звезда тальков о чем песня
Игорь Тальков: Правда и ложь четверть века спустя
4 ноября Игорю Талькову исполнилось бы всего 60. Но его нет уже 25 лет. 6 октября 1991 года музыкант был убит за кулисами Дворца спорта «Юбилейный» в Санкт-Петербурге.
И убийца до сих пор не понес наказания, заказчики преступления не найдены, а вокруг личности самого артиста буквально выросла стена мифов. Мы попытались разобраться в запутанной истории…
«ПОГИБ ИЗ-ЗА МЕСТА В КОНЦЕРТЕ»
Это самый первый миф, появившийся после гибели артиста.
Данную версию центральные телеканалы представляли, как единственно верную. Будто бы певица Азиза, желая выступать последней (закрывать концерт у артистической братии считается престижным), требовала у Талькова, чтобы тот уступил ей место. Завязалась драка между охранниками артистов, Тальков тоже ввязался. А выстрел прозвучал случайно: ведь не только кулаками махали, еще и пистолетами трясли… В общем, дело представили, как несчастный случай.
– Я хорошо помню те горькие дни осени 1991-го, – говорит Ирина Красильникова, подруга мамы Игоря Талькова Ольги Юльевны (ее не стало в 2007-м). – Заметки в газетах, новости по телевидению – все это было очень похоже на кем-то заказанную акцию: нарочно представить ситуацию как банальную драку по надуманному поводу. Да плевать Игорю было, когда выступать – первым, десятым.
За несколько лет до этого его пригласила в концертный тур Пугачева. В первом же городе – это был Свердловск – Алла подошла к Игорю за кулисами и предложила: мол, иди на сцену передо мной – после меня выступать опасно, публика не примет.
Игорь отказался, вышел на сцену вслед за Аллой. И что же случилось? Огромный многотысячный стадион стоя аплодировал Талькову, люди не отпускали со сцены, милиционеры из оцепления бросились за автографами. На следующий день разгневанная Примадонна отправила его обратно в Москву, не позволив участвовать в туре дальше. Позавидовала!
А Игорь, вернувшись домой, написал песню «Звезда», посвятив ее Алле Борисовне:
«Ты светишь себе, себе и только,
Холодный твой свет не греет нисколько…»
И кто-то смел утверждать, что ему было важно выступать после Азизы? Ради этого ввязался в драку?!
«МАСШТАБ ЛИЧНОСТИ ТАЛЬКОВА ПРЕУВЕЛИЧЕН»
Этой странной позиции придерживаются даже некоторые знаменитые и авторитетные.
Например, Андрей Макаревич на вопрос, как он относится к Талькову, ответил: «Я не поклонник его творчества». И обосновал свою позицию следующим образом: «Пока на дворе стоял совок и у нормальных команд были проблемы, он пел исключительно про Чистые пруды. А после перестройки, когда все стало можно, вдруг таким смелым оказался…»
Журналист Максим Кононенко в громкой статье назвал Талькова «средненьким поэтом», писавшим «для невежественного быдла».
Для тысяч поклонников Талькова такие отзывы – словно плевок в лицо.
– Я очень хорошо помню, как Игоря провожали в последний путь, – вспоминает Ирина Красильникова. – Море народу! Люди плакали навзрыд. «Средненьких» так не хоронят, а народ не обманешь. Помню, бабушка в платке причитала: «Это же не Талькова – это Россию хоронят!» И правда – словно напророчила. С осени 1991-го начался отчет новой истории.
И новых бед для нашей страны.
«Когда мир раскалывается надвое, пуля проходит через сердце поэта», – писал Генрих Гейне. Так что осенью 1991-го пуля пробила сердце Талькова не случайно.
– А «молчал до перестройки», как уверяет Макаревич, по объяснимой причине – не мог пробиться, не пускали, – объясняет Красильникова. – Даже главную его песню – «Россия» – первым поставил в своей программе «До и после полуночи» телеведущий Владимир Молчанов на свой страх и риск – могли ведь и уволить, а передачу закрыть.
«Все стало можно с перестройкой» – это иллюзия, «все можно» стало негодяям и мерзавцам, а простой народ как был одураченным и бесправным, таким и остался. Игорь в том числе об этом писал…
СТРЕЛЯЛ МАЛАХОВ? ШЛЯФМАН? ИЛИ КТО-ТО ТРЕТИЙ?
Нынешним летом не стало Игоря Малахова. Бывший телохранитель Азизы закончил свои дни отшельником. После смерти Малахова вновь заговорили, будто роковой выстрел 6 октября 1991 года все-таки произвел он.
Нашлись люди, перед которыми Малахов якобы каялся в этом грехе накануне смерти. Правда это или ложь? Теперь никто не скажет – у мертвого ведь не спросишь.
Следователь Валерий Зубарев, расследовавший эту трагическую и запутанную историю осенью 1991-го, уверяет, что ошибки быть не могло. Работали лучшие криминалисты, представители «старой советской школы», знатоки своего дела. И они уверены, что докопались до правды.
Косвенным подтверждением этой версии может служить поспешный, вскоре после похорон, отъезд Шляфмана в Израиль.
– Еще за полгода до смерти Игоря его директор хвастался полученной визой – выходит, уже тогда вынашивал план и выстраивал пути отхода, – размышляет брат Игоря Талькова Владимир. – Этот Шляфман – «темная лошадка». Он пришел в коллектив брата, и постоянно провоцировал конфликты.
Близкие и друзья Талькова по сей день уверены в том, что вокруг Игоря буквально сплели кружево заговора. Например, Ольга Антипова, директор концертного зала «Юбилейный» в 1991-м, вспоминает:
– Позвонили по внутреннему номеру – за кулисами стрельба. Я бросилась туда. Игорь Тальков стоял в коридоре, спиной к зеркалу. Через мгновение он начал буквально сползать по зеркалу на пол – я подбежала, он осел мне на руки, лицо стало мертвенно-бледным – из тела уходила жизнь…
Ольга Антипова показала место – то самое. От «пятачка», где завязалась драка, и до зеркала (сейчас его уже нет) не менее пяти метров. Вряд ли бы это расстояние мог пройти человек с пулей в сердце.
Да и показания Азизы на допросе косвенно подтверждают эту версию.
То есть все-таки был третий – неизвестный мужчина. Кто же он? Загадка.
Очевидцы рассказывали: Валерий Шляфман набрал чей-то номер на мобильнике и сказал всего два слова: «Тальков убит». Отчитался.
КТО ЗАКАЗЧИК: ПРОДЮСЕРЫ, СПЕЦСЛУЖБЫ?
Продюсер Марк Рудинштейн первым несколько лет назад публично озвучил имя предполагаемого заказчика – якобы это кинопродюсер, в фильме которого «Князь Серебряный» снялся Тальков.
Тогда на съемках возник конфликт. Почему-то отступили от первоначального сценария картина получалась «антинародной». Артист наотрез отказался продолжать съемки – вместо него снимали дублера.
На премьере Тальков вышел на сцену и попросил прощения у зрителей – за то, что участвовал в этой «мерзости».
По мнению Рудинштейна, продюсер – человек авторитетный, богатый и гордый – не смог простить такой выходки.
Есть версия, что Тальков перешел дорогу другому крупному (уже музыкальному) продюсеру, в прошлом – комсомольскому идеологу. Мол, именно о нем строчка из тальковской песни: «Перестроились комсорги, в шоу-бизнес подались…» Якобы, в начале 1990-х бывший комсорг обложил артистов данью, Тальков платить отказывался – поплатился жизнью.
Но: не пойман – не вор, а назвать человека преступником может только суд. Суда не было. Уже, очевидно, и не будет…
Впрочем, брат Игоря Талькова убежден, что обе версии с продюсерами – ложный путь. Владимир сам работал в шоу-бизнесе, знал про смычку продюсеров с криминалитетом. Но – не их метод! Те избили бы, ноги переломали, припугнули хорошенько… А пачкать руки кровью – перебор!
Игоря убрали спецслужбы, убежден брат.
– Он очень много знал, – вспоминает Владимир. – Много читал, буквально дневал и ночевал в архивах и библиотеках. Анализировал, размышлял – что происходит с Россией на протяжение последних ста лет? В последние дни много говорил о том, что Горбачев получил задание от мирового правительства – так был разрушен СССР, что Ельцин – совсем не спаситель России. Хотя в те осенние дни вся страна еще видела в Ельцине спасителя, Игорь прозрел первым…
– Игорь жил в крошечной хрущевке с женой и сыном, – с теплотой и грустью вспоминает Владимир Тальков. – Помню, как на диване сломались ножки – подперли трехлитровыми банками, так и спали. А писал Игорек на крошечной кухне по ночам. И это – кумир, звезда! Какой контраст с хоромами нынешних «знаменитостей», большая часть из которых – «пустышки»! Но Игорек жил по принципу: не хлебом единым.
Верил в великое предназначение России, в силу духа, который однажды воспрянет. Очень многие его песни – пророческие, рассказывают в том числе и о сегодняшнем дне. Вслушайтесь в тексты…
ДО СИХ ПОР ПОД ЗАПРЕТОМ?
– До сих пор, за четверть века после его смерти, ни один телеканал не показал полный концерт Игоря Талькова. Почему?! – негодует Ирина Красильникова. – И люди не знают его гражданские песни, забывают о нем.
Зато ток-шоу на телевидении выдают на-гора: о его романах, мнимых и реальных, о «тайне смерти». И ложь вокруг этого! Зачем, кому это надо – оставить Талькова в памяти не большим поэтом, а хулиганом и гулякой. Вообще, мне представляется, что преступление было разыграно, как по нотам. Как пьеса или спектакль – каждый исполнял свою роль. Вот только кто невидимый режиссер.
– Об Игоре снимал фильм Кирилл Набутов – достойный и хороший журналист, – рассказал нам друг детства Талькова Игорь Лысенков. – Получилась интересная работа. Но так и не показали – объявив неформатом. И спустя годы об Игоре, увы, только ложь или шоу…
Десять пророческих песен Игоря Талькова
Шестого октября исполнилось 25 лет со дня убийства Игоря Талькова, а его песни написаны как будто вчера
Игорь Тальков в фильме «За последней чертой». Фото с сайта kino-teatr.ru
Сила Талькова — в правде, как это банально ни прозвучит. Безответственная игра воображения и бурные фантазии — это не его метод. Тальков неоднократно подчеркивал, что любая его песня имеет документальное подтверждение. В этом ему помогала скрупулезная работа в архивах, чтение исторической литературы и изучение рукописей участников Гражданской войны.
1. «Примерный мальчик». Автобиографизм этого задорного твиста очевиден. В детстве Тальков действительно был «примерным мальчиком», хорошо учился и старался не лезть на рожон. Поэтому его увлечение роком стало для многих откровением. Пытаясь соответствовать навязанному ему извне образа «бунтаря» и «дебошира» он действительно совершил по молодости массу необдуманных поступков. Что же касается песни, то совмещение в одном образе неистового рокера и прмерного христианина, «посещающего Божий храм» в конце 80-х казалось диковатым. Но пройдет каких-то 10-15 момент, рок-музыканты начнут воцерковляться, оставаясь при этом верными своим приницпам — и всё встанет на свои места.
2. «Люди с забинтованными лбами». Песня написана в начале 80-х. Казалось бы, к моменту начала Перестройки она должна была устареть. Однако именно в этот период Тальков дописал к ней еще один куплет, про то, что «слух прокатился, будто скоро снова придется лбы забинтовать». В наши времена повсеместного «закручивания гаек», абсурдных законодательных инициатив и тотального стукачества есть повод вновь вспомнить о ней.
&
4. «Война». Первой «визитной карточкой» Талькова стала песня «Чистые пруды», которую написали Давид Тухманов и Леонид Фадеев. Между тем, Тальков всегда хотел петь свои песни и не выглядеть в глазах зрителей сугубо лирическим мсполнителем. Не случайно «Война», как бы написанная поверх «Чистых прудов», стала полемичной по отношению к ним («я на меч булатный и доспехов звон поменял приятный старый свой аккордеон»). Комментируя эту вещь в книге «Монолог», Тальков объяснял, что всегда был неравнодушен к вопросам экологии, отдавая себе отчет, что начинать решать эту проблему надо с политиков. Сейчас же эта песня трактуется еще шире. Мурашки бегут по коже, когда Тальков перечисляет в финале «Войны» «горячие точки», к которым добавилась теперь и Украина.
6. «Метаморфоза». Не покидает ощущение, что нас окружают сплошные хамелеоны — герои этой песни. Особенно, когда у борцов с наркотиками находят запрещенные вещества, представители антикоррупционного комитета ворочают деньгами, составляющими бюджет небольшой африканской страны, а Джуну после ее смерти объявляют чуть ли не глаавной отечественной пророчицей.
7. «Самый лучший день». Немного отвлечемся от глобальных проблем человечества и обратимся к чистой лирике. Кто бы мог подумать, что через три десятилетия словосочетание «Самый лучший день» вновь станет в России невероятно популярным! Что поделать — русский человек привык жить прошлым и предпочитает смотреть назад, а не вперед. Песня примерно об этом.
8. «Солнце уходит на запад». Своими главными ценностями Тальков. Как настоящий русский патриот, считал Бога, Родину и семью. К перспективе эмиграции из России он, соответственно, относился крйане негативно, резонно полагая, что русский человек должен жить и умирать в своей стране. Об этом песня «Солнце уходит на Запад». Как бы хотелось, чтобы для России она оказалась пророческой, но финал по-прежнему остается открытым.
9. «Господин президент». Одна из последних песен Талькова. Написана ровно за месяц до его гибели. В период, когда вся страна пребывала в эйфории по поводу «победы» над путчем, певец здесь высказал закономерные опасения по поводу будущего России, обращаясь непосредственно к Ельцину. Тогда это казалось непозволительной дерзостью, и, возможно, именно за это Тальков и поплатился.
Исповедь последней любви Талькова
Елена Кондаурова прокомментировала личное видео с певцом
Дозвонившись до Кондауровой, мы решили уточнить подлинность видеопленки и напросились в гости. В трехкомнатной квартире Елена живет с матерью. Плакатов с Тальковым мы не увидели.
Игорь ТАЛЬКОВ влюбился в молоденькую Елену КОНДАУРОВУ за три месяца до гибели
Найдя в Сети эту композицию, Елена дала мне ее послушать:
Вспоминая прошлое, Елена достала старые фотографии
Не сказал, что женат
На старом видео Тальков такой, каким его знали только близкие. Это кадры из жизни влюбленного человека: Игорь целуется с Еленой за столиком в ресторане, не таясь от друзей и членов коллектива, катается с девушкой на карусели. Певец смотрит на мир счастливыми глазами.
На домашнем видео певец поёт с Еленой.
В конце видео Тальков и Елена идут по коридору корабля и поворачиваются, чтобы помахать рукой.
. старую еврейскую песенку.
Тальков отбил у всех
Вскоре Елена, когда-то в детстве занимавшаяся танцами, стала работать в качестве танцовщицы. Талькову понравилось, как однажды девушка выступила на сцене под песню «Звезда».
На старой кассете легко узнать директора артиста в компании с молодой девушкой.
Однажды Тальков попросил директора познакомить его поближе с Еленой. Игорь честно сказал девушке: «Ты внесла смуту в наш коллектив».
. катается на карусели.
Может, и бросил бы Игорь меня потом, как это утверждает его жена Таня, не раз мне говорившая: «Так бы обязательно случилось. Он легко увлекался и быстро охладевал». Но не произошло этого!
О том, что Тальков женат, Елена долго не знала. Певец никогда не заводил разговора на эту тему.
. ужинает в ресторане
Осыпал розами
Хоть Тальков напрямую и не признавался в любви, он показывал свои чувства романтическими поступками.
— Один раз просыпаюсь, а мне в глаза что-то красное смотрит. Спросонья испугалась даже. А потом заметила, что вся постель усыпана бутонами роз. Сижу и плачу: «Спасибо». Игорек сел рядом: «Милая, почему ты плачешь?» Больше в жизни мне никто не делал такого.
Сочи стал городом любви Елены и Игоря. С ним у Кондауровой связаны самые теплые воспоминания:
— Лежим на пляже, вижу, Игорек засыпает. А перед этим зашел разговор о том, что я не умею нырять. Я его оставила и пошла на мыс, где попросила одну девушку научить меня нырять. С десятой попытки научилась. Прихожу и говорю: «Игорь, я научилась!» Тогда мы взяли яхту и ушли далеко в море, где Тальков с кормы стал делать прыжки. Тогда я сделала то же самое. Бегу за ним и прыгаю! Со всей дури, а там высота метров пять. Ушла глубоко, под водой темно, воздуха не хватает, гребу вверх, а там все еще темнота. Выплываю, жадно хватаю воздух, смотрю, на яхте стоит Тальков и кричит: «Моя милая! Ты это сделала!»
Директору певца Валерию ШЛЯФМАНУ тоже нравилась Елена, но с ТАЛЬКОВЫМ никто сравниться не мог
А однажды мы побежали за майками на базар. Вдруг по дороге Тальков меня останавливает: «Сколько они стоят? Так дешево? Нельзя. Я же Тальков».
Игорь не дарил мне подарки, это ни ему, ни мне не казалось важным. Осталась на память игрушка-попугай, которую ему бросили из толпы фанаты на концерте 19 августа 1991 года в Ленинграде. Он подписал ее и отдал мне. Да еще этот бегемотик. Как-то пристал ко мне: «Давай я куплю тебе игрушку». Говорю: «Ну, купи вот этого резинового бегемотика с открывающейся пастью». Когда мы ругались, я ему рот закрывала, это значит, что мы должны замолчать. Когда кто-то хотел что-то сказать, шутила: «Сначала открой рот бегемотику».
Тогда в Сочи Тальков впервые заговорил с Еленой о смерти, которую предчувствовал.
Перед той роковой поездкой в Ленинград в октябре 1991 года Тальков попросил руки Елены у ее мамы. Об этом Татьяна Ефимовна сказала дочери, когда певца уже не стало.
После смерти Игоря Елена встретила Петра, которого любила всю жизнь
Шляфман не убивал
Когда певца увезла «скорая помощь», Елена вместе с другими помчалась в больницу.
— Вышел врач и сказал, что Игорь умер. Мне стало плохо, я рухнула на пол. Потом был суд. Мне присылали повестки, но я не ехала в Ленинград, было страшно. Когда пришла четвертая повестка, отправилась. Подумала, раз Игорь не побоялся, то почему я должна прятаться. Рассказала то же, что и сейчас.
Через год после смерти Талькова Елена встретила другого мужчину, которого полюбила. К несчастью, три года назад его не стало.
Памяти Игоря Талькова посвящается.
Образность в песнях Игоря Талькова
Образность в песнях Игоря Талькова
Сообщение sasha—ahsas » Ср 20-07-2005 03:05
Сообщение Lelik Spb » Вс 24-07-2005 02:44
Сообщение sasha—ahsas » Вс 24-07-2005 03:14
Сообщение Lelik Spb » Вс 24-07-2005 03:34
Сообщение Кирилл » Пн 25-07-2005 13:59
Сообщение Andy » Вт 26-07-2005 09:28
Сообщение Lelik Spb » Ср 27-07-2005 01:58
Сообщение sasha—ahsas » Чт 28-07-2005 02:45
Сообщение sasha—ahsas » Чт 28-07-2005 02:49
Сообщение Camilla » Вт 06-09-2005 14:30
» Самый лучший день у нас сегодня был. И очень хорошо, что он уже прошел, и от последних слов меня осводил.»
Сообщение Andy » Чт 08-09-2005 10:49
» Самый лучший день у нас сегодня был. И очень хорошо, что он уже прошел, и от последних слов меня осводил.»
Сообщение Camilla » Чт 08-09-2005 20:15
Сообщение Camilla » Чт 08-09-2005 20:18
Сообщение Екатерина » Пт 09-09-2005 10:09
Мне кажется, эта песня о том РЕАЛЬНОМ счастье, которое человек только что пережил и, как ни странно это для нас, человеков, вечно ищущих чего-то, прочувствовал это своё счастье, радость ЭТОГО дня. И он рад, что этот день ничего не омрачило, и не было последних, «нужных», оценочных слов, а просто прошло всё легко, как на одном духании, без оценок. И он наслаждается ПОЛНОТОЙ этого счастливого дня, и рад, что этот день прошёл, и ничего уже его не испортит.
Вот моё мнение, сумбур конечно полный, но, надеюсь, смысл уловите!
Песня действительно очень красивая!
Сообщение Andy » Пт 09-09-2005 10:52
Ранее я считал, что песня о расставании. Однако, сейчас я полагаю Игорь Тальков пел не о расставании, а об «отдалении» одного человека от другого:
На мой взгляд он имел ввиду некое незримое препятствием между людьми, появление которого вызвано ослаблением чувств.
В остальном, наверное, соглашусь с Екатериной: песня о прекрасно только что прожитом дне.
Я вернусь: 15 знаменитых песен Игоря Талькова
Иван Юрченко
Игорь Тальков родился 4 ноября 1956 года в деревне Грецовка Тульской области. Музыкой он увлекся еще в детстве, часами играя на сделанном из стула и кастрюль барабане. Первым же настоящим музыкальным инструментом Игоря стал баян, по классу которого он, между прочим, обучался в музыкалке. В общеобразовательной школе Тальков был участником ансамбля «Гитаристы» и руководил хором, а в старших классах сам научился играть на фортепиано, гитаре, бас-гитаре, скрипке и барабанах.
Писать песни Тальков начал в 1973 году, однако своей первой профессиональной работой сам Игорь считал композицию «Доля», датированную 1975 годом. Тальков страстно увлекался театром. Окончив школу, он поехал в Москву поступать в театральное училище, но из-за незнания романа Горького «Мать» не сдал экзамен по литературе.
В общем, путь Талькова в высшем образовании был тернист… В 1975 году он поступил на физико-технический факультет Тульского пединститута, но продержался там всего один курс. Потом был институт культуры в Ленинграде, но и там у Игоря не заладилось. В том же 1975-м Тальков на одной из площадей Тулы выступил с критикой Леонида Брежнева, за что и был отправлен служить в стройбат в Нахабино. В свободное время «неблагонадежный интеллигент» (так назвали Талькова после его тульского выступления) писал песни и репетировал с созданным им ансамблем «Звездочка».
После армии Тальков уехал на заработки в Сочи. Игорь нашел работу в варьете бас-гитаристом, а также много работал в сочинских и московских ресторанах. Тальков в своей книге «Монолог» отозвался об этом периоде предельно жестко: «Значительную часть своей творческой жизни я потратил на разбазаривание эмоций по кабакам, делясь сокровенными мыслями с пьющей и жрущей публикой за гроши, бросаемые широким жестом».
С 1976 года начались выступления на профессиональной сцене: Тальков гастролировал с группами «Апрель» и «Калейдоскоп». В 1984-м Игорь играл в группе, аккомпанировавшей Людмиле Сенчиной и работал аранжировщиком у знаменитого Стаса Намина. Два года спустя Тальков стал солистом созданной Давидом Тухмановым группы «Электроклуб»… Прорыв случился в 1987 году: песня Тухманова «Чистые пруды» в исполнении Талькова попала на «Песню года», после чего к музыканту пришла настоящая популярность.
Но сам Тальков на какое-то время превратился в заложника одной песни, ведь большинство композиций, которые он писал, вовсе не были похожи на «Чистые пруды». Эту проблему Игорь решил радикально. Он ушел из «Электроклуба» и основал группу «Спасательный круг». С этим коллективом Тальков гастролировал по Союзу, а программа состояла из двух отделений: в первом игрались песни гражданской тематики, во втором – лирика.
В 1988 году Тальков участвовал в сборном концерте, организованном программой «Взгляд» в Лужниках. Игорь должен был спеть только песню «Примерный мальчик», но он совершенно неожиданно изменил программу, исполнив то, что сам посчитал нужным. Естественно, что выступление закончилось скандалом. Ведущие остановили концерт, а Тальков ушел со сцены.
Широчайшая популярность пришла к Талькову в конце 1989-го: клип на его песню «Россия» был показан в передаче Владимира Молчанова «До и после полуночи». Именно после этого аудитория узнала, что Тальков поет не только лирические песни типа «Чистых прудов».
Пик популярности Талькова пришелся на 1990-1991 годы. Советский Союз бился в предсмертных судорогах, и злободневные сочинения на гражданскую тематику находили необычайно живой отклик в стране. Игорь много гастролировал, неизменно собирая полные залы. С аншлагами проходили и его стадионные выступления.
Весной-летом 1991 года Тальков с группой «Спасательный круг» показывал спектакль-концерт «Суд». Концерты представляли собой суд над правителями советского государства. Сам Тальков рассказывал, что на одном из выступлений после прослушивания жестких социальных стало плохо партийному функционеру, его увезли в больницу с инфарктом.
В дни августовского путча Тальков выступал на Дворцовой площади в Петербурге. Последний раз на сцену Игорь Тальков вышел 5 октября 1991 года: в этот день он сыграл акустический концерт в Гжели.
«Вечерняя Москва» предлагает вашему вниманию 15 самых известных песен Игоря Талькова.
1. Я вернусь (написана в 1990 году)
Песня о войне, которая непрерывно идет в России. Ей не видно конца и края, а тиран, объявивший войну стране, до сих пор не предан земле. Очевидно, что речь идет о Владимире Ленине и мавзолее на Красной площади.
2. Россия (написана в 1989 году)
Как и во всех песнях гражданской тематики, Тальков поет об имперской, царской России, в которой видит некий эталон:
Из мрачной глубины веков
Ты поднималась исполином,
Твой Петербург мирил врагов
высокой доблестью полков
В век золотой Екатерины.
Теперь всего этого нет, и автор не может понять, как такая великая держава отдала себя на растерзание вандалам…
3. Летний дождь (написана в 1990 году)
4. Чистые пруды (написана в 1987 году, музыка Давида Тухманова, слова Леонида Фадеева)
Эту композицию написал не Тальков; музыка принадлежит Давиду Тухманову, слова – Леониду Фадееву. Но не упомянуть «Чистые пруды» в ряду самых известных песен Игоря Талькова просто нельзя. Ведь «Чистые пруды» прославили певца, на долгое время став его визитной карточкой.
5. Родина моя (написана в 1988 году)
Этой песней Тальков открывал «социальную» часть музыкального спектакля «Суд». Очередной антикоммунистический манифест, рассказывающей о звезде Люцифера, взошедшей над российскими куполами, и о великих сынах России, которые взирают на это с небес и льют слезы.
6. Бывший подъесаул (написана в 1990 году)
Песня основана на реальных событиях. В ней рассказывается о казачьем подъесауле Филиппе Миронове, перешедшего на службу к большевикам и расстрелянного в 1921 году.
7. КПСС (написана в 1990 году)
В этой жесткой песне Компартия уравнивается с немецкими нацистами, с СС. А на Красной площади лежит главный атеист (Ленин), и в мавзолее творятся страшные дела:
Рекой течет к нему толпа рабов,
Не зная, что туда же
По ночам заходит бес.
8. Памяти Виктора Цоя (написана в 1990 году)
Песня, написанная после гибели Виктора Цоя. Тальков поет о судьбе поэта, о его избранности, называя стихотворца божественным посланцем. И в конце – страшное предсказание своего собственного внезапного ухода из жизни.
9. Звезда (написана в 1985 году)
Композиция о музыкантах, достигших пика популярности и славы, но уставших от жизни. Тальков не говорил, о ком именно поет, но можно догадаться, что песня посвящена коллегам по зарождавшемуся в конце 80-х шоу-бизнесу:
10. Господа-демократы (написана в 1989 году)
Песня-диалог автора с российскими общественными деятелями, революционерами, философами. Собеседниками героя выступают Герцен, Радищев, Чернышевский, Белинский и Маркс.
11. Стоп! Думаю себе (написана в 1988 году)
На протяжении всей песни герой пытается докопаться до правды об изменениях в политической жизни страны. Но каждый раз находит нестыковки и «загвоздки».
12. Моя любовь (написана в 1987 году)
Песня о внезапной влюбленности, накрывшей автора с головой. Он погружается в любовь, как в пучину, и не знает, что с ней делать:
Скажи, откуда ты взялась,
Моя нечаянная радость,
Несвоевременная страсть,
Горькая, а сладость?
13. Метаморфоза (написана в 1991 году)
Тальков поет о хамелеонах, которые удивительно быстро приспособились к перестроечным реалиям, к веяниям гласности. Комсомольцы переходят в шоу-бизнес, вместо значков с Лениным надевают на себя кресты. Естественно, что за этим фасадом пустота, ведь перестройка – чистой воды декорация:
14. Кремлевская стена (написана в 1988 году)
Герой песни рассказывает, сколько он предотвратил бы бедствий для своей страны, если бы он был Кремлевской стеной. Умная стена швырялась бы кирпичами во вредителей, и тогда все было бы другим:
Если б я был Кремлевской стеною,
Ведь другой бы была экономика,
И культура была бы иною.
15. Уеду! (написана в 1990 году)
Герой идет к заветной цели, к счастью. «По дороге» он расстается с иллюзиями, тратит нервы, а когда ему кажется, что вот он уже почти у цели, ожидаемого счастья не обнаруживается. И тогда он решает махнуть на все рукой и собирается уехать далеко. Теперь он будет искать покой. Найдет ли?