что можно отнести к особенностям политической власти

Особенности политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

Политическая власть – это способность и возможность группы, индивида, класса проводить свою волю в политике и правовых нормах. [13]

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти. К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночном демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан. [2]

Основные черты политический власти – это:

· верховенство и обязательность ее решений для всякой иной власти; обращение ко всем гражданам;

· моноцентричность (наличие единого центра принятия решений);

· наличие особого аппарата управления и принуждения;

· использование легальной силы, опора на традиции и чувства;

· публичность, т.е. всеобщность и безличность (обращается ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права). [23]

Итак, специфика политической власти в том, что она всегда носит общественный характер и затрагивает интересы больших групп людей.

Для осуществления политической власти необходимо:

· доминирование властной воли;

· наличие особого аппарата управления;

· монополия на регламентацию жизни общества;

· право на принуждение в отношении общества и личности;

Функционирование политической власти осуществляется на базе общепризнанных принципов – суверенитета и легитимности. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей.

Сегодня популярной является модель политической власти как формы обмена и конкуренции с позиции «теории сетей». Если объединить существующие направления в рамках обозначенной теории, то можно определить сетькак относительно устойчивый и упорядоченный механизм взаимодействия между институтами власти и их социальным окружением и выделить пять типов политических сетей: политические сообщества, профессиональные сети, межуправленческие сети, сети производителей, проблемные сети. Такой подход позволяет создать систематизированную картину политической власти. [15]

Исследователи подразделяют политическую власть на государственную и корпоративную. Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламентом, правительством, судебными органами и т.д.). Государство осуществляет публичную политическую власть. Корпоративная власть осуществляется общественными или партийными структурами либо независимыми средствами массовой информации.

Чем же различаются политическая и государственная власть?

1. Понятие политической власти шире понятия государственной власти, поскольку политическая деятельность может осуществляться не только в рамках государственных органов, но и в рамках деятельности различных политических движений, партий, профсоюзов, групп давления и т.д. Другими словами, политическая власть рассредоточивается по всему полю политического пространства, образуемого взаимодействием всех политических субъектов.

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

2. Государственная власть строится по принципу вертикальных связей (т.е. иерархии, подчинения низших звеньев высшим, исполнительной власти законодательной). Политическая же власть осуществляется по принципу горизонтальных связей (как сосуществование, соперничество, борьба между собой различных субъектов политической власти (промышленной, финансовой, армейской и прочих элит, групп давления, отдельных лидеров и т.д.).

3. Государственная власть, согласно российской конституции, заканчивается на уровне областей, дальше власть осуществляется органами местного самоуправления. Последние являются субъектами политической, но уже не государственной власти. [13]

Одним из проявлений политической власти является теневая власть, которая отличается отсутствием публичного характера действий субъекта власти по формированию и осуществлению его воли. Открытость власти приобретает сегодня большое значение. Одним из критериев открытости и «прозрачности» власти и ее решений является легитимность.

В последнее время в различных странах сформировались новые тенденции в развитии политической власти:

· демократизация власти, или отказ от авторитарных и тоталитарных форм в пользу демократических. Усиление демократических тенденций проявляется в повышении воздействия на властные отношения со стороны общественных движений и неполитических объединений, становление и развитие в посттоталитарных странах гражданского общества;

· интернационализация власти, рост воздействия международных проблем (экологических, сырьевых, энергетических, информацион-ных) на конкретную политическую власть, законодательство отдельных стран;

· разукрупнение политической власти. Становление системы разделения властей является одним из ключевых моментов в функционировании политической власти;

· негативный процесс нарастания конфликтности между различными ветвями власти. Она отрицательно воздействует на экономическую и политическую стабильность;

· высокие темпы бюрократизации аппарата властных структур. Осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. [21]

В современных условиях актуальным становится вопрос о взаимодействии политической и экономической власти. Экономическая власть – это власть богатства, капитала, способность представителей экономической элиты влиять на принимаемые решения, на государственную политику в целом. В целях наиболее прибыльного использования капитала политическая власть разными способами (от создания групп давления в парламентах до избрания на высокие политические посты) воздействует на правительство, добивается льгот, режима наибольшего благоприятствования. Так происходит превращение экономической власти в политическую.

Источник

Особенности политической власти

2. Особенности политической власти

Историческое понятие «власть» связно с административным управлением древнегреческих городов-государств. Искусство управления гражданами – «политами», регулирование их поведения с помощью различных средств называлось «политика». Так исторически и логически между понятиями «власть» и «политика» возникла смысловая связь, отраженная в понятии «политическая власть».

Можно определить политическую власть как способность и возможность принимать и приводить в исполнение политические решения, оказывающие воздействие на действия и поведение субъектов политики.

Политическая власть – это право, возможность и способность проводить свои взгляды, выраженные в политике, навязывать их другим социальным общностям, индивидам.

Политическая власть занимает особое место в структуре власти. Оно обусловлено рядом существенных признаков, отличающих ее от всех других видов власти.

К особенностям политической власти относятся следующие:

1) верховенство, т.е. обязательность ее решений для всякой иной власти. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

2) публичность, т.е. всеобщность и безличность. Это означает, что политическая власть обращается от имени всего общества ко всем гражданам с помощью права;

3) моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия решений. В отличие от политической власти, экономическая, социальная, духовно-информационная власти полицентричны, так как в рыночно-демократическом обществе существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

4) многообразие ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы;

5) легальность в использовании силы, принуждения в отношении граждан.

Среди многочисленных разновидностей власти политическая имеет верховенствующий характер. Это проявляется, во-первых, прежде всего в том, что политическая власть устанавливает и определяет политические нормы и законы конкретного общества, которые регулируют и упорядочивают экономические и социальные отношения. Во-вторых, политическая власть в отличие от других видов власти обладает узаконенным правом на применение насилия. [7]

Политическая власть выполняет ряд важнейших функций в обществе:

— определяет основные цели развития общества и осуществляет выбор альтернатив общественного развития;

— обеспечивает интеграцию общества, сохранение порядка и целостности;

— регулирует возникающие в обществе социальные конфликты, осуществляет деятельность, направленную на их разрешение;

— осуществляет обязательное для всех распределение наиболее дефицитных ценностей и благ, т.е. определяет порядок доступа к наиболее важным в обществе ресурсам.

Политическая власть подразделяется на государственную и общественную.

Государственная власть обеспечивается соответствующими политическими институтами (парламент, правительство, судебные органы и т.д.), органами правопорядка (полиция, армия, прокуратура и т.д.), а так же юридической базой. (Россия, США)

Общественная власть формируется партийными структурами, общественными организациями, независимыми средствами массовой информации, общественным мнением. (Италия, Франция)

Политическая власть существует в двух основных формах:

1) официальная, легальная власть с формализованной структурой

2) неформальная, неофициальная и нелегализованная власть – власть влиятельных групп и лиц, групп давления, лидеров кланов. В этой форме власть может приобрести теневой, подпольный характер[8].

Механизм осуществления политической власти имеет довольно сложную структуру. Первичным субъектом власти является народ, реализуя часть властных функций непосредственно, другую часть из них передает своему официальному представителю – государству. Государство, в свою очередь, распределяет властные полномочия между носителями власти. Это распределение властных полномочий называется распределение властей. Разделение властей реализуется в двух плоскостях: по горизонтали и по вертикали.

Разделение властей по вертикали представляет собой разделение властных полномочий между субъектами государственного управления различного уровня.

Разделение властей по горизонтали реализуется на практике как распределение власти между тремя властными органами – законодательной, исполнительной и судебной[9].

3. Основные концепции власти[10]

Концепции власти занимают в политической науке место, по своему значению и глубине подобное, например, месту в физической науке теории относительности или квантовой механики.

Большинство идей и концепций, трактующих политическую власть, а также самих определений категории «власть» в ранней истории политической мысли в первую очередь связаны с необходимым порядком и согласием между людьми, управлением и целесообразным регулированием человеческих отношений.

Мо-Цзы (479—400 гг. до н. э.) первым в самом общем виде высказывая идеи о «естественном происхождении» и «общественном договоре», отмечая при этом, что в качестве властителя люди выбрали самого мудрого и добродетельного человека для того, чтобы создать систему управления и преодолеть социальный хаос, который наблюдался среди людей, живших подобно диким зверям.

Аналогично рассуждает и Аристотель в «Политике», когда пишет, что властный механизм необходим для организации и регулирования общения между людьми, поскольку «верховная власть повсюду связана с порядком государственного управления».

Но уже в ранние периоды истории политической мысли была замечена и вторая сторона феномена власти, а именно ее отчуждающая и отчужденная природа. Тот же Аристотель (а позднее Монтескье) отмечает опасность злоупотребления властью, отчуждения ее от рядовых граждан, когда обладающие властью используют ее для своей частной пользы вместо общего блага.

С периода становления и развития марксизма уже можно говорить о начале современной эпохи в трактовке природы политической власти. Многочисленные концепции власти в современной специальной литературе классифицируются по ряду оснований.

Прежде всего, подходы к интерпретации политической власти можно было бы разделить на два больших класса:

1) атрибутивных концепций, трактующих власть как атрибут, субстанциальное свойство субъекта, а то и просто как самодостаточный «предмет» или «вещь»;

2) реляционных доктрин, дающих объяснение власти как социального отношения или общения, как на элементарном, так и на сложном коммуникативном уровне.

Атрибутивно-субстанциальные концепции власти, в свою очередь, условно подразделяются на:

3) структурно-функциональные подходы.

Потенциально-волевые концепции рассматривают власть как потенциальную способность или возможность политического субъекта навязывать свою волю другим.

Такой подход особенно характерен для традиции немецкой политической мысли. Гегель и Маркс, Фихте и Шопенгауэр, Ницше и Вебер прибегают к волевой способности в самых разных, порой полярных определениях власти (например, как «воли экономически господствующего класса» К. Маркса или «энергии и воли сверхчеловека» Ф. Ницше и т. д.).

Так, в рамках системных концепций можно определить три подхода к пониманию власти.

Первый – истолковывает власть как свойство или атрибут макросоциальной системы.

Второй подход рассматривает власть на уровне конкретных систем – семьи организации и т.п.

Третий подход характеризуется тем, что определяет власть как взаимодействие индивидов, действующих в рамках специфической социальной системы.

Рядом с атрибутивно-субстанциальными концепциями власти тесно соседствуют реляционные подходы. Они трактуют власть как социальные отношения, которые порой достаточно тесно переплетаются с предыдущими подходами.

Реляционные концепции характеризуют власть как отношение между двумя партнерами, агентами, при котором один из них оказывает определенное влияние на второго.

Можно выделить три основных варианта теории реляционной интерпретации власти:

«раздела зон влияния»[11].

В теориях «сопротивления» исследуются такие властные отношения, в которых субъект власти подавляет сопротивление объекта.

В теориях «обмена ресурсами» на первый план выдвигаются ситуации, когда имеет место неравное распределение ресурсов между участниками социального отношения и вследствие этого возникает острая потребность в ресурсах у тех, кто их лишен. В этом случае индивиды, располагающие «дефицитными ресурсами» могут трансформировать их излишки во власть, уступая часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен на желаемое поведение.

Теории «раздела зон влияния» предлагают при оценке природы существующих отношений власти принимать во внимание не каждое действие в отдельности, а рассматривать их в совокупности. Подчеркивается момент изменяемости ролей участников взаимодействия. Если в одной ситуации властью обладает один индивид по отношению к другому, то с трансформацией сферы влияния позиции участников меняются.

К реляционным концепциям некоторые исследователи относят бихевиористские (поведенческие) концепции власти. Они трактуют власть как отношения между людьми, при котором один властвует, а другие подчиняются и выполняют решения первых. Но при этом особенность бихевиористского подхода заключается в акцентировании внимания на мотивах поведения людей в борьбе за власть.

К этим взглядам примыкают и так называемые интеракционистские концепции, согласно которым властное отношение выполняет роль своего рода стабилизатора в совокупной системе общественных отношений, пронизывая ее всю «насквозь», регулируя конфликты, упорядочивая постоянно возникающие противоречия по поводу распределения и перераспределения материальных и прочих ресурсов (К. Шмитт, Р. Дарендорф, Л. Козер и др.) и обеспечивая тем самым социальное равновесие. Наконец, пожалуй, к наиболее сложным и комбинированным подходам можно отнести коммуникативные (X. Арендт, Ю. Хабермас), а также постструктуралистские (М. Фуко, II. Бурдье) концепции власти, рассматривающие власть как многократно опосредованный и иерархизированный механизм общения между людьми, разворачивающийся в социальном поле и пространстве коммуникаций. (Англия)

Что касается новейших постструктуралистских концепций «генеалогии власти» М. Фуко и «поля власти» П. Бурдье, то их как раз объединяет не субстанционально-атрибутивное, а именно реляционное видение власти как отношения и общения. М. Фуко отмечает, что власть представляет собой не просто отношение субъектов, а своего рода модальность общения, то есть «отношение отношений», неперсонифицированное и неовеществленное, поскольку его субъекты находятся каждый момент в постоянно изменяющихся энергетических линиях напряжений и соотношениях взаимных сил.

Все приведенные трактовки сущности власти не исключают друг друга, а подчеркивают многомерность, многозначность этого политического феномена.

3. Краткий курс лекций по политологии / Разработано кафедрой «социально-политических наук». – Самара.: СГЭУ, 2007. – 244 с.

4. Политология: Учебник / Под ред. М.А. Василика. М.: Гардарики, 2008. – 588с.

5. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб.: Питер, 2010. – 560 с.

7. Интернет ресурс Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (Институт) http://www.uvauga.ru/

8. Интернет ресурс: Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологи» http://kulturoznanie.ru/politology/

[1] С 103. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[2] Интернет ресурс Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (Институт) http://www.uvauga.ru/

[6] Учебно-методический проект «Хрестоматия по культурологи» http://kulturoznanie.ru/politology/vidy-vlasti-osobennosti-politicheskoj-vlasti-razlichie-politicheskoj-i-gosudarstvennoj-vlasti/

[7] С 110. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С. Тургаев, А. Е. Хренова – СПб.: Питер, 2010.

[8] С 106. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[9] С 113-116. Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

[11] С 101 Политология: учебник / Под ред. М. А. Василика. М.: Гардарики, 2008.

Источник

Специфика политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

Политическая власть –это реальная способность одних социальных групп проводить свою волю в политике и правовых нормах. Особенности политической власти: способность и готовность субъекта политической жизни выразить политическую волю; охват всегополя политического пространства; наличие организационных структур, посредством которых субъект политического волеизъявления осуществляет политическую деятельность; воздействие субъектов политической деятельности на формирование права, осуществление законности; обеспечение социального господства в обществе субъекта политической власти.

Специфические черты политической власти раскрывают её особое измерение. Она формируется в условиях конкуренции групповых субъектов. Эта конкуренция осуществляется на основе претензий групповых сообществ на руководство самым мощным и организованным социальным институтом, каким является государство.

Политическая власть является созидателем общественного порядка. В этом понятии выражается идея организованности общественной жизни, упорядоченности социального действия и всей социальной системы. Политическая власть как созидатель социального порядка не тождественна государственной власти, которая представляет собой пусть самую мощную, но лишь одну из её форм.

Политическая власть наделена свойством полиресурсности. Это означает, что политические структуры, и прежде всего государство, обладают доступом практически ко всем ресурсам (экономическим, военным, культурным, информационным и т. д.), имеющимся в распоряжении общества.

Отличительная особенность политической власти определяется устремлениями элиты общества, которая наделяет власть некой социальной энергетикой.

Политическая власть неразрывно связана и характеризуется той или иной, но вполне определённой идеологией. Идеология обосновывает цели и характер принуждения людей во имя достижения благих целей. Также идеология может рассматриваться как средство расширения властных прерогатив правящей группы.

Политическая власть выражается в различных формах. Власть в виде видимого правления представляет собой форму действия структур и институтов, ориентированных на открытое, публичное взаимодействие с населением или с другими политическими субъектами. Полускрытое правление характеризуется приоритетным влиянием на формирование политических целей государства тех или иных его структур или разного рода лоббистских организаций. Скрытое правление является неотъемлемой чертой любой политической власти. Речь идёт о действиях специальных органов власти, таких, как политическая полиция, службы безопасности и разведки, деятельность которых чаще всего осуществляется скрытно. Иногда они могут действовать даже против самой власти.

Политическая власть характеризуется рядом отличительных признаков:

1) легальностью использования силы в пределах государства;

2) верховенством, обязательностью решений для всякой иной власти, способностью проникновения в любые общественные процессы. Политическая власть может ограничить влияние мощных корпораций, СМИ и других учреждений или же вовсе ликвидировать их;

3) публичностью, т.е. всеобщностью и безличностью. Это означает, что политическая власть, в отличие от личной, приватной власти, обращается от имени всего общества с помощью права ко всем гражданам;

4) моноцентричностью, наличием единого центра принятия решений. В рыночном демократическом обществе, экономическая, социальная и духовно-информационная власти полицентричны. Здесь существует много независимых собственников, СМИ, социальных фондов и т.п.;

5) многообразием ресурсов. Политическая власть, и особенно государство, использует не только принуждение, но и экономические, социальные и культурно-информационные ресурсы

Источник

Особенности политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть фото что можно отнести к особенностям политической власти. Смотреть картинку что можно отнести к особенностям политической власти. Картинка про что можно отнести к особенностям политической власти. Фото что можно отнести к особенностям политической власти

Политическая власть обладает всеми ранее перечисленными признаками властного взаимодействия. Выделяется же она из всего многообразия властных отношений своим масштабом или степенью включенности людей во властное взаимодействие. Например, власть главы семейства распространяется только на членов данной семьи, и, следовательно, масштаб властного взаимодействия ограничивается рамками семьи. Масштаб властного отношения между руководителем и подчиненными на предприятии ограничен рамками данного предприятия. Власть духовного религиозного лидера распространяется только на исповедующих данную религию.

В орбиту политических властных отношений вовлекаются все члены общества либо в качестве тех, кто повелевает, командует, либо в качестве тех, кто должен подчинятся, исполнять принятые решения, в то время, как все остальные виды власти распространяются лишь на определенные группы. Это свойство политической власти часто определяется как публичность (от лат. publicus — общественный), т.е. всеобщность, в отличие от личных, частных отношений власти, возникающих в отдельных группах.

Политическая власть существует только в обществе. В родоплеменной общине, исторически предшествующей появлению общества, существовала внешне похожая на политическую — потестарная власть, когда старейшины, вожди осуществляли функции управления родом или племенем. Однако политическая власть, «вырастая» из потестарной власти, отличается от нее, во-первых, тем, кто осуществляет власть. В общине власть принадлежит людям, выделяющимся среди других опытом, житейской мудростью, знанием обычаев и ритуалов — старейшинам и вождям. В обществе человек может не выделяться среди других своими личными качествами, не обладать исключительными способностями, но, занимая высокую статусную позицию в политической иерархии, он автоматически обретает право повелевать и управлять массами. В обществе выделяются особые статусные группы, принадлежность к которым предоставляет человеку право на политическую власть. Например, в Киевской Руси необходимо было принадлежать к знатному княжескому роду. В современном обществе необходимо быть президентом, членом парламента, государственным чиновником.

Во-вторых, власть вождя в родоплеменной общине основы власть главным образом на его авторитете, на сложившейся традиции подчиняться старшим по возрасту. Люди сами свято хранили общинные традиции, обычаи и сурово пресекали любое их нарушение. В обществе, в отличие от общины, люди принадлежат к разным социальным группам, поэтому обладают разными интересами. Здесь уже недостаточно силы авторитета, здесь необходим особый аппарат принуждения. Вначале это была дружина князя, которая усмиряла непокорных. В современном обществе существует система органов, обеспечивающих контроль за исполнением решений и наделенных правом применять санкции в отношении нарушителей правовых норм, законов, указов и распоряжений.

Итак, политическая власть — это особый вид власти, возникающий в ходе становления и развития обществ как сложных, дифференцированных социальных систем. Общества, в отличие от родоплеменных общин, нуждались в особых механизмах поддержания своей целостности. Политическая власть оказалась способной при определенных условиях выполнять сложную задачу сплочения, объединения людей в рамках единой, но внутренне противоречивой социально-территориальной общности.

Отличительными чертами политической власти являются:

♦ легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны;

♦ верховенство, обязательность ее решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти;

♦ публичность, т.е. всеобщность и безличность, что значит — об­ращение ко всем гражданам от имени всего общества с помощью права (закона);

♦ моноцентричность, т.е. наличие единого центра принятия ре­шений (в отличие, например, от власти экономической);

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *