что не изучается социологией личности

5. Социология личности

Понятие личности

Личность как субъект общественных отношений характеризуется определенной степенью независимости от общества, способностью противопоставить себя ему. Личная независимость сопряжена с умением контролировать свое поведение, что невозможно без самосознания, самооценки.

При рассмотрении личности как объекта общественных отношений ак-цент делается на влияние общества на личность, на ее зависимость от социальных и культурных ожиданий, социальных установок среды, где формируется личность.

Пребывание в социальной среде и социализация играют решающую роль в превращении биологического существа в общественное. Этот процесс означает и превращение человека в индивида и в личность.

Процесс социализации проходит стадии, которые совпадают с основными жизненными циклами. Это детство, юность, зрелость, старость.

Выделяют первичную и вторичную социализацию. Вторичная социализация то же, что ресоциализация – переструктурирование образцов поведения, ценностей, восприятия определенных процессов.

Социальная роль и социальный статус

Виды социальных статусов:

Социологические теории личности

1. Ролевая теория личности возникла в американской социальной психологии в 30-х г.г. ХХ века и получила широкое распространение в различных социологических течениях, прежде всего в структурно-функциональном направлении.

Роль может пониматься индивидом как объективно, с точки зрения её общественного значения, так и субъективно, преломляясь в сознании индивида по-своему истолковываясь им. Т. Парсонс считал, что значения имеют не личностные смыслы, а социальные потребности в отношении роли.

2. Поведенческая концепция Дж Хоманса. Дж Хоманс, в соответствии с разработанной им теорией социального обмена, считал, что поведение человека обуславливается и контролируется социальной средой через язык, обычаи, социальные институты, СМИ и т.д. Общество использует в качестве стимулов, определяющих поведение человека, социально-значимые ценности: деньги, власть, уважение. Если поведение положительно стимулируется, то человек лоялен по отношению к социальной среде. Социально значимые ценности, таким образом, рассматриваются как социально-нормативные регуляторы поведения личности.

3. Социально-психологическая теория Дж Г. Мида. В работах «Разум, Я и общество», «Исследование человека» Дж Г. Мид, разрабатывая концепцию межиндивидуального взаимодействия, формирует понятие «обобщенного другого», как совокупность частных точек зрения, обобщённых в единое мнение относительно объекта взаимодействия. В результате взаимодействия индивидов происходит приспособление участниками своего поведения к поведению других на основе понимания субъективных состояний этих других.

Индивид в воображении принимает позицию другого человека и с этой позиции изучает самого себя, что даёт ему возможность понять и предсказать реакцию другого на его поведение. Индивид обретает ощущение индивидуальности, если подходит к себе в целом с той же меркой, что и к другим людям. Дж. Г. Мид считал, что становление человеческого «Я» формируется путём взаимодействия двух подсистем: «I» и «Me». «I» – это бессознательное (инстинкты, внутренние импульсы). «Me» – совокупность установок других, образующаяся из усвоенной человеком культуры через систему символов, общих для всех членов общества. «Me» направляет «I» в определённые рамки социально приемлемого поведения, в которое «I» вносит своеобразие, не давая ему кристаллизироваться в стандартизированное, жёстко определённое, и образует собственно личностное, интегральное «Я». Таким образом, Дж. Г. Мид определяет происхождение «Я» как социальное, обусловленное разными системами взаимодействия, в которых «Я» участвует.

Социальное поведение личности

Поведение личности – это осознанные действия индивида с целью реа-лизации определенных целей и установок, затрагивающие интересы других людей, социальных групп, общества.

Социальная установка представляет собой предрасположенность человека к определенным действиям, обусловленную ценностным отношением к социальному объекту, и выступает в качестве механизма саморегуляции социального поведения личности.

Индивид, действуя в плотном социальном окружении, обязательно сталкивается с проблемой соответствия собственных устремлений и представлений о методах и средствах их удовлетворения с принятой в той или иной общности шкалой целей и способов их достижения. Р. Мертон в этой связи выделял пять типов поведенческих реакций индивида как результат несогласованности индивидуальных и коллективных целей и средств их достижения:

Все эти поведенческие реакции за исключением конформизма являются разновидностями девиантного поведения.

Отклоняющееся (девиантное) поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам. Чем жестче сформулированы социальные нормы, тем большее количество вариантов воспринимается обществом в качестве девиантного поведения. Но парадоксально, что, как правило, чем жестче сформулированы социальны нормы, тем меньше людей их нарушают. Объясняется это достаточно легко : жесткие нормы – жесткая система санкций– меньше людей нарушают эти нормы. Особый вид девиантного поведения– это деликвентное поведение– поведение, нарушающее не только социальные нормы, но и уголовный кодекс, преступное поведение.

Р. Мертон, изучавший феномен аномии в рамках теории «среднего значения», определял данный тип девиантного поведения как дисфункциональное явление, возникающее вследствие нарастания напряженности и обострения социальных противоречий в социальной структуре.

Социальное действие

Социальным, по М.Веберу, действие становится лишь при наличии двух условий: оно должно быть осознанным, рациональным; социальное действие должно быть ориентировано на поведение других людей с целью получения ответной реакции.

Человек совершает наиболее значимые поступки осмысленно, т.е. вкла-дывает внутренний смысл в свои усилия, который можно определить как мотив социального действия, объединяющий и индивидуальную цель и ориентацию на ответную реакцию окружающих. Т.е. мотив – есть индивидуальная цель, осмысленная сквозь призму социальных отношений, ожиданий.

М.Вебер признает, что не всегда можно точно определить осознанность ориентаций индивида как на поведение других людей, так и на смысл собст-венного действия. Он разрабатывает идеально-типическую конструкцию – теоретическую модель социального действия, содержащую наиболее типичные черты данного социального явления в логически непротиворечивой форме. М.Вебер классифицировал типы социального действия, ориентируясь именно на сознательность, рациональную осмысленность социального действия.

1. Целерациональное действие предполагает рациональный расчёт действующего субъекта на ответную реакцию и использование её для достижения поставленной цели. Теоретическая конструкция це-лерационального действия служит идеальным типом, при соотношении с которым устанавливаются отличия реального социального поведения от идеально-типического, что облегчает, по М.Веберу, понимание подлинных мотивов действующего лица.

2. Ценностнорациональное действие – действие, основанное на вере в безусловную ценность самого этого поведения, смысл которого заключается не в достижении определённой цели, а в подчинении определённым заповедям и требованиям, в повиновении которым индивид видит свой долг.

В реальной жизни все перечисленные типы социального действия в «чистом виде» практически не встречаются. Можно лишь говорить, что то или иное человеческое поведение тяготеет к определённому типу социального действия в той или иной культурно-исторической ситуации.

Социальная связь – это зависимость, возникающая в процессе удовле-творения потребностей, реализации жизненных целей, и реализованная через социальное действие. Социальная связь выступает как в виде социального контакта, так и в виде социального взаимодействия.

Социальный контакт – это тип мимолётных кратковременных связей, в которых отсутствует система сопряжённых действий партнёров по отношению друг к другу.

Социальное взаимодействие

Социальное взаимодействие – система взаимообусловленных социальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов.

Социальное взаимодействие может быть прямым и опосредованным, сложной системой социальных связей и зависимостей.

В процессе взаимодействия индивиды вступают между собой в социаль-ные отношения, которые складываются по поводу удовлетворения социальных потребностей, достижения определённых целей, реализации интересов.

Теории социального взаимодействия

1. Символический интеракционизм ( Дж.Г.Мид (1863-1931),работа «Разум, Я и общество»). Дж.Г.Мид в своих теоретических построениях исходил из того, что общество можно объяснить только путём рассмотрения принципов поведения людей. Термин «символический», по Дж.Г.Миду, означает акцентирование на смысле, который вкладывают действующие лица в процесс взаимодействия (интеракцию). Любое поведение происходит только на основе того смысла, который действующий субъект в него вкладывает. Все значения смыслов проистекают из общих социальных символов, которые рождаются во взаимодействии людей. Люди в процессе взаимодействия постоянно интерпретируют значения символов. Этот процесс создаёт индивидуальность человека и служит основой взаимодействия.

2. Теория обмена. Дж.Хоманс высказал предположение, что поведение людей есть постоянный обмен ценностями, имеющими социальную значи-мость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. В реальности равных обменов ценностями на происходит, что объясняет наличие социального неравенства. Все без исключения социальные взаимодействия подчиняются принципам социального обмена.

3. Теория взаимодействия в социологии Г.Зиммеля («Социология»). Общество, по Г.Зиммелю, возникает через бесчисленные взаимодействия, которые представляют собой обобществление, т.е. форму объединения индивидов в единство на основании каких-либо интересов.

Формы социального взаимодействия, по Г.Зиммелю, упорядочиваются в соответствии с принципами:

а) принцип контрастирования, позволяющий выделить в сложных феноменах те аспекты, которые становятся объектом социологического внимания, хотя социологический характер их неочевиден. Г.Зиммель считает, что взаимодействие возможно даже там, где действует один индивид. Взаимодействие в этом случае характеризуется двумя явлениями: одиночеством, т.е. исключением из социального взаимодействия и свободой, как самостоятельной ответственностью, присущей индивиду в больших группах. Отдельный индивид, таким образом, рассматривается как самостоятельная сущность, наделённая смыслом и ценностью. Но в то же время, такие понятия как свобода, ответственность, одиночество есть понятия социальные, т.к. зависят от широкого контекста обобществления, а не от взаимодействия нескольких человек;

б) принцип числа, учитывающий количество взаимодействующих субъ-ектов и воздействие количества на род взаимодействия. Количество субъектов взаимодействия является первым формальным признаком обобществления. Взаимодействие двух недолговечно, не приводит к образованию независимого от индивидов целого, и лишь с присоединением третьего участника, выступающего как обобществляющий момент, с целью примирения или опосредования противостояния двоих, можно говорить об обобществлении в полном смысле;

в) принцип пространства, влияющий на характер обобществления, выраженный в той или иной форме социального взаимодействия. Пространство воспринимается как единство, выражающее единство группы и наоборот (государство);

г) принцип дуализма, т.е. наличия противоположных тенденций в обоб-ществлении. Согласно Г.Зиммелю отношения между взаимодействующими индивидами являются не только эмоциональными, но и когнитивными (отношения информированности друг о друге);

д) принцип динамического анализа форм для исследования протекания социальных процессов в рамках этих форм.

Г.Зиммель в своей работе «Философия денег» утверждает, что каждое взаимодействие может быть понято как обмен и выступать в форме обмена. Рассматривая отношения господства и подчинения, Г.Зиммель характеризует их как взаимодействие, т.к. господство как реализация воли предполагает заинтересованность противоположной стороны.

Источник

Что является проявлением социальной сущности человека?

что не изучается социологией личности. Смотреть фото что не изучается социологией личности. Смотреть картинку что не изучается социологией личности. Картинка про что не изучается социологией личности. Фото что не изучается социологией личности что не изучается социологией личности. Смотреть фото что не изучается социологией личности. Смотреть картинку что не изучается социологией личности. Картинка про что не изучается социологией личности. Фото что не изучается социологией личности что не изучается социологией личности. Смотреть фото что не изучается социологией личности. Смотреть картинку что не изучается социологией личности. Картинка про что не изучается социологией личности. Фото что не изучается социологией личности что не изучается социологией личности. Смотреть фото что не изучается социологией личности. Смотреть картинку что не изучается социологией личности. Картинка про что не изучается социологией личности. Фото что не изучается социологией личности

что не изучается социологией личности. Смотреть фото что не изучается социологией личности. Смотреть картинку что не изучается социологией личности. Картинка про что не изучается социологией личности. Фото что не изучается социологией личности

что не изучается социологией личности. Смотреть фото что не изучается социологией личности. Смотреть картинку что не изучается социологией личности. Картинка про что не изучается социологией личности. Фото что не изучается социологией личности

а).зависимость от взрослых особей

б).выражение чувств, эмоций

в).невозможность реализовать себя вне общества

г).способность к восприятию и передаче информации

3. Почему «Маугли» — не более чем сказка:

а) такую задачу ставил перед собой Р. Киплинг;

б) так воспринимают эту книгу дети;

в) в действительности должен был победить Шер-Хан;

г) лишенные социализации дети не способны к жизни в обществе?

4. Что не изучается социологией личности:

а) отношения личности и общества;

б) ее социально-типические свойства;

в) ее биологическая основа;

г) ее отношения с другими индивидами?

. 5. Как рассматривается личность в социологии М. Вебера:

а) как пассивный объект;

б) как активный субъект;

в) как проекция общественных отношений;

г) вообще не рассматривается?

6. Что определяет человеческую природу с точки зрения социологии:

7.Какое из приведенных ниже суждений о личности можно считать корректным с социологической точки зрения:

а) у личности есть тело и душа;

б) личность существует с момента рождения;

в) ценности определяют поведение личности;

г) инстинкты полностью определяют поведение личности?

8. Что такое «отраженное Я»:

а) то, что человек видит в зеркале;

б) представление человека о себе на основе учета мнений других людей;

в) представление других людей о человеке;

г) теоретическое описание индивида как личности?

9.Какие из этих потребностей А. Маслоу считал потребностями самого высокого порядка:

б) в принятии и общении (стремление получить признание и оценку, найти свое место в социальной группе);

в) в понимании и любви (необходимость любить и быть любимым, понимать других людей);

г) в саморазвитии, самосовершенствовании и творческой самореализации?

10.Что такое модальная личность:

а) среднестатистический тип для данного общества;

б) общественно признанный идеал;

в) непременный результат социализации;

г) образец для подражания модников?

11.В каком обществе индивиды составляют его неотъемлемую часть:

12.Перечислите функции, которые выполняет социализация в обществе. Относятся ли к ним следующие:

а) введение индивида в мир культуры данного общества;

б) контроль за распределением материальных ресурсов в обществе;

в) создание условий эффективной совместной деятельности людей;

г) создание норм социальной мобильности и порядка?

13.Что понимается под социализацией:

а) обобществление собственности;

б) становление социалистического государственного устройства;

в) создание новой социальной общности;

г) освоение индивидом социальных ролей?

14.Что из нижеперечисленного не входит в концепцию «зеркального Я» Ч. Кули:

а) представление о восприятии нас другими людьми;

б) представление о реакции других людей на нас;

в) воздействие реакции других на наше поведение;

г) копирование поведения других в своих действиях?

15. Какую стадию развития личности не выделял Дж. Мид:

б) коллективная игра;

16.Что не является психологическим механизмом социализации:

17. Обязательно ли девиантное поведение является преступным:

в) только в тоталитарном обществе;

г) только с точки зрения конфликтологической теории?

18.Какой элемент не выделяется при анализе девиации:

б) социальная норму;

в) отношение субъекта к норме;

г) референтная группа, реагирующая на отклонение от нормы?

19.Какой метод социального контроля девиации не рассматривал Т. Парсонс:

Источник

Ответы к тестам по социологии 14 тестов (Часть 1)

Тема 2. Социальные риски инженерной деятельности

1. Чаще всего в современном мире термин «риск» описывается:
а) как обозначение отсутствия или недостатка определенности;

б) как способ описания социальных отношений;

в) как элемент человеческой деятельности, внутренне присущий ей;

г) все вышеперечисленное.

2. В современной социологии чаще всего говорят о риске как:
а) о главном факторе формирования общества нового типа;

б) о широко распространённом и трудноопределимом явлении;

в) о недостатке определённости;

г) всё перечисленное.

3. Объективное понимание риска подразумевает:

а) наличие неопределенности в возникновении неблагоприятного исхода, которое не зависит от воли и сознания субъекта, подверженного риску;

б) наличие оценки имеющейся неопределенности с точки зрения потенциальной осуществимости отрицательных последствий;

в) что лицо подверженное риску не может повлиять на его проявление;

г) что объект исследования обладает высокой степенью сложности.

4. Субъективное понимание риска подразумевает:
а) только порождение нашей фантазии или отношение к жизни;

б) наличие оценки имеющейся неопределенности с точки зрения потенциальной осуществимости отрицательных последствий;

в) что, объект исследования обладает высокой степенью сложности;

г) субъективность экспертного мнения.

5. Взаимодействие с другими рисками предполагает:
а) рассмотрение группы рисков;

б) наличие статистических закономерностей между рисками;

в) системное рассмотрение группы рисков;

г) все вышеперечисленное.

6. Подверженность риску представляет:
а) степень, или интенсивность, с которой может реализоваться данная опасность;

б) потенциальную угрозу возникновения ущерба или другой формы реализации риска, обусловленную спецификой объекта и особенностями рисковой ситуации;

в) насколько предсказуем был конкретный риск на данном этапе развития науки и техники;

г) характеристику ситуации, чреватой возникновением ущерба или другой формы реализации риска.

7. Классификации рисков осуществляются:
а) исходя из целей и задач определенного исследования;

б) исходя из природы конкретных рисков;

в) исходя из степени зависимости ущерба от исходного события;

г) все вышеперечисленное.

8. Наиболее распространенные классификации рисков строятся исходя:
а) из структуры рисков;

б) из произвола экспертов;

в) из степени развития техники;

г) все перечисленное.

9. В настоящий момент можно выделить следующие характеристики рисков, порождаемых инженерной деятельностью:
а) они часто оказываются недоступными для органов чувств;

б) с их распределением и нарастанием возникают социально опасные ситуации;

в) они несут в себе мощный политический заряд;

г) все вышеперечисленное.

10. Какие факторы приводят к усилению в обществе компоненты риска, порождаемого инженерной деятельностью?
а) факторы, связанные с осознанием негативных необратимых кратковременных и долговременных последствий развития техники;

б) факторы, связанные с распределением и нарастанием рисков, из-за чего возникают социально опасные ситуации;

в) факторы, связанные с ростом сложности техники, объемом накопленных артефактов и возникновением особого самостоятельно существующего техномира;

г) всё перечисленное.

11. В чем суть понимания термина «ответственность» применительно к сфере инженерной деятельности?
а) это синоним подсудности в том смысле, что обвиняемый в ходе процесса должен отвечать на вопросы судьи о каких-либо своих действиях или их последствиях;

б) это необходимость расплачиваться за предвидимые последствия своих действий;

в) это синоним добросовестного исполнения профессионального долга;

г) всё перечисленное.

12. Ответственность становится нормативным требованием к современной инженерной компетентности:
а) в связи с появлением информационно-коммуникационных способов воздействия на сознание;

б) в связи с появлением ядерной энергетики;

в) в связи с появлением других современных глобальных технологий;

г) все вышеперечисленное.

13. В современном мире применительно к инженерной деятельности под ответственностью понимают:
а) синонимом подсудности;

б) необходимость отвечать за предвидимые последствия своих действий;

в) добросовестное исполнение профессионального долга;

г) все вышеперечисленное.

14. Оценка техники представляет собой:
а) особую модель разделения и делегирования ответственности за предупреждения отдалённых и непредвидимых последствий технической деятельности;

б) экономический анализ эффективности внедрения той или иной технической новинки;

в) научную поддержку политических решений применительно к техническому развитию;

г) все вышеперечисленное.

15. К системному кризису инженерии, выражающемуся, в осознании отрицательных последствий инженерной деятельности привело:
а) разрушение и изменение природы (экологический кризис);

б) неконтролируемые изменения второй и третьей природы: деятельности, организаций, социальных инфраструктур (кризис развития);

в) изменение и разрушение человека (антропологический кризис);

г) всё перечисленное.

16. Под оценкой техники можно понимать:
а) механизм реализации индивидуальной или групповой ответственности;

б) делегирование части социальной ответственности;

в) некий социокультурный институт, обеспечивающий социальную коммуникацию, включенность в который представляется элементом социокультурной компетентности;

г) специальные рекомендации относительно предписания ответственности субъектам технической деятельности.

Тема 3. Общество как система

1. Какие из ниже перечисленных компонентов, согласно теории Т. Парсонса, образуют социальную систему:

б) социальное пространство;

г) малые социальные группы;

е) конфликтное взаимодействие;

з) статусные группы и классы
2. Согласно теории Н. Лумана, главными элементами социальных систем выступают:

в) культурные формы;

г) социальные группы.

3. Какие условия, согласно Т. Парсонсу, обеспечивают устойчивость и стабильность социальной системе:

а) детерминированные отношения между частями системы;

б) достаточно жесткая система социального контроля;

в) успешная адаптация к природной среде;

г) воспроизводство и поддержание образца.

4. Укажите соответствие между понятиями и их определениями:

а) латентные функции; д) социальная структура;

б) самореференция; е) система действий;

в) аутопойэсис; ж) социальная система;

г) функция; з) институционализация.

1) вклад отдельного социального феномена в социальную жизнь или социальную систему в целом;

2) совокупность стандартных отношений носителей ролей;

3) система, образуемая состоянием и процессами организованного социального взаимодействия между действующими субъектами;

4) процесс образования устойчивых моделей взаимодействия между социальными деятелями;

5) совокупность устойчивых взаимосвязей между людьми;

6) способность системы отличать себя от окружающей среды (замкнутость на себя), а, следовательно, и от других систем;

7) непредусмотренные и потому неизвестные функции;

8) возможность воспроизводства системных элементов и отношений внутри самой системы.

5. Французский социолог Г. Лебон подчеркивал, что толпе присущи определенные свойства:

а) однородность людей;

б) низкий интеллектуальный уровень (значительно ниже индивидов ее составляющих);

г) повышенная эмоциональность.

Укажите, благодаря каким механизмам реализуются указанные выше свойства толпы.

6. Из приведенного ниже списка выберите признаки, характерные для общества:

а) наличие единого языка общения;

б) заключение браков исключительно между представителями данного объединения;

в) пополняется преимущественно за счет детей тех людей, которые уже являются его признанными представителями;

г) наличие собственной территории;

д) наличие собственного названия и собственной истории;

е) наличие собственной системой управления;

ж) существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

з) сплачивается общей системой ценностей (обычаев, традиций, норм, законов, правил, нравов);

7. Любое общество можно представить в виде совокупности пяти фундаментальных институтов. Укажите эти институты:

а) наука, искусство, религия, мораль, политика;

б) семья, церковь, государство, образование, производство;

в) семья, производство, государство, образование (включая культуру и науку) и религия;

г) экономика, политика, религия, культура, семья.

8. Будучи сложно структурированным образованием, представляющим собой систему, общество состоит их четырех главных сфер (подсистем), назовите эти подсистемы:

а) экономическая, политическая, социальная, культурная;

б) хозяйственная, правовая, идеологическая, бытовая;

в) экономическая, политическая, идеологическая, художественная;

г) хозяйственная, идеологическая, профессиональная, культурная.

9. Аудитория, социальные круги, толпа относятся к:

б) контактной общности;

в) групповой общности;

г) профессиональной общности.

10. Назовите ученого, согласно точке зрения которого, мир можно представить себе «разделенным на три типа социальной организации» – доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный.

11. Согласно Д. Беллу, со временем индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное. Назовите три главных изменения, сопровождающие этот процесс:
а) «революция менеджеров»;
б) увеличение объема получаемой индивидом информации;
в) относительное сокращение пролетариата и рост технического и профессионального слоя;
г) изменение политической системы в направлении бюрократизации и технократизации;
д) дальнейшая демократизация общества.
12. Социальная структура общества – это:

а) совокупность социальных элементов;

б) элемент социальной системы, не расчлененный на другие элементы;

в) совокупность устойчивых связей между элементами социальной системы.

13. Видами социальной структуры общества являются:

а) социальная структура общества как структура отношений между социально-демографическими общностями;

б) социальная структура общества как структура отношений между социальными общностями, группами, слоями;

в) социальная структура общества как структура отношений между этносами;

г) социальная структура общества как структура отношений между государствами;

д) социальная структура общества как структура отношений между территориальными общностями;

е) социальная структура общества как структура отношений между профессиональными группами;

ж) социальная структура общества как структура отношений между социально-классовыми общностями, группами и слоями.

14. Укажите, какой стадии развития социального движения соответствуют следующие процессы:

а) определяются общие цели движения, способы их достижения, а также осуществляется массовая рекрутация его членов, осуществляется мобилизация новых членов движения на коллективные действия, в результате которых образуются социальные связи между ними;

б) возникает структурное напряжение, оцениваемое значительным количеством индивидов, формируются схожие представления о коллективных действиях и их возможностях;

в) складывается организация и распределяются роли внутри движения; появляются лидеры, формируются отношения доминирования и подчинения, складывается организация движения; происходит разделение движения на лидеров, активных сторонников, рядовых членов, просто симпатизирующих и временных попутчиков, возникают модели взаимодействия между ними; постепенно возникают нормы, регулирующие поведение участников движения;

г) либо достижение движением своих целей, либо поражение в результате разочарования в нем участников или подавления властями.

Определите последовательность перечисленных стадий движения.

15. Какое из приведенных ниже утверждений о ценностях неверно:

а) конфликты между ценностями способствуют социальным изменениям;

б) ценности меняются по мере изменений социальных обстоятельств;

в) все ценности группы или общества должны быть согласованы между собой;

г) не существует ценностей, применимых к любой ситуации, всегда есть исключения;

д) в ценностях находят отражение тривиальные, повседневные действия, например, посещение магазинов или детские игры.

Тема 4. Молодежь как социальная группа

1. Социологический подход изучения молодежи предполагает, что:

а) молодежь рассматривается как особая часть людей, родившихся в определенном году и приступивших к трудовой деятельности в определенный период времени;

б) возрастные границы шире, так как основой выступают временные показатели средней продолжительности жизни и отрезок времени от рождения родителей до рождения детей;

в) молодежь исследуется с учетом определенных профессиональных, образовательных, социально-психологических характеристик.

2. Какие социально-психологические группы выделяет отечественный социолог А.Л. Маршак:

а) выпускники неполных и средних школ, вливающиеся в ряды трудящихся;

б) молодежь в возрасте от 16 до 19 лет, работающая в различных сферах хозяйства;

в) молодежь в возрасте от 20 до 24 лет;

г) молодежь в возрасте от 25 до 30 лет – молодая интеллигенция;

д) все перечисленные.

3. Какие категории включает в себя учащаяся молодежь:

б) учащиеся колледжей, лицеев, ПТУ;

в) учащиеся средних профессиональных и высших учебных заведений, обучающихся по очной, очно-заочной и заочной формам обучения);

г) все перечисленные, кроме а);

д) все перечисленные.

4. Выберите правильное высказывание:

а) социальное самоопределение молодежи предполагает выяснение молодым поколением своего места в обществе, адаптацию к новым условиям жизнедеятельности, выбор профессии, места жительства, создание семьи;

б) социальное самоопределение молодежи предполагает связь «сынов» с «отцами», влияние родителей на детей, преемственность поколений.

5. Автором концепции префигуративной, кофигуративной и постфигуративной культур является:

6. Выберите правильное высказывание:

а) социализация подразумевает процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе;

б) социализация подразумевает многообразие взаимопроникающих процессов усвоения, накопления и обогащения опыта предыдущих поколений с целью передачи его потомкам, осуществляемой индивидом и социальной группой в ходе их материальной и духовной деятельности, в сложной системе межличностных и коллективных отношений;

в) оба высказывания правильны.

7. Индивидуализация как тенденция социализации предполагает:

а) способ усвоения личностью ценностей, норм, идей, которые переходят в субъективно-идеальный мир личности;

б) преобразование объективно-идеальных форм культуры в индивидуальный опыт поведения личности;

в) процессы преобразования индивидуального поведенческого опыта личности в объективно идеальные формы культуры и субъективного мира личности – в объективные формы внешнего мира.

8. Процессы социализации исследовали авторы:

е) все перечисленные;

ж) все перечисленные, кроме а).

9. Выберите правильное высказывание:

а) политическая социализация – осознание индивидом своей гражданской позиции и включение в политическую систему общества;

б) политическая социализация – включение индивида в правовое поле общества, т.е. усвоение правовых знаний, норм, законов;

в) оба высказывания правильны.

10. Кто был теоретиком и идеологом молодежных выступлений конца 60-х гг. ХХ века, назвавший этот феномен контркультурой:

д) все перечисленные, кроме в).

11. Какие факторы определяют особенности и взаимосвязь различных поколений:
а) экономические;

г) все перечисленные;

д) все перечисленные, кроме а)

12. Какие стороны охватывает преемственность между поколениями?

а) производственно-технические и экономические отношения;

б) политические, правовые, нравственные, эстетические отношения;

в) межклассовые, межгосударственные, национальные, семейные отношения;

г) отношения в сфере культуры, досуга, художественных вкусов;

д) все перечисленные;

е) все перечисленные, кроме в).

13. Какими признаками определяются социальные особенности молодежи?

д) специфическими интересами, потребностями и ценностными ориентациями;

е) все перечисленные.

14. Выберите правильное высказывание:

а) Молодежь – это такая часть населения, которая связана с современным образом жизни, участвует, по крайней мере, в одном из видов жизнедеятельности и труда;

б) Молодежь является носителем и потребителем всех современных форм культуры;

в) Оба высказывания правильны.

15. Социально-психологическая теория потребностей ведет свое начало от школы представителя немецкой гештальтпсихологии:

16. Какие уровни выделяются в рамках подхода иерархической системы диспропорций:

а) уровень, где формируются элементарные (витальные) потребности и уровень, который фиксирует социальные установки, обладающие более сложной структурой (эмоциональный, рассудочный, поведенческие аспекты);

б) уровень, где отражаются базовые потребности той или иной сферы социальной деятельности (труд, досуг, семейные отношения) и высший уровень, охватывающий систему ценностных ориентаций общесоциальных и идеологических по своей сущности;

в) все перечисленные.

17. Какие из нижеперечисленных потребностей молодежи можно отнести к духовным?

а) потребность в знании (теоретико-познавательная);

б) нравственная потребность, стремление к развитию таких нравственных сторон поведения и характера личности, как чувство социальной справедливости, совести, милосердия, доброты, порядочности, чести, ответственности за общество и за собственные поступки;

в) потребность в духовном общении (коммуникативная);

г) художественно-эстетическая потребность;

д) все перечисленные.

18. Какие сферы проявления имеют познавательные потребности молодежи?

а) система получения знания;

в) средства массовой информации и искусства;

д) все перечисленные;

е) все перечисленные, кроме г).

19. На чем базируется методологическая модель социологического изучения молодежных субкультур?

а) система культурных потребностей;

б) интересы и ценности молодежной культуры;

г) все перечисленное, кроме в);

д) все перечисленное.

20. Выберите правильное высказывание:

а) в широком смысле слова занятость молодежи – это участие молодежи в общественно полезной деятельности, связанной с удовлетворением её личных и общественных потребностей и приносящей ей, как правило, заработок (доход);

б) в широком смысле слова занятость молодежи – совокупность общественных (экономических) отношений по поводу участия молодежи в хозяйственной деятельности, обеспечение молодежи рабочими местами;

в) оба высказывания правильны.

Тема 5 Личность как объект социологического анализа

1. В социологии под термином «личность» понимается:

а) всякий человек с момента своего рождения;

б) каждый человек, живущий в обществе и соблюдающий его нормы;

в) выдающийся деятель

2. Назовите основные элементы, образующие структуру личности:

а) биологические, экономические, экологические;

б) социальные, психические, биологические;

в) психические, социопсихологические, политические.

3. К первичным характеристикам личности относятся (можно отметить несколько):

в) структура общественного поведения,

г) ценностные ориентации,

д) мотивация поведения

4. К вторичным характеристикам личности относятся (можно отметить несколько):

в) структура общественного поведения,

г) ценностные ориентации,

д) мотивация поведения

5. Условиями развития личности являются:

а) биологически заданные предпосылки, наличие социальной среды и культуры, индивидуальный опыт;

б) природная среда, культура, образование;

в) генетические предпосылки, социальная среда, воспитание

6. Укажите соответствие между понятиями и определениями типа личности:

а) не привязан к конкретным условиям и рассматривается как эталон будущего;

б) усредненный тип личности, который реально преобладает в данном обществе;

в) тип личности, наилучшим образом отвечающий потребностям развития общества.

7. Несоциальным признаком личности является:

8. Социализация – это:

а) привлечение человека к участию в общественных делах;

б) процесс воспитания ребенка;

в) процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей общества.

9. Чем обусловлена необходимость социализации:

а) биологической конституцией человека;

б) социальными причинами;

в) и биологическими, и социальными причинами;

г) ни тем, ни другим.

10. Социальная адаптация как фаза социализации включает в себя:

а) приспособление индивида к социальным условиям и нормам общества,

б) приспособление индивида к ролевым функциям,

в) приспособление индивида к социальным группам, институтам и организацям,

г) все, выше перечисленное.

11. Интериоризация – это:

а) внешнее проявление норм поведения в обществе,

б) усвоение социальных норм и ценностей определенной общности и группы

в) включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека.

12. Процесс социализации личности исключает:

а) изоляцию личности;

б) воспитание личности;

в) обучение личности;

г) культурное развитие человека.

13. Кто из названных лиц является агентом социализации:

в) диктор телевидения.

14. Как называются дети, выросшие в изоляции от людей и воспитанные животными:

15. Ресоциализация означает:

а) приобщение человека к социальным ценностям и нормам;

б) процесс социализации с точки зрения самой личности, а не общественных ценностей;

в) процесс социальной деградации личности;

г) процесс усвоения личностью новых, более адекватных изменившимся условиям жизни, знаний, ценностей, ролей и навыков.

16. Автором теории «зеркального Я» является:

17. Автором теории «обобщенного другого» является:

Тема 6. Профессиональное становление

и личностное самовыражение молодого специалиста

1. Какие группы инженеров принято выделять исходя из функций инженерного труда?
а) теоретиков и практиков

б) разработчиков и эксплуатационщиков

в) конструкторов и технологов

г) механиков и программистов

2. Каким видом труда тесно переплеталась инженерная деятельность на протяжении всего времени своего существования?
а) с неквалифицированным ручным трудом

б) с управленческим трудом

в) с творческим трудом

3. Кто из философов еще в начале ХХ в. предупреждал о скрытых угрозах, заключенных в инженерном труде и его результатах?

б)О.Шпенглер
в) К. Юнг

4. Сколько основных вариантов идеологии технократизма существует в настоящее время?

5. В чем сущность технократизма, какие человеческие стремления лежат в его основе?

а) стремление господствовать над другими людьми

б) стремление освободиться от власти природы и истории над человеком

в) стремление экономить силы и энергию

г) стремление получать острые ощущения

6. Назовите ученого, выделившего восемь типов в зависимости от преобладания у них того или иного инстинкта:

7. Какой инстинкт, согласно типологии людей на основе преобладания инстинктов, наиболее выражен у представителей эгофильного типа?

а) инстинкт доминирования

б) инстинкт альтруизма

в) инстинкт самосохранение

г) инстинкт продолжения рода

8. Каким видом деятельности предпочитали заниматься дипломированные инженеры в СССР в 70-е, 80-е гг.?

9. В какой организации осуществлялся первичный отбор студентов технических вузов, годных для дальнейшей управленческой карьеры в СССР в 70-809-е г.г.?

а) научное студенческое общество

г) школа делового администрирования

10. Каков был удельный вес людей с инженерным образованием среди слушателей Академии народного хозяйства в середине 80-х г.г. в СССР?
а) менее 20%

11. Как назывался в СССР правящий привилегированный класс, в который обычно стремились попасть выпускники технических вузов?

12. Что было в СССР одним из важнейших условий для назначения специалиста с инженерным образованием на должность директора крупного предприятия?

а) принципиальность и благородство

в) значительная собственность, стартовый капитал

г) воинское звание не ниже полковника

13. Какое место работы считалось в СССР в 70-е, 80-е г.г. более престижным – в НИИ и КБ или на заводе?

в) престижность была примерно одинаковой

14. С чем был связан в CCСР массовый переход лиц с дипломами о среднем техническом образованием на инженерные должности?

а) с нехваткой рабочих рук

б) с низкой оплатой и отсутствием возможностей карьерного роста

в) с социокультурной динамикой

г) с научно-техническим прогрессом

Тема 7. Культура как социальное явление

1. Понятие «культура» в переводе с латинского означает:

б) обработка, возделывание;

в) украшение, развлечение;

г) всё, перечисленное выше

2. Генетические определения культуры представляют культуру с позиции

а) социального наследования

б) ее структурной организации

в) ее происхождения

г) полного охвата культуры

3. Непрерывный процесс развития культуры от простого к сложному называется

а) культурной революцией

б) культурной реформой

в) культурной эволюцией

г) культурным взаимодействием

4. Сопоставьте функцию культуры и ее описание:

1) Информационная а. Средство социального контроля за

2) Гуманистическая б. Средство познания и самопознания

человека, социальной группы, общества.

3) Гносеологическая в. Трансляция социального опыта.

который обеспечивает связь времен.

4) Коммуникационная г. Задает систему «жизненных

5) Аксиологическая д. Развитие творческого потенциала человека во всех формах жизнедеятельности

6) Регулирующая е. Функция социального общения

5. Разделяемые личностью социальные ценности, на достижение которых направляется активность человека

а) обычай
б) ценностные ориентации
в) социальные нормы
г) культура
6. Культурное многообразие показывает

а) идентичность культур

б) закрытость культур

в) разнообразие человеческих культур

г) наличие человеческих культур

7. К культурным универсалиям относится

а) общественное сознание

в) стереотипное сознание

8. Аккультурация – это

а) культурное развитие,

б) усвоение индивидуумом ценностей другой культуры,

в) воспитание ребенка и привитие ему культурных навыков

9. Для массовой культуры как социального явления характерно

а) оперативная реакция на любое новое событие;

б) преобладание компенсаторных, психотерапевтических функций;

в) тиражирование культурно-развлекательных популярных образцов;

г) общность эмоционального восприятия явлений культуры;

д) коллективный выход в кинотеатр.

10.Термин «поп-культура» является синонимом
а) национальной культуры;
б) массовой культуры;
в) элитарной культуры;
г) народной культуры.

11. Интегративные свойства культуры проявляются:

а) в тенденции образовывать согласованное целое

б) в стремлении захватывать все новые культурные образцы и ареалы

в) в консолидации опыта людей, решающих общие задачи.

12. Функции культуры следующие (отметьте лишнее):

а) социализации и инкультурации,

б) ценностно-нормативная (аксиологическая),

в) познавательная (гносеологическая),

13. Стратегии поведения людей, испытывающих культурный шок:

в) навязывание собственных культурных образцов

д) се перечисленные

14. Этноцентризм – это

а) то же, что и ксеноцентризм

б) отказ понимать нормы и ценности незнакомой культуры

в) рассмотрение норм и ценностей собственной культуры как основы для оценки и суждений о других культурах

15. Культурный релятивизм – это

а) то же, что и этноцентризм

б) отказ понимать нормы и ценности незнакомой культуры

в) рассмотрение какой-либо культуры с опорой на ее собственные ценности

16. Что может считаться фактором, принципиально отличающим человека от мира животных?
а) знаково-символическая деятельность

в) материальная деятельность

17. Выберите правильное:
а) культура наследуется генетически

б) культура – внебиологическое свойство человека.

18. Отметьте критерии, по которым выделяют субкультуры:

д) принадлежность к одному и тому же этносу

е) поддержание одного и того же стиля в одежде

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *