что написал апостол павел
Библия, изложенная для семейного чтения.
Послания апостола Павла
Св. апостол Павел. Мозаика константинопольского монастыря Хора, XIV в. |
В Послании к римлянам святой апостол Павел выражает желание свое прийти к ним, увидеть их, чтобы преподать всем находящимся в Риме «возлюбленным Божиим, призванным святым» «некое дарование духовное к утверждению их, то есть утешиться с ними верою общею» — их верою и его верою. Намеревался апостол благовествовать римлянам, знакомым уже с истинами христианства, имея целью доказать, что благовествование есть «сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, иудею, потом и еллину».
О христианской жизни пишет в своем послании апостол Павел: «Будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте. Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими. Не мечтайте о себе; никому не воздавайте злом за зло, но пекитесь о добром перед всеми человеками. Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми. Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию. Ибо написано: Мне отмщение, Я воздам, говорит Господь (см. Втор. 32, 35). Итак, если враг твой голоден, накорми его; если жаждет, напой его… Не будь побежден злом, но побеждай зло добром». (Рим. 1, 7, 10–12, 16; 12, 10–21)
«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро. Если же делаешь зло, бойся. Повиноваться же надобно не только из страха наказания, но и по совести. Итак отдавайте всякому должное. Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон. Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона». (Рим. 13, 1, 3–5, 7–8, 10)
«Умоляю вас, — взывает письменно апостол Павел к коринфянам, о которых он узнал, что между ними происходят споры, несогласия и разные уклонения от учения Христова, которое он преподал им, — подражайте мне, как я Христу». «Никто не ищи своего, но каждый пользы другого. Так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись». (1 Кор. 4, 16; 10, 24, 33)
О свойстве и значении любви христианской поучает святой апостол Павел: «И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, то нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает». (1 Кор. 13, 3–8).
Разрешая сомнения, возникшие между коринфянами под влиянием лжеучителей, появившихся между ними, апостол Павел пишет им: «Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам, если только не тщетно уверовали. Ибо я первоначально преподал вам, что и сам принял, то есть, что Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию», и что Он являлся многим по Своем воскресении, «а после всех явился и мне, как некоему извергу».
«Ибо я наименьший из апостолов, и недостоин называться апостолом, потому что гнал церковь Божию. Но благодатию Божиею есмь то, что есмь; и благодать Его во мне не была тщетна, но я более всех их потрудился: не я, впрочем, а благодать Божия, которая со мною. Итак я ли, они ли, мы так проповедуем, и вы так уверовали». (1 Кор. 15, 1–4, 8–11)
Возвышая таким образом собственное апостольское достоинство в глазах коринфян, смущаемых разными лжеучениями, святому апостолу Павлу было доступнее устранить их недоразумения и облегчить себе возможность расположить их подчиниться благому влиянию. Вместе с тем выражает он и доверие к их послушанию и вниманию к его предостережениям и радость свою, что во всем может положиться на них (см. 2 Кор. 7, 16). При этом напоминает им об их расположении помогать бедным от избытков своих и советует делом доказать это расположение: «Совершите же теперь самое дело, — пишет он им. — Ибо если есть усердие, то оно принимается смотря по тому, кто что имеет, а не по тому, чего не имеет. Не требуется, чтобы другим было облегчение, а вам тягость, но чтобы была равномерность, как написано: кто собрал много, не имел лишнего; и кто мало, не имел недостатка (см. Исх. 16, 18). При сем скажу: кто сеет скупо, для того и жатва скупа; а кто сеет щедро, для того щедра и жатва. Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело, как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (см. Пс. 111, 9).
Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу. Ибо дело служения сего производит во многих обильные благодарения Богу, так как, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедуемому вами Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию». (2 Кор. 8, 11–13, 15; 9, 6–14)
«Впрочем, братия, — оканчивает святой апостол Павел свое Второе послание к коринфянам, — радуйтесь, усовершайтесь, утешайтесь, будьте единомысленны, мирны, — и Бог любви и мира будет с вами». (2 Кор. 13, 11)
В своем Послании к галатам, воспринявшим учение посетившего их святого апостола Павла, но отпавших от учения его под влиянием лжеучителей, возбудивших в них недоверие к благовестителю учения Христа, святой апостол пишет им: «Удивляюсь, что вы от призвавшего вас благодатью Христовою так скоро переходите к иному благовествованию, которое впрочем не иное, а только есть люди, смущающие вас и желающие превратить благовествование Христово. Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа. Вы шли хорошо: кто остановил вас, чтобы вы не покорялись истине? Вы, оправдывающие себя законом, остались без Христа, отпали от благодати, а мы духом ожидаем и надеемся праведности от веры. Ибо во Христе Иисусе не имеет силы ни обрезание, ни необрезание, но вера, действующая любовью. Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя (см. Лев. 19, 18)».
«О, если бы удалены были возмущающие вас! (то есть те, которые внушали, что спасение — в исполнении внешних обрядов Моисеева закона, теряя из вида смысл и дух его, вложенный в него Христом, без веры в учение Которого, проповеданное им Павлом, не спасет и исполнение временного, ветхого закона)».
И вот святой апостол напоминает им, что спасение не в одном только исполнении внешних обрядов, которое не препятствует им «угрызать и съедать друг друга», но и в постижении и усвоении себе Духа Христова. «Плод же духа, — вразумляет святой апостол Павел, — любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. Если мы живем духом, то по духу и поступать должны. Не будем тщеславиться, друг друга раздражать, друг другу завидовать. Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте его в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем. Итак, доколе есть время, будем делать добро всем, а наипаче своим по вере». (Гал. 1, 6–7, 11–12; 5, 7, 4–6, 14, 12, 15, 22–23, 25–26; 6, 1–2, 9–10)
В Послании к ефесянам апостол Павел также руководствует в борьбе с иудействующими лжеучителями, которые смущали неокрепших в вере христиан и язычников. И также увещевает он новообращенных не придерживаться только буквы закона, но действовать сообразно духу его, вникая во внутренний смысл его, раскрытый учением Христовым. Напоминая им, что ему, «узнику в Господе», «дана благодать благовествовать язычникам неисследимое богатство Христово», он продолжает письменно: «Умоляю вас поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью, стараясь сохранять единство духа в союзе мира. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас». Убеждает апостол «облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины».
«И посему, — пишет он, — отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу».
«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу. Кто крал, вперед не кради, а лучше трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся. Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, чтобы оно доставляло благодать слушающим. Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас; но будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас.
Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость. Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле (см. Исх. 20, 12).
Всякою молитвою и прошением молитесь во всякое время духом, и старайтесь о сем самом со всяким постоянством…» (Еф. 3, 8; 4, 1–3, 5–6, 24–32; 6, 1–3, 18)
К филиппийцам, как воспринявшим с верой и соблюдающим учение, преподанное им апостолом Павлом, он пишет: «Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас. Дополните мою радость: имейте одни мысли, имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение. Всё делайте без ропота и сомнения, чтобы вам быть неукоризненными и чистыми, чадами Божими непорочными среди строптивого и развращенного рода, в котором вы сияете, как светила в мире, содержа слово жизни, к похвале моей в день Христов, что я не тщетно подвизался и не тщетно трудился».
Предостерегал также апостол Павел филиппийцев и от иудействующих лжеучителей: «Подражайте, братия, мне и смотрите на тех, которые поступают по образу, какой имеете в нас. Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова. Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме, они мыслят о земном. Наше же жительство — на небесах, откуда мы ожидаем и Спасителя, Господа нашего Иисуса Христа, Который уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному телу Его, силою, которою Он действует и покоряет Себе все.
Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь. Кротость ваша да будет известна всем человекам. Господь близко. Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом, и мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе.
Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте. Чему вы научились, что приняли и слышали и видели во мне, то исполняйте, — и Бог мира будет с вами». (Флп. 1, 3; 2, 2–4, 12, 14–16; 3, 17–21; 4, 4–9)
Укрепляя и колоссян в том знании и душевном настроении, которое возбудил в них благовестием своим святой апостол Павел, он вместе с тем и предостерегает их, как пылких и способных к увлечениям людей: «Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу». «О горнем помышляйте, а не о земном». «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу. И всё, что вы делаете, словом или делом, всё делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца. Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства». (Кол. 2, 8; 3, 2, 16–17, 14)
В своем Первом послании к фессалоникийцам апостол Павел успокаивает их среди смущавших их недоумений о загробной жизни: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним. Ибо сие говорим вам словом Господним, что мы живущие, оставшиеся до пришествия Господня, не предупредим умерших, потому что Сам Господь при возвещении, при гласе архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде; потом мы, оставшиеся в живых, вместе с ними восхищены будем на облаках в сретение Господу на воздухе, и так всегда с Господом будем. Итак утешайте друг друга сими словами».
«Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За все благодарите: ибо такова о вас воля Божия во Христе Иисусе. Удерживайтесь от всякого рода зла». (1 Фес. 4, 13–18; 5, 16–18, 22)
«Когда мы были у вас, то завещевали вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь.
Но слышим, что некоторые у вас поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся. Таковых увещеваем и убеждаем Господом нашим Иисусом Христом, чтобы они, работая в безмолвии, ели свой хлеб. Вы же, братия, не унывайте, делая добро. Если же кто не послушает слова нашего в сем послании, того имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его. Но не считайте его за врага, а вразумляйте, как брата». (2 Фес. 3, 10–15)
Послания святого апостола Павла к Тимофею и к Титу называются пастырскими, потому что в них содержатся наставления для проходящих пастырское служение или готовящихся к нему. В них предупреждает апостол и о предстоящих гонениях и утверждает в борьбе с лжеучителями:
«Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен. Притом же ты из детства знаешь священные писания, которые могут умудрить тебя во спасение верою во Христа Иисуса.
Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности, да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен». (2 Тим. 3, 12–17)
В своем Послании к Филимону, обращенном к преданному вере Христовой знатному гражданину колосскому, святой апостол Павел просит его простить и принять бежавшего некогда от него раба Онисима, обращенного теперь апостолом в веру Христову.
«Он был некогда негоден для тебя, — пишет Павел Филимону, — а теперь годен тебе и мне; я возвращаю его; ты же прими его, как мое сердце. Я хотел при себе удержать его, дабы он вместо тебя послужил мне в узах за благовествование; но без твоего согласия ничего не хотел сделать, чтобы доброе дело твое было не вынужденно, а добровольно. Ибо, может быть, он для того на время отлучился, чтобы тебе принять его навсегда, не как уже раба, но выше раба, брата возлюбленного, особенно мне, а тем больше тебе, и по плоти и в Господе».
«Так, брат, — просит святой миротворец, — дай мне воспользоваться от тебя в Господе; успокой мое сердце в Господе». При этом, благодаря Филимона за его благотворительность вообще, радуясь любви и вере его к Господу Иисусу и ко всем святым, апостол Павел прибавляет: «Надеясь на послушание твое, я написал к тебе, зная, что ты сделаешь и более, нежели говорю». (Флм. 1, 11–16, 20–21)
Послание к евреям было написано апостолом Павлом, когда, по смерти апостола Иакова, положение палестинских христиан из иудеев, ожесточенно гонимых своими же неуверовавшими иудеями, стало угрожать ослаблением в них веры в воскресшего Христа, так что некоторые из них стали оставлять свои христианские собрания и готовы были возвратиться в иудейство. На это и не замедлил написать им Павел из своего заключения. Объясняя им все превосходство новозаветного учения перед ветхозаветным, называя прежний закон только «тенью будущих благ», утверждая, что «отменение прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и бесполезности, ибо закон ничего не довел до совершенства; но вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу», апостол повторяет: Бог дал нам «способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но духа, потому что буква убивает, а дух животворит». (Евр. 10, 1; 7, 18–19. 2 Кор. 3, 6)
«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус», «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари». (1 Тим. 2, 5. Кол. 1, 15)
И при этом напоминает, в чем должно состоять поведение последователей Христа:
«Братолюбие между вами да пребывает. Страннолюбия не забывайте. Помните узников, как бы и вы с ними были в узах, и страждущих, как и сами находитесь в теле. Имейте нрав несребролюбивый, довольствуясь тем, что есть. Ибо Сам сказал: не оставлю тебя и не покину тебя (см. Нав. 1, 5), так что мы смело говорим: Господь мне помощник, и не убоюсь: что сделает мне человек? (см. Пс. 117, 6).
Поминайте наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь. Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковые жертвы благоугодны Богу. Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны, ибо они неусыпно пекутся о душах ваших, как обязанные дать отчет; чтобы они делали это с радостью, а не воздыхая, ибо это для вас неполезно.
Прошу вас, братия, примите это слово увещания. Благодать со всеми вами. Аминь». (Евр. 13, 1–3, 5–9, 16–17, 22, 25)
Хронология посланий апостола Павла
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XIV в. 1387–1395. Иконописная школа или художественный центр: Константинополь. Происхождение: из храма Зачатия Богородицы Высоцкого монастыря в Серпухове, куда были присланы в 1380-1390-х из Константинополя. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 149 см, ширина 98 см. Изображение поясное. Апостол обращен влево к Христу. Голова его немного склонена, обеими руками он прижимает к груди Евангелие. С красным обрезом и золотисто-охристом окладом, украшенным ассистом. Инв. № 12752. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
Апостол Павел – пожалуй, один из самых незаурядных проповедников в истории христианства. Его творения можно сравнить с россыпью драгоценных жемчужин для любого христианина, ищущего Спасения.
Место в новозаветном каноне
Вероятно, хронологически именно послания апостола Павла стали первыми книгами, позднее оформившимися в канон Нового Завета. Самой ранней его книгой, по-видимому, является 1-е послание к Фессалоникийцам.Они играют чрезвычайно значимую роль в церковной жизни, что обусловлено не столько их количеством (из 27 новозаветных книг 14 принадлежат руке Павла), сколько глубиной и широтой богословской мысли апостола, его подлинным неравнодушием ко всем церковным проблемам.
Полезные материалы
Характеристика толкований
Павловы послания с самого начала привлекали внимание христианских мыслителей. Пояснения к некоторым из них составили:
Авторами толкований на весь корпус Посланий являются:
Жизнь апостола и создание Посланий
Смотрите также:
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XV в. Начало XV века (1410-е). Иконописная школа или художественный центр: Московская школа. Иконописец: Рублев Андрей Происхождение: Чин мог входить в иконостас как княжеского Успенского, так и соседнего Рождественского собора Саввино-Сторожевского монастыря. Материал: дерево, темпера. Размеры иконы: высота 160 см, ширина 109 см. Поясное изображение апостола Павла в трехчетвертном повороте. Инв. № 12865. © Государственная Третьяковская галерея, Москва
До 34 года: прежде обращения в христианство
Апостол Павел (имя при рождении – Савл) был иудеем и принадлежал к Вениаминову колену. Он родился в малоазийском городе Тарсе (Деян. 21:39) и был фарисеем (Деян. 23:6), а обучение проходил под руководством Гамалиила, одного из известнейших раввинов того времени (Деян. 22:3).
Савл был искренним противником христианства: он одобрял убийство архидиакона Стефана и предавал на мучения последователей Христа (Деян. 8:1–9:2).
32–34: принятие христианства и начало проповеднической деятельности
Однажды, когда Савл находился на пути в Дамаск, чтобы и там преследовать христиан, ему явился Христос. Когда Савл осознал, что своими действиями противится Богу, то крестился и стал ревностным апологетом христианства (Деян. 9:3–22). После этого он побывал в Аравии, Дамаске, Иерусалиме и Киликии, а затем пришел в Антиохию (Гал. 1:17–21).
45–49: первое миссионерское путешествие
Павел, призванный Святым Духом, совершил свое первое миссионерское путешествие по языческим городам. Он посетил Кипр, Малую Азию и возвратился в Антиохию (Деян. 13:1–14:28).
Апостольский собор 49 или 51 года в Иерусалиме
Вслед за этим Павел посетил Иерусалим, где апостолы рассматривали вопрос о принятии язычников в христианство (Деян. 15:1–29).
50–52: второе миссионерское путешествие, встреча с Петром
Апостол вернулся в Антиохию Сирийскую. Вероятно, здесь состоялась встреча с Петром, в которую Павел упрекнул его:
Когда же Петр пришел в Антиохию, то я лично противостал ему, потому что он подвергался нареканию.
Ибо, до прибытия некоторых от Иакова, ел вместе с язычниками; а когда те пришли, стал таиться и устраняться, опасаясь обрезанных.
Вместе с ним лицемерили и прочие Иудеи, так что даже Варнава был увлечен их лицемерием.
Но когда я увидел, что они не прямо поступают по истине Евангельской, то сказал Петру при всех: если ты, будучи Иудеем, живешь по-язычески, а не по-иудейски, то для чего язычников принуждаешь жить по-иудейски?
Мы по природе Иудеи, а не из язычников грешники; (Гал. 2:11 — 2:15)
Отсюда Павел вновь отправился в путешествие. Посетив церкви Малой Азии, он проповедовал в Галатии, Македонии и Греции (там были написаны 1-е и 2-е Фессалоникийцам), а затем через Иерусалим вернулся в Антиохию (Деян. 15:36–18:22).
52–58: третье миссионерское путешествие
Вскоре апостол Павел в третий раз отправился в путешествие. Побывав в Галатии, он 3 года прожил в Ефесе (Галатам, 1-е Коринфянам), затем через Македонию (2-е Коринфянам) двинулся в Коринф (Римлянам) и вернулся в Иерусалим (Деян. 18:23–21:17).
58–63: кесарийские и первые римские узы
В Иерусалиме апостол Павел был арестован и два года содержался под стражей в Кесарии Палестинской (Деян. 21:30–26:32), а затем направился на суд императора в Рим, где также провел два года (Филиппийцам, Ефесянам, Колоссянам, Евреям, Филимону) (Деян. 27:1–28:30).
63–66: четвертое миссионерское путешествие
После освобождения Павел направился на Крит, затем посетил Малую Азию (Титу), Македонию (1-е Тимофею), Рим и Испанию (?).
67: вторые римские узы и мученическая кончина
Вернувшись в Рим, апостол был вторично арестован (2-е Тимофею) и был усечен мечом во время гонения на христиан в последние годы правления Нерона.
Даже предельно краткое хронологическое описание показывает, сколько трудов и опасностей перенес апостол язычников ради спасения столь же разных, сколь и любимых учеников, живущих порой в разных концах Римской империи.
Тематическая классификация
Существует множество вариантов классификации Павловых творений – все они в значительной степени условны.
Возможно, например, такое тематическое деление посланий:
14 посланий святого апостола Павла
Иконография: Павел, апостол. Датировки: XVI в. Первая половина-середина XVI века (не позднее 1557/58 года). Происхождение: из Спасо-Преображенского собора Спасского монастыря в Ярославле. Материал: ковчег, паволока, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 173 см, ширина 75 см. Надпись на фоне киноварью: О АГИОς ПАУЛ. Доска липовая, из трех частей, с двумя врезными встречными шпонками. Деисусный чин. Поставлен на учет в 1976 году. Реставраторы Д.М. Тюлин, Н.И. Брягин (Ярославский филиал ЦГРМ, 1920-е гг.), В.М. Демин, В.И. Васин (ЯСНПРМ, 1970-80-е гг.). Иконы «Архангел Михаил» и «Архангел Гавриил» из этого чина находятся в собрании ГРМ (С.-Петербург).Инв. № ЯМЗ 40936, ИК 132. © Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедникЛитература:1. Владимир, иеромонах. Ярославский Спасо-Преображенский монастырь. Ярославль. 1913. С. 23;2. Анисимов А.И. Реставрация памятников древнерусской живописи в Ярославле 1919-1926 гг. М., 1926. С.7. Илл. 4-10;3. III Реставрационная выставка. Каталог. М., 1927, кат. № 34 (архангелы);4. Denkmaler altrussicher Malerei Russische Ikonen von12-18 Jahrhundert. Ausstellung. Berlin-Konigsberg. 1929. С. 17, № 54, 55. Илл. на с. 32 (архангелы);5. Государственный Ярославо-Ростовский историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Каталог. М., 1964. С. 17. Кат. 12;6. Ростово-Суздальская школа живописи. М., 1967. С. 110-111. Кат. 100;7. Даен М.В. Новооткрытый памятник станковой живописи эпохи Ивана Грозного. [С. 207-225] // Древнерусское искусство. Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств XIV-XVI вв. М., 1970. С. 225;8. Воейкова И.Н., Митрофанов В.П. Ярославль. Л., 1973. С.32. Илл. 21-23;9. Попов Г.В., Рындина А.В. Живопись и прикладное искусство Твери XIV-XVI вв. М., 1979. С. 196, сноска 275;10. Ярославская иконопись XIII-XVIII веков. Каталог выставки. Ярославль. 1981. Кат. 8;11. Масленицын С.И. Ярославская иконопись. М., 1983. С. 21-23, табл. 22-24;12. Турцова Н.М. Ярославская иконопись XVI – XVIII столетий в собрании Русского музея [С. 47-60] // Древнерусское искусство. Новые атрибуции. Сборник статей. С.-Петербург. 1994. С. 47-49. Прим. 5;13. Болотцева И.П. Статьи и исследования. Ярославль. 1996. С. 7;14. Анкудинова Е.А., Мельник А.Г. Спасо-Преображенский собор в Ярославле. М., 2002. С. 85-87. Илл. 66-72;15. Иконы Ярославля 13-16 веков. М., 2002. С. 40. Кат. 8-18;16. Блажевская С.Е. Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле. М., 2003.С. 76. Илл. на с. 69-79;17. Болотцева И.П. Ярославская иконопись второй половины XVI-XVII веков. Ярославль. 2004. С.43, 45, 50;18. Юрьева Т.В. Ярославский иконостас. Ярославль. 2007. С. 93. Илл. 60 на с. 93, илл. 61 на с. 94.19. Иконы Ярославля XIII – середины XVII века. М., 2009. Т. 1. Кат. 22-32
К Римлянам
Послание к Римлянам было, вероятно, написано в Коринфе в 58 г., в конце третьего путешествия. Поводом к написанию стало желание апостола наладить связь с христианами города Рима, где он до этого не был.
Павел рассуждает о греховности всех людей и единственном способе ее преодоления – оправдании через веру, о значении крещения, о различии жизни по закону и жизни в Духе, о судьбах язычников и иудеев, а также дает практические наставления в христианской жизни.
1-е к Коринфянам
1-е послание к Коринфянам было отправлено апостолом Павлом из Ефеса в 57 г. по причине нестроений в Коринфской церкви и в ответ на их письмо.
Апостол рассматривает различные вопросы: единство верующих во Христе, отлучение грешника от Церкви для его исправления, тяжбы между христианами, брак и безбрачие, допустимость участия в идоложертвенных трапезах, порядок общественного богослужения, назначение даров Святого Духа, учение о воскресении мертвых и сбор милостыни.
2-е к Коринфянам
2-е послание к Коринфянам было написано Павлом в Македонии во время его третьего путешествия – около 58 г.
Послание носит автобиографичный характер и затрагивает непростые взаимоотношения между апостолом и христианами Коринфа. В послании апостол говорит о своих скорбях и служении, выражает радость о покаянии своего обидчика, увещает к сбору милостыни для Иерусалимской церкви и защищает свое апостольское достоинство.
К галатам
Послание к Галатам было написано Павлом в Ефесе вскоре после второго миссионерского путешествия – около 54 г.
Поводом для написания послания к Галатам стал остро возникший вопрос о необходимости для христиан исполнения ветхозаветного закона: в галатийскую общину проникли иудействующие учителя, принуждавшие уверовавших из числа язычников к принятию иудейского обрезания и прочих обрядовых установлений.
Полемизируя с иудействующими, апостол Павел настаивает на том, что только «вера, действующая любовью» (Гал. 5:6) – вне зависимости от исполнения закона – может являться основанием спасения человека. В чем же проявляется эта вера?
«Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2).
К Ефесянам
Послание к Ефесянам было написано в период первых римских уз около 63 г. Главной темой послания является Тело Христово, то есть Церковь (Еф. 1:23), в котором собраны вместе бывшие иудеи и язычники: «теперь во Христе Иисусе вы, бывшие некогда далеко, стали близки Кровию Христовою» (Еф. 2:13). Далее апостол преподает наставления о нравственности и семейных отношениях, а также увещает к единству в вере. Послание к Ефесянам называют вершиной богословских размышлений апостола Павла по глубине содержащегося в нем учения.
К Филиппийцам
Послание к Филиппийцам было написано около 63 г. в Риме. Радостное по своему характеру, оно содержит благодарение за помощь, которую филиппийцы неоднократно оказывали апостолу Павлу.
Апостол призывает читателей к единодушию и единомыслию в любви, приводя в пример добровольное самоуничижение Христа:
«В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всякий язык исповедал, что Господь Иисус Христос в славу Бога Отца» (Флп. 2:5–11).
К Колоссянам
Послание к Колоссянам было написано во время первых римских уз около 63 г. Поводом к написанию стало появление среди колосских христиан опасного лжеучения, и Павел счел необходимым обратиться к ним со словом увещания.
В этой ереси переплелись следующие черты: обличение умаления значения Христа, иудейского законничества, гностической философии и восточного мистицизма. Апостол Павел отвращает колоссян от их заблуждений и раскрывает возвышенное учение о Христе, в Котором «обитает вся полнота Божества телесно» (Кол. 2:9).
1-е к Фесаллоникийцам
1-е послание к Фессалоникийцам – это, по всей видимости, первое послание апостола Павла. Оно было отправлено из Коринфа во время второго путешествия – в 51 г. В своем послании апостол имел намерение более точно изложить учение о воскресении мертвых в конце человеческой истории, втором пришествии Господа и Страшном Суде.
Поскольку фессалоникийские христиане сожалели о смерти своих собратьев, апостол утешает их развернутым описанием эсхатологических событий, в которых воздаяние получат и живые, и умершие. При этом призывает адресатов сознательно подавлять свое любопытство и не размышлять о сроках пришествия Христа, но жить, преуспевая в добродетели.
2-е к Фесаллоникийцам
2-е послание к Фессалоникийцам было написано в Коринфе вскоре после 1-го – в 51 или 52 г. Поводом для написания стало то, что среди христиан Фессалоники вновь возникло неверное представление о втором пришествии Христа, которое, по их мнению, уже совершилось.
Апостол Павел объясняет, что этот день не наступит, «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха» (2 Фес. 2:3), обольщающий людей по действию сатаны, а также призывает держаться апостольского предания и жить собственным трудом.
1-е к Тимофею
1-е послание к Тимофею было создано во время четвертого путешествия около 64 г. с целью дать твердые ориентиры молодому апостолу. Павел делает предостережения относительно лжеучений, выражает требования к епископам и пресвитерам, а также дает советы по устройству церковной жизни и отношению к вдовам, старцам и молодым людям.
2-е к Тимофею
2-е послание к Тимофею было послано апостолом Павлом из вторых римских уз в 67 г. перед его мученической кончиной. Апостол говорит о тяжести последних времен, призывает Тимофея к ревностному апостольскому служению и твердости в вере, дает важные наставления о христианской жизни и упорном труде во благо Церкви.
К Титу
Послание к Титу было написано во время четвертого путешествия в Никополе около 64 г. Апостол Павел выражает требования к избираемым на епископское служение, обличает лжеучителей и дает наставления о правильном поведении христиан.
К Филимону
Послание к Филимону было написано в Риме в период первых уз около 63 г. Павел ходатайствует перед Филимоном о его рабе Онисиме, сбежавшем от господина в Рим и принявшем христианство, и рассуждает о милосердии, прощении, долге.
К Евреям
Послание к Евреям было, вероятно, написано апостолом Павлом в Риме около 63 г. Одним из важных поводов для этого стало гонение на христиан из евреев, в результате которого у них возник соблазн отказа от веры и возвращения в иудаизм.
Демонстрируя истинность христианства, апостол Павел доказывает, что Христос безмерно превосходит пророков, ангелов, Моисея и Иисуса Навина, а также рассуждает о священстве Господа по чину Мелхиседека. Апостол предостерегает адресатов от вероотступничества и убеждает быть непоколебимыми, приводя многочисленные примеры веры древних праведников.
Автор: Священник Григорий Нелюбин.
Видео
Лекция протоиерея Андрея Ткачева «Апостол Павел. Послания.» в рамках православных просветительских курсов. Москва. Сретенская духовная семинария.