что на зеркало пенять коли рожа крива басня
Басня Крылова Зеркало и обезьяна
Мартышка и Медведь ведут непринужденную беседу в басне Крылова Зеркало и обезьяна. Читать басню Крылова дети любят по ролям или заучивать наизусть – она короткая и совсем не сложная.
Зеркало и обезьяна слушать
Басня Зеркало и обезьяна читать
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой.
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка», говорит: «кум милый мой!
Что́ это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А, ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».—
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на-руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают.
А он украдкою кивает на Петра.
Мораль басни Зеркало и обезьяна
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Мораль басни Зеркало и Обезьяна Крылов описал в конце произведения по всем правилам басенного жанра. Медведь указал Обезьяне на её невежество, но та готова увидеть недостатки всех своих «подружек», но только не свои.
Обезьяна из этой басни очень похожа на Обезьяну из басни «Мартышка и очки» своим невежеством, которое Крылов так любит высмеивать в людях, считая этот порок очень неприятным. Людям свойственно видеть недостатки окружающих, а свои не замечать. Вот и Обезьяна видит в зеркале настоящую кривляку – саму себя, но не в состоянии это признать. Совет Медведя «Чем кумушек считать трудиться, не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» она пропускает мимо ушей.
Иван Крылов — Зеркало и обезьяна (Басня): Стих
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка»,- говорит,- «кум милый мой!
Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».-
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?»-
Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
____________
Таких примеров много в мире:
Не любит узнавать никто себя в сатире.
Я даже видел то вчера:
Что Климыч на руку нечист, все это знают;
Про взятки Климычу читают,
А он украдкою кивает на Петра.
Анализ / мораль басни «Зеркало и обезьяна» Крылова
Басня Ивана Андреевича Крылова «Зеркало и обезьяна» впервые была опубликована в журнале «Сын Отечества».
Басня написана примерно в 1815 году. Ее автору в эту пору исполнилось 46 лет, он известен не только удачными переводами зарубежных басен, но и самобытными, оригинальными произведениями. Трудится он в тот период помощником библиотекаря в Петербурге. Произведение построено на диалоге героев и выведенной в конце автором морали. Зеркало из предмета превращается в своеобразное действующее лицо, обнажающее проблему. Мартышка в первый раз видит себя в зеркале. Не понимая, что происходит и кто кривляется ей в ответ, она зовет Медведя посмеяться над «рожей». Уменьшительный суффикс наречия «тихохонько» подчеркивает лицемерное желание обезьяны и привлечь внимание «кума», и не навлечь на себя отповедь от «кривляки». Так трусость сочетается с нахальством. «Толк ногой»: здесь «толк» выступает в роли глагола. Сразу видно, что отношения у них панибратские, ведь они еще и кумовья (довольно часто встречаемая в творчестве И. Крылова степень родства). Завязывается диалог. И если кум «милый», то в зеркале явно «рожа». Столкновение лексики усиливает комизм ситуации. Несколько вопросов и восклицаний. Собственные «ужимки и прыжки» смешат Мартышку. Она лучше умрет, чем будет хоть немного похожа на эту чудачку. «Из кумушек»: видимо, здесь это слово употреблено еще и в значении «подружек». «Пять-шесть»: числительное придает ее рассказу особое правдоподобие. Действительно, читатель и готов бы согласиться с рассуждениями Мартышки, однако автор уже в первой строке предупредил, что обезьяна видит себя саму. Мишенька с зеркалом знаком и советует обезьяне «на себя оборотиться». Та не обратила на его слова ни малейшего внимания. В финале обозначена мораль басни: люди упорно не узнают себя в сатире, старательно клеймят чужие пороки и причуды, не замечая собственных. Заключительные строки – живой пример рассказчика из жизни: взяточнику читают про взятки, а он понимающе «кивает на Петра». Здесь также обращает на себя внимание пара антропонимов, наличие русских календарных имен у персонажей. Для басенного творчества того времени это был новаторский прием. Здесь обсуждается и проблема сожженной совести, и легкомыслия, и самовлюбленности. Лексика просторечная, живая, местами устаревшая.
Порок осуждения рассматривается в произведении И. Крылова «Зеркало и обезьяна».
На зеркало неча пенять, коли рожа крива
(значение) — если сам виноват, то не перекладывай вину на других (русская пословица).
Не на зеркало пеня, что рожа крива
Что на зеркало пенять, коли рожа крива
Буквальное значение пословицы — если ты некрасив, то в этом зеркало не виновато. В более широком смысле — нужно смотреть правде в глаза и в себе искать корень проблем и неудач.
Пословица в комедии «Ревизор»
Пословицу «На зеркало неча пенять, коли рожа крива» русский писатель Гоголь Николай Васильевич (1809 – 1852) использовал как эпиграф к своей комедии «Ревизор» (1836 г.). Интересно, что сначала у пьесы не было эпиграфа. Только через шесть лет после первой публикации комедии, Гоголь добавил этот эпиграф.
Пьеса хорошо разъясняет смысл пословицы:
Городничий [ 1 ] уездного города получил сообщение от друга, что к ним едет ревизор. Чиновнику есть чего опасаться и он собирает свой аппарат, чтобы обсудить, что делать. Во время совещания ему сообщают, что в гостинице остановился молодой человек (Хлестаков), который, по-видимому, и есть ревизор. Городничий со своими чиновниками едет в гости к Хлестакову и всячески задабривает его. Хлестаков, на самом деле, не был ревизором, но был большим пройдохой и быстро вошел в роль ревизора, получил дорогие подарки от чиновников, чуть не женился на дочери городничего и уехал. Сразу после этого приехал настоящий ревизор и затребовал к себе городничего. Про городничего и можно сказать: На зеркало неча пенять, коли рожа крива.
На зеркало неча пенять, коли рожа крива
✍ Примеры
Путин Владимир Владимирович (рожд. 1952 г.)
«Когда я говорю об этих законах, о невмешательстве или попытках вмешательства, что я имею в виду применительно к России? Многие структуры так называемого гражданского общества… Почему говорю «так называемого»? Они финансируются из-за рубежа, готовятся соответствующие программы действий, активисты проходят подготовку за рубежом, и когда наши официальные структуры видят это, с целью предотвращения такого вмешательства в наши внутренние дела мы принимаем соответствующие решения и законы, и они мягче, чем ваши.
У нас есть такая пословица: нечего на зеркало пенять, если рожа кривая. Это к Вам лично не имеет никакого отношения, но если нам кто-то что-то ставит в вину, вы посмотрите на себя, вы там себя в зеркале увидите, а не нас. Здесь нет ничего необычного.»
Большая пресс-конференция Владимира Путина 20 декабря 2018 года — про время, когда Алексей Кудрин был вице-премьером России:
«Смотрите, рост экономики — один процент в год за определённый период времени. Но, во-первых, он был таким, когда Алексей Леонидович был вице-премьером российского Правительства, поэтому «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива» — у нас так в народе говорят.»
«Шоу-бизнес! или Бренд сивой кобылы» (2010 г.):
«Телезрители сами дают рейтинг скандалам и пошлости. А потому нечего на другого пенять, коль у самого рожа кривая. Пока в России будут прежде всего интересоваться, кто отец дочери Киркорова и пришли ли крестьяне деревни Грязь к замку Пугачёвой и Галкина, чтобы приветствовать наутро молодожёнов, гохштейны будут лучше других понимать, что нужно русскому народу.»
«Если Бог правосудный правитель мира, то откуда же неравенство между людьми? Почему порок счастлив, а добродетель несчастна? Да виновато ли зеркало, когда у самих нас рожа крива, то есть причина ли тому Бог, что мы первородный его закон, который ведет к равенству всех, опровергли?»
«Обратит на себя внимание наших Маколеев та минута, когда предстал темный малороссийский учитель с своей грозной комедией, на челе которой стояло эпиграфом: неча на зеркало пенять, коли рожа крива.»
С близким значением
Сам заварил кашу, сам и расхлебывай
Русская пословица, означающая: Тот кто виноват в создавшейся ситуации, пусть сам ее и разрешает.
Сама себя раба бьет, коли нечисто жнет
Русская пословица, означающая: 1) Сам себя обделил 2) О том, что делая плохую работу, совершая плохие поступки, человек сам себя наказывает (его покупатели, партнеры перестанут работать с ним, будут взыскивать с него убытки).
Снявши голову по волосам не плачут
Русская пословица, означающая: Не стоит горевать о небольших неприятностях, когда стряслось большое горе. Этим дело не поправишь.
Что посеял то и пожнешь
Русская пословица, означающая: Человек сам определяет свое будущее. Если подготовился к чему-либо основательно, то все будет в порядке. А если нет, то сам и виноват.
Примечания
↑ 1) — начальник (мэр) города в России до середины 19 века.
😎 Дополнительно
Еще три русские пословицы:
Басня Зеркало и обезьяна
Мартышка, в Зеркале увидя образ свой,
Тихохонько Медведя толк ногой:
«Смотри-ка,— говорит,— кум милый мой!
     Что это там за рожа?
Какие у нее ужимки и прыжки!
Я удавилась бы с тоски,
Когда бы на нее хоть чуть была похожа.
     А ведь, признайся, есть
Из кумушек моих таких кривляк пять-шесть:
Я даже их могу по пальцам перечесть».—
«Чем кумушек считать трудиться,
Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» —
     Ей Мишка отвечал.
Но Мишенькин совет лишь попусту пропал.
Басня отражает человеческие недостатки. Однако «стрелы сатиры, заметил современник Крылова литератор Плетнев, как бы они остры ни были, не исправляют пороков, и никому не приходит в голову приложить описание к своей особе. Все дело оканчивается, как в басне «Зеркало и Обезьяна».
Судя по этой басне, Крылов тоже сознавал эту истину».
Впервые напечатана басня была в 1816 году. То было время, когда русские сатирики часто выступали против галломании — раболепного, неразборчивого подражания всему французскому: модам, манерам, танцам.
Та же тема варьируется в одноимённых баснях М. М. Хераскова (1764) и (1789). Ср. также пословицу, поставленную эпиграфом к комедии «Ревизор», «На зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Звуковой диафильм Зеркало и Обезьяна
Размер видео: 560 x 315
Звуковой диафильм Зеркало и Обезьяна (слайд-шоу) по одноименной басне Крылова из книги пятой.
Неча на зеркало пенять, коли рожа крива
На фоне всех остальных преступлений, мафиозных стычек,
наемных убийц, террористов и прочая — самым страшным
оказывается народ, убивающий сам себя.
А.Приставкин
Один из моих любимых философов Шарль-Луи де Монтескьё де Секонда (1689-1755) в знаменитом эссе «О духе законов» написал, что существующие законы отвечают «общему духу нации» и «следуют за нравами». Потому-то «всякий народ достоин своей участи». Через полвека граф Жозеф де Местр (1753-1821), проведя полтора десятка лет в России (1803-1817), перефразировал крылатую фразу Монтескьё, включив в нее понятие власти: «Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает».
Смысл этого выражения таков: если правительство аморально, скверно, омерзительно, пагубно, воинственно, то виноваты в этом граждане страны, которые не контролируют это правительство и позволяют ему существовать.
Еще позже Г.Гегель и К.Маркс, приписав общественному развитию социальные законы, объявили действительное разумным, то есть отвечающим объективным социальным отношениям.
Я далек от апологии любых социальных отношений, тем более — сформулированных предтечами нацизма и коммунизма, каковыми были Гегель и Маркс, но ведь так получилось, что именно их соплеменники сознательно выбрали национал-социализм, заплатив за свою ошибку миллионами человеческих жизней и изнасилованных немок.
Кстати, Иван Ильин, до войны писавший апологетические статьи о фашизме, в «Наших задачах» (http://apocalypse.orthodoxy.ru/problems/067.htm) позже, оправдываясь, назвал максиму Жозефа де Местра легкомысленной болтовней, пошлостью и бессовестной глупостью, потому что долг каждого правительства видеть дальше своего народа и быть мудрее его. Очень убедительно, особенно в отношении нацизма в Германии и большевизма в России.
Я сознаю опасность абсолютизации каких бы то ни было политических максим, потому что всегда можно сослаться на два корейских народа, живущих в совершенно разных мирах, или на один народ, переживший абсолютизм или тоталитаризм, а ныне процветающий при либерально-демократическом правлении.
И тем не менее, объездив весь мир, я имел весьма наглядную возможность многократно убедиться в том, что народы, ставшие на исторический путь парламентаризма, билля о правах, демократии, защиты прав и свобод, имеют легитимные правительства, четко выстроенное гражданское общество, способное контролировать власть, избранную самим народом. В таких обществах, относимых к «золотому миллиарду», существует обратная связь между суверенным народом и избранной им властью. Подобные гражданские общества вековой и каждодневной работой заслужили демократические правительства и приоритеты прав человека и закона.
Увы, доля многих отставших в своем развитии народов по сей день определяется именно политическим отставанием: они не проявляют социальной активности, не создают гражданского общества, не осознают исторических целей и живут в пассивном режиме под нескончаемым игом авторитарных властвующих верхушек, тираний или преступных паханатов, распределяющих национальные богатства между кланами, «братками» или олигархическими группами. Такие народы по сей день живут в бесправии и бедности: вследствие своей зомбированности, забитости и пассивности не только терпят, но и превозносят такие правительства и такую участь, именуя мракобесие патриотизмом.
Я не случайно поставил эти два понятия рядом: когда мракобесие выдают за патриотизм, а его критику — за народофобию, это означает, что страна катится в пропасть. Средневековость трудно одолеть из-за эксплуатации властью мракобесия масс. Любая тоталитарная власть страшна даже не затягиванием прошлого в будущее, а эксплуатацией ордынства и византизма, то есть паразитированием на мракобесии и сволочизме. Вместе того, чтобы «видеть дальше своего народа и быть мудрее его», тоталитарная власть опускает народ еще глубже в византизм и ордынство, потому что эксплуатирует хорошо известную матрицу национальной идеи.
Цитата из Рунета: Всякая власть — это часть народа, конкретно его правящая часть, и держится на убеждении народа в ее необходимости. Если власть — говно, значит и народ говно, это совершенно очевидно. Дураки любят ругать во всех грехах правящие верха, в то время как те же самые пороки, которыми обличена власть, свойственны значительной части населения страны на всех ступенях иерархии. Везде воруют, везде берут взятки и плюют на законы, вовсю пользуясь занимаемой должностью. В конце концов, если рассматривать пример с Германией, почти единогласно проголосовавшей за Гитлера, немецкий народ верил фюреру до конца, немцы верили в Рейх даже когда советские танки штурмовали Берлин. Народ, который знает, что заслуживает другую власть, по меньшей мере не голосует за существующую, а по большей делает революции. Правительство — ничто без поддержки масс.
В заключение — яркая иллюстрация зомбирования с младых лет. Анатолий Приставкин вспоминал, как в годы сталинских репрессий оказался в детском доме, куда определяли малышей расстрелянных родителей: несчастные сироты уничтоженных режимом пап и мам громко скандировали: «Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство. «.
«Спасибо товарищу Сталину за наше счастливое детство! — скандировали худенькие оборванные дети, стоя в хороводе вокруг елки. «Кузьменыши, вас вызывают к директору»,— подбежала светловолосая девчушка к двум мальчикам-близнецам. — Повторим еще раз. Веселее, ребята, Новый год ведь, — просит режиссер. И ребята, зажигаясь игрой, радостно вопят: «Спасибо товарищу Сталину. » От их задора буквально мороз по коже идет. А ведь вся страна так когда-то скандировала. Снимается один из драматических эпизодов фильма «Ночевала тучка золотая».