индейцы и буряты что общего
Новости Бурятии и Улан-Удэ в реальном времени
Индейцы прибыли в Улан-Удэ в поисках общего с бурятами предка
Настоящие индейцы из Северной Америки совершили большое путешествие по Прибайкалью, чтобы отыскать связь с коренными народами Сибири
Не так давно мир потрясла научная сенсация – международная группа ученых из США, Европы и России, при исследовании ДНК скелета мальчика, жившего 24 тысячи лет назад, выявила генетическую связь индейцев и древних жителей Предбайкалья. Скелет этот был обнаружен в Иркутской области в конце 1920-х годов, на месте известной позднепалеолитическиой стоянки древнего человека в селе Мальта и хранился в Эрмитаже. Генетики также выявили, что ДНК ребенка совпадает с ДНК современных североамериканских индейцев на 38%, а это значит, что между этими народами мог существовать один общий предок.
Воодушевившись этими данными, четверо индейцев из Северной Америки прибыли в Сибирь, чтобы лично убедиться, насколько индейский и бурятский народы похожи, а также найти параллели в таких разных на первый взгляд культурах. «АиФ-Иркутск» сопровождал иностранных гостей в путешествии по Иркутской области и Бурятии.
Американские гости шутят, что если просверлить дыру в земле насквозь, то мы окажемся в Оклахоме. То есть буряты и индейцы живут ровно на противоположной стороне земного шара. Между нами 12 часов разницы, тысячи километров дорог и океанов, и при этом общая, хоть и такая далёкая, история. По российской версии, предок бурят и индейцев проживал в Сибири и из-за суровых климатических условий около 10 тыс. лет назад через Берингов перешеек мигрировал через Аляску в Новый свет. По американской же версии, всё произошло с точностью до наоборот.
Поездка случилась во много благодаря межкультурному проекту «От человека к человеку» и общественной организации «Центр бурятской культуры». Планированием визита американцев центр начал заниматься еще в начале этого года.
Сдержанная, но торжественная красота острова поразила супругов Конниверди. Они часами гуляли у берегов Байкала, особенно по утрам. По их словам именно утром, в безлюдное время можно почувствовать энергию этого места.
В столице Бурятии Улан-Удэ индейцы встретились с председателем Гуннского фонда Олегом Булутовым. Он рассказал зарубежным гостям о знаменитом археологическом комплексе «Гуннское городище», который находится в Иволгинском районе. Именно это городище способно пролить свет на происхождение многих народов и племён. К сожалению, в настоящее время раскопки там приостановлены и неизвестно, когда археологи смогут вновь к ним приступить.
Индейцы были приятно удивлены, что и в Прибайкалье серьезно занимаются изучением родства между народами Сибири и индейцами.
В Оклахоме Крикет активно ратует за сохранение языка, разрабатывает программы, составляют словари и записывают легенды, развивают учебные центры, где все желающие индейцы племени Кайова могли бы изучать свой родной язык. Но, как отмечает Кевин, желающих его изучать совсем немного, поэтому они делают всё возможное, чтобы сохранить свою культуру в танцах и песнях.
Точно такие же проблемы уже остро стоят перед бурятской нацией. Язык постепенно выходит из употребления, в школах его не преподают, да и желающих изучать самостоятельно наберётся немного. Как уже не раз писал «АиФ в ВС», в ближайшие 40 лет бурятский язык может полностью исчезнуть.
Как индейцы искали общего с бурятами предка в Сибири
Индейцы Северной Америки попытались отыскать связь с коренными народами Сибири
Не так давно мир потрясла научная сенсация – международная группа ученых из США, Европы и России, при исследовании ДНК скелета мальчика, жившего 24 тысячи лет назад, выявила генетическую связь индейцев и древних жителей Предбайкалья. Скелет этот был обнаружен в Иркутской области в конце 1920-х годов, на месте известной позднепалеолитическиой стоянки древнего человека в селе Мальта и хранился в Эрмитаже. Генетики также выявили, что ДНК ребенка совпадает с ДНК современных североамериканских индейцев на 38%, а это значит, что между этими народами мог существовать один общий предок.
По зову предков
Американские гости шутят, что если просверлить дыру в земле насквозь, то мы окажемся в Оклахоме. То есть буряты и индейцы живут ровно на противоположной стороне земного шара. Между нами 12 часов разницы, тысячи километров дорог и океанов, и при этом общая, хоть и такая далёкая, история. По российской версии, предок бурят и индейцев проживал в Сибири и из-за суровых климатических условий около 10 тыс. лет назад через Берингов перешеек мигрировал через Аляску в Новый свет. По американской же версии, всё произошло с точностью до наоборот.
Ясно одно, что между двумя народами много общего и тесные культурные связи непременно должны быть построены.
Брент Лернит по центру, супруги Конниверди 3 и 4 по счету слева.
Всего из Оклахомы в Сибирь приехали шестеро человек, из трое из них — коренные индейцы. Супруги Кевин и Крикет Роадс Конниверди из племени Кайова: Кевин — режиссер, танцор, художник, мастер народного искусства и танцовщик, известен своими работами в традиционной индийской технике с перьями и бисером, его работы заказываются музеями и частными коллекционерами. Кевин входит в число чемпионов мира как военный танцор, кроме того он занимается культурно- просветительской деятельностью и рассказывает об американских индейцах в Оклахоме на национальном и международном уровнях. Его супруга Крикет известна на родине как народная сказительница, снималась в таких известных фильмах как «Последний из могикан» и «Легенда о Билли Файле», имеет степень бакалавра Университета штата Оклахома по специальности «Исследование Американских индейцев».
Маршрут для индейцев был продуман достаточно сложный, но интересный: Иркутск — Усть-Орда — Ольхон — Баргузин — Курумкан — Улан-Удэ — Иркутск. И в каждой точке своего путешествия гости знакомились с бурятскими художниками, музыкантами, изобретателями и простыми людьми.
Мастер-класс по индейским танцам. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Во время каждой встречи американцы с радостью демонстрировали собственные традиции: танцы, песни и игру на народных инструментах. Удивительные облачения коренных индейцев вкупе со старинными народными напевами создавали очень зрелищный эффект, перенося в ту далекую эпоху, когда люди ещё верили в мир духов.
Ольхон — место силы
Конечно же, самым желанным пунктом в путешествии стал остров Ольхон. Жители его «столицы» — села Хужир подготовились ко встрече с «родственниками» основательно: в программе знакомства были интересные и познавательные спектакли, постановки, танцы с национальным колоритом. Наши гости с удовольствием учились танцевать ёхор и петь бурятские песни. А в ответ провели для сельчан мастер-классы по живописи от Брента и по танцам от Кевина и Крикет.
Завораживающие шаманские танцы привлекали большое количество зрителей. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Сдержанная, но торжественная красота острова поразила супругов Конниверди. Они часами гуляли у берегов Байкала, особенно по утрам. По их словам именно утром, в безлюдное время можно почувствовать энергию этого места.
«Прежде чем ехать сюда я много читал об Ольхоне, — рассказывает Кевин, — здесь много священных для бурят мест. Но приехав сюда, мне показалось, что эти места больше для туристов, поэтому хочется, чтобы остров был более закрытым для посещений людей. Сейчас в Америке стоит такая же проблема, всё заполонили туристы. Практически не осталось мест, где сохраняется дикая природа в её первозданном виде».
На острове Ольхон мастер-классы по рисунку проходили на натуре. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Монгольские пятна
В столице Бурятии Улан-Удэ индейцы встретились с председателем Гуннского фонда Олегом Булутовым. Он рассказал зарубежным гостям о знаменитом археологическом комплексе «Гуннское городище», который находится в Иволгинском районе. Именно это городище способно пролить свет на происхождение многих народов и племён. К сожалению, в настоящее время раскопки там приостановлены и неизвестно, когда археологи смогут вновь к ним приступить.
В Бурятии делегация посетила Иволгинский дацан — главный для российского буддизма храмовый комплекс. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Много параллелей между нами и индейцами привел Олег Булутов. К примеру, у индейских детей, как и у бурятских, на крестце при рождении можно наблюдать «монгольские пятна» — характерную для монголоидов синеватую окраску кожи в районе крестца и бедер. А в племени Навахо в почёте орнамент похожий на свастику, как и у монгольских племён. Даже в некоторых словах индейский и бурятский язык созвучны. Например, слово «ухал» — обряд умывания у индейцев – в том же звучании существует у бурят и имеет такое же значение.
Индейцы были приятно удивлены, что и в Прибайкалье серьезно занимаются изучением родства между народами Сибири и индейцами.
Традиционные наряды обоих народов отличаются любовью к ярким цветам. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Особенно много сходства можно найти у обоих народов в части верований. Индейцы — как и большая часть бурят — шаманисты. Они поклоняются предкам, духам местности небу и огню. Главные тотемные животные для обоих народов — кони, волки, орлы и быки.
«В бурятской культуре, как и у нас, очень почитается лошадь, — говорит художник Брент Лернит, — Лошадь — первый помощник и самый главный друг. Благодаря быстроте и стремительности этих животных наши народы воевали, кочевали и выживали в суровые времена. Было приятно увидеть, сколько уважения здесь отводится этому животному. У меня самого много картин с изображением лошадей и всадников. Так я отдаю дань памяти своих предкам».
Супруги Конниверди и Олег Булутов. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Последние из «могикан»?
Путешествие — совсем не главная цель приезда американцев в Сибирь. На своём примере гости попытались донести до представителей бурятского народа, что их судьба уже почти на волосок от судьбы индейцев, язык которых стоит на грани полного исчезновения. Носителей родного языка племени Кайова практически нет, на нём сейчас общаются лишь 10-15 человек пожилого возраста, и вся его красота и богатство его уже практически ушли в небытие.
В Оклахоме Крикет активно ратует за сохранение языка, разрабатывает программы, составляют словари и записывают легенды, развивают учебные центры, где все желающие индейцы племени Кайова могли бы изучать свой родной язык. Но, как отмечает Кевин, желающих его изучать совсем немного, поэтому они делают всё возможное, чтобы сохранить свою культуру в танцах и песнях.
Точно такие же проблемы уже остро стоят перед бурятской нацией. Язык постепенно выходит из употребления, в школах его не преподают, да и желающих изучать самостоятельно наберётся немного. Как уже не раз писал «АиФ в ВС», в ближайшие 40 лет бурятский язык может полностью исчезнуть.
За время путешествия множество бурятских детей приобщились к индейской культуре. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
«Нам безумно понравилась природа и очень простые, отзывчивые люди, живущие на этой земле, — говорит Брент Лернит, — У вас очень много талантливых людей, имена которых гремят на всю страну. Продолжайте быть неравнодушными к тем народом, которые населяют Сибирь, рассказывать об их традициях. Именно это поможет вам сохранить культуру для потомков».
«Я очень рада, что почувствовала душу бурятского народа и единение с ним, — комментирует Крикет, — Я чувствовала себя как дома. Наша поездка превзошла все мои ожидания и по практической части, и по эмоциональной составляющей. Теперь с нетерпением будем ждать бурятскую делегацию у нас в Оклахоме».
Сергей Шоткинов, председатель общественной организации «Центр бурятской культуры»
«Цель нашего проекта — открыть культуру нашим народам. Найти точки соприкосновения в традициях, верованиях и даже языке. А также показать схожесть мироощущения. Такие связи, прежде всего, помогают лучше понять собственную культуру, принять ее и воспитать в себе бережное к ней отношение. В настоящий момент мы завершили первый этап — визит индейцев на нашу землю. Далее нам предстоит совместно с американскими коллегами издать сборник интервью с лучшими представителями наших народов, и детскую книгу. Также у нас запланирован ответный визит в Северную Америку».
Братья по крови: как бурятам через индейцев легализоваться в США
Супруги Конниверди и Олег Булутов. Фото: АиФ/ Николай Багдуев
Воистину, неисповедимы пути Господни! Это выражение пришло на ум, когда вспомнил о первом публичном явлении народу Олега Булутова (представлять улан-удэнцам председателя Гуннского фонда нет нужды). Это было в конце 90-х. На площади Советов шли многодневные митинги владельцев киосков, которые хотели снести. Их ярким, харизматичным лидером и был Олег.
Но Олег Игнатьевич последовательно и упорно идёт к своей цели. Он основал собственный лагерь около знаменитого археологического комплекса «Гуннское городище» в Иволгинском районе, построил настоящий дом гунна, проводит Новый год по древнему тэнгэрианскому календарю, ставит гуннскую юрту на площади Революции, организует стрельбу из лука на полном скаку и прочее, и прочее.
Следующим логичным этапом его эволюции стали отношения с индейцами, и теперь он путешествует по обеим Америкам. Но почему индейцы? Генетики не в первый раз выявляют родственную связь бурят и индейцев, эта тема активно муссируется с 90-х. Первый известный факт контакта бурят с аборигенами США – это поездка к ним Евгения Матвеевича Егорова. Будучи президентом созданного им Конгресса бурятского народа он изучал их опыт. Одно время и в Бурятии обосновалась индианка Джулия, превосходно говорившая на бурятском языке. А недавно я услышал, что Виктор Еремеевич Тугутов, ныне проживающий в США, занимается защитой прав коренных американцев. Неудивительно, в Заиграево и в республике Тугутова знают как человека неиссякаемой энергии, задора и оптимизма.
Не так давно мир вновь потрясла научная сенсация, когда группа учёных из США, Европы и России, исследовала ДНК скелета мальчика, жившего 24 тысячи лет назад. Скелет этот был обнаружен в Иркутской области в конце 1920-х годов на месте стоянки древнего человека в селе Мальта. Так вот, генетики выявили, что ДНК ребёнка совпадает с ДНК современных североамериканских индейцев на 38%! Это значит, что между ними и автохтонами Прибайкалья мог существовать один общий предок!
Стоянка находится на малой родине Олега Булутова, и эта новость настолько поразила его, что он решил немедленно проверить родственные связи индейцев и бурят. Сказано – сделано! В первый раз «вождь гуннов» и «брат индейцев» поехал в 2013 году к племени навахо, США, штат Аризона. Оказалось, самые известные и воинственные индейские племена навахо, сиу, шайенны, апачи, атабаски наиболее близки генетически к бурятам. Аризона, Оклахома, Невада находятся ровно на противоположной стороне земного шара. Если просверлить дыру сквозь землю, то мы окажемся у них!
После Северной Америки Олег Булутов обратил свой взор на юг и теперь ездит в Перу, Боливию, Эквадор и там изучает индейскую культуру.
У меня же есть собственный любопытный факт общения с индейцами. В начале «нулевых» я участвовал в поездке с индейцами чероки в Ацагат, а в декабре 2005 года их визит получил неожиданное продолжение. Тогда журнал «Коммерсант-Деньги» сообщил, что буряты могут влиться в племя индейцев чероки. Вот отрывок из статьи Владимира Соловьёва «У племени в плену»:
«- То есть у меня никаких шансов вступить в племя нет?
— Как нет? – возмущается вождь. – Ты из России, говоришь? У тебя бурятов в роду не было? Я недавно ездил в Бурятию, увидел, как мы с ними похожи, понял, что мы с ними одной крови.
— Ну да. Только они странные немного, эти ваши буряты. Очень удивлялись, почему я не в перьях. А ты, если очень в племя хочется, ищи в роду бурятов и неси документы. Только знай, меня не проведёшь. Я, вообще-то, адвокат…».
Село байкальских индейцев исчезло в 50-е годы
Некоторые ребятишки в Приольхонье унаследовали прямой или орлиный нос, светлую кожу и зеленоватые глаза.
Маина Николаева, бывшая учительница, — старейшая переселенка из Огула.
Индейский мешочек с неизвестной травой Агния Алексеевна хранит уже много лет.
В Черноруде, где краеведы рекомендовали поискать байкальских апачей, о переселенцах из Огула не помнят. Но зато в Черноруд заезжал как-то настоящий индеец.
У Татьяны Аргановой, жительницы Черноруда, весьма характерная внешность.
Родословные старинных бурятских родов уводят в глубь веков
Увлекательная теория, согласно которой индейское население Северо-Американского континента произошло от коренных жителей Сибири, давно получила распространение, обзаведясь уже и научной аргументацией. Ученые нашли генетическое и языковое единство американских и сибирских народностей. Причем коренные жители Восточной Сибири — буряты — признаны наиболее генетически близкими к индейцам. На острове Ольхон давно найдены останки предка краснокожих и помещены в музей поселка Хужир. Разработана и вероятная теория перехода обитателей Сибири на Американский континент — по перешейку, который был на месте Берингова пролива. Но можно ли сейчас найти в Восточной Сибири людей, более или менее сохранивших черты предков, — тех, которые по перешейку ушли в Америку и положили начало индейцам? Оказалось, на берегах Байкала по сей день проживают буряты нехарактерного типа внешности. Они высоки и горбоносы. Мы попытались выяснить их родословную.
«Индейцы» живут в Еланцах и Хужире
Иркутский краевед Станислав Гурулев в одной из своих книг упоминал о деревне Огул (или Агул), бывшей когда-то в Ольхонском районе. Деревня исчезла, как и многие деревни в советское время. Жители ее расселились по прибайкальским местностям. Огульцы были замечательны внешним видом: высокие, с римским горбатым носом, величавой походкой.
— Жителей в хрущевские времена расселили в Еланцы и Черноруд. Поищите там, — посоветовал нам Станислав Андреевич.
В Черноруде мы отыскали пару нетипичных бурятских лиц. Но и только. Об огульцах здесь ничего не вспомнили. Зато в Еланцах мы сразу нашли несколько огульских семей. Пожилая учительница, бывшая огульчанка Маина Николаева, — самая старшая из тех, кто пришел в Еланцы из Огула. Она хранительница истории исчезнувшей деревни. Женщина легко подтвердила необычность огульчан:
— Да, у нас были высокие, горбоносые. Мама моя такая была — светлолицая, глаза зеленоватые, большие.
Сама Маина Алексеевна статная, высокая, похожая на романтическую, в стиле Фенимора Купера, индейскую старуху с изящным, небольшим с горбинкой носом. Она с трепетом вспоминает родные места, которые пришлось покинуть, и приводит рассказ своей бабушки о том, как появилась деревня Огул. В интерпретации Маины Алексеевны название это означает что-то вроде «угловое место».
— Мы жили у Косой Степи, у семи лиственниц. Когда-то деревня эта не имела названия, население все русское было. Пришли царские сборщики налогов, собрали налоги. А когда ушли уже далеко, вспомнили, что названия деревни-то не знают. «Что-то сильно косо здесь смотрели на нас» — и решили назвать деревню Косой Степью. Народ наш кочевал. Когда приехал промышленник Ланин в эти места, решили уйти подальше, углубиться. Переехали «на угол». Назвали деревню Огул.
Жили у нас охотники и скотоводы. Очень хорошие места наши были: в лесу много ягод, охота прекрасная. Река Бугульдейка была тогда широка и глубока — там коней купали. Когда мелиорацию провели, все обмелело. Теперь Бугульдейку курица вброд перейдет, — с сожалением вспоминает учительница злосчастную мелиорацию, которая была уже на ее памяти. К огульцам присоединились на совместное житье-бытье жители небольшой деревни Амбуры.
Маина Алексеевна рассказывает, что строили в Огуле большие и даже двухэтажные дома, окна делали с карнизами. В 50-е годы пришлось жителям перебраться в маленькие дома. Нашлись охотники из шоферов — и пять больших домов увезли в Иркутск, где и поставили. Один дом вывезли в Еланцы, в нем открыли небольшой музей.
Расселение деревень уничтожило особенности огульцев
Природное богатство, достаточное для проживания, не спасло деревню. Отец Маины Алексеевны создал там первый колхоз с забавным названием «Культпросвет». А в 35-м году его посадили как врага народа.
— На праздник 7 Ноября оставили старую кобылу — забить и накормить всех праздничным обедом. А кобыла оказалась жеребой. Отца забрали. А у нас все имущество конфисковали, даже мебель и кур. В конце войны колхоз переорганизовали в промартель Обллесхимпродревсоюза. А в 1946 году в Огуле люди начали голодать. Остались ведь только женщины и дети. Главным назначили безграмотного старика. Отец, к счастью, тогда из лагеря вышел и стал руководить колхозом, а тот старик остался как подставное лицо, ведь враг народа не мог быть главой артели. Отец сразу стал бить нерпу, делить мясо. Скот, какой забрали, обратно в деревню вернул. В Огуле смолоскипидарный завод поставил. На Ольхон поехал — и там поставил. Скипидар в Иркутск отправляли, а смолу покупали колхозы по соседству — лодки, телеги смолить. После смерти отца хозяйство опять в упадок пришло.
Колхозы объединились. Молодежь выехала в Хужир, кое-кто в райцентр. Стариков из Огула стали, как говорит Маина Алексеевна, выживать, тянули переезжать. Между домами землю распахали, засеяли зеленкой — травой на корм скоту. И переехали старики к детям. На месте Огула раскинулись покосы. Хотели потом возродить деревню, да не возродили. Так закончилась история отдаленной деревни Огул, а с ней фактически и история огульских индейцев на Байкале. Огульцы перестали жить кучкой, расселились по Прибайкалью, смешались с остальными бурятами.
Буряты, индейцы и кавказцы говорят почти на одном языке
Шаман из Еланцов Валентин Хагдаев придерживается сибирской версии происхождения индейцев.
— 40—60 тысяч лет назад, в эпоху таяния ледника, люди пошли вслед за уходящими животными. И через пролив вышли в Америку. Рисунки на скалах в этом направлении остались до сих пор — на Лене, Камчатке, Аляске. Когда индейцев начали изучать как этнос, сразу же стало ясно родство с нами, бурятами. Даже рисунок татуировок у бурят и у индейцев совпадал. Священный бык — прародитель бурят — встречается у индейцев в качестве тотема бизона. У нас волк — культовый зверь, у индейцев тоже. Культ орла — еще одна параллель, объединяющая нас.
Хагдаев бывал в Америке в гостях у индейцев апиноков, аминаджи и анакиджа, которые сохранили в своей внешности в общем-то очень немного от предков. Американские ученые в качестве гостей приезжали к Хагдаеву, уверяли его, что культуры бурят и индейцев более чем схожи.
Мы побывали в деревне Черноруд, в 30 км от Еланцов, название которой, кстати, по одной из версий, этимологически восходит к тотему волка: шорно-род, что значит «волчий род». Ни о какой черной руде речи, конечно, не идет. Мы надеялись встретить здесь бывших жителей Огула, «байкальских апачей». Однако нашли совершенно другое: учительница русского языка и литературы из местной школы, Агния Бужинаева, не припомнила, чтобы кто-то выделялся особенным видом, но рассказала, как однажды встречалась с американским индейцем. И нашла, что в обычных религиозных отправлениях индейцев и бурят есть общее.
— Друг нашей семьи держит на Ольхоне турбазу. Однажды привез к нам своих иностранных гостей — переночевать до утреннего парома на Ольхон. Среди гостей был индеец по имени Секвойя. Утром я проснулась рано, вышла на крыльцо, а Секвойя там совершает ритуал. Стоит во дворе с чашей, поднимает ее и общается с духами. В чаше что-то курилось, трава или благовоние. Я не стала выходить, чтобы не мешать, — понимаю, что это сакральное действие. Так вот у бурят тоже есть такой обряд: когда молятся богам, поднимают чашу. Секвойя подарил Агнии Алексеевне кожаный мешочек, плотно расшитый бисером. В мешочке заплетенная в косу ароматная трава и кусочки. Что за трава, учительница не знает.
Большое исследование на предмет родственности индейцев и бурят провел в свое время Станислав Гурулев. Он, изучая топонимику Сибири, сопоставлял местные названия с индейскими. Например, Канзас — штат Канзас (от названия родовой группировки индейцев сиу), деревня Манзурка — Манзура, поселок Мегет — Мегетт (небольшой американский городок), Унга — река в Сибири, Унга — остров в Америке. Гурулев считает, что только на основе топонимов вполне можно говорить о близости бурятского и индейского населения, которое говорит на языках из группы на-дене (на этих языках говорят и известные всем по приключенческим романам племена апачи и навахо).
Кстати, Станислав Андреевич приводит любопытное свидетельство о работе бурятского исследователя Дугарова. Ища соответствие слову «ерд» (таково название священной горы на реке Анге рядом с Еланцами), он нашел одну аналогию — у народов Северного Кавказа: у ингушей слово «ерд» означает «храм, культовое место». Таким образом, бурятские топонимы сходны не только с индейскими, но и с топонимами северокавказских народов — ингушей, чеченцев, адыгов и других. Между прочим, на Северном Кавказе, на юге Дагестана, есть такой народ — агулы. Название созвучно с названием деревни Огул (Агул).