что можно учителю что нельзя
Учитель и соцсети: правила выживания
Ольга Лошкарева
На днях журналистка и мать троих детей напомнила родителям, что учитель — тоже человек и имеет право на личное пространство без сообщений из школьных чатов. Еще сложнее — с социальными сетями. Казалось бы, и тут на учителя распространяются те же правила и законы, что на остальных. Однако почему-то именно учителям постоянно приходится оправдываться перед начальством и родителями школьников за контент, выложенный на личных страницах. Попробуем разобраться: чего учителю действительно лучше не публиковать в интернете, а какие требования окружающих можно игнорировать. И можно ли, вообще, жить в интернет-пространстве без лишних неприятностей.
Интернет как поле битвы
Согласно прошлогоднему исследованию Академии Касперского, 90 % педагогов используют социальные сети в личных целях, 73 % из них добавляют своих учеников в «друзья». Школьники, как правило, не против онлайн-общения с педагогом. Им приятно видеть в вас не только человека с мелом у доски, но и личность с интересными, а порой и необычными увлечениями. Проблемы возникают в основном с администрациями школ и родителями. Недовольство контентом, который выкладывает учитель, порой становится причиной публичных конфликтов. Да и само обсуждение рабочих вопросов в онлайн-режиме превращается в обмен колкостями. Иногда доходит до абсурда. Минувшей зимой, например, директор одной из школ Хабаровска запретил учителям-предметникам и классным руководителям «участвовать в контакте социальных сетей с родителями и учениками». Директор объяснил своё решение необходимостью уйти от многочисленных конфликтов, которые то и дело вспыхивают в соцсетях. Приказ, правда, вскоре пришлось отменить.
Ничто не мешает учителю использовать соцсети только в личных целях и закрыть доступ к своей странице всем, кроме мужа и лучшей подруги. Однако таких людей, вероятно, меньшинство. Если смотреть на вещи объективно, то общение с учениками в соцсетях тоже может стать дополнительным инструментом воспитания в образовательном процессе. По такому пути пошла, например, учитель истории и обществознания из Новосибирска Елена Вервейн. Она решила стимулировать интерес школьников к истории с помощью викторин в Instagram.
Поэтому, отключив лишние эмоции, попробуем разобраться, как выжить в онлайн-пространстве с наименьшими репутационными рисками.
В рамках закона
Согласно российскому законодательству, контент, не имеющий аналогов, защищен авторским правом. Правообладатель может обратиться в суд, если считает, что понес ущерб от использования кем-то его произведения. И пусть маловероятно, что именно публикация на вашей личной странице вызовет недовольство, лучше всегда давать ссылки на источник публикуемого контента хотя бы из вежливости.
Конституция и Гражданский кодекс РФ запрещают распространение информации о частной жизни человека, в том числе фотографий, без его согласия. Если речь идет о фотографиях детей, то перед публикацией нужно получить письменное согласие родителей. Такое согласие не требуется, если фотография используется в государственных или общественных интересах, если съемка проходила на публичных мероприятиях (например, во время школьного концерта) и ребенок не является главным объектом на фото.
Правила выживания
Как показывает практика, одно только соблюдение законов не гарантирует спокойной жизни в соцсетях. Чтобы обезопасить себя от конфликтов и нападок в сети, а также сделать свою страницу интереснее, можно следовать простым советам.
Все это хорошо, но что делать, когда вы увлеклись аргентинским танго, а администрация школы настоятельно рекомендует «не выходить за рамки» и писать исключительно о подготовке к ЕГЭ? Если к тому же ваши хореографические пристрастия вдруг не разделяют бдительные родители, ситуация действительно может выйти из-под контроля. Чтобы этого не допустить, можно разделить личный и рабочий контент и завести второй аккаунт в соцсети. На одной странице вы сможете делиться с близкими друзьями и родственниками своими хобби, постить фотографии в шортах и писать о личном. Второй аккаунт можно полностью посвятить ЕГЭ, ФГОСам и общению с учениками.
Единого верного для всех ответа на вопрос «Как выжить в соцсети?» еще, к сожалению, не придумали. Но сократить количество негатива в онлайне в наших силах. И помогут нам в этом общие для всех правовые и этические нормы.
Я работаю учителем начальных классов. Вот чем меня бесят родители
Работать в школе непросто: детей часто нужно приводить в чувство, они обзываются и дерутся, не всегда вовремя делают домашнюю работу и загуливаются на переменах.
Но ко все этим ситуациям я отношусь с азартом. В этом и есть моя работа: не только научить ребенка писать и считать, но и объяснить, как взаимодействовать с другими людьми, работать в коллективе, нести ответственность и исправлять ошибки. Чем сложнее задачу ставит перед собой и передо мной ребенок, тем интереснее ее решать и больше удовлетворения, когда удается с ней справиться.
К сожалению, кроме детей на работе приходится плотно общаться и с родителями. Это уже совсем другое дело: взрослые порой ведут себя куда более абсурдно, чем дети, и при этом далеко не всегда готовы к конструктивному диалогу.
Расскажу о ситуациях, которые встречаются чаще всего. Вот чем обычно меня бесят родители.
Как победить выгорание
Требуют слишком многого
Идеальный родитель с точки зрения учителя — это тот, кто внимательно относится к успехам и неудачам ребенка, но при этом соблюдает границы в общении с преподавателями: разговаривает доброжелательно, внимательно изучает всю доступную информацию и не задает вопросы, на которые мы уже отвечали. На родительских собраниях и личных встречах такие родители не противопоставляют себя учителям, а наоборот, считают нас большой командой, которая старается сделать образовательный процесс максимально эффективным. Поэтому в первую очередь они спрашивают, чем могут дополнить работу учителей дома и нужна ли какая-то еще помощь.
Общаться с такими людьми приятно: даже если они сталкиваются с проблемой или чем-то недовольны, то всегда готовы уделить время подробному обсуждению ситуации и найти выход, который всех устроит. Бывает, что ради разговора надо задержаться на работе, но это не бесит — зато я точно буду в курсе состояния ребенка и смогу найти оптимальный способ взаимодействия с ним.
Но есть и другой тип родителей — я называю их тревожными. Такие родители очень многого требуют от всех окружающих — и от учителей, и от собственных детей. Отчасти я могу их понять: чаще всего это родители, которые много вкладывают в детей и, естественно, переживают из-за результата. Но все-таки у всего есть границы.
Расскажу на примерах. Тревожные родители суетятся по каждому пшику: контролируют каждое домашнее задание, поминутно следят за перемещениями ребенка и требуют полного отчета о съеденных за обедом продуктах — вплоть до того, белый или черный хлеб ел школьник.
Это вредит как нашей работе, так и детям. Учитель постоянно задерган пустяковыми вопросами и требованиями: например, меня просили найти носок, который ребенок потерял две недели назад непонятно где, проконтролировать, чтобы школьник ел овощи, но только не морковь, и даже ответить на вопрос, с какой скоростью он выполняет домашнее задание. Быть в курсе всего этого просто невозможно: я должен работать не с одним ребенком, а с целым классом, я несу ответственность за состояние всех учеников, решаю множество конфликтов и регулирую настроение в коллективе — мне попросту не до моркови.
Дети таких родителей тоже постоянно находятся под давлением. В школе мы работаем над развитием самостоятельности и ответственности, учим детей проявлять инициативу и справляться с повседневными задачами без помощи взрослых: убирать за собой, готовиться к урокам и следить за расписанием. Но постоянный контроль убивает все успехи ученика.
Что делать. У каждого школьного работника есть не только список официальных обязанностей, но и дела, которыми он занимается по собственной инициативе просто потому, что это необходимо. Узнайте в начале учебного года, за что учитель берет ответственность вне уроков: это нормально и позволит вам понять, о чем его можно попросить и в каких ситуациях обратиться за советом, а что лучше оставить при себе и чем не стоит теребить учителя.
Доверяйте учителям и своим детям, это сильно облегчает работу. В конце концов, если ребенок уже дорос до того, чтобы ходить в школу, то вполне в состоянии минимально о себе позаботиться — например, самостоятельно поискать свои вещи или проследить за рационом.
Чем больше дома запретов, тем больше у ребенка соблазнов пойти вразнос в школе. Конечно, учитель попытается скорректировать поведение ученика, но гораздо эффективнее, если родители и дома начнут вести себя с ребенком по-другому.
Не сомневаются в словах ребенка
Когда ребенок попадает в ситуацию конфликта, не все родители могут совладать со своими чувствами и трезво оценить, что произошло. Многие не понимают, что слова ребенка — это всегда его интерпретация произошедшего, и сразу бросаются с шашками наголо спасать свою кровиночку: выяснять отношения с другими родителями, ругать учителей и грозить жалобами во все инстанции.
Дети, которые все это видят, запоминают слова родителей и приносят их в школу — так конфликт переходит на новый виток. Разрешить его становится все сложнее: нужно привести в чувство родителей, докопаться до позиции детей, чтобы восстановить, как все было на самом деле, объяснить взрослым, что же все-таки произошло и почему изначальная ситуация не стоила выеденного яйца. Все это занимает часы, а иногда и дни — время, которое я мог бы потратить на интересный проект с детьми, тратится впустую.
Что делать. Даже если вам кажется, что ребенок на сто процентов прав и его несправедливо обидели, не спешите искать управу. Сначала выдохните и дайте улечься своей злости, а потом спокойно узнайте у преподавателя, что произошло. Учитель видит ситуацию со стороны как одного, так и другого ребенка, да и просто со стороны — возможно, из-за сильных эмоций ребенок не заметил каких-то нюансов, которые в корне меняют дело.
Независимо от того, кто виноват в конфликте, спросите учителя, какие шаги он предпринимает для решения ситуации и как ему в этом может помочь родитель: например, в каком ключе стоит поговорить с ребенком о произошедшем. А еще не забывайте, что дети забывают плохое быстрее, чем взрослые, — на следующий день после ссоры они уже могут вместе играть и общаться, если родители не будут накалять обстановку.
Просят сделать исключение
В школах много правил. Некоторые из них кажутся родителям неудобными, но без них организовать учебный процесс будет очень сложно.
Например, во время пандемии многие школы перешли на комбинированное обучение: часть учеников занимаются в классе, а часть — онлайн, если болеют или по другой уважительной причине не могут присутствовать в классе. Работать в таком режиме непросто как учителю, так и ученикам: уроки требуют более тщательной подготовки, чем обычно, а во время занятия внимание учителя разрывается между классом и экраном.
Похожие ситуации происходят, когда класс выезжает на экскурсии. Организация таких поездок — всегда большая ответственность и нервотрепка: с одной стороны, мы отвечаем за жизнь и здоровье учеников перед родителями, с другой — перед законом.
Но многие родители не понимают серьезности ситуации и часто просят сделать небольшую остановку по дороге недалеко от дома ребенка. Никакие аргументы не действуют — в ответ они обещают взять все риски на себя, не понимая, что в любой неприятной ситуации эти обещания не защитят школу и учителей от судебных разбирательств и крупных штрафов.
Что делать. Следуйте правилам, которые приняты в школе: это помогает учителям эффективно выполнять свою работу даже в нестандартных и сложных ситуациях. Не требуйте для ребенка особых условий: если учитель разрешит одному ученику нарушить правила в виде исключения, другие тоже захотят это сделать, и вся система перестанет работать.
Помните, что многие неудобные правила помогают обеспечивать безопасность детей в школе и за ее пределами. Не показывайте ребенку пример наплевательского отношения к требованиям учителей — дети далеко не всегда могут адекватно оценить риски, поэтому в школе ответственность за них несут именно взрослые.
Не уважают личное время
Иногда мне кажется, что родители даже не подозревают, что у преподавателей тоже есть выходные, личные дела и свободное время.
Часто родители действительно пишут по делу: например, предупреждают о том, что ребенок не придет в школу, или просят прислать расписание. Но почему-то совершенно не считаются с моим рабочим графиком и требуют немедленного ответа даже среди ночи. Я не шучу: самое запоминающееся сообщение я получил в полпервого ночи — родители написали, что не успеют передать важное заявление для ребенка к первому уроку и принесут его после занятий.
Однажды мне пришлось взять отгул по серьезным семейным обстоятельствам: я помогал жене в больнице. Чтобы меня не беспокоили в эти дни, я заранее предупредил вообще всех — администрацию, коллег, родителей. Но на всякий случай решил остаться на связи: иногда в школах бывают действительно срочные ситуации.
В итоге у меня без конца трезвонил телефон, а когда я перезвонил после семи пропущенных с одного номера, захотелось убивать: оказалось, чьи-то родители просто не смогли найти в классе термокружку.
Что делать. Если вы собираетесь обратиться к учителю в нерабочее время, подумайте, действительно ли вопрос требует такой срочности, — возможно, разговор вполне потерпит хотя бы до утра. Если вам необходима долгая беседа с учителем, заранее договоритесь об удобном времени встречи: преподаватели часто соглашаются задержаться в школе, чтобы разрешить сложную ситуацию, но тоже хотят свободно распоряжаться своим временем.
Иногда некоторые вопросы проще решить вообще не через учителя. Например, домашнее задание быстрее узнать у других родителей или у одноклассников ребенка.
Считают, что учитель занимается только уроками
Работа на уроках — это вершина айсберга среди дел, которыми занимается учитель. Помимо этого, мы следим, что дети пообедали, погуляли и попали вовремя на кружки, проверяем домашние задания, готовим планы занятий на следующий день, а еще параллельно организуем крупные общешкольные мероприятия — праздники, олимпиады и конкурсы.
Но и это не все. Одна из важных задач, которая требует внимания и отдельного времени, — воспитание в классе дееспособного коллектива. Я стараюсь научить детей уважительно относиться к друг другу, договариваться между собой даже во время конфликтов, задавать вопросы по существу, размышлять над проблемами и рефлексировать. В плотном графике школьной жизни приходится изворачиваться, чтобы выкроить на все это время: все-таки даже такая полезная внеклассная активность не должна быть в ущерб образованию.
Родители видят результаты моей работы — замечают, что дети стали более ответственными, самостоятельными и собранными. Но не связывают их с усилиями, которые я трачу, и удивляются, если не беру трубку во время перемены, не готов выделить час на разговор, когда они без предупреждения приехали в школу, или не отвечаю на сообщение в течение 5—10 минут.
Из-за слишком плотного графика учителя иногда ошибаются. Например, однажды я решил провести в классе игровой проект на сплочение, который подразумевал провокацию конфликтов между детьми. Чтобы успокоить родителей, я провел с ними встречу, но из-за бешеного ритма школьной жизни, бесконечных тетрадок и заполнения множества таблиц плохо к ней подготовился и произнес слово «эксперимент». У родителей это вызвало шок, а мне пришлось еще долго отбиваться от обвинений, что я провожу опыты над детьми.
Что делать. Не забывайте, что учитель живой человек. Если вам кажется, что он неправ, ошибся или недоработал, не стоит сразу делать вывод, что он непрофессионал, жаловаться администрации и требовать увольнения: скорее всего, хватит личного разговора с обсуждением проблемы. Эскалация конфликта может только навредить — ко всем тем задачам, которые решает учитель, добавятся еще и разборки с начальством.
Как выбрать подарок учителю
И нужен ли он вообще
Подарок учителю или воспитателю — это как чаевые официанту: вроде принято, но не всегда обязательно.
Моя свекровь работала учителем в школе, и в доме всегда водились огромные запасы шоколада, чая и шампанского. Съедать и выпивать все это вовремя не получалось, поэтому у продуктов часто выходил срок годности.
В статье расскажу, стоит ли вообще делать подарки учителям, что можно подарить, а что покупать не стоит.
Должны ли родители дарить подарки учителям
Закона, который обязывал бы родителей скидываться на букет и конфеты для «Мариванны», нет. Это лишь жест доброй воли и проявление благодарности.
Хочется надеяться, что большинство подарков для учителей — реальный знак благодарности за время, которое педагог уделяет детям. За то, что дети его любят и восхищаются им. Но до сих пор встречаются и другие ситуации: когда родители пытаются задобрить учителя и ввести ребенка в круг любимчиков. Только тогда это уже не благодарность, а больше похоже на лицемерие и взяточничество.
Р в учебный год сразу на все праздники — из этих денег покупают подарки воспитателям и детям. Фото: Максим Савидов» loading=»lazy» >
Р в учебный год. Из этих же денег покупают хозяйственные товары — бумажные и влажные салфетки и канцелярию. Фото из родительского чата Кристины Фроловой» loading=»lazy» data-bordered=»true»>
Как законодательство регулирует подарки учителям
максимум должен стоить подарок для учителя
В 2018 году еще был законопроект от правительства, по которому некоторым работникам организаций, подведомственным госорганам и органам местного самоуправления, в том числе врачам и учителям, хотели запретить принимать любые подарки кроме цветов и полиграфической продукции. Но уже в январе 2019 года кабмин уточнил, что эти ограничения коснутся только чиновников, а сам законопроект обещали дополнить пояснениями. В общем, дарить учителям другие вещи кроме букетов и блокнотов по-прежнему можно.
Как подарить и не попасться
Можно ли дарить деньги. Очень спорный вопрос: с одной стороны, это универсальный подарок, с другой — этичный ли он в отношении учителя? Может показаться, что любовь педагога и его стремление к высокому и прекрасному приравняли и оценили в пару тысяч рублей. Тут все зависит от самого учителя: некоторые считают небольшую сумму в конвертике лучшим подарком.
Важное условие: это должен быть именно подарок, а не договоренность. Сюрприз на праздник, не более — никаких намеков и скрытых намеков на салфетках. Если педагог и родители договорились о чем-то вроде «мы вам денюжку, вы нам пятерку в четверти» — это уже взятка, и ответственность за нее предусмотрена статьями 290 и 291 УК РФ.
Р в конверте и букет цветов. Преподаватель сам купит себе то, что хочет. Фото: Анастасия Корнилова» loading=»lazy» >
Что можно подарить учителю
Цветы. Это классический подарок — такая традиция появилась в советских школах в послевоенное время. Всю мою школьную жизнь — с 1994 по 2006 год — 1 сентября в каждом школьном кабинете стояла пара ведер, забитых букетами дачных астр и дорогих магазинных букетов. Сейчас цветов в магазинах стало куда больше, поэтому, если вы дарите учителю цветы, не стоит выбирать экзотические сорта: на них вполне может быть аллергия.
Не так давно в интернете появились призывы: дарить педагогу один общий букет от класса, а оставшиеся деньги переводить в какой-то благотворительный фонд.
Как помогать другим
Это полезная инициатива. А еще, если педагог любит ухаживать за цветами и в его кабинете много комнатных растений, можно подарить ему цветок в горшке — он точно простоит дольше обычного букета, который завянет уже через пару дней.
Подарочные сертификаты. Большинство современных педагогов считают, что это оптимальный подарок: вроде и не деньги, а вроде и самостоятельно можно купить что-то по душе. Родителям остается только выбрать, куда именно отправить учителя — в этом плане хорошо подойдут книжные магазины, салоны косметики и даже обычные сетевые гипермаркеты или «Икея».
Хороший заварной чай и кофе. Неважно, заберет ли педагог его домой или разделит чаепитие с коллегами в учительской — качественный напиток подойдет к любой ситуации.
Билеты в театр или на концерт. Они станут интересным сюрпризом, если вы точно знаете, что педагог увлекается этим направлением в искусстве или любит этого артиста.
Билеты не должны быть день в день — оставьте срок в месяц или хотя бы в несколько недель, чтобы учитель мог скорректировать свои планы.
Корзина необычных продуктов. Есть хочется всем и всегда, но иногда купить качественное импортное оливковое масло или экзотическую папайю нет возможности. Если решите собирать такой набор, советую делать акцент на качество: какими бы вкусными ни были макароны «365 дней», их можно купить и в обычный день, а вот настоящую итальянскую пасту ручной работы позволит себе не каждый.
Не менее важна и возможность съесть все это: как бы сильно педагог ни любил, например, шведскую культуру, но не всех обрадует баночка знаменитой селедки с душком.
Пауэрбанк или другие полезные гаджеты. Телефонами пользуются все, даже учителя, как бы сильно они ни были против смартфонов у детей в школе. Розетки в классе не всегда удобно расположены, и часто преподаватели тратят много времени на дорогу из дома до школы — телефон может разрядиться в самый неподходящий момент. Поэтому пауэрбанк — полезный подарок.
Канцелярские предметы и ежедневники. Один из возможных вариантов: учителя могут сначала скептически отнестись к этим ежедневникам, но потом сами же в них и пишут. Частью подарка также может стать пачка бумаги: нередки ситуации, когда учителя вынуждены покупать ее за свои деньги, чтобы распечатать что-то к урокам.
Также можно подарить стикеры для записей, ручки, органайзер на стол или другую канцелярию, которой пользуется ваш учитель.
Вещи для экологичного образа жизни. Многоразовые бутылки для воды, тумблеры для кофе и чая, сумки-шоперы — это не только забота о природе, но и стильные и удобные аксессуары. Такие подарки подойдут, например, на День учителя.
Ароматические свечи или диффузоры тоже могут стать неплохим вариантом, например, на 8 Марта. Альтернативы: бомбочки или соль для ванны. Правда, нужно быть уверенным, что у преподавателя ванна, а не душ, и нет непереносимости каких-либо запахов.
Что-то сделанное своими руками или придуманное. Считается, что лучший подарок тот, что сделан своими руками. Но здесь тоже важна четкая грань: например, пластилиновая фигурка или неаккуратная аппликация вряд ли подойдут. А вот картина, написанная старшеклассником, который учится в художественной школе, станет неплохим вариантом. Еще некоторые подарки школьники могут сделать сами: например, поставить шуточный спектакль, записать для учителя песню и сопроводить подарок цветами.
Именно так мы с одноклассниками поступили на последнем звонке: перепели песню « Ангел-хранитель наш», а потом каждый лично подарил классному руководителю по розе. В итоге собрался огромный букет, а на память осталось видео. Классная руководительница потом сказала: « Если бы не две таблетки валерьянки, я бы разрыдалась прямо на концерте».
Что не стоит дарить педагогу
Конфеты. Обычные шоколадные конфеты в коробке — это уже слишком банально, а еще большое количество сладостей вредно для зубов и фигуры. Шоколад в итоге занимает целые полки шкафов дома. Я слышала историю, как в одной из школ учителя собирали все подаренные конфеты в учительской, а потом строили из них башенки — кто выше. История умалчивает, были ли сладости потом съедены.
Постельное белье. Та же личная история. К тому же чтобы подарить постельное белье, надо точно знать, какие одеяла и подушки предпочитает преподаватель. Иначе может быть такая ситуация: подарили двуспальный комплект, а у учителя дома все одеяла — полуторки. И куда девать теперь такой комплект — разве что кому-то передаривать.
Алкоголь. Вопрос отчасти спорный, ведь это не совсем педагогично, когда дети передают бутылку учителю. При этом хорошее шампанское в составе продуктовой корзины перед Новым годом имеет место.
Сервизы и посуда. Такие вещи могут просто не подойти под интерьер и прочую посуду. Какой бы красивой ни казалась чайная пара из сервиза «Мадонна», в лаконичный скандинавский стиль она вряд ли впишется.
Предметы личной гигиены и парфюм. Здесь на первый план снова выходит ситуация личного выбора. Подаренный родителями комплект из шампуня и бальзама может не подойти под тип волос, а аромат новых духов от модного бренда, возможно, покажется слишком сильным.
«Предметные» подарки. Это когда географу дарят глобус, учителю английского — словарь, а педагогу по музыке — пластинки. Такие предметы уже попросту могут быть. Исключением могут стать ситуации, когда родители точно знают: в коллекции у учителя не хватает именно этой пластинки.
Какие подарки выбирают родители
Я за подарки учителям, но против того, чтобы тратить на это бешеные деньги. Конверты и дорогие подарки считаю неуместными: я расцениваю подарки учителям как небольшой знак внимания от класса на День учителя, Новый год, 23 Февраля и 8 Марта.
С таким подходом у нас согласны все родители, деньги берутся из общего фонда класса. С учителями мы подарки не согласовываем.
Классным руководителям, как правило, дарим букет и что-то приятное к нему, например коробку с экзотическими бабочками или коробку с цветами и пирожными-макаронами.
Были и хендмейд-подарки. Как-то записали поздравление на видео: каждый ребенок дома произносил в камеру несколько слов, потом ролики склеили в один. Поздравляли классную с днем рождения: фотография, на которой каждый ребенок держит в руке лист бумаги с буквой, а из букв собрано поздравление. Это ничего не стоит, а запоминается надолго.
Как подарить учителю дорогой подарок
Если хочется сделать дорогой подарок, то иногда его можно оформить как пожертвование.
В статье 582 гражданского кодекса есть четкое определение этого процесса: пожертвованием называется дарение в общеполезных целях. Например, если вы покупаете ноутбук в школу, то договариваетесь, что учитель будет с него показывать презентации или ставить записи для аудирования. По идее, храниться он должен тоже в школе. А вот «пожертвовать» дорогой алкоголь не получится: он не нужен для процесса обучения.