имеющий ухо да слышит что дух говорит церквам
Толкование на Откровение 2:7
Сравнение переводов, параллельные ссылки, текст с номерами Стронга.
Толкование отцов церкви.
Толкование на Откровение 2:7 / Откр 2:7
Андрей Кесарийский (ок. VII в.)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Имеющий ухо, да слышит. − Телесное ухо имеют все люди, духовное же приобретает только человек духовный; таковое, напр., имел пророк Исаия (8, 5). Такому человеку, побеждающему искушения бесов, обещает дать вкушать от древа жизни, т. е. сделать причастником благ будущего века. − Под древом жизни иносказательно понимается жизнь вечная; а та и другая есть Христос, как о сем сказали Соломон и сей же Апостол в другом месте: первый, говоря о Премудрости, сказал, что она есть древо живота (Притч. 3, 18), а последний говорит о Христе так: «Той есть истинный Бог и живот вечный» (I Иоан. 5, 20). − Если желаем достигнуть онаго, то, молю вас исправим жизнь, и победим страсти. Ибо за труды, во всяком случае, воспоследуют награды, по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу, вместе со Святым Духом, слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Мефодий Патарский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
неразумные впали в заблуждение, не поняв (что здесь говорится) о древе жизни, которое прежде произрастало в раю, а теперь для всех произрастила Церковь, которое приносит прекрасный и красивый плод веры. Этот-то плод мы и должны принести, пришедши в первый день праздника на суд Христов. Если мы не будем иметь такого плода, то не будем праздновать вместе с Богом и, по словам Иоанна, не будем иметь участия в воскресении первом (Откр 20:6). Ибо древо жизни есть первородная из всех Премудрость. Она, — говорит пророк, — древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18), и твердыня для тех, которые опираются на нее, как на Господа; древо, посаженное при потоках вод, которое приносит плод свой во время свое (Пс 1:3): то есть учение и мудрость, доставляемая в надлежащее время приходящим к водам искупления. А тот, кто не уверовал во Христа, кто не познал, что Он есть начало и древо жизни, кто не может показать Богу кущу свою украшенною прекраснейшим из прекрасных плодов, как будет праздновать? как будет веселиться? Хочешь ли узнать прекрасный плод этого дерева? Посмотри на слова Господа нашего Иисуса Христа, как они прекраснее слов человеческих? Прекрасный плод произрос чрез Моисея — закон; но он не был так прекрасен, как Евангелие; ибо тот был только прообразом и тенью будущих вещей, а это — истина и благодать жизни. Прекрасен был плод пророков, но не так прекрасен, как возделываемый из этого (Евангелия) плод нетления.
Источник: Пир десяти дев.
Апрингий († сер. VI в.)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут есть от древа жизни, из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: которое посреди рая Бога моего, где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий.
Источник: Трактат на Откровение.
Тертуллиан (155/60−220/40)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Кем состязание проводится, как не тем, кто устанавливает венок и награды? Читай об объявлении такого состязания в Апокалипсисе; для этих наград Он призывает к победе особенно тех, которые действительно одержали победу при гонении, победив, когда сражались на деле не против плоти и крови, но против духов злобы. Итак, признай, что Устроитель состязаний и Судья, призывающий к награде, — один и тот же. Все, что достигается при гонении, — слава Бога, одобряющего и осуждающего, возвышающего и низвергающего.
Источник: О бегстве во время гонений.
Тиконий
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Побеждающему дам вкушать от древа жизни, то есть от плода крестного, который, как Он говорит, в раю Бога моего. А под раем можно понимать Церковь, ибо все было приведено в образ, и, по научению апостола, Адам тенью предшествовал Грядущему. Воистину, древо жизни — премудрость Божия, Господь Иисус Христос, Который был повешен на кресте, Который и в Церкви, и в духовном раю подает верным жизненную пищу и таинство Хлеба Небесного, о чем можете прочесть: Она — древо жизни для тех, которые приобретают ее (Притч 3:18).
Экумений († X в.)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Имеющий ухо, то есть послушный и повинующийся божественным законам, да слышит, что Дух говорит церквам. Он сказал Дух или потому, что под воздействием Духа возникли видения книги Откровения, или Христа назвал Духом, поскольку Он есть Бог и признается Богом, так же как Он [не] отвергает именования Сыном Человеческим, поскольку Он есть человек и признается человеком. Ибо по всеобщему утверждению, Божественность есть Дух, как сказал Сам Господь самаритянке: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (Ин 4:24).
Источник: Комментарий на Откровение.
Лопухин А.П. (1852−1904)
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Воззвание, которое присоединяется к посланию Ефесской церкви, есть обычный в Свящ. Писании призыв к внимательности (Мф XI:15; Лк VIII:8). На вид выставляется не Иисус Христос, а св. Дух, потому что св. Дух есть та сила, которая просвещала ветхозаветных пророков, апостолов, а теперь самого Иоанна, а равно и вообще всякого верующего при усвоении откровения. — Награда вполне соответствует предыдущему изображению достоинств Ефесских христиан. За их строгую воздержность и ненависть к невоздержным николаитам им в награду обещается вкушение плодов древа жизни. Применительно к XXII:2 это древо жизни можно принимать за то блаженное древо, которое в будущей жизни в Новом Иерусалиме будет составлять одно из условий и источников блаженства, подобно тому как и в первом рае таковым было древо жизни (Быт II:9).
Глава 3
Статья седьмая
Открытое Ангелу Сардийской церкви
«Семь звезд», как объяснили мы ранее, означают семь Ангелов; «семь духов» – это или семь Ангелов, или же семь даров Животворящего Духа, потому что и те, и другие находятся во власти Христовой; одними Он распоряжается как Владыка, а Другого есть Податель как Единосущный с Ним. Угрожает церкви за то, что она мертва добрыми делами и носит лишь одно имя живой веры.
Если же не будешь бодрствовать, то Я найду на тебя, как тать, и ты не узнаешь, в который час найду на тебя.
«Но имаши мало, иже не оскверниша риз своих». То доброе приобрела ты, что иные из твоих членов не осквернились греховными делами в своей душевной чистоте; они, сохранив одежду нетления неоскверненною, облекутся со Мною в пакибытие в светлые, брачные ризы.
Побеждающий диавола воссияет подобно солнцу одеждою своих добродетелей, имя его не будет изглажено из книги жизни. Он будет исповедан пред Отцом Небесным и воинствами Его; подобно добропобедным мученикам воссияют праведницы, яко солнце, по Евангелию ( Мф. 13:43 ; Дан. 12:3 ).
Статья восьмая
Открытое Ангелу Филадельфийской церкви
Ключом Давидовым названо Царство Его, ибо ключ – символ власти. Дух Святый, отверзающий сокровищницу знания, есть ключ книги псаломской и всякого пророчества. Первый ключ Христу принадлежит по человечеству, а второй – по безначальному Божеству. В некоторых древних списках вместо «Давидов» стоит «адов», и это свидетельствует о власти Христа над смертию и жизнию. Он свят и истинен, как святыня действительная, истина самосущая.
Мы знаем из сказанного прежде, что по величине своей этот город был мал, но силен верою, почему и говорит ему: «вем твоя дела», то есть хвалю их; так было сказано и Моисею: «вем тя паче всех» ( Исх. 33:17 ). Открыл Я пред тобою дверь проповеди учения, затворить которой не могут искушения. Довольно твоего соизволения, Я не требую непосильного.
«Се, даю от сонмища сатанина». За исповедание имени Моего ты получишь в награду обращение и покаяние иудеев; они падут к твоим ногам, выпрашивая привести их ко Мне и жаждая Моего просвещения, в тайне сердца, а не явно став иудеями.
«Година искушения» – или имевшее скоро быть гонение на христиан от нечестивых царей тогдашнего Рима, от которого и обещает избавить свой город, или же всемирное гонение верных от антихриста пред кончиною мира. Он обещает освободить от него исповедующих Его чрез разрешение их от земной жизни, чтобы не претерпели они искушений свыше сил. Справедливо говорит: «скоро прииду», так как и в Евангелии сказано, что Господь придет тотчас «по скорби дний тех» ( Мф. 24:29 ). Поэтому предупреждает блюсти нерасхищенным сокровище веры, чтобы не погубить венца терпения.
Говорит, сделаю победителя столпом в храме Бога Моего, ибо побеждающий сопротивные силы считается «столпом и утверждением» Церкви ( 1Тим. 3:15 ), имеющим, по апостолу, в ней основание недвижное ( 1Кор. 3:11 ; Еф. 2:20 ; 1Пет. 2:6 ).
и напишу на нем имя Бога Моего и имя града Бога Моего, нового Иерусалима, нисходящего с неба от Бога Моего, и имя Мое новое.
«И напишу на нем имя Бога Моего». Напишу в сердце такового столпа ведение имени Божия и небесного Иерусалима, чтобы он мог созерцать красоты его духовными очами, и Мое новое имя, которое познают в будущем веке святые. В словах «Бога Моего» говорит об Отце, как приявший плоть от Него нас ради человек. Иерусалим нисходит с небес, так как ведение Божественное, начинаясь от ангелов, получается нами лишь по соединении с ними чрез общую главу нашу – Христа Иисуса.
Будем молиться о получении и нами такового духа.
Статья девятая
Открытое Ангелу Лаодикийской церкви
Верностью означается истина Христова, а еще точнее – Он Сам, как Истина самосущная. «Начаток создания» сказано вместо «Царство и начало всего», господствующее над тварями. Ибо начало или начальство создания означает изначальную и несозданную, предначинающую причину.
Григорий Богослов также говорит: «Подобает гореть в определенной мере, а также и быть холодным. И на деле холодный, то есть не имеющий горячей веры, всегда может надеяться получить ее; согретый же ею чрез крещение и охладившийся потом леностию, отказываясь от прежней веры, теряет надежду на спасение. В делах нельзя отвергать средины, и брак поэтому принимается как нечто среднее между девством и блудодеянием, в вере же средина не имеет никакой ценности».
то извергну тебя из уст Моих.
Как теплое не в меру вызывает рвоту у того, кто принимает его, так и ты будешь изрыгнут Мною, подобно отвратительной пище, на вечные муки, ибо, подавив семя Божественного слова терниями богатства ( Лк. 8:7 ), ты не усматриваешь своей душевной нищеты, не сознаешь своей духовной слепоты и наготы в отношении добрых дел.
Если хочешь быть богатым, то Я советую тебе пламенным желанием горящего сердца приобрести у Меня, обогащающего всех, золото разжженное, то есть очищенное огнем испытаний. И ты будешь тогда иметь в своем сердце нерасхищаемое сокровище, облечешься светлою ризою добродетелей, которые покроют твою наготу греховную. Коллурий 1 обозначает нестяжательность; дары помрачают очи, смотрящие на них, а презрение к дарам сообщает нашему зрению просветление.
О, человеколюбие Божие! Обличение сорастворяется Божественною благодатию!
«Се, стою при дверех и толку». Мое присутствие не насильственное, ибо Я толку в двери сердца и радуюсь вместе с отверзающими об их спасении. Это спасение – пища и вечеря, и Я питаюсь тем, чем питаются и они, утоляя «глад слышания слова Божия» ( Ам. 8:11 ) и прогоняя мрак заблуждения.
Престол означает Царство и покой будущего века, поэтому и говорится здесь, что победившие прославятся и будут царствовать вместе с Ним. «Якоже и Аз победил» – сказано по человечеству, как восприявшим плоть. Бог Слово не в награду за добродетели унаследовал Царство, но имел его от века, как Присносущий. Иначе Он бы не мог приобщать к нему других, а между тем, по словам Богослова, сына Громова, Он от полноты Своей преподал его всем святым ( Ин. 1:16 ; 1Тим. 6:17 ); и святым апостолам Он сказал поэтому, что они воссядут на двенадцати престолах и будут судить двенадцать колен Израильских ( Мф. 19:28 ; 1Кор. 6:2 ). Бог и Царь предвечный, Он ради нас стал Человеком и воспринял на Себя все свойственное человеческой природе, кроме греха, поэтому и победителям диавола Он преподает Свое, поскольку люди способны воспринять это. Поэтому-то Он, вознесшийся на небеса на облаках, как на колеснице восхождения, как говорит апостол, восхитит в сретение Свое и святых на облаках ( 1Сол. 4:17 ). Грядущий в образе Судии, как Творец и Владыка твари, Он и святым Своим даст власть судить презревших и отвергших божественное и блаженнейшее рабство. «Не весте ли, яко ангелов (то есть начальников тьмы) судити будем» ( 1Кор. 6:3 ), говорит апостол. Итак, мы имеем столь человеколюбивого Судию, да не лишимся же Его милостей и благодеяний чрез неуклонное исполнение боговдохновенных слов Соломона: «Во всякое время да будут ризы твоя белы» ( Еккл. 9:8 ), то есть не осквернены лукавыми деяниями. Как невеста, мы, украсив души свои, соделаем себя достойными для соединения с Царем, бессмертным Женихом; соединившись с Ним посредством добродетелей, мы получим небесные блага от Раздаятеля их – Христа, Бога Нашего. Ему со Отцем и Святым Духом слава, честь и поклонение ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Коллурий – глазное лекарство. – Ред.
Глава 2
Статья третья
Открытое Ангелу Ефесской церкви
Говорит с церковью чрез Ангела подобно тому, как если бы кто беседовал с учениками чрез учителя. Потому что учитель, чтобы уподобить себе ученика, принимает на себя все, касающееся ученика, – ошибки и успехи его. Под семью звездами, или Ангелами, которые упоминаются блаженными Иринеем и Епифанием под именем семи небес, здесь нужно разуметь управление ангельскими чинами, держимое, как и все концы земли, в деснице Христовой, ибо по обетованию Он ходит посреди церквей и чрез святых Ангелов управляет миром.
а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
Движение светильника, или церкви, означает лишение Божественной благодати, когда она подвергается волнениям и колебаниям от духов злобы и злых людей, их пособников. Под этим же движением некоторые разумеют перенесение первосвятительского престола из Ефеса в Царьград. А отчего Богу дела Николаитов так ненавистны, известно всякому, кто испытал или знает по чтению эту презренную ересь.
«Имеющий ухо, да слышит». Все люди имеют телесное ухо, а духовное приобретает только человек духовный; такое имел, например, пророк Исаия ( Ис. 8:5 ). Человеку, победившему бесовские искушения, обещает дать вкушать от древа жизни, то есть соделать причастником блаженства будущей жизни. Под древом жизни иносказательно разумеется вечная жизнь, а она есть Христос, как говорит об этом Соломон и этот же апостол в другом месте. Соломон, рассуждая о Премудрости, говорит, что Она есть «древо живота» ( Притч. 3:18 ), а апостол говорит о Христе, что «Той есть истинный Бог и живот вечный» ( 1Ин. 5:20 ). Если мы хотим его достигнуть, то умоляю вас исправить жизнь и победить страсти. Потому что, во всяком случае за труды последует награда по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, Которому вместе с Отцем и Святым Духом слава ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Статья четвертая
Открытое Ангелу Смирнской церкви
Он есть Первый – как Бог, и Последний – как ставший человеком в последок дней и отверзший нам врата жизни вечной Своею тридневною смертью.
«Знаю твои скорби и нищету» телесную, которые ты переносишь ради Меня, уязвляемый неверными и лишаемый имущества, но в духовном отношении ты богат, ибо имеешь сокровище, скрытое на поле своего сердца.
и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
Знаю Я и злые хулы сатанинского сборища, ибо они не то, чем называются: «Не иже бо яве, Иудеи. но иже в тайне» ( Рим. 2:28, 29 ). Иуда же значит исповедание и покаяние.
Не бойся скорбей, какие тебе причинят гонители Бога чрез раны и притеснения, потому что они будут кратковременны – только в течение десяти дней. Поэтому нужно пренебрегать смертию: она в самое короткое время доставляет неувядаемый венец жизни.
Имеющий духовный слух и победивший диавольские внушения хотя и умрет по плоти, но зато не потерпит вреда от геенны – «смерти вторыя».
Статья пятая
Открытое Ангелу Пергамской церкви
Город, к которому обращает эту речь, восхваляя верных за твердое перенесение искушений, был идольский. Мечем обоюду острым называет или учение Евангелия, обрезующее сердца людей и отделяющее верующих от нечестивых, или же осуждение, отсекающее нечестивых от Церкви.
и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
Антипа был мужественнейший мученик в Пергаме, я некогда читал об его мучениях. Здесь же упоминает о нем для показания терпения мучеников и жестокости гонителей.
Угроза смягчается человеколюбием, потому что не с тобою, говорит, сотворю брань, а с теми, которые больны без надежды на исцеление.
Статья шестая
Открытое Ангелу Фиатирской церкви
Огневидность очей указывает на просвещение праведников и попаление грешников. «Ноги» же и «халколиван» означают благоухание мысленного мира Христова в спасаемых и соединение во Христе Божества с человечеством нераздельно и неслиянно. Оно не доступно для человеческого понимания, как разжженное Духом Божиим.
«Вем твоя дела». Если и хвалит за веру, служение, благодушие и терпение, то справедливо и порицает за попущение ереси Николаитов (по нечестию и порокам образно названной Иезавелью), которая дает повод верным к соблазнам и увлекает их к идолослужению, от которого они прежде прекрасно отреклись. Ее должно уничтожить, потому что при помощи лукавого духа она ложно выдает себя за обладающую пророчествами.
«И дах ей время». Вредная ересь их не воспользовалась во благо временем, данным ей для покаяния – «Се, Аз полагаю ю на одре». Продолжая говорить образно, сравнивает хитрость и лесть еретиков с блудницею, угрожая поразить болезнями и смертию ее, а также и всех осквернявшихся вместе с нею и любодействовавших перед Богом, если только они не раскаются и не обратятся к Нему.
и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
Говорит это к обольщенным еретикам и соблазняющим других, простейших же утешает: так как вы в простоте нравов не находите силы противостать лукавым и изобретательным на слова, ибо, как утверждаете, не знаете вполне глубины сатанинской, то Я не требую от вас словесной борьбы с ними, но сохраните только принятое вами учение до тех пор, когда Я возьму вас оттуда.
«Дам ему власть». Творящему Мои дела дам власть, как обещано в Евангелии, над пятью или десятью городами. Или же этим указывается на суд над неверными, когда прельщенные, осужденные уверовавшими во Христа, сокрушатся как пасомые жезлом: «Мужие Ниневитстии востанут на суд с родом сим и осудят его», сказал Господь ( Мф. 12:41 ). Слова: «якоже и Аз приях от Отца Моего» приведены по человечеству ради принятия плоти.
Звездою утреннею называет или того, о ком возвещает пророк Исаия: «Како спаде с небесе денница восходящая заутра?» ( Ис. 14:12 ), и обещает, сокрушив ее, положить под ноги верных ( Лк. 10:16–19 ; Пс. 90 ), или же денницу, упоминаемую блаженным Петром, сияющую ясно в сердцах верующих ( 2Пет. 1:19 ), то есть просвещение Христово. Денницами также называются обыкновенно Иоанн Креститель и Илия Фесвитянин, предтеча первого восхода Солнца правды и предтеча второго пришествия Его. И мы веруем, что победители диавола будут их соучастниками. В том, что одним и тем же именем называются столь противоположные друг другу, нет ничего удивительного. Мы знаем из Священного Писания, что под именем, например льва, толкуемого в разных смыслах, разумеется и Христос – Лев от Иуды, и диавол – лев от Васана. И также: под востоком можно понимать начало будущего дня, с которым рассеется тьма настоящей жизни, и Ангела, благовествующего об этом дне, ибо он предшествует Христу – Солнцу правды, просвещающему верных и рассеивающему мрак настоящей жизни. Да просветимся и мы Его лучами благоволением Отца со Святым Духом. Ему слава во веки, аминь.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
Откровение Иоанна Богослова 2:7
Толкования:
Апрингий
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Он говорил о делании Церкви и дал описание извращенности еретиков. Теперь, увещевая немощных к покаянию, Он обещает победившим награду за труд, так что, войдя в рай, они свободно могут есть от древа жизни, из-за которого Адам был извержен из рая, чтобы он не съел чего-либо от него. Поэтому Он говорит: которое посреди рая Бога моего, где дух вдыхает жизнь, где тайны являются в силе и где Бог производит плод древа жизни, вечный и неувядающий.
Лопухин А.П.
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Свт. Андрей Кесарийский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Свт. Мефодий Патарский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Сщмч. Викторин Петавийский
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Тертуллиан
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Тиконий
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Экумений
Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия
Новый Завет
Откровение святого Иоанна Богослова
Глава 2.
1 Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников: 2 знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; 3 ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал.
4 Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою.
5 Итак вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе, и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься.
6 Впрочем то в тебе хорошо, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу.
7 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия.
8 И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: 9 знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское.
10 Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни.
11 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти.
12 И Ангелу Пергамской церкви напиши: так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: 13 знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа.
14 Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали.
15 Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу.
16 Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих.
17 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает.
18 И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану: 19 знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.
20 Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.
21 Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.
22 Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.
23 И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.
24 Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени; 25 только то, что имеете, держите, пока приду.
26 Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками, 27 и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего; 28 и дам ему звезду утреннюю.
29 Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.