что надо чтобы стать гонщиком
Как стать профессиональным гонщиком
Многие мальчишки, наблюдая, как их отец управляет автомобилем, уже в юном возрасте мечтают сесть за руль. А некоторые в своих мыслях заходят и дальше — видят себя в больших гонках, за рулем спортивного болида. Гонщик команды Snag Racing, чемпион самого престижного ралли-марафона «Дакар» екатеринбуржец Сергей Карякин рассказал о пути становления пилота.
С чего начать, на чем тренироваться
Не существуют идеального рецепта в становлении пилота. Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея. Каждый, кто планирует сесть за руль гоночной техники, должен понять, что это не игрушка, это настоящий спорт. Самое главное, что нужно в этом спорте — это безумно его любить. Оглядываясь назад, понимаю, что путь пилота — непростой выбор, поскольку, к сожалению, сейчас не существует какой-то стационарной базы в Екатеринбурге, где были бы локализованы технические виды спорта, куда могли бы приходить дети и заниматься бесплатно. Другие города России в этом плане не особо отличаются.
Есть, конечно, места, где можно тренироваться. Но одна тренировка стоит порядка пяти тысяч рублей. Это безумно дорого, учитывая, что таких тренировок нужны тысячи. Если говорить, с чего стоило бы начать, то — с самого простого. И чем раньше, тем лучше. Выбрать авто-или мотоспорт. Если это мотоспорт, то купить мотоцикл. Китайский, дешевый. Здесь самое главное — не баловать детей огромными возможностями. Мотоцикл купили — сам чини, сам мой. Застрял — сам вытаскивай. Если говорить про автоспорт, то можно выбрать квадроцикл или детскую багги. Но надо понимать, что это несет дополнительные расходы на бензин, техобслуживание.
Я сел впервые за штурвал в 13 лет. Это был мопед Yamaha Grizzly 660, который мне подарил отец, чтобы мы вместе ездили за грибами. Мы застревали, падали, преодолевали броды на мопеде. С этого началась моя любовь к езде по бездорожью. Так началось «трофи», а уже потом я перешел в ралли-рейды, где выше скорость, где все это больше похоже на экстремальный спорт. Первую свою гонку выиграл в 14 лет. Но вообще до достижения 16-летия меня нечасто допускали до гонок, мотивируя это слишком юным возрастом и отсутствием водительских прав.
Где учат на гонщиков
Чтобы к взрослому возрасту дорасти до серьезных гоночных серий, набирать опыт нужно с детства, а в это время путь открыт, пожалуй, только в картинг. Не зря простая истина автоспорта гласит: профессиональные гонщики начинают с картинга. Надо отдать ребенка в спортивную школу, секцию.
Почему именно картинг?
Картинг — это колыбель автоспорта. Это самая простая дисциплина, с которой все начинается. Подавляющее большинство пилотов, независимо от классов гонок, в которых они выступают (с открытыми или закрытыми колесами), начинали именно с него. Картинг учит чувствовать автомобиль, понимать физику управления, прививает базовые навыки, которыми пилот будет пользоваться, поднимаясь на уровень выше.
Когда карьеру профессионального гонщика начинать поздно
Никогда не поздно. Есть те, кто садятся за автомобиль в зрелом возрасте и показывают неплохой результат. Более того, чем продолжительнее сама гонка, тем лучше в нее входить в более позднем возрасте, потому что ты уже более сдержанный в эмоциональном плане. Гонки — это же про ментальную часть в голове. Важно самообладание, а оно приходит с возрастом. «Дакар» — это как раз спорт взрослых. В самом серьезном классе здесь, например, самому юному победителю было 35 лет.
Обязательно ли ходить в спортзал?
Физические нагрузки нужны, потому что все идет от физики. Если этого нет, ты не можешь двигаться дальше. Физически даже картинг — это очень сложно. Нагрузка высока особенно при ударах. После спецучастка я приезжаю просто с каменной шеей, мышцы забиваются, болит спина. Если не будет хорошей физической подготовки, начнутся проблемы со здоровьем.
Качества, необходимые гонщику
Стоит отметить быстроту реакции. Не лишними будут психологическая выносливость и способность анализировать. Кроме того, нужно идеально разбираться в устройстве автомобиля, уметь устранять поломки. И, конечно же, самое главное — бескрайняя мотивация. Но поверьте, когда ты достигаешь цели, ты получаешь неимоверное удовлетворение. Особенно, когда выигрываешь такие гонки, как «Дакар».
Особенности профессии
Стоит понимать, что в этом спорте есть опасение — оказаться, что называется, без трусов. В самом начале карьеры я зарабатывал и вкладывал все в автоспорт, чтобы просто иметь возможность ехать на гонку.
Сейчас коронавирус поставил мою команду в подобную ситуацию. Взносы на участие в гонках большие, а спонсоров практически нет. Говорить про «Дакар-2021», про самую важную гонку сезона, нашей команде пока не приходится. Мы изо всех сил ищем возможность. Я выставил на продажу свой личный автомобиль, чтобы оплатить часть стартового взноса. Но бюджет «Дакара» — это порядка 40 миллионов рублей. Очень большие деньги. Можно проехать дешевле, сэкономив на подготовке, запчастях, но тогда говорить о лучшем результате не придется.
Чем отличается «Дакар» от «королевских гонок»?
А в ралли-рейдах постоянно меняется ситуация, мозг перестраивается с одного покрытия на другое — от песка к камням, от камней к гравию. Если ты вовремя не понимаешь, что надо изменить стиль вождения, это чревато авариями. Но «Формула-1» быстрее.
Гонки — это опасно?
Мотоспорт, автоспорт — это опасно. Но ездить по дорогам общего пользования куда опаснее, чем на специальном участке, поскольку не знаешь, кого встретишь на пути, в каком состоянии этот человек. А тут ты профессиональный пилот и знаешь, что окружают тебя профессионалы.
Какое будущее ждет пилота?
Самая скромная пенсия. Но можно попробовать найти себя в спортивных секциях. Мне хочется до конца заниматься любимым делом. Возможно, в качестве тренера, наставника, руководителя команды. Но все равно оставаться в гонках. Мне очень нравится то, что я делаю. Да и интерес к мотоспорту только растет.
Куда привели мечты
Как выбрать профессию будущего?
Лайфхаки от молодых специалистов, которые стали востребованы в 17 лет
Как стать пилотом — руководство от Героя России Дамира Юсупова
Сколько стоит обучение, какие риски, сложно ли устроиться на работу?
Как стать режиссером и снять кино?
Советы от профессионалов из Екатеринбурга
Как похудеть на 25 кг и больше?
Советы от девушек, которые сделали это без ущерба для здоровья
Как стать звездой Tik-Tok
Советы от блогера, который собрал 15 миллионов подписчиков
Как стать примой-балериной
Советы от японки, которая покорила Екатеринбург
Как стать спасателем МЧС
О подводных камнях профессии и жертвах, которых она требует
Как стать фрилансером и много зарабатывать
Профессии, которые нужно освоить
Как принять участие в самых престижных соревнованиях мира
Екатеринбужец за год подготовился к сложнейшей гонке по триатлону Ironman
Самый молодой доктор наук в России: как стать ученым
Даже небольшая зарплата — не проблема
Как стать олимпийским чемпионом
Секреты звездного биатлониста Антона Шипулина
Как стать благотворителем без денег
Истории екатеринбуржцев, которые помогают людям добрыми делами
Как сделать мегаполис комфортным и современным
Молодые архитекторы о том, где взять миллионы на революционные идеи, меняющие города
Как открыть собственную галерею и заработать на этом
Советы от создателей первой в России галереи уличного искусства «Свитер»
Как запустить собственный бренд
Инструкция от тех, кому это удалось без вложений
Как выиграть денежный грант
От идеи до реализации — советы победителя «Тавриды»
Как стать влиятельным чиновником
История успеха одного из самых молодых высокопоставленных управленцев в России
Как стать ведущим шоу «Орел и решка»
Секреты успеха шоумена из Екатеринбурга
Как стать блоггером-миллионником
Популярность без больших вложений от Маши Зум
Как открыть свой ресторан
Пять правил от создателей популярных заведений Екатеринбурга
Как дешево путешествовать по миру
Инструкция от незрячего парня, которому ничего не мешает быть туристом
Как стать крутым адвокатом
История самого популярного защитника в Екатеринбурге
Покрас Лампас: как стать художником
Вместе с ним секретами делятся Рома INK и Наталья Пастухова
Как заработать миллион рублей на концерте Монатика
Советы от самой юной бизнес-леди Екатеринбурга
Как стать успешной моделью
Сколько можно заработать? Какие требования? Заключать ли контракт с агентом?
Как попасть в кино — секреты от актрисы сериала «Чики»
С этими советами мечта сбудется без денег и знакомств
7 правил, как путешествовать по всему миру на велосипеде
Велотур мечты по Европе доступен почти каждому
Как стать стюардессой
История девушки, которая работает в самолете с 18 лет
Как бросить город-миллионник и переехать в глухую деревню
А еще — зарабатывать на этом деньги. Лайфхаки
Как стать продюсером
Советы от организатора крупнейшего на Урале фестиваля
Как набрать 100 баллов на ЕГЭ
Чек-лист для воплощения мечты миллионов школьников
Как устроиться на работу в Facebook
Четыре совета от программиста из международной компании
Как попасть за границу по обмену: пошаговая инструкция
Международные студенты о том, каким должен быть идеальный кандидат для иностранного вуза
Как стать профессиональным гонщиком в России
Если вы – автолюбитель, то наверняка,когда вы смотрели по телевизору соревнования «Формулы-1», вы представляли себяза рулем гоночного болида. Предавались мечтам о карьере гонщика и сожалели отом, что ваша жизнь пошла немного по-другому. Sovsport.ru рассказывает вам, какможно проследовать за своей мечтой и покорить автодромы нашей страны.
Как известномногим любителям автоспорта, большинство пилотов «королевских гонок» начинало своюкарьеру в картинге. Причем практически у всех этот этап был пройден еще вдетстве. Но что делать, если вы уже не ребенок, а желание погоняться напрофессиональной основе никуда не пропало?
Для этого выдолжны пройти обследование в местном спортивно-физкультурном диспансере. Затемвам необходимо подготовить всю экипировку и заключить договор со страховойкомпанией. Подготовив все необходимые документы, обращайтесь за получениемлицензии в главную комиссию РАФ. Для получения статуса профессионального автогонщикафункционеры федерации потребуют закончить сертифицированную школуэкстремального вождения или предъявить справку от команды, которая готовазачислить кандидата в пилоты. Обратите внимание: срок вашей лицензии будет завершаться вконце календарного года, 31 декабря, вне зависимости от даты ее получения.
Особоевнимание следует уделить экипировке. Она включает в себя шлем, подшлемник,огнеупорный комбинезон и перчатки. Обойдутся все эти удовольствия примерно в 40тысяч, однако без них к гонкам вас не допустят. Амуницию можно арендовать.
Вывеска RRC объединяет в себе несколько гоночныхсерий, таких как «Легенды», «МитДжет», «Национальный», «Туринг-Лайт»,«Супер-продакшн», «Туринг», «Кубок LadaGranta» и «Гран-При Россия». О каждой изних мы сейчас вкратце расскажем.
«Легенды»
Такжеявляются хорошим вариантом для начинающих. Машины в этой серии внешне отдаленнонапоминают спорткары, и оснащаются 1,3-литровым двигателем в 150 лошадок.Однако стоимость участие здесь выше: за один этап вам придется выложить уже 150тысяч рублей.
«Национальный»
Самыймассовый кузовной полупрофессиональный класс в RRC. Отличается сравнительно низкойстоимостью – 120 тысяч за этап. Гонки проходят, в основном, на «Калинах» со140-сильным движком.Помимо них могут быть заявлены RenaultLoganи Sanderoроссийской сборки, а также, WolskwagenPolo. Вступительный взнос за участие всоревнованиях составляет 15 тысяч рублей.
В этой серииучаствуют автомобили с 1,6 литровыми двигателями с мощностью двигателей до 180сил. Основной сегмент здесь занимают иномарки CitroenC2, HondaCivic, вышеупомянутый Poloи Peugeot 206. Гоняются здесь и на «LadaKalinaSport» со всеми необходимыми доводками.Участие в одном этапе обойдется гонщику в 200-250 тысяч без учета проведениятестов и расходов на шины.
«Туринг»
По сути,здесь собрана вся элита RRC. Машины в этом классе соответствуют нормам FIA, поэтому, зачастую здесь можновстретить списанные аппараты из европейских гоночных серий. Их мощность можетдостигать 300 лошадиных сил, а максимальная скорость – 200 километров вчас. Удовольствие поездить на подобном монстре стоит 400-450 тысяч.
«Кубок LadaGranta«
Специалисты«АВТОВАЗа» для этой серии подвели двигатель «Гранты» к 240 лошадиным силам. Посути, это тот же автомобиль, который участвует в классе «Туринг», но в болееупрощенной модификации. Стоимость участия в одном этапе – 260 тысяч рублей.
«Формула Россия»
Спрашивали — отвечаем. Как попасть в автоспорт?
Попробую ввести новую рубрику в Блоге, если понравилось ставьте лайк, можете даже вопросы в личку присылать, хотя их и так туда пишут, просто отвечал я там же… а теперь буду здесь.
И так первый вопрос взял из раллийного форума так как ресурс открытый и там я тоже ответил думаю на меня никто не обидится что на его основе я поделюсь своими размышлениями
Мой ответ там
если хочется ездить в руле, то начать с «найти» или заработать под это денег
в руле можно начать на своей машине со спринтов и т.д.
если готов быть в автоспорте не только за рулем, то можно судить, быть механиком, штурманом… для всего стоит подучиться, но в целом почти без затрат
расшифрую подробней что я имел ввиду под и т.д. и коснусь вопроса в руле ибо меня и на этом ресурсе спрашивали много раз
сейчас с точки зрения начать свой путь в автоспорте есть такие варианты по увеличению стоимости (заранее прошу извинить если кого задену, но так мне это видется на данный момент)
1. Картинг прокатный
грубо от 400 заезд и гонка от 2000р (просто ездить во многом становится скучно, нужен соревновательный момент поэтому многие картодромы организовывают соревнования, мини гонки командные и не только)
2. Ралли спринты
500-1500 стартовый взнос за какое то количество кругов (асфальтовые покатушки порой со скоростями не выше второй передачи на площадках с конусами), в плане подготовки машины ничего не нужно
3. Ралли спринты грунтовые/зимние
цены те же НО (здесь надо понимать что во первых грунт не всегда ровный и для стандартной подвески и колес это чревато, зимой вероятность приборов в сугроб может стоить бамперов и подобное)
4. Картинг спортивный
, ну или так скажем НЕ ПРОКАТНЫЙ условно говоря по нормальным трассам россии (классы есть разные я не так силен в названиях, но по общению с коллегами бюджет сезона из 7-8 гонок в самом бюджетном классе можно уложить в 100к со своей тележкой)
5. Зачет стандарт в ралли
Пока еще не убит до конца так называемый клуб или ЧФО есть возможность ездить в стандарте по раллийным трассам (это когда в машине без спец оборудования — читайте сток вы можите ознакамливаться и ехать по перекрытой трассе раллийных спецучастков, однако есть нюанс того что на спецучасток задана норма времени и опережать или опаздывать нельзя!) Машина тоже скорей всего должна быть специальная потому как и нагрузки и лороги бывают специфические
по тому что я слышал и видел бюджет гонки 20-30Кр
(здесь очень интересная ситуация с одной стороны можно достаточно дешего ездить на стоковой машине хотя тормозов канечно с большой долей вероятности все же не хватит. Однако затем вить есть чемпионаты с регламентом на кольцах типо рхххццц или макспаверкарс которые сильно дороже делают езду ввиду техтребований монорезин и прочего) знаю людей которые туда закапывают бюджеты сопостовимые с хорошим сезоном в КР по ралли допустим ну и надо учитывать что нагрузка на машину при таком раскладе высокая и здесь как мне кажется момент когда для покатушек должна появляться отдельная машина а не так на которой в понедельник на работу)
7. Здесь где то должен быть Кросс
(я нет так осведомлен в этой дисциплине, но насколько я помню там есть очень бюджетные по тех требованиям классы)
8. КР по ралли
(врят ли можно ездить гонки сильно дешевле 100Кр за гонку, ребилд между и прочие расходы… средненький сезон из 7-8 гонок это минимум лям и то это я конечно эконом вариант считаю)
9. Предполагаю что где то здесь же ралли рейдыи их бюджетные классы
(здесь я вообще полный профан и ничего путного не скажу даж классов не особо знаю хотя слышал что в этом году кубок поло появится и в кольце))
Повествование можно продолжать дальше… но врят ли кто нибудь сразу поедет у нас в ЧР по ралли или в формулу на кольце)))
З.Ы. намерено не затрагивал ралли третьей категории – любительские… ибо все же это не ездовое соревнования в моем понимании ибо не скорость является определяющим фактором победы… по тем же причинам здесь нет дрифта
Меня тоже в детстве из-за денег родители не могли отдать в картинг, поэтому я начинал с ралли спринтов тогда это называлось чаще слалом или супер слалом. Были и асфальтовые и снежные и грунтовые и машину коцал и машину строил и т.д.
И Читайте коменты там много мнений людей которые уже начали и/или прошли определенный путь в автоспорте
Это интересно. Сколько нужно денег, чтобы стать пилотом Формулы 1 или всё начинается с карта
Первым и необходимым шагом в карьере гонщика-кольцевика являются заезды в картинге. В этом убеждены и российские гонщики. Михаил Алёшин избрал традиционный путь и 6 лет провел в картинге, причем с 2000 года он выступал в европейских гонках. А вот Виталию Петрову заняться картингом не довелось, о чем он сейчас искренне жалеет.
Первым и необходимым шагом в карьере гонщика-кольцевика являются заезды в картинге. В этом убеждены и российские гонщики. Михаил Алёшин избрал традиционный путь и 6 лет провел в картинге, причем с 2000 года он выступал в европейских гонках. А вот Виталию Петрову заняться картингом не довелось, о чем он сейчас искренне жалеет.
Что касается сезона выступлений, то его стоимость напрямую зависит от уровня соревнований, и может составлять от 15 тыс. до 90 тыс. евро. Если же прикинуть расходы на шесть сезонов выступлений в европейских гонках различного уровня, то сумма затрат на соревнования вполне может превысить 200 тыс. евро.
Если гонщик действительно движется в направлении гонок Формулы 1, то ему необходимо строить спортивную карьеру в Европе.
Вся причина в том, что необходимо уметь ездить на настоящих быстрых гоночных трассах, которых в России, увы, пока нет, а во-вторых, знание тех самых трасс пригодится позже в дальнейшем продвижении к гоночному олимпу.
Впрочем, не все спортсмены считают полезным участие в подобных командах. Гонщик Виталий Петров те неполные два сезона, проведенные в Formula Renault 2000, считает просто потерянными, и если отмотать время назад, то он выбрал бы Formula 3.
Формула 3 и гонки серии GP2 приближают гонщика к самой Формуле 1. Гонки серии Формулы 3 уже не назовешь любительскими заездами. Здесь сценарий особый: владельцы команд-селекционеров сами выбирают пилотов, в которых вкладывают деньги в надежде получить дивиденды, после того как их питомцы будут востребованы в более серьезных дисциплинах автоспорта.
Стартовая цена сезона в средней команде начинается где-то от 400 тыс. евро, а высший предел определить сложно. Называют суммы, доходящие до 600 тыс. евро. Все опять же зависит от уровня команды, желания пилота провести тесты в зимний период и других особенностей контрактов.
Прелесть гонок серии GP2 заключается в том, что они проходят на тех же трассах, что и этапы Формулы 1. Таким образом, у гонщиков, шагнувших на предпоследнюю ступень гоночного олимпа, есть возможность не только увидеть мастер-класс в исполнении лучших пилотов планеты, но и засветиться перед менеджерами королевских гонок.
Достаточно сказать, что выходцем из гонок GP2 является чемпион мира в Формуле 1 Льюис Хэмильтон, а ряд команд представлен здесь своими молодыми перспективными кадрами. Но и в этой серии участие спонсоров в судьбе будущих звезд не столь велико. Так что ‘последний бой’ требует от гонщика еще более серьезного финансирования. Средняя цена участия в этом проекте составляет около 2 млн. евро, а максимальная превышает 3 млн.
Стратегически путь к королевским гонкам выглядит достаточно просто: нужно иметь деньги, талант и всего лишь идти правильным путем. Большинство нынешних пилотов Формулы 1 шли проторенной дорогой, и вряд ли что-то иное здесь сейчас можно придумать.
В то же время указанная схема весьма примитивна, и в ней не учтены столь важные составляющие, как трудолюбие кандидата, правильный менеджмент и тому подобное.
Если ваш талант не замечен селекционерами ‘топовых’ команд Формулы 1, то вам доступно попадание в ‘конюшни’ второго, а то и третьего эшелонов, и то лишь при условии полного финансирования своих выступлений. Можно попытаться заслужить внимание менеджеров участием в тех самых тестах, один день которых будет стоить около 400 тыс. евро, а выезд в пятницу, во время практики перед Гран-При, обойдется в сумму около 600 тыс. евро.
Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут. Часть 1
От картинга до «королевских гонок». Как строится карьера гонщика в «Формуле» и почему стать гонщиком «Формулы-1» может не каждый? Кратко о пути становления пилота и обо всех видах гоночных серий с открытыми колесами за 5 минут. Засекли? Поехали!
Перейдем сразу к делу.
Все мы когда-то слышали, что профессиональные гонщики начинают свою карьеру с картинга, однако, это далеко не всегда так. Не существуют идеального рецепта в становлении пилота.
Как и любой другой, гонщик должен пройти долгий путь от теоретических занятий и наработки практики до своего первого трофея.
Виталий Петров, главный редактор нашего журнала, пилот программы SMP Racing в чемпионате FIA WEC и Blancpain GT:
«Бывали такие случаи, когда гонщик, например, занимался мотокроссом, потом пересаживался в картинг и у него получалось ездить гораздо лучше. Были и абсолютно обратные случаи, например, когда подросток катался в картинге и чувствовал, что у него не очень хорошо получается, и пробовал переходить в раллийную серию, и там у него были отличные результаты. В России, кстати, с ралли, я думаю, проще, потому что подготовленных под этот вид автоспорта трасс больше, нежели под картинг. Не стоит также забывать о всестороннем развитии ребенка. Картингом можно заниматься с 5-6 лет, но помимо него необходимо позаботиться и о других спортивных интересах ребенка. Например, футбол или теннис, неважно большой или маленький, в любом случае, это сильно в будущем поможет ему в автогонках».
После выступления в этапах для новичков и любителей юный гонщик может подняться выше, в профессиональный картинг, но при условии, что будет показывать отличные результаты в любительских гонках.
Всего есть 4 класса картинга в Российской Федерации. Все они контролируются Российской Автоспортивной Федерацией.
Самая младшая лига — «Пионер». Участие в ней принимают гонщики от 8 до 12 лет. Затем идет «Кадет»: возраст участников от 10 до 15 лет. Третьей ступенью в профессиональном картинге становится выступление в классе «Национальный-Юниор». В отличие от двух предыдущих, здесь увеличен объем двигателя болида с 50 до 125 кубически сантиметров. Минимальный возраст участника — 13 лет. Вершиной российской картинговой лиги является класс «Национальный». Возраст гонщиков: от 16 лет.
Параллельно с выступлением в России, подросток может начать свой путь гонщика и в Европе, где существует бесчисленное множество чемпионатов по картингу. Самый главный среди них — Чемпионат Европы. Гонщик, чье имя закрепляется на высших строчках турнирной таблицы, с большой вероятностью сможет перейти дальше: в формульную или кузовную серию автоспортивных соревнований.
С чего начинается «Формула»?
Стать чемпионом «Формулы-1» — мечта любого подростка, начинающего свой автоспортивный путь. Но, к сожалению, одного таланта для главного чемпионского титула мира мало. Нужно еще, как минимум, везение и большое количество финансовых средств.
Кроме «Формулы-1» существует еще много других классов соревнований на автомобилях с открытыми колесами. Самая младшая серия — «Формула-Рено 1.6». Названа в честь двигателя Renault объемом 1,6 литра, используемого в этом классе. Стоит отметить, что не существует международного чемпионата в этой серии, все соревнования проходит в рамках одной страны, например, Германии или Бельгии.
Немногим выше находится «Формула-4». Как и в «Формуле-Рено 1.6» участие в соревнованиях принимают юные пилоты, начиная с 14 лет. Отличие этих двух серий заключается в небольшом расхождении показателей в техническом регламенте болида.
Константин Терещенко, гонщик серии ELMS
«В этом виде спорта важным аспектом является практика. Надо максимально использовать такую возможность, стараясь с каждым кругом быть быстрее».
На пути к большим призам
Совет гонщика: «Чем лучше результаты молодого пилота в младших сериях автоспорта, тем больше у него шансов «постучаться» и попасть в лучшую команду пелотона в классах постарше.» — отметил наш главный редактор Виталий Петров.
После первых формульных классов, описанных выше, следует «Формула-3». В 2017 году чемпионом этой серии стал Ландо Норрис, ныне тест-пилот и резервный гонщик McLaren в серии «Формула-1». А в 2016 году чемпионский титул был присвоен Лэнсу Строллу, напарнику Сергея Сироткина по команде Williams в чемпионате «Формулы-1» этого сезона. Сам Сергей также участвовал в «Формуле-3» в 2012 году и в личном зачете набрал 166 очков и завершил сезон на пятом месте.
Выше «Формулы-3» в классе автогонок с открытыми колесами расположился чемпионат GP3. Это одна из серий, после которой гонщик может стать боевым пилотом «Формулы-1», как это произошло с Даниилом Квятом в 2013 году. Технический регламент болидов одинаковый. Во всех авто используется один и тот же двигатель, КПП, тормоза и шасси.
Предпоследней ступенью гонщика на пути к F1 становится «Формула-2». Удачное выступление здесь гарантирует как минимум место тест-пилота в «королевских гонках». Артем Маркелов, профессиональный российский автогонщик, который показал отличные результаты в прошлом сезоне F2 и завоевал титул вице-чемпиона серии, в то время как его команда Russian Time взяла кубок конструкторов чемпионата, в 2017 году стал тест-пилотом Renault, что значит, россиянин уже одной ногой находится в F1.
Стоит также отметить, что чемпионом «Формулы-2» в 2017 году стал Шарль Леклерк. После победы гонщику было предложено место боевого пилота в составе команды Alfa Romeo Sauber F1. После непродолжительных переговоров Леклерк согласился.
Отдельным классом сейчас существует и электрическая «Формула-E». Главное отличие серии — полное отсутствие ДВС и использование электромоторов. В эту серию гонщики попадают после GP3 или «Формулы-2». Также в эту серию могут попасть и гонщики F1. Например, Себастьян Буэми, занимавший место тест-пилота Red Bull, сейчас выступает в электроформуле.
Indy Car и «Тройная корона» гонщика
Кроме европейской «Формулы» существует еще класс IndyCar — серия гонок на автомобилях с открытыми колесами в Северной Америке. Пилотами этой серии обычно становятся те, кто показал хорошие результаты в более легком классе Америки, Indy Lights, либо те, кто отлично выступил в Европе. Самый легендарный этап чемпионата — «500 миль Индианаполиса».
Во всей истории автоспорта существует только один гонщик, сумевший примерить на себе титул «Тройной короны» — Грэм Хилл. Для завоевания этого титула пилот должен победить в трех гонках: «Гран-При Монако» (F1), 24 часа Ле-Мана (WEC) и «500 миль Индианаполиса» (Indy Car). Нередко в погоне за «короной» гонщики после победы в американской серии стараются перейти в «Формулу-1», а затем и в WEC. Например, Хуан Пабло Монтойя, выигравший гонку «Инди-500» в 2000 году, на следующий сезон дебютировал в F1 и спустя 2 сезона, в 2003 году, смог одержать победу на этапе в Монако. Однако стать пилотом с «Тройной короной» Хуану так и не удалось.
Переход в «Формулу-1» из DTM
DTM (Deutsche Tourenwagen Masters) — чемпионат Германии среди кузовных автомобилей. Соревнования проводятся на машинах, внешне напоминающих обычные автомобили. Но на самом деле из внешних деталей от обычного кузовного авто на болиде остаются лишь фары. Все остальные панели кузова облегчены и крепятся на пространственную раму специальными защелками для того, чтобы в случае поломки механики смогли легко добраться к нужным агрегатам.
Для того, чтобы этот класс не стал гонкой бюджетов, руководители серии установили жесткий регламент соревнований. Он заключается в ограничении «расходных материалов», таких, как, например, резина, а также в регламентировании количества тренировок и тестов вне гонок (не более 20 дней в год). Словом, в кузовном чемпионате DTM существуют некоторые сходства с «Формулой-1».
Нередки также и переходы гонщиков из DTM в «Формулу-1». Например, Паскаль Верляйн, чемпион DTM 2015, уже в 2016 году подписал контракт с командой Manor Racing и стал боевым пилотом F1, где показал не очень хорошие результаты.
Кроме формальных чепионатов, которые мы обсудили сегодня, существует еще много других гоночных серий, которые мы обсудим в следующей части нашей новой рубрики «Гид по автоспорту: карьера гонщика за 5 минут».
За помощь в создании материала выражаем благодарность Константину Терещенко.