что не изучает ту или иную часть человеческого тела

Науки, изучающие организм человека

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

НАУКИ, ИЗУЧАЮЩИЕ ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА

Человека изучают следующие науки: анатомия, физиология, психология, гигиена.

Анатомия человека – это наука, изучающая форму и строение организма человека и составляющих его органов.

Различают систематическую, топографическую, пластическую, возраст-ную, сравнительную и функциональную анатомию. Систематическая анатомия изучает строение тела человека по системам (нервная, пищева-рительная и т.д.). Топографическая анатомия изучает строение тела человека по областям с учётом положения органов. Пластическая анатомия рассмат-ривает внешние формы и пропорции тела, а также топографию органов в связи с необходимостью объяснения особенностей телосложения; рассматри-вает пространственные взаимоотношения структур в отдельных областях тела, поэтому её называют ещё хирургической анатомией. Возрастная анатомия исследует изменения в строении тела и его частей в процессе индивидуального развития организма в зависимости от возраста. Сравнительная анатомия изучает структурные преобразования сходных органов у человека и животных. Функциональная анатомия изучает структуры отдельных частей организма с учётом выполняемых ими функций.

Методы анатомии человека можно разделить на 2 группы:

2) Методы изучения строения организма человека на живых людях – рентген, УЗИ, эндоскопия внутренних органов, антропометрический метод, визуаль-ный осмотр.

Физиология человека – это наука, изучающая функции организма чело-века и составляющих его органов.

Различают общую, специальную (частную) и прикладную физиологию. Общая физиология включает сведения, которые касаются природы основных жизненных процессов (например, метаболизм). Специальная (частная) физиология исследует особенности отдельных тканей и органов, закономерности объединения их в системы. Прикладная физиология изучает закономерности проявлений деятельности человека в связи со специальными задачами и условиями (физиология труда, питания, спорта…).

Методы физиологии человека: наблюдения за здоровыми и больными людьми, эксперименты на животных, анализы, экстирпация (удаление) органа или его части, фистульный метод, катетеризация, денервация, инстру-ментальные методы (ЭКГ, ЭЭГ и др.), метод перфузии, функциональные пробы.

Психология – это наука об общих закономерностях психических процес-сов, индивидуально-личностных свойствах и поведении человека.

Различают фундаментальную, прикладную и практическую психологию. Фундаментальная психология выявляет факты, механизмы и законы психи-ческой деятельности. Прикладная психология изучает психические явления в естественных условиях. Практическая психология занимается применением психологических знаний на практике. Существуют следующие её отрасли: педагогическая, возрастная, социальная, медицинская психология и др.

Методы психологии: наблюдения, самонаблюдение, анкетирование, измерения, тестирование, эксперимент, моделирование, метод исследования продуктов деятельности, биографический метод.

Гигиена – это наука, изучающая влияние природных условий, труда и быта на организм человека с целью охраны здоровья населения.

Различают школьную, производственную, коммунальную, радиационную, военную гигиену, а также гигиену питания – применительно к изучаемым объектам: школам, промышленным предприятиям, жилищам, источникам ионизирующего излучения, военной технике, предприятиям общественного питания.

Методы гигиены: физиологические наблюдения, клинические наблюде-ния, измерения, эксперимент, лабораторные пробы, моделирование, статис-тика. На основе гигиенических методов разрабатываются санитарные нормы, необходимые для здорового образа жизни людей, безопасные условия для их деятельности.

Становление наук о человеке

Гиппократ (ок. 460 – ок. 377 до н.э.) – древнегреческий врач, «отец медицины». Описал строение позвонков, рёбер, соединения костей черепа (швы), внутренние органы, глаз, мышцы, крупные сосуды. Изучал влияние на здоровье людей природных факторов.

Аристотель (384 – 322 до н.э.) – древнегреческий философ и учёный. Считал главным органом в организме сердце, назвал самый крупный крове-носный сосуд аортой. Ввёл термин «организм».

Клавдий Гален (130 – 200) – римский врач. Вскрывал трупы обезьян. Описал 7 из 12 пар черепных нервов, кровеносные сосуды печени и почек, считал головной мозг центром чувствительности тела. Считал, что человек устроен так же, как и обезьяна.

Авиценна (980 – 1037) – персидский врач и философ. Написал «Канон врачебной науки», в котором систематизировал и дополнил сведения по анатомии и физиологии, заимствованные из книг Аристотеля и Галена. Ему принадлежит первое описание мышц глаза.

Леонардо да Винчи (1452 – 1519) – итальянский учёный и художник эпохи Возрождения. Сделал множество рисунков костей, мышц, внутренних органов, снабдив их письменными пояснениями. Положил начало пластичес-кой хирургии.

Андреас Везалий (1514 – 1564) – бельгийский учёный, профессор Падунс-кого университета. Написал труд в 7 книгах «О строении человеческого тела» (1543), в котором систематизировал скелет, связки, мышцы, сосуды, нервы, внутренние органы, мозг и органы чувств. Установил, что правый и левый желудочки сердца не сообщаются между собой.

Уильям Гарвей (1587 – 1657) – английский учёный. Открыл круги крово-обращения. Отметил наличие мелких сосудов – капилляров. Является основа-телем физиологии. Впервые применил экспериментальный метод.

Рене Декарт (1596 – 1650) – французский философ. Открыл рефлекс. Объяснил рефлекторным механизмом не только сокращения скелетной мус-кулатуры, но и многие вегетативные акты.

И.В. Буяльский (1789 – 1866) – автор анатомического атласа «Таблицы хирургической анатомии». Предложил метод бальзамирования трупов.

Н.И. Пирогов (1810 – 1881) – основатель топографической анатомии. Разработал метод исследования тела человека на распилах замороженных трупов. Особенно тщательно изучал и описал фасции, их соотношение с кровеносными сосудами. Замечательный хирург. Первый применил гипсо-вую повязку и эфирный наркоз во время войны на Кавказе и в Крымской кампании.

И.М. Сеченов (1829 – 1905) – «отец русской физиологии». Развил научные представления о физиологии нервной системы, дыхания, утомления. Исследовал сознание, открыл процессы торможения в центральной нервной системе. В работе «Рефлексы головного мозга» (1866) изложил свои взгляды на природу произвольных движений и психических явлений.

Я.Ф. Лесгафт (1837 – 1909) – основал функциональную анатомию. Один из первых применил метод рентгенографии, экспериментальный метод на животных и методы математического анализа. Его положения о возможности изменения структуры организма путём воздействия физических упражнений на его функции вошли в основу теории и практики физвоспитания.

И.И. Мечников (1845 – 1916) – открыл явление фагоцитоза, разработал на основе его изучения сравнительную патологию воспаления, а в дальнейшем – фагоцитарную теорию иммунитета, за которую в 1908 г. получил совместно с П. Эрлихом Нобелевскую премию.

И.П. Павлов (1849 – 1936) – создал учение о высшей нервной деятель-ности человека и животных. Изучал физиологию пищеварения. Разработал и применил на практике ряд специальных хирургических методик, благодаря чему создал новую физиологию пищеварения. За эту работу в 1904 г. полу-чил Нобелевскую премию.

А.А. Ухтомский (1875 – 1942) – крупнейший физиолог. Исследовал процессы возбуждения и торможения в головном и спинном мозге. Открыл закон доминанты в деятельности нервной системы. Организовал лаборато-рию физиологии труда, где изучал утомление и рабочие движения.

Источник

12 книг, которые доступно объясняют, как функционирует наше тело

что не изучает ту или иную часть человеческого тела. Смотреть фото что не изучает ту или иную часть человеческого тела. Смотреть картинку что не изучает ту или иную часть человеческого тела. Картинка про что не изучает ту или иную часть человеческого тела. Фото что не изучает ту или иную часть человеческого тела

Мы находимся в своём теле всю жизнь, но при этом не знаем, как работают наши органы, для чего в организме протекают определённые процессы, какие скрытые опасности есть у наших вполне безобидных, на первый взгляд, привычек. Школьная программа не вмещает в себя столько полезной информации, а это значит, что большинство людей слабо представляет, как функционирует их тело. И пусть знать всё на свете и нереально — в наших интересах получить как можно больше ответов на свои вопросы и начать более осознанно относиться к себе и своему организму. Мы подготовили подборку отличных книг, которые просто и понятно объясняют, как работает твоё тело.

1. Гевин Френсис. Путешествие хирурга по телу человека

Книгу Гевина Френсиса можно посоветовать всем. Она будет одинаково понятна и интересна и тем, кто совсем не разбирается в анатомии, и тем, кто не пропустил ни одного урока биологии в школе. Автор пишет о человеческих органах и частях тела, затрагивая истории из личного опыта работы хирургом: про своих пациентов, происшествия, случившиеся с ними, их переживания и ошибки, которые привели к возникновению той или иной болезни. Доктор обращается к истории медицины, делится с читателями интересными фактами и сопровождает свой рассказ многочисленными иллюстрациями.

Эта книга может стать для тебя своеобразным путеводителем по собственному телу. Она доступным языком объяснит даже самые сложные понятия.

2. Йаэль Адлер. Что скрывает кожа. 2 квадратных метра, которые диктуют, как нам жить

Потрясающая книга, которая объясняет информацию доступно и с юмором. Как раз то, что нужно, для такой серьёзной темы. Йаэль Адлер детально рассматривает самый крупный человеческий орган, занимающий площадь почти 2 кв. метра. Мы редко задумываемся о том, сколько функций ежесекундно выполняет наша кожа: она защищает нас от внешних раздражителей, вступает в контакт с окружающей средой, определяет температуру, щупает предметы, помогает выводить жидкость из нашего тела, служит для определения нашего физического и психического состояния. Пора разузнать об устройстве и работе кожи чуть больше, чтобы лучше понимать себя и свой организм.

3. Скотт Карни. Всё в твоей голове. Экстремальные испытания возможностей человеческого тела и разума

Что заставляет нас испытывать себя на прочность, закаляет нас, повышает выносливость, продлевает нашу жизнь и стирает пределы возможностей нашего разума? Ответы на эти вопросы даёт журналист и антрополог Скотт Карни в своей книге. Он решил узнать, как люди выживают в условиях экстремального холода или жары, обходятся несколько суток без пищи или избавляются от болезней, которые считаются неизлечимыми. Книга Карни — это целое журналистское исследование внутреннего потенциала, который был заложен в человеке в процессе эволюции.

4. Стивен Гандри. Парадокс растений. Скрытые опасности «здоровой» пищи: как продукты питания убивают нас, лишая здоровья, молодости и красоты

Книга, написанная одним из лучших кардиохирургов и трансплантологов детских сердец, стала бестселлером New York Times и в кратчайшие сроки заняла первое место в рейтинге Amazon. Доктор Гандри утверждает, что многие продукты, считающиеся полезными, могут причинить вред организму. Он описывает, что происходит в нашем теле, когда мы едим, и почему мы сталкиваемся с возникновением болезней, ослаблением иммунитета, набором или потерей веса и воспалительными реакциями.

5. Джеймс Хэмблин. Если бы наши тела могли говорить. Руководство по эксплуатации и обслуживанию человеческого тела

У каждого человека есть перечень вопросов о своём организме, которые периодически заставляют его испытывать тревогу за своё здоровье. Это вопросы о вреде татуировок; о том, как на нас влияют гормоны; о старении и смерти, о болезнях, химических процессах и т. д. Правдивые ответы на них есть в книге доктора медицинских наук Джеймса Хэмблина. Она поможет читателю разобраться в медицине, избавиться от беспокойства и понять свой организм.

6. Регина Хаух, Михаэль Хаух. Иммунитет. Всё о нашем супероргане, работа которого не видна

В книге Регины и Михаэля Хаук содержится вся известная учёным информация об иммунной системе человека — от строения до ошибок иммунитета, причин их возникновения и возможностей укрепить его. Авторы отвечают на многие популярные вопросы, например почему организм защищается лучше по утрам, как грязь и пыль влияют на иммунитет, действительно ли важно ставить прививки детям и т. д. Вся информация изложена максимально доступно, что позволяет начать использовать полученные знания сразу после прочтения.

7. Джон Фарндон. Большое путешествие по телу человека

Наверное, одна из самых ярких и доступных книг про устройство организма человека. Джон Фарндон объясняет всё, что может вызвать у нас вопросы: как работают нервы, что такое клетки и ткани, для чего нужно пить и есть, зачем человек заболевает, как организм лечится, как мозг думает, откуда в нас схожесть с родителями. Ответы на все эти и другие вопросы удобно распределены по отдельным блокам и снабжены большим количеством иллюстраций.

8. Джон Фарндон. Твой фантастический мозг

Ещё одна отличная книга Фарндона, которая объяснит, как устроен мозг, как он управляет нашими мыслями и действиями, какова связь разума с нервной системой, за что отвечают различные участки мозга. Мозг — это компьютер, причём самый сложный и удивительный из всех, которые только можно себе представить. И разбираться в том, как он функционирует, очень интересно.

9. Кен Окона-Менса. Взламывая анатомию

Наш организм функционирует без выходных, взаимодействуя с окружающим миром, заставляя все органы и части тела работать слаженно. Нам не мешало бы узнать больше об устройстве и работе нашего организма, чтобы иметь представление о том, что может помочь нам, а что, напротив, принесёт вред. Кен Окона-Менса доступным языком пишет обо всём, что происходит внутри нас: он объясняет сложную медицинскую терминологию, отвечает на интересующие многих вопросы, иллюстрирует свои слова наглядными примерами. Ещё одна обязательная к прочтению книга о том, что должен знать каждый.

10. Сергей Вялов. О чём молчит печень. Как уловить сигналы самого крупного внутреннего органа, который предпочитает оставаться в тени

Потрясающая книга доктора Вялова об органе, о котором мы знаем не так уж много. Автор делится десятками фактов о том, как работает печень, что может стать причиной возникновения её болезней, как проблемы с печенью могут отражаться на работе целого организма. Каждая тема сопровождается таблицами и схемами, которые доходчиво объясняют сложную медицинскую информацию.

11. Хайдер Варрайч. Сердце, которое мы не знаем. История важнейших открытий и будущее лечения сердечно-сосудистых заболеваний

Огромное количество людей ежегодно умирает именно из-за проблем с сердцем и сосудами. Сердце — важнейший орган человеческого тела и одновременно один из самых уязвимых. Книга американского кардиолога Хайдера Варрайча детально описывает строение и функции сердца и коронарных сосудов, рассказывает о самых распространённых болезнях, об их диагностике и безопасном лечении. Всё, что нужно знать о сердце, есть в этой потрясающей книге.

12. Билл Брайсон. Тело. Руководство пользователя

Билл Брайсон написал, пожалуй, один из самых удивительных путеводителей по устройству и функционированию человеческого организма. Написанная простым языком, с множественными отсылками к истории медицины, анатомическими анекдотами и фактами, которые поразят даже того, кто уже давно интересуется строением тела, эта книга может стать настольной для всех, кто следит за своим здоровьем.

Источник

Науки, изучающие организм человека

Система биологических наук

Современная биология — сложная система знаний, включающая в себя большое количество отдельных биологических наук, отличающихся задачами, методами и способами исследований. Анатомия и физиология человека — основа медицины. Анатомия человека изучает форму и строение человеческого тела с точки зрения его развития и взаимодействия формы и функции. Физиология — жизнедеятельность организма человека, значение различных его функций, их взаимную связь и зависимость от внешних и внутренних условий. Физиология тесно связана с гигиеной — наукой об основных путях сохранения и укрепления здоровья человека, о нормальных условиях труда и отдыха, о предупреждении заболеваний. Каждый человек по-своему отражает внешний мир который его окружает. У каждого складывается свой внутренний мир, взаимоотношения с другими людьми, определяя и оценивая свои поступки. Всё это образует душевную деятельность каждого индивида, его психику. Она включает: восприятие, мышление, память, представление, волю, чувства, переживания человека, образуя тем самым, характер, способности, интересы каждого. Психология — наука, изучающая душевную жизнь людей. Она использует методы характерные для любой науки: наблюдения, эксперимент, измерения.

Развитие этих наук помогает медицине разрабатывать эффективные методы лечения нарушений деятельности жизненно важных органов человеческого организма и вести эффективную борьбы с различными заболеваниями.

НаукаЧто изучает
БотаникаНаука о растениях (изучает растительные организмы, их происхождение, строение, развитие, жизнедеятельность, свойства, разнообразие, историю развития, классификацию, а также структуру, развитие и формирование на земной поверхности растительных сообществ)
ЗоологияНаука о животных (изучает происхождение, строение и развитие животных, их образ жизни, распространение по земному шару)
Биохимия, биофизикаНауки, отделившиеся от физиологии в середине ХХ столетия
МикробиологияНаука о микроорганизмах
ГидропалеонтологияНаука об организмах, населяющих водную среду
ПалеонтологияНаука об ископаемых организмах
ВирусологияНаука о вирусах
ЭкологияНаука, изучающая образ жизни животных и растений в их взаимосвязи с условиями внешней среды
Физиология растенийИзучает функции (жизнедеятельность) растений
Физиология животныхИзучает функции (жизнедеятельность) животных
ГенетикаНаука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов
Эмбриология (биология развития)Закономерности индивидуального развития организмов
Дарвинизм (эволюционное учение)Закономерности исторического развития организмов
БиохимияИзучает химический состав и химические процессы, лежащие в основе жизнедеятельности организмов
БиофизикаИсследует физические показатели и физические закономерности в живых системах
БиометрияНа основе измерения линейных или численных параметров биологических объектов производит математическую обработку данных с целью установления практически значимых зависимостей и закономерностей
Теоретическая и математическая биологияПозволяющая, применять логические построения и математические методы, устанавливать общие биологические закономерности.
Молекулярная биологияИсследует жизненные явления на молекулярном уровне и учитывает значение тримерной структуры молекул
Цитология, гистологияИзучает клетки и ткани живых организмов
Популяционно-водовая биологияНаука, занимающаяся изучением популяций и слагаемых частей какого-либо вида организмов
БиоценологияИзучает высшие структурные уровни организации жизни на Земле до биосферы в целом
Общая биологияИзучает общие закономерности, раскрывающие суть жизни, её формы и развитие.
и многие другие.

Становление наук о человеке

Желание и умение помочь больному сородичу — вот одна из черт, которая отличает нас от животных. Иначе говоря, медицина, а точнее, первые опыты врачевания появились даже раньше возникновения человеческого разума. Ископаемые находки свидетельствуют о том, что уже неандертальцы проявляли заботу о раненых и искалеченных. Передаваемый из поколения в поколение опыт в результате лечебной деятельности способствовал накоплению знаний. Охота на животных доставляла не только пропитание, но и некоторую анатомическую информацию. Опытные охотники делились сведениями о наиболее уязвимых местах добычи. Форма органов была ясна, а об их функциях скорее всего тогда и не задумывались. Лица, бравшие на себя роль исцелителей, вынуждены были часто упражняться в кровопусканиях, накладывании повязок и швов на раны, они же извлекали инородные предметы и производили ритуальные вмешательства. Всё это, вместе с заклинаниями, преклонением перед идолами и верой в амулеты и сны, составляло комплекс средств излечения.

Первобытно-общинный строй является уникальным: через него прошли все народы нашей планеты без исключения. В его недрах складывались решающие предпосылки для всего последующего развития человечества: орудийная (трудовая) деятельность, мышление и сознание, речь и языки, хозяйственная деятельность, социальные отношения, культура, искусство, а вместе с ними врачевания и гигиенические навыки.

Первобытное врачевание. До возникновения науки палеонтологии, которая сформировалась (как наука) около ста лет тому назад, бытовало представление, что первобытный человек был абсолютно здоров, а болезни возникали как результат цивилизации. Подобной точки зрения придерживался Жан-Жак Руссо, который искренне верил в существование «золотого века» на заре человечества. Данные палеонтологии способствовали её опровержении. Изучение останков первобытного человека показало, что его кости несут следы травматических повреждений и тяжёлых болезней (артриты, опухоли, туберкулёз, искривление позвоночника, кариес и др.). Следы заболеваний на костях первобытного человека встречаются гораздо реже, чем травматические дефекты, которые чаще всего связаны с повреждением мозгового черепа. Одни из них свидетельствуют о травмах, полученных во время охоты, другие — о пережитых или непережитых трепанациях черепов, которые стали производить примерно в XII тысячелетии до н.э. палеонтология позволила определить среднюю продолжительность жизни первобытного человека (она не превышала 30 лет). Первобытный человек погибал в расцвете сил, не успевая состариться, погибал в борьбе с природой, которая была сильнее его.

Древнейшие люди уже проявляли коллективную заботу о больных сородичах, так как без поддержки тяжелобольной, должен быть погибнуть на ранних стадиях заболевания; однако он жил долгие годы, будучи калекой. Древние люди уже стали производить первые захоронения умерших. Анализ многочисленных проб из захоронений свидетельствует о том, что сородичи собирали лекарственные травы и обкладывали ими умерших.

В период расцвета первобытного общества врачевание было коллективным занятием. Женщины занимались им потому, что этого требовала забота о детях и других членах общины; мужчины оказывали помощь сородичам во время охоты. Врачевание в период разложения первобытного общества происходило закрепление и развитие традиционных навыков и приёмов, расширялся круг лекарственных средств, изготавливались инструменты.

Формирование лечебной магии происходило на фоне уже сложившихся эмпирических знаний и практических навыков первобытного врачевания.

Как устроен человеческий организм? Почему он устроен так, а не иначе? Все эти и другие вопросы стали интересовать человека с того момента, когда он стал задумываться не только о своём физическом существовании. На первый вопрос даёт ответ анатомия, на второй — физиология. История анатомии и физиологии созвучна истории передовой человеческой мысли. Мистика и домыслы, не выдержав испытания временем и исследованием — вначале при помощи скальпеля, а потом и микроскопа, — отсеивались, а истина оставалась, корректировалась, получая должные результаты. В связи с этим представляется, что интерес к анатомии и физиологии как к наукам у просвещённой части человечества был естественный, продиктованный потребностью разобраться в человеческих страданиях и по возможности, облегчить их. Поэтому именно в античном искусстве врачевания, в котором суммировался опыт предшествующих тысячелетий, следует искать истоки таких наук, как анатомия и физиология человека.

У истоков медицины

В современном мире оценка первобытного врачевания неоднозначна. С одной стороны, его рациональные традиции и огромный эмпирический опыт явились одним из истоков традиционной медицины последующих эпох и, в конце концов, современной научной медицины. С другой стороны — иррациональные традиции первобытного врачевания возникли как закономерный результат превратного миросозерцания в тяжёлых условиях борьбы первобытного человека с могучей и непонятной природой; их критическая оценка не должна служить поводом для отрицания многовекового рационального опыта первобытного врачевания в целом. Врачевание в эту эпоху не было примитивным. Конец первобытной эры совпадает с началом истории классовых обществ и государств, когда более 5 тысяч лет тому назад стали зарождаться первые цивилизации. Однако остатки первобытно-общинного строя сохранялись во все периоды истории человечества. Они продолжают оставаться и сегодня в племенах.

Искусство врачевания и медицина в странах античного Средиземноморья имели эмпирическо-описательный и прикладной характер. Вобрав в себя достижения всех народов Средиземноморья, медицина сформировалась в результате трансформации и взаимного проникновения древнегреческой и восточных культур. Связанная с мифологическими представлениями о строении мира и месте человека в этом мире, зарождающаяся как наука медицина ограничивалась лишь внешним наблюдением и описанием строения тела человека. Всё, что выходило за пределы информации о форме, окраске, цвете глаз и волос, всё, что не поддавалось исследованию глазами и руками, оставалось вне медицинского вмешательства. Однако, факты, в то время не нашедшие объяснения, постепенно накапливались и первично систематизировались. Происходило очищение истинной науки от магии и колдовства, что делало медицину более убедительной. Благодаря исследованиям, связанным со вскрытием трупов животных и человека, возникли такие науки, как анатомия и физиология, изучающие строение и функционирование организма человека. Многие анатомические термины и хирургические приёмы существуют в медицине и по сей день. Несомненно, изучение опыта и образа мыслей великих учёных античного времени позволит лучше понять законы и тенденции развития современных естественных наук.

Средневековье, ещё недавно считавшееся варварским, внесло существенный вклад в культурную историю человечества. Народы Западной Европы прошли сложный путь от родоплеменных отношений до развитого феодализма естественные науки того времени пережили периоды почти полного забвения и жестких церковных догм, чтобы, обратившись к богатому наследию прошлого, возродиться заново, но на новом, более высоком уровне, используя опыт и эксперимент для новых открытий.

В наши дни, когда человечество возвращается к пониманию важности приоритета общечеловеческих ценностей, изучение исторического и культурного наследия Средневековья позволяет увидеть, как в эпоху Возрождения начали расширяться культурные горизонты мира, как учёные с риском для жизни низвергали схоластические (знания оторванные от жизни) авторитеты и ломали рамки национальной ограниченности; исследуя природу, они служили, прежде всего, истине и гуманизму.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *