что не относится к результатам военной реформы 1864 года
Военная реформа Александра II
Предпосылки реформы
Либеральные преобразования 60-70-х гг. ХХ века стали следствием отмены крепостного права, которое во многом сдерживало развитие страны. Требовались изменения во всех сферах общественной жизни.
В 1853-1856 гг. Российская империя участвовала в Крымской войне с Османской империей и ее союзниками – Англией и Францией. Проигрыш отчетливо показал отставание в военной и экономической сферах.
Руководитель реформы
В 1861 году пост военного министра занял граф Д.А. Милютин. Будучи участником войны на Кавказе, он хорошо знал положение армии и существующие в этой области проблемы.
Причины военной реформы
Задачи
Ход реформы
1863-1864 гг. – реформируются военные учебные заведения, специальное обучение отделяется от общего: первая ступень – военная гимназия, вторая – военное училище (доступ к ним был открыт преимущественно дворянам). Для всех сословий создавались юнкерские училища.
Пересмотру подверглись программы высших учебных заведений. Увеличивается число таких учреждений: 1867 г. – открытие Военно-юридической академии, 1877 г. – Морской академии.
Учреждены 15 военных округов во главе с генерал-губернаторами: начинается формирование эффективно действующей системы управления военными ведомствами.
Далее реформирование касается такого основополагающего вопроса, как пополнение армейских подразделений: изменяется порядок формирования армии: рекрутская повинность (была введена Петром I) заменена всесословной воинской повинностью. 1874 г. – принят новый устав: в армию призывались все юноши с 20 лет (позже – с 21 года).
Срок службы в сухопутной армии теперь составлял 15 лет (6 лет действительного пребывания), во флоте – 10 лет (7 лет действительной службы). Особый порядок для образованных слоев населения: выпускники начальных училищ служили 4 года, высших учебных заведений – 6 месяцев.
От службы освобождались:
Улучшилось положение солдат: отменены телесные наказания, уделяется внимание улучшению снабжения армии продуктами питания, увеличивается число солдатских школ, вводится новая униформа.
Результаты реформы
Значение
Реформа Александра II оказала огромное влияние на дальнейшее развитие российской армии. Она способствовала улучшению организации армии, увеличению ее мобильности. Значительно сократились расходы бюджета. Большое внимание начало уделяться образованию и подготовке квалифицированных кадров.
Использованная литература:
ВОЕННЫЕ РЕФОРМЫ 1862-1874
Военные реформы Д.А. Милютина.
Комплекс мер по улучшению эффективности военного управления и реорганизации армии, проведенных в царствование Александра II военным министром Дмитрием Алексеевичем Милютиным.
Причины. Предыстория
Толчком к преобразованиям в военной сфере послужило поражение России в Крымской войне 1853-1856 годов. Война продемонстрировала крупные недостатки существовавшей военной организации, прежде всего, в области комплектования сил, организации снабжения и тыловых служб, а также в деле подготовки офицеров и высшего командного состава. Военные реформы, кроме того, стимулировались происходящими в 1850-1870-е годы изменениями в военном деле.
Еще 20 июля 1855 года была организована особая «Комиссия для улучшения по военной части» под председательством главнокомандующего гвардейским и гренадерским корпусами генерал-адъютанта графа Фёдора Васильевича Ридигера, однако действительно серьезные реформы начались после того, как 9 ноября 1861 года в должности военного министра был утвержден Д.А. Милютин.
Проведение реформ
15 января 1862 года Милютин представил императору Александру II записку с изложением программы преобразований. Меры, предлагаемые военным министерством, сводились к улучшению комплектования армии, рационализации центрального и местного военного управления, повышению качества офицерского состава и перевооружению войск. В соответствии с этим планом, военный министр приступил к осуществлению реформ.
Уже в 1862 году были организованы первые военные округа на западной границе Российской империи — Варшавский, Виленский, Киевский и Одесский. В 1864 году к ним добавились округа во внутренних районах империи — Петербургский, Московский, Финляндский, Рижский, Харьковский и Казанский. Позже были сформированы Кавказский, Туркестанский, Оренбургский, Западно-Сибирский и Восточно-Сибирский военные округа. Таким образом, система военных округов охватила всю территорию Российской империи. По структуре управление военным округом напоминало военное министерство в миниатюре. Главной задачей командующего военным округом было осуществлять снабжение войск округа всем необходимым, руководить подготовкой боевых частей, а также готовить приграничную территорию к возможным боевым действиям, если военный округ находился на границе. Военные округа позволили осуществить децентрализацию военного управления и упростили систему снабжения войск.
Одновременно с введением военных округов шла работа по усовершенствованию военно-учебных заведений. Милютин преобразовал существовавшие кадетские корпуса в военные гимназии, в которых больше внимания стали уделять общеобразовательным предметам. Чтобы увеличить число подготовленных офицеров, в 1864 году были образованы юнкерские училища с двухгодичным курсом. Выпускник военной гимназии мог продолжить свое военное образование в одном из новообразованных военных училищ, которые давали уже чисто военное образование. После 1876 года прием в военное училище был открыт для всех сословий. Новое направление получили существовавшие прежде военные академии, лучшие выпускники которых попадали в корпус офицеров Генерального штаба, имевший теперь ряд преимуществ в чинопроизводстве. Для совершенствования образования офицеров было учреждено несколько специализированных военных журналов. Таким образом, достигалась одна из целей военных реформ — повысить значение образования, а следовательно, и качество офицерского корпуса.
Военные реформы сталкивались с преградами. Во-первых, постоянно чувствовался недостаток средств. Во-вторых, росла оппозиция мерам военного министерства, группировавшаяся вокруг фельдмаршала князя А.И. Барятинского и других влиятельных лиц. Помимо чисто военных аспектов, Милютин обвинялся в том, что из-за его реформ росло значение военно-бюрократического аппарата в ущерб строевым начальникам. Консерваторы видели в реформах еще один шаг к умалению значения дворянства, поскольку доступ к офицерскому званию все шире открывался лицам неблагородного происхождения.
Большое значение для военных реформ в России имела Франко-прусская война 1870-1871 годов, в ходе которой Пруссия наглядно продемонстрировала преимущества своей системы всеобщей воинской повинности. Встал вопрос о введении такой системы и в России.
Всеобщая воинская повинность была введена в России 1 января 1874 года. Отныне все мужчины, достигшие 21-летнего возраста, а не только представители податных сословий, были обязаны пройти службу в армии: 6 лет непосредственно в строю и 9 лет, числясь в запасе. От воинской повинности освобождались священнослужители, преподаватели государственных учебных заведений, пансионеры Императорской Академии художеств и ряд других лиц. Были предоставлены льготы по семейному положению и по образованию. Например, окончившие курс в университетах служили в рядах всего шесть месяцев, а окончившие курс гимназий — год и шесть месяцев.
Важнейшим преимуществом новой системы было формирование обученного резерва, который позволял в сжатые сроки развернуть из 736-тысячной армии мирного времени армию в 1,6 млн солдат. Если армия времен Крымской войны выставляла 29 дивизий, то новая армия выставляла 48 дивизий и имела потенциал к увеличению этого числа. Многие меры Милютина полностью оправдали себя в ходе Русско-турецкой войны 1877-1878 годов, однако та же война показала ограниченность положительного эффекта от реформ.
Мобилизация русской армии перед войной не прошла гладко. Массу нареканий вызвало тыловое обеспечение войск и некомпетентность многих ответственных лиц, включая верховное командование. Качество вооружения русской армии уступало турецкому. Несмотря на эти недостатки, военная система, выработанная в ходе реформ, без коренных изменений просуществовала в России до 1917 года.
Военная реформа Александра 2 (кратко). Суть и результаты военной реформы Александра 2
Император Александр Николаевич Романов, известный как Александр II, вошел в российскую историю как либерал и смелый реформатор. Именно с его правления начались существенные перемены в сфере государственного управления и социально-политического устройства общества. Либеральному и просветительскому складу ума изначально способствовало воспитание. В качестве учителей будущего императора, сына Николая I, выступали Василий Жуковский, Михаил Сперанский и Егор Канкрин. Наставники стремились воспитать цесаревича человеком просвещенным и всесторонне образованным. На путь преобразований император встал спустя год после вхождения на трон. Его правление запомнилось отменой крепостного права, земской, судебной, образовательными реформами. Также существенные изменения в жизнь народа внесла военная реформа Александра II.
Предвестники военных перемен
В момент прихода к власти императора страна переживала серьезный упадок, связанный в том числе и с поражением в Крымской войне. В 1856 году при посредничестве Австрии и Пруссии в Париже был заключен мир с французами на довольно тяжелых для России условиях. По мирному договору нам был возвращен потерянный Севастополь, в обмен мы вернули Карс Турции. Также российское государство уступало Молдавии устье Дуная, лишаясь тем самым прямой границы с Турцией. И самым серьезным уроном стал запрет иметь военный флот в Черном море, которое обрело статус нейтральных вод. Проливы Босфор и Дарданеллы были официально закрыты для военных судов всех государств.
Таким образом, военная реформа Александра 2 была продиктована серьезным падением авторитета государства на международной арене, упадническим настроением народа и крайне слабой организацией армии.
Необходимость форматирования военных сил
Это поражение обнажило функциональные, управленческие и административные прорехи военной системы. К моменту престолонаследия императора Александра армия представляла собой разрозненные подразделения и части, мало походящие на единый исправный организм. Более продвинутые в техническом, моральном и управленческом планах западные армии ставили под сомнение в принципе способность российских сил защищать свою территорию.
Император принялся за кардинальную переработку устаревшей, неповоротливой системы, что встречало немалое сопротивление среди сановных лиц. К одной из его задач также относилось стремление сократить численность армии в мирное время и иметь возможность максимально быстро наращивать ее, располагая в запасе обученным составом. Для этого потребовалось внести изменения и в образование.
Начальные стадии реформирования
Причины военной реформы Александра 2 крылись и в том, что отечественная милитаризованная машина не могла противостоять мощи и передовым технологиям своих противников, во-первых, из-за серьезного технического отставания, во-вторых, из-за крепостнических основ государственного устройства.
Первые шаги по перестройке системы были связаны со сменой военного министра. С 1848 года этот пост занимал князь Василий Долгоруков. Его подчиненные отмечали, что он был приятным в отношениях с людьми, но тяготел к чрезвычайному формализму. В 1855 году на этот пост император определил генерал-адъютанта Николая Сухозанета. Серьезных перемен кадровые перестановки не принесли. Под руководством Сухозанета были сокращены военные расходы и упразднены военные поселения. Однако это имело мало отношения к модифицированию самого устройства армии.
Новый министр – новый подход
Реформирование военной машины пошло быстрее и предметнее после того, как в 1861 году министром был назначен 46-летний граф, генерал-фельдмаршал Дмитрий Милютин. С первых дней в военном ведомстве началась активная работа по разработке плана кардинального реформирования. Министр Милютин начал с того, что упорядочил законотворческую деятельность, объединив Военно-кодификационную комиссию, отвечавшую за пересмотр законов, с другими комиссиями, занимавшимися созданием законопроектов. Также была создана комиссия, которая изучала проблемы личного состава и системы организации армии. Уже через два месяца министр доложил императору программу реформирования по основным направлениям деятельности ведомства.
Военная реформа Александра 2, кратко сформулированная генералом Милютиным, предполагала тотальное переустройство военных сил, основанное на полной и подробной программе преобразований.
Широкий размах
Существенным толчком к изменению правил комплектования войск российской армии послужил глубинный анализ рекрутского устава. Комиссия по его пересмотру действовала на протяжении почти шести лет – с февраля 1862 по январь 1867 гг. В процессе работы сформировалось четкое понимание необходимости глобального обновления системы финансирования, подготовки, комплектации вооружения и войск.
Также Милютину удалось ввести запрет отдавать в солдаты в качестве наказания за совершение преступления. В армейском укладе министр отменил телесные наказания, которые широко и без разбора применялись по отношению к простым военнослужащим, что порождало в них еще большую ненависть. Еще одним важным новшеством стало обучение солдат элементарной грамоте.
В 1864 году министр предпринял меры по децентрализации военных сил России, создав военные округа. Смысл нововведения заключался в повышении способности к быстрой мобилизации частей армии по всей стране в случае военной необходимости. Особое внимание уделялось образованности офицерского состава. Общее образование давалось в военных гимназиях, специальное – в училищах, разбитых по отдельным военным отраслям, и, наконец, с целью давать университетское образование были созданы пять академий: Генерального штаба, Инженерная, Артиллерийская, Военно-медицинская и Военно-юридическая. Это позволило многократно улучшить качество офицерского состава.
Военнообязанные
Однако требовались куда более радикальные меры реорганизации. Военная реформа Александра 2 не была бы полной без действительно революционного шага. Одним из кардинальных изменений в российской армии многие историки называют введение всесословной воинской повинности. О необходимости данных мер генерал Милютин докладывал императору еще в январе 1862 года. На тот момент инициатива отклика не получила. А спустя восемь лет была создана соответствующая комиссия.
Стоит отметить, что высшие сановные чины сопротивлялись подобному нововведению. Для работы над реформой в 1873 году было создано специальное присутствие при Государственном совете. Многие из вошедших в его состав не одобряли такие смелые шаги и считали, что время для них еще не подошло. Однако открыто выражать несогласие никто не посмел, поскольку документ получил предварительное одобрение у императора до того, как был вынесен на обсуждение. В высшем обществе готовящиеся перемены обсуждали исключительно в негативном контексте. Тем не менее в 1874 году вышел Высочайший манифест о введении всеобщей воинской повинности. Новый устав свидетельствовал о том, что министр отрицает привилегированность сословий. Этот документ полностью изменил порядок формирования личного состава армии.
Преобразование архаичной системы
При Петре I военнообязанными были представители всех сословий без исключения. Однако в 18 веке ряд законов освободил дворянство от этого долга. Рекрутчина всей своей тяжестью легла на самые низшие и беднейшие слои общества, а богатые могли откупаться. Срок службы составлял 25 лет, в итоге семьи теряли своих порой единственных кормильцев, еще более нищали. По новому закону в армию призывались только молодые люди, достигшие 21 года, причем ровно в том количестве, в котором она нуждалась. Правительство каждый год определяло необходимое число новобранцев, которые выбирались по жребию. Оставшиеся зачислялись в ополчение. Срок службы в пехоте был сокращен до 15 лет, из которых шесть лет – в регулярной армии, девять – в запасе. На флоте призванные служили семь лет, в запасе – три года.
Наличие образования также сокращало сроки службы. Начальная школа уменьшала время присутствия в вооруженных силах до трех лет, гимназия – до полутора, получившие высшее образование призывались только на полгода. Были введены и иные льготы. Единственный сын в семье или единственный кормилец освобождался от воинской повинности. Также под льготы попадали лица духовенства, уроженцы Казахстана и Средней Азии, Кавказа и Севера.
Прототип нововведения, ставший его стимулом
Реализация реформы, надо признать, шла медленно, тормозилась как по субъективным, так и по объективным причинам. Однако Милютин уже мог наблюдать плоды преобразований в Пруссии. Именно в этой стране устаревшую систему чуть ли не пожизненной повинности заменили на трехлетнюю службу в армии, а отслуживших отправляли в запас. Таким образом, через военную инициацию проходила значительная часть мужского населения в предельно короткие сроки. Регулярная армия не раздувалась, а имела определенную численность. В случае государственной необходимости войска увеличивались за счет запасников в короткое время. Такой подход существенно сокращал траты на содержание армии и уменьшал тяготу службы. Эта система была принята за основу многими европейскими государствами.
Результаты
Итак, что собой представляла военная реформа Александра 2? Кратко говоря, это было комплексное преобразование армии, начиная с рекрутов и заканчивая офицерским составом. Здесь учитывалось все, включая образование и техническое оснащение. Преобразования заняли тринадцать лет и завершились в 1874 году. Военная реформа Александра 2 год от года давала положительные результаты. Она позволила значительно увеличить боеспособность вооруженных сил, поднять дух солдат и дисциплинировать офицеров.
Суть и результаты военной реформы Александра 2 свелись к тому, что благодаря новому уставу о повинности в России была сформирована регулярная армия относительно небольших размеров, а на случай необходимости было достаточное количество запасников. Вооружение также претерпело изменения: в комплектации появилась винтовка, активно шло строительство военного флота. И победа в русско-турецкой войне 1877-1878 гг. ярко продемонстрировала все положительные моменты преобразований.
Военная реформа Милютина
Период правления Александра II – это грандиозные реформы в истории Российской империи. Проводя эти реформы, император пытался побороть отставание России от передовых стран мира. Одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам, была военная реформа Александра 2, которую подготовил военный министр Дмитрий Милютин. В данной статье предлагается обзор ключевых направлений военной реформы, а также ее основных результатов.
Причины военной реформы Милютина
В 1853-1856 году Россия участвовала в Крымской войне против Османской империи и ее европейских союзников (Англия, Франция). Война была проиграна, а главной причиной стала отсталость Российской империи, как в военном, так и в экономическом плане.
Александр 2 понимал острую необходимость проведения реформ для обеспечения будущего империи. В 1861 году военным министром был назначен Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году министр совместно со своими подчиненными подготовили доклад для императора (именно с этого доклада фактически началась военная реформа под контролем Александра 2), в котором назывались следующие проблемы российской армии:
Суть военной реформы
Несмотря на то, что в большинстве учебников начало военной реформы Александра 2 и Милютина записывают 1861 годом – это формальность. В этом году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года. Эта реформа коснулась всех сторон жизни военных: от самой сути армии (из рекрутского во всеобщую обязанность) до нового устава и униформы.
Для понимания сути военной реформы Милютина необходимо детально рассмотреть основные изменения в армии на основе классификации реформы, которую предлагают современные историки.
Организационные изменения
Еще в 1862 году для создания единой системы управления вооруженными силами Империи на территории Первой армии (западные губернии) были созданы три военных округа: Варшавский, Киевский и Виленский. До 1874 года по всей территории Империи было создано 15 военных округов. По положению об округах от 1864 года командующий военным округом считался полноценным и единым управляющим военными делами в регионе, тем самым создавалось единое централизованное руководство военными частями (принцип единоначалия). Вместе с тем военный министр реформировал и само министерство, уменьшив штаб на 327 офицеров, чем содействовал борьбу с бюрократизацией.
Далее с 1864 по 1869 года было проведено сокращение военных частей и перевод части офицеров и солдат в резерв. Тем самым, руководители реформ планировали уменьшить затраты на армию в мирное время, а в случае начала войны иметь большой резерв подготовленных военных. На его мобилизацию уходило до 50 дней, в то время как в начале века на это могли тратить более года.
Одно из главных изменений в ходе военной реформы Александра 2 произошло в 1874 году, когда была окончательно ликвидирована система рекрутского набора, а вместо нее вводилась всеобщая воинская обязанность для мужчин. Все мужчины в возрасте 20 лет должны были проходить военную службу, срок которой был равен 6-ти годам для сухопутных войск и 7-ми годам – на флоте. Призыву не подвергались: духовенство, сектанты, инородцы Средней Азии, Кавказа, Казахстана, а также единственные сыновья и кормильцы в семье. В 1888 году призывной возраст изменили до 21 года. После того, как подданные проходили военную службу, большая часть из них пополняла запас. Срок запаса также был четко регламентирован: 9 лет для сухопутных войск и 3 года для флота.
Кроме того, были созданы Военный суд и Военная прокуратура.
Технологические нововведения
Военная реформа Александра 2 затронула не только изменения управления и системы набора. Армия Российской Империи серьезно отставала технически от лидирующих стран Европы. Именно поэтому Милютин предложил Александру 2 провести серьезную техническую модернизацию:
Реформа военного образования
Большое внимание в военной реформе Милютин уделял образованию. Была радикально реформирована система образования для военных:
Таким образом, военный в России становился полноценной профессией, которого обучали перед тем, как использовать в военных целях. Кроме того, благодаря обучению офицерский состав имел возможность получать образование в теории, а не непосредственно на практике.
Введение новой униформы
На протяжении с 1862 по 1874 годами было подписано 62 приказа, которые касались изменений в униформе, в частности это касалось цвета, длины и формы отдельных элементов обмундирования. Эти действия вызвали большую критику, как общественности, так и самих военных, поскольку говорилось о слабой значимости данных мероприятий для самой армии. Вообще забавный факт, но любая военная реформа в России сводится в том числе и к изменению униформы (достаточно вспомнить события, которые происходили в современной России несколько лет назад).
Результаты реформы
В целом, несмотря на отдельные неточности, итоги, которые реализовала военная реформа Александра 2 имела огромный эффект на преобразование армии Российской империи. Действующая армия России сократилась на 40%, что существенно уменьшило расходы на ее содержание. Штаб министерства также уменьшили, что способствовало борьбе с бюрократией. Система военных округов помогла сделать армию более организованной и мобильной. Массовый призыв способствовал ликвидации слабого и неэффективного рекрутского набора.