что необходимо для организации музицирования с детьми
Консультация «Элементарное музицирование с дошкольниками»
Данилова Маргарита
Консультация «Элементарное музицирование с дошкольниками»
«Элементарное музицирование с дошкольниками»
Дети любят веселье, смех, движение, их привлекают необычные по виду музыкальные инструменты, они хотят играть и творить, у них есть свой собственный интерес к музыке, которым родители и педагоги не имеют права пренебрегать. Один из самых замечательных принципов гуманистической педагогики «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие» (М. Монтень).
Детское музыкальное творчество – это гимн импровизации, потому что все дети умеют импровизировать. Их не надо этому учить – такую способность подарила им сама природа с великой целью: служить способом познания мира. Даже самые маленькие дети способны импровизировать. Рожденная фантазией их музыка проста и чудесна, как сама страна детства.
Сказкотерапия в работе с дошкольниками Одним из действенных методов психотерапевтического воздействия на ребенка является арт-терапия. Арт-терапия для дошкольников — это проверенное.
Консультация «Как организовать сюжетные игры с младшими дошкольниками» Игра является ведущим видом деятельности дошкольников. Л. С. Выготский подчеркивал огромное значение игры для ребенка. Он говорил об игре.
Консультация для родителей «Пальчиковые игры с дошкольниками» Пальчиковые игры – это не только увлекательные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Они способствуют развитию речи.
Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей
Наталья Чеснокова
Элементарное музицирование — метод развития музыкальности и творчества у детей
Элементарное музицирование- это первозданный метод приобщения человека к музыке.
Программа написанная и апробированная Т. Э. Тютюнниковой (Кандидат искусствоведения, лидер Российской Орф Шульверк Ассоциации, автор и ведущая международного Орф Шульверк — семинара «Учусь творить», заведующая кафедрой «Элементарного музицирования» МПГУ, руководитель секции «Музыка» Педагогического общества России.)
Сочетает в себе систематическое обучение и развитие музыкальности детей с творческимии игровыми подходами: «С детьми играю, но они не осознают, что их при этом учат». В своей деятельности очень часто обращаюсь к этой удивительной, замечательной программе. Просто, доступно, весело, детям очень нравиться, но самое главное эффективно.Карл Орф считал: «Кем бы ни стал в дальнейшем ребёнок – музыкантом или врачом, учёным или рабочим, задача педагогов воспитывать в нём творческое начало, творческое мышление. Маленький человек инстинктивно хочет творить, и надо ему помочь». Посещая семинары Т. Э Тютюнниковой,я определила и поставила следующие задачи:
1. Выявить и обосновать условия, способствующие развитию творческих способностей дошкольников.
2. Выявить основное направление развития творческих способностей дошкольников в процессе занятия музицированием.
3. Развить метроритмическое чувство, социально-коммуникативные качества, речь.
Для этого Не только посетила три семинара «Учусь творить», но и
изучала передовой педагогический опыт и литературу по данной теме. «Элементарное музицирование» Т. Э. Тютюнникова. Изучила влияние элементарного музицирования на развитие музыкальности детей и укрепление их психофизического здоровья.
Элементарное музицирование – форма коллективной устной музыкально-творческой деятельности, – это опыт движения и речи, опыт слушателя, композитора, исполнителя и актера, опыт общения и непосредственного переживания, творчества и фантазирования, самовыражения и спонтанности, опыт переживания музыки, как радости и удовольствия.
Автор методики считает, что удовольствие, полученное детьми от общения с музыкой, прямо ведет к удовлетворению у детей ряда их эстетических потребностей, что само по себе является одной из задач музыкального обучения вообще.
Понятие «элементарное» должно пониматься в основном как музицирование простейшими элементами музыкального языка,такими как: мелодия, ритм, слово, движение.
Двумя основными принципами обучения в элементарном музицировании являются: импровизационно-творческая деятельность и игра.
Импровизация рассматривается как особый способ обучения и воспитания. В импровизационном обучении делается акцент на развитии воображения, независимости мышления, умении изобретать и находить новые неожиданные пути в разрешении встающих проблем. Музыкальная основа методики: различные жанры детского фольклора, детский фольклор народов мира, авторская музыка разных эпох и стилей, современная танцевальная музыка. На родительском клубе познакомила родителей с основными ключевыми направлениями этой программы. Сопровождение речевых упражнений и пение с одновременным исполнением метрического пульса (звучащие жесты, шумовые инструменты). Использовать движение как самый первый отклик на музыку. Импровизированно двигаться под несложную музыку жанрового характера. Исследовать различные варианты движения в процессе работы над метрической пульсацией.
Вывод: За период 2015-2017 учебного года я увидела положительную динамику моей целенаправленной работы. У детей не иссекаемый интерес и желание играть, петь, танцевать, музицировать. Буду продолжать использовать в своей работе технологию «Элементарного музицирования» Т. Э. Тютюнниковой.
Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей «Метод проектов в ДОУ как способ развития познавательных интересов детей». Педагогическое проектирование – это способ организации педагогического.
Психогимнастика в дошкольном учреждении как эффективный метод коррекции и развития детей дошкольного возраста В основе всех занятий по психогимнастике лежит целостный подход к личности ребенка, принцип гармоничного развития всех сфер жизнедеятельности,.
Индивидуальный план профессионального развития педагога «Дидактические игры как метод развития познавательных навыков» Индивидуальный план профессионального развития педагога Воспитатель Захарова Гульназ Ринатовна 2018-2019 гг. 1. Составление плана работы.
Элементарное музицирование в детском саду. Музыкально-ритмическая игра-импровизация «Веселые инструменты» Элементарное музицирование в детском саду. Важную роль, при обучении дошкольников игре на музыкальных инструментах, имеют дидактические.
Моделирование как метод логико-математического развития детей старшего дошкольного возраста муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 114» (МБ ДОУ «Детский сад № 114») Моделирование как метод.
Обобщение опыта «Экспериментирование как метод познавательного развития детей дошкольного возраста» Экспериментирование как метод познавательного развития в старшем дошкольном возрасте ФГОС ДОО определяет экспериментирование, как форму.
Особенности развития моторной сферы детей с речевыми нарушениями. «Логоритмика» как метод коррекционного развития Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности познать действительность; полноценнее.
Песочная терапия как метод развития мелкой моторики рук детей Речь – важнейшая функция психики. От того, насколько развита, богата и правильна речь ребенка, зависит, может ли он легко, открыто и свободно.
Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР Экскурсия как метод ознакомления с окружающим и развития речи детей с ЗПР. Экскурсия-один из видов занятий по ознакомлению детей с природой.
Мастер-класс «Элементарное музицирование, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
Снеткова Оксана
Мастер-класс «Элементарное музицирование, как средство развития музыкальных способностей у детей дошкольного возраста»
«Музыка понимается телом, а не рассудком и говорить с детьми нужно музыкой, а не о музыке.»
Что такое «элементарное музицирование»?
Понятие «элементарное» должно понимать не только в смысле простого
и доступного всем способа музицирования, но в основном как музицирование простейшими ЭЛЕМЕНТАМИ музыкального языка, такими как: мотив, ритм, слово, движение
Это практическая деятельность. Оно предполагает личный характер участия человека в исполнении и творении музыки
Ребенок во всем принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных творческий действий
В чем преимущества элементарного музицирования?
• Не требует большой подготовки
• Для музицирования не обязательно нужно иметь музыкальные инструменты, это могут быть подручные средства
• Ребенок с удовольствием вовлекается в работу
В своей педагогической деятельности я уделяю особое внимание поиску новых, интересных и нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с дошкольниками. Как провести ребенка по первым тропинкам мира музыки, научить слушать и слышать, понимать и чувствовать его красоту? Такие вопросы всегда стояли передо мной.
Решение данной проблемы я нашла в использовании системы элементарного музицирования Карла Орфа. Известно, что суть методики Карла Орфа заключается в раскрытии музыкальных талантов у детей через импровизацию в музыке, движение, пение, игру на музыкальных инструментах. Важно, как можно раньше предоставить ребенку возможность соприкоснуться с музыкой.
«Первым инструментом» человека было, как известно его собственное тело. Для современного ребенка оно им является и сейчас»
ЗЖ– это игра звуками человеческого тела. Инструменты, которые всегда «с собой», позволяют организовать и украсить музицирование в отсутствие любых других инструментов.
Термин «Звучащие жесты» принадлежит Гунильд Кетман, соавтору Шульверка К. Орфа. Звучащие жесты – это хлопки, шлепки, притопы, щелчки. и т. д.
Музицирование с аккомпанементом звучащих жестов целесообразно уделять в работе особо важное внимание с самого начала.
Игра звуками собственного тела есть первая бессознательная импровизация ребенка, поэтому ЗЖ это надежный путь к тому, чтобы дети начали элементарно импровизировать. Но самое основное, это то, что ЗЖ являются самым эффективным средством в развитии ритмического чувства детей, так как оно развивается только через движение и мышечные ощущения человека.
Идея использовать ритмизованную речь в обучении детей музыке принадлежит К. Орфу. Речь и движение – 2 корня музыки. У речи и музыки 10 общих выразительных средств.
Речевое музицирование – это большой выигрыш! Т. К. маленький человек если петь возможно совсем не умеет, но говорить уже может, а значит и может музицировать. В речевом музицировании можно активно применять ЗЖ и игру на музыкальных инструментах.
Игра на музыкальных инструментах
Это необязательно должны быть на музыкальные инструменты, это могут быть подручные средства шариковые ручки, палочки, стаканчики и др.
Одним из критериев результативности опыта является оценка уровня музыкально – творческих способностей детей дошкольного возраста. Предпосылкой для достижения положительной динамики решения данной проблемы являлись контроль и наблюдение за дошкольниками в разных формах музыкальной деятельности: непосредственно образовательной деятельности, индивидуальной, подгрупповой форме, самостоятельной.
В процессе использования технологии элементарного музицирования для активизации музыкально – творческих способностей дошкольников я пришла к выводу, что у всех детей сформирована ритмическая компетенция: они слышат, различают, исполняют несложные ритмы и удерживают ритмический пульс, свободно моделируют ритмические, звуковысотные отношения, темп, динамику.
Таким образом, у всех дошкольников хорошо развились музыкально – сенсорные способности. На конечном этапе обучения все дети самостоятельно различали тембр музыкальных инструментов. У них развились основные компоненты музыкальности: ладовый слух и чувство ритма. В подготовительной к школе группе дети могли самостоятельно преобразовывать знакомый музыкальный материал, с радостью откликались на возможность сыграть импровизацию.
Дошкольники умеют подбирать инструменты для фантазийного озвучивания стихов.
Они сочиняют несложные мелодии на предложенный, или выбранный ими самими, литературный текст: стихи, потешки, колыбельные, дразнилки и другие. У детей улучшилось состояние речи и особенно у тех, кто имел недостатки в произношении звуков. Дети стали лучше пользоваться средствами родного языка: силой голоса, интонационной выразительностью, дикцией, темпом. Они увереннее и выразительнее читают стихи, участвуют в инсценировании литературных произведений.
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Элементарное музицирование в группах ДОУ»
Лариса Тимошина
Мастер-класс для воспитателей Тема: «Элементарное музицирование в группах ДОУ»
Мастер-класс для воспитателей
Тема: «Элементарное музицирование в группах ДОУ».
Разработала и провела
МДОУ№158 Тимошина Л. А.
Участники: воспитатели
Цель мастер-класса:
Знакомство воспитателей с различными формами элементарного музицирования в обучении детей дошкольного возраста.
-Познакомить участников мастер-класса с методами и приёмами музицирования.
-Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование музицирования в практике.
— Развитие музыкальных способностей у детей вне музыкальных занятий.
И так, что же такое элементарное музицирование?
Слово элементарное, не значит примитивное, оно означает доступное и простое! Система музицирования была создана немецким композитором, педагогом Карлом Орфом. В данной системе ребёнок выступает не только слушателем или исполнителем музыкальных пьес, но главным образом творцом, создателем музыки.
Такое музицирование доступно всем и каждому, возможность участвовать в нём не требует особых способностей и специального образования и определяется лишь желанием творить музыку и общаться. Элементарное музицирование- это самовыражение с помощью звуков и движений, к которым человек приспособлен самой природой. Это возможность объединить детей, которые обладают разными навыками, потребностями и способностями.
Сегодня мы рассмотрим лишь несколько форм работы с детьми.
Эта форма работы хороша для общего музыкального развития, так как она легка и доступна для всех детей. Использование речевых упражнений помогает развивать у ребенка чувство ритма, формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести ребенка в мир динамических оттенков и тембрового разнообразия, знакомит с музыкальными формами.
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга.
Для данной игры, музыкальные инструменты не нужны, здесь мы будем использовать «Звучащие жесты» (Можно хлопать, топать, шлёпать по ногам, плечам, шуршать ладонями, щёлкать пальцами и т. д.)
В нашей группе все друзья!
Да-Да-Да-Да! (дети шлёпают по ногам 1-2-3, 1-2-3).
Да-Да- Да-Да! (дети щёлкают пальцами 1-2-3, 1-2-3).
Здравствуй друг, который справа! (Повернулись вправо и хлопнули 3 раза).
Здравствуй друг, который слева! (Повернулись влево и хлопнули 3 раза).
Мы — одна семья! (Играют импровизацию)
А можно придумать единый ритм, после слов «Мы одна семья» ритмический рисунок у каждой группы получится своим. Эта игра может постоянно варьироваться, используя с каждым повтором новые комбинации жестов.
Дети играют «Звучащими жестами»
Ребята по очереди называют своё имя и прохлопывают его сначала в коротком варианте (например «Лена», а затем в уменьшительно-ласкательном («Леночка»). После, повторяют за ребёнком все дети и так до последнего игрока. В старших группах можно игру усложнить. Дети играя своё имя могут использовать различные комбинации «звучащих жестов». Например на «Лена»-шлёпать, на «Леночка»-топать и т д.
Дети играют на «шуршунчиках» самодельных инструментах (это могут быть фантики от конфет или шуршащая бумага, а так же самодельные погремушки)
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур. (дети грают на фантиках из под конфет)
Они похожи на мышат.
Шур-шур, шур-шур. (дети грают на фантиках из под конфет)
Мур-мур, мур-мур, мур-мур. (дети играют на шумелках из киндор-яйца)
Во сне он песенку поёт:
(Для игры нам понадобятся фломастеры по одному в каждую руку, дети должны сидеть за столами.)
Скачут, скачут две лошадки (играют фломастерами по столу с верху вниз)
Но, но, но! (играют фломастером об фломастер)
Скачут скачут без оглядки (играют фломастерами по столу с верху вниз
Но, но, но! (играют фломастерами по столу с верху вниз)
Скачут скачут в новый город (играют фломастерами по столу с верху вниз)
Цок, цок, цок (играют фломастерами по столу с верху вниз)
Звонко цокают подковы (играют фломастерами по столу с верху вниз)
Цок, цок, цок (играют фломастерами по столу с верху вниз)
Следующая форма работы элементарного музицирования это: поэтическое музицирование. Оно помогает детям ощутить красоту звучания поэзии и музыки. Благодаря поэтическому музицированию дети не только незаметно, с удовольствием заучивают стихи на память, но читают их с особым чувством и выражением, осознают связь слова и музыки.
Музыкальное озвучивание стихов
Образы стихотворения становятся наиболее яркими, если при чтении добавить подыгрывание на музыкальных инструментах. Они могут быть самыми разнообразными. И не спорьте с детьми, когда те выбирают то или иное звучание, позвольте пробовать и искать, поддерживайте юных творцов, и постепенно ими будут найдены самые удачные сочетания слов и звуков.
При рассказывания стихотворения с аккомпанированием необходимо делать паузы в конце строк, чтобы дать время для звучания музыкальных инструментов.
(Потребуются металлофоны, колокольчики, бубенцы, музыкальные палочки)
Я в полдень слушаю капель (металлофоны)
Она журчит, как птичья трель. (колокольчики)
Звенит хрустальным бубенцом (бубенцы)
Сбегая с крыши над крыльцом. (глиссандо) на металлофоне)
Капель журчит, звенит, поёт. (все инструменты)
Она ломает снег и лёд. (музыкальные коробочки)
(Потребуются музыкальные палочки, «шуршунчики», барабаны, трещотки, бубенцы, дудочки) В данном стихотворении последовательность инструментов подсказывает сам текст. Так же для большей красочности можно одеть всем детям шапочки персонажей.
Тук-тук молоток – мишка строит теремок. (музыкальные палочки)
Позовёт в него гостей, чтобы было веселей (играют все инструменты)
Мышка-норушечка, в гости бежит,
Тихо шуршунчиком мышка шуршит. (дети шуршат фантиками)
Зайка весёлый потом прискакал,
Лапками звонко в барабан застучал. (барабан)
Вот и лиса к теремочку идёт,
Лисичка – сестричка трещотки несёт. (трещотка)
Серый волчок в бубенцы зазвенел, (бубенцы)
А петушок громко песню запел. (дудочка)
Мишка мохнатый рад новосёлам:
Живёт в теремочке оркестр весёлый! (дети играют все вместе)
Вершина такого творчества – это ансамбль детей и конечно радость общения.
Музыкальное озвучивание сказок
Подыгрывание на музыкальных инструментах при рассказывании даже самой простой, давно известной ребёнку сказки откроет увлекательный мир музыкального творчества.
Можно брать любые сказки «Курочка Ряба», «Теремок», «Семеро козлят»,
«Три поросёнка» и др.
А сейчас мы с вами озвучим самую незатейливую сказку «Курочка ряба»
Нужно выложить на столе любые инструменты (тон блок, деревянные ложки, кастаньеты, колокольчики, металлофон, ксилофон) начать рассказывать сказку. Предложить подобрать для каждого персонажа инструмент. Договориться, кто какую партию будет играть.
Жили были Дед (тон блок)да Баба (кастаньеты)
И была у них курочка Ряба: (деревянные ложки)
Снесла курочка яичко, да не простое, а золотое! (металлофон)
Дед бил, бил не разбил (тон блок)
Баба била, била- не разбила (кастаньеты)
Мышка бежала, хвостиком махнула, (колокольчик)
Яичко упало и разбилось… (глиссандо на металлофоне.)
Дед плачет (тон блок) баба плачет (кастаньеты)
А курочка кудахчет: (деревянные ложки)
Не плачь, Дед (ложки) Не плачь, Баба! (ложки)
Я снесу вам яичко другое, не золотое, (металлофон)
А простое! (ксилофон)
Обрадовались Дед с Бабой! (играют тон блок и кастаньеты)
Стали жить поживать и добра наживать! (играет весь оркестр)
В результате этой творческой и очень увлекательной работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива. И конечно такая работа принесёт только радость и воспитателю и детям. Спасибо за внимание!
Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование «Развитие музыкальных способностей и формирование творческого мышления дошкольников через элементарное музицирование» Цель: Ознакомление.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения» Мастер-класс для воспитателей ДОУ: «Артикуляционная гимнастика –залог правильного звукопроизношения» Провела: Березина Л. М Красивая речь.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Играем в театр» (средняя группа) Мастер-класс «Играем в театр»«Театр-это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя. А в игре познает мир» С. И. Мерзлякова. Прудникова.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ознакомление дошкольников со свойствами воды в форме экспериментирования» Цель: Представить коллегам.
Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Ритмопластика» МКДОУ «Детский сад «Теремок» Мастер-класс для воспитателей «Ритмопластика как инновационный метод работы с детьми дошкольного возраста.
Мастер-класс для воспитателей «Кейс-технология в ДОУ» Тема: «Кейс-технологии в дошкольном образовании» Шахова Н. Г. 1 слайд. Современный мир жизни задает особый ритм жизни. Поэтому воспитателю.
Мастер-класс для воспитателей «Театрализованная деятельность в ДОУ» Цель: знакомство с опытом работы ДОУ по организации театрализованной деятельности средствами двигательной активности с использованием инновационных.
Мастер-класс по пластилинографии для воспитателей ДОУ «Рябина красная» Мастер-класс для воспитателей ДОУ «Рябина красная»Цель: Поделиться собственным опытом с коллегами, с дальнейшим применением полученных знаний.