что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Презентация на тему «Категории лиц с ОВЗ: нарушение зрения»

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Описание презентации по отдельным слайдам:

Категории лиц с ОВЗ: нарушение зрения

План Основные понятия Классификация Историческая справка Виды Причины Коррекция ДОО для детей с нарушением зрения Школы для детей с нарушением зрения ФГОС НОО слепых обучающихся

Основные понятия Лица с ОВЗ – это люди, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии, то есть глухие, слабослышащие, слепые, слабовидящие, с тяжёлыми нарушениями речи, нарушениями опорно-двигательного аппарата и другие, в том числе дети-инвалиды. Нарушения зрения – снижение способности видеть до такой степени, что вызывает проблемы, не устраняемые обычными способами, такими как очки или лекарства. Тифлопсихология – наука, изучающая закономерности и особенности психического развития лиц с нарушенной функцией зрения.

Тифлопедагогика – наука о воспитании и обучении лиц с нарушением зрения — является частью общей педагогики и одним из разделов дефектологии. Задачей тифлопедагогики как науки является разработка следующих основных проблем: психолого-педагогическое и клиническое изучение зрения и аномалий психического и физического развития при этих нарушениях; пути и условия компенсации, коррекции и восстановления нарушенных и недоразвитых функций при слепоте и слабовидении; изучение условий формирования и всестороннего развития личности при разных формах нарушения функций зрения.

Классификация Слепые (незрячие) – подкатегория лиц с нарушениями зрения, у которых полностью отсутствуют зрительные ощущения, имеется светоощущение или остаточное зрение, а также лица с прогредиентными заболеваниями (заболевание, при котором происходит постепенное прогрессирующее изменение личности в сторону деградации) и сужением поля зрения (до 10-15°) с остротой зрения до 0,08. Слабовидящие – подкатегория лиц с нарушениями зрения, имеющих остроту зрения от 0,05 до 0,2 на лучше видящем глазу с коррекцией обычными очками.

Валентин Гаюи (1745-1822) Французский педагог, основатель первых образовательных учреждений для слепых во Франции и в России. Систематическое обучение незрячих и формирование гуманистического отношение к ним как к полноценным членам общества, нуждающимся в образовании и социально-трудовой реабилитации.

Первое учебное заведение для слепых в России было организовано в 1807 году при Смольнинской богадельне в Санкт-Петербурге. Детей учили Закону Божьему, пению, ремеслам. В 1928 году появились первые советские школьные программы для слепых. В начале 30-х годов XX века появляются первые классы охраны зрения для слабовидящих детей в структуре массовых общеобразовательных школ, а с конца 30-х годов открываются и первые школы для слабовидящих.

Слепые (незрячие) Врожденная слепота – обусловлена повреждениями или заболеваниями плода в период внутриутробного развития либо является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота – обычно бывает следствием заболевания органов зрения: сетчатки, роговицы и заболеваний центральной нервной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит); осложнений после общих заболеваний организма (корь, грипп, скарлатина); травматических повреждений мозга (ранения головы, ушибы) или глаз.

Всемирная организация здравоохранения среди частых причин слепоты указывает следующие: катаракта – помутнение хрусталика глаза (47,9 %) глаукома – повышение внутриглазного давления (12,3 %) снижение зрения, связанное со старением (8,7 %) помутнение роговицы (5,1 %) диабетическая ретинопатия – поражение сосудов сетчатой оболочки глазного яблок (4,8 %) слепота у детей (вызывается частности дефицитом витамина А, катарактой и ретинопатией у недоношенных (РН)) (3,9 %) трахома – хроническая хламидийная инфекция, поражающая конъюнктиву и роговицу глаз (3,6 %) онхоцеркоз – характеризуется образованием подкожных узлов, поражением кожи и глаз(0,8 %) Среди других слепоту могут вызвать и травматические повреждения глаз, инфекции (например, бленнорея, сифилис и др.). В мире все чаще встречается слепота, развивающаяся с возрастом, а также вызванная неконтролируемым диабетом.

Лечение На сегодняшний день не существует методик по восстановлению зрения в случаях слепоты из-за повреждения зрительного нерва и инсульта.  Бионический глаз – искусственная зрительная система для восстановления потерянного зрения. В глаз с поврежденной сетчаткой вживляют имплантат—протез сетчатки глаза, дополняя саму сетчатку c оставшимися в ней неповрежденными нейронами.

Слабовидящие Зрение остается ведущим анализатором. Однако их зрительное восприятие сохранно лишь частично и является не вполне полноценным. Обзор окружающей действительности у них сужен, замедлен и неточен, поэтому их зрительное восприятие и впечатления ограничены, а представления имеют качественное своеобразие. Причины: наследственность; врожденные заболевания; травмы; высокая нагрузка на глаза; аллергические заболевания.

Близорукость (истинная и ложная формы патологии) – механизм развития нарушения заключается в удлинении глазных яблок/патология характеризуется постоянным напряжением глазной мышцы; Дальнозоркость – патология, характеризующаяся нарушением анатомического строения глаз; Косоглазие – происходит отклонение глазного яблока от центральной оси в левую или правую сторону, реже в вертикальном направлении; Астигматизм – заболевание врожденного характера, обусловленное неправильной формой (кривизной) роговицы глаза; Амблиопия – различие образов, полученных с правого и левого глаза, что не позволяет соединить все элементы воедино.

Коррекция зрения Обратимые виды коррекции: Очки Контактные линзы Необратимые виды коррекции: Лазерная коррекция зрения Имплантация внутриглазных линз Рефракционная замена хрусталика Другие виды: Классические упражнения Упражнения индийских йогов

«Цифровая гимнастика» Потрите ладони друг о друга до тех пор, пока не почувствуете, что они хорошо нагрелись. Закройте оба глаза или одной ладонью, или двумя. Прикрыв глаза веками и не убирая ладони, начните глазами рисовать в пространстве цифры от 1 до 10 и обратно, причем размах движений глазных яблок должен быть максимальным. «Цифровая гимнастика» необходима в первую очередь при наличии больших зрительных нагрузок, особенно школьникам, имеющим проблемы с глазами. Для взрослых: за счет того, что «Цифровая гимнастика» значительно улучшает кровоснабжение глаз, она очень полезна при катаракте, глаукоме, заболеваниях сетчатки как часть комплексной терапии. А в сочетании со «Ступенчатой гимнастикой» она великолепно снимает так называемый компьютерный зрительный синдром.

Восприятие и познание мира Через осязание. Тактильное восприятие обеспечивает получение комплекса разнообразных ощущений (прикосновение, давление, движение, тепло, холод, боль, фактура материала и др.) и помогает определять форму, размеры фигуры, устанавливать пропорциональные отношения. Через слуховое восприятие и речь. С помощью звуков слепые и слабовидящие могут свободно определять предметные и пространственные свойства окружающей среды.

Воспитание и обучение дома Домашнее воспитание и обучение ребенка при нарушении зрения имеет свои особенности, зависящие от состояния зрительного нарушения, от времени его возникновения. Родители должны регулярно получать консультативную помощь специалистов: тифлопедагога, психолога, офтальмолога и др. Общаясь с ребенком, взрослому необходимо комментировать все свои действия, что позволит ребенку воспринимать информацию о происходящем вокруг него с помощью сохранных анализаторов, как бы «видеть с помощью слуха». Важно создать условия, соответствующие возможностям слепого или слабовидящего ребенка. Создание чрезмерно щадящего режима или неоправданной опеки отрицательно сказывается на формировании личности при дефекте зрения.

Воспитание и обучение в ДОО Цель – воспитание, лечение, возможное восстановление и развитие нарушенных функций зрения у детей и подготовка их к обучению в школе. Работа в дошкольных группах направлена на коррекцию отклонений в развитии, восстановление остаточных функций зрения, оздоровление детей. Значительное внимание уделяется развитию всей компенсирующей системы, прежде всего слуха, осязания, мобильности и ориентировки в пространстве, а также формированию навыков самообслуживания.

Школы для слепых и слабовидящих Являются составной частью единой государственной системы специального образования и функционируют на основе принципов, присущих этой системе обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями. Функции: Учебно-воспитательная; Коррекционно-развивающая; Санитарно-гигиеническая; Лечебно-восстановительная; Социально-адаптационная; Профориентационная.

Специфика школ: Учет общих закономерностей и специфических особенностей развития детей в опоре на здоровые силы и сохранные возможности; Модификация учебных планов и программ, увеличение сроков обучения, перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения; Дифференцированный подход к детям, уменьшение наполняемости классов и воспитательных групп, применение специальных форм и методов работы, оригинальных учебников, наглядных пособий, тифлотехники; Специальное оформление учебных классов и кабинетов, создание санитарно-гигиенических условий, организация лечебно-восстановительной работы; Усиление работы по социально-трудовой адаптации и самореализации выпускников.

I ступень (начальная школа) – обеспечить становление личности ребенка, целостное развитие ее потенциальных возможностей, лечение, гигиену и охрану зрения, формирование у школьников умения и желания учиться. II ступень (основная школа или неполная средняя школа) – закладывает прочный фундамент общеобразовательной и трудовой подготовки, необходимый выпускнику для продолжения образования, его полноценного включения в жизнь общества. III ступень (средняя школа) – обеспечивает завершение общеобразовательной подготовки и курса профессионального обучения на основе его дифференциации.

Образование детей и подростков с нарушениями зрения включает в себя процесс: нравственного, физического, эстетического, трудового воспитания, социально-психологического адаптирования учащихся, формирование активной жизненной позиции.

Нравственное воспитание На формирование личностных качеств у слепых и слабовидящих значительное влияние оказывает социально-психологический микроклимат (в семье, школе, ближайшем окружении), который часто характеризуется излишне сочувственным отношением, созданием щадящего режима, ограничением их деятельности и активности.

Физическое воспитание Физическое воспитание имеет чрезвычайно важное значение для улучшения состояния здоровья и физического развития слепых и слабовидящих. Для них проводятся специальные коррекционные занятия по физическому воспитанию, лечебной физкультуре, ритмике, включающие развитие силовых, пространственно-временных компонентов моторных действий, координации, точности, ловкости движений.

Эстетическое воспитание Слепые и слабовидящие с различными способами восприятия окружающей действительности в разной мере способны к эстетической оценке предметов и объектов учебной, игровой и трудовой деятельности.

Трудовое воспитание Первоначальное трудовое обучение (1-4 классы) – направлено на привитие любви к труду, ознакомление с элементами технического, сельскохозяйственного и обслуживающего труда. Трудовая подготовка (5-10 классы) – осуществляется на общеобразовательной основе и предусматривает активное вовлечение школьников в общественно полезный труд. Широкопрофильная трудовая подготовка с переходом в профессиональную (11-12 классы) – обучение сочетается с производительным трудом в условиях школы и на предприятиях.

ФГОС НОО слепых обучающихся Общие положения ФГОС НОО слепых обучающихся: Общая характеристика Назначение Варианты адаптированной основной общеобразовательной программы НОО для слепых обучающихся: Требования к структуре программы (вариант A,B,С,D) Требования к результатам освоения программы (вариант A,B,С,D) Требования к кадровым условиям реализации программы Требования к финансовым условиям реализации программы Требования к материально-техническим условиям программы

Вариант А Предполагает, что слепой обучающийся получает образование, полностью соответствующее по итоговым достижениям к моменту завершения обучения, образованию обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 4 года.

Вариант В Предполагает, что слепой обучающийся получает в пролонгированные календарные сроки образование, сопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет

Вариант С Предполагает, что слепой обучающийся с интеллектуальной недостаточностью получает образование, несопоставимое по итоговым достижениям к моменту завершения обучения с образованием обучающихся, не имеющих ограничений по возможностям здоровья. Нормативный срок обучения 5 лет.

Вариант D Предполагает, что слепой обучающийся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью получает образование с учетом его особых образовательных потребностей и индивидуальных образовательных возможностей. Нормативный срок обучения 5 лет.

Спасибо за внимание!

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Курс повышения квалификации

Охрана труда

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Номер материала: ДБ-653572

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Утверждены сроки заключительного этапа ВОШ

Время чтения: 1 минута

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст

Время чтения: 1 минута

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

К 2024 году в каждой российской школе должен появиться спортивный клуб

Время чтения: 2 минуты

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

В Якутии проведут первую в РФ федеральную олимпиаду по родным языкам

Время чтения: 1 минута

что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Смотреть картинку что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Картинка про что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению. Фото что наблюдается у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению

В России планируют создавать пространства для подростков

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

ОВЗ: расшифровка. Дети с ОВЗ. ФГОС ОВЗ.

Новые подходы к образованию.

Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.

Категории детей с ограниченным здоровьем:

— с расстройством поведения и общения;

— с нарушениями слуха;

— с нарушениями зрения;

— с речевыми дисфункциями;

— с изменениями опорно-двигательного аппарата;

— с отсталостью умственного развития;

— с задержкой психического развития;

Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора. Принципы обучения.

Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.

Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:

1. Психологическая безопасность.

2. Помощь в приспособлении к окружающим условиям.

3. Единство совместной деятельности.

4. Мотивирование ребенка к учебному процессу.

Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.

Обучение ребят.

При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.

Такие пробелы обусловлены следующими причинами:

1. Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.

2. Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.

Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.

Образование для всех.

Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:

1. Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.

2. Быстрое обновление методического обеспечения.

3. Возможность быстрого получения дополнительной информации.

4. Развитие самоорганизации и самостоятельности.

5. Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.

Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.

ФГОС ОВЗ.

На основе Стандарта возможно применение четырех типов программ обучения. Определение нужного варианта для учащихся происходит на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии. Для успешной реализации выбранной программы учитываются специальные условия, необходимые ребенку с ограниченными возможностями здоровья. Предусматривается переход от одного варианта к другому по мере развития дитя. Такое действие возможно при соблюдении следующих условий: заявление родителей, желание ребенка, видимая положительная динамика в обучении, результаты ПМПК, а также создание необходимых условий образовательной организацией.

Программы развития с учетом ФГОС.

Существует несколько учебных планов на основе Стандарта:

Первый вариант создан для детей, которые смогли к моменту поступления в школу достигнуть нужного уровня развития и которые могут сотрудничать со сверстниками. В этом случае наравне со здоровыми школьниками обучаются учащиеся с ОВЗ. Расшифровка данного варианта такова: дети учатся в одной и той же среде, к ним предъявляются в основном одинаковые требования, по окончании школы все получают документ об образовании. Дети с ограниченными возможностями, которые учатся по первому варианту, имеют право на прохождение разных видов аттестации в иных формах. Специальные условия создаются в применении к конкретной категории здоровья учащегося. Основная образовательная программа включает обязательную коррекционную работу, которая исправляет недостатки в развитии ребенка.

Второй тип программы. Ученики с ОВЗ, в школе проходящие обучение по данному варианту, имеют право на более пролонгированные сроки. К основной программе присоединяется несколько учебных планов с учетом потребностей ученика с ограничениями в здоровье. Данный вариант может быть осуществлен как в виде совместного обучения со сверстниками, так и в отдельных группах или классах. Важную роль в учении играют информационные технологии и специальное оборудование, которое расширяет возможности школьника. Второй вариант предусматривает проведение обязательных работ, направленных на углубление и расширение социального опыта учеников с ОВЗ.

Третий тип. Ученики с ОВЗ, обучающиеся по данному варианту, получают образование, несопоставимое с тем, которое получают школьники без нарушений здоровья. Обязательным условием для реализации учебного плана является создание адаптированной индивидуальной среды. Учащиеся с ОВЗ совместно с экспертной комиссией выбирают формы аттестации и сроки обучения. В этом случае возможно осуществление учебной деятельности как совместно со сверстниками, так и в отдельных группах и специальных организациях.

Четвертый вид программы развития. В данном случае ученик с множественными нарушениями здоровья проходит обучение по адаптированной программе, с учетом индивидуального плана. Обязательным условием является формирование среды, в которой в большой степени происходит реализация жизненной компетенции в социуме. Четвертый вариант предусматривает обучение на дому, где акцент делается на расширении в доступных пределах социальных контактов и жизненного опыта. Для освоения программы возможно использование сетевой формы взаимодействия с использованием разных образовательных ресурсов. Ученикам, которые успешно прошли обучение по данному варианту, выдается свидетельство установленного образца. Перспективными можно считать те учебные заведения, которые реализуют как основные программы, так и адаптированные под потребности ребенка с ОВЗ. Такие организации включают инклюзивные классы, что позволяет детям с нарушениями здоровья свободно развиваться в социуме. Также в данных школах идет непрерывная работа не только с детьми, но и с их родителями, педагогами. Спорт как надежный помощник. Рабочая программа ОВЗ– это не повод для уменьшения двигательной активности ребенка. Эффективность физической культуры в развитии детей является неоспоримым фактом. Благодаря занятиям спортом повышается трудоспособность, интеллектуальное развитие, укрепляется здоровье. Упражнения подбирают индивидуально либо учащихся разбивают на группы в зависимости от категорий заболеваний. Занятия начинаются с разминки, где под музыкальное сопровождение дети выполняют ряд несложных движений. Подготовительная часть занимает не больше 10 минут. Далее осуществляется переход к основному разделу. В этой части выполняются упражнения на укрепление сердечно-сосудистой системы, мышц рук и ног, на развитие координации и другие. Применение командных игр способствует успешному функционированию коммуникативных навыков, «духа соперничества», раскрытию своих способностей. В заключительной части педагог переходит к спокойным играм и упражнениям, подводит итоги о проделанной работе. Учебные программы по любым предметам обязательно должны соответствовать ФГОС. ОВЗ детей можно поправить соответствующими физическими нагрузками, ведь ни для кого не секрет, что, развивая тело, развиваешь и ум.

Роль родителей.

Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.

Новый подход к образованию.

Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.

Для успешного формирования навыков в специальных школах организуют факультативные занятия, где для ребят созданы все условия для развития дополнительных способностей. Такая форма учебной деятельности для детей с нарушениями здоровья должна быть согласована с психологами и учитывать индивидуальные особенности учеников. При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *