что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

ЧИТАТЬ КНИГУ ОНЛАЙН: Методологические основы психологии

НАСТРОЙКИ.

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

СОДЕРЖАНИЕ.

СОДЕРЖАНИЕ

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Виктор Вениаминович Константинов

Методологические основы психологии

Общие представления о методологических основах и теоретико-методологических проблемах психологии студенты всех форм обучения и аспиранты психологических факультетов получают при изучении раздела «Введение в психологию» в курсе «Общая психология» и дисциплины «Методологические основы психологии».

Однако при подготовке к экзаменам, а тем более к государственным экзаменам, в любом университете требуется показать разносторонность усвоенных знаний, их глубину, умение обосновать свою точку зрения. Это тем более важно, что все обо всем знать невозможно! И вот здесь на помощь приходит методология приобретения и реализации знаний. Некоторые практические рекомендации по овладению такими методами изложены в данном учебном пособии.

Исходя из этого структура учебного пособия включает: некоторые общие положения проблемы; анализ существующих точек зрения и методологических подходов различных исследователей к рассмотрению данной проблемы; возможные пути поиска оптимальных общих методологических основ ее решения и обоснования собственных взглядов.

Глава 1 Основные этапы эволюции психологического знания и изменения взглядов на предмет психологии

Темы

1.1. Подходы к периодизации исторического развития. Мифологическое осмысление мира

1.2. Рациональное осмысление мира

1.3. Научный этап в сфере познания психического

1.4. Современные взгляды на предмет психологии. Основные зарубежные школы и направления

1.5. Отечественная психологическая мысль

1.1. Подходы к периодизации исторического развития. Мифологическое осмысление мира

Мы начинаем издалека вполне обоснованно, ибо каждая наука имеет свою историю. Именно знание истории науки, становления ее теоретических основ, проблематики и методологических подходов, принципов определяет общую культуру каждого будущего специалиста. Однако следует отметить, что разговор пойдет не собственно об истории психологических идей и учений (эти проблемы рассматриваются в отдельной дисциплине «История психологии»), а о выделении основных этапов развития психологической мысли, с тем чтобы сложилось ясное представление, как эволюционировал предмет психологии, когда она возникла как самостоятельная наука и какой спектр проблем психической реальности она решала и решает.

Следует иметь в виду также, что каждая наука исследует какую-либо сторону объективной реальности, окружающей нас действительности. В силу этого науки отличаются друг от друга специфическими, присущими только им областями (т. е. объектами) и предметами исследования. Что такое психология как наука, каковы ее предмет и объект исследования, мы рассмотрим позже, в отдельной теме. Но предмет психологии, поскольку с его эволюцией мы постараемся познакомиться, определим, в первом приближении, следующим образом: предметом психологических взглядов на протяжении всей истории человеческого познания является та сущность психического, которую мы хотим познать.

В историческом развитии философско-психологических и собственно психологических взглядов можно выделить ряд этапов. Например, некоторые психологи выделяют: донаучный, философский и собственно научный этапы развития [84, с. 11; 55, с. 8-10].

Донаучный период заканчивается примерно в VII-VI вв. до н. э. В этот период представления о душе основывались на многочисленных мифах, легендах, первоначальных языческих религиозных верованиях, связывающих душу с определенными живыми существами (тотемами).

Следующий, можно сказать, преднаучный, период начинается на рубеже VI-IV вв. до н. э. и длится почти до середины XIX в. Психология в этот период развивается в рамках философии, поэтому он получил условное название философского периода.

С середины XIX в. психология оформляется как самостоятельная наука. Начинается научный этап в развитии психологического знания.

Такая периодизация вполне приемлема, поскольку ее авторы, по всей вероятности, исходят из идеи парадигмального подхода. Однако не даны объяснения оснований выделения данных этапов и не совсем ясны соответствующие им названия.

Исходя из этого можно предложить следующую периодизацию в эволюции взглядов на предмет психологии. Выделение данных этапов также исходит из идеи парадигмального подхода и исторического структурно-логического анализа эволюции предмета психологии.

► Парадигма (от греч. paradeiyma – пример, образец) – теория (иди модель постановки проблем), принятая в качестве образна решения исследовательских задач, один из существующих подходов для раскрытия исторической логики формирования научных знаний в той или иной области. Данный подход предложил американский историк физики Томас Сэмюэл Кун. Создавая теорию научных революций, Кун выявил систему понятий, среди которых важное место принадлежит понятию «парадигма», т. е. «. признанным всеми научным достижениям, которые в течение определенного времени дают модель постановки проблем и их решений научному сообществу» [42, с. 11]. История науки представлена в ней как конкурентная борьба между различными научными сообществами. Основой для формирования и функционирования таких сообществ является принятие учеными определенной модели научной деятельности – совокупности теоретических стандартов, методологических принципов и норм, ценностных критериев и мировоззренческих установок. Смена парадигм и представляет собой научную революцию.

Рис. 1.1. Эволюция мировоззренческих парадигм

Мифологическое мироощущение, мировосприятие, миропредставление, миропонимание и мирообъяснение характерны для эпохи первобытно-общинного и частично рабовладельческого строя (если пользоваться марксистской периодизацией общественно- исторического развития). Ф. Энгельс отмечал, что «. уже с того весьма отдаленного времени, когда люди, еще не имея никакого понятия о строении своего тела и не умея объяснить сновидений, пришли к тому представлению, что их мышление и ощущения есть деятельность не их тела, а какой-то особой души, обитающей в этом теле и покидающей его при смерти, – уже с этого времени они должны были задумываться об отношении этой души к внешнему миру» [107].

Таким образом, первые представления о душе (греч. psyche, лат. anima) как некой бестелесной, нематериальной силе, имеющей самостоятельное, независимое от тела существование в «потустороннем» мире, появляются в глубокой древности и имеют тысячелетнюю историю.

Еще нет науки, нет философии. Фактически еще нет даже религии в современном понимании. Первобытный человек полудикими племенами живет в пещерах, окружен со всех сторон хищными зверями и враждебными стихиями. Его терзают холод, жара, он вечно голоден, вечно окружен опасностью и страхом смерти. И все- таки уже у этого первобытного человека появляются первые «детские» вопросы о том, что представляет собой окружающий мир и, прежде всего, что представляет собой он сам?

Он видит и слышит. Но что в нем видит, что в нем слышит? Он двигается, нападает, убегает. Но что движет им, что управляет его руками, ногами, телом? Наверное, внутри сидит какой-то маленький человечек, который через его глаза смотрит и видит, который через его кожу чувствует, который через его уши слышит [32].

Когда человек умирает, этот маленький человечек в нем куда-то исчезает и остается одно тело. Значит, внутри человека есть что-то, что дает ему жизнь, дает возможность двигаться, видеть, слышать, дышать. Вот это «что-то» и получило название души. Сначала его представляли даже не как человечка, а как животное, считавшееся родоначальником данного племени (тотемом) [32].

Именно тотем и система табу составляли мировоззренческую, морально-нравственную, духовную и регулятивную основу первобытного общества.

Тотем (на языке североамер. индейцев оджибве «ототем»,

Источник

А.Н.Леонтьев

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Потребность – состояние организма, выражающее его объективную нужду в дополнении, которое лежит вне его.

Потребность здесь связана с понятием нужды. Из самой сущности жизни следует, что живой организм является системой нуждающейся (не обеспечено равномерное поступление из вне необходимой энергии и вещества). И поэтому организм предполагает характерные состояния, связанные с отсутствием чего-то необходимого. Эти-то состояния и обозначаются понятием нужды. Нужда – это реальное состояние организма, которое выражает необходимость определенных изменений для своего носителя, т.е. всегда нужда для себя.

Следует отметить, что жизненный процесс, который характеризуется понятиями нужда и потребность осуществляется в двухполюсной системе: организм-среда. Касаясь этой системы мы выделяем некоторое дополнение в понятии нужда: нужда не только для себя, но и нужда в чем. И принято, что то в чем организм нуждается и что способно устранить эту нужду называется благом.

В ходе эволюционного процесса происходило развитие нужд. Менялось соотношение нужд, в обеспечении которых организм остается в полной зависимости от окружающей среды (от условий существования) и нужд в отношении которых он принимает активное участие. Занимая те среды в которых не достает необходимых для жизни благ, организм должен был самовооружиться новыми средствами приспособления, которые могли бы обеспечить его этими благами (выход в вещно-оформленную среду).

Теперь можно дифференцировать нужды на способные и не способные привести организм в состояние активности, направленное на их удовлетворение. И тогда чтобы нужда была способна вызвать какие-то то ни было активные процессы, должны существовать специальные механизмы, способные эту нужду обнаружить. Наряду с этим, для уже выявленной нужды организм должен быть оснащен механизмами, способными обеспечивать необходимыми благами.

Теперь можно дать более совершенное определение понятия потребность (с общебиологической точки зрения): потребность представляет собой такую нужду живого организма, в отношении которой он вооружен специальными механизмами ее обнаружения и устранения. в принципе эти механизмы и составляют основу потребности, определяют ее тип и содержание.

Потребности:

1. Индивидные – видовые;

2. Гомеостатические – экзогенные (например познавательная потребность, независят от состояний организма и актуализируются внешними воздействиями);

3. Позитивные – негативные (мотивация избегания);

4. Функциональные (побуждают к совершению некоторой активности, не преследующей явного конечного результата, условия организма – нужен отдых или у человека сдвиг на содержание деятельности – потребность в игре, труде и т.д.) – предметные (имеют выраженную финальную направленность, побуждают к достижению определенного результата без предопределения активности, которая к этому результату приведет);

5. Первичные (унаследованные) – вторичные (приобретенные детерминанты поведения).

Касаясь вопроса о механизмах обнаружения и устранения потребностей, мы можем их разделить на две большие группы: физиологических и психических механизмов.

Существует разнообразие физиологических механизмов, сформировавшихся в эволюции для удовлетворения жизненных нужд (на основе детекторно-эффекторной системы).

Эволюция организмов привела к тому, что для удовлетворения потребностей стал привлекаться аппарат психики. Привлечение психики необходимо для гибкого приспособления к изменчивым условиям среды, для выработки действия в самой ситуации. Т.е. существуют звенья в удовлетворении потребностей, которые не могут осуществляться на основе только физиологических механизмов (при этом отмечено, что это те звенья, которые обеспечивают взаимодействие организма с предметной, вещно-оформленной средой). Физиология – расщепление пищи, установление отклонения от гомеостаза. Психика – обеспечение поступления пищи в желудок.

А.Н.Леонтьев. было отмечено, что потребность всегда в чем-то. Это главная характеристика потребности – ее предметность. Потребность в чем-то и это что-то и есть ее предмет. есть и функциональные потребности – характеризуются отсутствием перспективной направленности и впечатления вплетённости мотивирующего момента в сам процесс деятельности.

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Леонтьевым отмечена еще одна характеристика потребностей: их специфическая динамика: способность актуализироваться и изменять свою напряженность, способность угасать и воспроизводиться вновь (это соответствует выделенным механизмам обнаружения и устранения потребностей). Эта динамика регулируется при помощи внешних и внутренних сигналов. По соображениям Леонтьева динамика потребностей отражается на поведенческом уровне. При отсутствии предмета потребности во внешнем поле – активизируется поисковое поведение.

У животных поисковое поведение имеет форму внешней активности, не направленной на тот или иной наличный предмет (это выражается в гиперкенезе). Потребность, которая еще не обнаружила своего предмета (этот предмет еще отсутствует или не выделен во внешнем поле) – активизирует поведение направленное на опредмечивание этой потребности. Разворачиваемое при этом поведение отражает процесс опредмечивания потребностей (выделено несколько этапов: возникновение нужды; обнаружение нужды (актуализация потребности), поисковое поведение). Следующий этап: узнавание объекта потребности. Субъект должен как бы идентифицировать данный объект относительно актуализированной потребности (т.е. открыть, может ли данный объект удовлетворить данную потребность). Если этот вопрос получил положительный ответ, то срабатывает механизм закрепления данного объекта за данной потребностью.

Существует несколько механизмов непосредственного опредмечивания потребностей.

1 в рамках инстинктивного поведения: проявляется механизм запечатления ориентиров инстинктивного поведения. Т.е. животное наделено определенными инстинктивными установками, которые предполагают уточнение их содержания уже в онтогенезе, при удовлетворении этих установок происходит заучивание раздражителей (при этом это происходит быстро и легко). Пример: потребность в обнаружении своей норки, заставляет осу запечетлевать окружающие норку раздражители).

2 Импритинг. Особенность: признаки объекта, удовлетворяющего какой-то потребностизаложены генетически. На основе, запечатления этого объекта происходит так же быстро и легко, мгновенно, необратимо, при этом существует сензитивный период. Ключевые признаки размыты.

3 в условиях сложной, многообразно меняющейся среды, предмет потребности может выступать в различных оболочках, поэтому жесткая фиксация признаков предмета потребности, не всегда оправдана. Нужен механизм выработки условных связей. Главным событием в процессе обуславливания – является формирование мотивационного отношения к новому раздражителя (при этом содержание этого отношения не совпадает с мотивационным значением безусловного раздражителя). Обуславливание обеспечивается специальными процессами эмоциональной природы (переключение эмоций с безусловного раздражителя на условный). Отмечается свойство генерализации – когда схожесть с обусловленным фактором, другого фактора, тоже вызывает реакцию. В отличии от механизмов инстинктивного опредмечивания обуславливание подвергается угашению, при отсутствии подкрепления).

Все вышеприведенные механизмы проявляются у человека.

Импритинг наблюдается при влюбленности, при контакте матери и ребенка, половое запечатление.

Очень большое значение имеет механизм обуславливания при развитии мотивационной сферы человека (отмечается роль процессов познания, которые влияют как на скорость обуславливания, так и в принципе на результат (будет или не будет происходить обуславливание). Так же при формировании мотивационной сферы человека пользуются механизмом мотивационного опосредования (когда на основе мотивационно значимых элементов пытаются сформировать мотивационное отношение к другим элементам). Отличие в том, что в первом случае мотивацию формируют реально воспринимаемые события жизни, в другом – ожидания, обещания, прадвосхищения, угрозы.

Источник

Лекция 8 Психологическая теория деятельности (продолжение)

Классификация профессий Дж. Холланда

Первые подходы к выбору профессии основывались на критериях, максимально учитывающих соответствие личности и профессии – так называемой профессиональной пригодности. При этом согласовываются востребованные профессией психологические структуры личности. По этим критериям осуществлялся профессиональный отбор из числа лиц, которые будут более успешно выполнять конкретную деятельность. Однако в современных классификациях такой критерий уже не используется. Широкое распространение за рубежом получили классификации профессий на основе учета интересов, способностей личности и свойств темперамента. Рассмотрим примеры таких классификаций профессий, базирующихся на представлении о структуре личности. Прежде всего необходимо выделить классификацию профессий Дж. Холланда, разработанную в 1966 г. Ее достоинством является обоснованная психологическая концепция, объединяющая теорию личности с теорией выбора профессии. Дж. Холланд исходит из признания направленности наиболее значимой подструктурой личности. Успешность деятельности определяется такими качествами, как ценностные ориентации, интересы, установки, отношения, мотивы.

На основе установления основных компонентов направленности: интересов и ценностных ориентации Дж.Холланд выделяет шесть профессионально ориентированных типов личности:

реалистический, интеллектуальный, социальный, конвенциональный (ориентированный на общепринятые нормы и традиции), предпринимательский, художественный.

Каждый тип личности ориентирован на определенную профессиональную среду: 1. реалистический тип — на создание материальных вещей, обслуживание технологических процессов и технических устройств;

2. интеллектуальный — на умственный труд;

3.социальный — на взаимодействие с социальной средой,

4.конвенциональный — на четко структурированную деятельность, 5.предпринимательский — на руководство людьми и бизнес,

6.художественный — на творчество.

Модель любого типа личности конструируется по следующей схеме: цели, ценности, интересы, способности, предпочитаемые профессиональные роли, возможные достижения и карьера.

Дж. Холланд предложил шкалу приспособленности различных типов личности к разным профессиональным средам, изобразив ее схематично в виде шестиугольника, каждый из углов которого обозначает один из 6 типов личности и среды (рис. 12).

Эта модель позволяет оценить совместимость личности с определенной профессиональной средой. Степень совместимости типа личности с профессиональной средой обратно пропорциональна расстоянию между соответствующими вершинами.

Согласно этой модели, например, наиболее совместимы с художественным типом личности такие типы среды, как интеллектуальный и социальный, а наименее – конвенциональный. Все возможные взаимосвязи представлены в таблице.

Рис. 12. Модель Дж. Холланда для определения совместимости личности и среды: Р — реалистический тип; И — интеллектуальный тип; С — социальный тип; К — конвенциональный тип; П — предпринимательский тип; Х — художественный тип.

Основа теории Леонтьева

Теория Леонтьева была разработана во второй половине прошлого века. Ее предмет представлен целостной деятельностью субъектов в качестве органической системы в любых формах и видах.

А. Н. Леонтьев и С. Л. Рубинштейн — создатели советской школы психологии, в основе которой лежит абстрактная концепция личности, сформулированная в работах Л. С. Выготского.

Труды Выготского посвящены культурно-историческому подходу. В нем автор раскрыл понятие «деятельность» и другие категории, которые связаны с ней. История формирования основных положений концепции Рубинштейна и Леонтьева начинается в 30-е годы прошлого века. Ученые провели разработку концепции параллельно, при этом они не обсуждали ее и не советовались друг с другом.

Готовые работы на аналогичную тему

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

В работах двух авторов оказалось много общего, поскольку исследователи взяли за основу похожие источники для разработки своих психологических теорий – они базировались на трудах талантливого советского мыслителя Выготского, используя параллельно философскую теорию К. Маркса.

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Принципы психологической теории А. Н. Леонтьева

Ключевые принципы теории Леонтьева:

принцип неадаптивной природы предметной деятельности – психическое отражение реальности порождается не внешними воздействиями, а процессами с помощью которых субъект вступает в контакт с предметным миром.

Внешняя деятельность

Внешняя деятельность включает в себя различные формы, которые выражаются в предметно-практической активности. При данном виде происходит взаимодействие субъектов и объектов, последние открыто представлены для внешнего наблюдения. Примерами этой формы деятельности являются:

Тезисы теории Леонтьева

Основное положение теории деятельности А. Н. Леонтьева звучит следующим образом: не сознание создает деятельность, а деятельность формирует сознание.

На основании данного положения ученый вывел базовое содержание концепции, которое основано на тесной связи и взаимозависимости сознания и деятельности. Это значит, что человеческая психика развивается в процессе активности и работы, и при их осуществлении происходит и ее проявление.

Ученые указали на важность того, что сознание и деятельность объединяются в одно целое, образуя при этом органическую основу. Леонтьев дополнительно подчеркнул, что эти категории не должны считаться тождественными, иначе все положения концепции потеряют свой смысл и силу.

Появились вопросы по этой теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Основные психологические феномены теории деятельности состоят в том, что любой индивид неосознанно проявляет реакцию на внешние стимулы. Это происходит с помощью рефлекторных реакций, при этом деятельность нельзя включать в состав данных раздражителей. Это связано с тем, что ее регулирование связано с умственной работой человека.

Автор в своей теории рассматривал сознание в качестве отдельной реальности, не предназначенной для самонаблюдения индивида. Оно проявляется лишь благодаря системе субъективных отношений (например, деятельности человека, в которой он развивается). Алексей Николаевич Леонтьев уточнил идеи, которые озвучил его коллега, говоря, что психика встроена в деятельность человека. Ее формирование происходит благодаря ей и проявляется через активность. В итоге возникает тесная связь двух понятий.

Личность в концепции Леонтьева рассматривается как единство следующих составляющих:

Теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна представляет собой целостную систему, включающую в свой состав методологические и теоретические принципы. Они дают возможность заняться исследованием психологических феноменов человека.

Теория деятельности также включает положение, что в качестве основного предмета для исследования процессов сознания выступает сама деятельность. Этот подход сформировался в психологии СССР в 20-ые годы 20-го века. В 1930-ом году уже существовало две трактовки активности. Первое определение принадлежало Рубинштейну, сформулировавшему приведенный выше принцип единства. Вторую формулировку создал Леонтьев вместе с представителями Харьковской психологической школы. Вместе они выявили общность строения внешней и внутренней деятельности.

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Структура деятельности

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

В 30-е годы двадцатого века в психологической школе А. Н. Леонтьев выдвинул идею о необходимости построения структуры деятельности, чтобы сделать определение данного понятия законченным.

НомерНачало цепочкиКонец цепочки
1 / 3ДеятельностьМотив (обычно является предметом потребности)
2 / 2ДействиеЦель
3 / 1ОперацияЗадача (в определенных условиях становится целью)

Данная схема является действительной при чтение как сверху вниз, так и наоборот.

Существуют две формы деятельности:

Мотив

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Общая психологическая теория деятельности А. Н. Леонтьева и С. Л. Рубинштейна определяют мотив как предмет человеческой потребности, получается, чтобы охарактеризовать данный термин, необходимо обратиться к нуждам субъекта.

В психологии же мотив является двигателем любой существующей деятельности, то есть это толчок, приводящий субъект в активное состояние, или цель, ради которой человек готов что-либо совершать.

Внутренняя деятельность

Внутренняя деятельность отличается тем, что взаимодействия субъекта с любыми образами объектов являются скрытыми от прямого наблюдения. Примерами этого вида являются:

«Опредмеченная» потребность

Данное понятие можно отследить на примере только что родившегося гусенка, который еще не встречался с каким-либо конкретным предметом, но свойства его уже зафиксированы в сознании птенца — они передались ему от матери в самом общем виде на генетическом уровне, поэтому у него не возникает желания следовать за любой вещью, которая окажется перед его глазами на момент вылупления из яйца. Это происходит только во время встречи гусенка, имеющего свою потребность, с предметом, потому что у него еще нет сформированного представления об облике своего желания в материальном мире. Данная вещь у птенца подходит на подсознании под схему генетически зафиксированного примерного образа, поэтому она в состоянии удовлетворить нужду гусенка. Так происходит запечатление данного предмета, подходящего под искомые характеристики, как предмет, удовлетворяющий соответственные потребности, а нужда приобретает «предметный» вид. Именно так подходящая вещь становится мотивом для определенной деятельности субъекта: в данном случае в последующее время птенец будет повсюду следовать за своей «опредмеченной» потребностью.

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Таким образом, Алексей Николаевич и Сергей Леонидович имеют в виду, что потребность на самом первом этапе своего формирования не является таковой, она является в начале своего развития нуждой организма в чем-либо, которая находится вне тела субъекта, несмотря на то, что она отражена на его психическом уровне.

Происхождение и эволюция психики в филогенезе (по а.Н.Леонтьеву).

Филогенез – историческое формирование группы организмов. В психологии филогенез понимается как процесс возникновения и исторического развития (эволюции) психики и поведения животных; возникновения и эволюции форм сознания в ходе истории человечества. Филогенез изучают зоопсихология, этнопсихология, историческая психология, а также антропология, этнография, история, другие социальные дисциплины. Основными проблемами при изучении филогенеза считаются:

что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Смотреть картинку что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Картинка про что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью. Фото что называется в концепции а н леонтьева опредмеченной потребностью

Развитие психики – закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях. Развитие психики характеризуется относительной обратимостью изменений, направленностью (то есть способностью к накапливанию изменений, «надстраиванию» новых изменений над предшествующими) и их закономерным характером (например, воспроизводимостью однотипных изменений у особей одного вида). Развитие психики реализуется в форме филогенеза и онтогенеза. Особый предмет исследования составляют формирование и распад мозговой организации психических структур. Теории развития психики различаются в зависимости от трактовки структуры психики и условий, определяющих ее преобразование. Можно указать лишь на два общих положения, характерных для большинства концепций. Выделяются две группы факторов, обусловливающих развитие психики: природные задатки и внешнее окружение (наиболее четко у В. Штерна, К. Бюлера и их последователей). Иногда выделяют в особую группу факторов личностную активность, отличную от природных задатков (Г. Олпорт)

Во внешнем окружении, когда речь идет о человеке, обычно обращают внимание на присвоение социальных норм и культуры, зафиксированных в знаково-символических формах (Д. Брунер, Д. Мид, Ж

Пиаже, К. Г. Юнг, Л. С. Выготский). Отмечается, что под влиянием этих форм происходит перестройка порождающих структур психики.

Признается наличие некоторых универсальных законов развития психики, в частности объединяющих онтогенез и филогенез человеческой психики. Наиболее отчетливо эта идея под прямым влиянием биогенетического закона Э. Геккеля была высказана С. Холлом в его теории рекапитуляции, согласно которой онтогенетическое развитие психики ребенка воспроизводит филогенез человечества. В 20-30-х годах в отечественной психологии проблематика развития психики разрабатывалась в основном в рамках детской психологии, а в дальнейшем и на материале зоопсихологии, патопсихологии, исторической психологии. Развитие психики рассматривалось при этом как процесс последовательного включения человека в ряд социально-предметных деятельностей. Интериоризация структур этих деятельностей определяет формирование многоуровневых базовых структур психики. Л.С. Выготским было обосновано положение о ведущей роли обучения в развитии психики: обучение должно идти впереди развития. Он критически оценивал представление об отождествлении развития с обучением и отрыве развития психики от обучения. Развитие психики человека выступает в единстве с развитием его личности, хотя эти процессы не являются тождественными

По А.Н. Леонтьеву развитие психики в филогенезе – качественные изменения психики, происходящие в рамках эволюционного развития живых существ, обусловленные усложнением их взаимодействия с окружающей средой. Данные изменения могут происходить на биологической и общественно-исторической основе. Сама психика как способность ощущения возникла из раздражимости живых существ и развивалась в связи с образованием и развитием их нервной системы. В своей эволюции психика прошла ряд стадий: от сенсорной к перцептивной и далее к интеллектуальной стадии и к формированию сознания. При этом сознание как особенность психики человека является продуктом общественно-исторического развития человеческого общества, возможность существования которого обусловлена использованием и изготовлением орудий труда, элементов языка, знаний, норм поведения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *