека. Таким образом административные расходы составляют не более 2-3% от государственного участия в финансировании проектов, большая часть деятельности ведется на волонтерских началах.
Одним из элементов поддержки муниципальных практик в регионах уже пять лет выступает конкурс проектов инициативного бюджетирования, который проводит НИФИ Минфина. В этом году в нем участвует 915 проектов из 60 субъектов Российской Федерации. Его итоги будут подведены на III Всероссийской конференции инициативного бюджетирования, которая пройдет в Москве 20-21 сентября. Лучшие проекты получат гранты по 100 тысяч рублей на реализацию последующих инициатив.
Что изменилось с принятием летом 2020 года профильных законов?
В чем отличие муниципальных практик от региональных?
Владимир Назаров: Содержание и стоимость проектов примерно одинаковая. Другое дело, что возможностей финансирования на муниципальном уровне намного меньше, соответственно, число проектов невелико. Есть различия в качестве организации проектов. Если на региональном уровне вся процедура отбора хорошо апробирована, то уровнем ниже много неопределенностей и сопутствующих издержек. С этой точки зрения, запланированная в законе унификация процедур и их систематизация может дать результат. Однако полноценную оценку эффективности можно будет дать только через несколько лет после начала работы по новому закону, не раньше.
Вы предполагаете дальнейшие изменения в законодательстве?
Почему вдруг акцент на молодежи?
Владимир Назаров: Инвестиции в поддержку молодежных инициатив многократно окупаются, поэтому для них вводятся преференции как для самозанятых, разрабатывается программы по развитию ранней профориентации. На этом фоне ограничения для лиц младше 18 лет требуют уточнения. Задача канализировать энергию молодежи, раннюю политическую активность в наиболее эффективные формы реализации своих прав, инновационные решения по созданию современной среды обитания. Особенно для тех из них, у кого уже есть опыт участия в проектах инициативного бюджетирования. На выходе мы получим финансово грамотное поколение с активной гражданской позицией.
Президент поручил за три года довести до 5% долю расходов муниципалитетов, определяемых с прямым учетом мнения граждан. Речь идет об инициативном бюджетировании? И как достичь такой цели?
Одним из решений мог бы стать федеральный закон об общественном (гражданском) участии, в котором будут предусмотрены все формы участия. В том числе и инициативное бюджетирование. Это позволит при утверждении для профильных ведомств индикаторов эффективности по нацпроектам или госпрограммам прямо увязывать их с положениями закона, без расширительных толкований.
Инициативное бюджетирование
В связи с тем, что появляется всё больше инициативных граждан, стремящихся участвовать в жизни и развитии своего населённого пункта и облагораживать его, развивается инициативное бюджетирование. Рассказываем, что оно собой представляет, как и зачем реализуются его проекты.
Понятие инициативного бюджетирования в законе
Под термином понимают процесс вовлечения граждан в управление бюджетом той или иной территории, то есть это когда жители принимают участие в распределении части бюджета. Для этого они выдвигают проектные идеи либо оформляют свои инициативы в виде документов (отсюда и название).
Надо отметить, что сам термин «инициативное бюджетирование» (ИБ) введён в России в 2015 г. для обозначения и объединения похожих практик, которые уже действовали в разных регионах. Имеются в виду: «Народный бюджет», «Решаем вместе» и т. д.
Популярные проекты инициативного бюджетирования:
Благодаря этой программе в населённых пунктах решаются острые социальные проблемы, но это не единственный положительный момент от её внедрения.
Эффекты от внедрения инициативного бюджетирования
Участие населения в запуске и реализации таких проектов имеет массу преимуществ. Это и возможность решения первостепенных проблем для региона, и прозрачность управления бюджетом, и эффективное его распределение, и более бережное отношение к объектам, созданным за счёт программы.
То есть экономические эффекты от её внедрения:
Здесь надо отметить, что в большинстве своём практика инициативного бюджетирования имеет ограничения по объёму финансирования государством. Для города это чаще всего 2 млн руб., для села — до 1 млн руб. В то же время, чтобы реализовать свои проекты, наряду с госсредствами в регионах привлекаются деньги муниципалитетов, бизнеса, местных жителей.
Таким образом, работа над проектами инициативного бюджетирования позволяет воспитывать ответственных граждан, вовлечённых в общественную жизнь. Также благодаря такой работе снижается социальное напряжение, повышается качество управления регионами, в том числе за счёт выявления новых ценных кадров.
Определение правовых основ инициативного бюджетирования. Предложения Минфина РФ
В законодательстве о местном самоуправлении:
Дополнительные положения законопроекта:
Алгоритм инициативного бюджетирования
В разных регионах механизмы могут быть разными. Но чаще всего предусматривается несколько шагов:
На практике для жителей того или иного региона это может выглядеть так: сначала рождается идея, на основании которой будет разрабатываться проект инициативного бюджетирования. Впоследствии его необходимо будет описать и вынести на обсуждение общественности и органам власти. На этом этапе у инициатора появятся либо единомышленники, либо конструктивные предложения, которые позволят улучшить проект.
К слову, здесь важна экспертная оценка. Она определяет, можно ли задуманное реализовать. Например, если это объект, возможно ли его установить на выбранном участке, во сколько обойдутся работы и т. д.
Затем определяются источники финансирования проекта, исполнители работ и начинаются сами работы.
Кто реализует проекты инициативного бюджетирования
Участвовать в конкурсе могут все желающие. Проект выбирается по количеству набранных баллов на конкурсной основе в соответствии с нормами закона (№ 44-ФЗ, № 223-ФЗ). Граждане, инициировавшие его, а также принимавшие участие в обсуждении, разработке, могут контролировать работы. При этом реализует проект тот, кто предложит наименьшую сумму за выполнение.
То есть реализацией занимается непосредственно тот, кто победил в конкурсе, организованном в соответствии с законодательными актами.
Информационные технологии в инициативном бюджетировании
Надо отметить, что за рубежом (в Европе, Бразилии, Азии) интернет активно используется при реализации проектов инициативного бюджетирования. Так, с помощью информационных технологий сообщают о предстоящих мероприятиях и даже обсуждают предложения и голосуют за них. В некоторых странах для этого и вовсе созданы специальные инструменты. Например, в Исландии при онлайн-обсуждениях экран делится на 2 части, чтобы участники могли оставлять свои аргументы за и против.
В РФ технологии используются пока только для того, чтобы информировать жителей о программе, а также принимать заявки по проектам.
Выводы
Инициативное бюджетирование — одна из развивающихся в России и в мире перспективных программ, которая сводится к вовлечению граждан в процесс управления бюджетом. К слову, не стоит отождествлять ИБ с бюджетированием в системе управленческого учёта, где под термином понимается процесс планирования.
В рамках ИБ граждане могут предлагать свои проекты, позволяющие решать первостепенные проблемы их региона (отсутствие транспорта, укреплённых плотин, освещения на улицах, благоустроенных мест отдыха и пр.). Если их предложения найдут позитивный отклик и при этом будут соответствовать установленным требованиям, вероятнее всего, их будут реализовывать. Для этого выберут исполнителей, которые предложат наименьшую стоимость, и те, согласно плану, будут проводить работы.
Владимир Вагин: Суть инициативного бюджетирования в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть потрачены бюджетные средства
Один из важнейших инструментов влияния на работу местных властей и контроля за расходами бюджетных средств – активное участие граждан, возможность самим определять приоритетные регионы проекты, добиваться их реализации и следить за ходом запланированных работ. Но для вовлечения населения в бюджетный процесс необходимы специальные, хорошо продуманные методики. Одна из уже проверенных и удачно зарекомендовавших себя практик – инициативное бюджетирование.
Еще в 2012 году комитет гражданских инициатив создал проект «Открытый бюджет». Главной целью этой инициативы было обеспечить прозрачность бюджетного процесса регионов и муниципальных образований. Сегодня о результатах и положительном эффекте инициативного бюджетирования нагляднее всего говорят цифры. По итогам 2016 года общая сумма средств, направленных на реализацию проектов, инициированных гражданами, составит порядка 4.5 млрд рублей. В программы инициативного бюджетирования вовлечены 16 российских регионов. А еще 19 сейчас ведут подготовку к запуску таких проектов.
Владимир Вагин: То, что мы вкладываем сегодня в понятие «участие граждан» – это действительно во многом уникальное явление. Много нового мы сделали. И очень много необычных черт есть в нашем бюджетировании. Поэтому мы называем его отдельным термином – инициативное бюджетирование. А так, для того чтобы действительно просто объяснить, что это такое – это участие граждан в вопросах о бюджетных решениях на местном уровне.
Владимир Владимирович Вагин, эксперт Комитета гражданских инициатив, руководитель Центра инициативного бюджетирования Научно-исследовательского финансового института Министерства финансов Российской Федерации, кандидат философских наук, член рабочих групп «Бюджет для граждан» и «Открытый муниципалитет» открытого правительства Российской Федерации.
Владимир Вагин: Инициативное бюджетирование – это российская версия достаточно широко известного во всем мире процесса, который называется партиципаторное бюджетирование, или бюджетирование с участием граждан. Появилось это явление в 1989 году, уже довольно приличный срок насчитывает его история.
Есть очень много стран, в которых партиципаторное бюджетирование очень активно развивается и уже применяется достаточно широко, не как пилот. В нашей стране оно началось с 2007 года, когда появились первые практики участия граждан в решении вопроса о расходовании бюджетных средств на местном, на муниципальном уровне.
Суть инициативного бюджетирования в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть израсходованы бюджетные средства
Учитывая большое количество практик в нашей стране, учитывая масштаб, который обрело это явление, мы сочли возможным назвать первый этап партиципаторного бюджетирования в Российской Федерации отдельным термином, отдельным словом – инициативное бюджетирование. Но суть этого явления неизменна. Она заключается в том, что граждане участвуют в выборе тех проектов, на которые должны быть израсходованы бюджетные средства. То есть определяет приоритет расходования бюджетных расходов.
После этого участвуют в составлении самой проектной документации, участвуют в реализации самих проектов и в последующем контроле за тем, как реализуются сами эти проекты. Вот коротко то, что такое инициативное бюджетирование.
Даже если это на муниципальном уровне, то это государственные или муниципальные средства. Это первая черта. Вторая черта – это то, что этот бюджет обязательно обсуждается, и проекты выбираются с участием представителей власти. Дальше это региональный характер этого процесса. То есть это не ради одного года делается. Это достаточно трудоемкая процедура. И первый год на самом деле достаточно сложные процедуры запуска. Но всегда ее запускают в расчете на то, что это многолетняя практика. Она становится регулярной.
Четвертая черта – это публичная отчетность. Это публичный характер. И проведение публичных собраний по обсуждению этого всего. Набор этих черт и образует описание того, что такое партиципаторное бюджетирование.
Когда мы говорим про российское инициативное бюджетирование, мы добавляем еще три особенности. Первая из этих особенностей заключается в том, что у нас граждане гораздо глубже вовлечены в процесс принятия решений. Вторая особенность нашего инициативного бюджетирования и в том, что мы гораздо глубже интегрированы в административную и бюджетную систему страны.
То есть у нас не параллельно существует эта практика бюджетному процессу. Она у нас существует в рамках бюджетного и административного процесса. Особенно на местном уровне.
И третья особенность – это широкое распространение софинансирования в наших проектах. Это софинансирование, которое бывает трех видов. Первое – это софинансирование со стороны муниципалитетов, государственных расходов или государственных субсидий, которые на эти цели выделяются. Второе – это софинансирование со стороны граждан. И третье – это софинансирование со стороны бизнеса. Это три разных источника софинансирования.
Сейчас действительно такое время, когда мы можем сравнивать то, что было в первых проектах, которые уже без малого 10 лет назад начались, и то, что сегодня происходит в этих районах и этих местах. Все это происходило в Ставропольском крае. Именно там в 2007 году впервые была реализована программа поддержки местных инициатив. Ставропольский край эту программу запустил для того, чтобы выровнять социально-экономическое развитие восточных районов Ставропольского края. Если посмотреть географически, это районы, примыкающие к Калмыкии. Самые неблагоприятные районы Ставропольского края. Оттуда был высокий отток населения, люди продавали дома, уезжали оттуда как раз в то время. Эта программа должна была содействовать тому, чтобы остановить миграцию населения из этих районов.
Сегодня можно сказать о том, что отток населения из этих районов прекратился. Сегодня нет на продажу ни одного дома в селе Родниковском, который был первым селом, где эта программа реализовывалась. И сами представители этих поселений говорят, что да, это произошло благодаря программе поддержки местных инициатив.
За эти годы появился так называемый кумулятивный социальный эффект от этих проектов, когда реализуемые каждый год, накапливаясь каждый год, сегодня руководитель поселения села Родниковского, который сказал: «Мне кажется, что культура у людей изменилась за эти годы, пока мы все вместе реализовали эти проекты».
Или другой пример – в селе Каменная Балка. Совершенно замечательное село. Глава поселения – женщина, которая три года пыталась запустить через программу поддержки местных инициатив ремонт своего дома культуры. Ей надо было 9 млн рублей. Ей 9 млн рублей не давали, потому что потолок субсидий – 2 млн рублей в Ставропольском крае, да и в большинстве краев и областей на эти цели. И она никак не могла эти 9 млн рублей получить, пока не поняла самого важного: что ей важно этот проекта ремонта не в один год можно сделать, а сделать его за несколько лет. Но при этом чтобы люди учители и сам муниципалитет участвовал в этом районе. Вот мы были как раз в этом отремонтированном Доме культуры, смотрели на него. Меня поразило то, что вокруг этого дома культуры. Я такого розария нигде не видел. У них все село в розах. Они сделали прекрасное пожарное депо. Сами сделали. Потому что они, как никто, понимают, что такое пожар летом, когда еще хлеб не убран. Они сделали великолепную детскую площадку. У них много проектов… В каждом из этих сел точечные эти проекты. Но это самое важное, что нужно было в этом селе в это время сделать. И поэтому сегодня села уже действительно накопили такой потенциал, который изменил настроения людей, живущих в этих селах. Они захотели там остаться. И это стало изменение их малой родины, которая фактически является тем самым дополнительным социальным эффектом инициативного бюджетирования, о котором мы все время говорим как о самой важной черте инициативного бюджетирования.
Несмотря на то, что координатором этой деятельности является Министерство финансов Российской Федерации, для которого в самом деле есть совершенно очевидная выгода. Повышается эффективность бюджетных расходов. То есть фактически вложенный рубль государственных средств приносит гораздо больше, чем любая другая практика. Я всегда рассказываю очень простой пример. Когда мы говорим про социальные эффекты инициативного бюджетирования, я один пример говорю: вот дорога строится. Если это инвестиционный проект, что спрашивают со строителей после этого? Сколько построено, за какие деньги и качество. Кто еще что спросит? Никаких эффектов никто не спрашивает у строителей дорог. Если эта дорога построена с помощью инициативного бюджетирования, то возникает целый набор дополнительных эффектов. В их числе мы можем сказать, что эта дорога странным образом оказывается дешевле, чем та дорога, которая была спроектирована по-другому.
Ответственный гражданин формируется в проектах инициативного бюджетирования
Второе. Люди софинансируют, определив, что это в числе приоритетов расходование средств для них является. Эксплуатационные издержки люди берут на себя. Люди начинают за этой дорогой следить. Лишний раз они не позволяют… Много таких прецедентов было, когда люди перед лесовозами становятся и не пускают их на ту дорогу, которую они на свои деньги построили. Таких случаев было много. То есть это набор экономических эффектов. Есть институциональные эффекты. Образование и навыки появляются у руководителей совсем другие. Местного самоуправления в первую очередь. Они учатся проектным основам организации. У них появляются навыки организации совместного с гражданами труда. Они собрания заново учатся проводить, так чтобы достигать компромисса. И социальные эффекты (наверное, самое важное здесь) – это как раз эффекты, направленные на укрепление чувства соседства. И появляется тот самый ответственный гражданин, которого мы везде ищем. Мы говорим: дайте ответственного гражданина к нам. Его к нам привезут, что ли, откуда-то? Он откуда возьмется то? Он в таких проектах и формируется.
И это все приводит к тому самому замечательному эффекту, когда появляются люди, которые интересуются не политикой где-то вверху, а которые интересуются тем местом, в котором они живут, как оно устроено, как его обустроить дальше, каким образом здесь навести порядок. И вот те самые люди и являются на самом деле главной задачей нашего проекта. Хотя это не главная задача с точки зрения прямого эффекта. Это один из дополнительных эффектов, как мы говорим, инициативного бюджетирования. И в этом его прелесть. Мы реализуем, казалось бы, обычные проекты. А в ходе реализации этих проектов у нас появляется целый набор интереснейших дополнительных эффектов, которые делают вложения в инициативное бюджетирование и его развитие гораздо более выгодным и весомым, нежели чем любые другие государственные инвестиции.