звонили коллекторы что делать

Что делать, если коллекторы звонят контактному лицу

Современный рынок кредитования предоставляет людям широкие возможности. К сожалению, не все могут своевременно исполнять обязательства по взятым займам: нередки ситуации, когда заемщик, попав в трудную финансовую ситуацию, перестает платить по кредиту. Чтобы избежать этого, кредиторы — банки и МФО — перестраховываются, обязывая клиента указывать при составлении договора данные супруга, работодателя или поручителя. Это делается, чтобы в случае исчезновения заемщика иметь возможность связаться с ним через знакомых, что, в ряде случаев, приводит к неприятным ситуациям. Например, человек, чьи данные указали, может столкнуться со звонками от коллекторских агентств. Что делать, если коллекторы звонят контактному лицу, во многом зависит от ситуации: от того, как общаются сотрудники агентства, что Вам говорят и какие сведения предоставляют.

Содержание статьи

Почему коллекторы звонят Вам

Звонки от агентств часто означают, что человек уже длительное время не платит по кредиту. Обычно кредитор сначала пытается связаться с заемщиком своими силами и только позже обращается к помощи коллекторов. Это происходит по одной из двух возможных схем:

Получив контактные данные заемщика, коллекторы начинают предпринимать попытки с ним связаться, чтобы договориться о графике погашения задолженности. Если тот не отвечает на звонки, представители агентства связываются с поручителем, чьи данные заемщик указал при оформлении кредита.

Имеют ли право звонить контактному лицу

Если заемщик указал Ваш номер в качестве контактного при заключении договора займа, с Вами могут связаться, чтобы уточнить контактную информацию о клиенте. Однако есть несколько обстоятельств, которые следует учитывать:

Иными словами, уточнение контактных данных должника у лица, указанного в кредитном договоре не является нарушением закона, а, наоборот, это необходимая мера.

Как понять, законны ли звонки

Деятельность коллекторских агентств строго регулируется законодательством. Согласно закону № 230-ФЗ коллекторы могут звонить:

На текстовые сообщения, письма и личные встречи также налагаются ограничения. Помимо временных рамок, сотрудник должен быть вежлив, корректен, не допускать психологического давления, перед началом разговора представиться, назвать организацию, в которой он работает, кратко ввести в курс дела, уведомить о том, что ведется запись. Отклонения от этой линии поведения нарушают законодательство. Третьим лицам не могут разглашать конфиденциальные сведения, если должник не давал на это письменное согласие.

Что делать при звонках коллекторов

Линия поведения зависит от того, как ведет себя сотрудник по ту сторону телефона. Но, вне зависимости от обстоятельств, главное правило — не переживать, не паниковать, помнить, что закон на Вашей стороне. Никто не имеет права заставить Вас платить по кредиту, который брали не Вы и за который Вы не несете ответственности (если Вы не являетесь поручителем). Успокойтесь и проанализируйте поведение коллекторов.

Если звонок законен. Коллекторское агентство связывается с Вами по существующей задолженности знакомого Вам человека, который указал Ваш номер при заключении договора согласия. Сотрудники корректны, вежливы, сообщают всю необходимую информацию о себе, но не разглашают сведения, защищенные банковской тайной, и не нарушают временных рамок и сроков между звонками. В таком случае речь идет о законопослушном агентстве, с которым можно иметь дело:

Начать диалог с коллекторским агентством ЭОС можно с анонимной консультации. В этом случае заемщику не нужно называть свое имя или предоставлять другие данные. Оператор анонимной линии ЭОС предоставит общую информацию о способах погашения кредита на комфортных условиях, расскажет о действующих акциях и посоветует, с чего начать разрешение вопроса задолженности.

Коллекторы нарушают законодательство. Следует насторожиться, если:

Все это признаки недобросовестного поведения, а значит, нарушение законодательства. Связываться с такими коллекторами и стараться с ними сотрудничать ни в коем случае нельзя. Если Вы заметили нечто подобное, обратитесь в правоохранительные органы либо в НАПКА — Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств — саморегулируемую организацию, контролирующую деятельность коллекторских агентств. На сайте ассоциации подробно указано, как подать жалобу на коллекторов, нарушающих закон.

Если у Вас возникли вопросы, то мы готовы предложить анонимную консультацию. Воспользуйтесь услугой анонимный звонок и просто начните диалог с оператором. Доверительные отношения между оператором ЭОС и клиентом — залог успешного разрешения финансовых проблем.

Как работает анонимный звонок?

Позвоните на номер анонимной линии ЭОС
8 800 775 02 04
с 8:00 до 20:00 мск

Источник

Звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

Номер телефона оказался в базе коллекторов, и теперь вас одолевают звонками днем и ночью. Ситуация не из простых. Один из вариантов — добавить звонившего в черный список, но это временное решение, поскольку он позвонит с другого телефона. А если не отвечать на звонки с неизвестных номеров, легко пропустить важный звонок.

МБК расскажет, почему коллекторы звонят, как себя с ними вести, какие действия противоречат закону и куда жаловаться при нарушении прав. В конце статьи узнаете лайфхак, который избавит от навязчивых звонков.

Почему звонят коллекторы?

Вы не брали кредит, не допускали просрочек, но коллекторы все равно звонят. Давайте разбираться в причине их назойливости.

Родственник должника

Согласно Федеральному Закону №230, коллекторы не вправе требовать долг, если вы не выступали поручителем или созаемщиком по кредиту. Их цель — психологическое давление на должника через родственников. Коллекторы рассчитывают, что после звонка коллекторского агентства вы позвоните с претензией родственнику, который занял деньги в банке. По мнению коллекторов, это мотивирует его вернуть долг. Спойлер: нет, не мотивирует.

Если в договоре кредитования заемщик указал ваш номер телефона в качестве контактного лица, но вы не давали на это согласия, звонки коллекторов считаются противозаконными.

Исключением являются супруги. Когда муж или жена является должником, коллекторы вправе звонить супругу. В таком случае действует закон об общем имуществе и совместных обязательствах. Однако коллекторская служба не вправе требовать супругу вернуть долг мужа без судебного постановления.

Наследник должника

Вы оказались наследником человека, у которого остался непогашенный кредит в банке или МФО. Несмотря на то что человека больше нет, его долг никуда не делся, а наоборот — оказался у коллекторов. Поэтому они звонят родственникам умершего после принятия наследства.

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

После принятия наследства звонки от коллекторов с требованием погасить задолженность — правомерны на 100%, если их количество соответствует закону. Рекомендуем вернуть долг, чтобы избежать судебного разбирательства, поскольку это обернется дополнительными расходами.

Наследодатель отвечает по долгам, если их сумма не превышает рыночную стоимость унаследованного имущества. Простыми словами, вы получили в наследство машину, которую оценили в 700 тыс. руб., а долг по кредитам умершего родственника — 1 млн руб., погашать весь долг не придется, поскольку он превышает сумму полученного наследства. Достаточно вернуть 700 тыс. руб.

Срок исковой давности по кредитам составляет три года. По закону отчет начинается с момента нарушения договора, когда заемщик впервые просрочил выплату по кредиту. Если срок исковой давности в момент принятия наследства истек, требование вернуть долг — неправомерно. После принятия наследства, когда срок давности не закончился, он начинается заново. В течение трех лет кредитор вправе подать в суд, а коллекторам разрешается звонить.

Срок исковой давности — это период, когда кредитор вправе подать на должника в суд с целью возврата долга.

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

Поручитель и созаемщик

Когда коллекторы звонят поручителю и созаемщику, нарушений ГК РФ нет. Ведь они собственноручно подписали договор, в котором обязались погасить задолженность вместо заемщика в случае возникновения просрочки.

Коллектор не нарушает закон, но только при наличии исполнительного листа. Попросите представить доказательство, что у его есть полномочия требовать долг. Возможно, это блеф с целью запугивания, поскольку после суда должниками обычно занимается Федеральная служба судебных приставов. Она накладывает аресты на имущество и банковские счета. Для коллекторов работы уже нет.

Ошибка

Вы не имеете никакого отношения к должнику и его кредиту, но каждый день из-за ошибки звонят коллекторы. Или вы купили новую сим-карту, которая раньше принадлежала должнику. В любом случае вы не виноваты. Конечно, ничего возвращать не нужно. Просто игнорируйте требования и сообщите о том, что не знаете должника. В редких случаях коллекторские агентства удаляют телефон из базы.

Как общаться с коллекторами?

Помните, что коллекторы — это тоже люди. Старайтесь не грубить и не ругаться, они выполняют свою работу. Но при нарушении закона, сообщите в соответствующие инстанции. Для этого подготовьтесь:

Включите диктофон. Установите программу на телефон и потренируйтесь, чтобы в нужный момент записать разговор. Запись потребуется для составления жалобы на действия коллекторской службы.

Спросите Ф. И. О. и должность. Попросите звонящего представиться. Он обязан сообщить должность, название коллекторского агентства и банк, который представляет.

Объясните, что не знаете должника и не станете выплачивать его долг. Если вы знакомы с заемщиком, сообщите, что долг не имеет к вам отношения.

Попросите больше не звонить. Обозначьте четко свою позицию, аргументировав тем, что вы не давали согласия на звонки, не выступаете контактным лицом или созаемщиком по кредиту.

Не хамите и не используйте ненормативную лексику. Такую запись неудобно представлять в качестве доказательства. Ваши угрозы и крики не повлияют на коллектора. Он продолжит звонить как ни в чем не бывало.

Вы не обязаны выслушивать собеседника и вступать с ним в дискуссии. Смело кладите трубку, если разговор вызывает раздражение.

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

Какие действия противоречат ГК РФ?

С 1 января 2017 года в силу вступил ФЗ № 230, который регулирует деятельность коллекторских агентств. Это связано с тем, что коллекторы пользовались незаконными способами возврата задолженности — прибегали к угрозам, портили имущество, наносили телесные повреждения. Теперь за каждое нарушение предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Что запрещено коллекторам?

Список запрещенных действий:

сообщать третьим лицам о наличии задолженности, раскрывать данные заемщика;

звонить коллегам, знакомым и родственникам без письменного согласия должника;

запугивать, применять силовые методы, портить имущество и т. д.;

давить на заемщика;

вводить в заблуждение, грозить тюрьмой и несуществующими штрафами;

звонить со скрытого номера.

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

Куда жаловаться на коллекторов?

Работу коллекторов контролирует Федеральная служба судебных приставов, поэтому для начала обратитесь в ФССП. Дополнительно подайте заявление в Центральный банк, Национальную ассоциацию профессиональных коллекторских агентств и Роспотребнадзор. Когда коллектор угрожает здоровью или настойчиво требует вернуть долг, обращайтесь в полицию или прокуратуру!

Нарушение закона обходится коллекторам до 500 тыс. руб. (статья 14.57 КоАП РФ) и лишением свободы до пяти лет. Поскольку должники не знают о размере штрафных санкций, никто не жалуется.

Как подать жалобу?

Три простых способа подачи жалобы в ФССП на неправомерные действия коллекторской службы:

На официальном сайте регулятора fssp.gov.ru. Перейдите в раздел «Сервисы» и выберете пункт «Интернет-приемная» и ознакомьтесь с правилами. Система перенаправит вас на заполнение формы. Заполните обязательные поля и введите текст обращения до 4000 символов, приложите файлы размером до 5 Мб.

В отделении ФССП в приемные часы. Заранее заполните заявление и приложите доказательства (аудиозапись или распечатанную переписку). Подготовьте документы в двух экземплярах — один комплект остается в ФССП, второй с печатью о приеме заявления остается у вас. Срок рассмотрения обращения — 30 дней.

Через ФГУП «Почта России». Отправьте заказное письмо на почтовый адрес регулятора. Как того оно дойдет до адресата, вы получите извещение.

звонили коллекторы что делать. Смотреть фото звонили коллекторы что делать. Смотреть картинку звонили коллекторы что делать. Картинка про звонили коллекторы что делать. Фото звонили коллекторы что делать

Лайфхак: как отвязаться от коллекторов?

Совет подойдет людям, которые не связаны с должником. Если вам постоянно названивают коллекторы, действуйте их же способами — задавайте вопросы, предварительно включив аудиозапись.

Как только вам позвонит коллектор, сообщите, что вы не являетесь должником и не знаете этого человека. Уведомите собеседника о том, что разговор записывается. Это нужно, чтобы запись приняли в качестве доказательства, если до этого дойдет. Далее попросите звонящего представиться, сообщить название компании и должность. На этом не останавливайтесь! Запросите номер ИНН и ОГРН. Когда коллектор представит информацию, попросите прислать сканированную копию свидетельства о государственной регистрации. Это застанет его врасплох, скорее всего, он прекратит разговор.

Этими действиями вы покажете коллекторскому агентству свою подкованность в вопросе.

Коротко — как себя вести с коллекторами?

Повторим, как вести себя с коллекторами, чтобы не растеряться во время звонка:

не поддавайтесь на провокации, не ругайтесь и не угрожайте коллекторам;

вежливо попросите удалить телефон из базы;

спрашивайте Ф. И. О. звонившего, название компании, должность, ИНН и другие сведения, чтобы поставить человека в тупик;

отстаивайте свои права, если коллектор нарушает закон, предупредите о намерении подать жалобу в ФССП.

Подписывайтесь на наш блог, чтобы получать полезные статьи на почту или в мессенджер.

Источник

Кто такие коллекторы

И почему с ними так сложно

Возможно, нас уволят.

Все банки пользуются услугами коллекторов, но не любят об этом говорить. Писать статью о коллекторах в журнале банка — всё равно что в первую брачную ночь обсуждать условия развода.

Банки делают вид, что коллекторы — это не про них. Любой юрист, пиарщик или маркетолог посоветует не трогать эту тему вовсе. Но мы рискнем.

Сегодня Тинькофф-журнал начнет разговор о коллекторах. Наши юристы, пиарщики и маркетологи против. Возможно, после этой статьи нас уволят, но мы расскажем о коллекторах всё как есть. Спасибо, что вы с нами.

Всё не так плохо

Вы удивитесь, но общаться с коллектором полезно. Раньше к должникам приходили, по сути, бандиты и это было страшно. Теперь должникам звонит коллектор и это безопасно. Коллектор не представляет угрозы, это закреплено в законе. Все проблемы с коллекторами — из-за паники и незнания своих прав.

Более того: коллектор может помочь с выплатой долга. Как этого добиться — в сегодняшней статье, но сначала — матчасть.

Почему коллектор так навязчив

Коллекторы как бойцовские псы: если вцепятся — не отпустят. Предположим, вы должны банку 1500 рублей за обслуживание кредитки — вроде небольшие деньги. Вы отложили оплату раз, другой, третий, на пятый вам начинают звонить. Сумма небольшая, но коллектор всё равно будет вас пилить. Кажется, что это нелогично, но у такой навязчивости есть причина.

Некоторые должники ведут себя как дети. Они говорят: «Я заплачу завтра» — но у них нет денег заплатить ни завтра, ни через месяц. Они попали в кредитную яму и не знают, как выбраться. Но вместо того чтобы составить финансовый план, они повторяют мантру «я заплачу завтра». Чтобы обсудить с таким должником настоящие проблемы, коллектору нужно выдавить из него признание. На сотый звонок должник не выдержит и проговорится: «Меня уволили с работы, и я не знаю, как вам платить». Тогда-то и начнется настоящий полезный взрослый разговор.

Когда вам звонит коллектор, он не знает, что вы не такой. Он предполагает худшее и пытается выдавить из вас признание. Чтобы коллектор не обращался с вами как с ребенком, сразу опишите ему свою ситуацию и назовите реалистичный срок: «Я уехал на дачу, здесь нет банкоматов и терминалов. Вернусь в город в пятницу, в субботу заплачу». До субботы он вас не побеспокоит. Но если вы пообещали заплатить и не заплатили, коллектор больше вам не поверит.

Почему коллекторы беспокоятся о небольших суммах

Допустим, вы задержали платеж на небольшую сумму — 1500 рублей. Кажется, от такого долга банк не обеднеет. Но коллекторы вас преследуют, как за преступление: звонят, давят, угрожают судом. На это тоже есть причина.

20%6%10%
кредитов в России просроченыкредитов выдается для погашения другого долгакредитов — безнадежные

1500 рублей — небольшая сумма. Но 70—80% всех долгов — это суммы до 3000 рублей, вместе они составляют для банка многомиллионные убытки. Один безнадежный ипотечный долг для банка не так страшен, как тысячи небольших просрочек. Поэтому банк решает требовать с должников любую сумму одинаково строго. Такую установку он передает коллекторам, а коллекторы с такой установкой звонят вам. Для них ваша мелкая просрочка ничем не лучше, чем долг в сотни тысяч рублей.

Чтобы понять масштаб проблемы, представьте: сейчас в России около 40 миллионов человек расплачиваются по кредитам. Это половина экономически активного населения страны. Из них более 5 миллионов задерживают платежи. Общая сумма просрочек — 10,6 трлн рублей.

Если для вас 1500 рублей — небольшая сумма, тогда нетрудно будет ее заплатить. Спросите у коллектора, где ближайшее отделение банка или терминал, заплатите, и больше вас не побеспокоят.

Для коллектора не бывает маленьких просрочек.

Если вы не виноваты

Вы можете попасть в список должников по ошибке. Например, вы уже выплатили кредит, но из-за сбоя в системе коллекторы продолжают звонить. Или вам на домашний телефон звонят, потому что прежний владелец квартиры оставил банку этот номер. Увы, коллектор не войдет в ваше положение, потому что действует строго по инструкции. У него написано на экране, что вы должник. Пока это написано на экране, он не отстанет.

То, что вас беспокоят без причины, несправедливо, но обсуждать это с коллектором бесполезно. Коллектор работает по скрипту — инструкции, которая регламентирует любые ситуации. Скрипт придуман, чтобы коллектор всегда оставался беспристрастным и не выходил за рамки закона. Если должник говорит, что ничего не должен, коллектор не должен верить. Это его работа.

Если коллекторы беспокоят вас зря, свяжитесь с банком. Расскажите о ситуации, попросите убрать вас из коллекторских списков. Работники банка, в отличие от внешних коллекторов, уполномочены решать такие проблемы. Возможно, вас попросят подтвердить сказанное документами — например, предъявить свидетельство о покупке квартиры.

Не спорьте с коллектором, спорьте с банком.

Какие бывают долги

Коллекторы делят долги на два типа: случайные просрочки и кредитные пирамиды.

Случайные просрочки появляются, если заемщик чуть-чуть не вписался в бюджет — например, потратил слишком много на отпуск. Такие должники задерживают не больше 3000 рублей на несколько дней. В такой ситуации коллектор работает живым напоминанием: не забудь, не забудь, не забудь.

Кредитные пирамиды — тяжелая ситуация. Она возникает, если человек взял кредитов больше, чем может оплатить. Чтобы покрыть платежи по старым кредитам, он берет новые. Общая база кредита растет, ставка на каждый новый кредит всё выше. Любая непредвиденная трата — и пирамида рассыпается. Таким должникам нужна реструктуризация, здесь коллектор работает как финансовый консультант.

Отговорки кредитных должников

Есть и третий тип — те, кто с полной ответственностью отказываются выплачивать долг. Должник заявляет, что платить по кредиту не будет, потому что банками управляют жулики, рептилоиды или масоны. Тут коллектор бессилен, дело передадут в суд.

Бандиты

В 90-х финансовые институты в стране работали плохо: банки только учились давать кредиты, государство не умело взыскивать долги. Поэтому эти функции люди выполняли самостоятельно. Взысканием долгов занимались бандиты. У них не было никаких полномочий, поэтому для убеждения они использовали подручные средства и бытовые приборы.

Сейчас такие методы используют только полулегальные организации — мы называем их черными кредиторами, но они называют себя как угодно, хоть «Супердоверие-уайт-честный-инвестбанк». Черные кредиторы дают деньги без документов, поручителей и лишних вопросов. К ним обращаются финансово безграмотные люди или те, кому отказали банки. А через несколько месяцев клиент такой организации может увидеть у себя на пороге «бригаду из девяностых».

Если вам угрожают расправой, то вы имеете дело с бандитом. Не пускайте его в дом, не подписывайте никаких бумаг. Обращайтесь в полицию, закон на вашей стороне.

Коллектор не может просто зайти в ваш дом и вынести из него ценные вещи — это грабеж. Коллектор не может угрожать вам и вашим близким. Но тут есть нюанс: важно различать угрозу и предупреждение.

Источник

Как защититься от незаконных действий коллекторов

КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ НЕЗАКОННЫХ ДЕЙСТВИЙ КОЛЛЕКТОРОВ

В сферу деятельности и внимания так называемых «коллекторов» попадает все большее количество граждан. Это связано как с расширением сферы кредитования, так и с увеличением числа граждан, не рассчитавших свои силы и не справившихся с объемом своих долговых обязательств. Кроме того, как правило, в сферу внимания коллекторов попадает не только сам должник, но его родственники, друзья, знакомые. В результате количество пострадавших увеличивается в несколько раз.

Законна ли деятельность «коллекторов»?

Действительно многие исследователи и практики вообще отрицают возможность существования самой деятельности по возврату долгов осуществляемой негосударственными органами. Логика их проста. Гражданско-правовые споры нужно разрешать в суде, а далее обращаться в службу судебных приставов. Все иные самостоятельные действия кредитора или нанимаемого им лица по взысканию граничат или являются, по своей сути, правонарушением, а то и преступлением.

С другой стороны, внесудебный возврат долга опирается на общегражданское право любого лица – это право на защиту своего субъективного права. В нашем случае права на возврат долга.

Различают две основные формы защиты — юрисдикционную и неюрисдикционную.

Суть ее выражается в том, что лицо, права и законные интересы которого нарушены неправомерными действиями, обращается за защитой к государственным или иным компетентным органам (в суд, арбитражный, третейский суд, служба судебных приставов).

Неюрисдикционная форма защиты охватывает собой действия граждан и организаций по защите своих гражданских прав и охраняемых законом интере­сов, которые совершаются ими самостоятельно, без обращения за помощью к государственным и иным компетентным органам.

В ГК РФ указанные действия объединены в понятие самозащита гражданских прав и рассмат­риваются в качестве одного из способов защиты гражданских прав, что указано в ст. 12 ГК РФ.

Так, например, очевидно, что кредитор, предоставив деньги должнику рассчитывает на их возврат. В случае их не своевременного или не полного возврата у кредитора есть право связаться с должником и поинтересоваться о судьбе собственных денег, причинах их невозврата и сроках исполнения обязательства. Оспаривать такое право и возможность было бы абсурдно.

В тоже время практика коллекторской деятельности прошлых лет говорит о том, что право кредитора на самозащиту и его право на взаимодействие с должником в основном использовалось таким образом, что это причиняло вред, и дополнительные страдания самому должнику, так и иным лицам с ним связанным (супругам, родственникам, друзьям иным лицам) фактически вынуждая должника или этих лиц произвести оплату.

Таким образом, формально опираясь на принадлежащее право коллектор реализовал его так, что оно приобретало такую форму и характер, что это приводило к нарушению прав и охраняемых законом интересов дру­гих лиц (должника, его близких), т.е. реализация права осуществлялась недозволенными средст­вами.

То есть цель так называемого внесудебного возврата долга, по сути, была злоупотребление правом, т.е. вынуждение должника исполнить обязательство путем причинения ему или его близким дополнительного, прежде всего, морального вреда, а иногда и материального или даже физического.

И это есть ни что иного как злоупотребление правом. Именно это и вызвало необходимость принятия Закона № 230-ФЗ.

Точку в этом споре поставил Закон № 230-ФЗ который признал право кредитора на внесудебный возврат долга, в т.ч. и с привлечением третьего лица – профессионального взыскателя – коллектора, и в общих чертах урегулировал способы возврата и их пределы. Таким образом, деятельность по возврату просроченной задолженности легитимизована.

Необходимо понимать, что Закон не освобождает заёмщиков (должников) от исполнения обязательств, поэтому сами по себе требования кредиторов и лиц, действующих от их имени, предъявленные в рамках закона, правомерны и не могут рассматриваться как нарушение прав.

Кто может заниматься деятельностью по возврату просроченной задолженности?

Согласно ст. 5 Закона № 230-ФЗ деятельность по возврату просроченной задолженности могут осуществлять только:

1) кредитор, в том числе новый кредитор, при переходе к нему прав требования, например, в случае продажи долга;

2) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является кредитной организацией;

3) лицо, действующее от имени и (или) в интересах кредитора, только в том случае, если оно является лицом, осуществляющим деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности, т.е. юридическим лицом, включенным в государственный реестр – коллектором.

Таким образом, коллектором можно называть лицо, профессионально осуществляющее деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности и включенное в государственный реестр (профессиональный взыскатель).

Следует отметить, что Закон не содержит общепринятого в быту определения «коллектор». Но для удобства восприятия, будем называть их в данных рекомендациях именно так.

Какие действия по возврату просроченной задолженности законны?

Как часто могут со мной контактировать?

Встречаться с должником лично можно не более 1 раза в неделю (с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники).

Вести переговоры по телефону можно не более 1 раза в сутки, 2 раз в неделю и 8 раз в месяц с 8 до 22 часов в будни и с 9 до 20 часов по выходным и в праздники.

Ограничений по количеству почтовых отправлений нет.

Важным моментом являются следующие ограничения при взаимодействии с должником:

— любые контакты с должником запрещены с 22 до 8 часов в рабочие дни, и с 20 до 9 часов по местному времени в выходные/праздничные дни;

— личные встречи могут осуществляться не чаще одного раза в неделю;

— телефонные переговоры допускаются не более одного раза в сутки, не более двух раз в неделю и восьми раз в месяц;

— сообщения (телеграфные, текстовые, голосовые) разрешено направлять не более двух раз в сутки, четырёх раз в неделю и шестнадцати в месяц.

Что запрещено при взаимодействии с должником?

При любых контактах запрещено:

применять к должнику и иным лицам физическую силу либо угрожать ее применением, угрожать убийством или причинением вреда здоровью;

уничтожать или повреждать имущества либо угрожать уничтожением или повреждением имущества;

применять методы взаимодействия, опасные для жизни и здоровья людей;

оказывать психологическое давление на должника и иных лиц, использовать выражения и совершать иные действия, унижающие честь и достоинство должника и иных лиц;

вводить должника и иных лиц в заблуждение относительно:

— правовой природы и размера неисполненного обязательства, причин его неисполнения должником, сроков исполнения обязательства;

— передачи вопроса о возврате просроченной задолженности на рассмотрение суда, последствий неисполнения обязательства для должника и иных лиц, возможности применения к должнику мер административного и уголовно-процессуального воздействия и уголовного преследования;

— принадлежности кредитора или лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, к государственным органам.

Может ли кредитор или лицо по его поручению общаться с моими родственниками, членами семьи, друзьями, знакомыми?

В заимодействие с третьими лицами ( члены семьи, друзья, соседи, коллеги и др. ) возможно, но только при одновременном соблюдении следующих условий:

имеется согласие должника на взаимодействие с третьими лицами;

третьими лицами не выражено несогласие на осуществление взаимодействия.

Если хотя бы одно из этих условий не выполнено – взаимодействие незаконно.

Согласие на взаимодействие с третьими лицами должно быть дано в письменной форме в виде отдельного документа, содержащее, в том числе согласие должника на обработку персональных данных.

Взаимодействие с третьими лицами должно проводиться по тем же принципам и правилам, как и общение с самим должником.

Какие действия предпринять если Вы не согласны с задолженностью и/или ее размером?

В случае, если Вы не согласны с суммой долга, который с Вас требуют, либо с самим фактом наличия задолженности необходимо письменно обратиться к кредитору или лицу, действующему от его имени.

Статья 10 Закона № 230-ФЗ возлагает на кредитора и лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах обязанность отвечать на обращения должника разъясняя все вопросы, касающиеся просроченной задолженности и ее взыскания.

Так, например, должник может просить сообщить об основаниях, имеющихся к нему требований, в том числе просить представить копии соответствующих договоров с подписями должника, представить подробный расчет задолженности с указанием суммы основного долга, процентов, пеней, штрафов за просрочку и иных санкций и порядок их расчета.

Ответ на обращение должника должен содержать исчерпывающие ответы на все поставленные должником вопросы, в противном случае это может быть расценено как недача ответа должнику на поставленные им в обращении вопросы, что повлечет ответственность.

Ответ предоставляются должнику в течение 30 дней с даты получения обращения должника.

Исходя из текста указанной статьи вся информация, касающаяся вопросов просроченной задолженности и ее взыскания, предоставляется должнику на безвозмездной основе.

Получив исчерпывающую информацию о задолженности следует ее оценить и принять решение об обоснованности или необоснованности требований. По результатам целесообразно повторно письменно обратиться к кредитору или лицу, действующему от его имени указав свои обоснованные сомнения и предложив скорректировать требования в соответствии с вашими предложениями.

В случае не достижения соглашения необходимо обратиться в суд. Ответчиком в исковом заявлении следует указать организацию, в пользу которой осуществляется взыскание задолженности.

Как себя вести, если Вы имеете займы и просроченные обязательства?

Прежде всего необходимо внимательно относиться к финансовым документам. Необходимо со хранять свои экземпляры документов, подписанных при оформлении кредита (займа), в период исполнения договора и в течении 3 лет после возврата долга. Особенно внимательно хранить все квитанции и расписки о погашении долга.

В случае если к вам кто-либо обращается с требованием о погашении долга, то не общайтесь анонимно. Если звонящий не представился, уточните его должность, ФИО и контактный телефон, полное наименование и адрес организации, которую он представляет (при личной встрече требуйте предъявлять документы, при этом действующее законодательство Российской Федерации не запрещает Вам просить копии этих документов, либо их фотографировать).

Если Вам звонят слишком часто или в ночное время, фиксируйте точное время звонков и сам разговор. Пресекайте попытки грубого общения, напоминайте о своем праве обратиться в правоохранительные органы в случае поступления угроз жизни, здоровью. При этом сами сохраняйте спокойствие и выдержанность. Разговаривайте конструктивно, только о долге и вариантах его погашения или вариантах, которые предлагает кредитор или его представитель. Имейте ввиду, что кредитор и тем более коллектор заинтересован в сохранении конструктивного общения с Вами и, как правило, готов на различные «бонусы» для должника (реструктуризация, рассрочка, списание пеней, части долга, замена предмета обязательства, например, денег на какое-либо ликвидное имущество и т.п.). Не стесняйтесь «торговаться».

Возможно ли вообще отказаться от общения с коллекторами?

Статья 8 Закона № 230-ФЗ предоставляет должнику право направить кредитору и (или) лицу, действующему от его имени или в его интересах заявление:

1. либо об отказе от взаимодействия;

2. либо об осуществлении взаимодействия через указанного должником представителя.

Такое заявление имеет строго определенную форму. Форма заявления должника об отказе от взаимодействия утверждена приказом ФССП России от 18.01.2018 № 20 «Об утверждении формы заявления должника об осуществлении взаимодействия с кредитором и (или) лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, только через представителя либо об отказе от взаимодействия». Форма заявления размещена на сайте ФССП России.

Заявление должно быть направлено через нотариуса или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения заявления под расписку.

С момента получения уведомления должника об отказе от взаимодействия кредитор не вправе взаимодействовать путем личных встреч и направления сообщений с помощью средств связи. У кредитора и коллектора останется возможность лишь направлять должнику почтовые отправления по месту жительства должника.

Однако заявление должника об отказе от взаимодействия может быть направлено кредитору и (или) лицу, действующему от его имени и (или) в его интересах, не ранее чем через четыре месяца с даты возникновения просрочки исполнения должником обязательства. Заявление должника об отказе от взаимодействия, направленное им до истечения указанного срока, считается недействительным.

Например, должник по условиям договора обязан возвратить долг до 1 января 2019 г. Долг к указанному сроку не возвращен. Вне зависимости от того, какие действия совершил кредитор по взысканию долга (или он в этот период полностью бездействовал), должник вправе отказаться от взаимодействия с должником или кредитором после 1 мая 2019 года.

Однако если кредитор обратился в суд и вынесен судебный акт акта о взыскании просроченной задолженности то, с даты его вступления в законную силу действие заявления должника об отказе от взаимодействия и связанных с ним ограничений приостанавливается на два месяца. В течение указанного срока допускается осуществление направленного на возврат просроченной задолженности взаимодействие с должником с соблюдением иных требований закона.

Также должник может подать заявление об осуществлении взаимодействия с ним только через указанного должником представителя.

Такое заявление должно содержать фамилию, имя и отчество (при наличии) представителя должника, номер его контактного телефона, почтовый адрес и адрес электронной почты. Следует отметить, что в качестве представителя должника может выступать только адвокат.

В случае получения указанного заявления кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, вправе по собственной инициативе осуществлять взаимодействие только с указанным представителем.

Должник в любое время вправе отменить свое заявление как об отказе от взаимодействия, так и о взаимодействии через представителя путем уведомления об этом соответствующего лица, которому было направлено указанное заявление, способом, предусмотренным договором (при его наличии), или путем направления уведомления по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения уведомления под расписку.

Как уже отмечалось, заявление как об отказе от взаимодействия, так и о взаимодействии через представителя имеет строго определенную форму, которая должна быть соблюдена. При несоблюдении такой формы в принятии этого заявления будет отказано.

Однако в случае получения кредитором или лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, заявлений с нарушением требований закона кредитор или лицо, действующее от его имени и (или) в его интересах, обязаны разъяснить должнику порядок оформления такого заявления путем направления соответствующих сведений способом, предусмотренным договором (при его наличии), или по почте заказным письмом с уведомлением о вручении либо путем вручения под расписку в срок не позднее десяти рабочих дней со дня получения такого заявления должника.

Что делать если права нарушены?

Рассмотрим несколько вариантов развития событий.

Лица, осуществляющие действия по возврату просроченной задолженности (коллекторы), угрожают причинением вреда, убийством и др. В этом случае необходимо незамедлительно обращаться в правоохранительные органы, при этом целесообразно письменно ходатайствовать об установлении номера телефона, звонящего и кому он принадлежит.

Коллекторы пытаются попасть в Ваш дом, аргументируя это необходимостью описать и изъять Ваше имущество. Срочно вызывайте полицию и попросите выйти 2-х соседей, которые станут свидетелями правонарушения.

Коллектор требует внести платёж не на счёт в банке, а отдать ему наличными. В данном случае может иметь место факт вымогательства и злоупотребления служебными полномочиями (можно подать заявление в полицию).

Допущено разглашение Ваших персональных данных без Вашего согласия. Вы вправе обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Коллекторы не угрожают жизни и здоровью, но, в то же время, нарушают, по Вашему мнению, иные права – то в этом случае все зависит от того, кто именно нарушил Ваши права. Если кредитор является кредитной (банк), либо микрофинансовой (различные займы) организацией то возможно обратиться в территориальный орган Центрального банка Российской Федерации. Если это кредитор, не являющийся кредитной организацией, реестровый или нелегальный коллектор нарушает требования Закона, то необходимо обратиться в Федеральную службу судебных приставов.

При обращении в Федеральную службу судебных приставов для объективного рассмотрения Вашего заявления и достижения удовлетворительного результата целесообразно детально в хронологическом порядке изложить события, а также указать:

каким образом с Вами, либо с третьими лицами происходит взаимодействие (телефонные звонки, СМС-сообщения, голосовые уведомления, почтовые отправления, сообщения в социальных сетях, личные встречи), с каких номеров телефонов, адресов электронной почты, аккаунтов происходит взаимодействие;

кем представляются, в пользу кого действуют (наименование кредитора и лица, действующего от его имени);

поступали ли в Ваш адрес угрозы (какие именно).

В целях всестороннего и своевременного рассмотрения Вашего заявления, необходимо подтверждение нарушений кредитором или коллектором установленных законом правил, а именно:

заверенная детализация телефонных переговоров (заказывается в салоне связи Вашего мобильного оператора, либо через официальный сайт в сети интернет). О тметьте номера с которых осуществлялись звонки ;

аудиозаписи в ходе личных встреч с коллектором, а также телефонных переговоров (через программное обеспечение, установленное в Вашем мобильном телефоне или любым другим способом);

копии почтовых отправлений или копии электронных писем от кредитора и коллектора, поступивших по Вашему месту жительства или месту пребыванию;

снимки «скриншоты» с экрана Вашего экрана монитора компьютера, мобильного телефона, содержащие СМС сообщения от коллектора. ID страницы в социальной сети, с которой осуществлялась рассылка.

К заявлению приложите следующие документы :

— копии д оговоров займа, кредитных договоров, по которым имеются непогашенные обязательства, копии судебных актов о взыскании денежных средств;

— копии постановлений об отказе в возбуждении уголовного дела, если обращались в правоохранительные органы;

— копии ответов органов прокуратуры, если Вами оспаривались постановления об отказе в возбуждении уголовного дела;

— копии ответов из территориального органа Центрального банка Российской Федерации или прокуратуры, если обращались в эти органы.

Какую ответственность может понести кредитор или коллектор на нарушение требований законодательства?

За нарушение требований законодательства о защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности, прежде всего, предусмотрена административная ответственность.

Для коллекторов, т.е. для юридических лиц, включенных в государственный реестр юридических лиц, осуществляющих деятельность по возврату просроченной задолженности в качестве основного вида деятельности ч. 2 ст. 14.57 КоАП РФ установлена еще более жесткая ответственность. Должностное лицо такой организации может быть подвергнуто арбитражным судом штрафу в размере от двадцати тысяч до двухсот тысяч рублей или дисквалификации на срок от шести месяцев до одного года, а само юридическое лицо штрафу от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административному приостановлению деятельности на срок до девяноста суток.

В соответствии со ст. 28.3, 28.7 КоАП РФ возбуждать дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 14.57 КоАП РФ и проводить административное расследование уполномочены должностные лица Федеральной службы судебных приставов.

В незаконных действиях коллекторов могут содержаться признаки других административных правонарушений, например, мелкого хулиганства (ст. 20.1 КоАП РФ), оскорбления (ст. 5.61 КоАП РФ), нарушения законодательства о персональных данных (ст.13.11 КоАП РФ) и других. Дела об указанных административных правонарушениях возбуждаются органами внутренних дел, прокуратуры и Роскомнадзора соответственно.

Указанной статьей предусматриваются две формы ответственности: 1) возмещение убытков, и 2) компенсацию морального вреда.

Ответственность в форме возмещения убытков кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, основано на положениях ст. 15 ГК РФ, которой установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Соответственно возмещение убытков возможно, если убытки причинены неправомерными действиями кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах.

Важно отметить, что лицами, обладающими правом на получение убытков названы как должник, так и иные лица. Другими словами, ст. 11 Закона № 230-ФЗ допускает возникновение обязательственных отношений, порождающих обязанность возместить убытки, не только между кредитором и лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и должником, но и между кредитором и лицом, действующим от его имени и (или) в его интересах, и иными лицами.

Кроме того, ст. 11 устанавливает обязанность кредитора и лица, действующего от его имени и (или) в его интересах, компенсировать моральный вред, причиненный их неправомерными действиями должнику и иным лицам. Это вторая форма гражданско-правовой ответственности.

Необходимо отметить, что ст. 151 ГК РФ устанавливает возможность компенсации морального вреда (физических или нравственных страданий) только гражданину и только, если нарушаются его личные неимущественные права или если осуществляется посягательство на принадлежащие гражданину нематериальные блага. Во всех остальных случаях, когда речь идет о нарушениях или посягательствах на имущественные права гражданина, это должно быть прямо предусмотрено законом. Таким образом, ст. 11 предусматривает специальный случай компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями в отношении имущественных прав гражданина – должника или иных лиц в связи с осуществлением деятельности по возврату просроченной задолженности физических лиц, возникшей из денежных обязательств.

В случае причинения имущественного вреда или морального вреда, лицо чье право нарушено может получить компенсацию. Для этого необходимо будет обратиться с гражданским иском в суд. В суде в качестве доказательства надо будет предоставить постановление о привлечении к административной или уголовной ответственности, или об отказе в возбуждении дела (в случае, если при этом будут установлены соответствующие обстоятельства).

Незаконные действия кредиторов или коллекторов могут содержать и признаки уголовного преступления.

Требования кредитора или коллектора взять новый кредит, продать или передать свое имущество, т.е. совершить сделку, если эти требования сопряжены с угрозой применения насилия, уничтожения или повреждения имущества, а равно распространения сведений, которые могут причинить существенный вред правам и законным интересам потерпевшего или его близких могут быть квалифицированы по ст. 179 УК РФ как « Принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения».

За умышленное уничтожение имущества предусмотрена уголовная ответственность по ст. 167 «Умышленные уничтожение или повреждение имущества» УК РФ.

Статьей 137 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации. Так, например, действия кредитора или коллектора по распространению информации о долге без согласия должника подпадают под указанные правовые запреты. Таким действием может быть, например, распространение информации о долге в социальных сетях среди родных, друзей и знакомых должника.

В случае если кредитором или коллектором распространяются заведомо ложные сведения о должнике, порочащие его честь и достоинство лица или подрывающие его репутацию, то такие действия могут быть квалифицированы по ст. 128.1 УК РФ, как «Клевета».

Является преступлением и незаконное проникновение в жилище, совершенное против воли проживающего в нем лица, что предусмотрено ст. 139 УК РФ «Нарушение неприкосновенности жилища».

В какие государственные органы можно обратиться за защитой своих прав в случае незаконных действий кредитора или коллектора?

Также, Вы имеете право обратиться:

Телефон «дежурной части» МВД по Республике Крым: +7 (3652) 734-044 (круглосуточно).

При нарушениях со стороны Банков и микрофинансовых организаций Вы имеете право, помимо обращения в ФССП, обратиться в Центральный Банк Российской Федерации.

Адрес: 295011, Республика Крым, г. Симферополь, ул. Сергеева-Ценского, 12/4 Тел. (3652) 55-02-01, 55-02-05

Если кредиторами допущено разглашение Ваших персональных данных Вы имеете право обратиться в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Крым и городу Севастополь (Управление Роскомнадзора по Республике Крым и городу Севастополь).

Многие из вышеперечисленных государственных органов имеют в сети «Интернет» свои интернет-приёмные. Подача документов через интернет-приёмные сократит время на почтовую пересылку.

Если Вы являетесь субъектом бесплатной юридической помощи (перечень категорий граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, содержится в ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»), то Вы по месту своего жительства можете обратиться к лицам, оказывающим бесплатную юридическую помощь, в том в Юридическую клинику Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России).

Перечень указанных лиц (адвокатов), их контактные данные размещены на официальном сайте Министерства юстиции по Республике Крым по адресу: www. to82.minjust.ru в разделе Бесплатная юридическая помощь.

Таким образом, соблюдая простые рекомендации и досконально изучив свои права, Вы будете спокойно реагировать на любые выпады коллекторов: все противоправные действия, которые они совершат в отношении Вас, впоследствии будут направлены против них самих.

С текстами нормативно-правовых актов, указанных в настоящих рекомендациях, Вы можете ознакомиться на официальном интернет-портале правовой информации (http://pravo.gov.ru).

Время создания/изменения документа: 26 марта 2019 11:36 / 24 января 2020 14:56

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *