что надо знать о сервере
Зачем нужен сервер
Зачем нужен сервер и как он может помочь вашему бизнесу лучше работать. Термин «сервер» сегодня часто называют дорогими компьютерами с дорогими операционными системами, к которым почти никто не должен подходить, потому что они очень важны. В этой статье мы хотим объяснить.
Сервер — это компьютер в вашей ИТ-системе, который подключен к сети и предоставляет определенные услуги другим компьютерам в сети. Это первое, что мы объясняем клиентам, когда они спрашивают нас, стоит ли покупать и какой сервер. Сервер — это НЕ компьютер, на котором должна быть установлена серверная операционная система. Таким образом, компьютер с установленной Windows 7 может быть сервером, если он настроен в сети и ему назначена такая роль.
Сегодня можно сказать, что существует две группы серверов. Первая группа состоит из серверов, которые в случае сбоя не оказывают существенного влияния на работу и производительность бизнеса, а вторая группа состоит из серверов, которые в случае сбоя угрожают бизнесу и которые в этом смысле должны постоянно работать. Примером первой группы серверов может служить, например, сервер печати, который позволяет компьютерам в сети использовать подключенные к нему принтеры, а примером для второй группы серверов может служить сервер, на котором установлена производственная программа, и который в случае сбоя может привести к простою в работе предприятия. Поэтому для некоторых предприятий так важен и нужен сервер.
Как мы уже говорили, серверная операционная система может быть или не быть установлена на сервере. Это зависит от роли сервера и количества компьютеров или пользователей, которые будут использовать сервер. Так, например, для небольшого офиса из 5 человек, которому нужен компьютер, который облегчит доступ к различным документам, может подойти Windows 7 или немного Linux. С другой стороны, в случае большого числа пользователей, которым необходим компьютер, обеспечивающий доступ к бизнес-программе, всегда будет требоваться серверная операционная система, такая как Windows Server R2. Серверные операционные системы более надежны и безопасны, чем операционные системы рабочих станций. Вам нужно помнить, что получение серверной операционной системы означает дорогую операционную систему, дорогое оборудование и дорогие программы, установленные на серверных операционных системах. В качестве иллюстрации приведем, что стоимость Wndows 8 составляет около 160 евро, а Windows Server 2012 R2 — около 800 евро в базовой версии.
Подобно операционной системе, сервер может иметь или не иметь специального серверного оборудования. Опять же, это зависит от роли сервера и количества пользователей. Наиболее часто используемое серверное оборудование — это серверные процессоры, вспомогательное питание, контроллер рейда и память сервера.
Один сервер может иметь только одну или несколько функций, которые он выполняет. Эти функции на самом деле являются программами, которые установлены на сервере так же, как на вашей рабочей станции установлен текстовый процессор или интернет-браузер.
В зависимости от того, какие функции они выполняют, существуют следующие типы серверов:
1) Сервер идентификации пользователя (сервер идентификации)
Такой сервер нужен для предоставления пользователю контролируемый доступ к сети. Это достигается путем ввода их имени пользователя и пароля каждый раз, когда они хотят работать с рабочей станцией. Самая известная программа, которая позволяет это, — MS Active Directory.
2) Сервер, обеспечивающий доступ к принтерам (Сервер печати)
Задача такого сервера позволять всем рабочим станциям использовать подключенный к нему принтер. В настоящее время такие серверы используются все реже, поскольку существуют принтеры, которые подключаются напрямую к сети и уже имеют эту функцию. Это так называемые сетевые принтеры.
3) Серверы общего доступа к файлам
Часто используемый сервер, который размещает документы, используемые сотрудниками в соответствии с их потребностями. Доступ к некоторым документам может быть ограничен в том смысле, что только определенные пользователи могут получить к ним доступ или изменить их.
4) Серверы дисков веб-приложений (веб-сервер)
Если у вас есть веб-сайт или программа, доступ к которым требуется большому количеству пользователей с разных сайтов, вам нужен сервер, на котором будет установлен ваш сайт или ваше приложение, а затем пользователи смогут получить доступ при подключении к Интернету с помощью одного из браузеров интернет-контента, такие как Google Chrome или Mozilla Firefox.
5) Сервер обмена документами (FTP-сервер)
Подобно тому, как документы передаются через сервер обмена документами в локальной сети, такой сервер позволяет обмениваться документами через Интернет.
6) Почтовый сервер
Когда почтовый сервер установлен все электронные письма, предназначенные для сотрудников компании, сначала приходят на сервер, после чего они распространяются. То же самое происходит, когда сотрудники хотят отправить кому-то электронное письмо. Сначала оно приходит на сервер, а сервер отправляет кому назначалось.
7) Серверы баз данных
Такие серверы хранят данные и позволяют приложениям, установленным на других компьютерах, использовать такие данные.
8) Серверы удаленного доступа (VPN-серверы)
Эти серверы позволяют вам получить доступ к вашей собственной сети из любого места, где у вас есть доступ к Интернету. Проще говоря, он позволяет вам использовать все ресурсы, как если бы вы были в офисе, а не в удаленном месте.
В конце концов, от ваших потребностей зависит, какой Вам сервер нужен для своего бизнеса. А мы можем порекомендовать какой купить сервер.
Записки IT специалиста
Технический блог специалистов ООО»Интерфейс»
Создаем свой сайт. Как устроен и работает веб-сервер
Если не знаешь с чего начать, то начинать надо сначала. Чтобы не запутаться во всем многообразии современных веб-технологий нужно обратиться к истории, чтобы понять, с чего начинался современный интернет и как развивались и совершенствовались технологии.
HTTP-сервер
На заре развития интернета сайты представляли собой простое хранилище специальным образом размеченных документов и некоторых связанных с ними данных: файлов, изображений и т.п. Для того, чтобы документы могли ссылаться друг на друга и связанные данные был предложен специальный язык гипертекстовой разметки HTML, а для доступа к таким документам посредством сети интернет протокол HTTP. И язык, и протокол, развиваясь и совершенствуясь, дожили до наших дней без существенных изменений. И только начавший приходить на смену принятому в 1999 году протоколу HTTP/1.1 протокол HTTP/2 несет кардинальные изменения с учетом требований современной сети.
Задача HTTP-сервера обработать запрос клиента и либо выдать ему требуемый ресурс, либо сообщить о невозможности это сделать. Рассмотрим следующую схему:
Пользователь посредством HTTP-клиента, чаще всего это браузер, запрашивает у HTTP-сервера некий URL, сервер проверяет и отдает соответствующий этому URL-файл, обычно это HTML-страница. Полученный документ может содержать ссылки на связанные ресурсы, например, изображения. Если их нужно отображать на странице, то клиент последовательно запрашивает их у сервера, кроме изображений также могут быть запрошены таблицы стилей, скрипты, исполняемые на стороне клиента и т.д. Получив все необходимые ресурсы браузер обработает их согласно кода HTML-документа и выдаст пользователю готовую страницу.
Долгое время одного веб-сервера было достаточно для реализации полноценного сайта. Но по мере роста сети интернет возможностей статического HTML стало остро не хватать. Простой пример: каждая статическая страница самодостаточна и должна содержать ссылки на все связанные с ней ресурсы, при добавлении новых страниц ссылки на них потребуется добавить на уже существующие страницы, иначе пользователь никогда не сможет попасть на них.
Сайты того времени вообще мало походили на современные, например, ниже показан вид одного из пионеров русскоязычного интернета, сайт компании Rambler:
А переход по любой из ссылок вообще может привести современного пользователя в недоумение, вернуться назад с такой страницы не представляется возможным, кроме как через нажатие одноименной кнопки в браузере.
Попытка создать что-то более-менее похожее на современный сайт очень скоро превращалась в нарастающий объем работ по внесению изменений в уже существующие страницы. Ведь если мы что-то поменяли в общей части сайта, например, логотип в шапке, то нам нужно внести это изменение на все существующие страницы. А если мы изменили путь к одной из страниц или удалили ее, то нам надо будет найти все ссылки на нее и изменить или удалить их.
Теперь, чтобы изменить логотип или пункт меню изменения надо будет внести всего лишь в один файл, вместо правки всех существующих страниц. Кроме того, SSI позволял выводить на страницы некоторое динамическое содержимое, например, актуальную дату и выполнять несложные условия и работать с переменными. Это был значительный шаг вперед, облегчавший труд вебмастеров и повышавший удобство пользователей. Однако реализовать по-настоящему динамический сайт данные технологии все еще не позволяли.
Стоит отметить, что SSI активно применяется и сегодня, там, где в код страницы нужно вставить некий статический контент, прежде всего благодаря простоте и нетребовательности к ресурсам.
Для передачи данных используются стандартные потоки ввода-вывода, от веб-сервера к СGI-приложению данные передаются через stdin, принимаются назад через stdout, для передачи сообщений об ошибках используется stderr.
Рассмотрим процесс работы такой системы подробнее. Получив запрос от браузера пользователя веб-сервер определяет, что запрошено динамическое содержимое и формирует специальный запрос, которой через интерфейс CGI направляет веб-приложению. При его получении приложение запускается и выполняет запрос, результатом которого служит HTML-код динамически сформированной страницы, который передается назад веб-серверу, после чего приложение завершает свою работу.
Получив запрос веб-приложение извлекает данные из БД и заполняет ими указанный в запросе шаблон. Результат отдается веб-серверу, который дополняет сформированную таким образом страницу статическим содержимым (изображения, скрипты, стили) и отдает ее браузеру пользователя. Сама страница при этом нигде не сохраняется, разве что в кэше, и при получении нового запроса произойдет повторная генерация страницы.
К достоинствам CGI можно отнести языковую и архитектурную независимость: CGI-приложение может быть написано на любом языке и одинаково хорошо работать с любым веб-сервером. Учитывая простоту и открытость стандарта это привело к бурному развитию веб-приложений.
На текущий момент CGI практически не применяется, так как ему на смену пришли более совершенные технологии.
FastCGI
Как следует из названия, основной целью разработки данной технологии было повышение производительности CGI. Являясь ее дальнейшим развитием FastCGI представляет собой клиент-серверный протокол для взаимодействия веб-сервера и сервера приложений, обеспечивающий высокую производительность и безопасность.
Также мы можем запустить на одном компьютере несколько FastCGI процессов, которые могут обрабатывать запросы параллельно, либо иметь различные настройки или версии скриптового языка. Например, можно одновременно иметь несколько версий PHP для разных сайтов, направляя их запросы разным FastCGI процессам.
Для управления FastCGI процессами и распределением нагрузки служат менеджеры процессов, они могут быть как частью веб-сервера, так и отдельными приложениями. Популярные веб-сервера Apache и Lighttpd имеют встроенные менеджеры FastCGI процессов, в то время как Nginx требует для своей работы c FastCGI внешний менеджер.
PHP-FPM и spawn-fcgi
Из внешних менеджеров для FastCGI процессов применяются PHP-FPM и spawn-fcgi. PHP-FPM первоначально был набором патчей к PHP от Андрея Нигматулина, решавший ряд вопросов управления FastCGI процессами, начиная с версии 5.3 является частью проекта и входит в поставку PHP. PHP-FPM умеет динамически управлять количеством процессов PHP в зависимости от нагрузки, перезагружать пулы без потери запросов, аварийный перезапуск сбойных процессов и представляет собой достаточно продвинутый менеджер.
Spawn-fcgi является частью проекта Lighttpd, но в состав одноименного веб-сервера не входит, по умолчанию Lighttpd использует собственный, более простой, менеджер процессов. Разработчики рекомендуют использовать его в случаях, когда вам нужно управлять FastCGI процессами расположенными на другом хосте, либо требуются расширенные настройки безопасности.
Внешние менеджеры позволяют изолировать каждый FastCGI процесс в своем chroot (смена корневого каталога приложения без возможности доступа за его пределы), отличном как от chroot иных процессов, так и от chroot веб-сервера. И, как мы уже говорили, позволяют работать с FastCGI приложениями расположенными на других серверах через TCP/IP, в случае локального доступа следует выбирать доступ через UNIX-сокет, как быстрый тип соединения.
На практике, выбирая между встроенным менеджером и внешним здраво оцените ситуацию и выбирайте именно тот инструмент, который наиболее подходит вашим запросам. Например, создавая простой сервер для нескольких сайтов на типовых движках применение внешнего менеджера будет явно излишним. Хотя никто не навязывает вам своей точки зрения. Linux тем и хорош, что каждый может, как из конструктора, собрать именно то, что ему надо.
SCGI, PCGI, PSGI, WSGI и прочие
Погружаясь в тему веб-разработки, вы непременно будете встречаться с упоминанием различных CGI-технологий, наиболее популярные из которых мы перечислили в заголовке. От такого многообразия можно и растеряться, но если вы внимательно прочитали начало нашей статьи, то знаете, как работает CGI и FastCGI, а, следовательно, разобраться с любой из этих технологий не составит для вас труда.
Несмотря на различия в реализациях того или иного решения базовые принципы остаются общими. Все эти технологии предоставляют интерфейс шлюза (Gateway Interface) для взаимодействия веб-сервера с сервером приложений. Шлюзы позволяют развязать между собой среды веб-сервера и веб-приложения, позволяя использовать любые сочетания без оглядки на возможную несовместимость. Проще говоря, неважно, поддерживает ли ваш веб-сервер конкретную технологию или скриптовый язык, главное, чтобы он умел работать с нужным типом шлюза.
И раз уж мы перечислили в заголовке целую пачку аббревиатур, то пройдем по ним более подробно.
Как несложно заметить, все перечисленные нами технологии являются в той или иной степени аналогами CGI/FastCGI, но для специфичных областей применения. Приведенных нами данных будет вполне достаточно для общего понимания принципа и механизмов их работы, а более глубокое их изучение имеет смысл только при серьезной работе с указанными технологиями и языками.
Сервер приложений как модуль Apache
Если раньше мы говорили о неком абстрактном веб-сервере, то теперь речь пойдет о конкретном решении и дело здесь не в наших предпочтениях. Среди веб-серверов Apache занимает особое место, в большинстве случаев, когда говорят о веб-сервере на платформе Linux, да и о веб-сервере вообще, то подразумеваться будет именно Apache.
Здесь нас могут упрекнуть, что Apache уже давно неактуален, все «реальные пацаны» уже поставили Nginx и т.д. и т.п., поэтому поясним данный момент более подробно. Все популярные CMS из коробки сконфигурированы для использования совместно с Apache, это позволяет сосредоточить все внимание на работу именно с веб-приложением, исключив из возможного источника проблем веб-сервер.
Все популярные среди новичков форумы тоже подразумевают в качестве веб-сервера Apache и большинство советов и рекомендаций будут относиться именно к нему. В тоже время альтернативные веб-сервера как правило требуют более тонкой и тщательной настройки, как со стороны веб-сервера, так и со стороны веб-приложения. При этом пользователи данных продуктов обычно гораздо более опытны и типовые проблемы новичков в их среде не обсуждаются. В итоге может сложиться ситуация, когда ничего не работает и спросить не у кого. С Apache такого гарантированно не произойдет.
Действительно, если запустить сервер приложений как модуль веб-сервера в общем адресном пространстве, то мы получим гораздо более простую схему:
Какие преимущества это дает? Чем проще схема и меньше в ней элементов, тем проще и дешевле сопровождать ее и обслуживать, тем меньше в ней точек отказа. Если для единичного сервера это может быть не так важно, то в рамках хостинга это весьма значительный фактор.
Развитие интернета привело к тому, что количество возможных веб-приложений (CMS, скриптов, фреймворков и т.п.) стало очень велико, а низкий порог вхождения привлек к сайтостроению большое количество людей без специальных технических знаний. В тоже время разные веб-приложения могли требовать различной настройки сервера приложений. Как быть? Каждый раз обращаться в поддержку?
Решение нашлось довольно просто. Так как сервер-приложений теперь часть веб-сервера, то можно поручить последнему управлять его настройками. Традиционно для управления настройками Apache помимо конфигурационных файлов применялись файлы httaccess, которые позволяли пользователям писать туда свои директивы и применять их к той директории, где расположен данный файл и ниже, если там настройки не перекрываются своим файлом httaccess. В режиме mod_php данные файлы позволяют также изменять многие опции PHP для отдельного сайта или директории.
Для принятия изменений не требуется перезапуск веб-сервера и в случае ошибки перестанет работать только этот сайт (или его часть). Кроме того, внести изменения в простой текстовый файл и положить его в папку на сайте под силу даже неподготовленным пользователям и безопасно для сервера в целом.
Сочетание всех этих преимуществ и обеспечило Apache столь широкое применение и статус универсального веб-сервера. Другие решения могут быть быстрее, экономичнее, лучше, но они всегда требуют настройки под задачу, поэтому применяются в основном в целевых проектах, в массовом сегменте безальтернативно доминирует Apache.
Заключение
Охватить в одной статье весь спектр современных технологий невозможно, поэтому мы сосредоточились только на основных из них, некоторые вещи умышленно оставив за кадром, а также прибегли к существенным упрощениям. Несомненно, начав работать в этой области вам потребуется более глубокое изучение темы, но для того, чтобы воспринимать новые знания нужен определенный теоретический фундамент, который мы постарались заложить данным материалом.
Помогла статья? Поддержи автора и новые статьи будут выходить чаще:
Или подпишись на наш Телеграм-канал:
Руководство для начинающих по серверной веб-разработке с Node.js
Большую часть своей веб-карьеры я работал исключительно на стороне клиента. Проектирование адаптивных макетов, создание визуализаций из больших объемов данных, создание инструментальных панелей приложений и т. Д. Но мне никогда не приходилось иметь дело с маршрутизацией или HTTP-запросами напрямую. До не давнего времени.
Этот пост представляет собой описание того, как я узнал больше о веб-разработке на стороне сервера с помощью Node.js, и краткое сравнение написания простого HTTP-сервера с использованием 3 разных сред, Express, Koa.js и Hapi.js.
Примечание: если вы опытный разработчик Node.js, вы, вероятно, подумаете о том, что это все элементарно/просто. ¯\_(ツ)_/¯.
Некоторые основы сети
Когда я начал работать в веб-индустрии пару лет назад, я наткнулся на курс по компьютерным сетям профессора Дэвида Ветерала на Coursera. К сожалению, он больше не доступен, но лекции по-прежнему доступны на веб-сайте Pearson.
Мне очень понравился этот курс, потому что он объяснял, что происходило под капотом, в понятной форме, поэтому, если вы можете взять в руки учебник «Компьютерные сети», прочитайте все подробности о чудесах сети.
Здесь, однако, я собираюсь лишь кратко рассказать о контексте. HTTP (Hypertext Transfer Protocol) — это протокол связи, используемый в компьютерных сетях. В Интернете их много, таких как SMTP (простой протокол передачи почты), FTP (протокол передачи файлов), POP3 (протокол почтового отделения 3) и так далее.
Эти протоколы позволяют устройствам с совершенно разным аппаратным / программным обеспечением связываться друг с другом, поскольку они предоставляют четко определенные форматы сообщений, правила, синтаксис и семантику и т.д. Это означает, что, пока устройство поддерживает определенный протокол, оно может связываться с любым другим устройством. в сети.
От TCP / IP против OSI: в чем разница между двумя моделями?
Операционные системы обычно поставляются с поддержкой сетевых протоколов, таких как HTTP, из коробки, что объясняет, почему нам не нужно явно устанавливать какое-либо дополнительное программное обеспечение для доступа в Интернет. Большинство сетевых протоколов поддерживают открытое соединение между двумя устройствами, что позволяет им передавать данные туда и обратно.
HTTP, на котором работает сеть, отличается. Он известен как протокол без установления соединения, потому что он основан на режиме работы запрос / ответ. Веб-браузеры отправляют на сервер запросы на изображения, шрифты, контент и т.д., но после выполнения запроса соединение между браузером и сервером разрывается.
Servers and Clients
Термин сервер может слегка сбивать с толку людей, впервые знакомых с отраслью, поскольку он может относиться как к аппаратному обеспечению (физические компьютеры, на которых размещены все файлы и программное обеспечение, требуемое веб-сайтами), так и к программному обеспечению (программе, которая позволяет пользователям получать доступ к этим файлам в Интернете).
Сегодня мы поговорим о программной стороне вещей. Но сначала несколько определений. URL обозначает Universal Resource Locator и состоит из 3 частей: протокола, сервера и запрашиваемого файла.
Структура URL адреса
Протокол HTTP определяет несколько методов, которые браузер может использовать, чтобы попросить сервер выполнить кучу различных действий, наиболее распространенными из которых являются GET и POST. Когда пользователь щелкает ссылку или вводит URL-адрес в адресную строку, браузер отправляет GET-запрос на сервер для получения ресурса, определенного в URL-адресе.
Сервер должен знать, как обрабатывать этот HTTP-запрос, чтобы получить правильный файл, а затем отправить его обратно браузеру, который его запросил. Наиболее популярное программное обеспечение веб-сервера, которое обрабатывает это Apache и NGINX.
Веб-серверы обрабатывают входящие запросы и отвечают на них соответственно
Оба представляют собой полнофункциональные пакеты программного обеспечения с открытым исходным кодом, которые включают в себя такие функции, как схемы аутентификации, перезапись URL-адресов, ведение журнала и проксирование, и это лишь некоторые из них. Apache и NGINX написаны на C. Технически, вы можете написать веб-сервер на любом языке. Python, golang.org/pkg/net/http, Ruby, этот список может продолжаться довольно долго. Просто некоторые языки лучше выполняют определенные вещи, чем другие.
Создание HTTP сервера с Node.js
Node.js — это среда выполнения Javascript, построенная на движке Chrome V8 Javascript. Он поставляется с модулем http, который предоставляет набор функций и классов для построения HTTP-сервера.
Для этого базового HTTP-сервера мы также будем использовать файловую систему, путь и URL-адрес, которые являются собственными модулями Node.js.
Начните с импорта необходимых модулей.
Мы также создадим словарь типов MIME, чтобы мы могли назначить соответствующий тип MIME запрашиваемому ресурсу на основе его расширения. Полный список типов MIME можно найти в Internet Assigned Numbers Authority (интернет-центре назначенных номеров).
Мы передадим функцию-обработчик запроса в createServer() с объектами запроса и ответа. Эта функция вызывается один раз каждый раз, когда к серверу поступает HTTP-запрос.
Объект request является экземпляром IncomingMessage и позволяет нам получать доступ ко всей информации о запросе, такой как статус ответа, заголовки и данные.
Объект response является экземпляром ServerResponse, который является записываемым потоком и предоставляет множество методов для отправки данных обратно клиенту.
В обработчике запросов мы хотим сделать следующее:
Весь код размещен на Glitch, и вы можете сделать ремикс на проект, если хотите.
Создание HTTP-сервера с фреймворками Node.js
Фреймворки Node.js, такие как Express, Koa.js и Hapi.js, поставляются с различными полезными функциями промежуточного программного обеспечения, в дополнение к множеству других удобных функций, которые избавляют разработчиков от необходимости писать самим.
Лично я чувствую, что лучше сначала изучать основы без фреймворков, просто для понимания того, что происходит под капотом, а затем после этого сходить с ума с любым фреймворком, который вам нравится.
В Express имеется собственный встроенный плагин для обслуживания статических файлов, поэтому код, необходимый для выполнения тех же действий, что и в собственном Node.js, значительно короче.
У каждой из этих платформ есть свои плюсы и минусы, и они будут более очевидными для более крупных приложений, а не просто для обслуживания одной HTML-страницы. Выбор структуры будет сильно зависеть от реальных требований проекта, над которым вы работаете.