что находится в особняке морозова
Особняк Арсения Морозова
Экстравагантный внешний вид особняка вызывает у прохожих восторг и удивление; для тех, кто видит его впервые, здание становится неожиданным сюрпризом, который никак не ожидалось увидеть на старой московской улице.
С Виктором Мазыриным, который впоследствии стал архитектором дома, Морозов познакомился задолго до строительства. Мазырин, увлекавшийся мистикой и спиритизмом, веривший в переселение душ и искренне полагавший, что его душа родилась в Египте, сдружился с Морозовым, и в начале 1890-х годов они совместно путешествовали по Испании и Португалии. Побывав в португальской Синтре, оба они были впечатлены замком Пена, построенным в 19 веке: дворец сочетал элементы средневековой испано-мавританской архитектуры, национального стиля мануэлино, ренессанса и готики, и Морозов загорелся идеей построить для себя дом-замок в схожем стиле.
Вернувшись в Москву, молодой миллионер по случаю своего 25-летия получил в подарок от своей матери Варвары Алексеевны участок на Воздвиженке и решил воплотить мечту в реальность.
Разумеется, за разработкой проекта Морозов обратился к своему другу: Мазырин, который провёл значительное время в путешествиях с Морозовым и был склонен к мистике, был идеальным кандидатом на роль архитектора для дома эксцентричного миллионера. Ходят слухи, что работа началась с анекдотического диалога:
Ещё на стадии строительства дом начал вызывать у современников усмешки и критику, вычурное здание было непонятно москвичам. Назвав его глупым и ненужным, огромный размер и неадекватность строящегося здания остро подчеркнул Лев Толстой в романе «Воскресение»:
«На одной из улиц извозчик, человек средних лет, с умным и добродушным лицом, обратился к Нехлюдову и указал на огромный строящийся дом.
Действительно, дом строился огромный и в каком-то сложном, необыкновенном стиле. По подмостям лесов сновали, как муравьи, забрызганные известью рабочие: одни клали, другие тесали камень, третьи вверх вносили тяжелые и вниз пустые носилки и кадушки.
Толстый и прекрасно одетый господин, вероятно архитектор, стоя у лесов, что-то указывая наверх, говорил почтительно слушающему владимирцу-рядчику. Из ворот мимо архитектора с рядчиком выезжали пустые и въезжали нагруженные подводы.
«И как они все уверены, и те, которые работают, так же как и те, которые заставляют их работать, что это так и должно быть, что, в то время как дома их брюхатые бабы работают непосильную работу и дети их в скуфеечках перед скорой голодной смертью старчески улыбаются, суча ножками, им должно строить этот глупый ненужный дворец какому-то глупому и ненужному человеку, одному из тех самых, которые разоряют и грабят их», — думал Нехлюдов, глядя на этот дом.
— Да, дурацкий дом, — сказал он вслух свою мысль.
— Как дурацкий? — с обидой возразил извозчик. — Спасибо, народу работу дает, а не дурацкий.
— Да ведь работа ненужная.
— Стало быть, нужная, коли строят, — возразил извозчик, — народ кормится.»
Но самую яркую и запоминающуюся критику городские легенды приписывают матери Морозова Варваре Алексеевне: будучи гневливой и резкой женщиной, она, посетив новый дом своего сына, якобы в сердцах воскликнула:
«Раньше одна я знала, что ты дурак, а теперь вся Москва будет знать!»
Морозова критика современников не смущала. Молодой промышленник любил роскошь и жизнь на широкую ногу: в своём особняке он закатывал шикарные балы и банкеты и ни в чём себе не отказывал.
К сожалению, долго пожить в вычурном доме Морозову не пришлось: в 1908 году он трагически и глупо погиб. Поехав в Тверь, где располагалась одна из семейных фабрик, он напился с приятелями и, заявив, что полученная им в ходе эзотерических практик духовная сила не даст ему почувствовать боль, прострелил себе ногу. Говорят, что после ранения Морозов действительно даже не поморщился и, не сняв сапога, продолжил кутить как ни в чём не бывало, но спустя 3 дня он умер от развившейся гангрены и заражения крови.
После смерти Морозова особняк по завещанию перешёл к его любовнице Нине Коншиной. Жена Морозова пыталась оспорить решение через суд, но её доводы были признаны несостоятельными, и во владение домом вступила Коншина, которая сразу же продала особняк Леону Манташеву.
Дом Арсения Морозова находится на улице Воздвиженка, 16. Добраться до него можно пешком от станций метро «Арбатская» Арбатско-Покровской и Филёвской линий, «Александровский сад» Филёвской и «Библиотека имени Ленина» Сокольнической линии.
Особняк-замок Морозовых: Почему вдова миллионера не смогла жить в доме, подаренном мужем
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Красиво и романтично
Купив земельный участок на Спиридоновке у брата писателя Сергея Аксакова, Савва Морозов снес старое здание, выстроенное в стиле московского ампира. Дом был интересным, работы замечательного архитектора Витберга, и, к тому же, со своей историей: в свое время у одного из его первых владельцев, поэта и политика И. Дмитриева гостили Пушкин, Гоголь. Однако преуспевающий купец и его супруга сочли здание излишне простым. На его месте Морозов решил возвести нечто изысканное, модное и в то же время царственное. Один из богатейших купцов России, которому довелось побывать в Англии и хорошо ознакомиться с ее архитектурой, был увлечен романтикой средневековых замков. Нечто подобное он захотел построить в Москве, для своей любимой жены Зинаиды Григорьевны.
Их брак на тот момент считался идеальным с точки зрения пылкости чувств, но возмутительным с точки зрения общественной морали. Савва Морозов положил глаз на 17-летнюю Зинаиду еще в тот момент, когда присутствовал не ее венчании с его же племянником Сергеем Викуловичем, владельцем мануфактуры в Никольском. Чувства оказались взаимными, и вскоре купец-магнат и молодая жена Сергея Морозова стали тайно встречаться. В итоге она приняла решение развестись и официально вышла замуж за возлюбленного, однако старообрядческая община не одобряла союза Саввы Морозова и молодой «разводки-бесприданницы».
Дом на Спиридоновке задумывался для нее. Но кому можно было доверить столь важный проект? Конечно же, 33-летнему архитектору Федору Шехтелю. В то время он был уже известным зодчим, выстроившим немало зданий для богатого купечества, да и самому Морозову спроектировал прекрасный загородный дом. Серьезный заказ Саввы Тимофеевича (кстати, до того момента все проекты Шехтеля были скромнее) вызвал у амбициозного архитектора огромный интерес. Федор Шехтель сразу же предложил хозяевам три проекта, разработанные в разных стилях – ренессанса, рококо и английской неоготики. Морозов, конечно же, выбрал столь близкую ему неоготику, и Шехтель создал невероятно красивый дом-замок, привнеся в него также легкий романтизм и одухотворенность модерна.
Особняк было решено расположить на небольшом расстоянии от так называемой красной линии и соединить его подземным переходом с дополнительным зданием, в котором располагались подсобные помещения, в том числе электростанция, прачечная и ледник. Все работы контролировала сама Зинаида, и часто те или иные архитектурные решения создавались при ее непосредственном участии.
Дом Саввы Морозова получился одновременно и романтическим, и величественным, и по тем временам современным. Башнеобразные корпуса, арки шикарного крыльца, зубцы, резные своды и фантастические персонажи на фасаде – все это отсылает нас ко временам средневековых рыцарей. Здесь нет строгой симметрии, что делает здание еще более необычным и загадочным.
И все же внешне здание выглядит несколько скромно в сравнении с некоторыми эпатажными купеческими особняками тех лет (вспомнить хотя бы дом Арсения Морозва работы архитектора Мазырина), но скромность эта воспринимается как высокий вкус и чувство меры.
И, к тому же, парадные интерьеры особняка с лихвой возмещают ощущение строгости, которое может ошибочно возникнуть при взгляде на это очень интересное здание. Они невероятно шикарны и оригинальны.
Старинная мебель словно создана для королевских особ. Интересно, что почти вся она, а также деревянная отделка были изготовлены на мебельной фабрике родственника Зинаиды Григорьевны, П.А. Шмидта.
Убранство внутренних интерьеров (или, говоря современным языком, дизайн) Савва Морозов заказал Михаилу Врубелю. Талантливый художник стал, например, автором эскиза витража торцевой стены «Встреча рыцаря-победителя», расположенной в начале лестницы скульптурной композиции, навеянной сюжетом оперы Мейербера «Роберт-Дьявол», и трех панно, украсивших одну из гостиных (ее использовали как курительную комнату). В создании эскизов и чертежей принимал участие и сам Шехтель – например, он придумал необычные люстры и некоторую мебель.
В доме есть залы, оформленные не только в готическом стиле, но и в духе ренессанса, ампира и рококо. И, конечно же, отдельного внимания заслуживает парадная лестница, перила которой обвиты загадочными змеями и мистическими существами.
Особняк был построен в конце 1890-х годов, и этот проект стал для Шехтеля знаковым – он принес ему славу и позволил на вырученные (естественно, немалые) деньги выстроить себе небольшой дом в Ермолаевском переулке.
Дальнейшая судьба особняка
Увы, уже через год после новоселья над семейной идиллией четы Морозовых сгустились тучи. Став пайщиком и по сути одним из основателей Московского художественного театра и духовно отдалившись от жены по причине разных интересов, Савва Тимофеевич увлекся актрисой Марией Андреевой (будущей гражданской женой Горького). И хотя через некоторое время он вернулся к жене, его жизнь покатилась под откос, психологическое состояние стало ухудшаться и, как известно, закончилось все тем, что в один из майских дней 1905 года Морозов был обнаружен супругой мертвым в каннском отеле.
После потери мужа Зинаида Григорьевна не смогла жить в этом доме, который некогда так любила и который был выстроен специально для нее и исходя из ее вкусов. Выйдя повторно замуж, в 1909-м вдова с облегчением продала особняк-замок богатому меценату Михаилу Рябушинскому. Свое решение она объясняла тем, что в доме ей все напоминает о муже, а по ночам ей мерещится, что в его кабинете кто-то ходит, покашливает и шуршит бумагами, будто бы дух погибшего супруга не хочет оставлять это место.
Вскоре после событий 1917 года в национализированном доме-замке новые власти устроили интернат для беспризорных детей-сирот. В 1929 году здание передали Наркомату иностранных дел. С 1938-го и вплоть до настоящего времени этот особняк официально считается Домом приемов МИД.
В 1995 году дом на Спиридоновке пережил серьезный пожар, но был очень быстро восстановлен – видимо, сыграл свою роль высокий статус здания. Уже в 1996-м в его стенах проводили встречу Большой Восьмерки. На данный момент особняк находится в идеальном состоянии, однако посмотреть на него можно только снаружи: пройти внутрь у простых смертных возможности нет.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Прогулка по столице: особняки династии Морозовых в Москве
Династия Морозовых подарила столице много удивительных особняков, с каждым из которых связана скандальная или романтическая история.
Содержание:
Династия Морозовых оставила столице роскошное наследство — более двух десятков великолепных зданий. Рассказать обо всех — не хватит страниц, поэтому представим лишь наиболее яркие и значимые для Москвы особняки Морозовых.
Особняк в Шелапутинском переулке
Один из самых влиятельных и богатых людей своего времени — купец и меценат Савва Васильевич Морозов, начал жизненный путь крепостным крестьянином, которым продолжал оставаться, уже имея две ткацкие фабрики. Выкупив себе вольную за 17 000 рублей, он отправился в Москву, где записался в московское купечество.
Сначала он приобрел в Шелапутинском переулке участок с 2-этажным каменным домом и садом, который впоследствии перестроил в стиле позднего классицизма. Постепенно его владения ширятся, возле особняка он возводит фабричный корпус. Вскоре участок Морозова заполняется 11-ю каменными постройками.
Впоследствии по завещанию все это богатство перейдет к его внучке Екатерине. Екатерина Абрамовна частично перестроит особняк, устроив в нем богадельню для староверов Рогожской старообрядческой общины. Здесь же находилась и старообрядческая домовая церковь апостолов Петра и Павла, которую вместе с богадельней закрыли после революции.
В этой усадьбе в Шелапутинском переулке родились все пятеро сыновей Саввы Васильевича, разлетевшихся из родительского гнезда и также отстроивших собственные дома по всей Москве. На семью Морозовых работали самые лучшие зодчие конца XIX — начала ХХ века: Шехтель, Клейн, Чичагов, Эрихсон.
Настоящее время
В этом здании Москвы расположен Государственный литературный музей. Бывший особняк Морозовых отреставрирован, и двери здания открыты для всех интересующихся. Адрес владения Саввы Морозова: Шелапутинский переулок, 1.
Особняк Морозовых на Спиридоновке
Спиридоновку также украшает особняк Саввы Морозова — но не родоначальника, а внука основателя династии. Легендарный дом в стиле английской готики опутан множеством скандальных и романтических историй. Бывшую усадьбу Аксаковых Савва Тимофеевич купил в 1893 году, разрушив старое здание до основания ради нового красивого особняка по проекту Шехтеля.
Здание на Спиридоновке — это бывший особняк Зинаиды Морозовой
Усадьба, считающаяся прообразом дома булгаковской Маргариты, возводилась для любимой жены Зинаиды. Кстати, история любви Морозовых действительно чем-то похожа на встречу Мастера и Маргариты, в свое время произвела большую шумиху. Совсем еще дитя, 18-летняя Зинаида, в то время жена Сергея Морозова, на балу познакомилась с его дядей — Саввой. Любовь была так сильна, что Савва Морозов, рьяный старовер, переступил через религиозные запреты ради брака с Зинаидой. Родственники (благочестивые старообрядцы) — восприняли развод и последующую женитьбу, как семейный позор. Но влюбленным не было до этого никакого дела. И в 1888 году они поженились, прожив вместе 17 лет.
Оформление особняка сочетает в себе элементы ренессанса, ампира и рококо, фасад украшен горельефами, витражами. Над интерьером поработал Михаил Врубель. После смерти мужа, в 1905 году, Зинаида продала дом со всей обстановкой не менее знаменитому предпринимателю и меценату Михаилу Рябушинскому.
Настоящее время
Бывший особняк Зинаиды Морозовой сегодня — административное здание, отданное под нужды Министерства иностранных дел. Попасть в него можно в День музеев и День исторического наследия Москвы, когда двери его открываются для посетителей. В обычные дни вход для простых граждан туда закрыт.
Остается только любоваться фасадом и фотографировать его на память. Точный адрес особняка Морозовых в этой части Москвы: ул. Спиридоновка, 17.
Кустарный музей — бывший особняк Морозовых
В районе улиц Большая Никитская и Тверская располагались 2-этажные каменные палаты Автонома Головина, сподвижника Петра Великого. Впоследствии в помещениях располагалась типография Анатолия Мамонтова.
Это один из самых симпатичных домов семьи Морозовых
Кустарный музей в Москве
В начале ХХ века большое владение разделили на две части, одну из которых приобрел промышленник и коллекционер Сергей Морозов, брат того самого Саввы, описанного выше. Любитель народных промыслов, он сделал зданием таким, каким его можно видеть сегодня.
Настоящее время
Старинные палаты были перестроены под древне-русские терема и подарены Кустарному музею, который просуществовал в особняке некоторое время. Визитной карточкой его был вестибюль с керамическим камином, выполненным по эскизам Врубеля. Сегодня в здании бывшего владения Морозовых и когда-то Кустарного музея работает Музей народного промысла.
Попасть в старинный особняк может любой желающий. Точный адрес: Москва, Леонтьевский переулок, д. 7, стр. 1.
Чудо-замок династии Морозовых на Воздвиженке
На Воздвиженке, почти в центре улицы, стоит причудливый особняк, рожденный в конце XIX века по заказу Арсения Абрамовича Морозова — правнука основателя династии. Редко кто из Морозовых избегал скандала, но Арсению удалось побить все «рекорды» предшественников.
Особняк Морозовых на Воздвиженке (Москва)
До особняка на этом месте находился конный цирк, который сгорел в 1892 году. Пустой участок приобрела мать Арсения, Варвара Алексеевна Морозова, — в подарок сыну. Арсений Морозов в то время много путешествовал по Европе, неизгладимое впечатление произвел на него португальский дворца Пена в городе Синтра, что недалеко от Лиссабона. Так и участок от матери пришелся ко двору: наследнику не терпелось воплотить свои архитектурные замыслы в жизнь.
Начиная строительство очередного особняка династии Морозовых, Арсений держал в голове идею усадьбы-замка сродни португальскому. Что из этого вышло?
Причудливое, эклектичное здание, с витиеватыми колоннами и лепниной в виде ракушек, вызвало толки по всей Москве еще до окончания строительства. Постройка казалась верхом безвкусицы! А уж по завершении работ, в 1899 году, на хозяина и его шедевр обрушился шквал злобных шуток и карикатур. Даже мать Арсения, разочаровавшись, в сердцах назвала сына дураком за безобразное сооружение.
Но Морозов на слухи не обращал внимания, закатывая в особняке грандиозные пиры. Во время одной такой попойки, с целью доказать собственную силу воли, Арсений без единого крика боли прострелил себе ногу. Через несколько дней произошло заражение крови, от которого 35-летний богатый наследник (а по сути авантюрист и бездельник) скоропостижно скончался. Его чудо-замок до сих пор притягивает взоры — то ли смелостью, то ли несуразностью.
Кстати, соседний особняк, с грифонами, принадлежавший матери Арсения Морозова, остается без внимания. И незаслуженно — это один из первых проектов архитектора Клейна, впоследствии признанного выдающимся зодчим.
Настоящее время
Как попасть в это странное здание на Воздвиженке? Затруднительно, поскольку сегодня оно используется, как Дом приемов правительства России. Это связано с проведением встреч Большой Восьмерки в Москве несколько лет назад.
Но включить это место в прогулку по Москве все равно стоит — отличный фоторепортаж и оригинальный маршрут вам гарантированы. Точный адрес самого неоднозначного особняка Морозовых: Москва, ул. Воздвиженка, 16.
Экскурсии по Москве и окрестностям
Количество прогулок по Москве на Трипстере достигло сотни! Выбор на любой вкус: обзорные, квесты, выездные. Но прежде, чем ехать за город, убедитесь, что вы исследовали все переулки, интересные особняки и усадьбы Москвы.
Особняк Арсения Морозова: мавританские страсти
Одно из самых экзотических зданий Москвы – Дом приемов правительства России на Воздвиженке – поражало своим видом и в те недавние времена, когда оно называлось Домом дружбы народов, и во времена уже далекие, когда в народе его прозвали «Домом Дурака». Сегодня особняк Арсения Морозова получил статус памятника культурного наследия федерального значения и используется для проведения встреч правительственных делегаций, дипломатических переговоров, конференций международных организаций.
Дело в том, что старший сын Варвары Алексеевны, Михаил Абрамович Морозов, был удачливым промышленником, коллекционером западноевропейской и русской живописи, скульптуры. Он писал труды по истории и прославился, в том числе, как художественный критик и общественный деятель. Средний сын Морозовой, Иван Абрамович, тоже был ценителем искусства и меценатом. Собственно, именно его собрание положило начало коллекциям французской модернистской живописи в Эрмитаже и Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. Иван был членом Совета Московского купеческого банка и Московского биржевого комитета, одним из учредителей Российского акционерного общества коксовой промышленности и бензольного производства. К тому же он управлял семейным делом в качестве директора правления Мугреево-Спировского лесопромышленного товарищества и директора-распорядителя Тверской мануфактуры. А до его совершеннолетия мануфактурой управляла сама Варвара Алексеевна.
И только младший ее сын, Арсений, в точности как в сказочном сюжете о трех братьях, был совершенно не приспособлен к серьезному делу. В семейном бизнесе он участия не принимал. Отучившись в Московском реальном училище, он стажировался в Англии, но полученными знаниями не воспользовался, а продлил свое пребывание за границей, путешествуя и наслаждаясь жизнью. Он обожал вечеринки и всяческие развлечения – в том числе и легкомысленные. Забегая вперед, сообщим, что в результате одного из них он и погиб в возрасте 35 лет – действительно, весьма глупо. Арсений поспорил с приятелями, что сможет прострелить себе ногу и не почувствовать боли благодаря эзотерическим практикам. Он выиграл спор, но поскольку рана не была вовремя обработана, началось заражение крови, и Арсений Морозов скончался через три дня, 24 декабря 1908 года.
А за десять лет до того он был полным сил красавцем, молодоженом, охотником и страстным собаководом. На 25-летие мать подарила ему пустовавший участок земли в начале Воздвиженки в надежде, что сын построит себе приличный особняк в классическом стиле. Но Арсению это было совершенно не интересно. В качестве архитектора он пригласил своего друга Виктора Александровича Мазырина, с которым познакомился на Всемирной выставке в Антверпене. На вопрос Мазырина о том, какой стиль предпочитает заказчик, Морозов якобы ответил в том смысле, что «все и сразу». Но потом друзья взяли за образец дворец Пена в португальском городе Синтра, и за три года, с 1897 по 1899, Мазырин сотворил чудо эклектики с явным уклоном в мавританский стиль и стиль мануэлино – оба в Москве конца XIX века были настоящей диковиной.
Особенно впечатлял парадный вход в здание с двумя украшенными лепными ракушками башнями по бокам. У входы были помещены витые колонны, а по фасаду устроены прекрасные ажурные элементы. При этом некоторые оконные проемы обрамляли безупречные классицистические колонны. Внутренние помещения архитектор оформил в стиле псевдоготики, ампира, барокко, были «арабская» и «китайская» комнаты – действительно, все и сразу.
Несмотря, на то, что Варвару Морозову особняк сына ужаснул своим дурным вкусом, он все же был настоящим шедевром. Арсений Морозов провел в этом доме немало счастливых дней и веселых ночей, а после своей нелепой смерти в очередной раз поразил москвичей тем, что завещал дом не жене с дочерью, а любовнице – Нине Коншиной. Та выиграла суд у вдовы, которая пыталась оспорить завещание, и немедленно продала мавританский особняк наследнику нефтяной империи Левону Манташеву.
После революции в доме на одиннадцать лет обосновалась передвижная труппа театра Пролеткульта. Так, сотрудничавший с пролеткультовцами Сергей Эйзенштейн поставил в морозовском особняке несколько авангардистских спектаклей. Затем здание передали Наркомату иностранных дел, что обеспечило сохранность дома. Здесь последовательно размещались посольство Японии, службы посольства Великобритании и посольство Индии. В 1959 году особняк перешел «Союзу советских обществ дружбы и культурной связи с зарубежными странами» и стал называться «Домом дружбы с народами зарубежных стран».
С 2003 по 2006 годы в здании проводили обширные реставрационные работы, были воссозданы предметы мебели и элементы обстановки. И в итоге сегодня особняк Арсения Морозова находится в прекрасном состоянии.