игумения что это значит
Игуменья
Изначально игумен не обязательно был священником, позже стали избираться только из числа иеромонахов.
В 1874 году русские монастыри были частично секуляризованы и распределены по трём классам: глава монастыря третьего, низшего класса стал называться игуменом. Отличие его от архимандрита (настоятеля монастыря первого или и второго класса) заключалось в том, что при богослужениях он облачается в простую монашескую мантию и набедренник, тогда как архимандрит облачается в мантию с «скрижалями», наперсный крест, палицу и митру.
В настоящее время в Русской Православной Церкви игуменство даётся в награждение монашествующему священству (соответствует протоиерею в белом духовенстве) и обычно не связывается с участием в управлении монастырём. Только игумен, являющийся начальником монастыря, обладает правом ношения посоха.
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Игуменья» в других словарях:
игуменья — см. настоятельница Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011. игуменья сущ., кол во синонимов: 2 • … Словарь синонимов
ИГУМЕНЬЯ — ИГУМЕНЬЯ, игуменьи, род. мн. игумений, жен. (церк.). Настоятельница женского монастыря. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова
игуменья — ИГУМЕНЬЯ, и, жен. Настоятельница православного монастыря. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова
игуменья — Игуменья, как и в предыдущем слове, здесь звук е сохраняется во всех формах, в том числе и в родительном падеже множественного числа: все ждали появления игумений (не игумний) … Словарь ошибок русского языка
игуменья — игуменья, род. мн. игумений … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке
ИГУМЕНЬЯ — ИГУМЕН, ИГУМЕНЬЯ настоятель, настоятельница монастыря. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ИГУМЕНЬЯ [гр. hegumenos букв. идущий впереди, ведущий] в православной церкви: настоятельница женского монастыря … Словарь иностранных слов русского языка
игуменья — ИГУМЕНЬЯ, и, ж То же, что настоятельница (в православии). Игуменья Агния ввела в монастыре общежительный устав, до этого у каждой монахини была своя одежда и еда … Толковый словарь русских существительных
Игуменья — ж. 1. Духовный чин, присваиваемый настоятельнице православного женского монастыря. 2. Лицо, имеющее такой чин. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
игуменья — игуменья, игуменьи, игуменьи, игумений, игуменье, игуменьям, игуменью, игумений, игуменьей, игуменьею, игуменьями, игуменье, игуменьях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») … Формы слов
Значение слова «игуменья»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
игу́менья
1. настоятельница православного женского монастыря ◆ Анна же молчала. — Слушаю, — строго повторила игуменья. — Матушка, благодарю вас за заботу и материнскую помощь, но вчера вечером я уже исповедовалась и все мои помыслы, все грехи рассказала отцу Анатолию, а новых помыслов у меня пока не накопилось. Майя Кучерская, «Современный патерик: чтение для впавших в уныние», 2004 г. (цитата из НКРЯ) ◆ И игуменья ее благословила уйти из монастыря к мужу, и они вместе умерли мучениками. Митрополит Анатоний, «Я хочу поделиться с вами всем, что накопилось. », 1998—1999 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова побор (существительное):
ИГУМЕНИЯ
Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμένης), составив для него подробный устав и определив содержание (Соколов. С. 159).
Иногда иноческие общины появлялись при содействии старцев и окормлялись ими. Прп. Серафим Саровский основал Мельничную общину, к-рая слилась с Казанской Дивеевской, в результате образовался Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь (1861); прп. Серафим способствовал расцвету иноческого аскетизма в жен. обители. Прп. Амвросий Оптинский основал сестринскую общину в Шамордине (недалеко от Оптиной пуст.) и духовно окормлял общину.
Русская Церковь Собором 1503 г. установила, что духовником в жен. мон-ре может быть только приходский священник, богослужение может совершать лишь приходский священник (см. также: Макарий. 1996. Кн. 4(1). С. 73). В разд. «О настоятелях монастырских» Прибавления (1722) к «Духовному регламенту» говорится, что в жен. мон-ре должен принимать исповедь духовник-иеромонах (57). Определением Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. «О монастырях и монашествующих» утверждается, что в каждой обители для духовного окормления насельниц желательно иметь старицу, преуспевшую в духовной жизни, знакомую со Словом Божиим, с творениями и правилами св. отцов, способную к руководству в духовной жизни (IV 28-30); в каждой обители должен быть духовник, для мантийных монахинь он назначается епархиальным архиереем из монашествующих (IV 30, 32). В истории рус. жен. монашества старицы играли заметную роль. Так, в привилегированном Новодевичьем мон-ре в 1602/3 г. численность стариц достигала 131 чел.: после И. и келаря следуют 20 княгинь и боярынь, 24 крылошанки большие, 10 крылошанок меньших и 75 рядовых стариц. Вероятно, они исполняли руководящие функции, как и соборные старцы в муж. монастырях (Колычева. С. 90).
История монашества знает мн. И., к-рые прославились своим подвижничеством. Так, в сер. IX в. в К-поле прославилась подвигами И. мон-ря Хрисовалант св. Ирина, и в игуменском служении, явив себя образцом управительницы мон-ря и опытной наставницей монахинь в деле спасения, она показала еще более высокие подвиги, чем прежде: в стоянии проводила недели, истощала себя воздержанием в пище и питье, с глубоким сокрушением молилась. И. мон-ря Аренария близ Россано (Юж. Италия) Феодора, постригшаяся в юном возрасте, достигла такой нравственной высоты, что во всем Россано ей не было равных (Соколов. С. 424-425, 428). Образы И., прославившихся аскетическими подвигами, дают «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.»: это Дорофея из Знаменского мон-ря под Тамбовом, Антония из Сретенского мон-ря под Каширой, схиигум. Олимпиада из арзамасского во имя Алексия, человека Божия, монастыря и мн. другие (Смолич. С. 304).
В соответствии с «Положением о наградах РПЦ 2004 г.» (разд. II 5) «настоятельницы монастырей, назначенные Священным Синодом, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игумении. Игумении за особые заслуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями». И. «за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря игумении не имеют права употреблять игуменский посох» (II 6).
Ист.: О монастырях и монашествующих // Собор, 1918. Определения. Вып. 4. С. 31-43; Никодим [Милаш], еп. Правила; Духовный регламент. Прибавление о правилах причта церковного и чина монашеского // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 582-603; Правила ВС с толк. 2000; Устав РПЦ, 2000; Положение о наградах РПЦ: Принято Архиерейским Собором РПЦ 3-8 окт. 2004 // www.mospat.ru [Электр. ресурс].
Лит.: Соколов И. И. Состояние монашества в византийской Церкви: с пол. IX до нач. XIII века (842-1204). Каз., 1894; Marin E. Les moines de Constantinopole: depuis la fondation de la ville jusqu’ à la mort de Photius (330-898). P., 1897. P. 85-97; Смирнов С. И. Духовный отец в древней Восточной Церкви: (История духовничества на Востоке). Серг. П., 1906; Leclercq H. Higoumène // DACL. Fasc. 78/79. Col. 2381-2383; Таисия [Карцова], мон. Русское православное женское монашество XVIII-XX вв. Серг. П., 1992р; Никодим [Милаш], еп. Право. С. 653-660; Русские монастыри. М., 1995; Макарий. История РЦ. 1994-1997. Кн. 1-7; Смолич И. К. Русское монашество: 988-1917. Жизнь и учение старцев. М., 1997; Серафим [Кузнецов], иером. Женские иноческие уставы. [Самара]; Смоленск, 2002; Колычева Е. И. Православные монастыри второй половины XV-XVI века // Монашество и монастыри в России: XI-XX века: Историч. очерки. М., 2005. С. 25-56; Русские монастыри. Новомосковск, 2007.
Игумен: кто это?
Игумен: значение слова
Игумен — это духовный сан человека, который руководит монастырем, становится наставником для насельником монастыря (слово произошло от греч. ἡγούμενος — «ведущий») В ряде поместных Церквей игумен также — иерархическая награда. Несмотря на то, что 2011 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви отменил впредь сан игумена как иерархическую награду и постановил посвящать в игумены не только иеромонахов, но и архимандритов и даже архиереев, если они вступают в управление монастырем. Одновременно с саном игумена должен вручаться посох. В «белом духовенстве» сан игумена соответствует протоиерею.
Чем занимается игумен
Высокое звание игумена предполагает наличие богатого духовного опыта, но не стоит забывать и об опыте управления общиной. Игумен — начальник монастыря, который контролирует все процессы монастыря, решает возможные конфликты, примиряет братию. Значение греческого слова, от которого произошло звание «игумен» достаточно полно раскрывает то, чем занимается игумен — «ведущий». Игумен ведет братию к образцу праведной жизни.
Посох игумена
Как знак высокого сана, игумен получает посох. Этот трость, означающая принадлежность к высшей церковной власти. Сам по себе посох не обладает никакими сверхъестественными свойствами, это просто значимый для православных христиан символ. Посохи бывают:
Первые обычно богато украшены и предназначены для богослужений, их верхушка увенчана Крестом. Навершие посоха может выглядеть по-разному:
В России у каждого посоха игумена обычно есть еще и сулок, специальный платок у навершия, который охраняет руку игумена от мороза в холодное время года.
Кто может получить сан игумена
При условии, что они согласны принять звание игумена и высокую ответственность, которую оно предполагает.
Может ли игумен жениться
Человек в сане игумена может вступить в брак только при условии снятия этого сана. В Русской Православной Церкви браки разрешены только «белому духовенству» и только при условии, что человек вступает в брак до принятия священнического сана. Монашествующие в Церкви дают обет безбрачия, нарушив который человек считается клятвопреступником, так как этот обет дается Богу.
ИГУМЕНИЯ
Первый жен. мон-рь основал св. Пахомий Великий для своей сестры Марии. Богатая римлянка прп. Мелания Старшая († 439) основала мон-рь на Масличной горе, римлянка Павла († 404) также учредила мон-рь (блж. Иероним Стридонский перевел для нее расширенные правила св. Пахомия), Мелания Младшая (V в.) прославилась основанием мн. мон-рей. Основательницами мон-рей часто являлись царские особы, князья, богатые женщины, нек-рые из последних вкладывали все свое состояние в мон-рь, становились настоятельницами и впосл. И. Визант. имп. св. Ирина ок. 1114 г. устроила жен. мон-рь во имя Богородицы Благодатной (Κεχαριτωμένης), составив для него подробный устав и определив содержание ( Соколов. С. 159).
Иногда иноческие общины появлялись при содействии старцев и окормлялись ими. Прп. Серафим Саровский основал Мельничную общину, к-рая слилась с Казанской Дивеевской, в результате образовался Серафимов Дивеевский во имя Святой Троицы женский монастырь (1861); прп. Серафим способствовал расцвету иноческого аскетизма в жен. обители. Прп. Амвросий Оптинский основал сестринскую общину в Шамордине (недалеко от Оптиной пуст.) и духовно окормлял общину.
Русская Церковь Собором 1503 г. установила, что духовником в жен. мон-ре может быть только приходский священник, богослужение может совершать лишь приходский священник (см. также: Макарий. 1996. Кн. 4(1). С. 73). В разд. «О настоятелях монастырских» Прибавления (1722) к «Духовному регламенту» говорится, что в жен. мон-ре должен принимать исповедь духовник-иеромонах (57). Определением Собора Российской Православной Церкви 1917-1918 гг. «О монастырях и монашествующих» утверждается, что в каждой обители для духовного окормления насельниц желательно иметь старицу, преуспевшую в духовной жизни, знакомую со Словом Божиим, с творениями и правилами св. отцов, способную к руководству в духовной жизни (IV 28-30); в каждой обители должен быть духовник, для мантийных монахинь он назначается епархиальным архиереем из монашествующих (IV 30, 32). В истории рус. жен. монашества старицы играли заметную роль. Так, в привилегированном Новодевичьем мон-ре в 1602/3 г. численность стариц достигала 131 чел.: после И. и келаря следуют 20 княгинь и боярынь, 24 крылошанки большие, 10 крылошанок меньших и 75 рядовых стариц. Вероятно, они исполняли руководящие функции, как и соборные старцы в муж. монастырях ( Колычева. С. 90).
История монашества знает мн. И., к-рые прославились своим подвижничеством. Так, в сер. IX в. в К-поле прославилась подвигами И. мон-ря Хрисовалант св. Ирина, и в игуменском служении, явив себя образцом управительницы мон-ря и опытной наставницей монахинь в деле спасения, она показала еще более высокие подвиги, чем прежде: в стоянии проводила недели, истощала себя воздержанием в пище и питье, с глубоким сокрушением молилась. И. мон-ря Аренария близ Россано (Юж. Италия) Феодора, постригшаяся в юном возрасте, достигла такой нравственной высоты, что во всем Россано ей не было равных ( Соколов. С. 424-425, 428). Образы И., прославившихся аскетическими подвигами, дают «Жизнеописания отечественных подвижников благочестия XVIII и XIX вв.»: это Дорофея из Знаменского мон-ря под Тамбовом, Антония из Сретенского мон-ря под Каширой, схиигум. Олимпиада из арзамасского во имя Алексия, человека Божия, монастыря и мн. другие ( Смолич. С. 304).
В соответствии с «Положением о наградах РПЦ 2004 г.» (разд. II 5) «настоятельницы монастырей, назначенные Священным Синодом, по должности носят наперсный крест, который возлагается епархиальным архиереем. В случае оставления ими должности, они не имеют права ношения наперсного креста. За многолетнее усердное служение Святейшим Патриархом Московским и всея Руси настоятельницы монастырей могут быть удостоены сана игумении. Игумении за особые заслуги Святейшим Патриархом Московским и всея Руси могут быть удостоены права ношения креста с украшениями». И. «за церковные заслуги и во внимание к монастырям, ими управляемым, могут быть удостоены права употребления игуменского посоха. Они не употребляют игуменский посох в присутствии архиерея. В случае оставления должности настоятельницы монастыря игумении не имеют права употреблять игуменский посох» (II 6).