зтр в смете что это как считать
Как расшифровать смету и читать ее
Расшифровка сметы и ее чтение для неспециалиста может вызвать некоторые затруднения. Однако это не очень сложно. Для этого необходимо освоить буквально несколько аббревиатур и сокращений, а также запомнить одну формулу сметной стоимости и все сразу станет максимально прозрачным и понятном в любом сметном документе.
Как читать сметы
Прежде чем ответить на вопрос, как читать смету, необходимо получить расшифровку сметы: что это такое и что она из себя представляет, какие бывают виды смет, на основании чего сметы составляются и т.п. Специалист сметного отдела часто сталкивается с такими вопросами, как «что такое СМР в смете?», «какая расшифровка аббревиатуры ЛСР?», «ЭМ в смете — что это такое?» или, по аналогии, «МР в смете — что это такое?». Далее будут рассмотрены многие вопросы, ответами на которые необходимо обладать специалисту-сметчику.
Что такое смета
Смета — это первоочередной документ, с которым работает инженер-сметчик. Также смета — это один из основных документов, определяющих стоимость строительства любого объекта. Существует несколько видов сметных форм, и каждая из них, как правило, имеет сокращенное название. Например, ЛСР (расшифровка аббревиатуры — локально-сметный расчет), ЛС (расшифровка — локальная смета) и т.д. Также внутри самих сметных форм существует множество понятий, чаще всего указанных в сокращенной форме. Для образца: расшифровка в смете ЭМ — это эксплуатация машин и механизмов, а расшифровка ТЕР и ФЕР — это территориальные единичные расценки (ТЕР) и федеральные единичные расценки (ФЕР). Как видим, эти сокращения обозначают абсолютно разные понятия, поэтому совершенно очевидно, что сметчик, знающий, как правильно читать смету, сможет составить безошибочно любую сметную форму.
Шифр расценки и коды ресурсов для смет
Необходимо отметить, что чаще всего все виды сметных форм составляются на основании сметных нормативов, которые собраны в сборники, известные как ГЭСН и ЕР. ГЭСН — это государственные элементные сметные нормы. ЕР — это единичные расценки. Существует несколько видов ЕР: ФЕР, ОЭР и ТЕР. О том, что такое ФЕР (не ФЭР) и ОЭР, а также что такое ТЕР в смете, можно получить представление из методических указаний МДС 81-35.2004. В упомянутых МДС, если упростить эти понятия, говорится, что ФЕР — это федеральные единичные расценки, которые могут применяться для составления сметных форм на территории всей России.
ОЭР — отраслевые расценки, которые, очевидно, могут быть использованы при составлении смет на определенные отрасли строительства, например, для работы в горных местностях, для водохозяйственной отрасли и т.п. ТЕР — расценки территориальные, то есть этот вид расценок, как правило, используется на территории какого-либо субъекта страны, например, ТЕР Республики Татарстан или ТЕР Краснодарского края и т.п. Также в МДС 81-35.2004 указано, что ГЭСН и ФЕР составляют единую сметно-нормативную базу, на основании которой, собственно, и составляются локальные сметы, сметы по форме №4, акты выполненных работ КС-2 и прочая сметная документация.
Согласно рисунку 1 нормативы ГЭСН и ЕР (в данном случае ФЕР) подразделяются на части. Всего выделяется 5 частей:
Каждая из этих частей в свою очередь подразделяется на сборники по видам работ. Так, например, в строительную часть входят сборники на земляные работы, отделочные работы, работы по устройству кровель и полов и на множество прочих видов работ. Ремонтно-строительные сборники предусматривают практически идентичный строительным сборникам состав с учетом специфики производства ремонтных работ. В монтажную часть включены сборники на монтаж оборудования, электромонтажные работы, работы по устройству линий связи и т.п. В состав капремонта оборудования входят сборники по капремонту лифтов и ревизии арматуры трубопроводов. Пусконаладочные работы включают сборники, необходимые для составления сметных форм на наладку оборудования и приборов.
Каждый сборник любой части сметных нормативов имеет свой номер и состоит из таблиц и норм. Каждая норма имеет свой уникальный шифр расценки и коды ресурсов, ориентируясь на которые сметчик понимает, как правильно читать сметы в строительстве. Помимо того, как правильно читать сметы, на основании знания расценок сметных нормативных баз специалист сметного дела также должен представлять, как правильно составлять смету. Более того, без понимания того, что означает СМР в смете, невозможно понять, как читать строительную смету.
Рисунок 1. Нормативные базы ГЭСН и ФЕР
СМР в смете
На основании вышесказанного, получается, что ЛСР в строительстве (расшифровка — локально-сметный расчет, как было сказано выше) — это основная из сметных форм, в которых используются сборники ГЭСН и ФЕР. Благодаря указанным сборникам можно вычислить стоимость СМР объекта. Стоимость СМР в смете — это стоимость строительно-монтажных работ. Обратимся к рисунку 2, который иллюстрирует итоги сметной стоимости СМР и как их расшифровать в ЛСР. Необходимо заметить, что образец сметы на СМР на рисунке 2 составлен условно для данного случая в целях демонстрации принципа подведения итогов и понимания того, как читать смету. Таким образом, графа «Всего по смете» и будет отражать стоимость СМР в смете в данном случае. То есть, как видно на рисунке 2, расшифровка в смете СМР — это стоимость производства строительно-монтажных работ при строительстве любого объекта в целом.
Кроме того, из приведенного примера сметы на СМР, а конкретнее из ее итогов, можно понять, что стоимость СМР вычисляется из нескольких составляющих, из чего следует, что необходима расшифровка расходов сметы по статьям и того, что входит в СМР в смете.
Также на рисунке 2 можно обратить внимание на то, из чего состоит стоимость СМР, а именно: из стоимости материалов, машин и механизмов, ФОТ, накладных расходов и сметной прибыли, а также в СМР включена стоимость налога на добавленную стоимость. Необходимо отметить, что состав граф в стоимости СМР в каждом конкретном случае может незначительно изменяться: СМР в расшифровке сметы ЛСР могут включать в себя стоимость дополнительных коэффициентов, надбавок, корректировочных показателей, а также сумму других налогов помимо НДС.
Рисунок 2. Стоимость СМР в смете
Расшифровка ПЗ в смете
Одним из ключей к пониманию того, как читать смету, является расшифровка ПЗ в смете. ПЗ — это прямые затраты. Более подробно о прямых затратах также можно узнать из вышеупомянутых методических указаний МДС 81-35.2004. Прямые затраты — это одна из статей затрат сметной формы, которая в свою очередь включает в себя такие показатели как ОЗП, ЭМ (или ЭММ), ЗПМ и МАТ. Как можно увидеть на рисунке 3, смета представляет из себя табличную форму, состоящую из определенных граф. Название граф прописано в шапке таблицы сметы. Рисунок 3 демонстрирует следующий состав сметной формы:
• Номер позиции по порядку. В данном случае — это №1. Эта графа создана для удобного ориентирования в документе, особенно это актуально для больших сметных форм объемом более 500 позиций.
• Обоснование. В данной графе прописываются шифры расценок и коды ресурсов, необходимых для производства того или иного вида работ. Как показано на рисунке, в данном столбце указан шифр из сборника ГЭСН, а именно ГЭСН06-01-110-01. Это — основной шифр всей примененной нормы. Согласно этому шифру далее в графе «Обоснование» обозначаются и коды ресурсов.
Итак, возникает следующий логичный вопрос, что значат эти аббревиатуры.
Таким образом, поняв, что такое ПЗ в смете, можно получить представление и о том, что такое МР в смете.
Рисунок 3. Образец сметной формы
Расшифровка ТЗ в смете
Глядя на рисунок 3, у читателя также могут возникнуть вопросы, что такое ТЗР в смете и что это — ТЗМ в смете. Расшифровка ТЗ в смете — это трудозатраты. По аналогии: ТЗР — это трудозатраты рабочих. Единицей измерения ТЗР являются человеко-часы, или чел-час. Человеко-часы показывают количество времени, необходимого для производства объема работ, указанного в проектном или техническом задании. Также показатели ТЗР часто приводятся при подведении итогов сметы. Расшифровка ТЗМ в смете — это трудозатраты механизаторов. Их применение и отражение в сметной форме идентично ТЗР.
Накладные расходы и сметная прибыль
Также в строительной терминологии часто можно столкнуться с такими сокращениями, как НР и СП. Поэтому может возникнуть вопрос, что означает НР или СП. Как говорилось выше, частью стоимости СМР являются также накладные расходы (НР) и сметная прибыль (СП). В стоимость накладных расходов входят затраты предприятия на создание условий труда, а сметная прибыль включает стоимость затрат на развитие организации. В сметных формах происходит расчет стоимости НР и СП от ФОТ.
На основании всего вышесказанного, можно придти к выводу о том, что ЛСР, или локальный сметный расчет, представляет из себя сложную структуру со множеством связанных между собой и зависящих друг от руга показателей. Поэтому без четкого понимания каждого показателя не представляется возможным составление грамотной и корректной сметной формы.
Ценообразование в строительстве
Цена договора строительного подряда определяется на основании сметной стоимости строительства объекта:
а) либо равна сметной стоимости,
б) либо больше сметной стоимости (в договор включаются статьи, оплачиваемые заказчиком сверх сметной стоимости),
в) либо меньше сметной стоимости, если подрядчик предоставляет скидку к цене за счет плановых накоплений или уменьшения накладных расходов.
Сметная себестоимость с точки зрения бухгалтерского учета это – плановая или нормативная себестоимость строительно-монтажных работ.
Формулы для определения сметной себестоимости и сметной стоимости:
СС – сметная себестоимость, ПЗ – прямые затраты, НР – накладные расходы.
ЗП – заработная плата строительных рабочих, М –материалы, ЭМ – стоимость эксплуатации строительных машин и механизмов (в т.ч. зарплата рабочих-машинистов).
НР = ПЗ х Нн или НР = З х Нн, где
З – заработная плата строителей и машинистов,
Нн – норма накладных расходов (в %).
С – сметная стоимость строительно-монтажных работ,
СП – сметная прибыль.
СП = ПЗ х Нсп или СП = З х Нсп, где
Нсп – норма сметной прибыли.
Методы определения стоимости строительства:
1) ресурсный метод – предусматривает расчет ресурсов, необходимых для реализации проекта, в текущих (прогнозных) ценах (методика введена в действие письмом Минстроя РФ от 10.11.1992 № БФ-926/12);
2) ресурсно-индексный метод – сочетание ресурсного метода с системой индексов на сметную стоимость строительства;
3) базисно-индексный метод – основан на использовании системы текущих и прогнозных индексов по отношению к стоимости, определенной в базисном уровне: стоимость работ и затрат в базисном уровне цен умножают на индексы. Индексы (коэффициенты пересчета) – коэффициенты перехода от базовой стоимости (01.01.84г., 01.01.91г., 01.01.2001г.) к стоимости на текущую дату.
Сумму прямых затрат на объем конкретной работы определяют по формуле:
ПЗр – прямые затраты на вид работ, ЕР – единичная расценка, V р – объем работ.
Единичная расценка – стоимость прямых затрат на единицу работы (суммарный результат умножения элементов сметной нормы на соответствующие цены ресурсов).
Сметная норма – совокупность ресурсов (затрат труда рабочих, времени работы строительных машин, потребности в материальных ресурсах), установленная на принятый измеритель строительных, монтажных и других работ. Главная функция сметных норм – определение нормативного количества материальных и трудовых ресурсов, необходимых для выполнения единицы измерения соответствующего вида работ.
Примерная структура сметной стоимости строительных работ:
— затраты на материалы, изделия, конструкции – 50-60%,
— заработная плата основных рабочих – 10-17%,
— затраты на эксплуатацию строительных машин и механизмов, включая заработную плату рабочих-машинистов – 5-10%
Итого прямые затраты – 65-80%
— накладные расходы – 12-20%,
— плановые накопления – 8-11%
Итого сметная стоимость строительных работ – 100%
Перечень накладных расходов:
1) административно-хозяйственные работы:
— расходы на оплату административно-хозяйственного персонала,
— расходы на содержание, ремонт и эксплуатацию основных средств, в т.ч. зданий и сооружений,
— амортизация основных средств,
— содержание служебного автотранспорта,
— другие подобные расходы;
2) расходы на обслуживание работников строительства:
— затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров,
— расходы по обеспечению санитарно-гигиенических и бытовых условий,
— расходы на охрану труда и технику безопасности (в т.ч. обеспечение СИЗ),
— другие подобные расходы;
3) расходы на организацию работ на строительных площадках:
— приобретение и ремонт инвентаря, инструмента,
— износ и расходы, связанные с ремонтом, содержанием и разборкой временных (нетитульных) зданий, сооружений, приспособлений и устройств;
— содержание пожарной и сторожевой охраны,
— другие подобные расходы;
4) прочие накладные расходы:
— расходы на рекламу,
— амортизация нематериальных активов,
— оплата пособий по временной нетрудоспособности,
— расходы на перебазирование строительной организации,
— расходы по перевозке работников к месту работы и обратно автомобильным транспортом (собственным или арендованным).
Вопросы определения сметной стоимости строительных работ регулируются следующими документами:
— Методика определения стоимости строительной продукции на территории РФ ( МДС 81-35.2004), утв. постановлением Госстроя РФ от 05.03.2004 № 15/1;
— Методические указания по определению величины накладных расходов в строительстве ( МДС 81-33.2004), утв. постановлением Госстроя РФ от 12.01.2004 № 6;
— Методические указания по определению величины сметной прибыли в строительстве ( МДС 81-25.2001), утв. постановлением Госстроя РФ от 28.02.2001 № 15;
— Методические рекомендации по определению размера средств на оплату труда в договорных ценах и сметах на строительство и оплате труда работников строительно-монтажных и ремонтно-строительных организаций ( МДС 83-1.99), утв. Госстроем РФ, 1999.
НР и СП в смете
НР и СП в смете
Прежде, чем понять, как определяются накладные расходы и сметная прибыль в сметных формах различного вида, необходимо получить понимание того, что такое накладные расходы и сметная прибыль.
Определение расходов накладных и сметной прибыли дано в нескольких методических документах в строительстве. Первым из них можно назвать МДС81-35.2004. Кроме этого документами, важными для понимания того, как рассчитывается сметная прибыль и накладные расходы, являются МДС81-25.2001 и МДС81-33.2004, а также некоторые другие документы.
Расчет накладных расходов и сметной прибыли
Прежде всего, следует отметить, что накладные расходы и сметная прибыль — это укрупненные нормативы в составе сметной документации. В МДС81-35.2004 обозначено множество видов укрупненных нормативов, помимо сметной прибыли и накладных расходов. Это и коэффициенты на производство работ в зимнее время, и устройство временных зданий и сооружений и т.д.
В пункте 4.10 указанного методического документа приводится определение того, что такое накладные расходы и сметная прибыль. Таким образом, на основании текста указанного пункта, накладными расходами являются все затраты строительной организации, связанные с созданием необходимых условий производства работ. Кроме того, расходы на обслуживание и управление строительным предприятием также являются частью данной статьи затрат в смете.
Сметная прибыль также учитывает в своем составе расходы строительной организации. Однако в данном случае имеются в виду затраты на покрытие общих расходов предприятия на развитие производства и социальной сферы, а также на материальное стимулирование сотрудников.
О том, как рассчитывается сметная прибыль и накладные расходы, в указанном документе МДС81-35.2004 также даны рекомендации. Хотя формулы и порядок расчета приведены в отдельных методических указаниях и документах по каждой статье затрат.
В пунктах 4.30 и 4.31 методического документа МДС81-35.2004 есть упоминание о том, что рассчитываются НР и СП от ЗПМ и ЗПР, то есть от ФОТ. ЗПМ в данном случае — это заработная плата механизаторов, а ЗПР — зарплата рабочих. ФОТ является суммой ЗПМ и ЗПР в смете и одновременно тем показателем, который служит для расчета уровня накладных расходов и сметной прибыли в смете.
Как рассчитать НР от ФОТ в смете, зависит от вида строительно-монтажных работ и от норм. Тот же принцип лежит в основе расчета уровня сметной прибыли. Однако, как было отмечено выше, оба показателя высчитываются в процентном соотношении от фонда оплаты труда, или ФОТ.
Расчет накладных расходов в смете
О том, как определяются накладные расходы и сметная прибыль в смете, было описано выше. Однако для более четкого понимания того, как рассчитывать каждую из этих статей затрат в составе смет по форме №4, локального ресурсного сметного расчета и в прочих сметных формах, рекомендуется внимательное изучение положений методических документов, связанных с НР и СП.
О том, как рассчитать накладные расходы в смете, можно узнать, ознакомившись с текстом МДС81-33.2004. В данном документе приведены основные формулы расчета рассматриваемого укрупненного норматива. Следует также отметить, что расчет накладных расходов и сметной прибыли имеет общие черты в вычислениях.
Итак, накладные расходы, как было отмечено выше, содержат в себе все затраты, необходимые для управления строительным предприятием. К таким затратам можно отнести оплату труда АХП, налоги, оплату нотариальных и аудиторских услуг. Кроме того, даже такие расходы, как покупка канцелярских товаров и оплата командировок сотрудников также являются частью НР в смете.
Для определения НР и СП в смете в МДС81-33.2004 приведено несколько формул. Следует отметить, что накладные расходы в сметах рекомендуется исчислять на основании уровня цен. Уровень может быть базисным и текущим.
Базисные цены соответствуют уровню цен 2001 года. Текущими ценами являются цены на данный момент. Расчет накладных расходов и сметной прибыли может производиться в смете разными способами.
Обычно НР и СП в смете учитываются при подведении итогов. Данный вид расходов приводится в составе сметной формы до начисления налогов и дополнительных затрат. Кроме того, начисление накладных расходов может производиться в каждой расценке, примененной в составе сметной формы.
Рисунок 1. Формулы вычисления НР в МДС81-33.2004
Расчет сметной прибыли
Как отмечалось выше, накладные расходы и сметная прибыль имеют общие черты в вычислении в составе сметной формы. Кроме того, сметная прибыль, или СП, также является укрупненным нормативом. Для понимания методов вычисления сметной прибыли рекомендуется обратиться к связанному с данной темой методическому документу в строительстве МДС 81-25.2001.
В указанных методических указаниях приводятся методы того, как рассчитать сметную прибыль. Кроме этого, в МДС81-25.2001 приведены нормативы сметной прибыли по видам строительно-монтажных работ.
Как и НР, так и СП вычисляются от ФОТ в процентном соотношении. Помимо этого, начисление сметной прибыли в смете имеет сходство с указанием накладных расходов. То есть СП в сметных формах так же могут указываться в нескольких вариантах.
Прежде всего, СП и НР в смете указываются при подведении итогов сметы. Как правило, процент сметной прибыли от фонда оплаты труда является меньшим показателем, чем процент накладных расходов. Кроме того, сметная прибыль также может указываться в составе суммы каждой позиции на тот или иной вид строительно-монтажных работ.
Кроме того, следует отметить, что расчет накладных расходов и сметной прибыли происходит на основе нескольких показателей. Одним из них являются укрупненные нормативы по видам строительства для накладных расходов и общеотраслевых нормативов для сметной прибыли.
Нормативы по видам строительных и монтажных работ, а также ремонтно-строительных и пусконаладочных работ могут помочь в понимании того, как рассчитывается сметная прибыль и накладные расходы. Индивидуальные нормы могут стать основой для определения указанных статей затрат в том числе.
Таким образом, НР и СП в смете являются важными показателями в составе сметной документации на любой вид строительного объекта. В связи с этим также важно корректное начисление в сметной форме накладных расходов и сметной прибыли.
Вопрос по расчету?
Добрый день. Набрел на форум потаму что местный ЖЕК воспользовался программой разработанной разработчиками с этого сайта.
У меня вопрос? в смете что ниже так много непонятных сокращений, типа ЗП, ЭМ, МР, НР от ЗП, СП от ЗП и тд
Не могли бы уважаемые гуру расшифровать и оценить насколько ЖЕК правильно-корректно посчитал демонтаж-монтаж двух радиаторов в обычной комнате
И потом я не понял, они посчитали смету на демонтаж-монтаж одного радиатора или все-таки двух радиаторов?
я конечно им задам все эти вопросы, но мне хочется быть подготовленным к разговору с ЖЕКом.
Заранее спасибо.
Если разместил сообщение не в той ветке, просьба перенести в нужный раздел.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
А вот по перечню принятых работ есть несколько замечаний.
1. Для демонтажа стандартного чугунного радиатора есть расценка 6.65-12-1 «Демонтаж радиатора массой до 80 кг». Демонтаж 2-х радиаторов выходит около 1000 рублей.
2. Но если у вас-таки конвекторы (стальные), то расценка принята верная,
3. Помимо этого, количество кВт (тепла) на 2 радиатора (в среднем, т.к. у разных моделей разное кол-во) составляет примерно 0,15-0,2 кВт на одну секцию. У вас их 8*0,2*2=3,2 кВт. В обеих работах (демонтаж и монтаж) кол-во кВт взято больше.
4. Радиаторы ставят те же? Их стоимость не учтена в смете. И опять же взята установка стальных радиаторов (не чугунных).
Пожалуйста Войти или Регистрация, чтобы присоединиться к беседе.
Как составить смету
На ремонт квартиры или дома
Я потратил на ремонт в полтора раза больше денег и времени, чем рассчитывал.
Я делал ремонт без сметы: подумал, что раз бригадир огласил сумму 10 тысяч рублей за квадратный метр, то так и будет. Никогда в жизни я так не ошибался.
После того как улеглась строительная пыль, я решил разобраться, в чем ошибся и как надо было делать по уму, поэтому обратился к специалисту по составлению смет.
Лучше поздно, чем никогда. Зато теперь могу поделиться полученными знаниями с вами.
Что такое смета
Смета — документ, в котором рассчитывают затраты на проект исходя из расходов: на работы, стройматериалы, хозяйственные нужды, приобретение комплектующих и прочее.
Когда составляется смета
Нестыковку заметил замерщик компании, у которой я заказывал кухню. Для замеров он использовал высокоточное лазерное оборудование, а планы начертил в специальной программе, которая контролирует результат и не позволят ошибиться в расчетах.
Замеры делают быстро, а результат можно получить в течение нескольких дней. Я получил детальные чертежи, где указаны не только длины, площади пола, но и площади стен, которые очень сложно подсчитать самостоятельно из-за окон и дверей.
Учтите, что размеры до демонтажа, после демонтажа и после черновых работ отличаются. Это важно для заказа всего, что планируется вписывать в помещение: мебель, кухня, двери, встроенные шкафы. Ошибка даже в сантиметр здесь имеет значение. Например, мне подпиливали полочки и полировали наждачкой пластиковые вставки для света: из-за слоя штукатурки пространство между стенами стало на пару сантиметров меньше.
Для чего нужна смета
Смета лежит на пересечении интересов заказчика и исполнителя. Заказчик хочет потратить на ремонт как можно меньше, а исполнитель заработать как можно больше.
Почему важно правильно составить и оформить смету. Без сметы у вас как у заказчика меньше аргументов, чтобы защитить свой бюджет: вам могут навязать дополнительные работы или взять деньги за то, что даже не делали. Но даже идеальная смета может не уберечь от дополнительных трат. Зато она поможет решить, обоснованны эти траты или нет.
Если вы заключили договор со строительной фирмой, вы можете попросить объяснить, почему от вас требуют больше денег, чем указано в смете. Они обязаны доступно рассказать, почему нужны дополнительные работы.
Смета определяет и технологию проводимых работ. Представьте: вам звонит бригадир и требует денег. Говорит, что пришлось шпаклевать стены по другой методике, и он докупал материалы и плюмбус за свой счет.
Если правильно составили смету и согласовали ее с представителем фирмы, можете сказать: «Вы не согласовали со мной траты, изменение техпроцесса и не предупредили о дополнительных работах. Поэтому я не могу подтвердить, обоснованны эти траты или нет. А плюмбуса в смете вообще не было — я не понимаю, зачем он нужен, и платить за него не буду».
Задачи сметы
Вот какие задачи выполняет смета.
Фиксирует объем и стоимость работ. Исполнитель не сможет внезапно повысить стоимость работ или приписать новые без обсуждения с заказчиком. Смета защищает заказчика от внезапных, безосновательных изменений стоимости ремонта.
Оценивает затраты на материалы. Служит ориентиром для закупок и помогает не потратить лишние деньги.
Дает юридические гарантии. На основе сметы суды в спорах между заказчиком и исполнителем выносят решения.
Дает инструмент контроля. По смете вы сможете определить, что происходит на объекте. Легко сравнить то, что на бумаге, с тем, что сделано по факту.
Виды смет и способы расчета
В профессиональном строительстве существует множество самых разных смет, каждая со своими требованиями и особенностями. Но ремонт в квартире не будут инспектировать суровые проверяющие, так что можно ограничиться следующими видами.
Смета на работы. Предварительная смета на работы — ценник на услуги бригады. Она позволяет оценить, что должно быть сделано и сколько это будет стоить. Итоговая смета на работы отчитывается за все, что было сделано бригадой на объекте.
Смета на материалы. Точно спрогнозировать цены в магазинах невозможно: они постоянно меняются. К тому же конечные затраты зависят от вашего выбора паркета, обоев, плитки. Поэтому предварительная смета на материалы лишь служит ценовым ориентиром. Итоговая смета на материалы — по сути это сумма всех чеков.
Как выбрать оптимальный способ расчета сметы. Невозможно описать «стандартную» смету. Сколько строителей — столько смет. Каждый делает так, как ему удобнее и привычнее. Некоторые составляют сметы методом «от балды»: в таких сметах демонтаж запросто может стоять после монтажа.
Самый удобный для заказчика вариант — запрашивать смету по хронологии. Другими словами, чтобы строитель расставил работы в смете в порядке их плановой последовательности.
Такая смета снижает неопределенность и тревогу: заказчик начинает хотя бы примерно представлять себе ход работ, не становясь при этом прорабом. Если заказчик видит, что работы из конца списка почему-то выполняются сейчас, то может спросить, с чем связано изменение планов. Это помогает отследить проблему и не дать ей перерасти в потери.
Когда заказчик понимает последовательность работ, ему легче планировать оплату и поставку материалов строителю. Строителю тоже удобно — ему не нужно перестраиваться и что-то существенно менять в своей работе. Он выполняет работы последовательно по смете.
Бывает, что строители сопротивляются и спрашивают, зачем нужна такая смета. Для этого можно говорить волшебную фразу: «Мне нужно планировать время и деньги, чтобы у вас не было простоев и я вам не задерживал оплату».
Подготовка хронологической сметы занимает чуть больше времени. Многим строителям сложно разделить работы по хронологии: они привыкли сливать в одну работу несколько. Например, демонтаж и поклейку новых обоев могут написать как «сделать обои». Придется объяснять такой подход: скажите, что это позволит вам быстрее проверить ход работ и заплатить за сделанное.
Некоторые работы могут идти параллельно, так как ремонт будут делать несколько человек. Строитель может сказать, что расписать смету в хронологическом порядке не получится. В этом случае нужно сказать, чтобы работы расставили так, как будто это будет делать один человек.
Помимо сметы по хронологии можно выделить еще несколько способов расчета.
По этапам. Отдельные сметы составляют на демонтаж, монтаж, черновую и чистовую отделку. Это самый популярный способ расчета, так как позволяет оценить состояние объекта после каждого этапа и вовремя скорректировать смету.
Все корректируют сметы в среднем на 20% — это нормально. Например, после демонтажа старых обоев выяснилось, что стена сыпется и ее нужно заново выравнивать. Затраты на дополнительные материалы согласуют с заказчиком и внесут в смету на монтаж.
По комнатам. Подойдет, если вы делаете ремонт не во всей квартире. Или, наоборот, если на объекте слишком много комнат и легко запутаться, в какую сколько материалов необходимо.
Но в такой смете может быть подвох. Когда вы составляете сметы по комнатам, легко купить лишние материалы. Например, вы планируете покрасить потолок и пишете в смету каждой комнаты по ведру краски. В жизни одного ведра может хватить на несколько комнат. Еще краску выгоднее покупать большими объемами — а если брать маленькие емкости, это может выйти дороже.
По видам работ. Отдельные сметы для стен, электрики, сантехники и так далее. Такие сметы одни из самых распространенных, но заказчику сложно отслеживать остатки материалов и ход ремонта.
Кто уполномочен заниматься сметой
Сметой заказчику и подрядчику лучше заниматься сообща. Это в интересах обеих сторон.
Если нанимаете бригаду, бригадир составит смету и согласует ее с вами. Если заказали услуги у компании, смету, скорее всего, составит профессиональный сметчик. В любом случае контролировать ее исполнение вы будете вместе с подрядчиком.
Все изменения в смету бригадир вносит только с одобрения заказчика. Если необходимы материалы и работы, которые не заложены в смету, бригадир должен остановить ремонт, позвонить заказчику и получить его согласие.
Например, при плановой замене двери обнаружилось, что стена между комнатами рухнет в любой момент. Хороший бригадир пригласит вас на объект и согласует изменения в смете. Плохой — укрепит стену, а потом будет спорить и требовать оплату. Если работы, не заложенные в смету, провели без вашего ведома, вы имеете право не платить за них.
Требуйте чеки на все покупки, сверяйте чек со сметой и просите бригадира объяснять смысл покупок. Если не доверяете рукописным чекам с рынков, просите бригадира покупать материалы не на строительных рынках, а в крупных сетевых магазинах: в них чеки печатают и подделать их практически невозможно. Цены в магазинах могут быть как выше, так и ниже, чем на рынках. Но даже у крупного строительного супермаркета ассортимент будет скромнее рыночного.
Основные принципы составления сметы
Перед началом работ смету должен утвердить и заказчик, и исполнитель. Все изменения в смете должны согласовываться с заказчиком.
Обязательно нужно заложить сумму на непредвиденные расходы. Обычно она составляет 30% от планируемой сметы. В моем случае оказалось, что стены нужно демонтировать и возводить их с нуля. Это не только лишние траты на работу и материалы, но еще на доставку со склада и вывоз мусора. Для меня эти траты стали неприятной неожиданностью, так как я не закладывал на них деньги.
Чем подробнее смета — тем меньше разночтений возникнет в процессе. Лучше разбить работу «привести стены в порядок» на более мелкие задачи: «содрать старые обои», «выровнять стены», «подготовить стены к покраске» и «поклеить обои».
Правильно названные работы — это уже половина сметы
Сколько строителей, столько и формулировок работ — каждый формулирует работу так, как привык или прижилось в его документах.
Одна и та же работа у разных строителей может называться по-разному и включать в себя разные действия. Например, в понятие «выравнивание стен» каждый строитель будет вкладывать свое представление в зависимости от ситуации. Это усложняет жизнь заказчикам и приводит к недопониманию.
Неправильно сформулированная задача снижает эффективность контроля, управления, приемки. Растут ошибки в подсчетах необходимого количества материалов и оплатах, увеличивается неразбериха.
Расскажу, как определить правильно и неправильно сформулированные работы.
В одной ячейке таблицы сметы могут быть только работы, у которых общие материалы. В идеале — у каждой работы своя ячейка.
Неправильно: установка подвесного потолка, покраска.
Правильно: установка подвесного потолка — одна работа, покраска подвесного потолка — другая.
Нельзя смешивать работы, у которых разные единицы измерения.
Неправильно: поклейка обоев, установка потолочных плинтусов.
Правильно: поклейка обоев — одна работа (потому что считается в квадратных метрах), установка плинтусов — другая (потому что считается в погонных метрах).
Строители реагируют на такой запрос настороженно. Они не любят детализацию из-за того, что так стоимость их работ легче сравнить с конкурентами. Строители привыкли к собственным формулировкам и считают, что детализация увеличивает их нагрузку.
Но строители быстро и с удовольствием перестраиваются, если вы договариваетесь, что будете платить раз в неделю «за завершенные строки в смете». Тогда они заинтересованы сформулировать работы и разместить их в разных строках так, чтобы получать оплату регулярно. Потому что строитель, как и любой человек, ценит стабильность и регулярность оплат.
Как оформляется смета
Смета — это несложная таблица. В самом простом варианте она содержит следующие столбцы: наименование, единица измерения, количество, цена и сумма. Хорошо, если присутствует столбец «скидка» — это позволит указывать скидку не на всю смету, а на конкретную работу. Так будет легче понять, что именно вам обошлось дешевле. Если давать скидку на всю смету — непонятно, будет ли действовать скидка в случае, если какие-то работы придется в нее добавить и смета расширится.
Не так важно, как конкретно она оформлена и в какой программе. Важно, чтобы заказчик и исполнитель понимали смету одинаково.
Проще всего сделать смету по готовому шаблону.
Программы для составления и заполнения смет
В интернете много платных программ для составления смет: « Гранд-смета », « Смета-ру », «1С: Смета». Такие программы используют для смет на жилые дома, мосты, стадионы и подобные объекты, где необходимо подробно документировать каждую мелочь. Обучение работе с этими программами займет у вас больше времени, чем сам ремонт. Например, в таких программах нет понятия «поклеить обои». Вместо него используют термин «нанесение бумажных полотен».
Если вы никогда не составляли сметы, попробуйте сайт « Сметус-ком » или «Гибкая смета» — они более дружелюбны к новичкам.
Основные ошибки при составлении смет
Невозможно учесть все нюансы, если составляете смету самостоятельно и никогда раньше не занимались подобным. Вот основные вещи, про которые забывают чаще всего.
Доставка и подъем на этаж. Статья расходов, про которую забывают чаще всего. Обычно магазины доставляют строительные материалы только до подъезда. За подъем в квартиру придется платить либо грузчикам, либо строителям. Я живу на восьмом этаже в доме без грузового лифта и тихо плакал от расценок грузчиков каждый раз, когда заказ не помещался в тесную кабину лифта.
Вынос мусора. Выбросить строительный мусор на обычную помойку не получится — придется заказывать контейнер. Контейнер на 3 тонны не всегда получится загрузить на 3 тонны: водителям запрещено загружать контейнер выше бортов. Мне пришлось заказывать несколько машин, хотя рассчитывал только на одну.
До начала ремонта спросите бригадира или старшего строителя, сколько примерно будет стоить вывоз мусора по окончании работ. Рассчитать конечную стоимость по вывозу мусора сложно. Заложите на это минимум 10 000—15 000 Р дополнительно. Если в доме нет лифта — цена возрастет.
Входная дверь. После ремонта многие меняют замки и обивку двери. Эти траты редко включают в смету, и я тоже это не учел.
Краска. Распространенная ошибка — заложить в смету только один слой краски, а не два. Мне пришлось не только заплатить в два раза больше, чем планировал, но и раскошелиться на еще одну доставку.
Счетчики. Ремонт — хороший повод поменять счетчики. Я забыл, что стоит заложить в смету не только стоимость самих приборов, но и установку с проверкой.
Допустимо ли превышать указанные в смете цифры
Смета — это приблизительный план, а ремонт никогда не идет по плану. Менять смету по ходу ремонта нормально. Главное, чтобы все изменения в смете заранее согласовывались с заказчиком и были аргументированы. Если есть возможность — заключайте дополнительные соглашения на выходящие за смету работы.
Как правильно составить смету
Ремонт — это боль. В какой-то момент я просто закрыл глаза и давал бригадиру все, что он попросит, лишь бы это побыстрее закончилось. Меня выбили из колеи незапланированные расходы, а из-за нервов и спешки я принял несколько неправильных решений.
Вот что я понял теперь: