что надо сдавать чтобы поступить на юриста после 9 класса
Предметы, которые нужно сдавать для обучения на адвоката в ссузе и вузе
Юриспруденция – популярное вузовское направление, которое открывает перед выпускниками профильных факультетов широкие карьерные, статусные и финансовые перспективы. Если вам интересна карьера правоведа, в частности, адвоката, но не знаете, какие предметы сдавать для поступления в вуз на юриста, в нашем гайде для будущих абитуриентов есть все ответы. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Куда нужно поступать, чтобы стать юристом-адвокатом
Профессию юриста можно получить, окончив юрфак в вузе или профильный колледж, техникум. Срок обучения в ссузе зависит от базового образования:
Срок получения образования в вузе составляет 4-5 лет для программ бакалавриата и специалитета соответственно.
В вузах юристов готовят на нескольких направлениях:
Если вы решите подавать документы в колледж, то направлений для выбора меньше:
Эти специальности можно выбирать, если вы решили стать юристом, а также криминалистом в правоохранительных органах, дознавателем, помощником адвоката, нотариусом, секретарем суда и т. д.
Согласно закону об адвокатской деятельности (ФЗ № 63) адвокатом может стать кандидат с высшим юридическим образованием, окончивший вуз по аккредитованной государством программе (направление или специальность не имеют значения) и отработавший минимум два года на должности, требующей наличия высшего юридического образования. Затем понадобится сдать квалификационный экзамен. Поэтому после колледжа тем, кто наметил карьеру адвоката, надо будет окончить вуз.
Какие предметы сдавать для поступления на юрфак в вуз
В московских, питерских, да и в региональных, вузах на юридические факультеты большой конкурс на место – не меньше 15–20 человек. Главная задача абитуриента, который хочет выучиться на юриста, чтобы затем стать адвокатом, – получить высокие баллы на экзамене, иначе сложно будет поступить не только на бюджет, но и на контракт.
Для направлений «Правоохранительная деятельность», «Правовое обеспечение национальной безопасности» и «Юриспруденция» профильный вступительный ЕГЭ – обществознание, дополнительные – история, информатика и иностранный язык (один-два на выбор образовательного учреждения). Русский язык обязателен на все направления подготовки.
Как подготовиться к поступлению на юридический факультет
Чтобы хорошо сдать экзамены, начинать подготовку к вступительной кампании надо минимум за 1–1,5 года. Главный предмет для поступления на юриста – это обществознание. Именно ему надо уделить особое внимание, конечно, не забывая и о втором предмете, который придется сдавать, – каком именно, обязательно надо уточнить в правилах приема интересующего вуза. Чаще всего это история. Планомерно проработать школьную программу поможет список вопросов, составленный по кодификаторам и спецификациям КИМ ЕГЭ. На практике изученный материал хорошо закреплять, работая с вариантами ЕГЭ прошлых лет (они есть на сайте ФИПИ).
Что сдавать на ОГЭ, чтобы получить профессию юриста в колледже
Порядок поступления в колледжи отличается от правил приема в высшие учебные заведения. После 9 класса обязательна сдача ОГЭ по четырем предметам: общим для всех математике и русскому языку, еще двум – на выбор выпускника. Можно отдать предпочтение любому из школьной программы, который хорошо дается, так как в аттестат пойдет среднее арифметическое годовой отметки из журнала и оценки, полученной на ОГЭ.
Сейчас на ОГЭ по выбору можно сдавать девять предметов:
Отбор абитуриентов в колледжах проходит по конкурсу аттестатов, поэтому важно на ОГЭ и по обязательным, и по выборным предметам получить хорошие оценки, чтобы как минимум не испортить свой документ об образовании, как максимум – улучшить его средний балл.
Итак, выучиться на юриста можно в вузе или колледже, а список предметов для поступления зависит от уровня будущего образования – среднего специального или высшего:
Но высшее юридическое образование – это первый шаг к карьере адвоката. После двух лет работы по любой юридической специальности придется сдать квалификационный экзамен на адвоката, только после этого можно получить право практиковать в статусе защитника чьих-либо интересов.
Поступление на юриста: экзамены, предметы, тонкости и нюансы
Разберемся, что нужно для поступления на юриста, какие карьерные возможности открывает это направление.
Выбор юридической специализации
Абитуриенту, который желает связать свою жизнь с профессией юриста, необходимо поступать на одноименную специальность. В российской академической практике наиболее общим направлением правоведения считается специальность «юриспруденция». Она общая, универсальная. Дает фундаментальную подготовку в области права, теоретическую базу и возможность работать в государственных органах, коммерческих структурах, государственных и муниципальных предприятиях.
Но оно же самое конкурентное в плане проходных баллов, конкурса на бюджетные места.
В рамках общей юриспруденции выделяют еще 3 специализации, которые позволяют получить углубленные знания в отдельных отраслях права и практики.
Специализация юристов по профилям позволяет будущим специалистам лучше конкурентов знать специфику области, которая станет полем профессиональной деятельности после выпуска. Но она не строгая. Правоведы получают широкое фундаментальное образование и могут пробовать свои силы на любом поприще.
Выбор формы обучения
Система российского образования предполагает подготовку юристов по трем формам обучения:
Частным вариантом заочного образования остается дистанционная форма. Ключевое отличие от классической заочки — отсутствие аудиторных занятий, необходимости посещать ВУЗ. Оценка знаний проходит через личный кабинет на специальном образовательном сайте. Срок обучения — 4 года 6 месяцев.
Что выбрать, и на какое отделение поступить — вопрос личного выбора, карьерной стратегии, возраста, финансовых возможностей абитуриента, уровня полученного ранее образования.
Экзамены или предметы для поступления после 11 класса
После 11 классов образования абитуриенты могут попасть на программы среднего профессионального или высшего образования. Для начала образования нужно сдать 3 экзамены. Что сдают абитуриенты:
Выбор третьего вступительного испытания ложится на поступающего. По своему усмотрению ВУЗ может расширить перечень.
Чтобы попасть на программы среднего профессионального образования экзамены сдавать не нужно. Сроки получения диплома варьируются от 4 лет до 4 лет 6 месяцев. По окончании первой ступени, бакалавриата, выпускники могут продолжить обучение в магистратуре.
Экзамены или предметы для поступления после 9 класса
По окончании 9 классов молодые люди имеют возможность попасть на программы среднего профессиональгого обучения в колледжи. Требования по сдаче вступительных испытаний отсутствуют, что облегчает задачу, но повышает конкурс. Прием проводится по рейтингу среднего балла аттестата. В приоритете те, у кого выше балл.
Что нужно чтобы поступить на юриста — зависит от условий конкретного учебного заведения.
На базе 9 классов сроки обучения составляют от 2 лет до 3 лет 6 месяцев. По очной/заочной программам соответственно. Если поступать после 11 классов, сроки получения диплома находятся в диапазоне от 1 года 10 месяцев до 2 лет 10 месяцев.
Перспективы профессии
Профессия правоведа— многогранная, она открывает широкие карьерные возможности. Среди перспектив:
Присутствуют минусы, которые создают проблемы для молодых специалистов:
Юрист — сложная и перспективная профессия. Но конкурентная и непростая.
Адрес поступления:
Москва, Ленинградский пр-т. д. 80, корп. Г (м. Сокол)
Москва, ул. Измайловский вал, д. 2, корп. 1 (м. Семеновская)
Телефон: 8 (800) 100 00 11
График работы приёмной комиссии:
Пн — Пт: 09.00−20.00;
Сб — Вс: 10.00−17.00.
Выучиться на адвоката
Соискателям статуса адвоката
Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования. В России существуют специализированные высшие учебные заведения, обучающие студентов с перспективой дальнейшего приобретения ими адвокатского статуса и ведения адвокатской деятельности.
Также на статус адвоката может претендовать лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.
Кроме того, для получения статуса необходимо иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим профессиональным образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента окончания соответствующего образовательного учреждения.
Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом ФПА РФ.
Лицо, отвечающее требованиям Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката и рядом документов (см.: Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката в редакции от 17 апреля 2019 г., действующее с 1 сентября 2016 г.).
Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.
Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката. Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
Лицо, получившее статус адвоката, вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
Федеральный закон от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (извлечения)
1. Адвокатом является лицо, получившее в установленном настоящим Федеральным законом порядке статус адвоката и право осуществлять адвокатскую деятельность.
Статья 9. Приобретение статуса адвоката
1. Статус адвоката в Российской Федерации вправе приобрести лицо, которое имеет высшее юридическое образование, полученное по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе, либо ученую степень по юридической специальности. Указанное лицо также должно иметь стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо пройти стажировку в адвокатском образовании в сроки, установленные настоящим Федеральным законом.
(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
У лиц, высшее юридическое образование которых является впервые полученным высшим образованием, стаж работы по юридической специальности исчисляется не ранее чем с момента его получения.
(абзац введен Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ, в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
2. Не вправе претендовать на приобретение статуса адвоката и осуществление адвокатской деятельности лица:
1) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
2) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
3. Решение о присвоении статуса адвоката принимает квалификационная комиссия адвокатской палаты субъекта Российской Федерации (далее – квалификационная комиссия) после сдачи лицом, претендующим на приобретение статуса адвоката (далее также – претендент), квалификационного экзамена.
(в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)
4. В стаж работы по юридической специальности, необходимой для приобретения статуса адвоката, включается работа:
1) в качестве судьи;
2) на требующих высшего юридического образования государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах;
3) на требовавших высшего юридического образования должностях в существовавших до принятия действующей Конституции Российской Федерации государственных органах СССР, РСФСР и Российской Федерации, находившихся на территории Российской Федерации;
4) на требующих высшего юридического образования муниципальных должностях;
5) на требующих высшего юридического образования должностях в органах Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации;
6) на требующих высшего юридического образования должностях в юридических службах организаций;
7) на требующих высшего юридического образования должностях в научно-исследовательских учреждениях;
8) в качестве преподавателя юридических дисциплин в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования и научных организациях;
(в ред. Федерального закона от 2 июля 2013 г. № 185-ФЗ)
9) в качестве адвоката;
10) в качестве помощника адвоката;
11) в качестве нотариуса.
5. Адвокат вправе осуществлять адвокатскую деятельность на всей территории Российской Федерации без какого-либо дополнительного разрешения.
6. Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие статус адвоката в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, допускаются к осуществлению адвокатской деятельности на всей территории Российской Федерации в случае, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Статья 10. Допуск к квалификационному экзамену
1. Лицо, отвечающее требованиям пунктов 1 и 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, вправе обратиться в квалификационную комиссию адвокатской палаты субъекта Российской Федерации с заявлением о присвоении ему статуса адвоката.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)
2. Претендент помимо заявления представляет в квалификационную комиссию копию документа, удостоверяющего его личность, анкету, содержащую биографические сведения, копию трудовой книжки или иной документ, подтверждающий стаж работы по юридической специальности, копию документа, подтверждающего высшее юридическое образование либо наличие ученой степени по юридической специальности, а также другие документы в случаях, предусмотренных законодательством об адвокатской деятельности и адвокатуре.
Предоставление недостоверных сведений может служить основанием для отказа в допуске претендента к квалификационному экзамену.
3. Квалификационная комиссия при необходимости организует в течение двух месяцев проверку достоверности документов и сведений, представленных претендентом. При этом квалификационная комиссия вправе обратиться в соответствующие органы с запросом о проверке либо подтверждении достоверности указанных документов и сведений. Данные органы обязаны сообщить квалификационной комиссии о результатах проверки документов и сведений либо подтвердить их достоверность не позднее чем через месяц со дня получения запроса квалификационной комиссии.
4. После завершения проверки квалификационная комиссия принимает решение о допуске претендента к квалификационному экзамену.
5. Решение об отказе в допуске претендента к квалификационному экзамену может быть принято только по основаниям, указанным в настоящем Федеральном законе. Решение об отказе в допуске к квалификационному экзамену может быть обжаловано в суд.
Статья 11. Квалификационный экзамен
1. Положение о порядке сдачи квалификационного экзамена и оценки знаний претендентов, а также перечень вопросов, предлагаемых претендентам, разрабатываются и утверждаются Советом Федеральной палаты адвокатов.
2. Квалификационный экзамен состоит из письменных ответов на вопросы (тестирование) и устного собеседования.
3. Претендент, не сдавший квалификационного экзамена, допускается к повторной процедуре сдачи квалификационного экзамена, установленной настоящим Федеральным законом, не ранее чем через год.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 20 декабря 2004 г. № 163-ФЗ)
Статья 12. Присвоение статуса адвоката
1. Квалификационная комиссия в трехмесячный срок со дня подачи претендентом заявления о присвоении ему статуса адвоката принимает решение о присвоении либо об отказе в присвоении претенденту статуса адвоката.
Решение квалификационной комиссии о присвоении претенденту статуса адвоката вступает в силу со дня принятия претендентом присяги адвоката.
2. Квалификационная комиссия не вправе отказать претенденту, успешно сдавшему квалификационный экзамен, в присвоении статуса адвоката, за исключением случаев, когда после сдачи квалификационного экзамена обнаруживаются обстоятельства, препятствовавшие допуску к квалификационному экзамену. В таких случаях решение об отказе в присвоении статуса адвоката может быть обжаловано в суд.
3. Статус адвоката присваивается претенденту на неопределенный срок и не ограничивается определенным возрастом адвоката.
Статья 13. Присяга адвоката
1. В порядке, установленном адвокатской палатой, претендент, успешно сдавший квалификационный экзамен, приносит присягу следующего содержания:
«Торжественно клянусь честно и добросовестно исполнять обязанности адвоката, защищать права, свободы и интересы доверителей, руководствуясь Конституцией Российской Федерации, законом и кодексом профессиональной этики адвоката».
2. Со дня принятия присяги претендент получает статус адвоката и становится членом адвокатской палаты.
Тестовые задания для сдачи квалификационного экзамена на присвоение статуса адвоката
Тестовые задания в данной редакции применяются с 1 июня 2021 г.
Как поступить в юридический колледж?
Нехватка высоковалифицированных юристов, имеющих современное образование, ‑ актуальная проблема рынка труда. Огромная ответственность, умение работать с большим объемом информации, готовность к постоянному обучению и повышению квалификации – уже достаточно серьезный перечень требований к кандидатам на юридическую должность.
Научиться всему тому, чего ждут работодатели от потенциального кандидата на вакансию, за 4 года в ВУЗе по программе бакалавриата практически невозможно. Однако, если начать обучение гораздо раньше, поступив в колледж после 9 класса есть все шансы быстро построить успешную карьеру.
Почему нужно поступать в колледж?
Теперь предубеждение о том, что в колледжах можно получить лишь рабочую, низкооплачиваемую профессию, не имеет под собой никаких аргументированных оснований. Наоборот, студент колледжа получает ряд преимуществ:
Для ученика средней школы, который уже окончательно определился относительно будущего, вопрос, как поступить на юриста после 9 класса, является наиболее актуальным. Поэтому полезно ознакомиться с требованиями, условиями и самой процедурой приема и зачисления.
Юридический колледж: как поступить?
Подходить к решению вопроса насчет того, как поступить на юридический, всегда следует с выбора учебного заведения. Важно не сформированное в обществе представление о статусе того или иного ССУЗа, а конкретно те условия, которые оно предоставляет и насколько предлагаемый там уровень знаний и умений отвечает вашим целям.
Обучение в колледже при нашем ВУЗе ориентировано на получение студентами практического опыта и, в первую очередь, тех знаний, наличие которых требуется в большинстве крупных солидных компаниях.
Вторым шагом является выбор формы обучения. Очная форма позволяет шире охватить теоретическую сферу. А тем, кто нацелен преимущественно на получение опыта работы, стоит обратить внимание на дистанционную систему. Она позволит:
Вопрос, как поступить заочно на юридический, также актуален для тех, кто вынужден самостоятельно оплачивать обучение. Совмещая работу и учебу, финансовая нагрузка будет не так значительна. В колледже при нашем ВУЗе оплата за семестр стоит 12 тысяч рублей, что вполне подходит для каждого работающего студента.
Третий шаг – сбор документов. Вам понадобятся:
Данный перечень может дополняться в зависимости от выбранной формы обучения и программы, поэтому уточняйте информацию у сотрудников приемной комиссии заранее.
Перспективы в карьере и повышении профессионального уровня
Качественное юридическое СПО – гарантия успешного старта в карьере. Можно добиться неплохой должности в крупной фирме. Государственные службы испытывают нехватку профессиональных специалистов с юридическим образованием и с охотой принимают на работу выпускников с дипломом колледжа. Наш колледж ЧУПО «ВШП» также сотрудничает со многими известными организациями, которые регулярно принимают на стажировку студентов и в дальнейшем зарекомендовавших себя с положительной стороны оформляют в штат с постоянным трудоустройством.
Стоимость программы «Право и организация социального обеспечения»
Цена за обучение начинается от 12 000 рублей за семестр (полгода).
Срок обучения: от 2 лет 10 месяцев
Форма обучения: дистанционная
Наш адрес: 170001, г. Тверь, ул. Спартака 26а
Позвоните нам: 8(920)180-24-57 (Катерина-специалист приемной комиссии)
Юридическое образование: четыре непростых шага к изменению
Критиковать модно. Так же модно писать дорожные карты разной степени воздушности. Ну и восхищаться тоже модно – классические университеты выпускают отличных юристов. Или все-таки не очень? Пока мы окончательно не запутались я предложу 4 конкретных шага, которые могут улучшить юридическое образование в России.
1. Навыки
В основе юридической профессии лежат базовые навыки: поиска информации (research), убедительного и точного изложения своих мыслей на бумаге (writing) и в устной речи (advocacy). Этот тезис представляется мне бесспорным. Но организация юридического образования игнорирует его. На первом курсе любого театрального университета есть курс по сценической речи. На первом курсе юридического факультета – по ОБЖ или современному естествознанию.
Навыки студентам, видимо, предлагается освоить по ходу обучения. В поиске материалов к семинару, при написании курсовой. Ну вы поняли. Обучением должны заниматься преподаватели специальных курсов. Семинарист по гражданскому праву, возможно, научит искать полезные статьи или решения судов. А по конституционному праву – немного поучит писать на примере тех 80 эссе, которые он или она должны проверить за неделю.
Научить навыкам «по ходу» невозможно. Во-первых, к этому вопросу нужно подходить системно: постоянно давать задания именно на их развитие, контролировать и корректировать. Талантливый преподаватель экологического права может хуже учить поиску судебных решений. Это логично. Во-вторых, развитие базовых навыков – того, с чем студенты должны приходить к изучению специальных предметов, отнимает время и силы от собственно специальных курсов. Одни и те же вопросы на навыки повторяются, какие-то аспекты, наоборот, пролетают.
Учить навыкам нужно специально. Можно это делать по-разному. Можно сделать отдельный курс или курсы в самом начале. Для того чтобы их преподавать не нужно «выписывать» профессоров из США по скайпу. Достаточно привлечь несколько молодых преподавателей, которым это будет интересно, и которые пройдут курсы повышения квалификации. Можно, наоборот, выбрать какой-то базовый курс или курсы (например, конституционное право и римское право) для развития этих навыков. Увеличить количество часов и добавить количество практических занятий, ориентированных на развитие навыков. В любом случае рассчитывать что «все само как-то образуется» нельзя.
Можно и нужно учиться софт-скиллс. Здорово, когда студентов учат вести переговоры и не выгорать (кто бы меня научил в свое время). Но это не замена ключевым – хард – навыкам.
2. Из фундаментального и практически-ориентированного выбираем оба
На протяжении нескольких лет я наблюдаю за горячей дискуссией – должно ли юридическое образование быть фундаментальным или, наоборот, практическим. Это как спросить: Вам правую ногу отрубить или левую? А можно вообще ничего не отрубать?!
Дискуссия зациклилась на ложном выборе, который, на самом деле не нужно делать. Конечно, образование не должно заключаться только в практике написания договоров и процессуальных документов, студенты должны также понимать всю систему, историю формирования тех или иных институтов и различные варианты решения тех или иных вопросов в разных правовых системах. Это не значит, что написание искового заявления подействует на студента как магическое заклинание, после произнесения которого он сразу забудет все фундаментальные знания.
Фундаментальные знания и практические навыки могут и должны идти рука об руку. Не имея глубокого понимания гражданского или уголовного права, студент не придумает правовую конструкцию для сложной сделки или аргументы защиты клиента по необычному уголовному обвинению. Но не понимая зачем ему все эти теоретические конструкции, как они применяются на практике, студент будет изучать их с меньшим интересом, забудет многое после экзамена, и останется, извините, «полуфабрикатом» (возможно, хорошим, как замороженная мраморная говядина Вагю, но «полуфабрикатом»).
Что делать (с практическим обучением, с фундаментальным все вроде бы неплохо)? Опять же возможно несколько (взаимодополняющих) вариантов. Первый – специальный курсы, практикумы по сделкам слияний и поглощений, уголовному праву и процессу, конституционному праву. Второй – клиники, где под руководством опытных юристов студенты будут работать над сложными и интересными делами. Клиники в России существуют и сейчас, но большая часть из них сконцентрирована на помощи малоимущим гражданам по достаточно стандартным вопросам. Это очень важная и благородная задача, и студенты, которые хотят в ней участвовать заслуживают всяческой поддержки. Однако должен быть и другой вариант – ведение прецедентных дел, требующих большой подготовки (читай, работы студентов), и ставящих интересные и важные вопросы. Третий – интеграция практического образования в существующие курсы. Четвертый – муткорты, в том числе внутренние. В странах общего права все студенты первого курса (а курсов обычно три) участвуют в одном внутреннем муткорте, финал которого обычно судят реальные судьи или известные специалисты. Такую же модель можно было бы использовать, например, на втором курсе российского юрфака.
Необходимо стремиться к качественному и интегрированному практическому обучению. Задание для семинара написать договор или обвинительное заключение, курс практикующего юриста по сделкам банковского финансирования или экономическим преступлениям – хорошее начало, но нужно больше. Необходима кропотливая работа, шаг за шагом, с постоянной возможностью для студента делать что-то и получать критику и комментарии преподавателя.
А нужно ли все это, может задача университета – выпускать полуфабрикаты, а там уже на работе доучат? Мой ответ – конечно, нужно. Причина не только в том, что задача университета дать выпускнику как можно больше навыков и возможностей, сделать «готовый продукт», но и в том, что качественное изучение «фундамента» невозможно или затруднительно без постоянного тестирования его результатов на практике.
Исключение из обязательной программы многих предметов (и разделение занятий по некоторым другим на «общие» и «продвинутые» курсы) необходимо, чтобы освободить время для изучения студентами навыков и курсов по практическому применению права в реальной жизни – курсов, о которых я писал выше. Оно также необходимо, тк изучение таких предметов в текущей форме бесполезно и подрывает мотивацию.
А как же общая база, спросят меня. Юрист же должен понимать налоговые последствия сделки, уметь оформить право собственности на унаследованный дачный участок и, мое любимое, рассчитать себе пенсию (#тыжюрист #Россиядлягрустных). Ну, во-первых, в моем понимании, курсы, как их преподают сейчас, не рассчитаны на понимание студентами общей базы. Например, налоговое право – налоговое право от А до Я, а не НДФЛ и налоговые последствия сделок. Земельное право – 100500 технических вопросов по изменению разрешенного использования, а не 10 важнейших принципов того же права. Криминалистика – протокол осмотра трупа (Федора) и трасологическая экспертиза, а не признаки подделки подписи или документа. Во-вторых, ну кого мы обманываем? Большая часть этих «знаний» будет забыта вечером дня экзамена. Если юристу действительно потребуется разобраться с вопросами пенсии и земельного участка, то гораздо полезнее будут как раз навыки поиска информации и практического применения норм права.
4. Магистратура должна быть магистратурой, а не обязательной «примочкой»
Я закончил юридический факультет СпбГУ, пять лет проработал в юридических фирмах и поступил в магистратуру Университетского колледжа Лондона изучать международное право. Это был один из лучших периодов в моей жизни: я знал какие курсы я хочу изучать и почему, я скопил «денежную подушку», чтобы позволить себе посвятить год учебе – каждый день ходить в библиотеку или сидеть с книгой в парке, я отдыхал от «мясорубки» работы. Средний российский студент приходит в магистратуру сразу после окончания университета, вынужден работать параллельно с обучением, не всегда понимает, чем он(а) хочет заниматься. Нужно что-то менять…
По моему мнению, обучение в магистратуре должно быть выбором каждого юриста, выбором, который он(а) может сделать на любом этапе карьеры. Ну или выбрать практику, решить, что магистратура не нужна. Только в этом случае обучение в магистратуре будет осознанным, понятным и приятным.
Утверждение, что бакалавр недостаточно квалифицирован, по моему мнению, неверно. За 4 года обучения вполне можно усвоить все необходимые знания и навыки (особенно, если провести предложенные выше реформы), а те специальные знания, которые студент получает в магистратуре – глубокое понимание той или иной отрасли права – как раз можно получить на практике, курсах повышения квалификации или, как в старину, почитав книжки.
Научить профессии юриста вполне можно за четыре года. Например, в США срок обучения – три года. Вот мы тебя и подловили, скажет кто-то – в США-то на юрфак поступают после колледжа. Оставим в стороне вопрос о том, как изучение английской литературы или микробиологии в колледже влияет на рассматриваемый нами вопрос (оно безусловно влияет на кругозор и мышление студента, но мы же о юристах). Перейдем к другому близкому нам примеру – Англии. В Англии обучение на юрфаке занимает, если честно, четыре года (3 года в университете и потом одногодичный курс подготовки для будущих солиситоров или барристеров). И ничего, никто не жалуется. После этого будущие юристы должны пройти отдельную 1-2 годичную практику (training contract, pupilage). Ну так и у нас для получения статуса адвоката необходим практический опыт. Есть и другие примеры, включая Германию, где учиться профессии юриста можно очень долго. Это не значит, что нам нужно брать с них пример.
В общем я считаю, что магистратура должна быть добровольной, обучение в ней должно быть осознанным выбором. Пока я вижу только одно основное препятствие на пути к этому. Речь идет о практике многих фирм не повышать своих сотрудников до позиции (младшего) юриста до получения диплома магистра. У этой практики нет объективного и честного объяснения и мне кажется, что от нее следует отказаться. Есть и еще одна причина – обязательная военная служба по призыву, военная кафедра на 5 лет. С этим тоже нужно что-то делать, но это уже совсем другая история…
Надеюсь, что описанные мною предложения будут кому-то полезны и, в любом случае, дадут почву для размышлений и дискуссий. В дискуссиях буду рад поучаствовать.