информационное творчество что это
Цифровая креативность, или как технологии влияют на творчество?
Но если нам важен глобальный творческий сдвиг, возможно, стоит взглянуть на те 24 %, чьи проекты создаются и развиваются в цифровом мире. Стоит задуматься о технологиях, помогающих преодолеть клише. Они дают новое видение потребностей архитектуры и роли архитектора, а главное, обеспечивают бесшовное соединение между проектированием и фактическим воплощением любого проекта.
Многие известные 2D-решения вроде AutoCAD и Microstation вытесняются гигантами BIM (Building Information Modeling): по прогнозам, их рынок вырастет в стоимостном выражении более чем на 300 % к 2020 году из-за эффективности и рационализации рабочего процесса. Кори Брюггер, возглавляющий технологии проектирования в Morphosis, считает BIM «гибкой средой для интегрированного процесса проектирования», что позволяет одновременно «изучать сложные архитектурные пространства и координировать создание запутанных систем».
Хотя Morphosis, по их словам, предпочитает синтез творчества и практичности, большинство специалистов на рынке сосредоточены не на творческом опыте использования ИТ, а на точности, координации, простоте, рациональности, анализе и скорости. Казалось бы, те же 70 % респондентов исследования Architectural Review полагают, что цифровые технологии улучшили их творчество, но фактически они помогли быстрее завершить процесс или открыли новые возможности — как, например, командная работа над проектом в «облаке».
Однако некоторые новшества, пришедшие в архитектуру, вряд ли останутся «просто инструментом» ускорения труда. Например, 3D-печать, которая буквально трансформирует виртуальное в реальность. И здесь меняется сама роль архитектора, несмотря на пока редкое использование технологий 3D-печати: лишь около 25 % респондентов исследования Architectural Review указали наличие 3D-принтера в своем офисе (в первую очередь, это Великобритания и США).
3D-печать, возможно, пока не нашла своего применения в повседневной жизни, но несколько крупномасштабных проектов на ее основе уже продемонстрировали свой потенциал. В то время как многие специалисты высоко оценили экономию времени, а также визуальный потенциал этих устройств в презентации для клиентов (виртуальный мир, переходящий в реальность прямо на ваших глазах, всегда впечатляет), на другом конце спектра оказалась быстрая конструкция цельного прототипа жилья. Это любопытный шаг, в котором модель или прототип в масштабе 1:1 перестает быть прототипом и становится, по сути, конечным результатом.
Форма теперь возникает не из соединения частей, но из множества наслоений: слой за слоем строительный материал выдавливается наружу, как зубная паста из тюбика, и появляется объект любой конструкции и состава. Например, в 2016 году китайская компания WinSun Decoration Design Engineering завершила самое высокое здание, напечатанное на 3D-принтере: оно построено слоями из материалов, содержащих стекловолокно, сталь, цемент и строительные отходы.
Традиционная архитектура тоже экспериментирует с технологиями, используя дроны не только для фотографирования объектов сверху (так делает 30 % архитекторов), но и для поднятия легких строительных блоков, как в ETH Zürich; или применяя «роботизированные краны», «кработы» (crabots), как в проекте BIG и Томаса Хитервика California HQ для Google, где кработы занимаются сборкой элементов на месте. Подобно 3D-печати, такая технология явно увеличит скорость и безопасность стройки. К тому же кработы, скорее всего, смогут изменять и ремонтировать здание изнутри, через серию команд от оператора.
Говоря о «цифровой эре дизайна», нельзя обойти вниманием такое явление, как «дома с открытым исходным кодом», например, словенский Xh house от Григорича Деклева, созданный в рамках проекта Paperhouses Джоанны Пачеко. Начатый в 2013 году, он дает живой пример архитектуры как технологий, приглашая архитекторов разработать цифровые дома, которые затем могут быть загружены и построены кем угодно в любом месте. Здесь, по словам Деклева, архитектура сводится к «написанию кода» и передаче файлов, и такие проекты могут стать системой для создания доступного дизайнерского жилья. Архитектура становится технологическим оператором «с открытым исходным кодом».
Менее инновационное, но закономерное применение находит в архитектуре и виртуальная реальность (Virtual Reality, VR), хотя ее инструменты используют лишь 20 % проектных бюро. Она позволяет быстрее увидеть и ощутить результаты проектирования: эффект присутствия на объекте нередко меняет представление о макете и уж точно поможет клиенту и заказчику быстрее понять друг друга.
Смогут ли такие технологии привести нас к демократичному архитектурному завтра, где каждый станет и творцом, и строителем? Студенческий проект в Лондонской школе архитектуры — Swarm («GitHub для архитекторов») — пробует ответить на этот вопрос. Этот «манифест альтернативной архитектурной практики» основан на сотрудничестве и экономике обмена, «народной архитектуре», когда пользователь берет свой смартфон и участвует в создании или корректировке проекта «на лету» по мере сил и умений.
Если такие системы «взлетят», разрыв между элитным или государственным и частным строительством может сойти на нет — архитектура действительно пойдет в народ. Тем более что этому способствует развитие пользовательских технологий вроде Google Cardboard, превращающей смартфон в простое VR-устройство. Бруно Тонелли из Studioartec в Италии рассказывает, что такие разработки сильно влияют на бизнес: «При стоимости в 20 евро каждый из ваших клиентов может иметь такое устройство. И оно действительно помогает им понять любую концепцию, не уменьшая их желания увидеть в итоге реальный объект».
Kao Design Group из штата Массачусетс тоже недавно начала экспериментировать с VR-технологиями в своих рабочих процессах, обзаведясь VR-ориентированными рабочими станциями Dell Precision и новейшим графических решением Quadro от NVIDIA. Беспроигрышная комбинация, когда дело доходит до мощных визуализаций, ведь рабочие станции сами постоянно обеспечивают наилучшую производительность приложения с Dell Precision Optimiser. Проект отрисовывется в Unity3D и отображается в Google Cardboard для Android. «Я за специализированные VR-системы, — говорит архитектурный дизайнер Kao Рэнд Лэмли. — Вместе с Oculus или Vive, например, мы можем создать собственные “виртуальные павильоны” для клиента на каждом этапе». Опыт Као Design Group показывает, как с минимальными вложениями аппаратных средств создать действительно захватывающую среду для клиентов, чтобы те могли по-настоящему испытать свои проекты без лишнего вмешательства в экологию.
Технологию Dell использовали для проекта жилой зоны в Карибском море. Дроны сделали фотограмметрию, и на ее основе был построен реалистичный рельеф местности. «Как только конструкторы надели очки, они поняли, насколько плотно связаны некоторые из пространств, — говорит Лэмли. — Эта проверка была действительно полезной для дальнейшего благоустройства среды, ведь архитектор и клиент могли ходить вокруг своего дома и чувствовать поток пространства. А при моделировании материалов и мебели мы можем получить еще больше обратной связи».
Барри Дайнин из австралийской компании BVN тоже подтверждает эффективность такой технологии. В процессе проектирования рабочая станция Dell Precision T5810 с графикой NVIDIA обеспечили клиентам BVN полноценное погружение в проект.
«Мы использовали этот подход в конкурсе на строительство австралийского посольства в Вашингтоне, — говорит Дайнин. — Он позволил комиссии действительно ощутить дизайн, а не увидеть его, что оказалось простым, но мощным различием при скромных затратах на аппаратные средства».
Сейчас BVN использует видеоигровые технологии с четырьмя VR-гарнитурами в своем офисе. Конечно, VR-технологии не новы; но теперь благодаря игровой индустрии вместо инструментов визуализации за 100 000+ евро можно купить гарнитуру дешевле 1 000 евро и получить более впечатляющий результат.
И как бы сегодня ни воспринимались цифровые новшества в архитектуре, их обширное проникновение в творческий процесс неизбежно из-за постоянного улучшения, тиражирования и удешевления таких инструментов, как 3D-принтеры и материалы для них, аппаратные компоненты обработки и передачи данных. Так было со многими идеями, изменившими мир, — от сотовой связи и интернета до мощных компьютеров, которые теперь дешевы и компактны настолько, что любой школьник спокойно носит их в своем кармане. Без сомнений, мы станем современниками захватывающего зрелища: мы наконец увидим, как создаются дома и города будущего.
Информационное творчество что это
Ценность творчества в информационном обществе.
Аннотация: в данной работе автор попытался представить место творчества в информационном обществе, обозначил проблему ценности творчества и пришёл к выводу, что информационное общество, как переходный этап на пути к новому обществу, актуализирует творчество, но вместе с тем определяет его кризис, ставящий вопрос о саморазрушении.
Ключевые слова: информационное общество, трансформация ценностей, творчество, интернет.
В процессе «переоценки ценностей» происходит борьба крайностей. В информационном обществе ценности трансформируются из ценностей-целей в ценности-средства (то, что должно быть целью, становится теперь средством), а из ценностей-средств в ценности-цели (то, что должно быть средством, теперь цель), и это всё характеризуется через преломление ценности информации. То есть характер информации определяет всё остальное. Информация, как мы знаем, это некие сведения, данные, которые могут являться результатом отражения одного объекта в другом, что в дальнейшем может использоваться для управления или других воздействий. Информация является средством контроля и ориентиром для действия. В современном обществе ключевым становится контроль. Не стремление к знанию и познанию определяет саму информацию, а контроль. Стремлением к знанию и познанию обладает человек, который выводится из системы современного информационного поля. Контроль над информацией строит свою реальность, свои знания (свою интерпретацию фактов). Интернет же выступает, как попытка высвободить информацию из-под контроля, но государство и общество постоянно стремится взять в свои руки контроль над интернетом с переменным успехом (вводя запреты, блокировки, судебные преследования и т.д.). Именно нежелание быть свободным (а значит, и быть ответственным за свою собственную жизнь) и недостаток времени для отбора и анализа информации, отсутствие сопротивляемости к разнообразию манипулятивной информации, порождают желание построить новое общество контроля. Если ранее общество строилось на основе традиций, то сейчас, с разрушением традиций, возникает безликий контроль – власть, которой отдаются люди, которые не пережили своё детство, свою тысячелетнюю архаичную безответственность. Постоянная переживаемая необходимость в переносе ответственности на кого-либо другого или на абстрактную систему, только не на себя (находится «покорнейший раб», который по иронии судьбы, по сути, становится тираном, а те, кому он покорнейше служит, становятся его рабами), характеризует не просто незрелость, но в условиях современного общества, ещё и кризис на пороге необходимости перемен. Человек впадает, по выражению В.Франкла, в экзистенциальный вакуум (внутреннюю пустоту и бессмысленность) и, чтобы как-то избежать ответственности (как при возникновении скуки человек не желает действовать, чтобы изменить своё тягостное состояние, так как даже само действие, собственная активность человеку скучна и бессмысленна) за своё состояние, пытается вернуться к былой определённости. Осознав поле своего бытия и неопределённость будущего, человек ещё пытается защититься «светлым» прошлым. Да и прошлое становится неопределённым, оно лишь есть разнообразие интерпретаций. Память смешивается и производит различные агглютинации (склеивание несвязанных мыслей) и контаминации (ложные воспроизведения), так создаются различные «новые хронологии». Информационное общество в этом контексте – именно то кризисное состояние, когда должен произойти переход в новое состояние, решение проблемы.
Обилие информации порождает новые стереотипы и предрассудки, без которых сложно ориентироваться, и человек вновь деиндивидуализируется и, если ранее он был неотделим от природы, потом от рода и общины, то теперь он неотделим от безликой массы. Творческий потенциал там и там сводится к воспроизводству и потреблению, с отличием в том, что в информационном обществе всё гипертрофированно.
Современное общество, не смотря на постоянные разговоры об открытости, стремится к закрытости (примером служит религиозный фундаментализм, технократический фундаментализм), иерархизации (традиционные иерархии, потребительские, бюрократические), стремится к предсказуемости (с помощью контроля, но на практике оказывается, что нам не хватает контроля, и всё ведёт себя непредсказуемо, что ещё больше усиливает стремление к контролю, к усилению и тоталитаризации государства).
В творческом обществе источник творчества внутренний, а не внешний, общество должно быть направлено на созидание, а не просто на воспроизводство. В аутентичности творчества присутствует непредсказуемость, что выглядит опасным в обществе всеобщего контроля, непредсказуемость здесь расценивается как угроза порядку, безопасности и стабильности системы. Но именно в информационном обществе пробиваются ростки, разрушающие иерархии, стремящиеся к равноправию, разнообразию, непредсказуемости, творческому многообразию, открытости и раскоммерциализации, ценности творческой личности, а не безликой массы. Творчество начинает проявляться во всех позициях: от отношений внутреннего (личности) и до внешнего мира (отношение к природе), с целью создания единой творческой биосистемы. Интернет не просто электронная копия реальности, а новая человеческая параллельная реальность. Реальность биологическая, таким образом, расширяется виртуальной. Первая реальность, при этом, не может быть заменена второй, но и первая без второй теряет что-то. Эти реальности равно должны сосуществовать вместе, не заменяя друг друга. Но стоит не забывать о первенстве и основе лежащей в первой реальности – природе. Виртуальность лишь является способом перехода творчества за пределы реальной действительности.
С позиции марксизма «ценность представляет собой объективную значимость явления» [3., С.33]. Творчество является именно объективно значимой характеристикой самого человека. И отличие информационного общества в том, что эта характеристика способна помочь человеку перейти в новое общество или же самоуничтожиться, оставшись в парадигме индустриализма, когда промышленность всё, а человек ничто.
Итак, информационное общество – это переходный этап между индустриализмом и новым обществом. Информационное общество ещё не творит, а производит, цель же перейти к творчеству. Пока же ценность творчества остаётся нереализованной под грузом отчуждения и подмены его капиталистическими и редукционистскими направлениями креативности.
1. Беляева Е.В. Традиционное творчество и современный креатив // Феномен творчества в образовательном процессе: материалы VIII науч.-метод. конф. фак. филос. и соц. наук БГУ. Минск, 16 марта 2011 г. / Под ред. И. Л. Зеленкова, А. А. Легчилин. – Минск: БГУ, 2011. – с.11-13;
2. Большой психологический словарь / Под ред.Б.Г.Мещерякова, В.Н.Зинченко – М.: ЕВРОЗНАК, 2003 – 632с.;
3. Кузнецов Н.С. Человек: потребности и ценности – Свердловск: Изд.Уральского ун-та, 1992. – 145с.;
4. Мантатова Л.В. Стратегии развития: ценности новой цивилизации – Улан-Уде: Изд.ВСГТУ, 2004 – 242с.;
5. Современная западная философия: Словарь / Под ред. В.Малахова, В.Филатова – М.: ТОН-Остожье, 1998 – 544с.;
6.Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А.Ивина – М.: Гардарики, 2004 – 1072с.;
7.Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л.Ф.Ильичёв, П.И.Федосеев и др. – М.: Советская энциклопедия, 1983. – 840с.;
8.Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / Пер. с франц. С.Табачниковой – М.: Касталь, 1996. – 448 с.
Информационное пространство чувств. Творчество
Глава двадцать три.
Наблюдая за работой пары голубей при устройстве ими гнезда, невольно возникает мысль, сравнить их работу с работой людей. Наблюдаемый факт того, что гнездо вьёт голуб, укладывая ветки с особой тщательностью, а голубка доставляет строительный материал, поскольку строительная площадка отсутствует для заблаговременной заготовки строи-тельного материала. В Германии в строительстве применяется голубиная технология, называемая стройка с колёс.
Интересно наблюдать, когда голубка принесет ветку и продолжительное время спокойно ждёт, удерживая её в клюве, пока партнёр не уложит предыдущую. А тот старается, как высококвалифицированный специалист, стремится уложить ветку так, чтобы она была взаимосвязана с другими ветками и создавала прочный каркас гнезда. Вероятно, он думает.
Для этого он много раз её укладывает, вынимает и снова засовывает, находя образующуюся взаимосвязь между ветками. По всем признакам голуб обладал чувством творчества, по мнению автора, поскольку подходил к качеству гнезда с ответственностью, характеризующую творчество. И всё это делалось только клювом, рук то нет. Только, откуда с его птичьими мозгами, могло быть чувство творчества, могут подумать наши мозги. Ведь люди, не понимая информационных способностей птиц. Понятие «птичьи мозги» используют в шутку для характеристики некоторых своих собратьев.
То, что информационное чувство творчества досталось людям от ниже стоящих в иерархии эволюционного процесса развития живых систем, сомнению не подлежит. Это находит подтверждение в том, что самосо-знание изучает (включает разум) опыт живых систем, использует ими созданные элементы, многие из которых не может повторить.
Многие вещи самосознание людей позаимствовало и продолжает заимствовать у обитателей планеты, без лицензионного соглашения. Природа, в свойстве распространения информации, не терпит лицензии. По-этому, с появлением интернета, появились пиратские копии программ, которые значительно увеличили скорость распространения информации и, соответственно, творческий потенциал. Лицензия — это преграда развития.
Самосознание не умеет пользоваться непосредственно информационным чувством творчества, как птицы и другие живые системы, и поэтому ищет материализованный аналог (способ познания) возникающему чувству творчества в разумных целях развития жизни на планете. Информационные чувства проявляются в подсознании и не подвластны влиянию самосознания, самосознание может только управлять их результа-тами, возникающими в ощущениях.
Птицы своими творческими способностями превосходят способности животных в проблеме устройства среды обитания. Некоторые птицы про-износят слова из речи людей, а люди подражают пению птиц, называя это искусством или творчеством. Например, романс «Соловей» русского композитора А.А. Алябьева (1787—1851), исполняют многие солисты, как вершину творческого мастерства. Чувство творчества принадлежит всем, вероятно, муравьям тоже.
А как быть с артистами, которые создают только образ, уже существовавшего некогда или просто выдуманного другим автором героя, ведь их также считают творческими работниками, а не лжетворцами.
С информационной точки зрения, произведения созданными с чувством творчества, несут энергетический информационный заряд многие века, пока не разрушатся, перестанут излучать энергию или не будут уничтожены. Не в пример граффити, тоже творчеству самосознания. Сотворённый сценический образ живёт на протяжении действия спектакля.
Что-то с этим творчеством не совсем понятно, сказал бы пекарь, который не творит, а выпекает хлеб для творцов, иначе без оного творить уж очень тяжело, по себе знаю, когда есть хочется, на творчество не тянет душа при пустом желудке, если не находишься в творческом экстазе.
Вот кулинария – это другое дело, здесь не паханая нива для творчества, которая так и называется кулинарное искусство, считай творчество, к сожалению, срок жизни этого творчества короткий, но вкусный.
О творчестве говорят, как о своей реакции на воспринятую (полученную) информации от органов зрения и слуха, которое часто согласуется с мнением авторитетов – специалистов. Экскурсоводы картинных галерей или выставок, расскажут о картине и её авторе столько, сколько сам автор не смог бы сказать. Но, это их хлеб творчества.
Творчество — это искусственное создание нечто, что до этого не могло отображаться ни в поле зрения, ни в пространстве звуков.
Глагол «творить», который образует существительное «творчество», ко-торое принадлежит всем и все им пользуются постоянно. Читая эту ста-тью, читатель занимается творчеством по отношению к излагаемому содержанию, с чем-то не соглашается, что-то встречает впервые и творчески осмысливает, и по-разному реагирует, чем-то возмущается, чем-то интересуется. Проходит мыслительный творческий процесс.
Нельзя оспаривать положительное воздействие литературных образов, воплощенных на сцене театра или экране в кинотеатре на процесс формирования самосознания людей. Не путать понятия «формирование» и «развитие».
Искусство, продукт самосознания, использовавшего информационное свойство развития, существует как средство формирования самосознания в процессе развития социальной среды. Это вписывается в алгоритм развития жизненных процессов. Но, как иногда бывает с самосознанием, что оно служит не только положительному направлению развития, но и способствует разрушительным процессам, сопровождающими процесс развития жизни.
Все творят и хорошее, и плохое и не только в искусстве, а в жизни вообще. Творчество это неотъемлемая, составная часть процесса всех живых систем. Люди в отличие от всех остальных живых систем наделены способностью вносить в творческий процесс свой алгоритм развития творческого процесса.
Содержание информации, составляющей энергию творчества направлено на процесс формирования человеческих качеств в самосознании людей. Энергия творчества имеет вектор направленности на развитие человеческих качеств, но людям свойственно заблуждаться в силу разных при-чин и тогда их энергия творчества превращается в разрушительную силу.
Творчество, понятие, смысл которое выражен самосознанием в словарях и энциклопедиях, это только его материальное отображение, доступное органам чувств. Самосознание заостряет внимание людей на элементы, составляющие материальные ценности, качество которых определяется той энергетической составляющей, которая вызывает соответствующие чувства у созерцателя или слушателя.
Творчество в самосознании выражается двумя категориями: развитие и создание, но преобладает понятие «создание» потому, что оно относится к материальному аспекту. А процессы развития существуют как бы сами по себе. Но это не так. Любое развитие есть превращение энергии информации замысла (содержания) в материальном выражении доступном органам чувств. Всё создаётся руками под управлением возникшего чувства творчества и контроля органов чувств. Когда один из составляющих элементов отсутствует, творчество не возможно.
Наше мышление работает с категориями, которые опираются на материальный базис, доступный органам чувств. К духовной составляющей, которая является базисом человеческих качеств, самосознание имеет отношение только тогда, когда в этом появляется потребность, а не постоянное потребление.
Энергия творчества является энергетической составляющей информационного пространства чувств, относящейся к свойству развития. Свойство развития — это закон природы, или алгоритм информационного пространства, по которому осуществляются все процессы развития. Участвуя в творчестве развития жизни, мы наблюдаем не только достижения в развитии человеческих качеств, но и трагические ситуации, несущие катастрофы миллионов людей, под воздействием нашего же самосознания, не способного ориентироваться в информационном пространстве соответствующему разуму.
Результатами чувства творчества одних поколений, пользуются их наследники. Без творчества композиторов прошлого времени, мы бы слушали только современную музыку, которая отображает состояние нашего самосознания, были бы лишены положительной энергии, посещая музеи. Не будь человеческого чувства творчества у людей мы бы, как животные, наблюдали естественные сотворения природы, горы, ре-ки, озёра, водопады. Только в отличие от них, людям присуще чувство в разной степени красоты, то есть в умении самосознания чувствовать положительную энергию, излучающую творениями природы.
Чтобы оценить свойство творческого развития, для примера кратко проанализируйте процесс развития самой информации которой мы пользуемся. Суть информации заключается, не в содержании, а в скорости распространения. Содержание — это её наполнение. Произошло значительное развитие скорости передачи (скорость связи), объёмов содержания и других параметров, характерных для информации.
Все технические и технологические атрибуты, направлены на обеспечение скорости передачи содержания, составляющего информативную часть, доступную для восприятия самосознанием. И такие изменения скорости происходят во всех переменных процессах, подверженных развитию. Иного быть не может, иначе будет отсутствовать процесс развития. Но статья не об этом.
Может возникнуть вопрос, какая связь между скоростью и энергией творчества? Почему мы предпочитаем скорость самолёта дилижансу, вероятно потому, что мы хотим быстрее получить информацию, будь то встреча родителей или друзей, быстрее насладится информацией места отдыха. И для решения скоростной проблемы передвижения без чувства творчества обойтись невозможно.
Энергия творчества направлена на развитие духовных качеств, то что мы называем различными областями искусства. Искусство представляет различные формы воздействия на самосознание в процессе развития его духовной составляющей бытия или человеческих качеств.
Процесс духовного развития, медленный творческий процесс, занимает несколько поколений. Надо помнить, что самосознание — это открытая логическая система, подвержена влиянию энергии информации внешней социальной среды. В результате воздействия внешнего энергетического потенциала самосознание в своём развитии идёт по пути проб и ошибок, а не по алгоритму развития разума.
Нельзя смешивать понятия «развитие» и «воспитание». Воспитание это всего лишь элемент процесса развития. Возрастающая скорость передачи информации и её объёма и выполняет роль ускорителя творческого духовного роста самосознания.
Рассматривая чувство творчества нельзя не обратить внимание на такое понятие, как «вдохновение». Все, иногда в разной степени, при выполнении не только творческой работы испытывали чувство удовлетворения, которое не заглушала даже лёгкую усталость. А это потому, что на подсознательном уровне, самосознание беспрепятственно получало энергетическую составляющую информационного пространства, не затрачивая внутреннюю энергию. Решение приходило как бы само и процесс творчества ускорялся.