что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести

Психология на каждый день

Психологическая помощь

Личностный рост: Девять правил успешной борьбы с конфликтогенами

Дата добавления: 2014-11-15

Для познания себя и других людей, для своего личностного роста, для бесконфликтного общения очень важно познакомится с таким понятием, как конфликтогены, научиться их отслеживать, избавляться от них или управлять ими.

Дословное значение слова «конфликтоген» обозначает «рождающий конфликт». То есть это какое-то действие или бездействие, слово или фраза, влекущие за собой возникновение конфликтной ситуации, а потом и конфликта. Человек зачастую сам не понимает, почему возник конфликт, вроде и не произошло ничего такого заметного, а отношения ухудшились. И вот тут надо четко себе уяснить, что если конфликтная ситуация возникла, значит обязательно был конфликтоген.

Классификация конфликтогенов

По типу действия чаще всего конфликтогены выражают превосходство, агрессию и эгоизм, по способу проявления бывают вербальные (связанные с речью человека) и поведенческие (какое-то действие или, наоборот, бездействие), а также бывают первичными и ответными.

Вербальные конфликтогены

К ним относятся слова, интонации высказываний, а также демонстративное молчание.

что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Смотреть фото что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Смотреть картинку что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Картинка про что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Фото что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести

Наиболее распространёнными словами-конфликтогенами являются следующие:

Интонациями, могущими создать конфликтную ситуацию, являются насмешливая, пренебрежительная, гневная, агрессивная, высокомерная.

Молчание тоже может быть сильным конфлитогеном. Например, обиделся и замолчал надолго, не объясняя причины.

Поведенческие конфликтогены

Все вышеперечисленные конфликтогены способны спровоцировать сильное противостояние, если развитие конфликтной ситуации пустить на самотек. Поэтому конфликтогены нужно «знать в лицо», нужно научиться их отслеживать у себя и других, нужно научиться избавляться от них. Ведь они «опасны» еще и тем, что вызывают ответный, часто более сильный конфликтоген.

Чем лучше воспитание человека, чем выше его духовность, тем справиться со своими конфликтогенами ему легче.

что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Смотреть фото что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Смотреть картинку что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Картинка про что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести. Фото что можно отнести к поведенческим конфликтогенам можно отнести

Быстрее всего поддаются искоренению словесные конфликтогены. Если от них избавиться, то поведенческие постепенно уйдут сами собой. Поэтому работу нужно начинать со слов-конфликтогенов.

9 правил успешной борьбы с конфликтогенами

Эти простые правила помогают сделать свою речь и свое поведение более экологичными и бесконфликтными. Хотя справедливости ради хочется заметить, что некоторая доля конликтогенов является показателем доверия друг к другу (тогда они воспринимаются как шутка или развлечение), но тут уж очень грамотно нужно чувствовать ситуации, где можно «пошутить» без последствий.

Знание конфликтогенов своих и окружающих людей делает видение окружающего мира более осознанным, а умение управлять ими способствует личностному росту человека, развитию таких качеств, как дипломатичность, выдержка, позитивное мышление, умение управлять своими эмоциями и влиять на чувства другого человека, эффективно общаться.

Статья для сайта RUmed4u.ru подготовлена Polina

Просмотров: 3368

Понравилась статья? Поделись с друзьями!

Источник

Конфликтогены — как их избегать

Конфликтогенами принято называть слова или действия, которые приводят к конфликту. Узнайте особенности конфликтогенного поведения, типы конфликтных действий и механизмы сдерживания агрессии.

Конфликтогенами принято называть слова, действия (или бездействие), которые приводят к конфликту. Дословный перевод этого слова — «рождающий конфликт», ибо окончание «ген» в сложном слове означает «рождающийся».

Рассмотрим особенность конфликтогенного поведения и основные способы его преодоления.

Характеристика конфликтогенного поведения

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

Основными конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал пользоваться конфликтогенами в виде слов.

Еще одна важная особенность, объясняющая природу конфликтогенов, заключается в том, что мы более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами.

Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не так внимательны и корректны, когда дело касается достоинства других, и поэтому не так строго следим за своими словами и действиями.

Типы конфликтных действий

Большинство перечисленных выше конфликтогенных действий можно отнести к одному из трех типов: 1) стремление к превосходству; 2) проявление агрессивности; 3) проявление эгоизма.

Рассмотрим, что собой представляет каждый из перечисленных типов и как управлять этими конфликтогенами.

1. Стремление к превосходству

Оно проявляется в том, что один из собеседников демонстрирует следующие аспекты своего поведения или отношения к партнеру:

Рекомендация тем, кто считает, что его мысли и рассуждения более значимы, чем у остальных: подумайте, может хорошие мысли бывают у вас значительно реже, чем вы полагаете?

2. Проявление агрессивности

Этимологически слово «агрессия» (от лат. agression) означает «нападение». Агрессивность может проявляться либо как черта личности, характерная для поведения конкретного человека, либо ситуативно, как способ реагирования на сложившиеся обстоятельства, либо как проявление природной агрессивности.

Природная агрессивность может быть результатом как самоутверждения в социальной среде (семье, коллективе, группе сверстников), так и выражением протеста против некой зависимости от «ведущего» (родителя, начальника, старшего по положению или статусу).

Не следует забывать, что, во-первых, люди с повышенной природной агрессивностью конфликтны, являются как бы ходящими конфликтогенами. Во-вторых, человек с абсолютно нулевой агрессивностью, рискует сделать в жизни намного меньше, чем те, кто при равных возможностях обладают долей некой «разумной» агрессивности.

Ситуативная агрессивность, как правило, возникаете виде реакции на сложившиеся обстоятельства. Конфликтогенами могут быть плохое самочувствие и настроение, неприятности в семейно-бытовых или деловых взаимоотношениях. Чаше всего ситуативная агрессивность возникаете виде ответной реакции на полученный конфликтоген.

По принципу «подобное рождает подобное» (типа «сам такой», «от такого слышу» и т.д.) ответная агрессивность провоцирует еще больший накал страстей и обмен «любезностями» в еще более агрессивной форме.

3. Проявление эгоизма

Слово «эгоизм» имеет латинский корень «ego», что означает «я».

Проявление «махрового» эгоизма обычно выступают сильными конфликтогенами для окружающих, так как эгоист добивается чего-то для себя, делая это обычно за счет других. Эта несправедливость, как правило, и порождает конфликтную ситуацию.

Развитие эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности во многом объясняется серьезными дефектами воспитания. Завышенная самооценка и эгоцентризм личности закрепляются, как правило, в детском возрасте. Особенно эгоистическое начало — «себялюбие» — свойственно единственным либо самым младшим детям в семье. В зрелом возрасте подобная сверхконцентрация на собственном «я» и полное равнодушие к внутреннему миру других людей приводит, как правило, к отчуждению.

Эгоизм таких людей становится ненавистен окружающим, что не может, в свою очередь, не отразиться и на самом носителе эгоизма. Такой человек действительно становится повышенно агрессивен и, как следствие, более неприятен людям.

Как справиться с конфликтогенами

Рассмотрим механизмы ухода от стремления к превосходству, сдерживания агрессии и преодоления в себе излишнего эгоизма.

1. Преодоление стремления к превосходству

Стремление к превосходству преодолевается обычно следующими способами:

2. Сдерживание агрессии

Агрессивность, как и любое другое чувство, требует выхода. Однако выплескивание ее на окружающих обычно возвращается обратно еще большей агрессивностью.

В то же время «невыпускание пара агрессивности», сдерживание эмоций может привести даже к психическому заболеванию. Вот почему психологическая разрядка крайне необходима для здоровья, как физиологического, так и психического.

Для снятия психической напряженности в виде повышенной агрессивности к окружающим можно использовать следующие способы:

3. Преодоление эгоизма

Как известно, любая крайность в чем-либо — недостаток. Это конечно же касается и эгоизма, доведенного до такого состояния, когда человек становится нелюбим всеми, в том числе и близкими.

Но и другая крайность — ярко выраженный альтруизм — тоже не лучшая черта характера. Это можно сравнить со следующим: добродетель, безусловно, замечательное качество личности, но если ее довести до крайности, она превращается в порок. Так и в нашем случае: эгоизм и альтруизм — крайние личностные характеристики, которых, видимо, следует избегать.

Каким способом? Ответ таков: объединив их вместе. Можно руководствоваться по жизни принципами либо «просвещенного эгоизма» (автор — Аристотель), либо «разумного эгоизма» (Ф.М. Достоевский), либо «альтруистического эгоизма» (данный принцип был обоснован канадским психологом Гансом Селье).

Суть трех подходов состоит в том, что делая добро другим, человек делает его в первую очередь себе. Себе, но через другого. Это и есть тот единственный способ взаимодействия с людьми, который позволит преодолеть собственный эгоизм.

Автор: Федор Андреевич Kyзин, профессор, член-корреспондент Международной академии психологических наук.

Источник

Классификация конфликтогенов

Понятие, классификация конфликтогенов и типы конфликтогенных действий

Конфликтогены– это вербальные или невербальные средства общения, а также действия или бездействия, примененные осознанно или неосознанно одним из субъектов социального взаимодействия по отношению к другому, которые вызывают у последнего отрицательные эмоциональные переживания и подталкивают его к агрессивным действиям по отношению к первому, способствуя возникновению конфликта между ними.

Т.о. Конфликтогенами называются слова, действия (или бездействие), могущие привести к конфликту.

Характеристика конфликтогенного поведения

Основными проявлениями конфликтогенного поведения обычно являются:

Основными словами-конфликтогенами в деловом (светском, семейно-бытовом и другом) общении являются:

Как правило, критикуемый, воспринимая перечисленные выше слова, вступает в борьбу за самого себя и пытается включить весь арсенал оборонительных и оправдательных средств. Если это происходит, то виновником такой ситуации становится тот, кто первым стал использовать слова-конфликтогены.

Природу и коварность конфликтогенов можно объяснить так. Мы гораздо более чувствительны к словам других, нежели к тому, что говорим сами. Наша особая чувствительность относительно обращенных к нам слов происходит от желания защитить себя, свое достоинство от возможного посягательства. Но мы не столь бдительны, когда дело касается достоинства других, и потому не так строго следим за своими словами и действиями.

Конфликтогены опасны, потому что имеет место важная закономерность — эскалация конфликтогенов. Состоит она в следующем:

На конфликтоген в наш адрес мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных.

Более конкретно формулу такого конфликта схематично можно выразить следующим образом:

где КФГ1 – первый конфликтоген; КФГ2 – второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ3 – третий конфликтоген, ответный на второй, и т. д.

При этом важно иметь в виду, что КФГ2 > КФГ1, КФГ3 > КФГ2 и т. д., то есть каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).

Важно отметить, что, по наблюдениям специалистов, 80 % конфликтов возникает помимо желания их участников и по вышеприведенной формуле. В связи с этим следует запомнить два правила бесконфликтного взаимодействия.

Правило 1. Не употребляйте конфликтогены.

Правило 2. Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген.

Классификация конфликтогенов

Характер конфликтогенаФорма проявления
Прямое негативное отношениеприказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношениеУнизительное утешение; унизительная похвала; упрёк; подшучивание
ХвастовствоВосторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношенияКатегоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренностьУтаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этикиПричиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению( не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т.п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведениеНаивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

Типы конфликтогенных действий

Перечислим, какие конфликтогены относятся к каждому из этих типов.

Источник

Что такое конфликтоген?

Что такое конфликтоген?

Конфликтоген — это любое слово или действие, могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Конфликтоген — это провокативный фактор.

«Быть в пасти льва — это еще полбеды. Разделять его вкусы — вот что ужасно» (Станислав Ежи Лец)

Дословный перевод слова «конфликтоген» — «рождающий конфликты». Конфликтогеном может являться любой предмет, вещь, идея, взгляд, выявляющие различия, отношения, слова, действия (или бездействие), могущие привести к возникновению конфликтной ситуации и перерастанию ее в конфликт. Слово «могущие» является здесь ключевым, т. к. оно раскрывает причину опасности конфликтогена и уменьшает нашу бдительность по отношению к нему. Провоцирующим моментом в организации является наличие множества конфликтогенов. Если мы признаем, что конфликт является закономерным процессом, сопутствующим внедрению инновации, то необходимо признать наличие конфликтогенов в организации на всех уровнях управления.

Позиция руководителя, которому приходится решать две противоположные по своей направленности стратегические задачи: развивать организацию и сохранять ее устойчивость (стабильность). Для устойчивости нужна стабильность и минимум риска, для развития необходимо внедрять инновации, что сопряжено с высокими рисками и конфликтами.Поэтому позиция руководителя конфликтогенна по своей сути и является одним из главных объективных конфликтогенов. Конфликтоген может быть основанием конфликта, более того, один конфликтоген может породить несколько оснований, по которым может развиваться несколько конфликтов. Отсюда многомерность конфликта, протекающего по разным основаниям, что говорит о необходимости его вычленения из конфликтной ситуации, выделения всех его атрибутов: основания, фазы нагнетания напряжения, фазы перехода одного конфликта в другой, а также различения самого переходного этапа, в котором заложены одновременно как возможности сотрудничества, так и конкуренция, и конфликта.

Разрушительные конфликтогены субъективного типа опасны тем, что они провоцируют эскалацию других конфликтогенов, т. е. на конфликтоген мы стараемся ответить более сильным конфликтогеном, часто максимально сильным среди всех возможных. Поэтому коммунально- провоцирующие конфликтогены надо «знать в лицо».

Большинство конфликтогенных действий можно отнести к одному из типов:

Конфликтогены типа «стремление к превосходству» и «проявления эгоизма» относятся к области скрытой агрессии, т. к. они представляют собой посягательство, хоть и завуалированное, на достоинство человека, его интересы. Скрытая агрессия провоцирует отпор в виде явной, более сильной агрессии. Основными словами-конфликтогенами в деловом общении являются:

Конфликтогены по отношению к потребностям:

Потребность в обвинении, в поиске виноватого («козла отпущения») — это фрустрирующая потребность человека в психологической безопасности, защищенности. Обвинение выдвигается почти всегда исключительно с позиции «сверху», оно санкционирует наказание и основывается на негативной оценке.

Профессиональная работа с конфликтогенами — это работа по выявлению, осознанию и формированию правильного отношения к ним в организации. Основная задача конфликтменеджера в работе с конфликтогенами — это, с одной стороны, распознавание скрытого ресурса и создание условий для проявления активности конфликтогена, а с другой — ограничение его разрушительного воздействия на процесс реализации инноваций. Вот основные правила работы с конфликтогенами.

Технологический аспект управления конфликтами заключается в сознательном использовании конфликтогенных факторов, содержащих в себе информацию, приводящую к неудовлетворенности людей и к появлению и обострению противоречий между ними.

Рефлексивный аспект управления конфликтами заключается в видении и обнаружении конфликтогенов, направленных на эскалацию конфликтов и ограничение их действий.

Источник

Тест по конфликтологии, 30 вопросов с ответами

?Конфликтология как наука возникла:
*в XIX в
!в XX в
!вместе с возникновением человечества
?Внутриличностный конфликт понимается как конфликт между:
*сознательной и бессознательной структурами
!между любыми внутриличностными структурами
!сознательными тенденциями
!бессознательными установками
?Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:
!роли оппонентов, объект конфликта, среда конфликта
*позиции субъектов, участники конфликта, зона разногласий
!стороны конфликта, субъективные и объективные характеристики конфликта
?Выберите наиболее полный и верный список социальных ролей участников конфликта:
*судьи, посредники, конфликтанты, инициаторы, жертвы
!свидетели, участники, группа поддержки, зрители, оппоненты, управленцы
!субъекты, жертвы, подстрекатели, союзники, посредники, организаторы
?Ресурсы сторон конфликта — это:
!материальная обеспеченность сторон, участвующих в конфликте
*общий потенциал субъектов и участников конфликта, который может быть в нем использован
!знания, умения и навыки конфликтантов
?К этапам конфликта относятся:
*тупик, конфликтная ситуация, инцидент, эскалация, послеконфликтная стадия
!эскалация, конфликтная ситуация, речевое противодействие
!инициация конфликта, инцидент, деструктивный конфликт
?Стратегия поведения в конфликте основывается на:
*модели заинтересованности в собственном успехе
!модели двойной заинтересованности
!модели заинтересованности в успехе другого
?Стратегия сотрудничества:
!свидетельствует о высокой конфликтологической компетентности личности
!ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
*приводит к разрешению конфликта
?Какое из сочетаний приводимых понятий имеет отношение к стратегиям поведения в конфликте
?
!Компромисс, критика, борьба
!Борьба, уход, убеждение
*Уступка, уход, сотрудничество
?С точки зрения трансактного анализа к конфликтогенам можно отнести:
!присоединение
!нахождение в позиции родителя
*пересечение трансакций
?К поведенческим конфликтогенам можно отнести:
!редукцию сознательной части психики
!общение с конфликтными личностями
*проявление агрессии, превосходства, эгоизма
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Взрослый»:
!проявляет чувство вины, руководит, уточняет ситуацию
!работает с информацией, анализирует, разговаривает на равных
*требует, покровительствует, руководит
?Выберите адекватный вариант поведения (комбинация из трех позиций) в трансакции «Ребенок»:
!оценивает, проявляет чувство беспомощности
*подчиняется, одобряет, уточняет ситуацию
!проявляет чувство обиды, шалит, подчиняется
?Существенными характеристиками эскалации конфликта являются:
!признание реальности конфликта
*расширение социальной среды конфликта
*использование угроз в адрес оппонента
?Спиральная модель эскалации конфликта предполагает:
!принцип дополнительного схизмогенеза
!принцип симметричного схизмогенеза
*агрессивно-оборонительный принцип
?Жесткие тактики поведения в конфликте:
*ориентируются на нанесение вреда, ущерба или использование давления на оппонента
!всегда используются только после применения мягких и нейтральных
!их присутствие в конфликтном сценарии свидетельствует о недостатках воспитания личности
?Стратегия соперничества:
!характеризует человека как эгоиста
*ведет к эскалации конфликта независимо от другой позиции
!ее применимость и выигрышность зависит от конкретной ситуации
?К групповым конфликтам относятся:
*группа — группа
!личность — группа
!микрогруппа — руководитель
!личность — группа, группа — группа
?Интегративное разрешение конфликта означает:
*соглашение, достигаемое, когда стороны конфликта сходятся в срединной точке на некоей очевидной координате
!достижение согласия через узаконенные процедуры установления победителя
*разрешение конфликта, примиряющее обе стороны или решение без проигравших
?К информационным технологиям регулирования конфликта принадлежит:
!обеспечение ровного психологического климата
!снижение социальной напряженности
*устранение слухов
?Предупреждение конфликта представляет собой:
!вид деятельности, направленный на ограничение конфликта
!управление конфликтом с целью его легитимации
*превентивную форму управления конфликтом
?Снятие избыточной агрессии — это:
!механизм внутриличностной защиты
!форма самовоспитания личности
*форма предупреждения внутри и межличностных конфликтов
?Медиация — это:
!вмешательство по типу юридического урегулирования конфликта
!ограниченный арбитраж
*любое посредничество
?Содержание управления конфликтом включает в себя:
*прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение
!прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение
!диагностику, предупреждение, регулирование, завершение
?Признание реальности конфликта конфликтантами, легитимизация и институциализация конфликта входят в состав:
!предупреждения конфликта
!стимулирования конфликта
*разрешения конфликта
*регулирования конфликта
?Стимулирование конфликта предполагает:
*форму управления конфликтом
!диагностику существующей ситуации в коллективе
!разрешение текущих проблем
?Легитимизация конфликта — это:
!обращение к посреднику
!достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
*создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
?Институциализация конфликта — это:
!создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия
*достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных правил и норм поведения в конфликте
!определение места и времени переговоров по существу конфликта
?Что относится к форме завершения конфликта:
!уступка, компромисс, уход, соперничество
*перерастание в другой конфликт, отмена, затухание, разрешение
!разрешение, уход, отмена, убеждение

Рекомендуемые посты

Один комментарий к “Тест по конфликтологии, 30 вопросов с ответами”

Много неверных ответов. Например,
Конфликтология как наука возникла:
*в XIX в
!в XX в
!вместе с возникновением человечества.
Правильный же ответ: в XX веке, а не в 19.

Также неверные ответы указаны вот на эти вопросы:
Какие поведенческие характеристики личности можно отнести к деструктивной модели поведения в конфликте?
Полный перечень структурных элементов конфликта составляют:
Предупреждение конфликта представляет собой:
Что относится к форме завершения конфликта:
Институциализация конфликта

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *