что не относится к основным чертам олигополии

Что такое олигополия: виды, структура

Узнайте больше об основных чертах олигополии и ознакомьтесь с примерами

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Олигополия — это экономическая ситуация, при которой на рынке лидирует относительно небольшое количество крупных компаний. Вместе они обладают такой долей рынка, что если их объединить, то получится чистая монополия. Число доминирующих игроков на рынке может быть от 2 до 12, однако олигополию с двумя игроками называют дуополией.

Содержание

Преимущества и недостатки олигополистического рынка

Олигополия формируется естественным путем. Это происходит, когда одни компании становятся больше других из-за поглощения мелких предприятий или увеличения объемов продаж и доли рынка. Поэтому, такая структура не является запрещенной.

Из плюсов олигополии стоит отметить ее положительное влияние на развитие всей отрасли в целом. Покупателям она предоставляет возможность выбора товаров по приемлемой цене. Самым главным недостатком можно назвать заключение союза между компаниями-олигополистами. Благодаря соглашению они могут устанавливать единую цену на рынке и неоправданно завышать ее. В этом случае олигополия уже приобретает черты монополии. Поэтому, заключение союзов чаще всего негативно сказывается на отрасли рынка и потребителях.

Далее вы ознакомитесь с основными характеристиками олигополистического рынка.

Основные черты олигополии

Олигополистический рынок это не монополия, однако конкуренция на нем несовершенная (низкая). Все дело в малом количестве игроков. Выход на такой рынок довольно сложный, поскольку лидирующим компаниям принадлежит бОльшая его часть. Чтобы пробиться, необходимы серьезные вложения.

У олигополистов присутствует сильная созависимость в ценообразовании и поведении в целом. Это связано с тем, что действия одного игрока сильно отражаются на всех участниках рынка. Поэтому, компаниям-олигополистам важно сотруничать между собой.

Ознакомьтесь с основными признаками олигополистического рынка:

В следующем разделе вы узнаете, какой бывает олигополия.

Виды и модели олигополии

Олигополию классифицируют по-разному. Например, по продукту, модели поведения, силе рыночной власти. По количеству предприятий в отрасли олигополия бывает жесткая, когда на рынке действуют от двух до четырех компаний и расплывчатая — от пяти и выше. Однако, чаще всего можно встретить следующие виды.

Теперь, давайте рассмотрим некоторые модели олигополии.

В следующем разделе вы ознакомитесь с примерами олигополии.

Примеры олигополии

Олигополистами в сфере платежных карт по всему миру стали Visa, MasterCard и UnionPay. Их суммарная доля рынка в 2019 году составила 90%.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Олигополия сейчас также наблюдается в сфере электромобилей. Примерно 56% от общей доли рынка разделили между собой десять компаний. Это Tesla — 14%, BYD — 8.9%, BAIC — 6.2%, SAIC — 5.3%, BMW — 5%, Volkswagen — 3.3%, Nissan — 3.1%, Geely — 2.9%, Kia — 2,1% и Hyundai — 2.8%. Обратите внимание, что в этой сфере ни у одной компании-дуополиста доля рынка не превышает 15%.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Однако, олигополия может возникать не только на глобальном рынке. Например, в Великобритании в области автозаправок олигополистами выступают пять компаний, которые указаны на скриншоте ниже. Их общая доля рынка превышает 66%.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

В условиях олигополии компаний на рынке больше, чем при монополии, однако такую конкуренцию все равно нельзя назвать совершенной. Тем не менее эта экономическая структура преобладает в большинстве сфер деятельности.

Источник

Олигополия

Олигополия – это рынок, на котором относительно небольшое число продавцов обслуживает много покупателей. Олигополия относится к типу рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой преобладает крайне малое количество фирм.

Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолётов, таких как «Boeing» или «Airbus», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ».

Условия возникновения олигополии

Олигополии часто возникают естественным образом, поскольку компании растут и начинают захватывать все большую долю рынка, постепенно вытесняя или поглощая конкурентов. Со временем число компаний, предлагающих определенные продукты и услуги, начинает сокращаться до нескольких крупных корпораций. Клиенты в свою очередь при выборе продуктов склонны доверять более именитым и солидным брендам.

В сформированной олигополии доминирующие компании чувствуют себя довольно свободно и могут позволить себе полностью контролировать ценообразование. Так, к примеру, многие компании по производству мобильных телефонов значительно завышают цену на свои изделия только потому, что они пользуются популярностью и могут себе это позволить.

Основные черты олигополии

Когда на рынке присутствует небольшое количество фирм, их называют олигополиями. В некоторых случаях олигополиями могут называть наиболее крупные фирмы в отрасли. Продукция, которую поставляет на рынок олигополия, идентична продукции конкурентов (например, мобильная связь), либо имеет дифференциацию (например, стиральные порошки).

При этом на олигопольных рынках очень редко проявляется ценовая конкуренция. Как правило, вход на олигопольный рынок новых фирм очень затруднён. В качестве барьеров выступают либо законодательные ограничения, либо необходимость в начальном капитале большого размера. Поэтому в качестве примера олигополии выступает крупный бизнес.

Таким образом, олигополистические рынки обладают следующими признаками:

малое число фирм и большое число покупателей. Это означает, что объем рыночного предложения находится в руках нескольких крупных фирм, которые реализуют продукт многим мелким покупателям;

дифференцированная или стандартизированная продукция;

наличие существенных препятствий входа на рынок, т.е. высокие барьеры входа на рынок;

фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость, поэтому контроль за ценами ограничен.

Ценовая политика

Как правило, фирме не выгодно повышать цены на свои товары и услуги, поскольку велика вероятность того, что другие фирмы не последуют за первой, и потребители «перейдут» к компании-сопернику.

Если же фирма понижает цены на свою продукцию, то, чтобы не потерять клиентов, конкуренты обычно следуют за понизившей цены компанией, также снижая цены на предлагаемые ими товары: происходит «гонка за лидером». То есть, когда компания снижает цены или предлагает новые услуги или продукты, конкуренты должны последовать ее примеру. В противном случае, если они не предоставят покупателям альтернативу, они могут вообще лишиться тех самых покупателей.

Таким образом, между олигополистами нередко случаются так называемые ценовые войны, в которых фирмы устанавливают на свою продукцию цену, не большую чем у конкурента-лидера.

Виды и структура олигополии

Олигополии можно классифицировать следующим образом:

чистая олигополия – это ситуация при которой фирмы производят однородные продукты (цемент, сталь, нефть, газ.);

дифференцированная олигополия – это ситуация, когда компании производят схожие продукты (автомобили, самолеты, телефоны, компьютеры, сигареты, напитки и так далее);

коллективная олигополия – это когда фирмы сотрудничают друг с другом в определении цены или объема выпуска продукта. Подобная структура несет в себе признаки сговора и монополизации рынка.

Стратегии поведения олигополии

Стратегии поведения олигополий делятся на две группы. Первая группа предусматривает согласование действий фирмами с конкурентами (кооперативная стратегия), вторая — отсутствие согласованности (некооперативная стратегия).

Модели олигополии

На практике различают следующие модели олигополии:

модель лидерства по ценам (объему);

модель Бертрана (модель ценовой войны);

Модель лидерства по ценам (объему)

Как правило, среди совокупности фирм выделяется одна, которая становится лидером на рынке. Это связано, например, с продолжительностью существования (авторитетом), наличие более профессионального персонала, наличие научных подразделений и новейших технологий, более высокая доля их на рынке. Лидер первым совершает изменения в отношении цены или объема производства. При этом остальные фирмы повторяют действия лидера. В результате наблюдается согласованность общих действий. Лидер должен быть наиболее информирован о динамике спроса на продукцию в отрасли, а также о возможностях конкурентов.

Модель картеля

Наилучшей стратегией для олигополии является сговор с конкурентами по поводу цен производства, объёмов продукции. Сговор даёт возможность усилить власть каждой из фирм и использовать возможности получения экономической прибыли в таком размере, в котором её получала бы монополия, если бы рынок был монопольным. Такой сговор в экономике называют картелем.

Модель Бертрана (модель ценовой войны)

Предполагается, что каждая фирма желает стать ещё крупнее и в идеале захватить весь рынок. Чтобы вынудить уйти конкурентов, одна из фирм начинает снижать цену. Остальные фирмы, чтобы не потерять своей доли, вынуждены делать то же самое. Ценовая война продолжается, пока на рынке не остается одна фирма. Остальные закрываются.

Модель Курно

Поведение фирм основано на сопоставлении самостоятельного прогноза об изменениях рынка. Каждая фирма просчитывает действия конкурентов и выбирает такой объем производства и цену, которая стабилизирует её положение на рынке. Если первоначальные расчеты ошибочны, фирма корректирует выбранные параметры. Через определенный промежуток времени доли каждой фирмы на рынке стабилизируются и в дальнейшем не изменяются.

Плюсы и минусы олигополии

Если говорить о позитивных и негативных моментах олигополии как структуры, то нужно отметить, что существуют как значительные плюсы, так и минусы.

К плюсам можно отнести то, что крупные компании довольно сильно конкурируют друг с другом, чем стимулируют рост качества продуктов и научно-технического прогресса в целом.

Тем не менее подобная конкуренция в сочетании с огромными возможностями крупных фирм, может значительно ограничивать появление новых игроков на конкретном рынке товаров или услуг.

Антимонопольное законодательство

Антимонопольное законодательство — законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. Цель антимонопольного регулирования состоит в том, чтобы вынудить монополистов назначать такую цену за товар, которая обеспечивала им лишь нормальную прибыль, а не сверхприбыль.

Мерами антимонопольного регулирования являются: регулирование цен фирм-монополистов, сокращение сроков действия лицензий фирм-монополистов, дробление фирм-монополистов, национализация монополистов.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Что такое олигополия? Признаки, характеристика, примеры олигополии в условиях современного рынка

Признаки олигополии

Причины появления и существования олигополий

Часто олигополии возникают естественным путем, когда компании разрастаются и начинают контролировать бо´льшую часть рынка, вытесняя или поглощая конкурентов. При олигополии очень часты ситуации слияния фирм с целью увеличить рыночную власть. Потребители при этом склонны доверять более крупным и именитым производителям. Таким образом постепенно количество компаний, предлагающих конкретные продукты или услуги, сокращается до нескольких крупных корпораций.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Виды олигополии

Ценообразование и определение объемов производства

Наличие на рынке разных видов олигополии не дает возможности выработать простую рыночную модель. Мешает этому и всеобщая взаимосвязь компаний при олигополии. Компания не может предсказать действия конкурентов при изменении собственной стратегии, поэтому не может и определить цену и объем производства для максимизации прибыли.

Существует несколько методов контроля над ценами при олигополии.

1. Ломаная кривая спроса

Возникает в случае, если олигополист опускает цены ниже установленных на рынке, мотивируя сделать то же самое конкурентов. Однако в результате таких действий изменений ни в цене, ни в количестве продукта не происходит, что говорит о негибкости цен, характеризующих олигополистические рынки.

Так называется неофициальное (часто молчаливое) соглашение между фирмами о фиксировании цен или ограничении конкуренции. Олигополисты, вступившие в тайный сговор, стремятся к максимизации общих прибылей. Однако эта форма контроля над ценами сталкивается с препятствиями в виде мошенничества посредством ценовых скидок, различий в спросе и издержках, антитрестовских законов и т.д.

3. Лидерство в ценах

Ценовое лидерство является неофициальным методом установления цены, при котором доминирующая компания объявляет об изменении цены, а следуют ее примеру. Сохранение цены на одном уровне, заданном фирмой-лидером, называют «зонтиком цен».

Принцип «издержки плюс» или «себестоимость плюс» — традиционный способ установления цен при олигополии. В этом случае цена определяется на основе полной себестоимости продукта путем добавления к ней некоторой наценки. Этот метод вполне совместим с тайным сговором или лидерством в ценах.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Эффективность олигополии

Олигополия — довольно частое явление современной рыночной экономики. Существует две точки зрения о ее эффективности. Согласно традиционной точке зрения, олигополия близка к монополии при внешней видимости конкуренции. Соответственно, олигополия может привести рынок к тем же последствиям, что и монополия. Однако И. Шумпетер и Д.К. Гэлбрейт утверждают, что олигополия способствует научно-техническому прогрессу, в результате чего потребитель получает лучшую продукцию по более низким ценам, чем при других типах организации рынка.

Методические советы

При изучении темы рекомендуем воспользоваться УМК по экономике под редакцией Г. Э. Королевой. Вы найдете исчерпывающие сведения по теме и дополнительные материалы.

Источник

Характеристика рынка олигополии: типы, барьеры входа, цена на рынке и примеры олигополии

01.11.2021 No Comments Posted in

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

В статье вы узнаете, что такое рынок олигополии, чем он отличается от других рыночных структур, найдете примеры олигополии и ее типы, узнаете о причинах и путях возникновения, а также о том, как на рынке олигополии формируется цена, и что такое «ценовые войны».

Понятие «рынок олигополии»

Олигополия — это рыночная структура, при которой большая часть выпускаемой продукции производится несколькими крупными фирмами, каждая из которых настолько велика, что может оказать влияние на весь рынок своими собственными действиями.

Слово «олигополия» введено английским государственным деятелем Т. Мором в ставшем всемирно известном романе «Утопия» (1516 год).

Олигополия отличается от других рыночных структур не количеством агентов, а типом их поведения, где центральным элементом выступает реакция конкурентов на действия фирмы. Таким образом, фирма-олигополист должна считаться не только с реакцией потребителей, но и с ответной реакцией своих конкурентов.

Создавайте запоминающиеся публикации, фотоколлажи, инфографику, открытки, плакаты, визитки, оформляйте документы в визуальном редакторе Canva! После регистрации по ссылке каждый подписчик получит 30-дневный бесплатный пробный период Canva Pro.

Примеры олигополии

Олигополия — одна из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности относятся к данной рыночной структуре.

Олигополистическая структура рынка может возникнуть в отраслях, производящих как стандартизированные товары, например: медь, алюминий, нефть, цемент, так и дифференцированные товары: сигареты, алкоголь, электроприборы, стиральные порошки, автомобили.

В России олигополистический характер имеют сырьевые отрасли, черная и цветная металлургия. Также олигополизированы такие отрасли, как химическая промышленность (производство удобрений) и машиностроение (в частности, аэрокосмическая промышленность, автомобилестроение).

Характеристика рынка олигополии: отличительные черты

Для рынка олигополии характерны следующие черты:

Рынок олигополии: основные причины и пути формирования

В качестве основной причины возникновения рынка олигополии можно выделить экономию на масштабах производства или эффект масштаба, который дает более крупным компаниям преимущество над меньшими фирмами в области издержек.

Когда влияние эффекта масштаба очень выражено, тогда на рынке возникает монополия. Но в случае, когда экономия на масштабе производства менее заметна, это приводит к конкуренции между несколькими фирмами. Так возникает олигополистическая структура рынка.

Итак, к основным путям и причинам формирования олигополии относятся:

2. Рост, капитализация прибыли, банкротство конкурентов, поглощение конкурентов.

3. Слияние капиталов на добровольных началах. Такое объединение может существенно увеличить долю принадлежащего структуре рынка, расширить контроль над ценой, воспользоваться эффектом масштаба и позволить привлечь более дешевые ресурсы.

4. Существование объединений, основанных на тайном сговоре:

Барьеры входа на рынок олигополии

Основной причиной для формирования олигополистической структуры рынка и, одновременно, барьером входа на рынок олигополии является эффект масштаба и экономия издержек.

Там, где эффект масштаба значителен, эффективное производство возможно только при небольшом числе производителей. При этом эффективность требует, чтобы производственная мощность каждой фирмы занимала большую долю совокупного рынка, а маленькие фирмы в таких условиях выжить не могут. Многие конкурирующие фирмы становятся банкротами или же происходит слияние нескольких фирм.

Например, в США в период становления автомобильной промышленности в отрасли функционировало около 80 фирм. Но с годами развитие технологий массового производства, а также многочисленные банкротства и слияния ослабили борьбу между производителями. Теперь в США на долю большой тройки «Дженерал Моторс», «Форд» и «Крайслер» приходится почти 90% продаж произведенных в стране автомобилей.

Чтобы добиться низких издержек на единицу продукции, фирма должна быть крупным производителем. Только в оборудование нужно вложить десятки миллионов долларов.

Кроме того, существуют и другие барьеры, например, финансовый. Так, вступление в отрасль производства сигарет требует огромных финансовых расходов на рекламу.

Типы олигополии

Олигополию, состоящую из 3-4 фирм, называют «жесткой«, а состоящую из 4-9 фирм, на долю которых приходится 70-80 % рынка, называют «аморфной» или мягкой.

Показатели концентрации производства

Олигополистический рынок формируется при условии высокой степени концентрации производства.

Для измерения концентрации производства используются следующие основные показатели:

где di – доля i-той фирмы на рынке.

Цена на рынке олигополии

Отдельные олигополисты могут сами влиять на цену, как и при монополии, но трудность заключается в том, что цена на рынке олигополии определяется действиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и на рынке совершенной конкуренции.

Это означает, что каждой фирме приходится принимать решения, не только основываясь на реакции потребителей, но и учитывая то, как отреагируют на ее действия другие фирмы-олигополисты в отрасли. Ведь их ответная реакция может повлиять на прибыль фирмы.

Несколько крупных фирм-олигополистов может как воевать друг с другом за господство в отрасли, так и договариваться друг с другом для максимизации своей прибыли.

Именно эти две модели поведения олигополистов влияют на то, каким образом будет формироваться цена на рынке.

Первая модель — модель Бертрана или «ценовые войны». В настоящее время такая модель встречается достаточно редко, потому как ценовые войны обычно скоротечны и чаще всего приводят к взаимным соглашениям или же возникновению картеля. Таким образом, возникает вторая модель, основанная на тайном сговоре.

Рассмотрим эти модели более подробно.

Модель, не основанная на тайном сговоре (ломаная кривая спроса):

В данном случае фирмы не связаны явными или тайными соглашениями.

При изменении цены одним из олигополистов другие могут либо последовать за ним и выровнять цены, либо проигнорировать изменения.

Чаще всего конкуренты олигополиста игнорируют увеличение цены, но следуют снижению цены. Это является причиной того, что кривая спроса на продукцию олигополиста является ломаной.

Ломаный график спроса дает основания олигополисту полагать, что любое изменение в цене приведет к худшему результату. Значительное число потребителей покинет ее, если она поднимет цены. Если цена будет снижена, то объемы продаж увеличатся незначительно, т.к. конкуренты поступят таким же образом.

Ценовые войны продолжаются до тех пор, пока не будет выполняться равенство P=AC=MC. В этом случае ни одна из фирм не будет получать выгоду от снижения цены.

Модель олигополии, основанная на сговоре

Данная модель имеет место, если 2 или несколько фирм сообща установили цены и объемы выпуска, разделили рынок или же совместно ведут дело (картель, трест).

Создание картелей преследует цель полностью или частично уничтожить конкуренцию между фирмами и на этой основе максимизировать прибыль.

Основная проблема, с которой сталкивается картель — это проблема согласования решений между фирмами-членами и установление системы ограничений (квот) для этих фирм.

Картели систематизируют по 4 основным категориям:

Некоторые формы картелей:

Изображение (источник — freepik.com) создано при помощи редактора Canva.

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях, спасибо!

Источник

Что такое олигополия: Виды, модели и примеры

Компании нередко быстро растут, активно развиваются, захватывая все большую часть рынка, вытесняя или поглощая своих соперников. Спустя какое-то время число фирм, распространяющих идентичную продукцию, начинает потихоньку сокращаться. В результате на рынке остается только несколько корпораций, клиенты которых предпочитают их именно за знаменитую или солидную марку. Таким вот естественным путем и возникает рыночная олигополия.

Что такое олигополия

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Доминирующие корпорации обычно чувствуют себя довольно свободно. Они полностью контролируют стоимость продукции, сдвигая ее в ту или иную сторону. Так, например, поступают производители смартфонов. Значительно завышая стоимость своих изделий, они не теряют своих клиентов, поскольку знают, что их товары пользуются популярностью среди покупателей. И олигополисты активно этим пользуются. Ведь именно спрос и диктует цену предложению.

Интересную дефиницию дает западный журнал Investopedia. Олигополия — это рыночная структура с небольшим количеством участников, ни один из которых не может сдержать другого от значительного влияния на рынке. По сути, можно сказать, что это объединение долей рынка самых крупных участников.

Перевод Михаила Казинского дефиниции западного инвестиционного журнала.

Главные признаки

К олигополистическому рынку относится не только некоторое количество фирм, присутствующих в отрасли, но и число рыночных единиц, распространяющих свою продукцию в одной отрасли. Изделие может быть идентично тому, что предлагает конкурент (мобильная связь), а может иметь признаки дифференцированной олигополии (стиральные порошки).

Самой главной характерной чертой олигополии является полное или частичное отсутствие ценовой конкуренции среди фирм. Поэтому на рынке олигополии возникновение новых фирм практически невозможно. Их не пропускают сложившиеся законодательные ограничения или слишком высокий начальный капитал. Таким образом, можно выделить следующие признаки олигополии:

Определенного количества предприятий, относящихся к отрасли oligopoly, пока еще точно никто не обозначает. Чаще всего число фирм колеблется от 2 до 24. Также еще одной чертой олигополии считают следующее: в любой отрасли действует как минимум 1 доминирующая компания, задающая свою линию поведения на рынке. Если она поменяет стоимость своей продукции или введет в отрасль что-то новое, то соперники будут обязаны следовать ее примеру, дабы не упустить своих постоянных клиентов.

Также стоит отметить, что к чертам олигополистического рынка не относят следующие моменты:

Виды олигополии

Существует несколько разновидностей олигополии:

Согласно еще одной классификации, разделение происходит следующим образом:

Более того, существует еще одна классификация олигополий, которая разделяется по количеству участников на рынке:

Чистая совершенная олигополия против дифференцированной несовершенной олигополии

Чистая олигополия (однородная), характеризующаяся делением отрасли несколькими корпорациями, продающими идентичные изделия. То есть продукция, услуги или обслуживание туристов ничем не отличается: никакой модификации (цемент, нефтепродукты, стрижки, поездки в Турцию).

Особенностью же неоднородной или дифференцированной олигополии считается такая ситуация в отрасли. Корпорации продают похожие изделия, но различающиеся по типу или другим модификациям (транспорт, металлы, напитки, смартфонная промышленность).

Олигополия в сговоре против олигополии без сговора

К типу со сговором относятся те олигополисты, которые участвуют в ценообразовании и картелизации сегмента. Если между ними ничего не происходит и каждый строит свою линию поведения относительно установки цены и выпуска продукции, то это уже не вступающая в сговор олигополия. Зачастую из-за незаконности картелизации, в американских и европейских странах в основном развиты именно несговорчивые олигополии.

Частичная олигополия против полной

Частичная олигополия характеризуется следующим образом: только один из крупных производителей вырывается вперед, самостоятельно принимая решение по части образования цены и выпуска продукции. А вот в полной олигополии ситуация происходит по-другому: участники единовременно принимают все решения о своей ценовой политике и производственном объеме.

Жесткая олигополия против свободной

Жесткая олигополия существует только тогда, когда концентрация 4 компаний выше 60%. А вот свободная обусловлена наличием показателя концентрации все тех же 4 участников в диапазоне от 40 до 60%.

Условия возникновения олигополии на рынке

Чаще всего oligopoly возникает естественным путем. Корпорации растут, начиная контролировать все большую область рынка, убирая со своего пути или поглощая соперников.

Возникновение олигополии характеризуется еще и так: мелкие фирмы сливаются, образуя корпорации, с целью увеличения рыночной власти. Это вступление в объединение и есть сговор компаний против своих конкурентов.

Потребительское поведение при этом можно характеризовать как выбор не только качественного продукта из перечисленных достоинств, а скорее погоня за брендом. Так спустя какое-то время число конкурентов, продающих схожие товары, сокращается до нескольких компаний.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополии

Равновесие в краткосрочном периоде

В кратком периоде времени олигополисты стараются сдерживать стоимость своей продукции. Они могут менять фиксированные ресурсы в зависимости от роста или спада спроса. Одновременно с этим они могут меняться и переменные факторы.

При установке цены олигополисты в условиях несовершенной конкурентной среды максимизируют свою выручку. При отклонении спроса стоимость не изменяется, а меняется только объем выпускаемой продукции.

Равновесие в долгосрочном периоде

В длительном периоде времени корпорации реагируют на отклонения и отвечают действиями на манипуляции соперников. Они могут быть разнообразными и многовариантными, поэтому единой теоретической методики пока еще никто не придумал. Но существует несколько моделей, учитывающих вероятные действия соперников: ценовое лидерство, сговор или теории игр.

Способы становления олигополии

Образование олигополий в первую очередь связано с действующим на рынке механизмом. Благодаря соперничеству с рынка уходят нерентабельные предприятия по нескольким причинам: банкротство, поглощение или слияние. Что ведет к существенному сокращению рыночных агентов.

Следующим фактором, определяющим развитие подобных рыночных структур, считается стремление организаций эффективно реализовывать производственные товары. А благодаря новейшим технологиям, производства достигают огромных масштабов. Это ограничивает вход новым предприятиям из-за скудных денежных средств.

Вдобавок, на олигополистическом рынке, наряду с ценовой конкуренцией, используются и такие формы неценовой конкуренции:

Модели олигополии

Олигополия соответствует картелю в плане наличия неписанных правил и так называемых принудительных систем. Благодаря им, корпорации могут быстро определять нарушителя условий договоренности и наложить на него какие-либо санкции.

Олигополисты уделяют внимание ценовой политике в своем сегменте. Стоимость продукции не изменяется, поскольку в этом нет никакой выгоды для участников рынка. Ведь покупатели могут перебежать и к конкурентам.

Существуют определенные кооперативные модели поведения олигополистов, отличающихся друг от друга некоторыми моментами, которые необходимо изучить более подробнее.

Теория Курно

Политика компаний основывается на анализе и сравнении самостоятельного прогноза о динамике рынка с прогнозами остальных организаций. Они предполагают дальнейшие действия своих конкурентов, рассчитывают свои преимущества и подбирают товарный объем и стоимость таким образом, чтобы стабилизировать свое положение на олигопольном рынке.

Если же предыдущие попытки не увенчались успехом, то они корректируют свою линию поведения и меняют ее в правильном направлении. Так со временем положение каждой единицы в рыночной экономике стабилизируется и в дальнейшем уже не меняются.

Теория изгибающейся кривой спроса

Здесь говориться о том, что компания встает перед выбором между снижением цены, вслед за организациями, или отсутствием каких-либо действий в момент возникновения каких-либо изменений. Корпорации считают, что при снижении стоимости продукции, конкурирующие фирмы обязательно последуют в этом же направлении. Но если стоимость возрастет, то никто не последует в этом направлении.

Согласно теории изгибающей кривой спроса — равновесие почти всегда остается на стабильном уровне. В отличие от монополий, в олигополиях, при наличии изгибающейся кривой спроса, цены и объемы реализуемой продукции не меняются вследствие незначительных изменений.

Теория игр и поведение олигополии

Компании всегда стараются увеличивать свою выручку до определенного максимума. Оптимальная стратегия компании напрямую зависит от стратегий, избранных остальными участниками рынка. Равнове­сие устанавливается только тогда, когда каждый из них выберет ту страте­гию, которая объединит наилучшие моменты от стратегий других участников.

Но если олигополист определит для себя оптимальную стратегию, не обращая внимание на разработки других участников, то такая стратегия станет доминантной. Тогда остальным участникам придется выстраивать свои линии поведения на основании стратегии доминанта.

Так, согласно теории, все действия фирм взаимозависимы друг от друга. Каждая из них учитывает линии поведения своих конкурентов. А равновесие устанавливается только в том случае, если компании ориентируют все свои действия на достижение рентабельности производственного объема.

Особенности развития олигополии в России

На территории России к олигополистическим отраслям относятся: добыча металлов и производство сырья. Эти отрасли смогли выстоять в кризисное время. Тем более они всегда поддерживают развитие национальной экономики. Также в ряды олигополистов входят: химическая отрасль и машиностроение (аэрокосмическая промышленность).

Значительно отличается от них легкая и пищевая про­мышленность. В них уже преобладает монополистическая конкуренция, а дифференциация продукции в обеих отраслях все больше возрастает.

В России можно отметить следующие олигополистические организации: Роснефть, Лукойл, Татнефть, Газпром и т.д. Стоимость нефтепродуктов на мировом рынке постоянно растет, пользуясь этим, корпорации стараются экспортировать как можно больше своей продукции. В стране же продается все меньше нефти, а вот цена на них все равно возрастает. На рынке цена складывается по воле этих олигополистов современной России.

Олигополия — Примеры

Для наилучшего понимания и освоения материала, стоит привнести несколько кратких примеров по изложенной информации. Один из примеров олигополистического рынка, это сбыт и производство: автотранспорта; бытовых электроприборов; стали; сельскохозяйственного инвентаря.

Практические примеры также можно увидеть и в сфере производства следующих изделий:

Олигополия, развивающаяся только между двумя фирмами, называется дуополией. Пример распространения микропроцессоров в данном типе наблюдается в таких компаниях, как: Intel и AMD.

Если на выбранном сегменте распространена продукция только у троих, то это уже триополия. Примером могут служить такие корпорации, занимающиеся игровыми консолями: Microsoft, Nintendo и Sony.

Ценообразование и ценовое лидерство

Одним из характерных факторов влияния доминирующих корпораций на рынок считается взаимная зависимость соперников в части ведения политики цен. Так как только образование цены играет немалую роль в существовании олигополии.

Ценообразование

Крупная фирма oligopoly не всегда может повышать стоимость своей продукции. Ведь может возникнуть огромный риск того, что конкуренты могут не последовать за ней. В конечном итоге контроль на рынке перейдет к соперникам, а фирма просто разорится.

Если ограничить объем производства до более низкого уровня, чем действует при совершенной конкуренции, то можно значительно повысить выручку олигополистов. Именно эта динамика и стимулирует их деятельность. Основная цель любой организации: постоянный контроль над рынком.

что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть фото что не относится к основным чертам олигополии. Смотреть картинку что не относится к основным чертам олигополии. Картинка про что не относится к основным чертам олигополии. Фото что не относится к основным чертам олигополииQ1 — количество товара по старой цене, Q2 — количество товара по новой цене

Ценовое лидерство

Компания может снизить стоимость своих товаров и услуг. В таком случае остальные олигополисты также последуют ее примеру и снизят стоимость своей продукции, чтобы не потерять своих клиентов. В результате происходит «гонка за лидером». Таким образом все представители рыночной структуры обязаны соответствовать друг другу. Если одна выпускает что-то новое, то остальные просто обязаны предоставить альтернативу или могут просто потерять все свои преимущества в действующем сегменте.

Особенности рынка в условиях олигополии

Особое влияние на развитие мировой инновационной системы оказывают именно олигополистические организации. Во многих отраслях экономики, как внутри, так и за рубежом, сейчас соперничает лишь несколько фирм, обладающих значительной рыночной властью.

Экономическая модель свободного рынка больше не соответствует протекающим экономическим процессам. Рынок, свободный от любого постороннего вмешательства, подходит к самому концу в результате изменений, приводящих к созданию масштабных корпораций и рыночных систем, планируемых доминирующими организациями. А слияния больших компаний рушат все принципы конкурентно-свободной рыночной экономики, ведущие к концентрации промышленной власти в руках тех самых организаций.

На данный момент все отрасли, относящиеся к олигополистическим, стараются концентрировать все крупномасштабные ресурсы (материальные, финансовые, трудовые) и мощный научно-технический потенциал. Они развивают и продвигают экономический прогресс.

Плюсы и минусы олигополии

Oligopoly, как и другие экономические определения, должна иметь свои достоинства и недостатки. Стоит отметить тот факт, что их формирование — это неизбежный процесс, выливающийся из конкуренции и стремления организаций к увеличению производственных масштабов. Как бы олигополисты не оказывали влияние на современную экономику, все равно отмечается неизбежность их существования.

Далее разберем каждый из плюсов и минусов олигополии подробно.

Плюсы олигополии

К основным достоинствам можно отнести следующее:

Минусы олигополии

Такая конкуренция вместе с огромными возможностями корпораций также влечет за собой следующие недостатки олигополии:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *