звуком речи является что

Словари

минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной

артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся

определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к

сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными

средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей

Способность к членораздельной речи возникает параллельно со

способностью к таким мыслительным процессам, которые отличают человека

от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. При описании З. р. учитываются их

артикуляционные, акустические и перцептивные характеристики (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие

ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании

(обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и

с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкательные

гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими

свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции

существенны различия между гласными и согласными в их роли при

образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность

состояние, необходимое для производства данного звука,

переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы

представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является

ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в

признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение

щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).

Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая

работа органов речи, создающая определённый акустический эффект.

Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной

произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет

произноситься с обязательным участием губ (их округлением и

к произнесению гласного. Возможно и влияние артикуляционных свойств

предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t]

значительно озвончается на участке, примыкающем к гласному, что

объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают»

полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.

С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков.

При их образовании в качестве источников выступают: а) голос;

б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различные комбинации

источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при

видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей,

конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и

обнаружение З. р. (выделение их на фоне неречевых звуков), и их

опознание. Известно, что опознание гласных и согласных связано с

выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные

свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому

различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения

формант на переходном участке спектра следующего гласного, полезным

Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не

столько на его артикуляторных, акустических или перцептивных

характеристиках, сколько на той фонологической

организации, которая свойственна языку (см.

Фант Г., Акустическая теория речеобразования, пер. с англ.,

Бондарко Л. В., Звуковой строй современного русского языка,

её же, Фонетическое описание языка и фонологическое

описание речи, Л., 1981;

Зиндер Л. Р., Общая фонетика, М., 1979.

1) артикуляционный комплекс, необходимый для произнесения данного звука, его акустическая характеристика;

Источник

Речевой звук

Речевой звук — звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы).

Наука о звуках речи называется фонетикой.

В целом звуки речи подразделяются на шумы и тоны: тоны в речи возникают в результате колебания голосовых складок; шумы образуются в результате непериодических колебаний выходящей из лёгких струи воздуха. Тонами являются обычно гласные; почти же все глухие согласные относятся к шумам. Звонкие согласные образуются путём слияния шумов и тонов. Шумы и тоны исследуются по их высоте, тембру, силе и многим другим характеристикам.

В силу своей специфики звуки речи рассматриваются с трёх точек зрения:

Содержание

Акустическая классификация звуков речи

Спектр речевого звука можно разложить на тоновую (периодическую) и шумовую (непериодическую) составляющие. Тоновые звуки образуются при участии голосовых связок, шумовые — препятствиями в полости рта. По наличию этих составляющих можно провести первую классификацию речевых звуков:

Более тонкий анализ спектра (в том числе принимающий во внимание поведение спектра во времени) позволяет следующую классификацию звуков [1] :

Физиологическая классификация звуков речи

Звуки речи человека генерируются, как правило, артикуляционным аппаратом. В общем его математическую модель можно представить в виде возбуждающих генераторов тонового и белого шума и группы фильтров, модуляторов и ключей (рот, нос, язык, губы), обеспечивающих фильтрацию и формирование определённого ощущения звука. Речевой аппарат человека при генерации речи использует следующие физические принципы для получения различных типов звуков:

Источник

Звуки речи

минимальные единицы речевой цепи, являющиеся результатом сложной артикуляционной деятельности человека и характеризующиеся определёнными акустическими и перцептивными (связанными с восприятием речи) свойствами. З. р. относятся к сегментным средствам, поскольку соотносятся с минимальными линейными единицами языка — фонемами. Супрасегментные звуковые средства, например тон, ударение, интонация, соотносятся с единицами большей протяжённости — такими, как слог, слово, синтагма.

Способность к членораздельной речи возникает параллельно со способностью к таким мыслительным процессам, которые отличают человека от животных, пользующихся звуковой сигнализацией в целях коммуникации. При описании З. р. учитываются их артикуляционные, акустические и перцептивные характеристики (см. Артикуляция, Акустика, Восприятие речи).

Артикуляционно все З. р. делятся на 2 класса — гласные и согласные, различия между которыми связаны как с ролью отдельных участков речевого тракта при их образовании (обязательное участие голосовых связок при произнесении гласных), так и с наиболее типичными артикуляторными движениями (смыкательные движения при артикуляции согласных, размыкательные — при артикуляции гласных), а также со специфическими для каждого класса З. р. общими свойствами (локализованное мускульное напряжение при артикуляции согласных, разлитое — при артикуляции гласных). Наиболее существенны различия между гласными и согласными в их роли при образовании слога: как правило, вершиной слога является гласный.

Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз или состояний речевого тракта — экскурсии, выдержки и рекурсии, где экскурсия — переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука, выдержка — нахождение органов в данном положении, а рекурсия — переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению. Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия — экскурсией следующего за ним. Гласные чаще характеризуются отсутствием фазы выдержки (особенно в безударных слогах), тогда как для согласных отсутствие выдержки — признак артикуляционной «небрежности» речи (например, произнесение щелевой, а не смычной аффрикаты в словах «часто», «лицо» и т. д.).

Артикуляция З. р. может быть охарактеризована как специфическая работа органов речи, создающая определённый акустический эффект. Кроме того, артикуляция каждого З. р. зависит от состава минимальной произносительной единицы — слога, в пределах которого этот звук произносится. Так, согласный [s] в слогах [su], [stu] и т. д. будет произноситься с обязательным участием губ (их округлением и выпячиванием), а в слогах [sa], [sta] и т. д. — без этого участия. Огублённость [s] — результат активной подготовки артикулирующих органов к произнесению гласного. Возможно и влияние артикуляционных свойств предшествующего звука: например, в слове «тут» конечный согласный [t] значительно озвончается на участке, примыкающем к гласному, что объясняется инертностью голосовых связок, которые «не успевают» полностью выключиться после окончания артикуляции гласного.

С акустической точки зрения З. р. представляют особый класс звуков. При их образовании в качестве источников выступают: а) голос; б) импульсный шум; в) турбулентный шум. Возможны различные комбинации источников: при произнесении гласных участвует только голосовой, при произнесении глухих взрывных — только импульсный, при произнесении звонких щелевых — голосовой и турбулентный и т. д. Звук источника видоизменяется под влиянием резонансных свойств надгортанных полостей, конфигурации которых определяются положением языка, губ, мягкого нёба и т. д.

Восприятие З. р. — сложная функция слуховой системы, осуществляющей и обнаружение З. р. (выделение их на фоне неречевых звуков), и их опознание. Известно, что опознание гласных и согласных связано с выделением полезных признаков и что такими признаками могут быть разные свойства звуков: так, например, полезным признаком, по которому различаются согласные [p], [t], [k], может быть характер движения формант на переходном участке спектра следующего гласного, полезным признаком сонанта [l] — лишь его меньшая интенсивность по сравнению с соседним гласным.

Сама выделимость звука речи как элемента речевой цепи базируется не столько на его артикуляторных, акустических или перцептивных характеристиках, сколько на той фонологической организации, которая свойственна языку (см. Сегментация).

Источник

звук речи

Смотреть что такое «звук речи» в других словарях:

звук речи — Конкретный звук, который произносится конкретным лицом в определенном случае. Звук речи – точка в артикуляционном и акустическом пространстве … Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

звук речи — ▲ звук ↑ элементарный, речь хиатус. редукция. редуцированный. кинема. призвук. экспираторный. ↓ артикуляция. артикуляционный. фоноскоп. фонетика наука об акустических свойствах звуков человеческой речи … Идеографический словарь русского языка

ЗВУК РЕЧИ — наименьший элемент речи, который, как правило, в изолированном виде не существует, за исключением нескольких союзов и междометий. В словах, являющихся наименьшими смысловыми единицами речи, звуки связаны между собой в слоги, которые… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Звук речевой — Звук речевой, звук, образуемый произносительным аппаратом человека с целью языкового общения (к произносительному аппарату относятся: глотка, ротовая полость с языком, лёгкие, носовая полость, губы, зубы). Наука о звуках речи называется фонетикой … Википедия

ЗВУК — ЗВУК, распространяющиеся в виде волн колебательные движения материальной среды; такого рода движения, достигая уха, создают внем раздражение.являющееся причиной слухового ощущения (см. также Акустика). Чтобы в среде мог возникнуть 3., в ней… … Большая медицинская энциклопедия

ЗВУК — в широком смысле колебательное движение ч ц упругой среды, распространяющееся в виде волн в газообразной, жидкой или тв. средах то же, что упругие волны;, в узком смысле явление, субъективно воспринимаемое органом слуха человека и животных.… … Физическая энциклопедия

ЗВУК И АКУСТИКА — Звук это колебания, т.е. периодическое механическое возмущение в упругих средах газообразных, жидких и твердых. Такое возмущение, представляющее собой некоторое физическое изменение в среде (например, изменение плотности или давления, смещение… … Энциклопедия Кольера

звук — сущ., м., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? звука, чему? звуку, (вижу) что? звук, чем? звуком, о чём? о звуке; мн. что? звуки, (нет) чего? звуков, чему? звукам, (вижу) что? звуки, чем? звуками, о чём? о звуках 1. Звук это физическое… … Толковый словарь Дмитриева

ЗВУК — ЗВУК, звука, муж. 1. Быстрое колебательное движение частиц воздуха или другой среды, воспринимаемое органом слуха (физ.). || всё порождаемое движением, колебанием чего нибудь и воспринимаемое слухом, всё, вызывающее слуховые ощущения. Звуки… … Толковый словарь Ушакова

звук — а; мн. звуки, ов; м. 1. Воспринимаемое органами слуха ощущение, которое вызывается определёнными колебательными движениями частиц окружающей среды; то, что мы воспринимаем, слышим ушами. Звуки голоса. З. выстрела. Прислушаться к звукам. Запись… … Энциклопедический словарь

Источник

Звуки речи в русском языке

Звуки речи – это звуки, из которых состоят слова. Звук есть самая мелкая единица языка.

1. Звуки речи, как и все другие звуки природы (звуки шагов человека, гудки машины, пение птиц и т.д.), порождаются колебаниями воздуха, то есть звуки речи [а], [б], [в], [о] относятся к акустическим явлениям, они воспринимаются органами слуха как разные звучания.

2. Колебания воздуха возникают при прохождении воздушной струи через речевой аппарат.

3. Звуки [а], [б], [в], [о] и др. являются элементами языка, функция которого, как известно, состоит в том, чтобы передавать смысл. Поэтому звуки речи связаны со значениями слов и их частей (морфем – корней, приставок и т.д.). С помощью изменения звуков можно превратить одно слово в другое.

Ср.: дом, дым, дам (тебе книгу), (много) дум; дом, том.

4. Звуки речи употребляются не изолированно, а в определённых звуковых комплексах – словах. Это приводит к тому, что один и тот же звук русского языка в разных словах может звучать по-разному.

Ср.: в слове ре́зок на месте буквы з звучит звук [з]; в слове ре́зкий – на месте буквы з звучит звук [с].

5. Слова могут состоять из одного и более звуков. Союзы, предлоги, местоимения обычно самые короткие. Например, из одного звука состоят предлоги к, в, с; союзы а, и. Слова знаменательных частей речи обычно состоят из трёх и более звуков.

Дом, стол, велосипед, подошёл, красивый.

6. Раздел науки, в котором изучаются звуки речи, называется фонетикой (от греч. «фоне» – звук).

7. С фонетикой тесно связана орфоэпия – наука, занимающаяся изучением нормативного литературного произношения (от греч. «орфо» – правильный; «эпос» – слово, речь). Орфоэпическим нормам подчиняются произношение звуков речи, постановка ударения и др.

Например, по орфоэпическим нормам литературного языка первый звук в местоимении что произносится как [ш]; согласный [н] в ударном слоге слова фонетика произносится твёрдо; ударение в существительном алфавит ставится на последний слог.

Правильность произношения слов можно проверить по орфоэпическим словарям.

Русский язык с репетиторами онлайн

Теперь Вы можете обучаться русскому языку самостоятельно, пользуясь бесплатными ресурсами нашего образовательного сайта, а также выбрать себе подходящего репетитора у нашего партнера и заниматься в школе TutorOnline:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *