что не относится к элементам формы государства

Ответы к тесту: Государство и право

что не относится к элементам формы государства. Смотреть фото что не относится к элементам формы государства. Смотреть картинку что не относится к элементам формы государства. Картинка про что не относится к элементам формы государства. Фото что не относится к элементам формы государства

⚑ Закажите написание студенческой работы!

Если возникли сложности с подготовкой студенческой работы, то можно доверить её выполнение специалистами нашей компании. Мы гарантируем исполнить заказ во время и без ошибок!

Тестовый вопрос: Социальная политика российского бизнеса в наибольшей степени сегодня ориентирована

Выберите правильный ответ:

[неверно] на развитие персонала предприятий;

[неверно] поддержку малоимущих слоев населения;

[ верно ] участие в реализации социальных программ федерального уровня;

[неверно] оказание помощи депрессивным регионам.

Тестовый вопрос: Методы теории государства и права – это:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] способы и приемы изучения предмета теории государства и права

[неверно] основополагающие правовые категории

[неверно] способы и приемы изучения нормативно-правовых актов

Тестовый вопрос: С точки зрения диалектико-материалистической теории зарождение государственности обусловлено:

Выберите правильный ответ:

[неверно] развитием первобытной семьи

[неверно] качественным изменением человеческой психики

[ верно ] появлением частной собственности и классов

[неверно] завоеванием одних племен другими

Тестовый вопрос: К элементам формы государства не относится:

Выберите правильный ответ:

[неверно] политический режим

[ верно ] функция государства

[неверно] форма правления

[неверно] форма государственного устройства

Тестовый вопрос: Государство, состоящее из государственных образований, наделенных элементами государственного суверенитета, называется:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] федерацией

[неверно] унитарным государством

Тестовый вопрос: В каком из государств существует государственная религия?

Выберите правильный ответ:

[неверно] в светском

[ верно ] в клерикальном

[неверно] в неополитарном

[неверно] в деспотическом

Тестовый вопрос: Основным представителем нормативистской теории права является:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] Г. Кельзен

Тестовый вопрос: К источникам права в формально-юридическом смысле не относится:

Выберите правильный ответ:

[неверно] нормативный договор

[неверно] судебный прецедент

[неверно] юридическая доктрина

[ верно ] гражданско-правовой договор

[неверно] правовой обычай

Тестовый вопрос: К обстоятельствам, исключающим противоправность деяния, относится :

Выберите правильный ответ:

[ верно ] крайняя необходимость

[неверно] отсутствие умышленной вины

[неверно] состояние аффекта

Тестовый вопрос: Права “второго поколения” – это:

Выберите правильный ответ:

[неверно] гражданские и социальные права

[ верно ] социально-экономические и культурные права

[неверно] культурные и политические права

Тестовый вопрос: В структуру нормы права входят:

Выберите правильный ответ:

[неверно] запрет, дозволение, поощрение

[неверно] санкция, приказ, повеление

[неверно] стимул, ограничение, поощрение

[ верно ] гипотеза, диспозиция, санкция

Тестовый вопрос: К числу всеобщих методов теории государства и права не относится:

Выберите правильный ответ:

[неверно] диалектический метод

[ верно ] формально-юридический метод

[неверно] метафизический метод

Тестовый вопрос: С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:

Выберите правильный ответ:

[ верно ] изменением способа производства

[неверно] изменением формы правления

[неверно] изменением общественного сознания

Тестовый вопрос: Республиканская форма правления наиболее характерна для:

Выберите правильный ответ:

[неверно] рабовладельческих государств

[неверно] феодальных государств

[ верно ] буржуазных государств

Тестовый вопрос: Элементом механизма государства не является:

Выберите правильный ответ:

[неверно] государственное предприятие

[ верно ] политическая партия

[неверно] государственное учреждение

что не относится к элементам формы государства. Смотреть фото что не относится к элементам формы государства. Смотреть картинку что не относится к элементам формы государства. Картинка про что не относится к элементам формы государства. Фото что не относится к элементам формы государства

⚑ Успей сделать заказ со скидкой!

Если в течении 5 минут, вы оформите заявку на сайте, то получите гарантированную скидку. По истечению времени, кнопка исчезнет, поэтому поторопитесь!

Источник

Тест с ответами: “Теория государства”

1. С точки зрения диалектико-материалистической теории зарождение государственности обусловлено:
а) появлением частной собственности и классов +
б) качественным изменением человеческой психики
в) развитием первобытной семьи

2. К элементам формы государства не относится:
а) форма правления
б) функция государства +
в) политический режим

3. Как называется государство, состоящее из государственных образований, наделенных элементами государственного суверенитета:
а) унитарное государство
б) конфедерация
в) федерация +

4. Органом исполнительной власти не является:
а) Генеральная прокуратура РФ +
б) Правительство РФ
в) Министерство экономического развития РФ

5. Государственные предприятия:
а) входят в аппарат государства
б) в большинстве случаев входят в аппарат государства
в) не входят в аппарат государства +

6. Общеобязательные правила поведения, которые создаются и охраняются государством, объединяет в себе:
а) правовой обычай
б) нормативно-правовой акт +
в) судебный прецедент

7. Одним из представителей договорной теории происхождения государства являлся:
а) Дюркгейм
б) Виттфогель
в) Гроций +

8. Одним из представителей договорной теории происхождения государства являлся:
а) Руссо +
б) Дюринг
в) Петражицкий

9. Одним из представителей договорной теории происхождения государства являлся:
а) Гумплович
б) Каутский
в) Радищев +

10. Рабовладельческое государство – типичное государство, пришедшее на смену первобытному обществу, так ли это:
а) да
б) нет +
в) отчасти

11. Совокупность политических, государственных организаций, институтов, учреждений и отношений между ними:
а) политическая структура +
б) политическая система общества
в) политическое сознание

12. Города-государства характерны для:
а) Рима
б) Афин +
в) Египта

13. Государство и право неразрывно связаны между собой:
а) общностью причин возникновения +
б) раздробленностью причин возникновения
в) множеством исторической типизации

14. Государство и право неразрывно связаны между собой:
а) единством основных характеристик
б) не взаимодействием в процессе функционирования
в) взаимодействием в процессе функционирования +

15. Государство и право неразрывно связаны между собой:
а) единством исторической типизации +
б) множеством исторической типизации
в) единством функций

16. Мононормы регулируют общественные отношения в обществе:
а) государственно организованном
б) первобытном +
в) раннеклассовом

17. Процесс возникновения государственности на примере Рима и Греции изучал Ленин, так ли это:
а) отчасти
б) да
в) нет +

18. Структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях государственной деятельности:
а) государственный совет
б) государственный орган +
в) государственное собрание

19. В каком из государств существует государственная религия:
а) в неополитарном
б) в деспотическом
в) в клерикальном +

20. К числу всеобщих методов теории государства и права не относится:
а) метафизический метод
б) формально-юридический метод +
в) диалектический метод

21. С точки зрения формационного подхода изменение типа государства обусловлено:
а) изменением способа производства +
б) изменением формы правления
в) изменением общественного сознания

22. Один из основных признаков государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества:
а) единый государственный язык
б) территориальная организация населения +
в) транспорт

23. Один из основных признаков государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества:
а) единая энергетическая система
б) дороги
в) публичная власть +

24. Один из основных признаков государства, отличающие его от социальной организации первобытного общества:
а) единый государственный язык
б) государственный суверенитет +
в) единая энергетическая система

25. Один из представителей “теории насилия” происхождения государства и права:
а) Гроций
б) Монтескье
в) Дюринг +

26. Один из представителей “теории насилия” происхождения государства и права:
а) Маритен
б) Гумплович +
в) Аквинский

27. Один из представителей “теории насилия” происхождения государства и права:
а) Каутский +
б) Монтескье
в) Руссо

28. Один из сторонников “психологической теории” происхождения государства и права:
а) Фильмер
б) Руссо
в) Петражицкий +

29. Один из сторонников “психологической теории” происхождения государства и права:
а) Фрезэр +
б) Радищев
в) Аристотель

30. Один из сторонников “психологической теории” происхождения государства и права:
а) Михайловский
б) Тард +
в) Гроций

Источник

Что не относится к элементам формы государства

1. К признакам права не относится:

+ независимость от государственной власти и отсутствие системности;

– общеобязательный характер и нормативность;

– формальная определенность и волевой характер.

2. Обычай становится правовым в результате его:

+ признания государством, отражения в праве и наделения его юридической силой;

– регулярного соблюдения той или иной группой населения;

– соответствия нормам общепринятого поведения.

3. Монархия отличается от республики:

+ способом передачи власти, сроком правления главы государства, характером волеизъявления населения;

– наименованием главы государств, наличием или отсутствием парламента, набором прав и обязанностей граждан;

– способами получения гражданства, территориальным устройством, политическим режимом.

4. Государство – это:

+ организация суверенной политической власти, ведающая делами всего общества;

– определенная территория, на которой проживает конкретная национальность;

– деятельность правительства, парламента и судей.

5. Какой теории происхождения государства принадлежит утверждение о том, что государство – это аппарат принуждения, созданный в целях управления завоеванными племенами и их территориями?

6. Основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач – это:

7. В каких правовых формах происходит реализация функций государства?

+ Правотворческой, правоприменительной, правоохранительной.

– Регламентирующей, идеологической, хозяйственной;

– Убеждения, принуждения, рекомендации, поощрения.

8. Система методов, средств и способов реализации государственной власти называется:

– формой государственного устройства;

9. Согласно нормативистской теории:

+ право – это своеобразная пирамида, на вершине которой находится основная норма, и каждая низшая норма берет свою законность у норм большей юридической силы;

– право – продукт истории, постепенное и стихийное преобразование обычаев в более формально выраженные правила поведения;

– право – оформленная в виде закона воля господствующей верхушки общества.

10. В какой правовой системе основным источником права является судебный прецедент?

11. Предусмотренная в законе мера должного, общественно необходимого поведения – это:

– мера государственного принуждения.

12. Какое утверждение неверно?

+ У права и морали одна и та же сфера действия.

– Общественные отношение – объект регулирования как права, так и морали;

– Право и мораль формируют у человека необходимый уровень правосознания и культуры.

13. Что представляет собой версия?

+ Это одно из нескольких имеющихся предположений по поводу фактов или обстоятельств определенного дела;

– Это самоочевидная истина, которой не требуются доказательства;

– Это содержащееся в правовой норме предположение о наличии или отсутствии конкретного юридического факта.

14. Правосознание следователя – это форма:

15. Правовое обучение относится к формам:

16. Норма права – это:

+ общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное или санкционированное государством и обеспечиваемое мерами государственного принуждения в целях регулирования общественных отношений;

– распространяющееся на определенную группу людей правило, закрепленное в законе как общеобязательное и действующее на конкретной территории;

– общепринятый акт поведения, который выразился в законе и попадает под его охрану.

17. Как называется элемент структуры правовой нормы, который определяет алгоритм поведения субъекта?

18. Премия за хорошо выполненную работу – это пример:

– абсолютно определенной гипотезы.

19. В чем заключается бланкетный способ изложения правовой нормы в статье нормативно-правового акта?

+ Статья отсылает к определенной группе других нормативно-правовых актов;

– Статья отсылает к другой статье этого же нормативного акта;

– Вся норма права содержится в данной статье нормативного акта.

20. Норма права, которая содержит властное предписание, называется:

21. Общезначимый результат профессиональной научной деятельности, способ выражения позиции ученых по правовым вопросам – это:

22. Какой из указанных принципов права является межотраслевым?

– принцип охраны труда;

– равенство перед законом.

23. Принятие подзаконных нормативно-правовых актов более характерно для:

+ органов исполнительной власти;

24. Какие общественные отношения входят в объект регулирования межотраслевых институтов?

+ которые регулируются несколькими отраслями права одновременно;

– которые регулируются одной отраслью права;

– которые регулируются сразу несколькими институтами.

25. Право социального обеспечения является:

+ специальной отраслью права;

– базовой отраслью права;

– комплексной отраслью права.

26. Совокупность нормативно-правовых актов, которые объективно выражают содержательные и структурные характеристики права – это:

27. Ориентация на удовлетворение общественных интересов, императивность норм и одностороннее волеизъявление субъектов более характерны для:

28. Рецепция – это:

+ заимствование одним государством в одностороннем порядке крупных законодательных массивов у другого государства;

– целенаправленное сближение правовых систем или отдельных отраслей, устранение между ними противоречий;

– введение в правовые системы государств единообразных норм.

29. Что не является признаком правотворческой деятельности?

+ упрощенный порядок принятия нормативно-правовых актов;

– монопольный характер со стороны государства;

31. Системность права означает:

+ его внутреннюю упорядоченность, слаженность и организованность;

— что нормы права применяются регулярно, то есть систематически;

— то, что право – часть системы общественных норм.

32. Марксистская теория связывает происхождение права с:

+ социально-экономическими причинами: право становится инструментом в руках господствующего класса для регулирования отношений с эксплуатируемым сословием;

— стихийным стечением обстоятельств: право появляется как воплощение духа народа и развивается постепенно;

— божьей волей, выраженной в Библии, от которой производны все остальные законы.

33. Принципы государственного управления представляют собой:

+ основные начала, научно-обоснованные и закрепленные в законе положения, которые предопределяют строение и характер государственного управления;

— способы и методы, которые использует государственная власть в своей управленческой деятельности;

— характерные черты, присущие государственному управлению как специфическому общественному явлению.

34. Структура государственного управления – это:

+ организованная совокупность органов власти, которые действуют от имени и в интересах государства в пределах своей компетенции и полномочий;

— разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную;

— внутренняя организация исполнительных органов власти в государстве.

35.Тест. Структура системы государственного управления – это:

+ совокупность тех связей, которые существуют внутри системы государственного управления и делают ее единым целым;

— направления деятельности, в которых функционирует государственное управление как единая система связей;

— совокупность норм и правил, которые регламентируют государственное управление.

36. Методы государственного управления характеризуются тем, что:

+ выражают воздействие субъекта государственного управления на его объект;

— не нуждаются в правовой регламентации;

— адресованы абстрактному объекту управления.

38. Предметом теории государства и права являются:

+ закономерности появления, укрепления, функционирования и развития права и государства, а также связанных с ними явлений;

— смена типов и форм государства и права в их историческом и сравнительном аспекте;

— общественные отношения, возникающие по поводу реализации государственными органами своих полномочий с использованием правовых методов.

39. Право возникает одновременно с появлением:

40.Тест. Что из перечисленного не является элементом структуры государственной власти?

+ Последствия воздействия государственной власти на объект управления;

— Содержание властной деятельности;

41. Если внутри государства нет каких-либо относительно обособленных государственных образований, оно является:

42. Демократия – это разновидность:

— форм государственного устройства;

— форм государственного правления.

43. Способность права воздействовать на сознание и волю человека – это:

+ воспитательная функция права;

— охранительная функция права;

— культурно-историческая функция права.

44. Религиозные нормы представляют собой:

+ вид социальных норм и правил, которые установлены определенными религиозными конфессиями и имеют обязательный характер для приверженцев данной религии;

— правила поведения, которые в виду своего регулярного и длительного применения прочно вошли в привычку;

— совокупность поведенческих актов, основанных на представлении о добре, зле, справедливости и долге.

Источник

Понятие и элементы формы государства

Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

Чтобы иметь более полное представление о форме конкретного государства, необходимо проводить анализ его структурных элементов:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

В соответствии с указанной выше классификацией элементов государства рассмотрим форму современного Российского государства.

Российская Федерация в соответствии с Конституцией (ст. 1) является демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления.

Российская Федерация является полупрезидентской республикой.

Государственно-правовым режимом Российской Федерации является демократический режим.

Источник

Формы государства

Понятие формы государства

Для характеристики сущности государства особое значение имеют философские категории содержание и форма. Содержание выражается в основных направлениях деятельности государства по решению стоящих перед ним на том или ином этапе общественного развития задач, т.е. в его функциях. А форма представляет собой внешнее выражение содержания.

В настоящее время форму государства рассматривают как единство трех основных элементов — формы правления, формы государственного устройства и политического (государственно-правового) режима.

В таком понимании форма государства позволяет дать характеристику государства с позиций того, как организована верховная государственная власть, каковы принципы ее взаимодействия с населением, каким образом государство в целом строит свои взаимоотношения с входящими в него составными частями, а также с помощью каких способов и методов осуществляется государственная власть.

Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. Под формой государства в узком смысле понимают форму правления, а в широком — форму правления и форму государственного устройства. Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

Особое значение для понимания формы государства имеет соотношение с такими категориями, как функции государства, исторический тип государства и механизм государства.

Наиболее сложной и неоднозначной представляется диалектика соотношения функций государства, исторического типа и его формы. История не позволяет сделать вывод о существовании какой-либо прямолинейной зависимости между этими категориями. Кардинальное изменение направленности деятельности и типа государства отнюдь не всегда приводило к изменению его формы. Более того, монархическая форма правления и сегодня продолжает оставаться вполне приемлемой и не рассматривается в качестве архаизма.

На становление и изменение формы того или иного государства всегда оказывали влияние такие факторы, как классовая борьба, национальный состав населения, традиции народа, социально-экономические, политические, идеологические и иные факторы. Так, в Великобритании в результате своеобразного компромисса между буржуазией и феодалами возникла ограниченная монархия. Германия, с точки зрения национального состава, вполне могла бы быть унитарным государством. Однако исторически сохраняющаяся автономность германских земель привела к конституированию федеративной формы государственного устройства.

Близкими по содержанию, но не совпадающими являются категории механизма государства и формы государства. Отдельные авторы определяют эти категории как систему, совокупность государственных органов и тем самым дают повод для их отождествления. Механизм государства действительно представляет собой совокупность государственных органов необходимых для осуществления внутренних и внешних функций. Форма государства дает характеристику государства не столько с точки зрения системы органов, сколько с позиций способов и принципов образования государственной власти, взаимоотношения ее с населением, распределения властных полномочий между составными частями и методов их осуществления. Таким образом, данные категории являются вполне самостоятельными и позволяют дать характеристику различным сторонам сущности государства.

Форма правления

Под формой правления понимается организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на ряд вопросов.

Во-первых, какой способ лежит в основе организации высших органов государственной власти. Истории известны два легитимных способа: наследование и выборы и один не легитимный — захват власти. Во-вторых, каким субъектом права (индивидуальным или коллективным) осуществляется верховная власть. В-третьих, какова структура высших органов государственной власти. В-четвертых, каким образом разграничена компетенция между высшими органами государственной власти. В-пятых, какова степень участия населения в формировании высших органов государственной власти. В-шестых, какова степень ответственности субъекта, наделенного верховной властью, перед населением. В соответствии с этим все государства подразделяются на монархии и республики.

Монархия (от греч. — единовластие, единодержавие) — форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства — монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.

Монархии в свою очередь подразделяются на абсолютные (неограниченные) и дуалистические, или конституционные (ограниченные).

Абсолютная монархия характеризуется рядом отличительных особенностей.

Во-первых, верховная власть полностью принадлежит единоличному главе государства (монарху). Она ничем не ограничена и не распределена между другими субъектами. Монарх лично осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть.

Во-вторых, верховная власть передается по наследству. Это общее правило. Исключения возможны в двух случаях: убийство монарха и отсутствие наследников. Причем первый случай будет исключением тогда, когда монархом станет не наследник. Любопытно, что в истории были периоды, когда исключения становились почти правилом. Так, в Византии из ста девяти царствовавших императоров семьдесят четыре были убиты и во всех семидесяти четырех случаях престол переходил к цареубийце не по наследству, а по праву захвата. И при коронации императора Цхимисхия патриарх Полуевкт провозгласил даже новый догмат: таинство помазания на царство смывает все грехи, в том числе и грех цареубийства. В случае отсутствия наследников монарх избирается той или иной частью населения, а затем снова вступает в действие наследственный порядок передачи власти.

В-третьих, власть монарха является пожизненной. Нарушается это правило в тех случаях, когда монарх добровольно отрекается от престола, либо его свергают.

В-четвертых, полностью отсутствует юридическая ответственность монарха как главы государства. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, например, убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. Известный русский юрист Н.М. Коркунов рассматривал этот признак в качестве основного при делении формы правления на монархии и республики. «Именно в этом различии ответственности и безответственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большей властью, нежели английская королева; но президент ответственен перед конгрессом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней».

Из всех вышеназванных особенностей абсолютной монархии в дуалистической монархии в чистом виде сохраняется наследственный порядок передачи власти и пожизненное обладание ею. Все остальные признаки претерпевают более или менее существенные изменения. Однако главное отличие состоит в том, что власть монарха ограничена каким-либо представительным органом. Именно поэтому она и называется дуалистической. Так, в сословно-представительной монархии власть монарха ограничивалась Земским Собором в России (середина XVI в. — конец XVII в.), Генеральными штатами во Франции (1302-1789). При этом степень ограничения была невысокой. Они созывались монархом главным образом для получения согласия на решение тех или иных вопросов, например, сбор налогов. В дуалистической монархии — монарх сосредоточивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное только перед ним, а законодательная власть юридически принадлежит парламенту, подчиненному монарху (Германия, 1871-1918). Здесь, как видим, степень ограничения значительно больше. П.А. Сорокин к этой форме монархии относил Российскую империю после 1906 г. Вместе с тем, дуалистическая монархия все же оставляет за монархом огромную власть. Ограничение полномочий монарха касается почти исключительно законодательной работы. В деле же управления он, как и в абсолютной монархии, неограничен. Власть короля по-прежнему считается «данной от Бога» и независимой от народа. У нас по «Основным законам» 1906 г. царь по-прежнему назывался «самодержавным». Особа его считалась священной и неприкосновенной.

Парламентская (конституционная) монархия предполагает максимальное ограничение власти монарха. Известная поговорка: «Король царствует, но не управляет» вполне применима к парламентской монархии. Специфика данной разновидности монархической формы правления во многом совпадает с отличительными особенностями парламентской республики, которые будут рассмотрены ниже.

Задавшись нериторическим вопросом: что есть монархия — только ли реликт, оставленный из любви к старине? Следует ответить — нет. Сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией, — Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и других — главой государства формально-юридически считается королева Великобритании.

Большая часть стран с такой формой правления — парламентские (конституционные) монархии, где власть правителя ограничена как писаным законом, так и активно действующими законодательными и исполнительными органами. К ним относятся Великобритания, Бельгия, Дания, Швеция, Норвегия, Япония и др. До недавнего времени абсолютной монархией являлась Саудовская Аравия. В 1992 г. там принята Конституция и с этого момента более правильно ее рассматривать в качестве дуалистической монархии. С определенными оговорками к абсолютной монархии сегодня можно отнести Оман, хотя и там в 1996 г. была принята Конституция.

Республика (лат. res publica, от res — дело и publicus — общественное дело) — форма правления, при которой высшие органы государственной власти избираются населением, либо специальными коллегиями выборщиков.

В отличие от монархии республике свойственны следующие особенности.

Во-первых, источником власти является народ (избирательный корпус), который в процессе прямых или косвенных выборов делегирует свои властные полномочия представительному органу. Первые республики возникли в Древней Греции и Древнем Риме. Так, в Афинской демократической республике в выборах высшего органа государственной власти (Народного собрания) принимали участие все полноправные граждане Афин. В аристократических республиках правом принимать участие в избрании (формировании) высших органов государства пользовались не все граждане, а лишь представители военно-земельной знати. Истории известен целый ряд цензов, т.е. условий для получения и осуществления избирательного права (возрастной, гражданства, грамотности, имущественный, образовательный, половой, расовый, языковый и др.). Наличие их в законодательстве того или иного государства приводило к ограничению права принимать участие в избрании высших органов государственной власти. В настоящее время в подавляющем большинстве государств существуют лишь возрастной ценз и ценз гражданства.

Во-вторых, высшие органы государственной власти осуществляют власть от имени и в интересах народа либо соответствующей социальной группы.

В-третьих, в республике законодательно ограничивается срок полномочий высших органов государственной власти, как правило, он равен 4-5 годам.

В-четвертых, обязательное наличие законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти.

В настоящее время из 190 государств в мире 150 являются республиками.

Республики можно классифицировать по различным основаниям. В частности, Н.М. Коркунов и Г.Ф. Шершеневич в зависимости от степени непосредственного участия народа в осуществлении функций государственного властвования выделяли чистые, или непосредственные, республики и республики представительные. Непосредственной республикой называется такая форма правления, где народу принадлежит право непосредственного участия в осуществлении законодательной функции. В представительных же республиках непосредственное осуществление всех функций властвования предоставлено уполномоченным от народа учреждениям, а самому народу непосредственно принадлежит лишь право избрания своих представителей.

Сегодня все республики принято подразделять на три разновидности: президентские, парламентские (парламентарные) и смешанные. При этом первые два вида называют классическими или традиционными.

Классическая президентская республика характеризуется следующими отличительными признаками: президент избирается населением всей страны или выборщиками; является одновременно главой государства и правительства; обладает достаточно широкими полномочиями в экономической, политической и военной сферах; самостоятельно формирует правительство; правительство несет ответственность перед президентом, а не перед парламентом; президент не может распустить парламент; отношения между президентом и парламентом строятся на основе системы сдержек и противовесов. В частности, парламент утверждает представляемый президентом бюджет.

Сегодня к числу классических президентских республик, и то не без оговорок, можно отнести США, Сирию.

Классическая парламентская республика характеризуется следующими признаками: верховная власть принадлежит парламенту, который избирается всем населением государства; правительство формируется партиями, обладающими большинством в парламенте; возглавляет правительство премьер-министр, являющийся, как правило, лидером партии, победившей на парламентских выборах; правительство несет ответственность перед парламентом, который может отправить его в отставку; допускается существование должности президента, который избирается парламентом, либо специальной коллегией выборщиков, состоящей из членов парламента. При этом реальными полномочиями президент в парламентской республике не обладает.

В настоящее время классическими парламентскими (парламентарными) республиками являются Италия, Австрия.

Рассмотренные выше формы правления и ныне сохраняют свое значение, все они существуют в различных государствах мира. Но на их базе и наряду с ними, путем совмещения и появления новых признаков возникают неизвестные ранее формы, причем эта тенденция набирает силу. Особый интерес в этом плане представляет анализ нетипичных форм правления современных государств, проведенный профессором В.Е. Чиркиным.

«Чистых», традиционных форм остается все меньше, а формы правления во вновь возникающих государствах (например, при распаде СССР, Югославии, Чехословакии), как правило, соединяют разные черты. Появляются смешанные и «гибридные» формы правления, характеризующиеся утратой жесткости существующих классификаций по юридическим признакам: соединяются черты республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт), президентской и парламентской республики (Колумбия по Конституции 1991 г.).

«Чистые» формы правления наряду с достоинствами имеют недостатки, присущие форме как таковой. Например, президентская республика имеет тенденцию к президентскому авторитаризму. Об этом отчетливо свидетельствует появление суперпрезидентских республик в ряде государств Латинской Америки, в России, а также президентско-монистических республик в отдельных государствах Африки. Парламентарной же республике имманентно присуща нестабильность правительства, частые правительственные кризисы и отставки. Так, за полсотни послевоенных лет в парламентской республике Италии сменились более полусотни кабинетов министров, причем средняя продолжительность их существования была менее года. Включение элементов президентской республики в парламентскую, а парламентской — в президентскую, применение других методов помогает преодолеть недостатки «чистых» форм. В результате остается все меньше «чистых» президентских или парламентских республик, возникают полупрезидентские, полупарламенентские республики.

Наиболее характерной чертой полупарламентской республики является ограничение вотума недоверия, В Германии, например, предусмотрен «конструктивный вотум недоверия» (за недоверие канцлеру (премьер-министру) должно проголосовать значительное количество членов парламента).

Наиболее характерной чертой полупрезидентской республики является установление ответственности перед парламентом отдельных министров, но не главы правительства, которым фактически, а часто и юридически остается президент. Эта тенденция нашла свое выражение в конституционном праве ряда стран Латинской Америки — Венесуэле, Колумбии, Перу, Уругвае и др.

Форма государственного устройства

Термин «государственное устройство» в политико-правовой литературе используется в двух смыслах. В широком смысле слова — как понятие, охватывающее круг вопросов, касающихся государственного строя в целом, устройства всего государства (социально-экономической и политической основы государства, основы правового статуса его граждан, территориального устройства государства, системы государственных органов).

В узком смысле слова — для характеристики территориальной (национально-территориальной) организации государственной власти (вопросы внутреннего деления территории государства на те или иные составные части, их правовое положение, взаимоотношения между государством в целом и его составными частями).

При характеристике государственного устройства как одной из форм государства имеется в виду второе (узкое) значение этого термина.

Таким образом, форма государственного устройства — это внутреннее строение государства, деление его на составные части и их взаимоотношения между собой.

В отличие от формы правления здесь организация государства рассматривается с точки зрения распределения государственной власти и государственного суверенитета в центре и на местах, их «разделения» между частями грсударства.

Такое понимание данной формы государства позволяет дать ответы на следующие вопросы. Во-первых, из каких структурных частей состоит государство (города, районы, области, края, республики, округа, штаты, земли, кантоны и т.п.). Во-вторых, каков правовой статус этих частей, с точки зрения их зависимости от центральной власти. Здесь возможны три наиболее типичные варианта: полная самостоятельность, относительная самостоятельность, полная несамостоятельность. В-третьих, каким образом строятся взаимоотношения центральной власти и различных структурных образований. В-четвертых, какой принцип положен в основу образования частей государства: территориальный, национальный или смешанный. В-пятых, сколько систем высших органов государственной власти существует в данном государстве: одна или несколько. По форме государственного устройства государства подразделяются на две группы: простые (унитарные) и сложные (империи, федерации и конфедерации).

Простое (унитарное) государство — это единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов, областей,, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований.

Унитарное государство характеризуется рядом особенностей, которые позволяют отличать его от любых сложных государств.

1. Структурными единицами такого государства являются районы, города, края, области и другие административно-территориальные образования. Степень их зависимости от центральной власти может быть различной. С этой точки зрения они подразделяются на централизованные и децентрализованные. В централизованных существует достаточно высокая степень зависимости регионов от центральной власти. К таким государствам относятся Франция, Турция и другие. В децентрализованных структурные образования наделяются значительно более высокой компетенцией (круг вопросов, которые они могут решать без вмешательства центральной власти), однако собственным суверенитетом тем не менее они не обладают (Италия, Япония и другие). Следует обратить внимание на то, что в ряде современных унитарных государств допускается существование административной автономии. Так, в Великобританию в качестве административных автономий входят Шотландия и Северная Ирландия (Ольстер). Испания кроме национальных автономий (страна Басков и Каталония) включает целый ряд территориальных автономий. Наличие административных автономий в унитарных государствах порождает определенные трудности в отграничении их от федераций. Общее правило здесь таково: объем полномочий автономий в простых государствах, как правило, значительно меньше, чем объем полномочий соответствующих образований в федерациях.

2. Существование единой и единственной для всей страны системы высших представительных, исполнительных, судебных и контрольно-надзорных органов. В зависимости от степени централизованности унитарного государства органы административно-территориальных образований в большей или меньшей степени подконтрольны органам центральной власти.

3. Наличие единой территории, единой конституции, единой системы права, единого гражданства, единой судебной системы, единых вооруженных сил. Это означает то, что административно-территориальные образования не имеют своей собственной территории, не вправе принимать свою конституцию и иные законы, вводить собственное гражданство, создавать свои вооруженные силы и формировать альтернативные судебные органы. При этом структурные образования унитарного государства, вправе принимать нормативно-правовые акты. Однако они должны носить строго подзаконный характер и не могут противоречить нормам, принятым центральными органами государственной власти.

Унитаризм пришел на смену феодальной раздробленности и, несомненно, сыграл исторически прогрессивную роль по отношению к процессу развития государственности. В научной литературе он рассматривается как нормальная, наиболее распространенная и естественная форма государственной организации. Для наиболее эффективной реализации основной функции государства — управления обществом, унитарная форма государственного устройства является оптимальной. Не случайно большая часть современных государств являются унитарными.

Тем не менее, истории и современности известны и целый ряд сложных государств. Дело в том, что на становление той или иной формы государственного устройства конкретного государства оказывают влияние национальные, исторические, политические, социальные, географические и иные факторы. И в целом ряде случаев их совокупное действие приводит к возникновению сложного государства.

Сложные — это такие государства, которые представляют собой союз государств или состоят из относительно самостоятельных государственных образований.

К ним относят: империи, федерации и конфедерации.

Империя (от лат. — власть) представляет собой насильственно создаваемое сложное монархическое государство, во главе которого — царь, император, король и т.п. (например, Римская, Российская, Британская и др.).

Для империи характерна захватническая политика, угнетение и эксплуатация подчиненных и зависимых народов. В настоящее время в мире в чистом виде империй не существует.

Федерация (от позднелат. — объединение, союз), представляет собой сложное (союзное) государство, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определенной политической самостоятельностью.

Федерацию отличают следующие особенности.

Во-первых, она состоит из различных государственных образований (республики, штаты, провинции, земли, кантоны и другие). Данные образования являются субъектами федерации и имеют свое собственное административно-территориальное деление.

Во-вторых, в ней существуют две системы высших органов государственной власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. Федеральные органы осуществляют свои полномочия и функции на всей территории страны, органы субъектов — на своей территории. Разграничение предметов ведения и полномочий центра и субъектов осуществляется путем их закрепления в Конституции либо в Федеративном договоре. Подобное разграничение осуществляется двояким образом. В одних государствах (Бразилия, Мексика, Канада) закрепляется исключительная компетенция федерального центра и исключительная компетенция субъектов. В других (России, Индии, Германии) наряду с исключительной компетенцией закрепляется так же совместная компетенция центра и регионов. Кроме того, в отдельных государствах, в частности в Российской Федерации, имеют место двусторонние договоры о разграничении полномочий между центром и тем или иным субъектом Федерации. В зависимости от объема полномочий различных субъектов федерации их подразделяют на симметричные и асимметричные. В симметричных федерациях субъекты равноправны, в асимметричных — нет. Россия относится к последней.

В-третьих, территория федерации состоит из территорий образующих ее субъектов.

В-четвертых, наличие в субъектах федерации своей конституции (конституционного устава), системы законодательства, гражданства, существующего наряду с общефедеральным, иногда судебной системы (в России не допускается). При этом запрещается создавать собственные вооруженные силы и вводить региональные деньги.

В-пятых, наличие, как правило, двухпалатного федерального парламента, верхняя палата которого формируется из представителей субъектов федерации и призвана выражать их интересы.

В-шестых, федерации могут строиться по трем признакам: национальному, национально-территориальному, территориальному. При этом в основе их построения может лежать как один признак (например, территориальный — США, ФРГ, либо национальный — СССР), так и их совокупность (Россия).

Конфедерация — союз полностью суверенных государств, создаваемый на основе договора для достижения определенных целей (военных, внешнеполитических, экономических и т.п.).

Конфедерация представляет собой достаточно сложное политико-правовое образование, которое неоднозначно трактуется в юридической литературе. Существуют три основные подхода к по: ниманию этого явления.

Одни ученые считают, что конфедерацию вообще нельзя рассматривать в качестве формы государственного устройства. По их мнению, в данном случае имеет место не государство, а союз, сообщество, объединение каких-либо организаций, в том числе и различных государств. Примерами таких организаций являются: Организация Объединенных Наций (ООН), Организация Американских Государств (ОАГ), Организация Африканского Единства (ОАЕ), Организация «исламский конгресс» (ОИК), Организация Североатлантического Договора (НАТО), Организация стран — экспортеров нефти (ОПЕК), Организация Центрально-Американских Государств (ОЦАГ) и др.

Другие рассматривают конфедерацию как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации.

Третьи полагают, что конфедерация представляет собой особую разновидность формы государственного устройства, которая вместе с тем весьма существенно отличается от федерации. Данный подход представляется наиболее предпочтительным.

Для того чтобы конфедерацию можно было рассматривать в качестве особой разновидности формы государственного устройства, она должна являться государством, самостоятельным субъектом международного права, т.е. непосредственно от имени конфедерации вступать в различные международно-правовые отношения. Если этого нет — нет и конфедерации, а имеет место то или иное объединение государств.

Конфедерация возникает в процессе заключения договора (соглашения) между двумя или несколькими полностью суверенными государствами, создания на этой основе системы органов (конфедерации) и наделения их необходимой компетенцией для реализации целей, послуживших причиной образования данного государства. Так, в соответствии с Договором о Европейском Союзе, подписанным в 1992 году в Маастрихте (Нидерланды), главами государств и правительств 12 государств (сейчас в ЕС входят 16 государств) — членов Европейского Сообщества, который вступил в силу 1 ноября 1993 г., фактически создана конфедерация. В ЕС входят следующие органы:

При этом важно отметить, что суверенитет» сохраняется за всеми членами конфедерации, каждый из них имеет право выхода из конфедерации и нуллификации, т.е. отмены действия актов органов конфедерации на своей территории.

Вряд ли обоснованно считать универсальными такие традиционно выделяемые признаки конфедерации как отсутствие общих законодательных, исполнительных и судебных органов, своей конституции, единой системы права, единого гражданства, единой денежной системы, единой армии, единого бюджета, единой налоговой системы. В том же Европейском Союзе дополнительно к национальному введено гражданство ЕС, а к концу XX в. планируется создание общей обороны, валютно-финансовой системы (единая валюта — евро уже создана). Безусловно, столь высокая степень интеграции различных государств во многом сближает конфедерацию и федерацию. Аналогичная тенденция имеет место и в отношениях России и Белоруссии.

Как свидетельствует история, существовавшие ранее конфедеративные образования являлись недолговечными: они либо распадались на самостоятельные государства, либо преобразовывались в федеративные государства. Так, конфедерацией были США в начальный период своего существования. Когда-то Канада была конфедерацией англо-канадцев и франко-канадцев. Теперь Канада — это федерация из 10 провинций и 2 территорий и т.д. До настоящего времени формально (по Конституции) продолжает оставаться конфедерацией Швейцария. Хотя по целому ряду признаков она уже давно преобразовалась в федерацию. Содружество независимых государств (СНГ) вряд ли оправданно на сегодняшний день относить к конфедерации, поскольку данное объединение не соответствует основным признакам рассматриваемой разновидности формы государственного устройства.

Политический (государственно-правовой) режим

Истории известны самые различные политические режимы: деспотический, теократически-монархический, аристократический (олигархический), демократический, абсолютистский, клерикально-феодальный, милитаристско-полицейский, «просвещенного абсолютизма», бонапартистский, военно-полицейский, фашистский, фашизмоподобный, марионеточный, авторитарный, тоталитарный и ряд других.

Тем не менее в научном обороте категория «политический режим» появилась сравнительно недавно — в 60-е гг. нынешнего столетия. В настоящее время в политологии и юриспруденции данная категория используется в трех значениях.

В первом значении политический режим полностью отождествляется с формой государства, является ее синонимом и с этой точки зрения включает в себя форму правления и форму государственного устройства.

Во втором значении политический режим рассматривается не только и не столько как государствоведческое понятие, сколько как явление во многом предопределяющее особенности функционирования политической системы общества в целом.

В третьем значении политический режим используется для характеристики различных способов, приемов и методов осуществления государственной власти в обществе. Это узкое значение данной категории, в котором она используется, прежде всего, в юриспруденции в качестве особого третьего элемента, характеризующего форму государства, наряду с формой правления и формой государственного устройства.

Таким образом, политический (государственно-правовой) режим — это совокупность приемов, способов и методов, с помощью которых осуществляется государственная власть.

Особенность данной формы государства состоит в том, что она имеет определенную самостоятельность и напрямую не зависит от иных форм. Так, в государствах с монархической (кроме абсолютной монархии) и республиканской формой правления может существовать один и тот же политический режим. Более того, в целом ряде современных ограниченных монархий существует значительно более демократический режим, чем в отдельных современных республиках. Еще в меньшей степени политический режим детерминирован той или иной формой государственного устройства.

Можно с уверенностью утверждать, что ни в одном государстве мира не существует и не существовало абсолютно идентичных политических режимов. Каждый из них имеет свои особенности, свою специфику, которые обусловливаются влиянием огромного количества социально-экономических, общественно-политических, классовых, религиозных, нравственных и иных факторов. Следует обратить внимание и на то, что относительная стабильность указанных факторов приводит к относительной стабильности политического режима конкретного государства в конкретный исторический период времени. И наоборот, их изменения приводят к тем или иным модификациям рассматриваемой формы государства.

В учебной литературе по теории государства и права политические режимы обычно подразделяют на две основные разновидности: демократические и антидемократические.

Демократическому политическому режиму присущи: наличие в государстве демократии, т.е. такой формы власти, которая основана на признании народа в качестве источника власти; выборность и сменяемость высших органов государственной власти, их подотчетность избирателям; разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную; конституционное признание, закрепление и реальное гарантирование основных личных, экономических, политических и иных прав и свобод человека и гражданина, (ограничение прав и свобод допускается только на основании и в соответствии с законом); защищенность личности от произвола и беззакония, возможность реально защищать свои права, свободы и законные интересы от любых посягательств, в том числе государственных органов и должностных лиц; существование ряда политических, в том числе оппозиционных, партий; невмешательство государства в частную жизнь граждан; гласность в деятельности государства.

Антидемократический режим является противоположностью демократического и характеризуется обратным набором признаков. Особое значение имеет подразделение данной разновидности политического режима на собственно антидемократические и псевдодемократические. Для последних характерно формальное признание и конституционное закрепление наиболее значимых демократических институтов и ценностей, с одной стороны, и их полное или частичное игнорирование — с другой. Типичными примерами псевдодемократических режимов являются режимы, существовавшие в бывшем СССР и ряде других стран социалистического содружества. В настоящее время подобные режимы существуют в Корейской Народно-Демократической Республике и на Кубе.

В зависимости от степени ограничения демократии антидемократические режимы подразделяются на авторитарные, тоталитарные и фашистские.

Авторитарный режим характеризуется нарушением принципа разделения властей, ограничением роли выборных государственных органов и усилением роли исполнительных органов, концентрацией огромных властных полномочий в руках главы государства или правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов и как следствие — незаконным ограничением прав и свобод граждан, возможностью запрещения политических партий и других организаций.

Тоталитарныйрежим отличается полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами жизни общества, огосударствлением общественных организаций, вмешательством государства в частную жизнь граждан, господством одной политической партии или движения, запрещением или существенным ограничением деятельности оппозиционных партий, наличием одной «официальной» идеологии, преследованием за инакомыслие, значительным ограничением прав, свобод и законных интересов личности.

От политического режима как особой формы государства необходимо отличать режим чрезвычайного положения, представляющий собой особый правовой режим деятельности органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающий ограничения прав и свобод граждан и прав юридических лиц, а также возложение на них дополнительных обязанностей.

Чрезвычайное положение является временной мерой и может вводиться исключительно в интересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя. В любом демократическом государстве правовые основы введения режима чрезвычайного положения устанавливаются Конституцией и специальным законом. В настоящее время в Российской Федерации правовое регулирование режима чрезвычайного положения осуществляется в соответствии со ст. 56 Конституции РФ и Законом РСФСР «О чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г.

Основаниями введения чрезвычайного положения могут быть: а) попытки насильственного изменения конституционного строя; массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием; межнациональные конфликты; блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов; б) стихийные бедствия, эпидемии, эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и требующие проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ.

Таким образом, форма государства является фундаментальной общетеоретической категорией и позволяет дать характеристику сущности государства с позиций формы правления, формы государственного устройства и политического режима.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *