что находится внутри покровского собора
Внутри Собора Василия Блаженного: потолок‑калейдоскоп и галереи с видом на Кремль
Визитная карточка столицы – Собор Василия Блаженного, или Покровский собор – в июне празднует 456-летие. Он был построен по приказу Ивана Грозного в честь покорения Казанского ханства. Сегодня «пряничный домик» с цветными куполами на Красной площади мелькает в фильмах, красуется на магнитах и открытках. Для российских туристов это бренд Москвы, а для иностранцев – чуть ли не главный символ России. Несмотря на популярность собора, внутреннее убранство мало кто видел. Многие москвичи думают, что собор функционирует как музей, а службы там не проводятся. Обозреватель РИАМО сходила в Собор Василия Блаженного и узнала, что обязательно нужно увидеть внутри.
Храм и музей
Попасть в собор сегодня можно двумя способами – по билету на экскурсию и на богослужение бесплатно. Правда, службы проводятся только по воскресеньям и большим церковным праздникам, и как правило, в нижней церкви, это не позволит увидеть знаменитые купола изнутри.
Внутри собора – десять церквей, при этом девять из них – на втором ярусе, они воздвигнуты на едином основании и накрыты теми самыми разноцветными куполами. Ради того, чтобы увидеть их своды и росписи на потолках, и стоит купить билет.
Экскурсии по собору водят уже почти 100 лет, с 1923 года, а богослужения возобновили только в 1991 году, когда собор перешел в совместное пользование Государственного исторического музея и РПЦ. Примерно в это же время, в 1990 году собор включили в список объектов Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.
За долгую историю собора его предназначение не раз менялось. Например, с 17 века это было надежное убежище от пожаров, которые в то время в Москве случались каждые 2-3 года. Хозяйственные помещения храма – подклеты сдавали в наем купцам, которые могли хранить здесь свои товары. Прочные кирпичные стены подклетов толщиной 3 метра привлекали и зажиточных москвичей, которые снимали их для хранения своего имущества. До конца 16 века во вместительной нише собора хранилась и царская казна – основное сокровище русского государства.
Кроме подклетов, которые можно увидеть и сегодня, среди знаковых экспонатов первого этажа – древние иконы, ровесницы храма, а также Церковь Василия Блаженного, где хранятся мощи Святого Василия и проходят воскресные службы.
Подкупольные храмы
Чтобы увидеть главные экспонаты – подкупольные храмы – нужно подняться наверх по узкой винтовой лестнице, которая ведет из подклета. Когда-то это лестница была тайной, а сегодня по ней поднимаются все туристы.
Поднявшись наверх, оказываешься в Церкви Покрова Богородицы. Это самая большая по площади и самая высокая в соборе церковь высотой почти 50 метров, которая и дала имя собору.
Венчает церковь восьмигранный шатер, что зрительно устремляет ввысь конструкцию. Конечно, его нельзя не сфотографировать. Экскурсовод рассказывает, что в нем скрыта главная тайна собора: под древней фресковой росписью шатра виден текст, который и является закладной летописью, где указана дата окончания строительства собора.
При желании под шатром можно увидеть и горлышки голосников – кувшинов, которые встроены в стены для хорошей акустики в церкви.
Здесь же можно увидеть рамочный иконостас с роскошной резьбой по дереву и позолотой, нехарактерной для 16 века. В 18 веке он был перенесен сюда из собора Черниговских чудотворцев Московского Кремля, который до нашего времени не сохранился.
Среди церквей, в которые также стоит зайти – Церковь Троицы с белым потолком. Хотя Троицкая церковь проще по конструкции, чем Покровская, вместо шатра здесь– восьмигранный барабан и свод, зато красная спиралевидная восьмиконечная звезда на фоне древней побелки привлекает внимание фотографов, любителей современного искусства и конспирологов.
Если смотреть на потолок долго, то возникает эффект калейдоскопа – иллюзорности движения изображения, так что начинает кружиться голова. Но экскурсовод отмечает, что скрытых смыслов в этой звезде нет, она нужна лишь для того, чтобы мы ощутили 20 метровую высоту, стоя внизу.
Еще один экспонат, который нельзя пропустить, – соборная икона Троицы, написанная в 17 веке. Эта копия «Троицы» Андрея Рублева находится в иконостасе церкви.
Один из самых маленьких храмов собора – Церковь Александра Свирского, площадью всего 8 квадратных метров. Как и в главной церкви собора – Покровской – конструкция представляет собой «четверик на восьмерик», а роспись имитирует кирпичную кладку и белый камень. Под сводами храма – все та же «калейдоскопная» восьмиконечная звезда.
Рассмотреть стоит и древний иконостас, в котором есть иконы старше собора.
Единственный минус маленького храма – теснота, из-за чего рассмотреть экспонаты в толпе посетителей довольно сложно. Что касается служб, то, по одной из версий, это были частные панихиды для родственников воинов, погибших под стенами Казани.
Видовые галереи
Всего в экспозиции музея более 400 икон и около 800 экспонатов. Но самое интересное – то, что здесь можно перемещаться во времени – увидеть интерьеры 16 и 17 века с кирпичным полом и кладкой того времени, а также более поздние – 18 и 19 века, имитацию кладки и белокаменные полы.
Особого внимания заслуживает главный парадный вход в собор, потолок которого плоский. Это одно из самых светлых мест, поэтому многие туристы здесь делают фото-паузу. Сейчас древняя кладка закрыта росписью под кирпич, а сама конструкция потолка для 16 века уникальна. В те время кирпичный плоский потолок был редкостью, что дает возможность предполагать, что Покровский собор все-таки построили итальянские зодчие. В те времена именно итальянцы были лучшими мастерами по работе с кирпичом.
Для посетителей на экскурсии интерес представляют не только церкви и древние иконы, но и обходные галереи и так называемые гульбища, из которых можно запечатлеть главные достопримечательности Москвы: Спасскую башню, Красную площадь и ГУМ. Эти проходы очень узкие, но это не мешает посетителям толпиться в них ради удачного кадра.
Увидели ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите «Ctrl+Enter»
Храм Василия Блаженного
12 июля 2016 г. исполнилось 455 лет одному из самых знаменитых архитектурных памятников Москвы — собору Покрова Пресвятой Богородицы на Рву, который мы знаем как собор Василия Блаженного.
Официально собор носит совсем иное название — Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Храм Василия Блаженного — это, скорее, закрепившееся за ним «народное» название.
Несмотря на то, что собор был построен в 1554 году в честь побед Ивана Грозного над Золотой Ордой, он получил в народе имя Василия Блаженного, по названию придела, пристроенного к собору с северо-восточной стороны в 1588 году. Построен он был по указу сына Ивана Грозного — Федора Иоанновича над могилой блаженного Василия, который умер в 1557 году, и был захоронен у стен строящегося собора. Юродивый зимой и летом ходил нагим, в железных веригах, москвичи очень любили его за незлобивый нрав. В 1586 году при Федоре Иоанновиче прошла канонизация Василия Блаженного. С пристройкой церкви Василия Блаженного богослужения в соборе стали ежедневными. Ранее собор не отапливался, так как был, в большей степени, мемориальным, и службы в нем шли только в теплое время года. А придел Василия Блаженного был теплым и более просторным. С этих пор Покровский собор и знают больше как храм Василия Блаженного.
Самый распространенный миф о соборе — это леденящая доверчивые души история о том, что царь Иван IV якобы приказал ослепить его строителей Постника и Барму, чтобы они уже никогда не смогли построить ничего другого, что могло бы превзойти и затмить только что возведенный архитектурный шедевр. Между тем, никаких реальных исторических свидетельств нет. Да, строителей храма действительно звали Постник и Барма. В 1896 году служивший в храме протоиерей Иоанн Кузнецов обнаружил летопись, в которой говорилось, что «Благочестивый царь Иоанн пришед с победы казанския в царствующий град Москву… И дарова ему Бог двух мастеров русских по реклу Постник и Барма и быша премудри и удобни таковому чудному делу…». Так впервые стали известны имена строителей собора. Но про ослепление в летописи нет ни слова. Более того, Иван Яковлевич Барма после завершения работ в Москве принимал участие в строительстве Благовещенского собора в Московском Кремле, Казанского кремля и других знаковых сооружений, о чем есть упоминания в летописях. Также существует гипотеза о том что упомянутые зодчие в действительности были одним человеком.
Нынешний вид Покровского собора сильно отличается от первоначального облика. У него были белые стены, строго раскрашенные под кирпич. Вся полихромная и растительная роспись собора появилась только в 1670-е годы. К этому времени собор уже претерпел существенные перестройки: были пристроены два больших крыльца — с северной и южной стороны. Также была перекрыта сводами внешняя галерея. Сегодня в убранстве Покровского собора можно увидеть фрески XVI века, темперную роспись XVII века, монументальную масляную живопись XVIII—XIX веков, редкие памятники русской иконописи.
Храм чудом уцелел во время Октябрьского переворота — на его стенах долго оставались следы от попадания снарядов. В 1931 году к собору был перенесен бронзовый памятник Минину и Пожарскому — власти освобождали площадь от лишних строений для проведения парадов. Лазарь Каганович, который так преуспел в разрушении Казанского собора Кремля, Храма Христа Спасителя и ряда других храмов Москвы, предложил полностью снести и Покровский собор, чтобы дополнительно расчистить место для демонстраций и военных парадов. Легенда гласит, что Каганович приказал изготовить подробный макет Красной площади со снимающимся храмом и принес его Сталину. Пытаясь доказать вождю, что собор мешает машинам и проведению демонстраций он неожиданно для Сталина сорвал макет храма с площади. Удивленный Сталин якобы в тот момент произнес историческую фразу: «Лазарь, поставь на место!», так что вопрос о сносе собора был отложен. Согласно второй легенде, своим спасением собор Покрова Богородицы обязан известному реставратору П.Д. Барановскому, который посылал телеграммы Сталину с призывом не разрушать храм. Легенда гласит, что Барановский, который был приглашен по этому вопросу в Кремль, встал перед собравшимися членами ЦК на колени, умоляя сохранить культовое строение, и это неожиданно подействовало.
Историко-архитектурный музей в соборе возник в 1923 году. Однако и тогда, в советское время, богослужения в соборе все равно продолжались. Шли они вплоть до 1929 года, и возобновились вновь в 1991 году. Сегодня собор находится в совместном пользовании Государственного исторического музея и Русской Православной Церкви. Богослужения проводятся в храме Василия Блаженного еженедельно по воскресеньям, а также в престольные праздники — 15 августа, в день памяти Василия Блаженного, и 14 октября, в день Покрова Пресвятой Богородицы.
Интересное видео о храме:
Источник: Что нужно знать о соборе Василия Блаженного
russian7.ru/post/o-sobore…asiliya-blazhennogo/full/
© Русская Семерка russian7.ru
источник видео — ютуб.
История, загадки и обзор Храма Василия Блаженного – самой красивой церкви России
Храм Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного – самая красивая и загадочная церковь в России. Зодчих, создавших храм, ослепили. Сам Сталин не позволил собор снести, а во время Великой Отечественной войны здание прятали от обстрелов.
Истинное название храма – Собор Покрова Богородицы, что на Рву, за которым в народе закрепилось название «собор Василия Блаженного». Действующий православный храм, музей и достопримечательность Красной площади, узнаваемый символ Москвы для иностранцев, охраняемый объект наследия ЮНЕСКО – храм Василия Блаженного.
Предания старины
Собор возведен в 1555-1561 годах на Красной площади в Москве, близ Спасских ворот Кремля, над спуском к Москве-реке, по велению Ивана Грозного. На месте, где красуется собор, в XVI веке соорудили оборонительный ров глубиной 13 и шириной 36 метров, проходивший вдоль кремлевской стены через Красную площадь. Ров засыпали в 1813 году.
Царь, отправляясь на покорение Казанского ханства – части бывшей Золотой Орды – дал обет Богу построить невиданный прежде храм на Руси, если победит нашествие врагов.
Строили храм 6 лет только в теплое время года. Согласно легенде, царь наблюдал за строительством с башни на кремлевской стене. Чтобы сохранить прекрасную постройку в единственном неповторимом экземпляре, зодчих собора Барму и Постника по приказу Ивана Грозного ослепили.
Во время Великой Отечественной войны храм замаскировали, чтобы спасти от бомбежек. После войны Сталину предлагали убрать собор как помеху для проведения победного парада. Каганович, показывая Сталину макет площади, приготовленной для парада, убрал изображение храма. Сталин резко оборвал его: «Лазарь, поставь на место!» С тех пор неприкосновенность храма ни у кого не вызывала сомнения.
Архитектурная композиция собора
Архитектура собора необычна. Храм Василия Блаженного – сооружение нарядное, праздничное, похожее на гигантский цветочный куст. У здания высотой 60 метров нет глубокого фундамента. Девять самостоятельных храмов с отдельным входом построены на едином основании – подклете (наземном подвале) – и соединены между собой внутренними сводчатыми переходами, украшенными орнаментом в виде трав и цветов.
Постройку возвели из кирпича, фундамент и цоколь – из белого камня. Стены храма толщиной 3 метра, высота приделов – 6 метров. За толстыми стенами устраивались тайники, в которых хранилась царская казна.
Первоначально снаружи храм окружала открытая галерея-гульбище. Центральная церковь в честь Покрова Пресвятой Богородицы завершалась высоким шатром, отделанным внутри черно-красной росписью на белом фоне. Шатер – идея Божественного покрова, распростертого над русской землей – укреплен на «стояке», круговой конструкции, уходящей в небо. Наружный декор – пилястры, филенки, стрелы, розетки.
Приделы увенчаны луковичными главками-куполами с крестами. На луковках – изразцы, яркое и праздничное украшение с неповторимым рисунком. Купола собора похожи друг на друга, но при этом выполнены по-разному: воплощена идея частичных отличий при общем подобии. Трехшатровая открытая звонница с массивным колоколом дополняла ансамбль собора, роспись стен которого имитировала кирпичную кладку.
В 1588 году к собору пристроили десятую церковь над могилой московского чудотворца Василия Блаженного. Церковь – самостоятельный храм с отдельным входом, где проходили богослужения: остальные храмы не отапливались. С XVII века имя придела перенесли на собор с «народным» наименованием «храм Василия Блаженного».
Со временем собор изменился: к нему пристроили одиннадцатую церковь, появилась ризница – хранилище церковных ценностей и святынь. Храм украсили сводчатыми шатровыми крыльцами с орнаментальной росписью, напоминающей цветочные ковры. Снаружи роспись – имитация кладки из валунов – «дикий камень».
12 июля 1561 года собор освятил митрополит Макарий. Каждая церковь получила посвящение в честь церковного праздника и дней, в которые проходили решающие бои за Казань. Центральный престол назван в честь Покрова Богородицы, потому что 14 октября, в день праздника Покрова, начался штурм Казани. По наименованию главной церкви собор получил название. Перед храмом – памятник Минину и Пожарскому.
Интерьер храма
Внутреннее пространство храма – бесконечная вереница сводчатых помещений, украшенных экспозициями из истории строительства собора. Всюду чувствуется древность. Архитектурное украшение – ступенчатые подоконники узких высоких окон, которые отражают и рассеивают свет, попадающий на каждую ступеньку, поэтому в храме светло и уютно.
Под окнами – маленькие круглые отверстия (голосники), которые не усиливают звук, а очищают от лишних голосовых колебаний. Звук становится сочным и ярким, песнопения, проповеди и молитвы слышны отчетливо.
Собор украшен росписью, выполненной масляными красками. На стенах – сюжеты из жития святого Василия Блаженного. На западной стороне – образ Покрова Пресвятой Богородицы. Верхний ярус расписан фресками святых – покровителей царского дома Романовых: мученицы Ирины, Иоанна Предтечи, святой Анастасии Узорешительницы и Федора Стратилата. На южной стороне – Богоматерь Владимирская с избранными святыми московского круга.
Паруса свода (треугольники под потолком) расписаны иконами Евангелистов, а перекрытия – иконами Спаса Нерукотворного, Иоанна Предтечи, Божией Матери. Под куполом – образ Спаса Вседержителя.
Иконостас создан по проекту архитектора Андрея Павлинова и украшен резьбой по дереву и прорезным позолоченным кружевом. Он так велик для небольшого храма Покрова, что продолжается на боковых стенах. Иконостас украшают старинные иконы – Богоматерь Смоленская XVI века и образ святого Василия Блаженного на фоне Красной площади московского Кремля, написанный в XVIII веке.
Путешествие сквозь время
В 1918 году собор взят под охрану государства как памятник национального и мирового значения. Богослужения совершались регулярно до начала XX века. Последнего настоятеля храма Иоанна Восторгова расстреляли.
С 21 мая 1923 года собор открыт для посетителей как историко-архитектурный музей. В 1928 году храм стал филиалом Государственного исторического музея и является им поныне. В соборе проведены 4 глобальные реставрации. В 1990 году Покровский собор включен в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО в России.
Указом Президента РСФСР от 18 ноября 1991 года Русской Православной Церкви разрешено проведение регулярных богослужений в кремлевских соборах и в соборе Василия Блаженного. Первое богослужение в храме состоялось на престольный праздник Покрова Пресвятой Богородицы 14 октября 1991 года.
2001 год – начало реставрационных работ в храме, продолжавшихся 10 лет. На восстановление интерьера 10 церквей потрачено 390 миллионов рублей. В 2008 году собор вошел в «семерку чудес света» России. 15 августа 1997 года после реставрации открыта церковь Василия Блаженного с регулярным богослужением.
Видео: тайна куполов
Храм Василия Блаженного: история и тайны самого красивого собора России
АДРЕС: Красная площадь, 7 (ст. м. Охотный Ряд, Площадь Революции, Китай-город)
РЕЖИМ РАБОТЫ: с 1 мая по 31 августа – ежедневно с 10:00 до 18:00; с 1 сентября по 31 октября – ежедневно с 11:00 до 18:00; с 1 ноября по 31 декабря – ежедневно с 11:00 до 17:00; с 22 января по 30 апреля – ежедневно с 11:00 до 17:00; выходной день – первая среда месяца
ТЕЛЕФОН: +7 (495) 698-33-04
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (без аудиоэкскурсии): билеты для взрослых – 500 руб., билеты для льготных категорий граждан – 250 руб.
СТОИМОСТЬ ПОСЕЩЕНИЯ (с аудиоэкскурсией): билеты для взрослых – 800 руб., билеты для льготных категорий граждан – 550 руб.
Касса и территория закрываются за 45 мин. до окончания работы музея.
Храм Василия Блаженного, или собор Покрова Богородицы на Рву, – одна из визитных карточек Москвы. Действующий православный храм также является филиалом Государственного исторического музея и популярнейшей туристической достопримечательностью. В 1990 году храм был включен в перечень объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.
История Покровского собора
Собор Покрова на Рву построили по распоряжению Ивана Грозного в южной части Красной площади. Это было сделано в знак благодарности богу за победу над Казанским ханством. Есть версия, что изначально храм был деревянным, но по совету митрополита московского Святителя Макария царь решил снести возведенную в 1554 году церковь и создать собор из камня. Предположительно композиционная идея храма также принадлежит Макарию, видевшему Москву «градом обетованным» или новым Иерусалимом.
Возведение каменного собора началось в 1555 году, и уже к осени 1559 года строительные работы были практически завершены. Официальной датой появления чудесного храма на карте Москвы считается 29 июня 1561 года – в этот день произошло освящение всего собора. Информация о событии была увековечена в текстах, нанесенных на гранях шатра и переходах от восьмерика к шатру Покровского храма. Старинную запись обнаружили только в 1957 году во время реставрационных работ.
Изначально архитектурный облик собора был строгим, но торжественным. Во второй половине XVII века началась масштабная перестройка храма, во время которой главы церквей покрыли железом, фасады – пестрой орнаментной росписью, а паперть – черепицей. К десяти престолам добавили еще восемь, над могилой блаженного Иоанна построили еще один предел.
Приглашаем Вас совершить увлекательное обзорное путешествие по столице на комфортабельном автобусе. Разрабатывая эту экскурсионную программу, наши.
Когда уходит суета дня, а на Москву спускаются сумерки, город становится особенно красив – необычная и красочная подсветка многих объектов.
В процессе реконструкции звонницу заменили шатровой колокольней, вместо деревянных галерей построили кирпичные, перенесли в подклет престолы 14 церквей, которые раньше стояли вдоль рва на местах публичных казней. Сведения об обновлениях увековечили в текстах на керамических изразцах, украшавших фасады собора.
Троицкий пожар 1737 года практически полностью уничтожил прекрасный комплекс зданий, но бесценный памятник архитектуры и истории был довольно быстро восстановлен зодчим Иваном Мичуриным, а несколько десятилетий спустя перестроен по указу Екатерины II. Свой нынешний облик храм начал приобретать позже, только при Александре I.
Во время следующей масштабной реконструкции в 1890 году соборную ризницу украсили цветными витражами, укрепили полы и провели другие работы. После революции храм был взят под государственную охрану как историко-культурный памятник национального и мирового значения. В 1923 году в соборе открылся историко-архитектурный музей, который в 1928 году стал филиалом исторического музея. Богослужения в церкви Василия Блаженного проходили вплоть до 1929 года.
В 1990 году собор Покрова на Рву включили в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. С 1991 года храм был передан Русской православной церкви, но при этом остался филиалом Государственного исторического музея.
Архитектурный ансамбль храма
Архитектурный облик собора парадоксален. С первого взгляда он выглядит как беспорядочное нагромождение ярких зданий, но на самом деле храм имеет четкую геометрическую структуру. В плане это восьмиконечная звезда – символ Богородицы, которую образует ромб, вписанный в квадрат. На едином подклете-основании расположены девять отдельных храмов. В центре композиции находится церковь Покрова Пресвятой Богородицы с высоким шатром и небольшой золоченой главкой. Восемь храмов поменьше с рельефными луковичными маковками разных цветов расположены вокруг нее. С восточной стороны стоит придел Василия Блаженного, с южной – двухъярусная шатровая колокольня. Кроме общего основания все церкви объединяют внутренние сводчатые переходы и галерея.
В декоративном оформлении собора преобладают традиционные для русской архитектурной храмовой традиции детали: кокошники, гирьки, полуколонки и ширинки. Галерею украшает пышный растительный орнамент. На стенах расположены фасадные иконы: Богоматери Знамение со святыми на полях, Покрова Пресвятой Богоматери с Иоанном Блаженным и предстоящим Василием.
Внутреннее убранство храма
Галерея, которая когда-то была открытой, в XIX веке стала частью внутреннего убранства собора. На ее восточном участке сохранена старинная масляная живопись и темперная роспись. Резные кирпичные входы, портал в первоначальном виде, крутые арочные проемы и благородная древняя кладка органично вписываются в общую картину. Галерею освещают аутентичные слюдяные фонари с многоглавыми верхушками, силуэтом напоминающими собор. Все приделы в единый ансамбль объединяют две галереи с широкими площадками и узкими сводами, расписанными растительными орнаментами.
Центральная Покровская церковь – столпообразное сооружение с четырехгранным основанием, восьмигранной центральной частью и восьмигранным шатровым завершением. По правую сторону от иконостаса находятся масляные росписи позапрошлого века. Сам иконостас, украшенный позолоченными литыми накладками из олова, перевезли сюда из церкви Черниговских чудотворцев, которая была разобрана в 1770 году.
Церковь Василия Блаженного венчает световой барабан с главкой, на полу лежат чугунные плиты каслинского литья. Стены покрыты масляной росписью, выполненной в 1905 году. На южной и северной сторонах изображены сцены из жизни чудотворца: «Чудо о шубе» и «Чудо спасения на море». Западную украшает образ Покрова Богородицы, на нижнем ярусе изображен древнерусский традиционный орнамент.
Сильное впечатление производит иконостас с заворотом, созданный в конце XIX века по проекту Андрея Павлинова и расписанный художниками под руководством Осипа Чирикова. Самая почитаемая святыня – рака с мощами Василия Блаженного с покровом из атласа и шелка, который был создан придворными мастерицами царицы Ирины Годуновой.
Церковь Александра Свирского представляет собой четверик у основания, преходящий в восьмерик и заканчивающийся световым барабаном цилиндрической формы со сводом. Интерьер храма восстановили в прошлом веке. Стены покрыты имитацией кирпичной кладки, купол украшен символом вечности – спиралью из кирпича. Иконостас также был полностью воссоздан в соответствии с сохранившимися эскизами. Его нижнюю часть закрывает бархатная завеса с изображением Голгофы. Между деревянными перемычками расположены старинные иконы.
Церковь Иоанна Блаженного была полностью отреставрирована в 2018 году. Мастера восстановили кирпичную кладку сводов, стен и пола, бережно очистили старинные настенные росписи и по архивным эскизам воссоздали иконостас XIX века. Его центром стали оригинальные Царские врата и древние иконы. Главные святыни: рака Иоанна Блаженного и железные вериги, которые принадлежали святому.
Церковь Трех Патриархов представляет собой четверик в основании, переходящий в восьмерик и заканчивающийся цилиндрическим световым барабаном. В куполе расположена композиция «Спас Нерукотворный», на стенах – старинная сюжетная живопись, посвященная житию константинопольских патриархов и святого Георгия. Многоярусный иконостас в барочном стиле с элементами классицизма был выполнен специально для этой церкви в середине позапрошлого столетия.
Церковь Святой Троицы представляет собой восьмигранный двухъярусный столп со световым барабаном и куполом, украшенным символом вечности, – кирпичной спиралью. Древнее внутреннее убранство было полностью восстановлено в начале прошлого века. Храм освещает подлинное паникадило, созданное русскими мастерами в конце XVI столетия. Иконостас с низкими царскими вратами необычной формы был воссоздан с максимальной исторической точностью. Его украшают три канонических чина и одна из самых почитаемых икон храма – «Троица Ветхозаветная».
Церковь Николы Великорецкого – восьмигранный двухъярусный столп, увенчанный световым барабаном со сводом, в котором изображен образ Спаса Вседержителя. В его нижнем ярусе размещены тексты Никоновской летописи с иллюстрациями, в верхнем – Богородица на престоле, окруженная пророками, чуть выше – святые апостолы. Иконостас оформлен цветочным лепным декором с позолотой и иконами, написанными маслом. В храме находятся два образа святителя Николая, которые выносят во время крестных ходов по большим праздникам.
Церковь Киприана и Истины украшена старинными росписями со сценами из жизни святых и многофигурными композициями с сюжетами из Библии. В храме хранятся хоругви времен крестовых походов и подлинные настенные крепления для них. Резной иконостас с позолоченным декором и сценами первого и четвертого дней Сотворения мира был выполнен в 1780 году.
Церковь Григория Армянского стоит на вытянутом основании и представляет собой четверик, переходящий в восьмерик со световым барабаном и сводом. Внутреннее убранство храма было полностью восстановлено. Сейчас придел выглядит так же, как и в XVI веке: беленые стены, кирпичный пол «в елку», карнизы, полуколонны, узкие окна, большие деревянные подсвечники с металлическими основаниями для тонких свечей. В витринах представлены элементы облачения священнослужителей XVII века. Тябловый иконостас со смещенными влево Царскими вратами был реконструирован век назад. На нем закреплены древние иконы и образа, нижнюю часть закрывают бархатные и шелковые завесы с вышитыми голгофскими крестами.
Церковь входа Господня в Иерусалим – двухъярусный восьмигранный столп, перекрытый сводом. Во время последней реставрации мастера обнаружили древние росписи, раскрыли их, но не стали восстанавливать поврежденные и утраченные элементы. Также над северным входом можно увидеть след от снаряда, попавшего в храм осенью 1917 года. Четырехъярусный иконостас с золочеными накладками был перенесен в придел в 1770 году из кремлевского храма Александра Невского.
Церковь Варлаама Хутынского была построена с нарушением симметрии, из-за чего Царские врата сместились вправо. Четверик, переходящий в восьмерик с цилиндрическим барабаном и сводом, освещает самое древнее в соборе паникадило. Тябловый иконостас, состоящий из старинных икон, был реконструирован в начале прошлого века. Самая ценная из них – «Видение пономаря Тарасия», написанная неизвестным новгородским художником в XVI столетии. Мастер изобразил панораму города и повседневную жизнь новгородцев с удивительной точностью.
«Пряничные» купола
Яркие расписные купола придают храму особое очарование. В сочетании с высокими лестницами, крутыми арочными проемами, красными стенами и ажурным декором фасадов пестрые луковичные маковки церквей подчеркивают сходство собора с пряничным теремом из старинной сказки. У тех, кто впервые видит этот архитектурный шедевр, остается только один вопрос: почему зодчие выбрали такое смелое и необычное художественное решение?
В пестром разнообразии нетипичных для православной архитектурной традиции куполов, по мнению некоторых историков, был заложен глубокий сакральный смысл. Они символизируют прекрасные сады Небесного Иерусалима, которые увидел Андрей Юродивый в одном из своих вещих снов. Одни деревья в этом райском месте цветут пышным цветом, другие радуют взор спелыми плодами, а третьи уже сменили сочную летнюю зелень убранства на золотую листву. Эта версия имеет право на существование, так как собор был назван в честь Покрова Пресвятой Богородицы, а сам праздник Покрова появился также благодаря сну, в котором Андрею Юродивому явилась Божья Матерь.
Если смотреть на храм сверху, в сочетании куполов можно увидеть гелиоцентрический макет солнечной системы с восемью планетами, окружающими Солнце. Эту теорию подтверждают солярные символы на куполах, отображающие движение и направление вращения этих планет. Например, купол церкви Александра Свирского, закрученный в противоположном от всех направлении, судя по всему, символизирует Венеру, которая вращается так же относительно других планет и Солнца. Признаков движения нет только на куполе церкви Киприана и Иустины. По ровным полосам и расцветке в этом архитектурном элементе можно узнать Уран.
Маловероятно, что гелиоцентрический принцип расположения и расцветка куполов были заложены в момент основания храма. Скорее всего, планетарная символика появилась во время реконструкции конца XVII века. Есть сведения, что изначально храм был выдержан в строгом архитектурном стиле практически без декора и ярких красок.
Интересные факты
Официальное название храма – собор Покрова на Рву. Храмом Василия Блаженного стали называть его в честь известного всей Москве чудотворца. Василий Блаженный бродил по городу зимой и летом, едва лишь прикрытый одеждой, проповедовал милосердие и собирал деньги на строительство храма. Каждый вечер Василий приходил на Красную площадь и через правое плечо бросал пожертвования на землю. Эти деньги никто не поднимал, и когда скопилась большая сумма, юродивый передал все монеты царю. В честь чудотворца построили церковь, которая была открыта всегда, и днем и ночью. Василия Блаженного похоронили между приделами Трех патриархов и святой Троицы у Покровского храма. Позже над местом его погребения построили церковь, ставшую десятым приделом и получившую имя канонизированного к тому времени чудотворца.
В соборе уникальная акустика. Любой звук, отражаясь от стен, многократно усиливается и приобретает необычайную насыщенность. Эта особенность объясняется просто: во время строительства в стены замуровали тысячи глиняных горшков с открытыми горловинами, которые и создают удивительный стереофонический эффект.
Долгое время ходили слухи о подземных ходах, которые связывали собор с Кремлем. Исследователи искали эти тайные галереи, но не могли найти. Теория подтвердилась курьезным образом, когда из случайно обнаруженного провала в фундаменте выскочил барсук. Этот зверек, пробравшийся из Троицкого сада, указал правильное направление поисков.
Легенды и мифы
Случайное спасание. Храм чудом уцелел во время масштабной антирелигиозной кампании начала прошлого века. О спасении собора от сноса есть интересная история. Когда Каганович представлял Сталину проект реконструкции главной площади страны, он, случайно или намеренно, смахнул со стола символическую модель собора, демонстрируя, сколько места будет освобождено для проведения демонстраций и других патриотических мероприятий. Сталин был не в духе и раздраженно заметил: «Лазарь, поставь храм на место». Настаивать на сносе Каганович не решился, что и сохранило православную жемчужину от уничтожения.
Пожар в Новгороде. Василий Блаженный, почитаемый Иваном Грозным чудотворец, был приглашен к царю на обед. Когда разлили вино гостям и подняли чаши во здравие, Василий подошел к окну и выплеснул содержимое своего кубка на улицу. На резонный вопрос Грозного: «Зачем ты это сделал?», Блаженный ответил, что он тушил пожар в Великом Новгороде. Вскоре выяснилось, что во время того самого обеда в городе действительно начался страшный пожар, но огонь внезапно погас, не причинив ущерба ни людям, ни зданиям.
Загадочные зодчие или зодчий? В течение нескольких веков считалось, что Грозный доверил строительство собора двум мастерам – Постнику Яковлеву и Барме. Не так давно историки пришли к выводу, что зодчий, вероятнее всего, был один, и имя его было Иван Яковлевич Барма по прозвищу Постник. Также долгое время ходили упорные слухи о том, что царь после возведения храма приказал ослепить мастеров, чтобы они не смогли построить ничего похожего. Однако и этот миф был опровергнут. Ученые обнаружили документы, подтверждающие, что Постник позже принимал участие в создании таких архитектурных шедевров, как Казанский кремль, Никольский храм, Благовещенский и Успенский соборы, а значит, он не мог быть слепым.
Страшный случай на отпевании. В 1589 году на территории храма был похоронен известный юродивый Иоанн Московский, прозванный в народе Большим Колпаком. Когда его отпевали, внезапно разразилась гроза невиданной силы. В старинных документах зафиксированы свидетельства очевидцев, которые утверждали, что в храме, где стоял гроб с телом юродивого, «опалило иконы, священника подняло в воздух и многих людей побило». Чудеса не закончились и после погребения: больные, просившие об исцелении над гробом Большого Колпака, удивительным образом выздоравливали. Почти через век после смерти Иоанн Московский был причислен к лику святых.
Расписание богослужений
Службы проходят на второй день Пасхи и каждое воскресенье с 10 утра. Божественная литургия заканчивается прочтением акафиста Василию Блаженному у раки святого. Уточнить информацию о посещении литургии в определенный день можно на сайте Московского патриархата.
Богослужения в соборе Василия Блаженного были разрешены 18 ноября 1991 года указом Президента РСФСР. Первая служба в одной из церквей состоялась 14 октября 1993 года – на престольный праздник Покрова Богородицы. Регулярные богослужения в церкви Василия Блаженного начались 15 августа 1997 года после завершения реставрационных работ в главной церкви собора.
Экскурсии по храму Василия Блаженного
Как один из филиалов Исторического музея и уникальный архитектурно-художественный памятник, храм является популярнейшей московской достопримечательностью. Попасть сюда можно в составе сборной экскурсии в сопровождении гида. Экскурсионные предложения посвящены разным тематикам, связанным с историей собора. Часть из них адаптирована для детской аудитории. Гости могут выбрать любую из следующих программ: «Покровский собор – обетный храм Ивана Грозного», «Василий Блаженный и юродивые Варварского крестца», «Живопись Покровского собора», «Государев храм», «Московские юродивые Покровского собора», «Царь Иван и Покровский храм» и другие.
Также в списке программ есть интересные аудиоэкскурсии для гостей всех возрастов: аудиоквест для детей от 7 до 17 лет – вместе с билетом каждый участник получает книжку со схемой и заданиями, и стандартная аудиоэкскурсия по собору.
Храм Василия Блаженного – один из самых узнаваемых и красивых историко-архитектурных памятников России. Его биография соткана из чудес и легенд, а архитектура – из нетривиальных художественных решений. Экскурсия по собору – это не просто знакомство с историей и древними православными реликвиями. Это погружение в удивительное прошлое, в котором жили чудотворцы и прорицатели, талантливые живописцы и гениальные зодчие.
Как добраться до храма Василия Блаженного
Храм Василия Блаженного, являясь неотъемлемой частью архитектурного ансамбля главной площади страны – Красной площади, расположен в самом сердце столицы, в непосредственной близости от Нулевого километра, что объясняет развитую транспортную инфраструктуру в данном районе Москвы. Как результат, добраться до храма Василия Блаженного не составляет труда ни на метро, ни на наземном общественном транспорте, ни на личном автомобиле.
На метро
Ближайшими по отношению к храму Василия Блаженного являются следующие станции Московского метрополитена: «Охотный Ряд» (Сокольническая линия), «Площадь Революции» (Арбатско-Покровская линия) и «Китай-город» (Калужско-Рижская и Таганско-Краснопресненская линии). Рассмотрим более детально, как добраться до храма от каждой из упомянутых станций.
От станции метро «Охотный Ряд»
Добравшись до станции метро «Охотный Ряд», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №7. Покинув вестибюль станции, пересеките Нулевой километр и выйдите на Красную площадь, пройдя сквозь Воскресенские ворота. Следуйте прямо, не сворачивая,
500 м., и Вы достигнете главного входа в Покровский собор.
От станции метро «Площадь Революции»
Добравшись до станции метро «Площадь Революции», поднимитесь в город, воспользовавшись выходом №11. Покинув вестибюль станции, поверните налево и двигайтесь по Богоявленскому переулку
250 м., вплоть до Гостиного двора, после чего поверните направо и следуйте
250 м. по ул. Ильинке. Спустя несколько минут Вы достигнете Средних торговых рядов и Лобного места, а по левую руку откроется прекрасная панорама на «пряничные» купола Покровского собора.
От станции метро «Китай-город»
Добравшись до станции метро «Китай-город», поднимитесь в город, воспользовавшись выходами №14 (Таганско-Краснопресненская линия) или №13 (Калужско-Рижская линия). Покинув вестибюль станции, двигайтесь по ул. Варварка
8 мин.), после чего увидите перед собой храмовый комплекс Покровского собора.
На наземном общественном транспорте
В непосредственной близости от Покровского собора совершают остановки городские автобусы, следующие по маршрутам М90 и с920 (бывший К). Расстояние от остановки общественного транспорта «Красная площадь» до храма Василия Блаженного не превышает 250 м.
На машине
Добраться до храма Василия Блаженного на машине не составит особого труда, если под рукой окажется приложение «Яндекс.Навигатор» или его аналоги (например, «Яндекс.Карты», Google Maps, 2GIS и т. д.). Для того чтобы проложить наиболее быстрый маршрут от текущей геопозиции до популярной достопримечательности, достаточно набрать название объекта или его адрес (Москва, Красная площадь, 7) в поисковую строку навигатора, после чего алгоритмы искусственного интеллекта отобразят наиболее эффективный и комфортный для движения путь с учетом дорожной ситуации и прочих нюансов. Следует отметить, что в районе храма Василия Блаженного крайне мало мест, где можно припарковать автомобиль. Рекомендуем воспользоваться платной городской парковкой по ул. Ильинка или парковочной зоной на Васильевском спуске. Стоимость одного часа аренды парковочного места составит 380 руб.