что не является задачей справочно правовой системы
Тест по теме «Справочно-правовые системы». Предмет «Устройство и функционирование ИС». Специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
Онлайн-конференция
«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
1.Программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и инструменты, позволяющие специалисту организовывать поиск нужной информации.
a) Документальные системы
b) Гипертекстовые системы
c) Справочно-правовые системы
d) АИС электронной коммерции
2.Назовите достоинство справочно-правовых систем.
a) Удобный интерфейс
b) Возможность составления отчетов
c) Наличие руссификатора
d) Быстрый поиск нужных документов и их фрагментов
3.Назовите достоинство справочно-правовых систем.
a) Наличие мультимедиа
b) Возможность работы с MS Word
c) Компактное хранение больших объемов информации
d) Передача документов в MS Е xcel
4.Назовите недостаток справочно-правовых систем.
a) Сложность организации поиска документа
b) Сложность восприятия информации с экрана монитора
c) Сложность составления отчетов
d) Невозможность работы в программах MS Office
5.Назовите недостаток справочно-правовых систем.
a) Сложность пополнения законодательной базы системы
b) Низкая скорость передачи информации
c) Сложность поиска документов
d) Система не является официальным источником опубликования правовых документов
a) Справочно-информационные системы общего назначения
b) Глобальные информационные службы
c) Системы автоматизации делопроизводства
d) Системы поддержки деятельности правотворческих органов
a) Глобальные информационные службы
b) Справочно-информационные системы общего назначения
c) Системы автоматизации делопроизводства
d) Системы поддержки деятельности правотворческих органов
a) Справочно-информационные системы общего назначения
b) Системы автоматизации делопроизводства
c) Системы информационной поддержки деятельности правотворческих органов
d) Глобальные информационные службы
9.Наименьшая единица, необходимая для организации поиска информации в справочно-правовых системах – это…
10.Наименьшая единица справочно-правовых систем – это…
11.Справочно-правовая система, которая содержит наибольшее количество правовых документов?
a) Консультант Плюс
12.Одно или несколько слов, являющиеся любыми частями речи, которые в наибольшей степени отражает содержание всего искомого документа – это… (напишите ответ)
13.Процесс присвоения каждому документу определенного набора ключевых слов – это…
14.Способность справочно-правовой системы отбирать документы, соответствующие запросу, не включая лишних документов – это…
15.Способность справочно-правовой системы отбирать документы, соответствующие запросу, не пропуская нужных документов – это…
16.Способность справочно-правовой системы, определяющая степень соответствия найденного в процессе поиска документа сделанному запросу – это…
17.Справочно-правовые системы относятся к классу…(укажите все правильные ответы)
a) Документальных систем, так как содержат полнотекстовые документы
b) Гипертекстовых систем, так как содержат ссылки для перехода между документами
c) Мультимедийных систем, так как содержат графические изображения
d) Фактографических систем, так как содержат конкретные факты об объектах
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Охрана труда
Курс профессиональной переподготовки
Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе
Курс профессиональной переподготовки
Охрана труда
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Справка по результатам стартового контроля
Сценарий на День Матери
Тест по теме «Информационно-поисковые системы». Предмет «Устройство и функционирование ИС». Специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
Статья «Добрая дорога детства»
Сценарий спектакля «Лесная история»
Тест по теме «Документальные системы». Предмет «Устройство и функционирование информационных систем». Специальность 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)»
С уважением к энергосбережению!
Доклад «Принципы, методы и приемы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5394053 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Школьников Улан-Удэ перевели на удаленку из-за гриппа и ОРВИ
Время чтения: 1 минута
Костромская область разработала программу привлечения педагогических кадров
Время чтения: 2 минуты
Минтруд представил проект программ переобучения безработных на 2022 год
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
В России утвердили новый порядок формирования федерального перечня учебников
Время чтения: 1 минута
Рособрнадзор объявил сроки и формат ЕГЭ
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Что не является задачей справочно правовой системы
Глава 1. Объективные предпосылки формирования и удовлетворения общественной потребности в получении правовой информации.
1.1. Правосознание и правовая культура, как явления правовой действительности.
1.2. Законодательство и практика его использования, как факторы, влияющие на формирование правового сознания и правовой культуры.
1.3. Проблема удовлетворения потребности общества в получении правовой информации и пути ее решения.
Глава 2. Научные основы справочно-правовых систем.
2.1. Теоретические положения системы права и законодательства, как основа содержания справочно-правовых систем.
2.2. Толкование норм права, как элемент научных основ справочно-правовых систем.
2.3. Кибернетические основы справочно-правовых систем.
Глава 3. Практика использования справочно-правовых систем.
3.1. Цели и задачи использования справочно-правовых систем.
3.2. Средства и методы использования справочно-правовых систем.
3.3. Использование справочно-правовых систем в целях создания автоматизированного рабочего места юриста.
3.1.Цели и задачи использования справочно-правовых систем.
Поддержание информационных банков справочно-правовых систем в актуальном состоянии складывается из трех замкнутых технологических процессов, а именно:
-введение в информационный банк новых документов;
-создание и введение в информационный банк новых редакций документов;
-внесение в информационный банк изменений и дополнений к документам.
Каждый из этих процессов состоит из последовательно выполняемых этапов: [3]
ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЭТАП ОБРАБОТКИ
1.1.Регистрация поступившего документа
1.2. Просмотр периодических изданий
2. Обработка документа юристами
3. Подготовка текста документа
3.1 Создание электронного образа документа
3.2 Оформление, проверка на орфографию
3.3.Вычитка текста корректором
4. Проставление гипертекстовых ссылок
5. Заполнение поисковой карточки документа
6. Подготовка документа к загрузке в исходном формате
7. Завершающая проверка автоматизированными средствами поиска ошибок
8. Ввод в информационный банк
Проведенное исследование позволяет автору сформулировать следующие выводы.
Справочно-правовые системы являются достаточно молодым явлением правовой действительности. Как средство формирования правосознания и правовой культуры общества, они, на уровне закономерностей имеют темную взаимосвязь с такими явлениями правовой действительности как правотворчество, реализация права, правоприменение, законодательство. Эти связи диалектические. Изменения в каком-либо одном элементе, закономерно влекут изменения в других элементах.
Как элемент правовой действительности справочно-правовые системы еще недостаточно изучены отечественной юридической наукой. Но складывающаяся практика применения СПС свидетельствует, что в ближайшем будущем сфера их применения заметно расширится и, в частности, в процессе правотворческой и правоприменительной деятельности.
Динамика законотворчества обусловливает актуальность вопроса о широком применении СПС для удовлетворения потребности общества в получении правовой информации.
Правосознание, правоприменение, правотворчество, законодательство являются объективно существующими факторами потребности общества в правовой информации, а СПС – средство удовлетворения этой потребности.
Многофункциональность СПС обусловлена потребностями практики законотворчества, реализации права, правоприменения, а также потребностями общества в получении правовой информации. Научные основы СПС состоят из теоретических положений правовой и кибернетической науки. Закономерности системы права, способы систематизации законодательства используются при создании общеправовых классификаторов, учитываются в процессе алгоритмизации правовой информации.
Приемы и способы толкования законодательства позволяют решать вопросы квалификации юридических фактов. Направление толкования законодательства получило возможность воплощения в СПС. Отечественными производителями правовых баз данных созданы программы поддержки принятия решений, в основном состоящие из актов официального нормативного и казуального толкования, а также из актов неофициального толкования, комментариев, консультаций и справок специалистов официальных государственных органов и негосударственных организаций по вопросам правоприменения.
Закономерности системы права, систематизации законодательства, а также его толкования являются одним из основных аспектов научных основ СПС. Этим обусловлена взаимосвязь развития законодательства и справочно-правовых систем.
Возможности современной кибернетики позволяют вырабатывать различные подходы к созданию технологий СПС. Отечественные производители правовых баз данных не придерживаются на этом поприще каких-то рамок, ограничений или стандартов. В настоящее время, все существующие на отечественном рынке СПС проходят путь самостоятельного становления и развития технологии создания и ведения информационных банков данных. При этом в ряде случаев остаются неразрешенными и неурегулированными вопросы источников получения информации и порядка актуализации баз данных у пользователей СПС.
Алгоритмизация правовой информации, позволяет не только обрабатывать огромный ее массив, но и на основе приемов и методов кибернетической науки создавать системы ее поиска и глубокого правового анализа.
Целенаправленная алгоритмизация правовой информации приводит к созданию баз данных, которые в свою очередь являются объектом права и законодательного регулирования. К сожалению, действующее сегодня законодательство о правовом регулировании вопросов владения, применения и распространения баз данных правовой информации, практически устарело или подлежит детальной проработке.
Процесс распространения справочно-правовых систем имеет несколько аспектов:
— правовой (воздействие посредством доведения до общества правовой информации на общественное сознание);
— маркетинговый (изучение спроса и формирование предложения, получение информации о состоянии рынка СПС, поиск потенциальных пользователей, рекламные и иные маркетинговые мероприятия, обязательно сопровождаемые правовой пропагандой);
— организационный (средства и методы, формы распространения правовой информации, сотрудничество с органами государственной власти и управления и т.д.).
На сегодня, в качестве основных направлений организации распространения справочно-правовых систем разработчиками определены:
Автор считает целесообразным в рамках курса информатики, изучаемого в юридических ВУЗах, ввести спецкурс или лабораторный практикум «Правовая информатика», который должен подготовить студентов к выполнению заданий учебной и производственной практики по освоению автоматизированного рабочего места юриста.
Что не является задачей справочно правовой системы
Одновременно с широким использованием новых информационных технологий появилось понятие «информационная система» (ИС). Информационная система осуществляет сбор, передачу и переработку информации об объекте, снабжающую работников различного уровня информацией для реализации функции управления.
В середине XX в. во всех развитых странах начался стремительный рост правовой информации. Число законодательных и иных нормативных правовых актов достигает сотен тысяч, что приводит к возникновению информационного кризиса. Изначально считалось, что СПС создают лишь дополнительное удобства при работе с информацией, а без их использования вполне можно обойтись. Однако когда начались масштабные пересмотр и перестройка всего российского законодательства, уследить за огромным потоком вновь принятых нормативных актов стало невозможно. Поэтому к середине 1994 г. число потенциальных покупателей пакетов юридических программ значительно возросло.
Традиционные методы получения информации, например, использование периодических печатных изданий или других печатных источников, не были способны разрешить задачу по правовому обеспечению всех заинтересованных лиц. Компьютер же представлял собой замечательное средство аккумуляции, хранения и выдачи правовой информации.
Сегодня большинству профессиональных юристов важна возможность получения максимально полной справочной, информационной и правовой информации. Ускорившийся ритм бизнеса и новые условия хозяйствования потребовали создания компьютерных правовых справочных систем, представляющих собой правовые базы данных.
Основная задача справочных правовых систем – донести максимальный объем достоверной правовой информации до предельного количества пользователей с различным уровнем компьютерной подготовки. Кроме того, система должна обеспечиваться постоянным обновлением баз данных.
Компьютерные справочные правовые системы обладают рядом важнейших свойств, которые делают их практически незаменимыми при работе с нормативно-правовой информацией.
Во-вторых, использование в СПС специальных поисковых программных средств позволяет производить поиск в режиме реального времени по всей информационной базе.
Третье достоинство заключается в том, что возможность работы СПС с использованием телекоммуникационных средств, т.е. с применением электронной почты или глобальных сетей, позволяет обновлять информационные базы, и в тоже время не расходовать дисковое пространство на компьютере пользователя. Однако следует отметить, что наибольшим спросом пока пользуются модификации СПС с локальными базами данных.
Правовая информация не может быть получена из одного источника, что в свою очередь, приводит к необходимости сбора информации с мест. В связи с этим в создании Общенациональной системы правовой информации все большую роль играют негосударственные компьютерные фирмы и компании, выпускающие на рынок электронные версии юридической информации.
Широкий спектр юридических компьютерных систем – уникальное явление российского рынка делового программного обеспечения.
Обеспечение работников правоохранительных органов актуальной, полной и достоверной законодательной информацией, сведениями об изменениях и дополнениях, вносимых в нормативно-правовые документы, является одной из первоочередных задач. Однако ежедневно только органами высшей государственной власти принимается в среднем несколько десятков нормативных актов. Более того, для эффективной работы нередко требуется наличие нормативных актов, принимаемых субъектами РФ, а также ведомственных документов.
В настоящее время растет конкуренция между фирмами, производителями справочных правовых систем, повышаются запросы пользователей. Если еще недавно было достаточно лишь найти нужный документ, то сегодня зачастую необходимо еще и проследить все возможные связи между документами, получить разъяснения, подготовить обзор по интересующей теме, создать свою пользовательскую базу данных. Информационные базы достаточно объемны, часто содержат уникальные документы, однако, работа массового пользователя с такими системами затруднена ввиду отсутствия эффективных каналов поддержки обновления базы, сервисного обслуживания систем и т.п. Поэтому широкое признание пользователей получили коммерческие СПС, такие как «Консультант Плюс», «Гарант», «Кодекс».
Сравнивать и оценивать справочные правовые системы можно по следующим критериям:
Таким образом, справочно-правовые системы, являясь носителями информации правового характера, позволяют ликвидировать правовую безграмотность, облегчают работу специалистам (юристам, бухгалтерам, руководителям), многократно повышая их производительность труда при решении правовых вопросов. Решение этих задач существенным образом влияет на изменение правовой действительности, на ее оздоровление, на состояние законности.
Справочные правовые системы
В настоящее время в России интенсивно формируется рынок информационных услуг и технологий. В число инструментальных технологий рыночной экономики активно внедряются компьютерные системы: коммерческие базы данных тематического характера; системы электронных бирж и рекламных досок (объявлений); системы удаленной обработки информации, средства предоставления информационных услуг. Рынок информационных ресурсов опосредует связь между индустрией информации и потребителями информации.
Информационными продуктами являются компьютерные технологии, информационные ресурсы и информационные услуги.
Информационная услуга — получение и предоставление в распоряжение пользователя информационных продуктов. Среди данных услуг большое значение играют справочно-правовые системы — это новое поколение справочников, справочники эпохи информационных технологий.
Справочные правовые системы (СПС) — необходимое средство в правоохранительной деятельности при работе с правовой информацией.
СПС позволяют:
1) работать с большими объемами информации, которые могут постоянно пополняться;
2) использовать архивы правовых документов;
3) использовать поисковые средства в режиме реального времени;
4) использовать различные средства телекоммуникаций, включая электронную почту, Интернет, компьютерные сети.
Сейчас имеется много СПС, хотя широкое распространение получили всего несколько.
Основными характеристиками СПС можно считать:
1) объем информационных ресурсов;
2) метод формирования пользовательской базы;
3) скорость поиска информации (документов, фактов, указаний);
4) актуальность информации;
5) оперативность поступления новой информации;
6) аутентичность документов оригиналу;
7) возможности юридической обработки документов;
8) возможности удаленного доступа к СПС;
9) возможности использования гипертекста. (Под гипертекстом будем, как обычно, понимать «многослойный текст» с переходом к другим информационным блокам с помощью выделенных в тексте «гиперссылок»).
Поиск в СПС осуществляется по названию органа, принявшего документ (решение, приказ, постановление); по названию документа, по дате принятия, по типу документа. После нахождения документ посылается на печать или в файл на компьютере пользователя.
Наиболее используемой в Российской Федерации справочной правовой системой является «Консультант-Плюс», обеспечивающая полное и оперативное включение, обновление, коррекцию всех правовых документов Правительства, Государственной Думы, Центрального Банка и многих других органов.
Если какой-либо документ отсутствует в информационной базе СПС, его можно заказать и получить в виде ксерокса или файла. Информационно-поисковая система СПС написана на языке С++, использует мощные поисковые средства, оригинальный формат базы данных и способы индексации.
Поиск правовых документов осуществляется по следующим данным:
2) регистрационный номер документа;
3) наименование органа, принявшего документ;
4) название документа;
5) ключевые слова. (Под ключевыми словами понимаются несколько, обычно не более 20, слов и словосочетаний, по которым можно понять, чему посвящен документ);
6) название рубрики документа;
7) дата принятия документа;
8) дата и номер регистрации документа в Министерстве юстиции и регистрационный номер;
9) статус документа;trp>
10) слова и словосочетания из текста документа.
Использование в поисковом запросе логических условий дает возможность работать только с новейшими редакциями документов; отбирать лишь документы, полученные при очередном пополнении; отбирать документы, поступившие за некоторый промежуток времени. Заказанную информацию можно получить через сеть Интернет или по телефону. Принятые алгоритмы и форматы обмена данными между Центральным Эталонным Информационным Банком и абонентами сети «Консультант-Плюс» полностью обеспечивают целостность данных, т.е. передачу только новых и измененных документов.
Из полученной информации пользователь может создать собственный информационный банк на своем компьютере. Недостающие документы всегда можно дополнительно заказать из СПС.
СПС «Консультант-Плюс» отличается простотой и удобством работы, имеет высокую степень сжатия информации. В ней используются многоуровневый рубрикатор в виде дерева, сложные поисковые запросы по разным признакам, гипертекст с переходом по ссылкам.
Пользователь СПС может создавать собственные «папки документов» по различным темам, производить объединение и пересечение множеств документов. Возможна организация коллективной работы нескольких пользователей над одной проблемой. Можно использовать фрагменты документов из Информационного банка СПС, сохранять историю запросов, выполнять многие другие действия, часто встречающиеся в юридической практике.
СПС «Консультант-Плюс» представляет собой объединение нескольких справочных систем — так называемых «версий».
Справочные правовые системы семейства «Консультант-Плюс» могут распространяться на компакт-дисках, функционируют для аккредитованных пользователей на IBM-совместимых компьютерах, в операционных системах MS DOS, Windows и в локальных вычислительных сетях, доступны через Интернет. Банк данных СПС уже сейчас содержит свыше 2 миллионов документов и практически ежедневно пополняется. В базах правовых данных СПС «Консультант-Плюс» имеется также более 100 тысяч правовых документов многих российских регионов. Пользователи СПС могут вести собственные базы данных.
Популярна также СПС «Гарант» (см. гл. 9), в которой используется гипертекстовая технология хранения правовой информации с еженедельным обновлением информационных ресурсов. Система может работать в операционных системах MS DOS, Windows, OS/2. Информационные ресурсы СПС состоят из 17 банков данных, в которых хранятся правовые документы с 1924 г. Имеются также банк данных на английском языке, шестиязычный словарь «Бизнес и право», Информационный банк «Законодательство субъектов РФ».
Еще одной справочной правовой системой является система «Кодекс», имеющая 33 правовых базы данных. СПС «Кодекс» может выполнять много операций, например, формировать «Перечень документов по тематике», «Выборку документов по признакам». При этом можно задавать «Условия выборки», меняя и добавляя условия для поиска. Достоинство СПС — активное использование меню и оконной технологии.
В верхней части окна «Документы» выдается список документов, а в нижней части — название и атрибуты текущего документа. По умолчанию документы располагаются по алфавиту, но можно рассортировать их и по дате принятия, виду, номеру. В окне «Текст документа» можно просмотреть и обработать текст документа. Можно находить документы, связанные с данным документом; создавать и вести произвольное число собственных баз данных.
Необходимо отметить, что юридическая информация на магнитных носителях обычно не имеет юридической силы и обязательно требуется ссылка на печатное издание. Отметим, что в США имеются прецеденты использования Википедии (виртуальный словарь, расположенный в Интернете и редактируемый пользователями), как юридической информации для вынесения приговоров в судах.
Требуемые ссылки помещаются в базах данных СПС. Информация в базах данных справочных информационных систем может служить только для справок, на нее нельзя ссылаться в суде. Вопрос возмещения материальных убытков из-за неполноты или неточности данных в базах данных СПС законодательно не регламентируется и пока решается разработчиками СПС.
Поэтому СПС пока следует рассматривать лишь как удобное, но не всемогущее вспомогательное средство в юридической деятельности.
Порядок получения правовой информации определяется законодательством о средствах массовой информации. В соответствии с требованиями ст. 23 Конституции РФ не может использоваться информация, содержащая сведения о частной жизни граждан. Юридические учреждения активно участвуют в проводимой органами СМИ работе по освещению фактов и явлений правовой жизни.
Дополнительные возможности открывает Закон РФ «О средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями). Первостепенное значение имеют ст.ст. 38 и 39 Закона. Согласно ст. 38 граждане вправе оперативно получить через СМИ достоверные сведения о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц. В соответствии со ст. 39 редакция СМИ имеет право запрашивать (в устной и в письменной форме) информацию о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Федеральный закон от 13 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» регулирует отношения, возникающие в связи с распространением государственными СМИ материалов или сообщений о деятельности органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов.
Вопросы деятельности СМИ в сфере правовой информации регулируются и в подзаконных актах. В частности, в Указе Президента РФ «О дополнительных гарантиях права граждан на информацию» установлено, что деятельность государственных органов, организаций и предприятий, общественных объединений, должностных лиц осуществляется на принципах информационной открытости, что выражается:
Из сказанного можно сделать следующий вывод: развитие законодательства за последние годы сформировало нормативную базу деятельности СМИ в правовой сфере. Вместе с тем это законодательство фрагментарно, оно нуждается в упорядочении и приведении в стройную систему.
Здесь несколько Интернет-ресурсов РФ в области правовой информатики.
Специализированная информационно-справочная система (СИСС) «Правоохранительный портал Российской Федерации» (рис. 2.1 ). Система введена в эксплуатацию в начале 2009 г. согласно Распоряжению Правительства РФ от 10 января 2009 года № 16-р. МВД России определено ответственным за организационное обеспечение функционирование системы.
Портал федеральных органов государственной власти (рис. 2.2 ).
Компьютерные преступления
Под компьютерными преступлениями понимаются предусмотренные законом общественно-опасные деяния с использованием компьютерной техники. С компьютерными преступлениями тесно связана информационная безопасность.
Проблема информационной безопасности возникла достаточно давно и имеет глубокие исторические корни. До сравнительно недавнего времени методы защиты информации были в исключительной компетенции спецслужб, обеспечивающих безопасность страны.
Однако новые технологии измерения, передачи, обработки и хранения информации значительно расширили сферы деятельности людей, нуждающихся в защите информации, привели к развитию и распространению новых методов несанкционированного доступа к информации и, как следствие, к интенсивному развитию нового научного направления — «информационная безопасность».
Все это связано, прежде всего, с появлением систем обработки данных на базе компьютеров, а также с бурным развитием систем передачи данных.
Можно выделить некоторые причины, которые и привели к необходимости как разработки новых методов защиты информации, так и к дальнейшему развитию традиционных.
Первые системы коллективного пользования ЭВМ, а затем объединение их в глобальные и локальные сети, технологии открытых систем уже на первом этапе выявили потребность в защите информации от случайных ошибок операторов, сбоев в аппаратуре, электропитании и т.п.
Стремительный рост емкости внешних запоминающих устройств и высокая эффективность их использования в системах автоматизированного управления привели к созданию банков (баз) данных колоссальной емкости и высокой стоимости, одновременно создавая проблемы их защиты как от разнообразных случайностей, так и от несанкционированного доступа.
Современные информационные системы составляют техническую основу органов управления государственной власти, промышленных предприятий и научно-исследовательских организаций, учреждений кредитно-финансовой сферы, банков и т.п. Сегодня, когда компьютер прочно вошел в наш быт, мы все чаще вынуждены доверять ему свои секреты (финансовые, промышленные, медицинские и др.), и в связи с этим вопросы защиты информации приобретают всеобъемлющий характер.
Преступления, связанные с компьютерами, можно разделить на две категории (табл. 7.1). В первой категории компьютер и (или) компьютерная информация является объектом преступления.
Компьютерная информация — это информация на машинном носителе или передаваемая по каналам связи в форме, доступной компьютеру). К этой категории относятся хищение или нанесение ущерба техническим средствам и информации, несанкционированный вредоносный доступ к компьютерной системе и информационным ресурсам. Во второй категории компьютер служит орудием преступления.
Таковы, например, осуществляемые с помощью компьютера:
— государственный, коммерческий, промышленный шпионаж;
— распространение компрометирующей информации, фальсификация результатов голосования и т.п.
Обе категории преступлений тесно взаимосвязаны: например, компьютер может служить орудием несанкционированного доступа к другому компьютеру.