что нам дает кино
Кинотерапия: посмотри на свою жизнь
Зачем на самом деле мы смотрим фильмы и сериалы
Некоторые всерьез считают просмотр фильмов и сериалов бессмысленной тратой времени. Другие уверены, что фильмы украшают жизнь и делают ее интересной. Третьи замечают, что по временам впадают в зависимость от любимых фильмов и сериалов и буквально живут от просмотра до просмотра.
Кинотерапия – одно из самых молодых и относительно малоизученных направлений арт-терапии. Оно основано на эффекте проекции.
Мы идентифицируем себя с героями, близкими нам по темпераменту, биографии, внешнему виду или просто загадочно притягательными. Вместе с ними в течение фильма мы проживаем… нет, вовсе не их, а свои собственные жизненные повороты и эмоции. Фильмы открывают наши, закупоренные до времени, чувства и позволяют пережить их в безопасной обстановке, словно бы даже не за себя, а за героя киноленты.
Когда мы плачем вместе с героями на обломках затонувшего «Титаника» или у могилы эльфа-домовика, мы оплакиваем вовсе не эти катастрофы. По-настоящему сильные слезы, смех или злость у нас вызывают собственные жизненные ситуации, в которые мы когда-то попадали, и не наплакались, не наскрежетались зубами или не насмеялись вдоволь.
Поэтому мы по-разному реагируем на фильмы. Один скептически смотрит на всю эту «слезовыжималку», не проронив ни слезинки, другой выжимает третий платок. Кто-то обожает фильмы ужасов, дескать, они «помогают снять напряжение», а другой, наоборот, только дополнительно напрягается от зрелища зомби-апокалипсиса и потому избегает таких фильмов.
На психотерапевтических консультациях я часто рекомендую клиентам фильмы в терапевтических целях. В статье такие индивидуальные рекомендации невозможны, поэтому я предлагаю посмотреть на кинотерапию с другой стороны: не «прописывать» себе фильмы для того, чтобы разобраться с какой-то проблемой, а понаблюдать за своими киновкусами и по ним определить, какая потребность у вас сейчас актуальна, о чем просят ваша душа и тело.
Грустные фильмы
И действительно – далеко не всегда хочется погружаться в пучину кинематографической грусти. Но иногда это бывает важно.
Фильмы помогают сбросить напряжение и проявить эмоции, подавленные в обычной жизни. Какие эмоции люди «давят» и прячут чаще остальных? Верно: грусть и гнев (чаще всего сразу парой).
Теория никогда так не убеждает, как практика, поэтому качестве иллюстрации приведу историю (имя и узнаваемые детали изменены).
Смерть Муфасы
Катя всегда считала себя «крепким орешком». В шестнадцать осталась без родителей (ушли один за другим от болезней) и привыкла справляться со всем сама. Просто больше вариантов не было. Точить слезы – вот еще ерунда!
Не подумайте, что она как-то специально сдерживалась или не позволяла себе плакать. Просто глаза оставались сухими. Что бы ни происходило. Когда расставалась со своим парнем. Когда навсегда уезжала из родного города. Когда хоронила любимую собаку. Ни слезинки.
Она не плакала, это да. Только время от времени (примерно раз в месяц) вдруг, ни с того ни с сего, Катя начинала задыхаться. Грудную клетку словно сдавливала железная рука. Это было страшно. Очень. Но только Катя собиралась вызвать скорую, как все проходило само собой. Врачи разводили руками: «здоровая молодая женщина».
Неизвестно, чем бы закончилась Катина история, если бы в прошлом году (еще до карантина) подруга и ее пятилетний сынишка не затащили ее в кино. Там показывали ремейк «Короля льва».
Катя думала просто переждать в кино с телефоном, но неожиданно прилипла к экрану. Там погибал сильный красивый лев Муфаса. А крошечный львенок льнул к нему и плакал: «папа, вставай, идем домой!».
Комок в Катиной груди вдруг разошелся, железная хватка разжалась, и Катя заплакала. Она не могла остановить слезы до конца фильма. Катя оплакивала свое покалеченное детство, одиночество, рыдала от острой жалости к себе – той шестнадцатилетней девчонке, оставшейся без родителей.
После фильма она вытерла слезы, со смехом сказала подруге, что наплакалась, видно, на сто лет вперед. И стала жить как обычно. Она не обратилась к психотерапевту, не стала мягче, по-прежнему, как стойкий оловянный солдатик с сухими глазами, встречает все жизненные невзгоды.
Но раз в месяц она забирается под одеяло, наливает чаю, ставит рядом пачку салфеток и включает новый мультфильм. В прошлый раз это было «Холодное сердце», сейчас на очереди вторая часть. Панические атаки с тех пор не возвращались.
Внимание: у панических атак могут быть разные причины и проявления, самолечение и самодиагностика могут быть опасными для здоровья.
Ужас-ужас-ужас!
Хорроры, триллеры и прочие кошмары на улице Вязов – категория фильмов, которую любить, в общем, не очень принято вне подростковой среды. Фильмы ужасов — это часто противно, неприятно, заставляет быть на взводе.
Многие взрослые люди их избегают, а многие родители запрещают (или категорически не рекомендуют) смотреть такие фильмы и своим подросткам (а уж тем более детям).
И действительно – влияние страшных фильмов на психику процесс малоподконтрольный и, говоря начистоту, малоизученный. И то, что для одного человека может быть терапевтично, обострит у другого тревожность и лишит его сна.
» Психологи редко рекомендуют клиентам смотреть фильмы ужасов. Только, если хорошо знают, какой эффект это окажет в конкретном данном случае. Однако индустрия «ужасного» процветает и пользуется огромным спросом.
Кто все эти люди, которые тянутся (или время от времени обращаются) к “ужастикам”? Что они получают от этого?
1. Стимул жить
Да, как бы нелепо это не звучало, но иногда в подавленном состоянии, когда у человека притупился интерес к жизни и наблюдается дезориентация в интересах, фильмы ужасов и триллеры способны дать необходимый возбуждающий толчок (речь не идет о проявлениях клинической депрессии – тут фильмы не помогут).
Почему так?
В большинстве пугающих фильмов эксплуатируется одна и та же тема: страх смерти. Героев преследуют маньяки, привидения, злой рок, крушения, адские механизмы и другие смертельные опасности.
Герои очень хотят выжить и буквально каждую минуту рискуют умереть (или умирают). Это ощущение близости смерти передается и зрителю. Здоровая психика устроена так: страх смерти обостряет желание жить, заставляет человека подвергать свою жизнь ревизии, вспоминать, что ценного у него есть и чего он еще хотел бы добиться.
Таким образом, тяга к страшному может быть маркером некоторого жизненного застоя и потребности по-новому расставить жизненные приоритеты, начать делать то, что приносит радость и удовольствие.
2. Потребность в сепарации от родителей
Отдельно стоит сказать о фильмах в жанре cлэшер (англ. slash «удар с плеча; рубить»). Это всем известные подростковые ужастики с маньяком, которые были особенно популярны в 80-е годы. Например: «Пятница 13», «Хэллоуин», «Кошмар на улице Вязов», «Техасская резня бензопилой», «Крик».
Сюжетно эти картины очень похожи одна на другую: есть группа подростков, маньяк, непредсказуемо выбирающий себе жертв, и один выживший (а иногда и победивший злодея) герой (чаще всего девушка).
Первыми жертвами в таких фильмах становятся герои, которые ведут себя «плохо»: курят, пьют, занимаются сексом. «Хорошие» же девочки выживают чаще.
Кроме того, страшный маньяк, который в первую очередь карает и уничтожает «нарушителей», но в конце оказывается побежденным (пусть на время) сам, связан с карающей авторитетной родительской фигурой. В подростковом возрасте главной актуальной задачей становится отделение от родителей, обретение собственной «стаи». Родительские запреты и наставления, которые порой мешают тому процессу, воспринимаются как злодейская фигура, которая стремиться «уничтожить» все самое прекрасное в жизни.
В финале фигура маньяка оказывается не такой уж всесильной: оказывается, он сам много страдал, прежде чем стать чудовищем. А главная героиня обретает силу и свободу, символизирующую путь к новой жизни.
3. Выражение сильной агрессии
Еще один аргумент против фильмов ужасов: зритель может отождествляться не только с героями-жертвами, но и с героями-преследователями. Не опасно ли это для психики? Писатель Стивен Кинг, который уж точно разбирается в этом «ужасном деле», написал об этом так:
«Антицивилизационные, опасные эмоции никуда не исчезают, и они тоже требуют периодических тренировок.
Мифический фильм ужасов (как и черный юмор) выполняет эту грязную работу. Он избирательно взывает к худшим нашим проявлениям — высвобождает наши патологии, самые базовые инстинкты, делает явью самые отвратительные фантазии… и это происходит в подобающей темноте… Лично я предпочитаю смотреть самые агрессивные из них — к примеру, «Рассвет мертвецов» — для того, чтобы поднять дверцу клетки своего цивилизованного рассудка и закинуть корзину сырого мяса голодным аллигаторам, которые плавают в этой подземной реке.
Зачем утруждать себя? Потому что это не дает им выползти наружу, дружище. Это держит их внизу, а меня наверху. Леннон и Маккарти сказали, что все, что нам нужно — это любовь, и я готов с этим согласиться.
Пока аллигаторы накормлены».
Таким образом, пристрастие к фильмам ужасов может быть маркером очень-очень сильной подавленной агрессии, которая настойчиво требует выхода. И если это ваш случай, консультация психотерапевта тоже будет очень уместной: аллигаторы действительно могут быть опасны, важно приручать их. В том числе и с помощью кинотерапии.
» Итак, в каждом фильме главное для нас — это эффект узнавания: зритель присоединяется к герою и вместе с ним проходит его путь по дороге длиной в фильм, обучаясь новым стратегиям поведения или делая выводы из собственных устойчивых паттернов.
Другие типы фильмов:
Фильмы с несчастливым финалом
Главное предназначение таких фильмов – помочь зрителям признать собственную психологическую реальность. Они, словно ушат холодной воды, отрезвляют, заставляют посмотреть в лицо фактам.
Комедии: поиск радости, высмеивание
Поиск смешного часто говорит о дефиците радости в реальной жизни. Если количество просмотренных в последнее время комедий зашкалило или вы в пятый раз по кругу смотрите один и тот же комедийный сериал, это повод спросить себя: что со мной происходит? Какие еще источники радости сейчас есть в моей жизни?
Детективы: распутать загадку
Этот жанр всерьез «цепляет», скорее всего, в тех случаях, когда человек сам оказался в ситуации жизненного «расследования», распутывания сложного клубка закономерностей. Нет, речь не о преступлениях. Чаще всего речь об исследовании собственного характера, когда человек старается установить связь между внутренними качествами и внешними последствиями и понять, как он сам влияет на собственную жизнь.
Сериалы: кнопка выкл
Их главная особенность: предсказуемость, цикличность. Сериалы вносят в жизнь элемент предсказуемости. Постоянные герои, понятный жанр, предсказуемая структура сюжета (даже если это остросюжетный детектив, мы знаем, чего от него ожидать). Пристрастие к сериалам чаще всего демонстрируют тревожные люди, которым необходимо «переключиться».
Кроме того, есть элемент зависимости: в период увлеченного просмотра мы ждем каждую серию и до какой-то степени начинаем выстраивать жизнь вокруг сериала. Если это про вас, обратите внимание: что сейчас происходит в вашей жизни такого, что настолько вас утомило, что нужна передышка. Как еще, кроме сериала, вы можете себя поддержать?
Православная Жизнь
Как занять свое свободное время? Среди вариантов заполнения своего досуга можно назвать прогулки, посиделки в кафе, посещение театра, концертов, а также часто выбираемый молодежью вариант – поход в кино, или просто просмотр в домашней обстановке хорошего фильма. Люди очень часто ходят в кинотеатры, так сказать, «зависают» при просмотре многочасового фильма дома или в гостях, в дороге. А вообще, в какой мере просмотр видеофильмов влияет на человека? И есть ли хоть какая-то польза в таком варианте времяпрепровождения? Ответ на эти вопросы попробовал найти студент II курса КДА Дмитрий Чеботарев.
Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха. Кино объединяет людей — в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.
У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.
Кадр из фильма «Война миров Z»
Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.
В этом контексте мы можем просмотреть «эволюцию» кинематографа.
Если провести грань между кинофильмами прошлого десятилетия и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, в советских фильмах милиционеры были показаны как честные, умные и достойные люди. Этой профессией гордились. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые личности, не уважающие никого, и сами не подчиняются закону, который, между прочим, призваны блюсти. И у общественности складывается мнение, что полицейские — это нарушители закона и порядка, вымогатели, иными словами — отрицательные персонажи. Вот один из примеров влияния киноиндустрии на общественное мнение. Интересно, что в американских фильмах их полицейские — это уважаемые люди, к которым всегда идут за помощью, у них спрашивают совета. Помимо этого, можно увидеть и смену ценностей в кино. Если в тех же советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствуют, то в современных кинолентах этот аспект выставляется напоказ для всеобщего обозрения как норма.
По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества.
В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден — фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?
Как на это смотрит Церковь?
Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.
Человек сегодня стал настолько привязан к инновационным технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например, мы перестали читать печатные книги, потому что фактически вся информация уже есть в компьютере, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. Читать про ту или иную историческую эпоху или про выдающегося деятеля искусства или государства незачем, потому что альтернативой выступает фильм на аналогичную тематику, сериал, телепередача и т.д. В принципе, на первый взгляд, здесь нет ничего плохого, ведь все это делается для удобства, экономии времени. Но именно в этом аспекте скрывается некая опасность — постепенный отход человечества от такого явления, как, например, чтение книг независимо от их формата. А ведь каждый православный христианин обязан читать ежедневно Священное Писание. Напоследок хотелось бы кратко обратить внимание на одну продукцию киноиндустрии, которая не так давно вызвала много шума в нашем обществе. Сегодня огромный всплеск популярности как по просмотру в кинотеатрах, так и по чтению книг имеет фильм «50 оттенков серого». Этот фильм еще лет 10-15 тому назад для массового зрителя вообще запретили бы. С христианской точки зрения он является безнравственным, пошлым и не имеющим смысла. Но еще поразительно то, что по состоянию на 20 февраля 2015 года установлено около 96 миллионов просмотров одного только трейлера к этому фильму. В противовес «безнравственной дыре» современного кинематографа хочется привести абсолютно противоположный продукт киноиндустрии 2012 г., который основанный на реальных событиях, под названием «Невозможное», или фильм «Только ты». К сожалению, на сегодняшний день они практически неизвестны. Несмотря на это, указанные фильмы наполнены настоящими христианскими ценностями: верности в семьях, искренней любви и высоконравственных поступков. Но так уж сложилось, что в наше время это показывать и об этом говорить не выгодно. Поэтому и не стоит удивляться распущенности нашего общества, и в частности, молодого поколения. Не стоит удивляться и тому, как в недавних «лихих 90-х», после показа сериала «Бригада», большинство юношей ходили с кличками «Космос», «Фил», «Белый» и бросались разными так называемыми «блатными словами». А что уж говорить о развратных фильмах, как «50 оттенков серого», которые разжигают страсти и опустошают человека изнутри, пагубно влияя на его действия и мысли.
На этом элементарном примере можно отчетливо увидеть, в какой мере действительно полезно нам так много времени тратить на ненужную для нас продукцию киноиндустрии. Нужно выяснить самим для себя, как мы проводим свое свободное время. По этому поводу следует привести слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23), по этому принципу должен действовать человек, занимая свой досуг.
Когда мы будем иметь во всем рассуждение, то тогда все чем бы ни заняли свое свободное время, то все пойдет нам на пользу и на обогащение нашей души. Тогда интерес к чему-либо «нехорошему», в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов исчезнет сам по себе.
Чеботарев Дмитрий, студент II курса КДА
По материалам журнала «Академический летописец»
Для чего и зачем нужно кино людям – роль фильмов в жизни человека
Какую роль, играет кино, в жизни каждого из нас? Это очень трудный вопрос. Ведь оно бывает разным.
Кто- то включает телевизор для подавления шума, не вникая в смысл происходящего на экране, другие предпочитают просмотр фильма за чашечкой ароматного кофе и свежего пирога, в кругу семьи, третьи рассматривают его, как искусство.
Уже много лет кинотеатры во многом заменили нам театры, игра актёров не хуже, к тому же умопомрачительные специальные эффекты и озвучивание. Век новых технологий, просмотр того или иного фильма, может превратится в настоящее путешествие, приключение.
Вас может затронуть до слез история безответной любви, а может вы окунетесь в мир невиданных созданий. Вы можете стать участником военных действий, или испытать страх при кораблекрушении. Всё эти эмоции вселит зрителю кино, а какие каждый выбирает на свой вкус.
Фильмы учат нас добру, показывают, что может произойти со злом. Иногда подсказывают выход из трудной ситуации. Подкидывают идеи и создают новые цели. Заставляют изменить себя и свой внутренний мир. Обучают полезным навыкам и пополнят копилку знаний.
Документальное кино рассказывает о событиях страны и мира, чрезвычайных происшествия, об историях выживания. Вовлекают нас в мир живой природы, посвящают о достижениях человечества.
Многие основаны на реальных событиях, что делает просмотр более интересным, познавательным и удивительным.
Стоит отметить, актёры знаменитых кинокартин получают награды, как и те, кто работал вместе с ними. Это говорит о том, что кино является частью культуры, искусства, имеет свою ценность. Их работа очень сложна, иногда даже опасна. Ведь бывают случаи, когда сроки съёмок поджимают, а на месте не оказывается каскадера-дублера, многие очень переданы своему делу, и о важно соглашаются выполнить трюк самостоятельно.
Только задумайтесь, некоторым кинофильмам более ста лет, а мы храним память о них, пересматриваю раз за разом, это говорит о качестве съёмки и душевной игре актёров. Такое кино, вечно живёт в сердцах людей.
О кино возможно писать бесконечно, но та малая часть, описанная мною, уже говорит о том, что в нашей жизни эта часть искусства занимает одно из первых мест, играет свою определённо важную роль, трудно представить мир без него. Ведь порой именно кинофильмы раскрашивают наши серые будни, а праздники и выходные ещё ярче.
Последняя муза
По происхождению слово «кино», как и имена других муз, греческое, переводится оно как «движение». Продолжая метафору, можно сказать, что покровительница нового искусства стоит на плечах своих предшественниц. Живопись подарила ей науку цвета и композиции, литература – сюжет, театр научил объемному видению и работе с актером, музыка насытила действие настроением.
В значение слова «кино» включают также понятия кинематографии, кинофильма, кинотеатра. Кино бывает документальным и игровым. Принципиальная разница между ними заключается в достоверности сюжета. Документальный фильм не прибегает к вымышленным событиям и персонажам.
Рекомендации для кинозрителей
Исходя из вышеизложенных заключений, мы разработали следующие предложения для потребителей кинопродуктов:
1. Перед просмотром фильмов стараться максимально внимательно смотреть трейлер. Хотя, как выяснилось, трейлеры не отражают на 100% содержание фильмов и даже могут быть обманчивыми, тем не менее у зрителя есть возможность заметить общий посыл кинокартины.
2. Обращать внимание на возрастные ограничения. Если указано «16+» или «18+», то повышается вероятность встретить в фильме порнографические сцены, употребление табака, алкоголя, наркотических веществ без порицания, бранную лексику, сцены жестокости и насилия (в том числе оправданные сюжетом), картины, вызывающие ужас, подробное изображение насилия, полового акта. Также следует помнить о том, что некоторые фильмы с более ранними возрастными рамками, например, «12+», игнорируют соответствующие им регламенты.
3. Обращать внимание на постеры. В основном, можно отличить настроение фильма по афише. Например, если изображено фото главных героев с нарочито явными эмоциями (удивление, глупость, веселье), то скорее всего фильм являет собой комедию с глупым юмором. Если ограничение 16+ или 18+, то скорее всего – с добавлением пошлого юмора. Также очень показательны постеры фильмов ужасов.
4. Найти человека, следующего высоконравственным ценностям и выбирать фильмы по его советам. Так, например, сегодня в социальных сетях можно найти церковных служителей, легко дающих советы относительно потребления того или иного контента всем желающим. Однако, даже такие «рецензии» не снимают ответственность с зрителя за выбор кино.
5. Во время просмотра фильма замечать нежелательную пропаганду (например, гомосексуализма, интеллектуальной деградации, «везучести») и, при необходимости, прекращать просмотр.
6. После просмотра фильма обсудить его с кем-то из референтной группы или же кратко проанализировать самостоятельно, обдумав все «смущающие» эпизоды.
7. Заранее изучить информацию по грамотному и осознанному потреблению контента (например, портал «Научи хорошему»).
Сила кино
Этим, конечно, не исчерпывается значение кино в жизни человека. Хорошее кинопроизведение всегда дает пищу уму. Оно питает духовную составляющую человека, вооружает нравственным компасом, чтобы ориентироваться в мире людей и идей.
О способности киноискусства влиять на сознание людей быстро догадался Владимир Ленин, издавший 27 августа 1919 года Декрет о национализации кинематографа. Эта дата стала Днем отечественного кино, который мы отмечаем до сих пор.
Лента, которую человек смотрит с интересом, обладает мощной силой внедрять информацию в подсознание. Погружая зрителя в мир иллюзии, кино потенциально может управлять мыслью и действиями людей.
Православная Жизнь
Как занять свое свободное время? Среди вариантов заполнения своего досуга можно назвать прогулки, посиделки в кафе, посещение театра, концертов, а также часто выбираемый молодежью вариант – поход в кино, или просто просмотр в домашней обстановке хорошего фильма. Люди очень часто ходят в кинотеатры, так сказать, «зависают» при просмотре многочасового фильма дома или в гостях, в дороге. А вообще, в какой мере просмотр видеофильмов влияет на человека? И есть ли хоть какая-то польза в таком варианте времяпрепровождения? Ответ на эти вопросы попробовал найти студент II курса КДА Дмитрий Чеботарев.
Из всех видов искусства кино занимает уникальное место в современном мире, а соответственно и в жизни человека. Кинематограф — это целый социальный институт. Он влияет на жизнь общества, формируя сознания зрителя. В свою очередь, общество требует от кинематографии новых достижений: усовершенствования технических приемов и креативности идей. Таким образом, между обществом и миром кино существует постоянная связь. И эта связь способна передавать наши чувства, привычки, обычаи и традиции, даже погружать человека в мир его иллюзий. Более того, можно сказать, что киноиндустрия способна охватывать почти все сферы общественного сознания. Кино дает возможность человеку воспринимать жизнь немножко под другим углом, чем он ее воспринимал до того. Но надо понимать и помнить, что кино не может заменить собой реальную жизнь, а превращает ее лишь в некую иллюзию. Поэтому кинолента неким образом освобождает зрителя от напряжений реального времени, от разного рода негативных чувств: тоски, вины, страха… Кино объединяет людей — в этом состоит одно из самых важных качеств кинематографа.
У нас, то есть зрителей, вызывает восхищение просмотренная кинолента: непревзойденная игра актеров и каскадеров, мастерство режиссеров, постановщиков и других членов съемочной команды. Но самой главной изюминкой кинофильма выступает его эмоциональность. Когда мы просматриваем кино, мы получаем большой заряд эмоций. Мы вместе с героями киноленты начинаем переживать, радоваться, удивляться и вообще как будто проживаем еще одну жизнь. Даже в том или ином фильме мы можем получить ответ на вопрос, который тревожил нас ранее. Хотя, с другой стороны, в этом может быть и подводный камень, ведь далеко не всегда эмоции бывают позитивными. Например, эмоции после просмотра фильма ужасов.
Кадр из фильма «Война миров Z»
Так, кинофильм формирует мировоззрение человека, обогащает или обкрадывает его душевно, насыщает эмоционально. Отсюда вырисовывается еще одна изюминка кинематографа — психологическое воздействие на человека. Ведь под его воздействием может возникать разнообразная гамма неповторимых чувств. Полнометражный фильм или целый телесериал может вызвать улыбку или слёзы, радость или грусть, возбуждение или ощущение душевного покоя. Кино может менять внутреннее состояние человека, его характер, поведение и даже привычки. И здесь мы можем найти очередную особенность кинематографа, а именно — передачу замысла создателя. Если намерение режиссёра было в том, чтобы человек задумался о некоторых идеях и проблемах, которые вложил в свою работу автор киноленты, и сделал для себя из этого вывод — так оно, как правило, и произойдет. Фильм — это мир идей, которые человек реализует в своем сознании.
Кинематограф действенно влияет на человека и занимает в его жизни определенное, важное место. И в этом моменте прослеживается некое отрицательное явление, которое рассмотрим ниже.
В этом контексте мы можем просмотреть «эволюцию» кинематографа.
Если провести грань между кинофильмами прошлого десятилетия и нынешнего времени, то можно увидеть процесс развития как в хорошую, так и в плохую сторону. Например, в советских фильмах милиционеры были показаны как честные, умные и достойные люди. Этой профессией гордились. А теперь во всех современных российских фильмах милиционеры и полицейские изображаются как подлые личности, не уважающие никого, и сами не подчиняются закону, который, между прочим, призваны блюсти. И у общественности складывается мнение, что полицейские — это нарушители закона и порядка, вымогатели, иными словами — отрицательные персонажи. Вот один из примеров влияния киноиндустрии на общественное мнение. Интересно, что в американских фильмах их полицейские — это уважаемые люди, к которым всегда идут за помощью, у них спрашивают совета. Помимо этого, можно увидеть и смену ценностей в кино. Если в тех же советских фильмах сцены интимного характера практически отсутствуют, то в современных кинолентах этот аспект выставляется напоказ для всеобщего обозрения как норма.
По уровню развития кинематографа в стране можно в какой-то степени судить о состоянии общества вообще. Любую социальную проблему можно рассмотреть в кино. Пропаганда в киноиндустрии существует во всех странах, во всех обществах. Она проходит в форме борьбы с нацизмом, воспитания чувств любви к Родине, культа любви и наслаждения и т. д. В какой-то степени правильным будет утверждение, что через кино государство манипулирует населением. Через кинопродукцию, рассчитанную на массового потребителя, очень удобно, например, переписывать историю. Этого можно достичь, искажая в кинохронике факты прошлого, вырезая из нее «ненужные» места и т.д. Акцентируется внимание на том, что выгодно в данный момент для определенных влиятельных сил общества.
В настоящее время современное общество стало очень привязано к просмотру кинофильмов, особенно молодежь. Сейчас для многих даже не составит дилеммы такой вопрос: почитать книгу или просмотреть фильм? Ответ очевиден — фильм! Порой тратится очень много времени для просмотра очередной киноленты, но получает ли человек для себя взамен какую-то пользу, не считая удовольствия?
Как на это смотрит Церковь?
Православная Церковь не запрещает смотреть кинофильмы, проводить время в кинотеатрах, смотреть их в дома. Но нас волнует вопрос качества этой кинопродукции, то есть её прямое воздействие на человека, какие эмоции фильм пробуждает в душе человека.
Человек сегодня стал настолько привязан к инновационным технологиям, что даже сам не замечая того стал их заложником. Например, мы перестали читать печатные книги, потому что фактически вся информация уже есть в компьютере, а это намного быстрее и удобнее, чем книга. Читать про ту или иную историческую эпоху или про выдающегося деятеля искусства или государства незачем, потому что альтернативой выступает фильм на аналогичную тематику, сериал, телепередача и т.д. В принципе, на первый взгляд, здесь нет ничего плохого, ведь все это делается для удобства, экономии времени. Но именно в этом аспекте скрывается некая опасность — постепенный отход человечества от такого явления, как, например, чтение книг независимо от их формата. А ведь каждый православный христианин обязан читать ежедневно Священное Писание. Напоследок хотелось бы кратко обратить внимание на одну продукцию киноиндустрии, которая не так давно вызвала много шума в нашем обществе. Сегодня огромный всплеск популярности как по просмотру в кинотеатрах, так и по чтению книг имеет фильм «50 оттенков серого». Этот фильм еще лет 10-15 тому назад для массового зрителя вообще запретили бы. С христианской точки зрения он является безнравственным, пошлым и не имеющим смысла. Но еще поразительно то, что по состоянию на 20 февраля 2020 года установлено около 96 миллионов просмотров одного только трейлера к этому фильму. В противовес «безнравственной дыре» современного кинематографа хочется привести абсолютно противоположный продукт киноиндустрии 2012 г., который основанный на реальных событиях, под названием «Невозможное», или фильм «Только ты». К сожалению, на сегодняшний день они практически неизвестны. Несмотря на это, указанные фильмы наполнены настоящими христианскими ценностями: верности в семьях, искренней любви и высоконравственных поступков. Но так уж сложилось, что в наше время это показывать и об этом говорить не выгодно. Поэтому и не стоит удивляться распущенности нашего общества, и в частности, молодого поколения. Не стоит удивляться и тому, как в недавних «лихих 90-х», после показа сериала «Бригада», большинство юношей ходили с кличками «Космос», «Фил», «Белый» и бросались разными так называемыми «блатными словами». А что уж говорить о развратных фильмах, как «50 оттенков серого», которые разжигают страсти и опустошают человека изнутри, пагубно влияя на его действия и мысли.
На этом элементарном примере можно отчетливо увидеть, в какой мере действительно полезно нам так много времени тратить на ненужную для нас продукцию киноиндустрии. Нужно выяснить самим для себя, как мы проводим свое свободное время. По этому поводу следует привести слова святого апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но не все назидает» (1 Кор. 10,23), по этому принципу должен действовать человек, занимая свой досуг.
Когда мы будем иметь во всем рассуждение, то тогда все чем бы ни заняли свое свободное время, то все пойдет нам на пользу и на обогащение нашей души. Тогда интерес к чему-либо «нехорошему», в том числе и к просмотру безнравственных и пустых фильмов исчезнет сам по себе.
Чеботарев Дмитрий, студент II курса КДА
По материалам журнала «Академический летописец»
До 16 и старше
Ученые уверяют, что значение кино для человека моложе 16 лет особенно велико, потому что фильмы воспитывают. Подросток еще не вполне осознает, насколько сильно поддается влиянию экрана, не понимает, когда и как воплощенные в киноленте идеи авторов начинают овладевать и манипулировать им. И здесь все зависит от нравственной парадигмы, заложенной в фильме. Победа добра и чести в кинопроизведении будет формировать душу в определенном ключе. Если же на экране торжествует зло, в сознании подростка сложится иная поведенческая матрица. Это наделяет людей, профессионально связанных с кино, особой ответственностью. Можно утверждать, что они моделируют будущее.
Зачем нужна музыка в кино?
Музыкальное сопровождение является одним из важнейших компонентов любой успешной киноленты. Да, когда-то режиссеры обходились вообще без звука, но эти времена, к счастью, остались лишь историей.
В современных картинах благодаря композиторам возможно:
Чтоб убедить вас в реальности происходящего, создатели очередного шедевра могут использовать визуальный ряд и звуковую дорожку. Но зачем в качестве аудио-сопровождения использовать лишь человеческий голос, когда можно прибегнуть к тому, что не оставляет равнодушным никого – к хорошей музыке.
Подбор композиций зависит не только от жанра фильма и конкретного момента, но и от целевой аудитории. Чаще всего используются общепризнанные хиты или инструментальное сопровождение.
Степень «погружения» в фильм зависит и от воспроизводящей системы, на дряхлых колонках, которые застали еще времена Ивана Грозного, насладиться всей гаммой звучания не получится.
Что такое «кино для всех»
Кино может объединять людей, поскольку способно охватить весь диапазон общественного сознания. Сагу Джорджа Лукаса «Звездные войны» сделало кинолегендой 20-го века именно следование общечеловеческим архетипам. В юности Лукас был впечатлен книгой Джозефа Кэмпбелла «Тысячеликий герой», в которой религовед, проштудировавший сотни мифов разных народов и времен, пришел к выводу, что все великие истории похожи. Лукас сотворил в блокбастере современный миф, основанный на этом открытии.
Самое замечательное в архетипах то, что в каждую эпоху они находят отражение в политических и социальных реалиях времени. В годы холодной войны, когда начали снимать «Звездные войны», вражда Республики с Империей была метафорой противостояния СССР и США. В обликах и нравах представителей темной стороны угадываются черты всех тоталитарных систем мира, образы джедаев напоминают об адептах свободы и любви.
Мифотворчество использовалось в создании лучшей кинодраматургии отечественного и зарубежного синематографа, эксплуатируется оно в создании сериалов. Это архетипы падчерицы и мачехи, красавицы и чудовища, женского коварства и мужского братства, спасителя, хранительницы и многие другие.
Рекомендации производителям фильмов
Людям, связанным с фильмопроизводством или способным повлиять на него, можно предложить следующее:
1. Не поддаваться некоторым модным течениям Голливудского кино, оставаясь доброжелательным к собственной Родине и соотечественникам. Например, даже при позволении, не снимать кино, выражающее одобрительное отношение к гомосексуализму, отношениям «без обязательств», интеллектуальной деградации и т. д.
2. Стремиться к созданию новинок, исключая абсолютное копирование шаблонов Голливуда. Например, отечественный фильм «Громкая связь» (2018 г.) сюжетно повторяет безнравственный зарубежный – «Идеальные незнакомцы» (2016 г.).
3. Стремиться снимать высоконравственные фильмы, побуждающие к доброте, милосердию, успеху, интеллектуальному развитию, пробуждающие патриотичные чувства, любовь к семье, уважение, стремление изменить существующее к лучшему.
4. Строго относиться к содержанию фильма, в большинстве случаях снимая словно для своих детей (что подразумевает отсутствие порнографических сцен, глупого юмора и пр.).
5. Мотивировать съёмочную команду к созданию качественного кинопродукта на основе вышеперечисленных высоконравственных ценностей, не поддаваясь модным вредным влияниям и возможному противоположному мнению авторитетов.
6. Популяризировать высоконравственные фильмы, побуждающие зрителей к созиданию лучшего.
Изучив современную актуальную ситуацию восприятия студенческой молодёжи кинофильмов, можно предпринять посильные для каждого действия по поднятию популярности качественных кинопродуктов. Для сотрудников кинематографа эти материалы также могут быть полезны для привития правильных ценностей подрастающему поколению.
Лучшие фильмы всех времен и народов
Универсального списка самых значимых кинокартин не существует, есть рейтинги, которые формируются на основе различных информационных площадок, связанных с синематографом. Например, интернет-база кинофильмов и сайт о кинематографе Internet Movie Database (IMDb) рекомендует 250 лент, снятых в период 20-21-го веков. Самый ранний фильм, который там упоминается, – семейная драма «Малыш», сделанная Чарли Чаплином в 1921 году. На первом месте – детектив 1994 года «Побег из Шоушенка», созданный Фрэнком Дарабонтом по повести Стивена Кинга. Есть в этом рейтинге две советские картины: научно-фантастическая притча «Сталкер» Андрея Тарковского (1979 г.) и военная драма «Иди и смотри» Элема Климова (1985 г.).
Варианты самореализации
Каждый человек мечтает о том, чтоб оставить хоть какой-то след в истории. Дабы после смерти о нем помнили, и определенная его частица осталась в этом мире, пусть в виде положительных эмоций последующих поколений.
Как только зародились первые цивилизации, стало понятно, что увековечить свое имя возможно не только благодаря физическим объектам – алтарям, храмам, монументам и дворцам. Гораздо эффективнее оставить свой след в памяти при помощи творчества.
На протяжении многих веков «стандартный джентльменский набор» оставался неизменным:
Можно было экспериментировать, но все равно приходилось оставаться в определенных рамках, установленных предшественниками. Так и продолжалось до начала XX века, когда кинематограф стал действительно перспективным направлением развития:
Российские рейтинги
По версии крупнейшего российского сайта Roskino лучшим является фильм «Андрей Рублев», снятый в 1966 году Тарковским. Драма состоит из восьми новелл и повествует о жизни русского иконописца, который 15 лет держит обет молчания, чтобы искупить грех убийства. Это яркая панорама жизни Руси XV столетия, очень пронзительное и искреннее кино. Значение в жизни каждого соотечественника имеют военные фильмы. Лидеры — «Семнадцать мгновений весны», «Белое солнце пустыни». На главных позициях в топе лучших лент — комедии Леонида Гайдая, киноклассика от Эльдара Рязанова, Георгия Данелия, Сергея Соловьева.
Большой интерес для мыслящего зрителя представляют работы современных режиссеров: Андрея Звягинцева («Елена», «Возвращение», «Левиафан»), Юрия Быкова («Дурак»), Алексея Учителя («Край», «Прогулка», «Космос как предчувствие»), Василия Сигарева («Жить!», «Страна ОЗ», «До свидания, мама»), Валерия Тодоровского («Страна глухих», «Стиляги»).
Фильмы, которые смотреть не надо
Ни одно обозрение не обходится без рейтинга худших фильмов, авторам которых изменило чувство вкуса и здравого смысла. Как выяснилось, зрителей не впечатляют ни человек-пума, ни девушка в золотых сапожках, ни акула юрского периода из одноименных фильмов, признанных IMDb самыми плохими, как не интересны им столкновения роботов с мумиями ацтеков и завоевание марсиан Санта Клаусом.
Среди худших отечественных картин посетители сайта «Кинопоиск» назвали неудачный ремейк бестселлера «Кавказская пленница!» (2014 г.), безуспешную попытку реанимировать любимый сюжет «Возвращение мушкетеров» (2009 г.), безжизненную комедию «Беременный» (2011 г.). Не понравилась зрителям буффонада «Гитлер капут!» (2008 г.), разочаровало продолжение культового боевика «Бригада: наследник» (2012 г.).
Что общего между мумией и кинофильмом
Специалисты утверждают, что внутренние истоки пластических искусств, к каким относится и кино, берут начало в древней практике мумификации, как способа преодоления смерти. Загробная жизнь, по мнению древнего египтянина, напрямую зависела от того, как сохранится тело усопшего. Для сохранения видимости жизни в саркофаги клали статуэтки – уменьшенные модели их обладателей. Так предки преодолевали силу времени и решали проблему бессмертия. А теперь задумаемся: что такое кино, как не попытка остановить время? Ведь это искусство совершенней всего запечатлевает реальность.