зрр алалия что это
Моторная алалия глазами нейропсихолога
Взгляды специалистов на моторную алалию речи различны. Есть мнение, что такой диагноз можно поставить только уже говорящему ребенку, так как это языковой уровень расстройства.
Я буду излагать информацию так, как понимаю ее я с точки зрения нейропсихологии, опираясь на работы различных исследователей по данной теме.
Когда мы обратились к неврологу по поводу ЗРР у моего сына Егора, врач нам написала интересную формулировку в заключении: «ЗРР по типу моторной алалии». Ему было 2 г. 9 мес. и он разговаривал первым слогом, фразы не было. Через месяц он заговорил сразу предложениями. Формально алалию ему не ставили. Ну задержка и задержка. Но алалический механизм нарушения я вижу, вижу и диспраксию.
Итак, алалия – термин из клинико-педагогической классификации. По психолого-педагогической классификации логопеды при данном нарушении пишут «ОНР» — общее недоразвитие речи. То есть в одном заключении через запятую может стоять и то, и другое. При этом не каждое ОНР является алалией. Мне понравилась мысль логопеда Ангелины Карташовой, что алалия – это механизм нарушения, а ОНР – это степень выраженности.
Первые случаи недоразвития речи у детей были описаны еще в XIX веке. На Западе есть термин-аналог алалии — «дисфазия развития».
Моторная алалия (термин из книги Корнева А.Н.) – это мультисиндромное состояние тотального недоразвития преимущественно экспрессивной речи, проявляющееся в первичном нарушении формирования языковых операций фонологического, лексического и синтактико-морфологического программирования высказываний.
При этом моторная алалия может встречаться у детей с разным уровнем интеллекта (даже у деток с УО) и моторного развития (бывает и у детей с ДЦП).
Происхождение моторной алалии носит комплексный характер. Как правило, сочетаются два ряда причин:
При этом чем больше вес резидуально-органических факторов, тем более тяжелым будет речевое недоразвитие. Также алалия может сопровождаться особенностями развития психики.
Распространенность алалии составляет в среднем 2.7 случаев на 1000 детей-дошкольников, при этом моторная алалия стоит на 2 месте по тесноте связи с мужским полом (на первом – аутизм). Интересный факт: при простой форме моторной алалии соотношение 1 девочка с МА к 14 мальчикам с МА. В то же время МА, осложненная психоорганической симптоматикой, нарушением интеллекта будет встречаться в соотношении 1 девочка на 2 мальчика. Иначе говоря, большинство девочек страдает осложненной формой моторной алалии.
Среди ученых есть мнение, что ткани мозга у мальчиков более уязвимы, поэтому даже легкие проблемы во время беременности и родов могут вызвать церебральные нарушения у плода. Мозг у девочек более устойчив к повреждениям, поэтому дисфункцию вызывают лишь серьезные и обширные церебральные повреждения. Поэтому речевые проблемы у девочек на практике часто сопровождаются также и нарушениями неречевых психических функций. Также есть теория о влиянии гормонального фона на созревание речевых центров в коре.
Симптомы моторной алалии
В простых случаях первые слова у детей появляются в рамках нормы около 9-14 мес. В более сложных – после 14-19 мес. Понимание речи в быту при этом достаточное. Экспрессивный словарь растет крайне медленно, в возрасте 3 лет это может быть около 10-40 слов. Длительное время речь состоит из отдельных слогов, лепетных слов, звукоподражаний. При этом ребенок хочет коммуницировать и делает это с помощью мимических, жестовых средств. А.Н. Корнев отмечает, что основная «единица» коммуникации на 2-3 году жизни у моторных алаликов – [слово+жест].
Наблюдается длительная задержка в появлении фраз: в 3 года у детей еще нет фразовой речи.
ЗРР, диспраксия или алалия?
Здесь есть разные мнения. Кто-то считает, что алалию можно распознать уже в возрасте 2 лет. И действительно, есть нехорошие «звоночки», которые видны специалистам. Но мозг ребенка пластичен, и в 2 года прогнозы будут иметь определенный % вероятности.
В то же время некоторые считают, что пока ребенок не заговорил, ему нельзя поставить диагноз «алалия».
Я придерживаюсь следующей точки зрения: если ребенок не говорит фразами до 3 лет, а словарь в несколько раз ниже нормативного, с 3 лет это уже не просто задержка и нужно ставить диагноз. Грамматический, языковой уровень будет страдать однозначно.
Синдромы, входящие в моторную алалию
Как уже говорилось выше, моторная алалия – мультисиндромное нарушение. Что же в него входит?
У детей с моторной алалией даже после качественной коррекции высока вероятность аграмматической дисграфии как проявления языковых трудностей на письме.
Психоэмоциональные особенности детей с моторной алалией
Моторная алалия – это не только речевое, но и психоречевое нарушение развития.
Психическое развитие детей с моторной алалией происходит своеобразно. При этом наблюдаются особенности:
Практически у всех детей в той или иной степени присутствует логофобия – избегание вербального общения, вплоть до элективного мутизма. В редких случаях можно наблюдать обратную ситуацию, когда ребенок сохраняет высокую речевую активность.
На практике у таких детей я часто наблюдаю патологическую привязанность к маме, негативизм, протесты, высокую тревожность, отказ от выполнения заданий даже в игровой форме. Часто дети отказываются выполнять задания не только речевые, но и связанные с пальцевым и кистевым праксисом.
Для детей с моторной алалией крайне высока вероятность социальной дезадаптации. Поэтому очень важно проводить не только логопедическую коррекцию, но и психологическую. В таком случае динамика в коррекции будет выше!
Если вам требуется консультация логопеда или нейропсихолога, звоните по тел.: (812) 642-47-02 или пишите нам в мессенджеры:
Задержка речевого развития
Диагностика
Прежде всего, нужна комплексная профессиональная диагностика. Специалист выявит причину отсутствия речи, проверив:
Определив характер задержки развития речи, логопед предложит курс коррекции.
Темповая задержка речи
При темповой задержке речи ребенок может начать говорить спонтанно, без специально принимаемых мер. Может быть резкий скачок от подозрительно маленького набора слов к полноценной для этого возраста фразовой речи.
Логопеды по опыту знают, что многим детям в период развития речи нужен коммуникативный «толчок». Чаще всего им становится общение со сверстниками, превосходящими его в речевом развитии, групповые речевые игры или индивидуальные занятия с логопедом, который способен заинтересовать и стимулировать ребенка. Именно такой «толчок» и способствует выходу из состояния темповой задержки речи.
Алалия
Если речь у ребенка полностью или частично отсутствует – это явления называется алалией. Алалия возникает в результате повреждения отдела коры головного мозга во внутриутробном периоде развития плода или в раннем возрасте. Ребенок с алалией имеет задержку в развитии речи, которая не связана со снижением слуха или снижением интеллекта. Но без специального обучения такие дети не могут научиться разговаривать самостоятельно. Речь развивается по патологическому пути или не развивается вовсе.
Если лечение и коррекционное обучение начать поздно (после 4-5 лет), малыш будет отставать и в речевом, и в интеллектуальном плане.
При алалии нарушены все стороны речевого развития ребенка: налицо неправильное произношение, плохо усваиваются закономерности родного языка, речь похожа на говор иностранца, не усваиваются родовые понятия и правила согласования слов, не наращивается словарный запас.
Так или иначе, прежде чем принять решение «подождать, пока произойдет тот самый «скачок», проконсультируйтесь со специалистом-логопедом. Если не провести адекватное обучение и лечение, речевое отклонение может появиться страх речи, нежелание общаться и учиться. Чем раньше начать коррекционное обучение, тем благоприятнее будет прогноз для интеллектуального и речевого развития малыша.
Коррекция ЗРР
В этом случае понадобятся занятия ребёнка с логопедом и психологом, консультирование родителей.
Также причина может быть в нарушениях функционирования головного мозга. В этом случае для коррекции ЗРР в первую очередь необходима консультация невролога: специалист назначит комплексную терапию, включающую при необходимости ноотропные препараты, массаж, физио- и рефлексотерапию. Занятия с логопедом и психологом потребуются в дополнение к неврологической помощи: акцент в них будет сделан на развитии мелкой моторики, концентрации зрения и слуха, связной речи.
Специалисты нашего Центра оказывают высококвалифицированную помощь для преодоления ЗРР и алалии.
В нашем Центре Вы можете пройти комплексную психоречевую диагностику и узнать, необходима ли ребенку помощь логопеда или его задержка речи временна.
Записаться на прием можно по телефону +7(921) 995-61-57 или заполнив форму
© « Центр коррекции речи Анны Белик »
Вся опубликованная на сайте информация предоставлена для общего ознакомления. Для консультации обратитесь к нашим специалистам
Мама и малыш: ДАВАЙ поговорим!
Дети начинают говорить к концу первого года жизни, у некоторых малышей осмысленные слова появляются уже к 6‑8 месяцам.
«Ранние пташки» вызывают гордость у родителей, в то время как мамы и папы «молчунов» испытывают тревогу. И не зря: за отсутствием речи к 1,5‑2 годам могут скрываться серьезные проблемы.
Об алалии – распространенной форме речевого нарушения, расскажет психопедагог, логопед-дефектолог, Ярославна Романова.
Что такое алалия?
Алалия – это одно из наиболее тяжелых речевых нарушений, выражающееся в отсутствии или недоразвитии речи вследствие органического поражения определенных зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка. К сожалению, в последнее время ко мне на прием стало попадать все больше малышей с подобной патологией, и я могу констатировать, что количество не говорящих детей с каждым годом только увеличивается.
Следует отметить, что особенности развития их речи, как правило, усугубляются еще и их собственным психоэмоциональным состоянием и психологической атмосферой в семье, а также неумением родителей правильно общаться с детьми (что не дает развиваться разговорной речи естественным образом).
Как проявляется эта проблема?
Нужно понимать, что алалия – не просто временная функциональная задержка речевого развития, она представляет собой системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все ее компоненты, а процесс становления проходит в условиях патологического состояния нервной системы. Отдельные проявления данного нарушения внешне могут не быть в расхождении с нормальным развитием ребенка в раннем возрасте, однако со временем несоответствие все более увеличивается, так как при обычной эволюции речи один этап сменяется другим более плавно и быстро, чем при алалии.
Важно отметить, что такая патология может проявляться в разной степени тяжести – от простой словесной неловкости до полной неспособности разговаривать. При ней отмечается позднее появление речевых реакций, бедность словарного запаса, аграмматизмы (трудности при составлении или восприятии предложений), нарушение слоговой структуры, звукопроизношения и фонематических процессов.
Научившись произносить отдельные звуки, дети не способны овладеть звукосочетаниями, у них нередко замечается перестановка слогов, такая как «ломоток» вместо «молоток». С увеличением сло- варного запаса возникает специфический феномен, который выражается в неверных падежных окончаниях, отсутствии союзов, предлогов и наречий.
Некоторые малыши способны проявлять речевую активность, однако их речь полностью непонятна для окружающих. Ввиду глубоких нарушений ребенок с возрастом начинает отставать и в психическом развитии. В дальнейшем обучение письму и чтению будет вызывать серьезные затруднения.
Патология может проявляться в разной степени тяжести.
Почему она возникает?
На самом деле, существует несколько основных предпосылок задержки речи у ребенка, и не всегда в этом виновна алалия. При темповой задержке речевого развития у малыша (довольно частого явления) сдвигаются только сроки появления первых фраз и предложений, начав говорить, кроха, как правило, в короткие сроки догоняет своих сверстников.
Очень часто такие дети быстрее других осваивают ходьбу и, несмотря на отсутствие речи, смышленые и любознательные. Важно отметить, что задержка речевого развития в этом случае может быть, даже если у мамы беременность и роды протекали нормально; в первые годы жизни у ребенка не было травм головного мозга и заболеваний центральной нервной системы; у него нормальный слух, богатые набор жестов и мимики, стойкий игровой и познавательный интерес, хороший эмоциональный контакт с родителями.
Одной из основных причин отсутствия речи у крох является снижение или полная потеря слуха. Необходимо подчеркнуть, что в этом случае без специального обучения дети не начинают говорить или их речь будет очень искажена. У ребенка раннего возраста тугоухость или глухота может наступить по нескольким причинам, таким как врожденное повреждение слуха; применение ототоксических антибиотиков, которые нарушают работу периферической слуховой системы; нейроинфекции (менингит, менингоэнцефалит).
Причиной алалии могут стать патологии беременности, такие как поздний токсикоз (гестоз), внутриутробные инфекции, гипоксия плода, тяжелые роды, заболевания и травмы, перенесенные в раннем возрасте, и многое другое.
Какие бывают виды данной патологии?
Среди неречевых расстройств при алалии выделяют: моторные, сенсорные, психопатологические симптомы. Традиционно рассматривают моторную и сенсорную алалию, однако некоторые авторы выделяют еще и сенсомоторную алалию (комбинированную).
Моторная алалия – это отсутствие или недостаточность речевой активности при относительно сохранном понимании речи. У детей, страдающих данным нарушением, наблюдается сильное расхождение между активным и пассивным словарным запасом. Чрезвычайная бедность лексики заставляет многих из них активно использовать мимику и жестикуляцию.
Наблюдаются ошибки в произношении звуков, изолированное звукоподражание, пропуски, искажение, смешивание и замена звуков, бедность словарного запаса, специфические аграмматизмы, сложность запоминания зрительного образа, грубые ошибки словообразования и словоизменения, шаблонизация, грубое отставание речевого развития, трудности составления предложения или рассказов, лепетные слова, нарушение вербально-логического мышления, психопатологические изменения, нарушение памяти, плаксивость, импульсивность, расторможенность, застенчивость, трудноуправляемость.
Сенсорная алалия – это нарушение понимания речи, вследствие чего вторично недоразвивается и собственная речь ребенка. Первоначальное впечатление, которое производит такой малыш, заставляет думать или об умственной отсталости, или о раннем значительном снижении слуха. Контакт с этими детьми сильно затруднен. Для привлечения их внимания необходимо не только звуковое, но и тактильное воздействие, а также нахождение в его поле зрения.
Симптомами данного расстройства считаются эхолалия (неконтролируемое автоматическое повторение слов), гиперакузия (аномально острый слух или болезненная чувствительность к слышимым звукам), тревожность, замкнутость, замыкательная аупатия (ребенок не понимает обращенной речи). Тяжелые формы алалии проявляются полным отсутствием речи или наличием только лепетных слов. В более легких ситуациях наблюдается аграмматизм, затруднение в освоении письма и чтения.
В каком возрасте можно выставлять подобный диагноз?
К сожалению, в нашей стране не развита ранняя диагностика таких нарушений. В первую очередь, в этом повинен укоренившийся стереотип, что раньше пяти лет заниматься с логопедом не имеет смысла. Это в корне неверно. Как показывает моя практика, при любых дефектах речи чем раньше будет начата коррекционная работа, тем лучших результатов удастся достигнуть.
Поэтому, если родителям кажется, что их малыш в чем‑то отстает от своих ровесников, то лучше показать его специалистам – невропатологу, психоневрологу, логопеду-дефектологу. Помните, что диагноз, особенно такой серьезный, как алалия, должен устанавливаться не логопедом в детском саду, а на специальной медико-психопедагогической комиссии после комплексного обследования психологом, логопедом-дефектологом, сурдологом, невропатологом, и не ранее трехлетнего возраста.
Если в два года у ребенка существуют определенные нарушения речи, то это далеко не всегда означает, что он «алалик», в некоторых случаях ему просто надо помочь научиться правильно овладевать своим артикуляционным аппаратом. К сожалению, многие мамы и папы слушают рассказы родственников и знакомых о том, как чье‑то чадо молчало почти до пяти лет, а сейчас занимает первое место в конкурсе чтецов, и упускают драгоценное время.
Ребенок растет, а вместе с ним растет и его проблема. В семь лет дети с серьезным нарушением речи обязательно направляются на вышеуказанную комиссию, по решению которой, как правило, идут в школу для ребят со специальными нуждами. Это очень печально, ведь в дошкольном возрасте можно провести адекватную терапию и будущий первоклассник будет зачислен в общеобразовательную школу, но при условии ранней диагностики, длительной и систематической работы квалифицированного дефектолога под наблюдением грамотных невропатолога и психолога.
Каким образом проводится ее коррекция?
В первую очередь, хочется отметить, что родители, столкнувшиеся с такой проблемой, не должны ждать чудес, им следует настроиться на длительную и кропотливую работу.
Также стоит сказать,что, каким бы грамотным ни был бы дефектолог, в одиночку ему не справиться, трудиться придется всей семье и выполнять все домашние задания, рекомендованные специалистом. Терапия осуществляется с учетом индивидуальных особенностей малыша.
В результате создается новая речевая модель взаимодействия с миром, направленная на развитие осознанной речи и личности ребенка в целом. В зависимости от характера нарушения подбираются индивидуально-дифференцированные методы. Занятия проходят индивидуально, преимущественно в игровой форме. Они возбуждают интерес к окружающему, вызывают потребность в общении, способствуют развитию речевого подражания и мелкой моторики (очень важный фактор, влияющий на речь), обеспечивают эмоциональный контакт.
Однако в ряде случаев «алаликов» приходится обучать и игре, так как игровые действия у них могут быть не сформированы. Важно знать, что зачастую на устранение и коррекцию алалии уходит несколько лет, и впоследствии ребенок все равно может нуждаться в регулярных занятиях с логопедом для удержания достигнутого результата, а также для устранения таких нарушений, как дисграфия (неспособность овладевать письмом) и дислексия (неспособность овладевать чтением).
Кроме того, дети-«алалики» остро нуждаются в психологической помощи и поддержке. Им трудно заводить новые знакомства и комфортно чувствовать себя в коллективе, некоторые из них испытывают постоянный стресс при общении со сверстниками, что может привести к замкнутости, агрессии и нервным срывам.
Существует ли специфическая профилактика?
К сожалению, нет. В настоящее время лучшей профилактикой любых нарушений у будущего малыша считается запланированная беременность, а также строгое соблюдение всех врачебных предписаний в период ожидания крохи. Важно избегать стрессов и сильных потрясений, правильно питаться и гулять на свежем воздухе. Кроме того, уже давно доказано, что малыши, мамы которых общались с ними еще до рождения, начинают говорить гораздо раньше.
Интересно знать…
У кого чаще встречается алалия, у мальчиков или у девочек? Считается, что мальчики страдают от этого нарушения в два раза чаще, чем девочки, но ко мне на прием дети обоих полов попадают одинаково часто.
Nota Bene!
Правильное заключение можно сделать лишь при динамическом наблюдении за состоянием ребенка. Если в результате логопедических занятий у малыша будут заметны изменения, то это задержка речевого развития, если же обнаружатся стойкие трудности в овладении речью, то тогда это алалия. Если вместе с этим будет наблюдаться отставание в овладении другими знаниями и умениями, значит, у крохи страдает интеллект.
Диагностика
Алалию очень трудно диагностировать, ее легко можно спутать с глухотой, аутизмом, с задержкой речевого развития. Для правильного заключения необходимо обследовать ребенка у сурдолога, невропатолога, психиатра, психолога, логопеда. Только при соответствующем неврологическом лечении и коррекционной работе логопеда и психолога можно добиться хороших результатов при решении данной проблемы.
Что вы пожелаете родителям, столкнувшимся с такой проблемой?
В первую очередь, любить своих детей и принимать их такими, какие есть. Однако это вовсе не означает, что надо смиряться и опускать руки. При любых тревожных сигналах необходимо обращаться за помощью к специалистам.
Кроме того, абсолютно всем мамам и папам я советую заводить дневник наблюдений за ребенком с его первых дней, ведь он обеспечит не только приятные воспоминания в будущем: в дальнейшем, если у малыша возникнут какие‑либо проблемы, он может быть весьма полезен для многих специалистов.
Ни в коем случае нельзя замыкаться в себе и своей проблеме. Ведь на свете есть немало счастливых мам и очень разговорчивых детей, которые уже справились с этой неприятностью. Любви, терпения, сил и удачи вам, дорогие родители.
Зрр алалия что это
Ожидайте
Перезвоните мне
Ваш персональный менеджер: Маргарита
Ответственная и отзывчивая! 😊
Аннотация: В зависимости от локализации повреждения, могут быть нарушены различные зоны головного мозга.
Статья:
Слово алалия происходит от «а» – приставка, обозначающая отсутствие чего-либо – и «lalio» – «речь» в переводе с древнегреческого. Это отсутствие речи у ребенка или ее недоразвитие, связанное с поражением речевых центров. В зависимости от локализации повреждения, могут быть нарушены различные зоны головного мозга.
Что такое алалия
Алалия у детей – это следствие повреждений, произошедших во внутриутробный или ранний период жизни. Без специально разработанного лечения малыши с таким заболеванием самостоятельно говорить не начнут.
Появление речи может перенестись на дошкольный, а в некоторых случаях и на более поздний период. У таких детей подобная задержка речи не связана с дефектами слуха и интеллекта.
Если коррекционная терапия начинается после 4-5 лет, возможна вторичная задержка речи, связанная с психическим развитием ребенка. Запас знаний об окружающем мире у таких малышей меньше, чем у здоровых сверстников. Для алалии характерны нарушения всех сторон речи:
Это системное расстройство речевого аппарата, при котором сложно усвоить правила функционирования родного языка. Словарный запас скудный и аграмматичный. Лечение комплексное и систематичное, на протяжении нескольких лет. Статистически мальчики страдают им в два раза чаще.
Алалия – стойкая, тяжелая патология речевого аппарата. Детям с таким диагнозом трудно овладеть языком. Они не воспринимают речь как единую систему. Встречаются случаи, когда малыш не начинает говорить даже к школьному возрасту.
Нарушения, связанные с этой болезнью, влияют на речь и познавательную деятельность малыша. Позднее могут появиться проблемы при формировании личности. Нередко отсутствует стремление к развитию, взаимодействию с внешним миром.
Для алалии свойственен системный характер нарушений речевого развития, который затрагивает все его компоненты. Малыш с такими нарушениями не понимает обращенную к нему речь, все общение сводится к коротким лепетным словам.
В последующие годы наблюдается скудный словарный запас, аграмматизм, неправильное построение слогов, нарушения в произношении звуков. Алалия – одно из самых тяжелых речевых расстройств. Без помощи логопедов и других специалистов решить эту сложную проблему невозможно.
Классификация алалии
Современная логопедия выделяет две формы в классификации алалии – экспрессивная (моторная) и импрессивная (сенсорная). Встречается алалия, сочетающая две эти формы – сенсомоторная (смешанного типа).
Экспрессивная или моторная – системная недоразвитость экспрессивной речи центрального органического характера. Обуславливается это недостаточной сформированностью языковых операций.
Импрессивная или сенсорная алалия – речевое нарушение, имеющее центральный патогенез. Ребенок с таким диагнозом неспособен понимать обращенную к нему речь из-за неправильной работы речеслухового анализатора.
Каждый из этих видов имеет свою методику лечения. Без правильной терапии сенсорный вид опаснее для развития ребенка, чем моторный тип. На основе нейрофизиологии, нейрохимии и психолингвистики сформированы способы коррекции всех типов алалии. Но родители ребенка должны настроиться на долгую и упорную работу.
Что такое сенсорная алалия
Сенсорная (импрессивная) алалия – тяжелая форма речевого развития, при которой страдает и понимание, и говорение, а также наблюдается ряд симптомов моторного типа заболевания. Согласно медицинской статистике, в общем количестве деток, страдающих проблемами с речевым аппаратом, на моторный тип приходится 90% случаев, когда на сенсорную лишь оставшиеся 10%.
Сенсорная алалия это нарушение понимания ребенком речи окружающих. Экспрессивная речь (способность связанно говорить) у малыша в таких обстоятельствах не может развиваться. Некоторые считают, алалия сенсорная что это – неспособность говорить в связи с нарушением артикуляционного аппарата. Однако нарушение речи здесь вторично, то есть из-за непонимания речи окружающих, из-за проблем с фонематическим слухом.
Малыш с хорошим слухом не может связать в слова звуки, которые слышит от взрослых или сам произносит. Поэтому он не в состоянии их воспроизвести.
При таком типе наблюдается повреждение или недоразвитие речеслухового анализатора. Это приводит к серьезным нарушениям аналитико-синтетической деятельности. Звуки, которые слышит ребенок, не различаются им. Он не в состоянии распознать слова или даже отдельные звуки, слоги.
Причины появления сенсорной алалии
К этому нарушению приводят поражения головного мозга, а именно определенных зон, находящиеся в корковой его части, которые отвечают за речевой аппарат, анализ речи, понимание звуков. Главными факторами, способные привести к этому являются:
Существуют другие причины, которые также способны вызвать такое речевое нарушение. Диагностировать можно только после проведения комплексного осмотра ребенка. Малыша должны осмотреть логопед, педиатр, невролог, детский психолог, отоларинголог.
Как определить сенсорную алалия
Для оценки состояния мозга ребенка, у которого есть подозрения на алалию, необходимо провести МРТ мозга, ЭЭГ. Все эти методы исследования абсолютно безвредны для ребенка и не представляют никакой опасности здоровью.
Необходимо четко разделить сенсорную алалию и возможную тугоухость. Это должен сделать квалифицированный отоларинголог. Для этого он проводит аудиометрию, отоскопию. Диагностика также должна определить степень тяжести имеющихся нарушений.
Какие симптомы имеет сенсорная алалия
При этом нарушении в первую очередь страдает понимание речи, обращенной к малышу. Он не способен понимать, что ему говорят. При тяжелом протекании, ребенок проявляет полное безразличие к окружающим звукам, независимо от природы их происхождения. Такие дети не способны различать речь от других звуков и не реагируют на свое имя. При лёгкой степени ребенок может понимать некоторые слова из обихода.
Ребенок, страдающий этим речевым нарушением, имеет высокую речевую активность, но она состоит из простых (лепетных) звуков, междометий. Смысл этого потока звуков и слов непонятен для окружающих людей. Речь ребенка напоминает скорее «словесный салат».
Одним из отличительных признаков сенсорного типа заболевания является выраженная эхолалия – повторение отдельных звуков не понимания их значения. Повторять слова, произнесенные взрослым, малышу с таким речевым нарушением сложно или вовсе невозможно. Ребенок не в состоянии соотнести слово и предмет, которое оно обозначает.
Для алаликов характерно большое количество речевых ошибок. Они указывают на фонетическую недостаточность, что проявляется неправильной расстановкой ударений, пропуском звуков или их заменой на другие. Ребенок не может контролировать свою собственную речь и допускает в ней ошибки.
Как корректировать сенсорную алалию
Корректировать сенсорную алалию необходимо только используя комплексный подход. Он состоит из:
Комплексная помощь
Врачами назначает прием ноотропные препараты, нейропептиды, нейропротекторы, витамины. Эти средства оказывают положительное влияние на ЦНС в целом. Дополнительными мерами могут стать массажи, ЛФК, приятие лечебных ванн.
Логотерапия
Целью здесь является формирование слухового восприятия, развитие способности анализировать речь и слова окружающих. На первых этапах замедляется хаотичная речь малыша, повышается его усидчивость, внимательность.
Нейропсихологическая коррекция
Здесь происходит развитие дефицитарных функций, мышления, улучшается память малыша, появляется активность к исследованию окружающего их мира. Все эти компоненты лечения подбираются и назначаются специалистами, с учетом возраста, тяжести заболевания, причин возникновения и ряда других физиологических особенности. Обязательным условием успешной терапии являются занятия с дефектологом.
Подобрать меры коррекции можно только после проведения комплексной диагностики. От срока обнаружения этого речевого нарушения зависит результат терапии. Оптимальным возрастом, когда желательно начинать коррекцию считается 2-3 года.
Прогноз лечения и меры профилактики
Прогноз результата определяется на сколько рано была выявлена проблема и говорить об этом может только врач, который ведет кроху. Логотерапия поможет только если соблюдается весь план коррекционной работы, состоящий из медицинской, а также психологической составляющей.
Вовремя начавшаяся терапия и неукоснительно соблюдающаяся коррекция позволяют сгладить нарушения речевого аппарата, предупредить отклонения в дальнейшем.
В случае запоздалого обращения, вероятность получить сформированную полноценную речь резко снижается. При отсутствии мер коррекции, задержка речи может привести к плохой социализации малыша. Как следствие, могут появиться психологические нарушения. Меры профилактики сенсорной алалии проводятся при беременности, а затем в раннем возрасте малыша.
Отличия сенсорной алалии от моторного типа нарушения речи
Слуховое внимание при данном нарушении снижено или вовсе отсутствует. Речь взрослых воспринимается неотчетливо, как набор хаотичных звуков. Поэтому не возникает желания подражать, повторять слова, слоги, звуки.
У детей с сенсорной алалией повышена речевая активность. Это отличает их от деток с моторный типом речевого нарушения. Детки с сенсорным видом много говорят, сохранена правильная интонация.
В этом случае речедвигательный анализатор не поврежден. Однако речь таких малышей неустойчива по звуковому составу. В ней много отдельных обрывков слов, бессмысленных словосочетаний. Такая речь непонятна для окружающих. В некоторых случаях наблюдается эхолалия – повторение отдельных слов, звуков без понимания их значений.
Часто не сформирована соотнесенность слышимых и произносимых слов. Название не может закрепиться за определенным предметом. Дети с нормальным развитием речевого аппарата запоминают название предмета после 3-5 повторений.
Для алалика с сенсорный типом заболевания для этого требуется минимум 25-30 повторений. Ребенок не может повторить произнесенное родителем слово. Взрослые же расценивают это как упрямство со стороны малыша.
Степень нарушения понимания может быть разной. Может наблюдаться полное непонимание речи, так и непонимание отдельных звуков, слов. Понимание речи имеет ситуативный характер. Одна фраза может быть понята по-разному.
Сенсорная алалия – повышенная речевая активность при низком ее понимании окружающими. Малыш плохо контролирует свою собственную речь. Симптоматика сенсорной алалии:
Дети, страдающие таким расстройством, плохо идут на контакт с другими людьми. На них трудно влиять словами и убеждениями, им сложно что-то объяснить. Эти факторы объясняют неуправляемость малыша.
Для сенсорного вида характерно, что даже специалисты часто могут ее спутать с аутизмом. В профессиональном кругу логопедов появляется мнение о том, чтобы заменить термин «сенсорная алалия» на «сенсорная дезинтеграция». Терапия этой болезни начинается именно с сенсорного компонента. Это продиктовано тем, что у ребенка вначале начинает развиваться понимание речи, и только после этого появляется способность выговаривать звуки и слова.
Что такое моторная алалия
Алалия моторная – или по-другому экспрессивная – обусловлена тем, что связана с моторными (двигательными) нарушениями. Основные проблемы становления речи – плохое овладение языковыми операциями, недостаточный словарного запаса. К примеру, моторная алалия у ребенка 3 лет выражается в неспособности высказать свои мысли, слова, отдельные звуки. Ему сложно составлять слова, словосочетания и правильно их использовать.
Понимая речь окружающих, малыш бессилен в воспроизведении родного языка. Задержка затрагивает исключительно речевой аппарат. Если имеется длительная задержка, может появиться вторичное отставание в интеллектуальном развитии. Это сглаживается со становлением речи и ее развитием, усложнением.
Характерным симптомом моторного типа алалии является неспособность повторять речь, услышанную от взрослых. В особо тяжелых ситуациях, ребенок не может повторить даже простейшие звуки, такие как «АУ», «БА», «ПА», хотя и понимает обращенную речь взрослых. Чем сложнее слог, тем сложнее дается его повторение. Дети, страдающие такими речевыми расстройствами, как правило имеют неврологические или психические нарушения.
Неврологические симптомы могут быть выражены в неловкости, плохой координации движений, недостаточной физической активности. Может наблюдаться плохая мелкая моторика пальчиков – сложно застегивать пуговицы или завязывать шнурки.
Деткам с моторной алалией сложно играть с другими ребятишками. Им сложно хорошо прыгать, играть в мяч и делать другие движения, которые при этом легко даются здоровым детям.
В некоторых случаях может наблюдаться обратный эффект, то есть повышенная активность. Это зависит от локализации поражения головного мозга. В этом случае дети могут проявлять гиперактивность, легко возбудимы, проявляют излишнюю суетливость, но при этом они быстро устают.
Психические нарушения при моторной алалии
Могут наблюдаться отклонения в эмоционально-волевой сфере. Это проявляется в чрезмерной обидчивости, склонности к бурным реакциям, частым слезам, истерикам, нежелании иметь контакты и общение с окружающими людьми. Такие симптомы могут быть выражены в:
Детям с моторной алалией сложно сосредотачиваться на каком-либо занятии или предмете. Они очень быстро отвлекаются на другие малозначимые предметы или события. Заинтересовать чем-либо такого ребенка крайне сложно. Таким детям сложно запоминать стишки, цифры, названия дней недели.
Смешанный тип — сенсомоторная алалия
В большинстве случаев, наблюдается смешанный тип алалии – сенсомоторный. Чтобы понять, что такое сенсомоторная алалия, опишем классическую клиническую картину. Ребенок поздно заговорил, имеет трудности в формировании речи. Словарный запас (и активный, и пассивный) довольно скудный. Понимание обращенной речи плохое.
Нарушены навыки социальной адаптации, что часто затрудняет дифференцирование сенсомоторной алалии от заболеваний аутичного спектра. Может присутствовать боязнь громких звуков, нередки навязчивые движения. Но тем не менее, и этот тип поддается лечению и коррекции.
Диагностика алалии
Логопеды иногда затрудняются в диагностировании алалии. Есть разные способы установления диагноза, которые призваны дополнять друг друга:
Распространена диагностика с помощью МРТ и ЭЭГ. Эти исследования выявляют органические поражения и нарушения.
Клиническая картина и особенности поведения
При отсутствии речевого общения с детьми или взрослыми ребенок испытывает психологический дискомфорт. Дети с самого раннего возраста используют жесты чтобы выразить свои эмоции, желания.
Постепенно они начинает подключать к этом речь, которая по мере взросления усложняется.
Ребенок с алалией такой возможности не имеет, ему трудно объяснить, что он хочет от взрослого. Степень затруднений может быть различной, но существует три уровня неразвитости речевого аппарата:
Эти уровни не связаны с возрастом ребенка. В 5 лет он может находиться на первом уровне. Эти нарушения неизбежно отражаются на устной речи, а в позднее на способности писать и читать.
Дети с трудом могут запомнить буквы, цифры. Они их путают, мешают друг с другом. Это дополнительно затрудняет развитие речевой способности. Ребенок понимает обиходную речь. Она проста для него, для нее не требуется соблюдать грамматические закономерности.
Ребенок может понять простые просьбы, например, закрыть дверь или взять книгу, ориентируясь на текущую ситуацию. Он понимает, что, если дверь в комнату закрыта, а мама вдруг о ней сказала, значит с ней нужно сделать какие-то манипуляции.
Интуитивно малыш откроет дверь. Но понимает ли он именно значения слов в этот момент, зависит от тяжести заболевания. На сложных стадиях может вовсе не понимать то, что ему говорят взрослые.
Коррекция алалии
Дети, страдающие алалией, имеют сложности в воспитании. Некоторые родители могут относится к таким деткам несправедливо. Они не понимают всех проблем, с которыми сталкивается на своем пути малыш. Важно осознавать, что таким детям требуется особый подход, основанный на спокойствии, терпении, понимании.
Если родитель заметил первые симптомы алалии, стоит немедленно обратиться за помощью к специалистам. Чем раньше будет выявлена проблема, тем легче с ней справиться. Своевременная коррекция снизит риск возникновения осложнений.
В лечение этих нарушений входят различные методики и способы. Существуют психологический, педагогический, медикаментозный подходы. Особый вклад имеет в восстановлении речевых возможностей имеет методика транскраниальной электростимуляции. Также должны проходить этапы коррекции, основанные на специальных занятиях:
В специальных коррекционных центрах, логопедических школах используют особые медико-психологические терапии. Медикаментозный подход в первую очередь направлен на стимуляцию и формирование поврежденных мозговых центров. Специалисты отмечают эффективность некоторых процедур:
Коррекционная программа подбирается индивидуально м должна учитывать все особенности ребенка. Восстановительный процесс должен влиять саму на патологию и сопутствующие ей диагнозы.
Лечение моторной алалии у детей
При лечении нужно делать акцент на развитие моторики ребенка, его мышлении, способности запоминать. Так как это заболевание имеет системную природу появления, логопедический подход настраивается на полной охват звукобуквенных постановок, визуализации, способности концентрировать внимание на чем-либо. Это должен быть целый комплекс мер, оказывающий воздействие на:
В лечении и коррекции принимают участие разнопрофильные специалисты, а не только логопеды. Ребенка с алалией нужно учить алфавиту и буквам как можно раньше. Эти навыки помогут лучше развить память, научить составлять слова из отдельных звуков, контролировать речь.
Почему может возникнуть алалия
Алалия может стать следствием асфиксии новорожденного, недоношенности, родовых травм. Иногда такое нарушение встречается у детей после преждевременных или затяжных родов. Провоцирующими факторами могут стать осложнения при беременности и родах, перинатальные патологии. Причинами возникновения алалия обычно являются:
Среди этиопатогенетических факторов появления заболевания необходимо выделить энцефалиты, менингиты, травмы головы, ряд соматических заболеваний, влияющие на центральную нервную систему. Ряд ученых связывает алалию с наследственностью. Дети – алалики серьезно отличаются от умственно отсталых деток. По мере развития речи их умственное отставание исчезает.
Домашняя терапия алалии
Кроме занятий с профильными специалистами, можно проводить дополнительные занятия на дому. Чтобы избавиться от болезни, родитель должен максимально сосредоточиться на своем малыше и помочь ему. Есть некоторые эффективные способы, разработанные специально для пациентов:
Возьмите малышу несколько книжек с яркими иллюстрациями, и заинтересуйте его чтением. Рассказывайте интересные истории, и показывайте, как выглядят главные персонажи. Могут помочь развивающие игры со взрослыми.
Возможные осложнения и последствия
Первичные проявления этого заболевания становятся заметными уже в 2 года. Если не предпринять лечение в нужное время, недуг продолжит развиваться далее. К основным осложнениям можно отнести:
Работа с алаликами проводится в игровой форме. Пациент не должен испытывать дискомфорта, психологического давления на себя. Правильная коррекционная работа – залог избавления от проблем, связанных с алалией. Успех терапии вероятен при раннем начале – в 3-4 года. Необходим комплексный подход. При незначительных повреждениях речевых центром, данная патология может быть полностью излечена.
Профилактика алалии
Данный недуг может быть врожденным и приобретенным. Ученые выявили определенные закономерности в появлении этой тяжелой болезни. Она может появиться после гипоксии плода, ряда осложнений во время беременности, ранних родах.
Профилактика естественных причин невозможна либо крайне затруднительна. Малыш может получить травму головы во время родов. Причиной алалии являются также этиопатогенетические факторы. Сюда относятся:
Ряд этих причин можно полностью избежать, тем самым снизить до минимума риск появления патологии. Такими являются следующие меры:
Такие меры профилактики обеспечат хорошее развитие нервной системы, развитие речевых, моторных навыков.
Методика массажа при алалии
Массаж обладает положительным воздействием на моторный тип недуга. Он оказывает ряд позитивных воздействий: снижает повышенный мышечный тонус;
Массаж нужно проводить пальцами. Движения должны быть медленными, аккуратными. Таких сеансов должно быть не менее 10 за курс. В технику массажа входят постукивания по губам, языку, внутренней поверхности щек.
Также нужно проводить круговые и надавливающие движения вдоль поверхности щек. Стоит обратиться за помощью к специалистам, которые назначат курс логопедического массажа и определят его особенности, частоту, конкретные движения.
Коррекционная работа логопеда
Вся коррекционная работа должна проводиться последовательно и комплексно. Лечение проводится в несколько этапов определенной последовательности.
Этап первый
Обучение отвлеченным шумам, не связанными с речью. Это может звук колокольчика, погремушек и других предметов. Звуки должны иметь различную тональность, тембр, громкость.
Этап второй
Обучение отдельным буквам и звукам. Малыш должен научиться понимать и проговаривать простейшие звуки, состоящие из отдельных букв, например, «ррррр».
Этап третий
Обучение проговаривать слога, простейшие слова.
Этап четвертый
Научить проговаривать слова. Происходит обучение в составлении простых словосочетаний и фраз.
Этап пятый
Наращивание активного и пассивного запаса, усложнение речевых оборотов.
Прогноз преодоления диагноза
Залогом успешности терапии является ранняя диагностика заболевания. Логопеды, занимающиеся этой проблемой убеждены в том, что при начале коррекция в возрасте 3-4 лет, малыш имеет хорошие шансы на полное восстановление.
Основными факторами успеха является правильно подобранный курс лечения, его своевременность, опыт специалистов, проводящие коррекционную работу.
В раннем возрасте, благодаря пластичность мозга и нервной системы, речевые функции могут перенесены с пораженных участков на другие центры.
Стоит также знать, что чем больше поражения речевых центров, тем сложнее и длительнее будут протекать восстановление. Дети с моторной алалией имеют больше шансов на полное устранение проблем, хотя как сенсорная и смешанный тип, лечится тяжелее. В школьном возрасте такие детки могут столкнуться с трудностями в письме, чтении, сложении цифр.