что можно сделать на ткацком станке дома
Основы ткачества — виды, техники, механизмы
Ручное ткачество – это увлекательный, но в то же время достаточно сложный и кропотливый процесс. Чтобы научиться ткать полотна своими руками, необходимо знать множество нюансов. Решив заняться ткачеством, в первую очередь рекомендуется обзавестись ткацким станком. Такое приспособление можно как купить готовым, так и смастерить самостоятельно. Единственное, что для этого потребуется, – это немного свободного времени, необходимые инструменты и строгое соблюдение рекомендаций по изготовлению станка.
Движения ткацкого станка
Ткачество — это самый главный процесс, в котором два различных набора пряжи или нитей соединяются между собой, организуя ткань или полотно. Один из данных наборов именуется ключевой нитью, которая собой представляет продольную пряжу, идущую от задней к передней части ткацкого станка. Другой комплект – поперечные нити — это начинка, которые называются уточной пряжей. Благодаря этому механизмы ткацкого станка можно в общем обозначать так:
Первичные механизмы для изготовления тканого материала:
Предохранители от разрывов нужны только в ткацких станках, которыми пользуются свободные летящие тела для вставки утка, к примеру, челнок или микрочелнок. Ткацкий станок останавливают до того, как происходит прибой уточной ткани, если челноки не становятся в хорошее положение после того, как пересекли ткацкий станок.
После приготовлений главную пряжу «втягивают» через ремиз, Поставленный на требуемых стропах.
Что понадобится начинающему ткачу?
Это древнейшее ремесло известно человечеству еще с периода позднего неолита. Само название этого вида мелкого ручного производства говорит за себя. Под ручным ткачеством подразумевается процесс изготовления ткани на ткацком станке или с применением более простых приспособлений (бердо, сволочок, дощечки) с помощью переплетения 2 систем нитей, которые расположены перпендикулярно по отношению друг к другу.
Чтобы начать ткать в домашних условиях, понадобится минимальный набор инструментов: нитки или пряжа, ткацкий станок. При создании одного полотна может одновременно использоваться несколько видов сырья: обычная, арт и текстильная пряжа, мулине, шелковые нитки, вискозные и шерстяные волокна, ровница.
Начинающим мастерицам лучше отдавать предпочтение простым работам, для создания которых потребуется 2–3 мотка цветных ниток. Их можно купить или распустить старые ненужные вещи. Желательно, чтобы они были разных оттенков.
Первичные механизмы
Процесс зевообразования
Это первичный механизм в ткачестве, который делит нити основы, чтобы позволить вставку поперечных нитей или прокидку челнока. Именно данный механизм поднимает конкретные стропы над иными. Пряжа, которая проходит сквозь ремиз в данных веревках, подымается выше той, которая не контролируются поднятыми стропами. Подобным образом, лист нитей основы подымается вверх, а лист поперечных нитей остается внизу. Пространство между 2-мя листами нитей именуется «зев».
Прокидка челнока (вставка поперечных нитей)
схема расположения уточных нитей в ткани
Прокидка челнока — вторая операция процесса ткачества. После того, как зев был сформировался, через него ведется поперечная нить.
Прибой — третья операция цикла ткачества. Как только поперечная нить вмонтирована, бердо толкает или ударяет уток к опушке ткани. Опушка ткани — это край, который ближе всего к берду, когда ткань соткана. Иначе говоря прибой происходит, когда бердо толкает вновь вставленный уток к опушке ткани. Шпарутка — это приспособление, которое применяется в ткачестве для удержания ткани при опушке достаточно близко к ширине основы в берде.
Как сделать домашний ткацкий станок своими руками?
Стандартное устройство функционирует путем прокладывания нити с применением металлического прокладчика. На нем присутствует зевообразовательный механизм, вертикально перемещающий нити основы. Такое приспособление бывает:
Станки также отличаются шириной заправки. Значение этого параметра у узких конструкций составляет около 2,2 м, у широких – 2,5 м. Работа станка осуществляется путем функционирования следующих механизмов:
У станка также имеются механизмы пуска и установки, а также направляющие. Решив самостоятельно сделать такую конструкцию, в первую очередь нужно начертить схему. Рисунок на бумаге позволяет свободно ориентироваться в размерах будущего станка. При построении чертежа и выборе параметров конструкции нужно учитывать, что чем больше ширина и длина рам, тем больше максимальный размер сотканного полотна.
Для работы потребуется 2 рамы: одна больше, другая поменьше (так, рамка с параметрами 30х10 см позволяет соткать кукольный шарф). Рамы могут быть сделаны из плоских реечек. Алгоритм дальнейших действий:
Длина зубьев должна составлять от 7 до 10 см, ширина – от 0,5 до 0,7 см. Стандартная высота гребенки – 15 см. Ее длина превышает расстояние между боковыми рамками. Делается она из толстого фанерного листа. Одна из главных частей конструкции – это уток. Он выполняет 2 функции: на него наматывается нить и он поддерживает катушку. Его можно выполнить из фанеры как отдельный элемент.
Вторичные механизмы
Ткачество. Снование основы
Как соткать шедевр «на коленке»: необычные ткацкие станки
Вы любите ткать, и вдруг оказались вдали от любимого станочка?
Вы не можете решиться на покупку немаленького и недешевого станка?
Вы любите осваивать новые техники, но неуверены, что вам нужен ткацкий станок?
Может быть, вы любите делать все своими руками, даже если проще купить?
Вы не знаете, чем бы еще занять ребенка?
Восхищаетесь умением сделать что угодно из чего попало?
Тогда эта коллекция креатива для вас!
Ткацкий станок устроен просто, как и все гениальное. Вот вам внешний вид и подробный чертеж:
Очень уж архаично выглядит? Попробуйте посмотреть на него глазами современного человека! Например, вот так:
Можно сделать модный современный каркас из пластиковых труб:
Вот и более компактные настольные станочки для тех, кто еще не готов к большим подвигам:
Когда сил нет, как хочется ткать, можно сильно упростить конструкцию:
А если вы готовы начать с чего-то совсем маленького, то можно воспользоваться идеями для бисерного ткачества, ведь на всех этих «станочках» можно ткать и нитками:
Отдельно хочу сказать о ткачестве на картонках. Обычно ткут, натянув нитки на прямоугольный кусок картона с прорезями.
Но стоит включить фантазию, и начинаешь понимать, что возможности картонного «станка» практически безграничны:
Еще креативные идеи:
Или даже так (дешево, сердито и мелкую моторику ребенку развивает):
После занятий на мелкую моторику можно переходить к более серьезным физическим нагрузкам:
Ну а если уж совсем ничего под рукой нет, то прикрепите один конец основы себе к поясу, а второй к собственным ногам — очень древний и уважаемый способ, кстати.
Думаете, невозможно сделать что-то толковое на подобных штуках?
Да, не ждите, что ваши первые работы будут выглядеть вот так:
Но, набравшись немного опыта, вы сможете делать простые и стильные штучки:
Для дома и на выход: ручное ткачество
Вещи, выполненные в технике ручного ткачества трудно сравнить с чем-то еще. От каждого изделия веет теплотой и уютом. При этом одежда сотканная на ручных станках смотрится очень аккуратно и изысканно. Вы можете встретить цветные тканые вещи на самых модных подиумах мира, а можете сделать самостоятельно.
В первую очередь необходимо выбрать станок. Это может быть как сложная система, позволяющая ткать большие объемы полотна, так и совсем простые приспособления.
Можно обойтись самыми примитивными рамками, в том числе самодельными. Для их создания нужно пару тонких фанерных досок и гвозди.
Можно ткать небольшие квадраты, сшивая их в более масштабные изделия, или перемещать ткань, изготавливая длинное полотно.
Ажурная ткань получается при особом расположении гвоздиков на станке. Удобнее работать специальным длинным крючком.
Размер рамки может очень серьезно варьироваться. Для фигурного ткачества используют специальные кольца, позволяющие делать сложный рисунок. Круглые кольца делают очень крупными, на таких ткут коврики.
Ткачество находит множество разных применений. И в первую очередь эта красивая одежда, которую часто ткут прямо по лекалам.
Фасон для таких вещей чаще выбирают простой, не предполагающий сложных выточек и форм. Ведь каждый сантиметр такой ткани очень ценится, и отрезать его совсем не хочется.
Тканые детали хорошо соединять при помощи кружевного вязания.
Классический прямой силуэт в таком исполнении заиграет новыми красками.
В одной вещи можно сочетать нитки разного качества и толщины. Это позволяет создать интересные эффекты, делая некоторые места практически прозрачными.
Используйте пряжу и нити разных цветов, чтобы подчеркнуть фактурность каждой вещи.
Эта техника предполагает неформальные расцветки и фасоны.
Создавайте собственные произведения, вдохновляясь рекламными кампаниями модных домов.
Очень эффектно смотрятся тканые вещи из пряжи собственного производства.
Самый простой способ протестировать технику — взяться за простое изделие, например шарф или палантин. Их же легче всего ввести в свой гардероб, если к более смелым вещам вы еще не готовы.
Кроме того, ткачество поможет создать яркую и оригинальную бижутерию.
Если в вашем распоряжении есть крупный станок или рама, возьмитесь за изготовление интересного домашнего текстиля.
Практически так же просто можно сделать яркие чехлы на подушки.
Поднабравшись опыта, можно взяться и за сложные панно с интересным рисунком.
Секреты двухслойного ткачества. Как ткать на настольном ткацком станке с 2-мя бёрдами
Двухслойное ткачество на настольном ткацком станке с 2-мя бёрдами.
В этом видео я хочу рассказать об ещё одной возможности настольного ткацкого станка с 2-мя бёрдышками.
Известно, что на 2-х бёрдышках можно выполнять многоремизные узоры, двухслойные ткани и ткани двойной ширины, хотя и с некоторыми ухищрениями. К сожалению, если одно бердо соответствует двум ремизкам, то два берда практически никогда не выполняют функций 4-х ремизок, вынуждая при некоторых положения бёрдышек часть нитей основы либо подтягивать в верхнюю часть зева, либо опускать в нижнюю часть зева. На своих занятиях я всегда старалась определить причину «искривления» многоремизного узора и найти наиболее эффективный способ корректировки зева на станке с двумя бёрдышками.
Последние несколько месяцев я безуспешно пыталась найти удобный способ выполнения на 2-х бёрдышках двухслойных тканей. Многоремизного станка у меня нет, поэтому я решила повторить собственные уроки по жаккардовому узору и двойному полотну в надежде найти какие-то закономерности. В обоих случаях применялась двухслойная заправка, когда тёмные нити основы чередуются со светлыми, при этом, в глазки первого берда пробраны только светлые нити основы, а в глазки второго берда — только тёмные нити основы. При такой заправке на станке с двумя бёрдышками при положении бёрдышек 1в-2о (в-верхнее, о — нейтральное), можно открыть два зева одновременно, светлый зев сверху, тёмный снизу.
А, если поднять (и запомнить) на вспомогательной дощечке Д светлые нити основы, заправленные в прорези, при положении бёрдышек 1в-2в-Д в обоих зевах нити основы поменяются местами, те, которые были в нижней части зева окажутся наверху, и наоборот. Таким образом, чередуя эти два положения бёрдышек, используя два утка, каждый в своём зеве, мы можем соткать две параллельные полоски с полотняным переплетением. Я же решила проверить, что получится, если оба утка перемещать из зева в зев навстречу друг другу по какой-то схеме. Уж очень аккуратный двойной зев образовался.
Оказалось, что таким способом можно, например, создавать двухцветные двухсторонние орнаменты по схеме, составленной для верхнего зева. Оборотная сторона формируется автоматически. Конечно, каждый ряд схемы приходится набирать по 4 раза (для каждого утка и каждого положения бёрдышек), но зато можно воспроизвести любой двухцветный узор, который «укладывается» в клеточки (схемы для вышивки крестом и жаккардового вязания).
Уверена, что я не первая обратила внимание на такую возможность настольного ткацкого станка с двумя бёрдышками, но, надеюсь, мой опыт, изложенный в видео, вам пригодится.
Желаю приятного просмотра!
Как сделать домашний коврик: мастер-класс
Тёплый и уютный домашний декор, беспрецедентная актуальность которого в последние десятилетия удачно используется дизайнерами для предложения новых изделий, может быть вполне сделан своими руками, причём не хуже, чем это делают знаменитые мастера. Такой декор делает обычное жилое пространство по-настоящему родным домом.
Одним из таких любимых предметов декора, безусловно, является коврик. Ещё недавно модная тенденция оформления интерьера ковровыми изделиями в восточном стиле видоизменилась. Она преобразовалась в нечто новое, минималистично-уютное, незамысловатое, но исключительно дополняющее любой интерьер. Тканые, валяные и вязаные коврики при всей своей простоте способны органично влиться в практически любой интерьерный дизайн, разбавить строгие минималистические линии современных органических интерьеров, внести бионическую составляющую в классический дизайн, сделать интересными и современными статичные «старые» стили, стать изящным дополнением в интерьерах стилей ар-деко, модерн, поп-арт и пр.
Актуальность напольного декора и ручное исполнение предполагает также его высокую стоимость. Но, оказывается, создать такое изделие, как домашний коврик, вполне доступно каждому. Что отличает технику изготовления ковровых изделий от других художественных техник?
История славянского коврика
Плетение зародилось на заре человечества, свыше 25 000 лет назад. Изготовление ковриков, половиков, дорожек появилось одновременно с появлением ручного ткачества и вязания. Практически в каждом уголке мира имеются свои традиционные техники изготовления половиков, которые трансформировались во всемирно известные ручные методы плетения, секреты которых передаются из поколения в поколение.
Широко известной техникой является плетение персидских ковров. Распространение ковровой техники на основе шерсти связано в большей мере с развитием скотоводства и доступности шерсти как материала для изготовления. Ковры были одновременно украшением и утеплителем жилья кочевников, кроме того, они были идеальными для перевозки, так как занимали мало места. Изготовление ковриков малого размера первоначально было связано с религиозными восточными ритуалами, в музеях представлены уникальные образцы ручного плетения. Персидские ковры ручной работы до сих пор предполагают практически филигранную технику плетения, которая не может быть воспроизведена при помощи машин, и имеют баснословную стоимость.
Ткацкий станок 19 века и мастерица Евсеева Лидия Ивановна, село Крошнозеро, Карелия
У славянских народов ковровые изделия и половики относятся к «низовым» техникам, которые не предполагают высокий уровень мастерства как ткачество более тонких тканей, плетение кружев, кружевное вязание. В русских избах половиками было принято покрывать лавки, сундуки, спальные места на печах. Со временем хозяйки их стали использовать для утепления пола и как предмет декора, в качестве прикроватных или входных ковриков. Такое использование изначально имело только практическую составляющую, так как избы часто к утру остывали, и хождение по холодному полу после сна часто приводило к респираторным заболеваниям. Только со временем половики становятся предметом традиционного славянского декора.
Домотканый половик в русской избе
Русские домотканые половики в современном интерьере
Как правило, не существовало какого-то специального эклектического смысла в рисунках и орнаментах дорожек, как это свойственно другим техникам народного рукоделия. Декоративный эффект достигался за счёт разного цвета нитей, больше всего встречаются «иррегулярные» дорожки без какого либо ритмического рисунка. В смене цвета нити не существовало никакой системы, дорожки напоминали живописное поле и всегда превосходно украшали интерьер. В качестве украшения половиков использовались различные техники, например, применялись «бантики» и «бабочки», которые делались из контрастных вставок с поднятым ворсом. Для сложных узоров использовались известные текстильные техники: оборачивания, закладного ткачества, ручных переборов. В качестве декора или границы рапорта делались «косички» — белая и красная или чёрная нити скручивались вместе и использовались для прокладывания полосы узора.
Круглый половик из косичек
Кроме домотканых половиков на Руси были популярны круглые коврики. Для плетения таких ковриков использовалась более сложная техника плетения косичкой на основе, немного позже для упрощения использовались сплетённые косички, которые сшивались между собой, также широко использовалась техника вязания половиков крючком. В качестве основного узора при вязании крючком применяется обычный столбик без накида.
Половик, связанный крючком
Входные коврики
Вход в жилище имеет определённый смысл. Входные коврики являются визитной карточкой любого дома, они передают эмоции хозяев, радостно приветствуют всех вошедших, защищают дом от «дурной» энергии и сглаза. Кроме того, входные коврики должны быть функциональными, крепкими, их изготавливают из плотных грубых материалов, часто на прорезиненной основе. Входные коврики обычно делают из тёмных материалов, чтобы они меньше пачкались. Идеальным решением для входа будут яркие разноцветные деревенские коврики, на которых не видна грязь.
Входной коврик, сплетённый косичкой из соломы
Популярным решением для входа будут различные соломенные коврики, которые можно сплести самостоятельно — используются как техники плетения косичкой, так и тканая техника. Единственным недостатком таких ковриков является тот факт, что со временем солома начинается сыпаться, однако качественный срок службы таких ковриков составляет несколько лет.
Изготовление круглого коврика из прочной цветной верёвки
В качестве материала для изготовления входных ковриков рекомендуется использовать жёсткие толстые верёвки, декоративность коврику придают разные цвета. Крепление верёвочной нити в таких ковриках может делаться по-разному. Выполненная из верёвки декоративная часть коврика крепится с помощью силикона или клея, а потом приклеивается на прорезиненную основу. Такой коврик вполне может быть использован на улице.
Коридорные половички
Внешний вид, фактура, размер коридорных половичков зависит от вида помещения. Среди них наиболее актуальны домотканые дорожки, особенно для длинных узких коридоров. В маленьких квартирах могут использоваться коврики различных размеров и цветов, материал для изготовления выбирается из расчёта необходимой функциональности половика, срока службы, количества постоянно проживающих в квартире. Чем меньше требований к износостойкости, тем больше возможностей для творчества.
Плетение половика из верёвки по методу вязания крючком, такой коврик может быть использован в коридоре, гостиной, спальне
Безусловно, традиционная славянская техника изготовления половиков позволяет сделать из напольных дорожек нечто большее, чем просто покрытие. В настоящий момент разноцветные дорожки являются полноценным декором, который вносит жизнеутверждающую нотку в любой интерьер. Элемент декоративной органики, придание вещам возможности второй жизни, удивительно позитивные цветовые образы делают применение такого традиционного декора популярным. Немаловажно, что такие тряпичные половики хорошо стираются, не изнашиваются, не накапливают пыль, чем не могут похвастаться другие напольные покрытия, представленные в магазинах в широком ассортименте. В большинстве случаев такие коврики натуральные, хотя могут использоваться и синтетические ткани. Коврики могут быть как летние, так и зимние шерстяные. Сменные коврики очень удобно хранить в свёрнутом виде в шкафу.
Половик, связанный крючком из тонких хлопчатобумажных тряпичных лент
Современные тенденции изготовления ковриков
Ручные техники изготовления различного декора давно эксплуатируются дизайнерами, не исключением являются и коврики, которые предлагают огромное пространство для творчества и самовыражения. Используемые техники позволяют создавать практически любые узоры, экспериментировать с цветом, создавать новые оригинальные решения. И всегда цветные коврики будут связаны с позитивными эмоциями. Их любят дарить, украшать интерьеры и создавать самостоятельно.
Современный коврик, связанный крючком
Простой и доступной техникой плетения ковриков, безусловно, считается техника плетения «косичкой» и сшивания отдельных косичек между собой. Использование различных материалов позволяет проводить сногсшибательные эксперименты, как, например, изготовление ковриков из флисовых лент различных цветов. Такие коврики могут быть использованы в качестве покрывал, салфеток. Новые материалы для плетения, конечно, позволяют более тщательно подбирать цветовую гамму, она становится более гармоничной, изысканной. Мастера используют мягкие переходы между оттенками, экспериментируют с формой коврика, создают удивительные коллажи, которые вливаются практически в любой интерьер. В представленном внизу примере косички сплетаются, для сшивания коврика прокладывается строчка «зигзаг».
Объектом авторского дизайна становятся коврики для детских и спален. В настоящий момент изготавливаются мягкие коврики из помпонов, пушистые ворсовые коврики, коврики филейной техники. Такие коврики занимают достойное место у каминов, возле кроватей, в детских.
Мягкий коврик из помпонов
Ворсовый коврик из ткани на основе
Детский коврик из помпонов
Коврики могут быть выполнены в технике гобеленов, пожалуй, это будут самые дорогостоящие коврики, но результат превзойдёт задуманное. Гобеленовая техника ткачества в последнее время становится всё более популярной, именно поэтому она используется мастерами для изготовления дорогих авторских ковриков. Заранее созданный эскиз, тщательный подбор ниток позволяет получить экстра-результат. Для удобства изготовления за основой крепится цветной эскиз в натуральную величину. Плетение ковров по технике гобелена — кропотливая и медленная работа, но результат стоит временных затрат.
Коврик, изготовленный в гобеленовой технике, и процесс изготовления гобелена
Как сделать коврики своими руками
Изготовить коврики самостоятельно можно несколькими способами. Самым простым методом будет плетение ковриков косичкой. Это нетрудоёмкий простой и эффективный способ получить красивый коврик с собственным дизайном, идеально подходящим под ваши предпочтения.
Формы ковриков из косички могут быть совершенно разными. Если вы решили изготовить коврик из старых вещей, то тряпичная нить должна быть соответствующим образом подготовлена.
Для красивого плетения косички важно делать чистые соединения тряпичных лент между собой. Это можно сделать, например, следующим образом:
Коврики косичкой могут быть также сплетены на основе, это позволяет исключить необходимость сшивать косички.
Схема плетения коврика на основе: 1 — левое плетение; 2 — правое плетение; 3 — плетение с просветом; 4 — копактное плетение; 5 — плетение с чередованием наклона; 6 — плетение с постоянным наклоном
Плетение коврика можно делать на достаточно простом оборудовании, причём длину коврика также можно регулировать, переставляя полотно. Радиальные коврики плетутся по той же технике с радиально закреплённой основой. В зависимости от толщины матерчатой нити можно регулировать размер раппорта, конечно, чем тоньше исходные ткани, тем будет тоньше нить. Как было показано выше, тонкие ткани укрепляют несколькими сложениями.
Видео: мастер-класс по плетению прямоугольного коврика на ткацком станке
Альтернативой плетения на станке может быть вязание крючком. Причём получаются очень красивые коврики из бельевых и блузочных тканей. Если вы делаете нить из маленьких кусочков ткани, то советуем резать её по кругу, чтобы избежать многочисленных соединений. Подготовка нити и само плетение — процессы кропотливые, как правило, плетение 1 м 2 коврика занимает около 5 часов.
На готовом изделии нужно хорошо закрепить нити основы. Во многих случаях края дорожки обшиваются лентой, которая может быть дополнительным декором. Наиболее часто нити основы закрепляются и оставляются в виде бахромы, украшающей края дорожки. Плетение на основе позволяет делать разнообразные рисунки. Фактура вашего коврика будет зависеть от толщины нити, чем тоньше нить, тем больше коврик будет похож на гобелен.
В заключение скажем несколько слов о создании ворсовых ковриков на основе. Такие коврики приятны к телу, а техника позволяет создавать сложнейшие рисунки. Для того чтобы сплести коврик, нужно заготовить крепкую основу с редкими нитями и подготовить нити одной длины. Как правило, такие коврики выполняются из пряжи. Крепление ворса проводится по схеме, которая показана на фото.
Также интересным решением является изготовление ковриков из помпонов, для этого необходимо сделать сначала помпоны по схеме, расположенной ниже, затем они крепятся на основу. Из заготовок разного цвета можно создавать различные рисунки, изготовление ковриков из помпонов является превосходным способом утилизации остатков пряжи.
Схема изготовления помпона
Крепление помпонов к основе
Различные варианты ковриков — входных, прикроватных, дорожек, половичков, позволяют нам сделать любое, даже самое скромное жильё, уютным и комфортным. Коврики могут быть изготовлены из различных материалов, предназначаться для разных сезонов. Они удобны для хранения, уборки, достаточно износостойки. Кроме того, старинные техники изготовления половичков позволяет избавиться от надоевших вещей и дать им новую жизнь в виде коврика, который долгие годы будет радовать глаз. Всё зависит от вашего желания, возможностей и фантазии. Любой коврик будет самобытным и по-настоящему авторским.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов