зтмр у детей что это
Задержка моторного развития у детей
Задержка моторного развития (ЗМР) – это заметное отставание от нормы или отсутствие освоения ребенком двигательных навыков. Такие нарушения свидетельствуют о том, что у ребенка есть какие-то проблемы со здоровьем. Эффективность лечения зависит от того, насколько рано родители обратили внимание на проблему и обратились к врачу. В Центре восстановительной медицины проводится диагностика и коррекция задержки моторного развития у детей по индивидуальным программам с помощью безопасных и научно обоснованных методик.
Причины развития патологии
Различают два типа патологии. К первому относится темповая задержка моторного развития, не связанная с повреждением органов и систем. Причинами могут быть:
отсутствие занятий с малышом;
нарушение питания, режима сна;
незрелость ребенка – недоношенность, многоплодие, операции, инфекции, травмы в новорожденном периоде, малый вес.
Второй тип связан с органическими поражениями ЦНС врожденного или приобретенного характера. К возможным причинам относятся:
инфекции у матери (например, краснуха, грипп);
аутоиммунные, кардиоваскулярные, эндокринные болезни, стресс у матери;
гестозы на поздних сроках;
злоупотребление психактивными веществами, алкоголем, лекарственными препаратами, особенно в 1 триместре гестации;
профессиональная вредность, экологическое неблагополучие;
острые воспалительные заболевания, анемии, травмы у ребенка в раннем периоде.
Обычно в роддоме проводится диагностика состояния новорожденного с помощью инструментальных, лабораторных методов, определяется группа риска по возможным нарушениям.
Особенности задержки моторного развития
С момента рождения ребенок последовательно осваивает различные движения. Заподозрить задержку моторного развития родители могут, если малыш не укладывается в определенные временные диапазоны, характерные для большинства его сверстников:
В 1,5–3 месяца не держит голову в положении на животе.
К 5 месяцам не переворачивается с живота на спину.
В 8 месяцев не может садиться, ползать.
В 7–12 месяцев не стоит с опорой.
К 11–14 месяцам не делает самостоятельные шаги.
В 2 года не бегает, не осваивает подъем по лестнице, сложно преодолевает малейшие препятствия.
К 3 годам часто падает, не интересуется подвижными играми, плохо говорит.
К 4 годам не может самостоятельно одеться, застегнуть пуговицы.
Если в эти сроки ребенок не выполняет вышеперечисленные тесты на развитие моторики, то необходимо искать возможные причины отставания, определить их сущность и дальнейший прогноз. Формирование двигательных навыков зависит от состояния и степени зрелости опорно-мышечного аппарата, центральной нервной системы. Допустима некоторая задержка развития по темпу, связанная с незрелостью ребенка.
Такие дети при правильном уходе и реабилитации догоняют своих сверстников, как правило, в течение 3–6 месяцев. Остальные случаи рассматриваются как отставание. Обычно ставятся синдромальные диагнозы, указывающие на различные отклонения в развитии:
нарушение мышечного тонуса;
гипервозбудимость ЦНС и другие синдромы.
Дети с подобными диагнозами должны наблюдаться не только педиатром, но и неврологом, и проходить комплексное лечение.
Последствия и риски задержки моторного развития
Первые самостоятельные шаги – это важный этап познания окружающей среды. В процессе передвижения ребенок знакомится со многими предметами. В результате развиваются его зрительные, осязательные ощущения, восприятие, чувство трехмерности пространства. При непосредственном контакте с окружающими предметами у малыша формируется чувство «Я», то есть выделение себя из окружающего мира. Чем увереннее ребенок передвигается, тем быстрее он овладевает речью.
При продолжительной задержке моторного развития у детей и отсутствии ее коррекции возникает статико-моторная недостаточность, мозговая дисфункция. Соответственно, страдает мелкая моторика, координация движений, развитие речи, памяти, письма, эмоций. Такие дети испытывают неуверенность в себе, отстают от сверстников и тяжело адаптируются в социуме. В запущенных случаях последствия более тяжелые – нарушается интеллектуальное развитие, что может привести к инвалидности.
Важно выявить нарушения в самом раннем возрасте, чтобы вовремя начать лечение. К факторам риска задержки моторного и речевого развития относятся:
низкий и очень низкий вес;
искусственная вентиляция легких;
судороги в новорожденный период;
метаболические расстройства (низкий сахар, выраженная желтуха);
сохранение незрелости более 3 месяцев, особенно у доношенного ребенка;
более 2 недель вялая реакция на окружающих, нет самостоятельного сосания;
утрата ранее приобретенных навыков.
Если у ребенка выявляется даже совсем незначительная задержка определенных навыков, но он входит в группу риска, его моторное развитие необходимо строго контролировать.
Коррекция задержки моторного развития
Медицина располагает разнообразным и мощным арсеналом средств лечебно-коррекционных мероприятий. Лечение неврологических расстройств основано на 3 основных принципах:
Этиологическая терапия. Направлена на устранение причинного фактора болезни.
Патогенетическая терапия. Представляет собой блокирование патологических процессов, стимуляцию защитных сил организма, его компенсаторных возможностей.
Симптоматическая терапия. Устранение отдельных симптомов.
Лечение проводится с помощью медикаментозных и немедикаментозных средств. К последним относятся высокоэффективные методики:
медицинский массаж – устранение гипертонуса, улучшение местного и общего кровотока, укрепление мышц, снятие напряжения;
лечебная физкультура – тренировка мышц, развитие моторных навыков, координации;
занятия на тренажерах;
занятия по развитию мелкой моторики;
авторские индивидуальные программы.
Если вовремя начать лечение, то можно добиться полного восстановления или значительного улучшения состояния.
В нашем центре работают высококвалифицированные специалисты, владеющие самыми современными методами коррекции задержки моторного развития у детей. Записаться на прием к врачу можно по телефонам +7 (8552) 78-09-35, +7 (953) 482-66-62.
Задержка моторного развития
Задержка моторного развития – это запаздывание становления или недостаточное развитие двигательных функций у детей первого года жизни. Характеризуется отсутствием или более поздним появлением возрастных навыков: удержания головки, переворачивания, сидения, ползания, стояния, ходьбы. Отставание обнаруживается при физикальном обследовании (календарный метод). Из инструментальных исследований показана НСГ, церебральная КТ/МРТ, электромиография, ЭЭГ. При выявлении двигательной дисфункции рекомендуется раннее начало кинезитерапии, массажа, физиотерапии. Проводятся медикаментозные курсы.
МКБ-10
Общие сведения
Задержка моторного развития (ЗМР) ‒ формирование физиологических двигательных реакций c отставанием на 2 и более месяцев. Состояние психических и двигательных функций является основным критерием оценки здоровья ребенка. Своевременное освоение детьми раннего возраста новых статических и локомоторных навыков свидетельствует о правильном функционировании нервной и опорно-двигательной систем. Задержка моторного и психомоторного развития, напротив, указывает на двигательную недостаточность и мозговую дисфункцию. Распространенность ЗМР в детской популяции неизвестна, однако отмечается ее тесная корреляция с перинатальным поражением ЦНС.
Причины
Статико-моторная недостаточность чаще всего является следствием перинатальной церебральной патологии, но также может быть связана с наследственными синдромами, сопутствующими заболеваниями. Основные причины задержки психомоторного развития:
Иногда встречается темповая ЗМР – она возникает при неудовлетворительном уходе за детьми, но быстро компенсируется при создании благоприятных условий. Факторы, замедляющие моторное развитие:
Факторы риска
Группу риска по задержкам развития составляют следующие категории детей:
Задержка развития у ребенка до 3 лет
Кто в группе риска?
Если ребенок вынашивался или рождался с какими-либо проблемами, даже на первый взгляд незначительными, он оказывается в группе риска по формированию неврологической патологии.
Патология нервной системы может проявиться как минимальными и быстро компенсированными симптомами, так и стать причиной для значимых нарушений здоровья ребенка, вплоть до инвалидизации. Дети, рожденные недоношенными, пережившие гипоксию во время беременности, асфиксию в родах или внутриутробную инфекцию, на первом году жизни должны посещать кабинет невролога один раз в 3 месяца. Как правило, такие дети проходят ряд обследований: начиная с нейросонографии, ЭЭГ, ЭНМГ и заканчивая МРТ головного мозга, которое проводится строго по показаниям.
Причины задержки развития очень неоднородны. В зависимости от того, какая патология привела к нарушению в развитии малыша, он наблюдается либо только у невролога, либо у невролога и эндокринолога, или невролога и нейрохирурга, реже – у психиатра. В любом случае, «первым звеном» в определении факта наличия задержки развития является районный невролог, который регулярно осматривает ребенка.
Каждый пациент с задержкой развития уникален, каждый случай заслуживает внимания и особого подхода, который обеспечивает маленьким пациентам научно-практический центр детской психоневрологии.
Задержки моторного развития
ЗМР – это особенность развития, при которой малыш не осваивает двигательные навыки или приобретает их с заметным отставанием от нормы. При темповой задержке происходит отставание ребенка в развитии на один декретированный срок, то есть, малыш получает навыки последовательно, но медленно. Это повод наблюдаться у невролога, но, как правило, ситуация не предвещает существенных проблем со здоровьем. Если следовать указаниям врача, то в дальнейшем ребенок с таким типом задержки ничем не будет отличаться от сверстников.
Ситуация более серьезная и требует постоянного контроля, если:
А) Отставание в развитии более серьезное: например, ребенок к 1 году не сидит, или в 7-8 месяцев не переворачивается;
Б) Развитие происходит неравномерно или наблюдаются «откаты» в развитии: это когда ребенок, научившийся уверенно сидеть или ходить, вдруг начинает делать это неуверенно или перестаёт делать вовсе.
В этих случаях врач-невролог может поставить ребенку один из следующих диагнозов
Выраженная задержка моторного развития. Это не обязательно ДЦП, есть масса других патологий, которые имеют схожую клиническую картину – например, пороки развития головного мозга, заболевания, связанные с нарушением обмена веществ, синдромальные формы задержки развития, которые могут быть обусловлены рядом нарушений на хромосомном уровне, и многое другое).
Избирательное нарушение двигательной функции. Это асимметричная слабость мышц, наблюдается только с одной стороны тела: ребенок переворачивается только на одну сторону, ходит прихрамывая, тянется к игрушкам только одной рукой, неровно держит голову (гемипарез). Еще один симптом – появление «лишних» движений, гиперкинезов.
Нарушение осанки, снижение мышечного тонуса. Если осевая мускулатура ребенка не имеет достаточной поддержки, у малыша нарушается осанка и походка, и это тоже неврологическая проблема. Такие дети часто страдают от дисплазии соединительной ткани и поэтому склонны к травмированию суставов.
ДЦП (детский церебральный паралич). Собирательный термин для определения персистирующих двигательных нарушений, в основе которых лежит непрогрессирующее поражение мозга, обусловленное воздействием ряда неблагоприятных факторов в пренатальном, перинатальном и раннем постнатальном периодах. Много лет назад этот диагноз звучал как приговор, но сейчас специалисты-неврологи располагают большим арсеналом современных и высокоэффективных методик. При раннем обращении к врачу и грамотном подборе лечения можно добиться прекрасных результатов и жить полноценной жизнью.
Задержки психоречевого развития
Связаны с отставанием в психическом развитии ребенка, формировании основных психических функций мозга. Чаще диагностируется у детей старше 3 лет, однако некоторые первые симптомы заметны уже в самом раннем возрасте:
Отсутствие улыбки, выражения эмоций, контакта глазами с матерью, безучастность к внешнему миру;
Отсутствие разделения взрослых на своих и чужих, отсутствие страха перед незнакомцами или, наоборот, ребенок каждого взрослого, кроме мамы, встречает как чужого;
Немотивированная агрессия и аутоагрессия (бьет, щиплет себя, вырывает у себя волосы);
Нарушение пищевого поведения: ребенок плохо жует, крайне избирателен в еде или не может насытится и т.д.;
Нарушение формирования собственной (экспрессивной) речи и понимания обращенной речи.
Задержка психоречевого развития может быть просто особенностью на пути формирования ребенка как социальной единицы, но в отдельных случаях это первый симптом расстройства аутистического спектра (РАС). Причины РАС до сих пор доподлинно не установлены; над решением вопросов этиологии РАС бьются специалисты из многих медицинских и немедицинских специальностей (генетики, биологи, неврологи, психиатры, педиатры, иммунологи и многие другие)
Самое главное о задержках развития у детей:
Многие патологические состояния, выявленные в раннем детстве, удается компенсировать, и в большинстве своем успешно лечить. Но даже очень внимательные родители могут не видеть полной картины симптомов, поэтому крайне важно приходить на прием к врачу подготовленными. Ведь на приеме, в суете осмотра, раздевания и одевания ребенка, как правило, родители забывают часть симптомов, о которых они хотели сообщить специалисту, и решение проблемы, постановка диагноза, а соответственно и начало лечения затягивается на неопределенный срок.
Чтобы подготовиться к приему у детского невролога, следуйте несложным правилам:
Заранее составьте перечень всех волнующих вас вопросов;
Наблюдайте за малышом и фиксируйте (записывайте, запоминайте, снимайте на видео) все, что кажется вам странным, необычным, непривычным и т.д.;
Если состояние ребенка изменилось, запомните и отметьте тот момент, когда вы обнаружили эти изменения;
Не откладывайте посещение врача. То, что на бытовом уровне кажется незначительным и не требующим срочного лечения, может быть важным и серьезным симптомом.
Задержка темпов моторного развития
Отклонение характерно для детей первых лет жизни. Именно в этот период времени малыш учится держать голову, ползать, сидеть, ходить, перемещать предметы. У каждого ребенка эти достижения происходят в разное время и зависят от генетических особенностей, состояния здоровья, среды, в которой он находится. Точные временные рамки установить крайне сложно, однако существуют определенные состояния и заболевания, которые могут приводить к задержке темпов моторного развития. С другой стороны, неправильно говорить о наличии проблемы, если конкретный ребенок научился ползать или ходить немного позже, чем его сверстники.
Почему возникает задержка темпов моторного развития?
Существуют факторы риска, которые могут повышать вероятность возникновения проблемы. Среди них можно выделить:
Эти факторы не вызывают задержку темпов моторного развития напрямую, но они способствуют появлению таких состояний, как гипо- или гипертонус мышц, нарушение координации и т. д.
Данная информация является важной, так как она позволяет разработать программу профилактики. Если будущая мама пройдет весь необходимый спектр обследований перед планированием и во время беременности и уделит внимание своему и здоровью ребенка, то риск обнаружить задержку темпов моторного развития будет ниже.
Диагностика задержки темпов моторного развития
С самого рождения ребенок проходит комплексное обследование, цель которого — выявить различные нарушения, в том числе и те заболевания, которые могут стать причиной задержки темпов моторного развития. В перечень диагностических исследований входят:
При необходимости малыша осматривают узкие специалисты (невролог, эндокринолог, ортопед и др.).
Кроме специализированного медицинского обследования, родители самостоятельно могут выявить задержку темпов моторного развития, если будут внимательно следить за своим ребенком. Существуют конкретные сроки, которые установили специалисты из всемирной организации здравоохранения.
Как можно увидеть, временные рамки достаточно широкие, поэтому не стоит сравнивать разных детей и ставить диагноз задержки темпов моторного развития, основываясь на незначительной разнице данных показателей. При наличии выраженного беспокойства необходимо обратиться к педиатру, который проведет осмотр и сможет достоверно выявить проблемы.
Подход к лечению
Выявлением и лечением задержки темпов моторного развития должен заниматься только врач. Конкретная схема терапии будет зависеть от причины, которая привела к появлению проблемы. Обычно применяются методы физической реабилитации, массаж и симптоматическая терапия. В некоторых случаях подходит выжидательная тактика, так как к определенному возрасту признаки задержки темпов моторного развития могут проходить самостоятельно. Если врач все же назначает определенное лечение, то его необходимо строго выполнять, самостоятельно не корректировать, не отменять и при любых вопросах обращаться только к специалисту.
Задержка развития у грудничка
Задержка освоения двигательных навыков (моторного развития) у ребенка до года встречается часто, вызывая тревогу и даже панику у родителей и близких родственников. Но всегда ли это так страшно, а когда нужно начинать тревожиться постараемся разобраться в этой статье.
Родители достаточно часто сравнивают физическое (моторное) и психоэмоциональное развитие своего ребенка со сверстниками. Как педиатр мне приходится часто обсуждать с родителями эти вопросы — признаки опережающего развития или малейшее отставание от статистической «нормы», которое вызывает страхи у многих близких.
Конечно же существуют специальные показатели возрастных норм освоения сложных движений — это перевороты с живота на спину и обратно, ползание, ходьба, которые помогают врачам и родителям ориентироваться в данной сфере.
На каждый месяц жизни ребенка приходится определенный двигательный акт, отражающий развитие головного мозга и костно-мышечной системы.
Но при этом важно понимать, что установленные сроки приобретения моторных навыков не являются абсолютными и могут различаться у конкретных детей.
Появления отставания в освоении двигательных навыков может быть связано с целым рядом фактором — как генетическими особенностями малыша, факторами внешней среды, заболеваниями.
— различные виды перинатальных энцефалопатий, связанных с неблагоприятным воздействием окружающей среды или материнского организма на развивающийся головной мозг у плода;
— инфекционная патология, как матери во время беременности, так и ребенка в первые месяцы жизни;
— врожденные пороки сердца, легких, костно-мышечного аппарата;
— длительная неонатальная желтуха;
— эндокринные патологии (гипотиреоз), обменные нарушения;
— анемия и другие соматические заболевания, перенесенные в раннем возрасте.
Когда нужно начинать тревожиться — факторы риска возникновения задержки моторного развития:
— недоношенность менее 35 недель;
— оценка по Апгар — 5 и менее;
— ИВЛ после рождения;
— желтуха более 300 мкмоль/л;
— внутричерепные кровоизлияния, гипоксия средней и тяжелой степени;
— крупный плод, наложение щипцов/вакуум-экстрактора;
— если есть регресс развития (утрата ранее приобретенных навыков);
— если были судороги в анамнезе или периодически появляются любые судорожные приступы у ребенка до года;
— если ребенок старше 2 месяцев мало реагирует на окружающих, безэмоционален, не гулит;
— если в 3 месяца не держит голову и не приподнимает ее лежа на животе, в 6 месяцев не переворачивается, в 9 не сидит/не ползает, в год не встает на ножки (это крайние сроки).
В любом из этих случаев нужно ждать как будет развиваться малыш, обязательно необходимо наблюдение врача-педиатра и невролога, уточнение причины отклонения темпов моторного развития.
Во всех этих случаях часто ставятся диагнозы:
— темповая задержка моторного развития;
— синдром повышенной возбудимости;
— нарушения тонуса мышц;
— другие симптомы и синдромы.
Но при этом родителям нужно помнить, что это не диагнозы, а синдромы, указывающие на определенные отклонения в физическом развитии ребенка и это ничего не значит.
Всемирная организация здравоохранения предлагает достаточно широкие возрастные диапазоны освоения двигательных навыков. Поэтому чрезмерные переживания и беспокойство родителей не должны появляться в тех случаях, если малыш отстает в своем моторном развитии на пару недель или месяцев. Данный процесс очень индивидуален.
Все дети разные, у них свой путь развития и становления (дифференцировки) органов и систем организма — в этой ситуации важно и не пропустить патологию, и с другой стороны — не начать лечить, без причин.
Но при этом важно помнить, что во всех этих таблицах приведены нормы Всемирной организации здравоохранения.
Если ребенок сильно недоношенный, были серьезные операции, травмы, болезни, то да, сроки несколько сдвигаются. Более того, в случае отклонений, диагноз ДЦП — за рубежом используется термин cerebral palsy (его суть — нарушение движения, то есть задержка моторного развития) должен быть установлен до 2 лет (и раньше).
При задержке моторного развития в любом возрасте возможно развитие следующих последствий:
Полное выздоровление возможно при своевременном выявлении отставания освоения двигательных навыков малышом.
Длительная задержка моторного развития может привести к развитию стойкого отставания малыша от своих сверстников в двигательном плане, что может нарушить процесс его адаптации, а так же жизнедеятельности.
Формирование задержки моторного развития в 3, 5, 6 месяцев и в другом возрасте нарушает взаимодействие ребенка с окружающим миром, и приводит к замедлению темпов развития в области органов чувств, психического развития и пр.
В тяжелых случаях, особенно при сочетании задержки моторного развития с задержкой развития психической сферы, возможно формирование инвалидности в связи с неспособностью малыша усваивать новые двигательные и психические акты.
Именно поэтому важно наблюдаться у опытного и внимательного специалиста и слушать мнение других врачей. При этом не вижу большой проблемы в консультации у разных педиатров или неврологов, если определяются значительные нарушения физического развития — это право родителей! Особенно если доктор не имеет достаточного опыта, есть сомнения, что с физическим и психоэмоциональным развитием ребенка не все хорошо — проконсультируйтесь у другого врача, которому доверяете, требуйте дополнительных консультаций узких специалистов, консультации в области или краевой больнице. Очень часто время играет большую роль — своевременно выявленное заболевание и вовремя начатое лечение у детей до года!