индейцы говорят что бывает 4 уровня любви
4 уровня любви
Любовь — это неконкретное существительное.
При этом слове кто-то представляет букет цветов,
а кто-то ночь на сеновале.
Существует 4 уровня любви:
физическая, душевная,
интеллектуальная, трансцендентная.
Любовь подобна формам воды:
лед, вода, пар.
Суть воды неизменна, формы — разные.
Физическая форма. Исходный символ
дня влюбленных вовсе не сердце.
Кстати, на сердце он не похож-;)
Возьмите анатомический атлас.
Телесный уровень — база. Нефть.
Если у нас нет здоровья (читай «физической энергии»),
никакие глубокие эмоции или
интеллектуальные достижения
невозможны.
Просто нет топлива. Машина остановится.
Из «нефти» энергия перегоняется
в «бензин».
В энергию 5 элементов на уровне сердечного центра.
В то, что мы называем эмоции.
Которые разрушительны и бессмысленны,
если не используются
как топливо для мыслей и осознавания.
Без эмоций мы даже не способны думать.
Но эмоции не должны быть самоцелью.
Они — Муза, вдохновение для свершений.
Самодостаточные эмоции — место наркоманского
кайфа.
Камень на шее тонущего в океане субъективной реальности.
Эмоциям надлежит возгоняться в мысли, а мыслям — в озарения.
Пронизывающие все существо подобно удару током.
Это — уровень мудрости.
P.S.
…Чаще всего безгранично, безусловно и самоотверженно
любить может только женщина.
Но женщине порой тяжелей пробиться
к прозрениям.
Любовь мужчин ограничена и содержит всякие «но…».
Но видение реальности у мужчин в целом более ясное.
Мы нужны друг другу.
В союзе Неба и Земли возникает целостность.
Уровни любви, или гармония по разным энергетическим центрам
Уровни любви – это то, на каком энергетическом центре (чакре) у мужчины и женщины возникла гармония. Чистая любовь может быть разной: к Богу, духовному учителю, ребёнку, ко всем живым существам и, наконец, между мужчиной и женщиной. Последней посвящена данная статья.
Если в гармонию вступают высшие психические центры человека (макушечный, лобный, горловой или сердечный), то такая любовь несет в себе счастье и прогресс. При гармоничном сочетании одних лишь нижних психических центров (копчиковый, паховый и центр солнечного сплетения) тоже возникнет любовь, но она приносит многочисленные страдания.
Любовь – пожалуй, самая главная потребность живого существа. Отношения с противоположным полом человек строит в зависимости от уровня развития своего сознания. Чем выше сознание, тем на более высоких энергетических центрах (чакрах) он взаимодействует с другим человеком. Всего существует семь главных энергетических центров:
Рассмотрим, как проявляется любовь на каждом из них.
Уровни любви и энергетические центры
Муладхара: область копчика
Нижний, или копчиковый, центр отвечает за эгоизм и половые отношения. Те, чей уровень сознания ограничен первой чакрой, полностью ассоциируют себя с телом. Главной радостью в жизни являются еда, сон и чувственные наслаждения.
Молодые люди, склонные к самому примитивному телесному счастью, будут искать друг друга на дискотеках, в барах и других местах массового развлечения молодежи. В выборе партнёра девушки с подобными интересами обращают внимание лишь на то, как “круто” парень выглядит. Парни в свою очередь провоцируют дальнейшее развитие отношений, стараясь после дискотеки затащить куда-нибудь девушку. Этот самый простой вид совместимости характерен практически для большинства молодых людей.
При гармонии на этом уровне в первую очередь важны телесные отношения – они буквально становятся смыслом жизни. Таким парам совершенно не важно, совпадают ли их взгляды на жизнь, интересы, характер. И парень, и девушка озабочены лишь своим внешним видом – один накачивает мышцы, другая носить вызывающую одежду. И всё для того, чтобы привлечь внимание и получить новый опыт телесных отношений. Для них нет разницы между любовью и легкомысленным развлечением. Обычно в этом случае любовь не бывает долгой.
Свадхистана: нижняя часть живота
Этот центр отвечает за самосохранение, накопление, жадность, страх. Те, чей уровень сознания ограничен второй чакрой, считают, что главное в жизни – это хорошая квартира, дорогой ремонт, престижный автомобиль. Их близкие отношения не будут развиваться столь стремительно, как в первом случае. Сначала они должны убедиться в крутости и состоятельности друг друга. Такой брак будет более или менее стабильным, но большого счастья не принесёт.
Пару ищут в дорогих ресторанах и в компании друзей-бизнесменов. При выборе мужа девушка обращает внимание только на состоятельных парней. При выборе одежды следит за модой и современными тенденциями. Молодой человек также ищет девушку из зажиточной семьи, которая сможет достойно выглядеть в обществе богатых людей.
Другой вариант совместимости по второму центру – когда молодые люди ещё не имеют средств к существованию. Их главным мотивом становится желание накопить богатство. Все их беседы о семейном счастье строятся вокруг этой темы. Они готовы работать целыми днями, чтобы купить дорогую технику и обустроить квартиру наилучшим образом.
Манипура: солнечное сплетение
Данный энергетический центр отвечает за амбиции, положение в обществе, престиж. Те, чей уровень сознания достиг третьей чакры, стремятся к успеху в бизнесе и определённому социальному статусу. Их отличает властная речь, интерес к политике и общественной жизни. Такая девушка стремится выйти замуж за уважаемого в обществе парня, а молодой человек, со своей стороны, ищет в жёны девушку с хорошей репутацией. Обычно друг друга они находят на закрытых светских мероприятиях и во время деловых встреч.
При гармонии на этом уровне главным смыслом совместной жизни становится достижение достатка, уважения, социальной реализации. Сближение происходит ещё медленнее, а семья образуется довольно крепкая. Они чтят семейные традиции и стараются вести себя друг с другом прилично. Единственное, что для них является труднодостижимым, – это доверительное общение и совместное решение возникающих проблем. До женитьбы молодые люди могут довольно долго общаться или заниматься общим делом. Друг в друге больше всего ценят умение держать слово.
Анахата: область сердца
Анахата отвечает за нравственное развитие человека, его моральные качества. На таком уровне живут порядочные семьи, которые стараются хорошо воспитать детей. Главным смыслом их совместной жизни становится соблюдение нравственных принципов, религиозных устоев, помощь людям и миру.
Молодые люди работают над собой и развивают положительные черты характера. Они склонны заниматься благотворительной деятельностью, помогать престарелым, сажать деревья и цветы, кормить бездомных животных. Парни выбирают скромных, порядочных девушек. Девушки ценят в парнях ответственность, честность и достойное поведение. Будущего спутника жизни находят в религиозных кругах или среди тех, кто занимается саморазвитием (йога, медитация и т.п.). Перед тем, как скрепить союз священными узами брака, молодые люди тщательно изучают, как правильно вести себя в семье и воспитывать детей, и обращаются за советом к родителям.
В совместной жизни у них обычно не возникает слишком больших трудностей во взаимопонимании. Такие браки отличаются стабильностью. Дом всегда полон друзей. Удача и процветание благоволят таким союзам.
Вишудха: область горла
Вишудха отвечает за эмоции, самовыражение как личности. При гармонии на этом уровне главным смыслом совместной жизни становится достижение контроля чувств и утончённое восприятие мира. Такие люди умеют контролировать свою речь и питание, отличаются честностью и правдивостью. Каждый день их жизни посвящён постижению древних знаний под руководством авторитетного наставника.
В этом случае молодой человек полюбит девушку с покладистым, проницательным характером. Девушка же будет искать себе парня, который с терпением и оптимизмом встречает все трудности жизни.
Уровни любви в области трёх верхних энергетических центров довольно редки. Они могут проявиться только у тех, кто с самого детства имел склонность постигать истину и самоотверженно заниматься самосовершенствованием.
Аджна, “третий глаз”
Лобный центр расположен в самом центре лба – так называемая область “третьего глаза”. Он отвечает за деятельность ума и интуитивное познание мира. При гармонии на уровне этого энергетического центра главным смыслом совместной жизни становится изучение писаний, постижение смысла жизни, очищение от грехов. Такая семья становится примером для всех.
Подобная совместимость возможна только при гармонии на уровне разума. При выборе спутника жизни молодые люди обращают внимание на тех, кто занимается духовным прогрессом. Разумная девушка обладает качествами смирения, послушания, чистоплотности. Разумность парня проявляется в его ответственности за себя и близких, в решимости, целеустремленности и способности контролировать свои чувства. Разумные молодые люди до женитьбы обычно живут некоторое время в монастырях и практикуют целибат. Развод практически невозможен.
Сахасрара, область макушки
Сахасрара отвечает за деятельность разума. При гармонии на уровне этого психического центра главным смыслом совместной жизни становится бескорыстное стремление к чистому духовному знанию, служение Богу с любовью и преданностью.
Это самый редкий тип гармонии. Молодые люди строят семью главным образом для того, чтобы ещё лучше служить Богу. Обычно перед встречей такие молодые люди уже активно занимаются духовной практикой. Чаще всего в случае гармонии подобного рода супруги продолжают совместный путь к истине и в следующих своих жизнях. Возможны три варианта союза:
Уровни любви. Выводы
Итак, различные уровни любви определяются уровнем сознания, на котором находятся молодой человек и девушка. При гармонии по первым трём чакрам (Муладхара, Свадхистана, Манипура) в семейной жизни возможны серьёзные проблемы и разногласия. Гармония на уровне Анахаты рождает крепкий союз и воспитанных детей. Браки на уровне чакр Вишудха, Аджна и Сахасрара в наше время очень редки и возможны лишь при условии ежедневной духовной практики супругов. Как бы то ни было, уровни любви – это переменная, а не постоянная. Работа над собой и духовная жизнь способны любой союз поднять до высших энергетических центров.
О выборе между путём служения людям и путём эгоистического потакания страстям читайте в Сказке о мудром старике и его детях.
На основе книги О.Г. Торсунова “Законы счастливой жизни. Книга пятая”
«Вехи»: Коренное население Америки. Семь заблуждений об индейцах
Тема индейцев, конечно же, чрезвычайно широка и многообразна: ведь под этим термином мы понимаем всех людей, составлявших население сразу двух материков с верхнего палеолита до появления в Америке европейцев, а также существенную («коренную») часть современного населения Северной и Южной Америки. Это огромный масштаб и, следовательно, огромное многообразие этносов и культур, так что и заблуждения на эту тему крайне многообразны. И разбирать их стоило бы по отдельности…
Но это я оставлю индианистам, специализирующимся на конкретных народах, территориях и периодах. Здесь стоит обозначить, что моя специализация – все-таки история освоения Нового Света европейцами, прежде всего испанцами. Так что коренное население я изучаю потому, что невозможно разобраться в каком-то конфликте, глядя на него лишь с одной стороны.
Что ж, попробуем рассмотреть самые «общие» заблуждения, поговорить об индейцах вообще и, насколько это возможно, сконцентрируемся на общем, не особенно углубляясь в частности. И пусть этих заблуждений будет семь: подобно Семи золотым городам, которые мечтали отыскать бледнолицые первопроходцы Северной Америки.
1. Индейцев почти полностью истребили
Тезис, с которым встречаешься буквально на каждом шагу. Если мы говорим только о Северной Америке, то отчасти он справедлив, пусть и не совсем корректно описывать всё словом «истребление» (бывает еще ассимиляция, как-никак). Тем не менее, в США сегодня чуть более 1% индейцев, в Канаде – менее 4%. Безусловно, это очень мало. Однако в остальной Америке ситуация совершенно другая.
«Высадка Колумба в Америке (12 октября 1492 года)» (Джон Вандерлин, 1847)
Скажем, из 133 миллионов мексиканцев (сравнимо с населением РФ) индейцев уже целых 30%, а 60% населения являются метисами. Почти 2 700 000 человек являются носителями языков науа (к таковым когда-то относились ацтеки), а на майанских языках говорит еще примерно миллион.
Из 16 миллионов эквадорцев 25% – индейцы, 65% – метисы. Те же 25% индейцев в 32-миллионом Перу (и 60% метисов). А среди 11 миллионов боливийцев коренные народы и вовсе преобладают: их 55% (еще 30% – метисы). В стране, помимо испанского, еще 36 официальных языков. Схожая ситуация по населению в Гватемале.
К числу носителей языков кечуа (основных для империи инков) сегодня относится порядка 14 миллионов человек, а на языке аймара говорит более 3 миллионов. На гуарани говорит почти 5 миллионов.
Речь совсем не о горстках людей в резервациях. При этом в Южной Америке остались и неконтактные племена, вообще не тронутые цивилизацией.
Словом, индейцев южнее Техаса и за исключением Карибских островов (где их действительно в основном истребили еще на начальном этапе колонизации, чему есть ряд причин со стороны как этих индейцев, так и колонистов) очень и очень много. Местами они преобладают, и в большей части Латинской Америки до сих пор играют существенную роль – как культурно, так и политически.
«Сражение в Теночтитлане» (Эмануэль Лойце, 1848)
Кроме того, я бы хотел обратить внимание, что даже цифры из Северной Америки на деле не совсем уж страшные. Пояснить этот тезис просто: 80% населения РФ составляют русские, еще около 6% приходится на татар, украинцев и белорусов. Ситуация не так уж отличается от Канады и даже от США (учитывая еще тот факт, что население США гораздо больше российского). Тем не менее, думаю, очевидно: множество прочих народов на территории России совсем не «истреблено», это довольно значительные группы населения. Хоть вроде бы даже до мексиканских показателей очень далеко…
2. «Великие цивилизации»
Именно такой оборот мы постоянно слышим на тему майя, ацтеков и инков. Зачастую предваряет он фантазии в духе РЕН ТВ про «были более развиты, чем Европа», «знали астрономию лучше нас» и так далее. С данным вопросом, конечно, всё не очень просто.
Если убрать из термина слово «великие», то никаких вопросов уже не будет. Безусловно, ацтеки, майя и инки были цивилизованными народами (да и не только они, но об этом ниже). Они создали настоящие государства, которые можно смело сравнить со средневековыми европейскими.
В отдельных областях они добились хорошего уровня технического прогресса: одни гидротехнические сооружения чего стоят – вот тут уровень и правда выше Европы. Да и архитектура ацтеков произвела на испанцев впечатление. Медицина была неплохой (хотя она в общем-то везде будет ужасна до XIX-ХХ веков). Культурные достижения? Тоже были: как-никак, дошло до такого вида искусства, как драматургия. А это примета культуры довольно развитой.
Карта-схема Мехико-Теночтитлана, столицы ацтеков. Опубликована в латинском издании «Реляций» Эрнана Кортеса (Нюрнберг, 1524)
И да, Теночтитлан на момент своей гибели был сравним по населению с Лондоном. Он впечатлял во всех отношениях. Правда, такой великий город на два материка был всего один… Но вместе с тем были моменты катастрофического отставания даже не просто от Европы, а от всего мира, кроме разве что совсем дикой Австралии. Даже включая немусульманскую Африку…
Ацтеки и майя не знали металлургии, технически находясь в каменном веке (единичные находки бронзовых/медных изделий созданы гораздо южнее и были куплены). Инки до бронзы дошли, однако они не имели письменности. Кроме того, все эти народы не сумели создать известное в древности колесо: оно до прихода европейцев так и осталось только деталью детских игрушек.
Не было и ездовых животных, но тут надо сделать скидку на то, что в Америке отсутствовали идеально подходящие для этого лошади – а местных животных и запрячь далеко не так удобно. Как только кони в Америке распространились, индейцы освоили их очень быстро.
А уж про астрономию – это действительно репертуар РЕН ТВ. Да и насчет медицины всё не так однозначно: с приходом испанцев европейская почему-то стала пользоваться огромной популярностью.
Хотя как сказать – почему. При этом характерен пример с расхожим тезисом «испанцы переводили ацтекские труды по ботанике». Имеется в виду, вероятно, «Libellus de medicinalibus indorum herbis» – его написал крещеный ацтек Мартин де ла Крус уже в XVI веке. Затем труд и правда перевели на латынь: что поделать, Мартин успел креститься, но испанский на тот момент еще не выучил. Ирония состоит в том, что бóльшую часть описанных в этой «научной» работе растений никто так никогда в Мексике и не нашел.
Да и вообще почти все пресловутые «кодексы» и прочие ацтекские документы написаны уже при испанцах и по их же просьбам. Зачастую – сразу частично на испанском. Изучать доколумбовое в Мезоамерике приходится в основном по археологии и изобразительным источникам…
В целом, хотя представители этих культур и были носителями цивилизации, на момент контакта они уступали европейцам решительно во всем, кроме гидротехнических сооружений. Хотя и в Европе акведуки построили не инопланетяне – это тоже сделали жители Европы, а причины упадка данных сооружений – тема отдельная (не всё с ними так просто). Даже архитектура: она впечатляла размахом, но технически была на уровне древнего мира. Пирамиды строили по всей Земле не потому, что «палеоконтакт», а потому, что это самый простой способ построить нечто большое.
Хотелось бы добавить, что если майя – цивилизация и правда древняя (родом еще из времен европейской Античности), то говорить так об ацтеках и инках затруднительно. Государство ацтеков возникло и окрепло в XIV–XV веках – это тот период, когда в Европе шла Столетняя война. Империя инков немногим старше – XIII век, времена последних Крестовых походов.
Однако из этого заблуждения прямо в духе диалектического материализма (нет, автор статьи и не носит усов и не бреет голову) происходит и противоположное…
3. Цивилизация была у майя, ацтеков и инков, а остальные – дикари
Как-то так многие себе всё и представляют. Зря.
Начнем хоть с той же архитектуры. Взять Чичен-Ица, знаменитый индейский город в Мексике (кстати, испанцы застали его уже заброшенным, как и Мачу-Пикчу). Он не весь построен майя – существенная часть застройки относится к периоду, когда в этом месте жили тольтеки. У тольтеков тоже было весьма приличное государство, расцвет которого пришелся примерно на то время, когда в Европе хозяйничали викинги. Однако в XIII столетии тольтеки были уничтожены агрессивными соседями.
Чичен-Ица – политический и культурный центр майя на севере полуострова Юкатан в Мексике
Но углубляться в эту тему мы не будем, потому что вопрос тольтеков дискуссионный в индианистике. Трудно отделить реальность от мифов о народе-предтече, которые широко распространились среди индейцев к моменту прибытия колонистов из Европы.
Если говорить о военном искусстве (как ни крути, очень важная составляющая цивилизации), то тут вся «большая тройка» выглядит бледно на фоне арауканов – южных соседей инков, жителей Патагонии (современная территория Чили и Аргентины).
Потому и результаты войны совсем другие. Мапуче как свободный народ пережили Испанскую империю – окончательно умиротворили их уже независимые государства Латинской Америки. Эти суровые краснокожие до сих пор сохраняют национальную идентичность и весьма активно отстаивают свое в Чили. А всё благодаря умению воевать. Как-никак, они много раз били испанцев в крупных полевых сражениях и осадах, ни у кого в Америке не было таких успехов против конкистадоров в открытом бою. Сравниться среди краснокожих может разве что Сидящий Бык, персонаж уже другой эпохи…
По сути, это три века войны, которую испанцы так и не выиграли. Сравните с государством ацтеков, которое опрокинули чуть более чем за год.
Индейцы Северной Америки тоже не всегда вели кочевой образ жизни и ютились в шатрах. Достаточно вспомнить акома, построивших на территории современного штата Нью-Мексико довольно впечатляющее поселение: полтысячи каменных домов на 100-метровой скале с вырубленными в ней лестницами. Это совсем не уровень дикарей.
Одним словом, не умаляя солидные достижения ацтеков, майя и инков, они всё же далеко не единственные из индейцев, кто был на что-то способен.
4. Индейцев не удавалось поработить из-за их непокорного духа
Эту тему очень любят люди расистских взглядов, проводящие здесь сравнение с неграми. Они исходят из реального факта: индейцев-рабов было очень мало. Те, что были, находились в основном в колонизируемой португальцами будущей Бразилии. А негры… Ну, едва ли стоит пересказывать историю, которую читатель не может не знать.
Вроде бы факт корректный, однако из-за непонимания его причин люди выдумывают некий особый непокорный индейский дух, якобы противоположный покорному африканскому. Я не стану подробно останавливаться на том, что абсолютное большинство черных рабов продавали европейцам на побережье Африки другие негры – это были пленники по результатам местных войн, так что «покорность» тут точно не расовое свойство, даже если она есть.
Настенная роспись из Дворца Тепантитла в древнем городе Теотиуакан (территория современной Мексики). На росписи изображена «Великая богиня Теотиуакана»
Поговорим об индейцах и рабстве как таковом. Индейцев почти не обращали в рабов по двум причинам.
Во-первых, испанцам, колонизировавшим большую часть Америки, король запретил делать это уже в 1512 году, то есть спустя 20 лет после открытия Америки. Отношение к рабству у испанцев вообще было не очень хорошим, прежде всего потому, что ситуацию, когда один человек владеет другим, очень трудно подружить с христианством. Из-за этого велись активные дискуссии, можно ли считать потомками Адама негров (а ну как они не совсем люди. ), но это отдельная история. Относительно индейцев-то сомнений у церкви не было: порабощать их – плохо, и занимались этим в основном португальские бандейратес, полукриминальные элементы. А английским колонистами было и не до порабощения кого-либо – долгое время в военном плане они были как минимум не особо сильнее местных.
Во-вторых, что еще важнее, обращение индейцев в рабство было просто-напросто не особо эффективно. Основная причина этого очень проста, но почему-то мало кто о ней задумывается. Дело в том, что хороший раб – это тот, которому некуда бежать и некому помочь в этом.
Именно поэтому на протяжении всей истории человечества рабов стремились продать как можно дальше: чем больше расстояние до родины и своего народа. тем лучше. Славян гнали через Крым и Турцию аж до Италии и Северной Африки. Римляне возили невольников из одного конца империи в другой, и даже в Новое время непокорных ирландцев ссылали в качестве рабов на Карибы, а не заставляли трудиться где-то под Лондоном. Иначе точно восстанут и будут постоянно сбегать.
Святыня тольтеков в древнем городе Тула, находящемся на территории современной Мексики
Африканские невольники в Новом Свете тоже устраивали восстания, поселялись в лесах, иногда даже основывали там свои квазифеодальные государства. Но на это решались только самые отчаянные. Большинство же в ситуации, когда вернуться домой невозможно даже теоретически, смирялись с судьбой. Тем более что это для белого человека негр от негра ничем не отличается, но ведь и между собой рабы могли быть не особо-то друзьями по этническому и религиозному признаку.
А вот с индейцами это работало куда хуже. Им и бежать проще, и под боком соплеменники, которые порабощение своих точно не оценят. Хотя эксперименты бывали. Например, в 1680-е французы задумали посадить на галерные весла могавков.
Генерал-губернатор Новой Франции Жак-Рене де Денонвилль исполнил приказание короля, отправив в метрополию 40 краснокожих. Тех посадили на галеры, где они вполне добросовестно гребли до 1689 года (несмотря на какой-то там дух, а ведь эти люди были из туземной «военной аристократии»), когда Денонвилль уговорил короля вернуть невольников домой – обозленные могавки отчаянно мстили колонии. Естественно, подобных проблем не возникало, если просто купить одних негров у других на берегу и уплыть. Поэтому так и поступали, тем более что и церкви спокойнее. Расы и этносы тут ни при чем.
5. Бледнолицые против краснокожих
Именно в таком упрощенном формате широкие массы представляют себе всякий конфликт в Новом Свете. Однако подобная постановка вопроса совершенно неверна. Индейцы – это абсолютно разные этносы с разными языками, верованиями, культурой. Между собой они никогда не чувствовали общности в бóльшей мере, чем чувствовали таковую для себя европейцы (которым и против общей османской угрозы объединиться всегда было тяжело, не говоря о всех прочих противоречиях).
Вид на Мачу-Пикчу, древний город инков на территории современного Перу
И конфликты индейцев с индейцами – это не только театрализованные «Цветочные войны». Даже если взять доколумбов период, то довольно вспомнить Резню в Кроу-Крик, пока довольно загадочное для науки событие, случившееся в середине XIV века. И там археологами найдены останки 500 человек, битва явно была европейских масштабов того же времени. А уж сколько еще всего кровавого происходило в Новом Свете…
Тот же правитель инков Атауальпа, которого любят выставлять невинной жертвой коварства испанцев, вел полномасштабную гражданскую войну против своего брата Уаскара в ходе местной «игры престолов». И это внутри одного из самых развитых государств Америки, не говоря про обычную племенную вражду и тот факт, что империи возникали не в вакууме. Майя, ацтеки и инки подчиняли себе более слабые народы. Эти народы часто становились союзниками испанцев, когда Конкиста достигала новых земель – тренд запустил еще Эрнан Кортес. Словом, индейцы охотно воевали против других индейцев на стороне белых.
Были и более интересные ситуации. Скажем, до прихода упомянутых выше арауканов Патагония принадлежала народу теуэльче. Конечно, конкуренцию с такими воинственными племенами теуэльче не выдержали, быстро оказавшись в очень незавидных условиях. И вот в XIX веке на их земли пришли… валлийские националисты, пытающиеся создать в Аргентине собственное государство без английского языка (для чего аргентинские власти охотно предоставили никому не нужную землю).
У валлийцев дела тоже шли очень плохо, и они с такими же неприкаянными теуэльче объединили усилия на основе равного партнерства. В итоге сейчас для теуэльче валлийский – второй язык. Всего в Аргентине, кстати, около 5000 его носителей, но мы опять отвлеклись…
Надо понимать, что в случае индейцев «народ» – это, как правило, какая-то языковая общность. Те же сиу, единолично сформировавшие визуальный образ индейца в вестерне (спасибо Сидящему Быку и его выступлениям в шоу Буффало Билла), во-первых, никогда сами себя так не называли, во-вторых, представляют собой три группы (лакота, западные дакота и восточные дакота), да еще внутри них делятся на разные племена. И политика у них бывала разная…
Во время Семилетней войны на американском театре боевых действий разные индейцы были на разных сторонах, причём корни тех противоречий лежали в доколониальном периоде. О том, насколько жестоко индейцы воевали друг с другом, дает яркое представление история Бобровых войн, о которых вполне можно почитать на русском.
В общем, расхожее представление об индейцах как о некоем хотя бы отчасти монолитном этносе, некой единой культуре, что сопротивлялась колонизации, – ошибочно. А будь иначе, никакая колонизация бы не удалась.
6. Гармония с природой
О, эти образы из фильма «Аватар», навеянные классической литературой про «благородных дикарей»! Не упомянуть данную тему ближе к концу статьи нельзя, хотя и говорить о ней особо много смысла нет. Звучит тезис о коренных народах, живущих с природой в согласии, очень часто. Но правдив он не более, чем в случае с любой другой культурой на Земле.
Если говорить о примитивных индейских этносах, то для них, как и для всех земледельцев низкого уровня развития, было очень характерно подсечно-огневое земледелие. А это вещь, увы, до предела неэкологичная: лес выжигается, на удобренной золой почве высаживаются нужные растительные культуры. Технически просто, но продуктивность так себе, а главное – лесов вокруг очень быстро не остается. Именно на печальные последствия широкого применения такого метода обратили внимание в начале XVII века первые английские колонисты в Северной Америке. Но использовалось подсечно-огневое земледелие далеко не только там.
Крышка от чаши с изображением животного, сочетающего в себе черты игуаны и ягуара, V век н. э., Мексика
Осталась еще одна история, которая отчасти связана с рассмотренным выше заблуждением, но все-таки достойна отдельного пункта.
7. Индейцы массово вымирали от европейских болезней
Обычно добавляется: «от которых не имели иммунитета» и «это сильно помогло завоеванию». Доля правды в тезисе есть: конечно, много индейцев умерло от занесенных болезней. Впрочем, на любой войне той эпохи болезни – одна из главных причин потерь. Но тут важно понять несколько моментов.
Во-первых, никакой толковой статистики на эту тему наука не имеет. Мы даже общее индейское население тех или иных территорий до установления там прочной власти колонистов можем оценить ну очень «на глаз»: оценка численности ацтеков гуляет туда-сюда на миллионы. А уж сколько там людей от чего умерло – об этом судить просто невозможно, так что любой автор, что рассказывает вам про 90% и тому подобное, как минимум манипулирует фактами.
Во-вторых, как раз про 90%. Чаще всего речь идет об оспе, которая была страшным бичом и для Европы вплоть до изобретения вакцины. И даже некоторое время после этого жертвами данной болезни в Европе ежегодно становились десятки тысяч человек. Но смертность от неё составляла не более 30%. Никакого волшебного «иммунитета» у европейцев, как вы уже поняли, не было.
И непонятно, каким образом колонисты его вдруг в глазах многих обретают, хотя всем известно, какие ужасные эпидемии переживала Европа в те же самые времена (скажем, во время Великой Чумы 1665–1666 годов умерло 20% населения Лондона, а в 1649 испанская Севилья недосчиталась 60 тысяч человек).
А о стойкости европейцев к гриппу стоит рассказать жертвам «испанки». И это, кстати, уже ХХ век. В конце концов, даже если принять, что колонисты гораздо реже не выдерживали каких-то болезней – их-то в Америке были не миллионы, в отличие от индейцев. И даже не сотни тысяч и даже не десятки на момент контакта. Однако они как-то выжили.
Объяснить такой парадокс можно разве что словами Гогенлоэ-Ноейнштайна про «кажется, Господь – испанец», сказанными им после Чуда при Эмпеле. Видимо, и оспа тоже косила именно врагов Испании. Это напоминает эпос времен ВОВ о политически грамотных советских лесных зверях, которые грызли фашистов и не трогали партизан. Либо, как вариант, можно заявить, что в Новый Свет ехали в основном уже переболевшие оспой, что тоже очевидная чушь.
Часто упоминают, что от оспы умерли такие одиозные лидеры индейцев, как Куитлауак и Вайна Капак. Это тоже правда, но… от неё же умер король Испании Луис I, например. А еще королева Англии, Шотландии и Ирландии Мария II. А еще французский монарх Людовик XV и император Священной Римской империи Иосиф I.
«Завоевание Теночтитлана» (неизвесный автор, XVIII век)
Словом, то, что индейцы сильно страдали от болезней – это правда, но переоценивать данный факт тоже не стоит. Разве что можно отметить два рациональных фактора этого процесса.
Во-первых, индейцы совсем не имели понятия о санитарных мерах, которые европейцы усвоили ещё во времена «черной смерти». Во-вторых, именно европейцы в процессе колонизации заставили их жить более плотно, а где выше плотность населения, там и больше эпидемий. Но это неизбежная цена за переход к чему-то выше родоплеменного строя, и заплатили её в какой-то исторический момент все народы, ставшие нациями.
Пожалуй, это основные «общие» заблуждения на тему индейцев, которые можно выделить, не углубляясь в частные вопросы конкретных территорий и народов. Некоторые из освещенных выше вопросов, конечно, дискуссионные в науке, но существование такой дискуссии уже не позволяет говорить о таких вещах как об однозначных фактах. Во многом ученым еще предстоит разобраться.
Да, очень многие аспекты истории индейцев по-прежнему ждут своих исследователей.