ияр это что такое
Ияр это что такое
Смотреть что такое «Ияр» в других словарях:
Ияр — (ивр. אִייָר) второй месяц еврейского календаря по отсчёту от Исхода из Египта и восьмой, если считать от Сотворения мира с Тишрея. На этот месяц выпадают: 4 День памяти погибших в войнах Израиля и в терактах 5 День… … Википедия
ияр — сущ., кол во синонимов: 2 • зив (1) • месяц (135) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
ияр — 1. Ат яки ишәк сыртына атланып утырыр өчен бәйләнә торган җайланма, утыргыч. Велосипедта, мотоциклда һ. б. ш. утыргыч 2. Утырту, кидерү, саклау яки терәтү өчен кулл. тор. машина детальләре исеме 3. Кош түшендә сыртланып торган сөяк. ИЯР КАШЫ… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
иярү — 1. Кемнең яки нәрсәнең артыннан калмый бару 2. Кемгә яки нәрсәгә ябышу, сырышу, тагылу, сылану аякка ияреп керә 3. Йогу (авыру тур.) 4. күч. Берәр кешенең сүзенә, фикеренә карап, таянып эш итү. Берәр кешене җитәкче дип тану, аңа буйсыну, юлыннан… … Татар теленең аңлатмалы сүзлеге
қияр ету — (Гур., Маңғ.) жалданып жұмыс істеу, жұмысын істеп беру. Қ и я р е т і п едім – онымды білмеді (Гур., Маңғ.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
қияр қылу — (Гур., Маңғ.) жалдану, жұмысын істеп беру. Өзім төңкерістен бұрын байдың қ и я р ы н қ ы л ы п жүруші едім (Гур., Маңғ.) … Қазақ тілінің аймақтық сөздігі
некеқияр — зат. Тұрмыс құрып, үйленушілердің біріне бірі қосылғандығын заңдастырушы адамға берілетін жоралғы, ырым … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі
Месяц Ияр
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Второй месяц года [↑]
Ияр — это вавилонское название месяца, который в Торе назван просто «вторым», так как непосредственно следует за Нисаном — первым из месяцев года.
В ТаНаХе второй месяц назван «Месяц Зив»(Млахим I, 6,1), то есть «месяцем сияния», ибо именно в нем солнце начинает светить в полную силу, однако еще не обжигает, как в летние месяцы, или «месяцем почек» (или бутонов), как в классическом, освященном еврейской традицией арамейском переводе ТаНаХа. В этом месяце евреи, вышедшие из Египта, обрели свое истинное величие (сияние), так как избавились от своих пороков и недостатков и стали достойны принять Тору.
Месяцу Ияру соответствует созвездие Тельца (Шор, на иврите — «Бык»), животного, питающегося травой. В Эрец Исраэль Ияр — последний месяц года, когда бык может досыта наесться травы в поле.
В еврейских книгах рассказывается, что в Ияре болезни легче поддаются излечению, нежели во все другие месяцы, так как именно в Ияре начал выпадать ман (манна), названный «хлебом сильных», ибо он не вызывал никакие болезни. С тех пор Ияр сохранил свойство излечивать болезни. Намек на это свойство месяца содержится в самом его названии, буквы которого соответствуют первым буквам слов: «Я — Г-сподь, излечивающий тебя».
Новомесячье Ияра [↑]
Новомесячье Ияра всегда продолжается два дня, так как предшествующий месяц Нисан является полным — его 30-е число становится первым днем новомесячья Ияра. Сам Ияр всегда продолжается 29 дней и является неполным месяцем.
В год Исхода из Египта Рош Ходеш (новомесячье) Ияра выпал на субботу. Израиль находился тогда в Маре (см. Шмот, 15:23), где Всевышний совершил для него чудо превращения горькой воды в обычную питьевую. Он приказал Моше бросить в горькую воду кусок горького дерева, и от этого вода утратила горький вкус. Тогда евреи узнали, что горечь не является горькой, а сладость — сладкой сама по себе, но только по воле Всевышнего, который определяет все свойства предметов. Он, давший приятный вкус пресной воде, может одним словом превратить горькую воду в питьевую.
В Торе сказано: «Там установил Он ему (Израилю) закон и правосудие, и там испытывал его» (Шмот, 15,25). В тот самый день, когда было совершено чудо в Маре, Всевышний открыл Израилю некоторые части Торы — те, в которых излагаются законы Субботы, законы о «Красной телице» (Пара адума), а также законы гражданского права.
Природа всех этих законов родственна природе чуда превращения горькой воды в питьевую при помощи куска горького дерева. В самом деле, именно суббота, когда запрещено совершать какую-либо работу, благословляет все дела, совершаемые нами в будни, а «Красная телица» делает ритуально нечистыми всех тех, кто исполняет связанные с ней обряды, однако ее пепел — вопреки обычной человеческой логике — очищает от ритуальной нечистоты; законы гражданского права отнимают у человека то, что он приобрел незаконным образом, однако не только не разоряют его, но и способствуют его процветанию, потому что охраняют от угнетения и грабежа.
Первое Ияра [↑]
Именно 1-го Ияра по воле Всевышнего Моше, Агарон и двенадцать глав колен пересчитали еврейский народ, причем каждый еврей был причислен к определенным семейству и роду. Все они до единого точно знали свою родословную вплоть до своих предков — сыновей праотца Яакова. Эта перепись была произведена на второй год после Исхода из Египта. Вот что говорит об этом Тора: «И сказал Г-сподь Моше в Синайской пустыне, в шатре соборном, в первый день второго месяца, во второй год по выходе их из земли египетской, говоря: “Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля по семействам их, по отчим домам их, по числу имен, всех мужчин поголовно. От двадцати лет и выше, всех, поступающих в войско в Израиле, исчислите их по их ополчениям, ты и Агарон”» (Бемидбар, 1,1).
В этот день Моше получил заповедь о переписи, в этот же день он начал пересчет, как сказано в Торе: «И взял Моше и Агарон мужей этих (глав колен), которые были названы поименно. И всю общину созвали они в первый день второго месяца. И объявили они родословные свои по семействам своим, по отчему дому своему, по числу имен, от двадцатилетнего возраста и выше, поголовно» (Бемидбар, 1,18).
Тщательный пересчет продолжался около двадцати дней. Каждый еврей ставил свой шатер в месте, отведенном для его семейства, семейство — среди семейств своего рода, род — среди родов своего колена. Колена располагались в установленном порядке — по три колена у своего флага. Четыре флага располагались в лагере Израиля вокруг Мишкана — каждый со своей стороны, как установил Всевышний в Его заповедях.
Были пересчитаны и семейства левитов. Заповедь о переписи относилась к левитам-мужчинам в возрасте одного месяца и более. Точно так же были пересчитаны и все первенцы Израиля в возрасте одного месяца и более. Оказалось, что число левитов очень близко к числу первенцев. Левитов было 22 тысячи, а первенцев — 22 тысячи 273 человека.
Наши мудрецы говорили в Ялкот Бемидбар: «В час, когда Израиль получил Тору, народы мира позавидовали ему — “Почему Всевышний приблизил его к Себе больше, чем всех остальных?” Однако Всевышний сразу же пресек ропот народов мира. Каким образом? Он сказал им: “Принесите и вы Мне книгу своих родословных [как сказано в Писании: “Воздайте Г-споду, семьи народов” (Тегилим, 96,6)], так же как принесли ее Мои сыновья” (как сказано в Торе: “И объявили они родословные свои по семействам своим”).
Именно поэтому Всевышний и пересчитал еврейский народ в самом начале книги Бемидбар — сразу же после того, как дал ему заповеди. Ведь книга Ваикра, непосредственно предшествующая книге Бемидбар, завершается такими словами: “Вот заповеди, которые заповедал Г-сподь Моше для сынов Израиля на горе Синай” (Ваикра, 27,34), а книга Бемидбар, как мы уже знаем, начинается со слов: “И Г-сподь сказал Моше в пустыне Синайской… говоря: “Произведите поголовное исчисление всей общины сынов Израиля…”” Из этого мы делаем вывод, что чистота родословной еврейского народа была необходимым условием получения им Торы и ее заповедей».
Великое поколение [↑]
В ходе этой переписи вскрылись явления, недоступные человеческому пониманию. Они еще раз указывают нам, сколь замечательным было поколение евреев, вышедших из Египта, и насколько бережно и трепетно относились они к исполнению заповедей Всевышнего.
Что мы имеем в виду?
Еще до этой переписи, произведенной на втором году после Исхода из Египта, Тора дважды упоминает численность еврейского народа. В первый раз, рассказывая непосредственно об Исходе, она говорит: «И отправились сыны Израиля из Раамсеса в Сукот, около шестисот тысяч пеших мужчин, не считая детей» (Шмот, 12,37). Во второй раз эта численность выясняется 11-го Тишрей, когда Израиль получил указание построить Мишкан. В числе других приношений евреи обязаны были пожертвовать по половине шекеля (мера веса) серебра каждый. Из пожертвованного металла были изготовлены цоколи для Мишкана,
Вот как была сформулирована заповедь о половине шекеля: каждый военнообязанный мужчина, то есть такой, которому к началу месяца, 1-го Тишрей (иными словами, к Рош Ашана) уже исполнилось двадцать, но еще не исполнилось шестидесяти лет, при условии, что он возводил безупречную родословную к самому Яакову, то есть не был прозелитом, принявшим иудаизм, и происхождение его не имело других изъянов — он и только он должен был пожертвовать половину шекеля.
Всего за два утра все евреи выполнили указание Торы и пожертвовали каждый по половине шекеля. Никто не проверял, действительно ли каждый из тех, кто делал пожертвование, в возрасте от двадцати до шестидесяти лет, и все ли они безупречного происхождения. Когда сданные «полушекели» были пересчитаны, оказалось, что жертвователей было 603.550.
Семь месяцев спустя Моше, Агарон и главы колен Израиля произвели исчисление всего еврейского народа. Они тщательно проверяли возраст и родословную каждого появлявшегося перед ними еврея вплоть до праотца Яакова. Перепись продолжалась много дней, однако и она — после всех предосторожностей — дала в точности тот же результат:603.550 человек. Не больше и не меньше.
Из этого мы, прежде всего, можем сделать вывод о том, что ни один еврей не умер за прошедшие семь месяцев. Все военнообязанные евреи были здоровы телом и духом. Ни у одного из них не было никакого изъяна.
Мы узнаем также, что ни один человек, который не должен был жертвовать половину шекеля семь месяцев назад, не сдал ее; с другой стороны, ни один из тех, кто должен был пожертвовать половину шекеля, не уклонился от исполнения заповеди. Воистину, это было великое поколение.
Еще несколько слов о 1-ом Ияра [↑]
1-го Ияра царь Шломо (Соломон) начал строить первый Иерусалимский Храм, как сказано в Первой Книге Царств: «И было, в четыреста восьмидесятом году после Исхода сынов Израиля из земли египетской, в четвертый год царствования Шломо над Израилем, в месяце Зив, втором месяце, начал он строить дом Г-споду» (Млахим I, 6,1).
В этот же день через много лет, как рассказывается в Книге Эзры, вернувшиеся из вавилонского изгнания руководители еврейского народа приступили к восстановлению Иерусалимского Храма: «А во второй год, во второй месяц по приходе в Иерусалим… Зерубавель бен Шалтиэль и Йешуа бен Йоцадак и остальные их братья… начали строительство, а левитов поставили руководить работой над Храмом Г-сподним» (Эзра, 3,8).
В обоих случаях сказано только «во втором месяце», без указания дня. Это значит, что в обоих случаях строительство, несомненно началось 1-го числа второго месяца, Ияра, ибо в противном случае текст ТаНаХа прямо указал бы дату — ведь он предназначен для того, чтобы устранять неопределенности, а не преумножать их.
В некоторых общинах принято устраивать свадьбы в Рош Ходеш Ияра, несмотря на то, что это один из дней счета Омера.
Дни БаhаБ [↑]
После окончания праздника Песах принято устраивать три дня поста — в первый понедельник Ияра, а также в следующие за ним четверг и понедельник.
Также как первый и второй понедельники, а также первый четверг в месяце Хешване после осенних праздников, эти дни — дни покаянных молитв и поста. Поскольку понедельник — второй день недели, а буква Бет — вторая буква алфавита, четверг — пятый день недели, а буква hей — пятая буква алфавита, этот пост называется «постом БаhаБ».
Почему в эти дни постятся и читают молитвы?
Объяснение также приведено в теме про месяц Хешван:
некоторые законоучители считают, что причина поста — только что закончившиеся праздники, когда устраивают застолья, много пьют и едят, и легче, чем обычно, впадают в легкомыслие, от которого недалеко до греха.
Поэтому и принято поститься в эти дни, с тем, чтобы искупить грехи, возможно, совершенные в праздники. При этом принято ссылаться на следующие слова Танаха: «Служите Г-споду в радости и ликуйте в трепете» — там, где ликование, там и трепет.
В Книге Иова сказано: «И вот, когда заканчивались пиршественные дни, посылал Иов и приглашал их [сыновей], и вставал рано утром, и возносил всесожжения по числу всех их, ибо говорил Иов: “Быть может, согрешили сыновья мои…”» (Иов, 1).
Поэтому после праздников Сукот и Песах, которые тянутся много дней, наполнены радостью и свободны от труда, устраивают дни поста — ибо во время этих праздников веселье могло обернуться легкомыслием. Но после праздника Шавуот, продолжающегося всего один день, этого можно не опасаться, и поэтому за ним не следует пост.
Другие авторитеты утверждают, что постятся ради того, чтобы Вс-вышний даровал благословение полям и пошли дожди. В месяце Хешван выпадает Йоре — ранний дождь, который орошает пробивающиеся из семян всходы. А в месяце Ияре (после Песах) постятся, чтобы болезни растений и различные вредители не погубили урожай.
В эти дни молятся дольше и усерднее обычного и произносят покаянные молитвы.
Почему посты назначают именно на понедельник и четверг? Потому, что в эти дни недели в синагогах читают Тору, и Вс-вышний благосклоннее к нашим молитвам, чем в остальные дни. В древние времена наши мудрецы постановили, что в эти дни следует поститься в память о гибели Храма, сожжении Торы и оскорблении, нанесенном Вс-вышнему, заключающемуся в разрушении Иерусалима и изгнании народа Израиля из Эрец Исраэль.
В субботу, предшествующую понедельнику, — первому из трех дней поста — после чтения Торы в синагоге все собравшиеся благословляют добровольцев, принявших на себя обязанность поститься в эти дни, чтобы пробудить благоволение Вс-вышнего ко всему еврейскому народу.
Всякий, кто говорит амен в ответ на это благословение, тем самым принимает обязательство поститься.
Все те, кто собирается поститься в эти дни, должны принять окончательное решение об этом не позднее, чем во время молитвы Минха [дневная молитва], в день, предшествующий первому посту.
В сефардских общинах в наше время обычай поститься в дни БаhаБ не соблюдается.
Ияр это что такое
Шор — еврейское название созвездия Тельца. В месяце ияр после захода солнца в небе ясно видно созвездие, напоминающее быка. И снова мы обращаемся к книге Цеда ледерех (Принцип 1, глава 28), которая резюмирует астрологическое описание этого знака:
Телец — земной, женственный знак; это ночное созвездие, теплое и проникнутое добротой.
В еврейских источниках знак Шор описывается посредством характеристик, которые дают быку мудрецы Талмуда. Поскольку быком называют взрослое животное, то зрелость — один из его характерных признаков. Период детства, когда формируются характер и образ мышления, позади. В отдельных высказываниях Торы и Талмуда описаны различные аспекты этой зрелости. Пророк Йешаягу (1:2) обращает внимание на уровень сознания быка:
Знает бык своего хозяина.
Мы видим, что царь Шломо говорит о быке как о животном, которое несет свое бремя (Мишлей, 14:4):
Где нет быков, ясли чисты, но много прибытка от силы быка.
Талмуд рассматривает быка с разных точек зрения, говоря о нем как о источнике разных видов ущерба: это животное, которое наносит вред, топча что-то ногами или задевая спиной, бодая или поедая. Таким образом, сочетание зрелости, сообразительности, способности нести груз и причинять ущерб создает своеобразный портрет созвездия.
Идею зрелости, характерную для Тельца, мидраш Танхума выражает словами: “Вначале он, как нежный бычок, а потом побеждает, как бык”. Еврейское слово для зрелости — ёитбаг-рут — не только фонетически подобно слову гитгабрут (победа, преодоление), но и содержательно указывает на феномен победы, поскольку зрелость означает преодоление детских черт в поведении.
Детству свойственна сосредоточенность на материальных аспектах бытия. Дети лишены критичности, плохо ориентируются в окружающем мире. Они требуют еды и комфорта, не считаясь с чувствами тех, кто о них заботится, не анализируя, как их поведение отражается на их же собственном существовании. Дети рождаются нежными, изменяются в процессе взросления, постепенно проявляя свой интеллект. То же происходит и с быком. Он рождается нежным созданием, постепенно взрослеет и приобретает совсем другие, в том числе грубые, качества.
Взросление — универсальный процесс, который мудрецы соотносят с возрастными этапами.
Например, тринадцать лет (бар мицва) для мальчиков и двенадцать лет (бат мицва) для девочек. До этого возраста человек не способен нести ответственность за свои действия. С тринадцати лет мальчик, как считает Тора, становится разумным — бар даат. Он в состоянии отвечать за многие свои поступки и совершает их осмысленно, независимо от индивидуального уровня физического, эмоционального или интеллектуального развития.
Поэтому если ребенок, не достигнув тринадцати лет, проявляет необычные для его возраста способности, ему все равно нельзя доверять соблюдение многих заповедей. Определяющим фактором здесь, согласно традиции, является только возраст.
Так человек развивается, подобно Тельцу, природа его принципиально меняется, нежное существо взрослеет. Его интеллект зреет и совершенствуется, готовясь к действию.
Так же меняется с возрастом и природа быка: “Если нет быка, ясли чисты, но много прибыли от силы быка”. Эти слова прославляют работу и ее результат. Без целеустремленного и напряженного труда ничего не достигнешь. Но если человек напрягается и трудится, как бык, несет свое ярмо, тащит плуг, переносит тяжести, — посеянное зерно приносит урожай.
В комментарии к Мишлей (Книге Притч) Гаон из Вильно объясняет, что эти слова относятся и к изучению Торы.
Результат настойчивого изучения Торы проявляется в качестве и количестве приобретенных знаний. В этом высказывании бык уподоблен хорошему ученику, который задает учителю
глубокие, нетривиальные вопросы. Слова “как бык в ярме” относятся к ноше и указывают, что такому ученику требуются разные виды поддержки: эмоциональная, материальная и интеллектуальная. Если он самоотверженно трудится, каждая тема Талмуда становится для него предельно ясной. Такое изучение сравнивают со способностью быка бодать. Занимаясь Талмудом, ученик “трясет” поверхностные уровни понимания до тех пор, пока изучаемый материал не станет совершенно понятным.
Талмуд (Бава кама, 26) рассматривает “бодливость” в другом ракурсе — как источник ущерба.
Из четырех основных видов ущерба три наносятся быком: когда он бодается, вытаптывает и съедает. Бодается он — намеренно, вытаптывает — случайно, а поедает — удовлетворяя желания. Это описание представляет быка как “разумное” существо, что обязывает хозяина следить за ним и платить компенсацию за нанесенный быком ущерб.
Итак, мы видим, что бык — символ большой силы, благодаря которой совершается тяжелая работа, а также — пример рационального существа, совершающего как преднамеренные, так и случайные действия. “Бодливость” в метафорическом смысле полезна для обретения мудрости и аналитических способностей. Когда теленок становится быком, его интеллектуальный потенциал тоже развивается, он обретает силу, чтобы носить тяжести, прилежно учиться и “бодаться” во всех смыслах этого термина.
Этими категориями наши мудрецы объясняют качества и влияние созвездия Тельца.
В месяце ияр под созвездием Тельца происходят события, в которых свойства проявляются в явном виде, причем некоторые из них обнаружились уже во время Исхода или сразу после него, другие — заявили о себе в более поздние времена. Но все эти свойства связаны с созиданием и подготовкой к будущему.
Наши мудрецы перечисляют пять основных событий ияра:
1. Израилю заповедано (в пустыне, в Маре, еще до дарования Торы) соблюдать субботу.
2. Начал выпадать ман.
3. Первая война с Амалеком.
4. Начало сооружения первого Храма (во времена правления царя Шломо, 900 год до н. э.).
Заповедь соблюдения субботы
Когда Сыны Израиля покинули Египет, их первая стоянка была в Маре, там они получили заповедь соблюдать субботу. У этой заповеди две основные цели: вспоминать о сотворении мира и о том, что Бог сотворил мир из ничего. Это сотворение из ничего — одна из основ иудаизма, которая детально обсуждается в описании знака Весов.
Временное прекращение работы в субботу учит нас тому, что там, где нет материи, как это было до сотворения мира, нельзя создавать никакие новые формы. Начальный акт творения
был самым большим из возможных новшеств. С прекращением творения творческие акты уступили свое место постоянным законам природы. Поэтому можно забыть, что в какой-то момент их, как и всей природы, не было — пока Создатель не сотворил мир.
Соблюдение субботы требует полного отказа от всякой работы. Это постоянное, еженедельное напоминание об изначальном творении. Работа здесь понимается не как трудная и обязательная физическая деятельность, а как создание чего-то нового. Например, нельзя сеять, писать, варить пищу. Но передвинуть в квартире в субботу тяжелый стол разрешается, потому что при этом ничего нового, чего не было до наступления субботы, не создается.
Критерий, определяющий, что именно относится к категории запрещенной в субботу созидательной деятельности, дает Талмуд (Шабат, 736).
Мишкан, переносное святилище, построенное в пустыне после дарования Торы на Синае, представлял собой совершенный микрокосм. Поэтому виды деятельности, необходимые для его строительства, отражали в миниатюре всю работу, необходимую для создания мира (мид-раш Танхума, Пкудей, 2-3 и Мальбим, Шемот, 25-29).
Запрет на работу ограничен этими видами деятельности. Ради того, чтобы мы осознали обновление мира, Тора требует от нас прекращения такой деятельности в субботу. Это отражено в еврейском слове “работа” — мелаха (от слова малах — ангел, сила, посланник, исполнитель воли Создателя).
Итак, в субботу запрещена всякая созидательная деятельность, чтобы мы поступали подобно Творцу, который отдыхал в этот день.
Например, нажать на кнопку выключателя, чтобы загорелся свет, — созидательное действие, поэтому оно запрещено, хотя для этого нам не надо прикладывать особых усилий. Кроме того, прекратив работать, человек, как пишет Талмуд, отстраняется от повседневности и, освободившись от мыслей о делах, может размышлять о творении в целом. Не об отдельных деревьях, домах, солнце, звездах и так далее, а обо всем сотворенном мире.
Отстранение от творческой деятельности (ме-лаха) позволяет человеку осознать простой факт: он или она персонально избраны, чтобы обнаружить постоянное обновление мира. Каждую неделю мы получаем напоминание о том, что у мира есть Творец и Правитель.
Не случайно многие народы, среди которых мы жили, издавали законы, запрещающие нам соблюдать субботу. На некоем уровне они сознавали, что в соблюдении субботы — источник нашей духовной силы, и эта сила укрепляет нашу веру в Творца всей вселенной. Обновлению этой веры они пытались воспрепятствовать своими указами, зная: чем лучше мы сохраняем субботу, тем полнее суббота хранит нас.
Заповедь соблюдать субботу была дана в месяце ияр, когда наш народ полностью осознал слова: “Я — Бог, освящающий вас” (Шемот, 31:15). Соблюдение субботы подобно “боданию” быка. Оно пробивает стену времени. Бык знает свою работу и не ленится ее выполнять — каждую неделю заново!
Ман — пища с небес
Еще одно событие, которое произошло в месяце ияр, — выпадение мана.
В 16 главе книги Шемот Тора подробно описывает, как в пустыне для сынов Израиля начала падать с неба пища, названная ман (манна). На арамейском языке (разговорном языке многих евреев в древности) это слово значит “что”. Не понимая, что это падает с неба, евреи спрашивали друг друга: “Ман гуГ — “Что это?”, отсюда и пошло название. Слово ман также переводится как “субстанция”.
Как “небесная пища”, ман обладал особыми качествами. Обычная пища состоит из целого ряда компонентов, которые частично усваиваются организмом. Непригодная часть вредит ему и должна быть удалена. Если это не происходит или, скажем, пища расщепляется не полностью, организм подвергается опасности. Человек может серьезно заболеть.
В Тегилим, 78:25 ман называется лехем абирим — “хлеб могучих”. Слово абирим сходно с эйварим (органы). Отсюда (Йома, 756) мы узнаем, что эта пища полностью, без отходов усваивалась организмом человека. Она очищала тело и предохраняла его от болезней.
Следует обратить внимание и на распределение мана. Расстояние от места выпадения мана до шатра, где жил человек, зависело от его духовного уровня. Чем выше был человек по своим духовным достижениям, тем ближе к его жилью выпадал Хлеб Небес.
Ман был также знаком суда. Если, например, Реувен жаловался учителю нашему Моше: “Шимон украл моего раба”, а Шимон отвечал: “Я тебе уплатил за него сполна”, то Моше говорил: “Утром суд покажет”. Если на следующее утро порция мана для раба выпадала около шатра Ре-увена, значит, Шимон его (раба) украл. А если ман выпадал у шатра Шимона, значит, раб принадлежит ему.
Если человек утверждал, что жена была ему неверна, говорили: “Утро вечера мудренее”. Если утром порция мана для жены выпадала у шатра мужа, значит, он обвинял жену напрасно. А если выпадала у шатра ее отца, значит, она действительно изменила и теперь, запрещенная мужу, должна вернуться в дом своего отца.
Эта чистая пища также позволяла сынам Израиля яснее осознать возвышенные и глубокие стремления, обрести настоящее понимание жизни. Труд ради насыщения отныне не подавлял интеллектуальную энергию человека: пища падала с неба не в результате труда. Ман наглядно демонстрировал, что есть лишь один источник пропитания, и этот источник — Всевышний. Если Он пожелает, людям не нужно будет работать для пропитания. Достаточно жить в чистоте и святости.
Люди поколения пустыни уже понимали, что Тора Жизни нисходит с Небес. Однако им нужно было показать, что самое материальное, пища, также посылается с Небес. Вся система жизнеобеспечения поддерживается Небесами.
В месяце Тельца люди созрели, поднялись на новый уровень понимания мироздания.
Это восхождение произошло не в один день. За сорок лет странствий по пустыне сыны Израиля съели около тридцати семи миллиардов порций мана, а за первые восемнадцать дней — сорок пять миллионов порций (с восемнадцатого ияра до дарования Торы шестого сивана).
Подсчет очень прост. Два с половиной миллиона человек вышли из Египта. Каждый день для каждого выпадала порция мана, а в пятницу — две порции (одна добавочная для субботы, когда собирать ман было запрещено). Умножив два с половиной миллиона на восемнадцать дней, получаем сорок пять миллионов!
Первая война — битва с Амалеком
Жизнь, зависящая исключительно от Небесной пищи, очистила народ. За время, прошедшее с Исхода из Египта, народ повзрослел и преодолел зависимость от материального мира, и эта победа позволила ему удостоиться встречи с Творцом и дарования Закона (как мы будем детально рассматривать, обсуждая знак Близнецов — Теомим). Это качество Тельца, о котором мидраш говорит: “Он побеждает, как бык”, который без устали трудится ради достижения цели. Но не следует забывать, что мы живем в материальном мире, противостоящем духовности, чистоте и абсолюту.
Материальный мир характеризуется незрелостью и относительностью, он подталкивает людей к совершению поступков, которые соответствуют их субъективным желаниям. Мы живем в мире, где бык не только тянет свою ношу, но и бодается, причиняя другим ущерб и боль.
В конце ияра началась первая война нового народа, сформировавшегося в результате исхода из Египта, война с Амалеком.
Амалек не мог не знать, что евреев (как убедительно свидетельствовали происшедшие с ними чудеса) вел сам Всевышний. Чудеса были очевидны, известны окружающим, и другие народы не осмеливались воевать с Израилем. Но Амалек — воплощение страсти к разрушению — воспринял проявление Божественного предопределения, которое продемонстрировали явленные миру чудеса, как вызов самому своему существованию. В мировоззрении Амалека нет места для Израиля, этот народ должен быть уничтожен, в противном случае, не остается места для хаоса и разрушения.
И вот бык начал бодаться:
И пришел Амааек, и сразился с Народом Израиля у Рефидим (Шемот, 17:8).
Наши мудрецы сравнивают Амалека со злодеем, который видит ванну с кипящей водой и стремится доказать, что в нее можно окунуться. Он знает, что получит тяжелейшие ожоги, но не хочет смириться с реальностью. Своим телом он остужает воду, чтобы в нее потом смогли погрузиться другие. Мир для него подобен кипящей ванне, над которой поднимается пар, являя Присутствие Бога, а этого Амалек допустить не может.
Народы мира помнили, что произошло с египетской армией, самой мощной из армий того времени: Создатель утопил ее в Красном море. Амалек решил разрушить миф о непобедимости народа, возглавляемого Богом, и война с евреями должна была дискредитировать представление о всемогуществе Творца.
Еврейский народ вышел за рамки естественного порядка. Питаясь маном с Небес и отстраняясь от работы по субботам, евреи объявили себя служителями Владыки вселенной. Но Ама-лек-разрушитель выступил вперед, готовый стерпеть боль, чтобы предотвратить распространение среди народов мира ненавистной ему идеи, воспринятой Израилем в процессе Исхода. Амалек жаждал разрушить связь между освобожденным народом и его Освободителем. Не дадим Израилю стать особым народом! — размышлял он. “И пришел Амалек, и воевал с Израилем в Рефидиме”.
Бык начал бодаться. “И поразил Йегошуа Амалека и его народ мечом”.
Еврейский народ продемонстрировал превосходство над неограниченными возможностями астрологического знака своего врага. Амалек спланировал военную кампанию, высчитав по звездам час, когда ему должен сопутствовать успех. Раши комментирует слова Торы (Шемот, 17:12): “Амалекитяне, пользуясь астрологией, рассчитали час своей победы. Но Моше приказал солнцу остановиться и изменил этим ход времени”.
В ияре бык начал бодаться, но не причинил вреда, ибо Израиль — выше созвездий.
Спустя почти тысячу лет злодей Аман, потомок Амалека, хотел повторить злодеяние своих праотцев и уничтожить еврейский народ, так же основываясь на астрологических данных. Для этого он исследовал астрологические возможности каждого месяца. И в ияре увидел преобладание заслуг Йосефа, предка Йегошуа бин Нуна из колена Эфраима, сына Йосефа, о котором Тора говорит: “Его первенец — бык, величие у него” (Дварим, 33:17).
Раши объясняет, что “первенец” (бхор) — это Йегошуа, а называется он здесь быком (шор) благодаря особой силе побеждать царей. Этот бык силен, он способен бодать и побеждать, но его мощь совершенно иного порядка!
Поэтому неудивительно, что строительство Первого Храма началось в ияре. Сознание человека, освобожденное от бремени материального мира, очищенное Тельцом благодаря его труду, способно воплотить идею созидания Божественного строения, Храма, цель которого — приблизить человека к Творцу.
Храм был построен по точному плану, и особое внимание уделялось очищению мыслей и действий. Например, написано о его утвари: “Все это я записываю для вас, как вразумил меня Бог, возложив на меня руку Свою, во всех предначертанных работах” (Диврей га-Ямим, 28:19). Жертвоприношения в Храме приближали к Богу, способствовали прощению грехов, усиливая действенность сожаления и раскаяния.
Когда Аман хотел осуществить свое преступное деяние и проверял созвездие Тельца, этот знак раскрыл ему роль жертвоприношений в очищении мыслей и поступков людей, как сказано: “Когда рождаются бык, баран или козел, семь дней пусть будут с матерью своей, а с восьмого дня их можно брать как огненное приношение Богу” (Дварим, 22:27). Эта близость к Богу была заслугой народа, и Телец таким образом проявлял свои положительные, конструктивные качества.
Раскрытие тайн каббалы
Разные атрибуты знака Тельца ясно отражаются в событиях этого месяца. Он взрослеет, несет свое бремя и готовится к грядущему развитию. Одна из важных дат этого месяца — Лаг ба-Омер, праздник, который приходится на 18 ияра.
18 ияра — радостный день, отменяющий прежний траур (хотя бы временно). Он отмечает конец смертоносной эпидемии, от которой умирали ученики рабби Акивы, начиная с Песаха и до 18 ияра. Происходило это через несколько поколений после разрушения Второго Храма и смерти рабби Шимона бар Йохая, автора книги Зогар (“Сияние”).
Открытие Зогара стало причиной большой радости, потому что эта книга проникает в глубины Торы, в ее скрытые смыслы. В предшествующие эпохи о Зогаре знали только несколько человек. А теперь книга стала достоянием достаточно широкой публики.
Каббалу, тайное учение, нельзя отделять от явного смысла Торы. Буквальная интерпретация требует анализа Торы конвенциональными методами. Когда Тора упоминает Египет, она говорит об определенной стране и конкретном царстве. И когда называет войну с Амалеком, тоже имеет в виду реальную войну, которая произошла по выходе из Египта между амалекитянами и Сынами Израиля. Библейский стих никогда не теряет своего буквального значения, но каббала раскрывает еще одно лицо Торы.
Всякий может понять смысл, лежащий на поверхности, — а затем, проникая вглубь, обратиться за разъяснениями к классическим комментариям. Существует так называемый пшат — простой смысл, буквальное значение текста. Тайное учение, заключенное, в частности, в Зогаре, объясняет слова Торы на глубоком уровне, показывая, что стоит за повествованием Торы, в чем смысл Божественного откровения людям.
У этой сферы знания есть собственный язык, и на этом языке посвященным открывается мудрость, передаваемая из поколения в поколение, от учителя к ученику.
Мощный свет просиял в мире с открытием книги Зогар, поэтому в Лаг ба-Омер, по обычаю, зажигают костры, символизирующие тот глубочайший смысл, что содержится в каждом высказывании Торы, — и сияние Зогара освещает целый мир.
В этом смысле способность быка бодаться символизирует преодоление барьеров, раскрытие нового, глубокого понимания Торы. И не случайно это событие связано с восемнадцатым ияра. Число восемнадцать записывается на иврите буквами הי, хай, что значит “жизнь”!
Чтение Торы в месяце ияр
Недельные разделы Торы, предназначенные для чтений в ияре, отражают необходимость подготовки и новых усилий, которую мы обсуждали выше. Для этого требуется постоянно поддерживать определенный уровень святости.
В начале месяца читают раздел Ахарей мот (Ваикра, или книга Левит, 16-18), в котором говорится о порядке жертвоприношений Йом Киппура и о запрещенных браках. Йом Киппур, день прощения и искупления, — это не только очищение от прошлых грехов, но и подготовка к более чистой, духовной жизни, к более высокому духовному уровню следующего года. Вспомним, что несоблюдение заповедей, запрещающих определенные сексуальные связи, привело к изгнанию народов из Страны Кнаан, с земли, которая требует от своих обитателей особой святости.
Раздел Кдошим (Ваикра, 19-20) содержит перечень многих заповедей Торы. В месяце подготовки и духовного триумфа мы вспоминаем эти заповеди, чтобы они вдохнули в нас дух святости. Раздел Эмор (там же, 21-24) занимается, в основном, святостью когенов (священников) и законами праздников.
Когены служили в Храме, в Доме Бога, куда на праздники, три раза в год, совершал паломничество весь народ.
Разделы Бегар/ Бехукотай (там же, 25-27) сосредотачиваются на законах субботнего (седьмого) и юбилейного (семижды седьмого) года, которые соблюдаются в Земле Израиля в особой святости, а также на союзе между Богом и еврейским народом. Оба раздела заняты подготовкой Народа Израиля к постоянному проживанию на земле, где будет происходить служение священников Богу, соблюдаться субботы и праздники. Если союз между сторонами, этот договор о проживании на Святой Земле, будет нарушен, может случиться изгнание. Но даже тогда соблюдение мицвот (повелений Творца, заповедей) подготовит конечное Искупление, которого мы так ждем.
Это Шор — Телец. Если он не несет ярмо и бодается, как дикий зверь, нас ждет изгнание. А если работает и несет свою ношу, как подобает, он поднимет еврейский народ на уровень абсолютной духовности.
“Человек рождается маленьким и уязвимым, как теленок, а потом достигает победы, как бык”.