имя аркона что означает
Значение слова аркона
аркона в словаре кроссвордиста
аркона
Энциклопедический словарь, 1998 г.
АРКОНА (Arkona) город и религиозный центр балтийских славян 10-12 вв. на о. Рюген (Германия). Разрушен датчанами в 1169. Остатки святилища Святовита, общественных и жилых построек.
Большая Советская Энциклопедия
(Arkona), город балтийских славян 10≈12 вв. на о. Рюген (слав. Руяна) в южной части Балтийского моря, в составе ГДР. С З. город окружен валом выс. в 10≈13 м. А. была религиозным центром, объединявшим ряд славянских племён. Островом управлял верховный жрец бога Святовита. Храм этого бога в А. описал датский средневековый автор Саксон Грамматик. Его данные были подтверждены в 1920-х гг. раскопками немецкого археолога К. Шуххардта и др. Рядом с храмом вскрыта площадь народных собраний, в западной части ≈ жилища. В 1169 датский король Вальдемар I разрушил город и храм. Статуя Святовита была сожжена, а храмовые сокровища увезены в Данию.
Лит.: Schuchhardt С., Arkona Rethra/Vineta, В., 1926; Любавский М. К., История западных славян, 2 изд., М., 1918.
Википедия
Природный памятник Мыс Аркона рядом с деревней рыбаков Витт относится к коммуне Путгартен и является одним из самых популярных туристических объектов Рюгена (ежегодно около 800 000 посетителей).
Мыс Аркона часто неправильно называют самой северной точкой острова Рюген. Примерно на расстоянии 1 км в северо-западном направлении находится место с названием Геллорт, которое и является самой северной точкой.
Построенный в 1927 году пароход « Кап Аркона » был назван в честь мыса.
Аркона:
Примеры употребления слова аркона в литературе.
Я задраил люк, сел в кресло и несколько минут размышлял о намеках аркона по поводу моего одиночества.
Жоффрея с вниманием, но временами смысл речей аркона будто бы ускользал от меня, сменяясь интуитивным ощущением разверзавшейся под ногами пустоты.
Он мечтает о власти и могуществе, и пост аркона дорог ему до тех пор, пока приносит могущество и власть.
Разумеется, она уже не была тем упрямым, несговорчивым, ожесточенным существом, которое я выкупил у аркона Жоффрея.
В настоящее время вы, в некотором смысле, действительно наследник короля Аркона, однако мы не можем согласиться с тем, что автор этих строк имел в виду именно вас.
Источник: библиотека Максима Мошкова
Транслитерация: arkona
Задом наперед читается как: анокра
Аркона состоит из 6 букв
Аркона
Корни группы Аркона следует искать в начале 2002 года, когда участники долгопрудненской родноверческой общины «Вятичи» Маша «Scream» Архипова и Александр «Warlock» Королев решили организовать музыкальный коллектив, соответствующий их музыкальным и идеологическим взглядам. Изначально коллектив назывался Гиперборея, в состав которого входили: Маша «Scream» Архипова (вокал), Евгений Князев (гитара), Евгений Борзов (бас), Илья Богатырев (гитара), Александр «Warlock» Королев (барабаны), Ольга Логинова (клавиши), но с февраля 2002 года название коллектива было изменено на Аркона. Творчество группы музыкально изначально было ориентировано как pagan/folk metal с лирикой на темы родноверия и истории древней Руси.
В конце года было решено записать часть песен в виде демо. Запись происходила в декабре 2002 года на студии CDM-records и включает в себя три трека: «Коляда», «Солнцеворот» и «Русь». Сейчас эту запись можно найти в качестве бонусного материала к живому альбому группы «Жизнь во Славу» (2006).
С начала 2003 года группа приступает к концертной деятельности. Впервые, многие были ознакомлены с творчеством коллектива на фестивале Языческая Русь, который проходил 8 февраля 2003 года в клубе Эстакада, где группа выступала с такими коллективами, как Butterfly Temple, Pagan Reign, Сварга, Rossomahaar.
До лета 2003 года группа дала еще несколько локальных концертов, после чего встал вопрос о записи дебютного альбома. К сожалению, к этому времени часть музыкантов потеряла интерес к продолжению музыкального творчества и к сентябрю 2003, группа Аркона прекращает свое существование.
Маша решает продолжать свое творчество сольно и обращается к своим коллегам по проекту Nargathrond, где она участвовала на тот момент, на предмет помощи в записи дебютного альбома. Ей были написаны абсолютно все партии и аранжировки, которые были переданы музыкантами на разучивание. И к марту 2004 без единой репетиции был записан альбом «Возрождение».
На сегодняшний день этот альбом получил признание и распространение во всем мире, и является одним из наиболее успешных в стиле славянского pagan metal. Сразу после записи и издания альбома Маша решает не терять времени даром и посвящает все свое время созданию новых песен, и к концу лета 2004 года был готов материал к новому альбому «Лепта», который записывается осенью в том же составе. Альбом был издан в декабре 2004 года, и хотя продолжает темы, затронутые в «Возрождении», но все же выдержан в более мрачной атмосфере. В этой записи, также как в предыдущей, поучаствовал поэт и вокалист Лесьяр (Невидь, ex-Butterfly Temple), уже не только как исполнитель, но и как автор лирики («Зарницы нашей свободы»).
Неудержимый творческий потенциал Маши не дает ей остановится на начатом и к лету 2005 года группа приступает к записи своего третьего, наиболее сложного и разнообразного альбома «Во Славу Великим!». Группа решила отказаться от доминирующего использования синтезированных инструментов в своей музыке, заменив их на живые, и состав музыкантов, участвовавших в записи этого альбома значительно расширился. Были приглашены известный фольк-музыкант Владимир Череповский (Mevent, ex-Воинство Сидов, Ветер Воды, Трио Марио) и участники групп Сварга и Алконост.
Аранжировки песен порой переваливали за сотню дорожек, но группа справилась со сложной задачей и в сентябре 2005 года альбом увидел свет. На его презентации в октябре 2005 года был записан живой концерт, который увидел свет в марте 2006 года в виде DVD и живого альбома «Жизнь во Славу».
Древняя Русь
Но я хочу обсудить другую, для кого-то, возможно, неожиданную версию.
Некоторое время назад её предложил уважаемый smelding :
У меня есть несколько подтверждений, а также возражений.
Также, в «Словаре русских народных говоров», 1 выпуск, «А», 1965 года издания, приводятся следующие слова: 1. Аракать. Вот полный текст статьи: «Аракать, аю, аешь, несов., неперех, Говорить громко, крикливо. Не аракай, дай людям спокой Первомайское, Серов., Свердл. Колеганов 1961.» и 2. Аркать, для которого даётся значение «Дразнить собак, произнося междометие ар», а также в переносном смысле «дразниться». Второе слово, видимо является по происхождению, звукоподражанием, а вот первое может иметь отношение к проблеме.
В «Слове о Полку Игореве» у нас есть, деепричастие «аркучи«, которое из контекста: «Ярославна рано плачетъ въ Путивле на забрале, аркучи: «О Ветре, Ветрило! Чему, господине, насильно вееши?» допускает разные значения. Как «молясь», так и «крича». Инфинитив от этой формы, соответственно должен был выглядеть как «аркати», или «аркать». Что имело значение бы, соответственно, «молиться», или «кричать». Второе значение, как мы видим, вполне совпадает с русскими диалектными формами.
В «Слове» есть ещё один отрывок с этой же формой: «Жены руския въсплакашась, аркучи: «Уже намъ своихъ милыхъ ладъ ни мыслию смыслити, ни думою сдумати, ни очима съглядати, а злата и сребра ни мало того потрепати!»» Здесь скорее видно значение именно «кричать», так как это явно происходит в момент сильного эмоционального накала.
Также, в русских источниках мы видим ещё несколько похожих примеров:
«Восплачется жена Микулина Мария, аркучи таково слово. « Задонщина, К-Б, 235 (XV в.
«Туто поганые разлучишася розно и побѣгше неуготованными дорогами в лукоморье, скрегчюще зубами своими. аркуще так. « Задонщина, Унд., 248 (XVII в.
Во всех этих случаях вполне логично предположить у этого слова значение «крича», ибо в них описывается яркая эмоциональная ситауция.
И так, что мы имеем:
В «Слове о Полку Игореве» и некоторых других древнерусских текстах, форма: «аркучи», или «аркуще», по-видимому, означающая «крича», что, возможно, даёт нам основание реконструировать в древнерусском глагол «аркати» со значением «кричать».
Ну и наконец, у нас есть сама Аркона! Название мыса на севере острова Рюген, где в одноимённой крепости, стоял главный храм верховного славянского божества! Главное место молений балтийских славян!
«А теперь нам вышел срок,
Едем прямо на восток,
Мимо острова Буяна,
В царство славного Салтана. »
Великий русский поэт А.С. Пушкин в своей знаменитой сказке «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» описал беседу князя Гвидона с прибывшими погостить на чудный остров купцами, которые рассказали князю о своей успешной торговле, благодарили за радушный прием и угощение и, собираясь в путь, сказали, что путь их лежит «…прямо на восток, мимо острова Буяна, в царство славного Салтана»…
Эти прекрасные поэтические строки мы помним ещё с детских лет. В своё время никто из исследователей творчества русского гения и представить не мог, что многое из литературного наследия А.С. Пушкина окажется исторической правдой, и одна из них – это реальное существование острова Буяна или Руяна (нем. Рюген). На этом острове на южном побережье Венетского моря (совр. Балтийского моря) жил один из крупнейших древнерусских племенных союзов – руян или рориков. С родственными славянскими союзами руяне управляли крупнейшим в Европе государством Вагрия, столицей которого был город Аркона, который одновременно был религиозным центром западных (полабских) славян.
Западно-славянское государство Вагрия и ее столица Аркона в первом тысячелетии нашей эры имели важнейшее геополитическое значение. На карте Европы, обнаруженной Конрадом Миллером (1844–1933) [2] в сочинениях блаженного Иеронима (+ 420), который в своё время копировал карты Евсевия Кесарийского (270–338), обозначены два главных города, две столицы, которые имеют важнейшее значение на мировой арене – ROMA(РИМ) и VAGRIAARKONA(Вагрия Аркона). Географические и топографические подписи на этой карте сделаны на латинском языке. Евсевий Кесарийский на карте также зарисовал герб-монограмму Арконы, которая изображена в виде «трёхзубчатой башни», в центральной части которой вписана монограмма на Русском языке – Аркона! Такой поступок «отца церковной истории» можно назвать знаковым. Он выразил не только своё, но и общеевропейское отношение к мощи славянского мира! Можно ещё привести мнение известного историка Иордана, который в «Гетике» в отношении славянского мира использует термин «nation», обозначающий широкую этническую общность, объединенную памятью об общем происхождении, в то время как к соседним народам (неславянским) употребляет термин «gens» [3].
Историки и хронисты более позднего времени также отмечали исключительный статус этой религиозной столицы западных славян на мировой арене: «…в древнеанглийском “Видсиде”, где в перечне владык, реальных и легендарных, наряду с римским императором (Cāsere weold Creacum ‘кесарь правил греками’ ) упоминается правитель “островных ругов” Хаген (“Hagene weold Holmrygum”). К материальным следам власти этого западнославянского племени на Рюгене относятся крепости с находками эпохи Великого переселения народов – Замковая гора близ Ральсвика и Вердер [4]. Далее, Гельмольд Босауский [5] прямо говорит, что руяне [6] (раны, руны) “занимают первое место среди всех славянских народов, имеют короля и знаменитейший храм” [7]. Хронист объясняет основания этого могущества, как с религиозно-культурной, так и с географической точки зрения: “Именно поэтому, благодаря особому почитанию этого храма, они пользуются наибольшим уважением и, на многих налагая дань, сами никакой дани не платят, будучи неприступны из-за трудностей своего месторасположения” [8]. Славянские князья Рюгена стали вассалами Дании в 1168 г. (князья Мекленбурга и Поморья утратили независимость уже в первой половине XII в.). Руяне дольше других славянских племен Полабья и Поморья сохраняли собственную власть и этническую идентичность в зоне интенсивных германо-скандинавских контактов. Рюгенские князья чеканили свою монету (прим. с 1190–1200), но, в отличие от померанских правителей, начавших выпускать монеты за 30 лет до того, никогда не именовались герцогами и даже прямо называли себя королями. Легенда монеты Яромара I гласит: “+ IGAROMA REX + RWIANORVM” – ‘+ЯРОМА[Р] КОРОЛЬ + РУЯН’ (две такие монеты несут знак креста, одна – знак лилии ) [9]. Основы княжеской власти на Рюгене были своеобразными: иногда могли править два брата вместе, иногда – отец и сын. Учитывая то, что первые документально известные князья Рюгена, Тетислав и Яромар, выступают именно как братский дуумвират, такое “соборно” оформление власти следует считать не признаком ослабления, но реликтом славянской древности и архаической рюгенской теократии . Важным компонентом святилища (располагался на мысе полуострова Виттов; слав. *Svętovitovo ‘Святовитово’) была храмовая сокровищница; по свидетельствам хроник, в ней сосредоточился “золотой запас” Рюгена, а возможно, и соседних славянских племен. Роль святилища как символа власти на Южной Балтике подтверждается тем, что, по сообщению Саксона Грамматика, датский король Свен, будучи христианином, пожертвовал в сокровищницу золотой кубок . Очевидно, это был Свен III Грате, в первой половине XII в. нуждавшийся в поддержке своей власти [10]. По данным археологии, Аркона не была постоянно обитаемым местом, славяне собирались туда на культовое празднество после сбора урожая. В ноябре неподалеку от Арконы устраивался сельдяной рынок [11], который, однако, не был крупным приморским центром дальней торговли. Скандинавский элемент в археологии Арконы не прослеживается. Власть в Арконе принадлежала верховному жрецу. Авторитет жреца объединял под своей эгидой весь Рюген, поскольку именно жрец, а не князь, по сообщению Гельмольда, вел переговоры с князем ободритов Генрихом и торг о цене перемирия [12]. У Святовита было свое знамя и выступавшее под ним войско (“станица”). Развитое храмовое хозяйство Арконы включало в себя коневодство и медоварение (ср. отмечаемую археологами высокую долю овса в анализах пыльцы и топонимы Kontop, Medowe на полуострове Виттов)» [13].
Прошло много времени после разрушения Арконы. Во второй половине XX века в Германии стали изучать историю полабских славян. На земле Арконы стали регулярно проводиться раскопки. Из года в год немецкие археологи, исследующие мыс Святовида, находят множество уникальных артефактов, связанных с этим культовым местом. Однако, они до сих пор не смогли увидеть очевидного. Вся территория святилища испещрена сакральными надписями на русском языке! Достаточно посмотреть на современные фотографии, чтобы убедиться в этом.
Фото № 1. Общий вид мыса Арконы
В 1168 г. Аркона была разрушена датчанами при короле Вальдемаре I, победившем руянского князя Яромира. В 1185 г., при возведении церкви в Альтенкирхене, на полуострове Виттов, использовались камни из Яромарсбурга. В Альтенкирхене до сих пор имеется «камень Свантевита» (Svantevitstein).
Ввиду столь важного, повсеместно распространенного образа коня в мифологии, можно заключить, что слово Hors или Hros, тем более сопоставленное с Марсом (Horse Marte), действительно означало КОНЬ, то сопоставление его с Дажьбогом, – Хоре Дажьбог – вполне соответствующее древнеумбрийскому «Horse Marte», окончательно разъяснило бы смысл киевского божества. Хорс-Дажьбог = Конь – Д а ж ь б о г.
«О солнечной природе Хорса, несомненно, свидетельствует и следующее обстоятельство: в извлеченном И.И. Срезневским (1812—1880) отрывке из одного древнего памятника речь идет об Аполлоне; между тем в соответствующих местах других памятников имя Аполлона, бога солнца, заменено именем Хрьс. Слово hors (hros) в английском и ныне означает «конь» (Horse), в немецком языке получило форму Ross, с тем же значением. В Германии, а также во многих местах, заселенных в старину славянами, встречается много географических названий, произведенных от этого слова, в форме Ros(ss, š) и Rus(ss, š), причем следует обратить предпочтительно внимание на названия, пишущиеся через одно s и, разумеется, не имеющие ничего общего с позднейшим германским нарицательным Ross. Нет возможности привести здесь массу этих названий, тем более, что многие из них могут происходить и от других слов, например, от «роса» – слова, имеющего на всех славянских языках то же значение, что и в русском. Укажем только некоторые, показывающие наиболее вероятное происхождение от Hors, Hros, без начального h, напр.: Rusdorf в Алыпенбурге, Rosdorf в Ганновере и Мейнингене. Известно, что в древние времена многие роды, поколения и даже народы охотно производили себя от богов, иногда даже называли себя по имени того или другого наиболее чествуемого ими бога или боготворимого предмета, таковы, например, гирпины, пиценты, марсы (от Hirpus, Picus, Mars) в древней Италии, герминоны и гермундуры (от Hermes) в древней Германии, славянские народы: вильцы (хорутане?), враны, велеты (от волка [хорта?], ворона, Велеса) на Балтийском поморье; в «Слове о полку Игореве» русская рать называется «Дажьбожьим внуком» [24].
Выстраивается такая лексическая цепочка: коло – солнце – свет – вене – сиять – сверкать . Один из этнонимов древних русичей сколоты – соколовяне, также состоит из двух корней: со-коло-вене = соединенные солнцем в его свете .
«Очаги русской цивилизации, судя по выявленным к настоящему времени этнонимам и гидронимам, разбросаны на карте древней и средневековой Европы в большом количестве. Имеются они и в Азии. Отметим наиболее известные из них. В I тыс. до н.э. высокоразвитыми и наиболее яркими в Европе были апеннинские русы, известные высоким уровнем своей культуры. На Апеннинском полуострове в то время сформировались три древнерусских государственных образования:
1. в южной части полуострова;
Наиболее кратким было существование южноапеннинских русов. Следует отметить, что длительное проживание русов на Апеннинском полуострове отражено в его топонимах и гидронимах. Более того, оно закрепилось в латыни: «Rosea (Rosia), ае, f. – страна в сабинской земле, н. le Roscie, отс. Roseus, а, um, adj., Rosea». Иначе говоря, страна русов в южной части Апеннинского полуострова именовалась Росией (Росеей). Обращает на себя внимание полное созвучие названий Апеннинской России первого тысячелетия до н.э. и современного названия нашей страны. В центральной части Апеннинского полуострова в течение всего I тыс. до н.э. существовала едва ли не самая яркая цивилизация того времени. В литературе последних веков эту цивилизацию обычно именуют на латинский манер этрусской, страну – Этрурией, а народ – этрусками. Это иноязычные искажённые названия. Самоназвания были иными. Корень – рус звучит и в названии территории (Hetrurfa –Хетрурия), и в самоназвании народа Хетрурии – русы, русь и даже в его иноязычных названиях, например, hetruscus, или rasena (лат.) . Кроме того, показательно, что один из двенадцати городов-государств. До второго тысячелетия н.э. дожили русские племена в Пруссии – Балтийском Порусье
4. В центральной части средневековой Европы, согласно многим источникам, – на территории Южной Австрии и Норика, находилось королевство русов, которое немцы называли Ругиланд. Возможно, эту территорию первые русские летописи рассматривали в качестве прародины полян и ряда других русских племён» [27].
Согласно рассказу чешского историка Вацлава Гайка (ум. 1553), Карл IV «приказал мужам, сведущим в латинских и чешских хрониках, старательно изучить и выяснить из них, отчего чехи стали называться богемцами». Это поручение выполнил известный итальянский путешественник епископ Джованни Мариньола (ум. 1389): «Тот, как муж учёный, много книг имеющий, стал это со всем вниманием изыскивать, но ничего другого найти не мог, кроме того, что от Гелиоса пошли словаки*, а от словаков – чехи, а словаки от слова или иного какого-либо света могли быть поименованы»**. Д. Мариньола фактически докопался до истины. Этноним венет, означает ‘белый’, ‘светлый’. Этноним славяне, происходящий от этнонима венеты, и содержащий последний в своём составе в качестве корневой основы, имеет тот же смысл» [28].
1. Гадебушском (Gadebusch = «Божья роща»),
2. Штернбергском (Stemberg = «Звездная гора») и
3. Ставенгагенском; KirchRosin и Muhlen-Rosin (в акт. XIII в.: VersusRessin, VillaResin, ср. Hersin в Семиградии, Horsin в Богемии, Herszina в Хорватии) в Гюстровском округе; Rossewitz (в актах XIV в.: Rossewitze, ср. Horsehowitz в Богемии) там же; Rossow (в акт. XIV в.: Rossouw, Rossowe, ср. Орсова или Оршова (Стар. и Нов.) в бывшей Военной Границе):
2. в Стрелицкомокругах; Russow (в акт. XIV в.: Rossow, Russowe, ср. опять Хърсово, Орсова) в Буковском округе.
Замечательно еще, что в герцогстве Мекленбургеком, т.е. в стране, где жили бодричи, изобилующей, как видно, названиями местностей, производными от Ros и Rus, неизвестно названий, произведенных от имени Hors или Hros, в этом первоначальном его виде, вследствие чего можно сделать предположение, что здесь имя это очень рано стало выговариваться Ros или Rus. К западу же, в Шлезвиге и Голштинии, а также далее на юге, именно на широкой полосе, начиная от герцогства Мекленбургского вплоть до Адриатического моря и потом на восток, по течению Дуная, как видно из вышеприведенных многочисленных географических названий, оно сохранилось до сих пор как в форме Ros и Rus, так и преимущественно в форме Hors, Hors, Hers, Hirs, хърс, орс (орш). И в Германии «конь» – Ross в географических названиях – сближается с солнцем, так, например, на горе Rossberg (в Шварцвальдских Альпах) высшая точка называется Rossfeld, а на краю последней – скала носит название Sonnenfels (Hoffmann. Enc. d. Erdk. 2151)» [29].
Эмблемой бога Солнца повсеместно, где проживали славяне, служил белый конь. В Ведах описываются светоносные кони Индры (hari – огненно-цветный); hari-vant, эпитет Индры – снабженный конями.
Академик Борис Александрович Рыбаков (1908 – 2001) дополнительно раскрыл лингвистическое соответствие таких слов, как хорс и коло. В русском языке: «хоровод» – круговое движение, «хорошуль» – круглый ритуальный пирог-курник, «хоромы» – круговая застройка (древний смысл); в болгарском: «хоро» – круговой танец. Сибилянтным лингвистическим соответствием «хору» является слово «коло», обозначающее ‘круг’, ‘колесо’, ‘круговой танец’, ‘кружок единомышленников’, ‘мирскую сходку’, ‘обод’, ‘обруч’ и т. п. В этот семантический ряд, не нарушая закона замены согласных к, х, с, ш (сук, сухой, сушить, «на сусе древе»), вписывается и солнце (сълньце, слъньце). В скифское время у приднепровских праславян-земледельцев существовали, по-видимому, обе формы обозначения солнца: производная от «хоро» (Хорс) и от «коло» (сколотский царь Колаксай, Солнце-Царь). Хорс («круглый») – божество солнца как светила . В «Слове о полку Игореве» назван «Великим Хорсом». « Дажьбожим внуком», т. е. «внуком Солнца», назван русский князь из Приднепровья, что позволяет сближать отголоски языческих мифов, сохранившиеся до XII в. н. э., с древними мифами о потомках солнца, существовавшими в этих же местах в V в. до н. э. Последним дошедшим до нас отголоском древних мифологических представлений о «внуках Солнца» является раздел русских богатырских сказок «Три царства» или «Золотое царство» [32].
Исследования русских ученых показывают национальное, культурное и религиозное единство древних славян и руссов, имеющих в своем пантеоне единого бога СВЕТА-СОЛНЦА (под разными именами). На протяжении длительного исторического времени славяне, проживая на разных континентах, сохранили свою веру и свою сопричастность с единым богом, желание жить с Ним и служить Ему Верой и Правдой.